Главная    Конференция    «Сказка» и быль

«Сказка» и быль

В.В. Митрофанов

Я как-то писал , что во главе каждого дела желательно иметь человека подобного Пастеру. И буквально на днях получил возможность убедиться в том, что я прав. Я прочел сказочную статью. Ее название –«Коровам - фуги Баха, родителям - детсад за 5 рублей». Автор - Виктор Филиппов. Естественно, меня интересует методология успеха и не успеха. Я не мог читать эту статью без волнения. Приведу главное, что поразило.

«Горин-старейший в России руководитель сельхозпредприятия. Василию Яковлевичу 85 лет, 48 из них он работает председателем колхоза (Обратите внимание - никаких вторых, третьих сроков – 48 лет работы и все довольны, а ему 85!). Удивительно, как этот человек, переживший советские времена и неспокойные годы перестройки, сейчас умудрился ладить с законами бизнеса. Первым делом он ведет меня в детский сад, - именно его Василий Яковлевич считает краеугольным камнем своей СТРАТЕГИИ развития хозяйства, (В стратегии развития России детский сