Главная    Литература    Рухнама

Рухнама

Сапармурат Туркменбаши

Ашхабад 2002

...

Мой дорогой читатель!

Знаешь ли ты, что первую телегу на земле смастерили туркмены? Туркменское колесо не только изменило жизнь армии и государства, но развернуло ход самой истории, дав ускорение развитию мировой науки.

Туркмены первыми стали выплавлять руду. Самый древний туркменский дестан - "Эргенекон". Он повествует о том, как, выплавив громадную рудную гору, люди выбираются на ее поверхность, выходят к свету... Из туркменской земли вышли, разошлись по миру древнейшие предметы, орудия труда из стали и металла. В историческом музее соседнего государства Иран хранится туркменская сабля с надписью: "Туркмен никогда не достанет меч из ножен, чтобы направить его на соседа".

Историки древности отмечали, что лучшие ткани производятся в Мерве и Нусае. Туркменская земля прославилась на весь мир своими шелками и шелковыми коврами.

Во времена Махмута Газналы, сельджукских султанов и куняургенчских эмиров туркмены тянули караван науки во всем исламском мире. Туркменистан превратился в вотчину ученых, мыслителей, философов, поэтов.

После варварских набегов Чингисхана туркмены развернули колесо своей истории с Востока на Запад. Туда теперь пролегает путь мыслителей, учёных, корифеев искусства. Они двигаются через Турцию, другими путями в сторону Кавказа, Рима, Аравии, а оттуда через Египет добираются до Испании. Европа получает колоссальный приток в науке и производстве. Цивилизация, тем временем, устремляется к фазе всеобщего накопления знаний. Здесь и случается парадокс развития.

Яйцо лопнуло, из него вылупился цыпленок, но его сознание еще не готово отыскать звезду, на которой живут те же особи, да и крылышки не окрепли, чтобы долететь до нее. Так и человек - ограничивает Вселенную своим присутствием, утверждая, что Бога нет.

УЧЕНЬЕ - СЧАСТЬЯ СВЕТ

... Сына одного царя восемнадцать лет воспитывал атабег. Принц вырос метким, ловким, сильным. Был он к тому же и умным, способным поспорить с любым ученым, поддержать любую беседу. Атабег научил своего воспитанника разным ремеслам и однажды представил его царю. Довольный царь обращается к сыну: -

А ну-ка, сынок, переплыви реку Огуз. На что принц возразил: -

Я не умею плавать, атабег не научил меня этому. И тогда царь говорит атабегу:

- Все, чему ты научил принца, он может попросить сделать и своих друзей, а вот если ему вдруг понадобится одолеть какое-то расстояние вплавь, тут никто не заменит его. Ни друзья, ни ты, не даже я не сможем помочь ему.

Почему мне вспомнилась эта притча? Человеку часто приходится сталкиваться лицом к лицу с жизнью. Именно в такие минуты ему приходится рассчитывать только на себя, самому принимать решения, ниоткуда не ожидая помощи. Не справился с обстоятельствами, значит, не готов к жизни, не закален.

Преимущество человека в его знаниях. Знание - это осознание мира, умение найти свое место в этом мире и утвердиться в нем. Обязанность человека - знать. Вот почему проблему воспитания необходимо рассматривать в неразрывной связи с проблемами науки и образования.

Если данный Богом талант не оттачивать трудом, он начинает тускнеть.

Талант - это источник, питающий мозг знаниями.

Самая большая сила, данная человеку, - это его ум, а наука есть средство раскрепощения этой силы, ее освобождения.

Наука - самораскрепощение разума.

Общество людей не может существовать без науки, как человек не может жить без разума. В отличие от животных, появившихся задолго до человека, Господь наделил человека рассудком - основным средством его существования. Человеку не дано крыльев, но его разум и способности позволили ему подняться гораздо выше, чем это могут сделать крылатые. Человек не обладает высокими скоростями, но благодаря науке и своим способностям он освоил сверхвысокое ускорение. Человек не имеет острых когтей, но с помощью науки он обрел сверхмощную силу.

Наука - это еще одно преимущество человека. Она возникла из результатов тысячелетней деятельности человеческого разума. Наука оттачивала, совершенствовала его, открывая все новые и новые его грани.

Наука - самая совершенная дорога к знаниям. Чтобы получить полноценные знания, надо не только у других брать, но и свое отдавать. Наука - это прямой выход усвоенных знаний в жизнь.

Существуют три ступени познания:

Грамота.

Образование.

Наука.

Образование - это сокровищница, сотворенная человеком. Грамота - ключ к этой кладовой. Грамота позволяет овладеть письмом, чтением, другими азами знаний, открывает дверь в мир образования.

На ступени образования человек осваивает знания, накопленные человечеством до него, изучает их, впитывает в свой мозг, ищет и отбирает то, что необходимо ему, отсеивая ненужное.

Освоение науки помогает лучше постичь жизнь, обрести способность совершенствовать ее.

Прошли времена кинжала, но и сам кинжал - это продукт разума и знаний. Теперь же знаниям, использованным для изобретения сабли, необходимо другое применение.

Грамота приводит в действие глаза, руки и уши человека, знания заставляют шевелиться его ум. А наука все эти действия объединяет в единое целое, превращая его в жизненно важное творчество.

Творчество - мать науки.

Наука - возможность прыгнуть выше своей головы.

Наука - возможность тонущего вытащить себя за собственные волосы, не дать себе утонуть в бурном потоке жизни.

Разум - росток науки, дарование - ее зерно.

Дух - это то, что наполняет человеческую плоть, возвышает человека. А наука - это средство и инструмент его духовного совершенствования.

Разум и наука - возможность приблизиться к Аллаху.

Настоящей является та наука, которая в состоянии ответить на вопрос "как жить?". Если же у науки нет ответа на этот вопрос, значит, это лженаука, прикрывающая пустое времяпрепровождение и списывающая ненужные расходы.

Самая лучшая наука - та, которая приносит пользу обществу. Сомнительно, чтобы наука, не приносящая пользы обществу, была истинной наукой. Все, что делается человеком, должно приносить пользу. Потому что выгода, прибыль - средство обеспечения общественной жизни.

Наука должна служить материальному и духовному совершенствованию общества. Если исследования ученого стоят в стороне от этого главного дела, то они бессмысленны как возведение воздушных замков.

Наука - это не сборник пустых исследований, неизвестно для кого и для чего предназначенных. Такая наука напоминает накопления скряги, припрятанные по углам и никому не приносящие пользы. Занятие бесполезной наукой похоже на шитье одежды иглой без нитки.

Ученый - хозяин науки, а наука должна в первую очередь служить народу, и только это может быть оправданием деятельности ученого.

Наука без общества - пустой звук.

Ученый - хозяин науки, общество - хозяин ученого.

Ученый - друг истины, слуга общества.

Настоящий ученый должен отвечать следующим качествам:

Он не должен думать об обогащении с помощью науки.

Ученый должен быть мягким, скромным.

Ему должны быть присущи лучшие человеческие качества.

Свои слова он подтверждает делом.

Для ученого наука - не профессия, а судьба.

Учиться никогда не поздно, потому что уму, в отличие от плоти, не свойственно стареть. Чем старше ум, тем зрелее он.

Учитель сильнее ученика, потому что школьник обучается девять лет, а учитель - всю жизнь.

Не учась, только учить других, все равно, что тратить деньги, не зарабатывая их. Самый лучший учитель тот, кто, обучая других, учится сам.

Повторение - мать учения, возьмите за привычку повторять. В каждом повторении открывается что-то новое - это и есть источник настоящих знаний.

Самый лучший способ обучения - чтение. Лучшее чтение - вдумчивое чтение. Там, где нет мысли, нет и знаний.

Наука бывает двух видов: религиозная и светская. Религиозная наука обращена к Богу, светская необходима для постижения реальной жизни. Первая рождает веру, вторая - хорошую жизнь. Наука должна расширить наш кругозор, умножить достаток.

Наука и образование сокращают вероятность совершения дурных дел.

Как без солнца не может быть дневного света, так без науки не бывает общества.

Мои дорогие соотечественники!

Мы не добьемся расцвета туркменской науки, если в корне не изменим систему образования. Советская школа отстала от требований дня, она изжила себя. Ее главный недостаток - скольжение по жизни, а не проникновение в нее.

Программа "Образование", которую я предложил обществу, нацелена на то, чтобы, во-первых, отлучить ребенка от улицы, во-вторых, воспитать в нем потребность в знаниях и, в-третьих, завести триединый механизм познания, помогающий постигать и совершенствовать жизнь. Мы должны добиться, чтобы каждый гражданин нашей страны был высокообразованным, эрудированным человеком.

Наука в нашей стране должна превратиться во всеобщий интерес, в судьбу народа. Золотой век должен стать веком расцвета туркменской науки, ее всемирной славы.


Главная    Литература    Рухнама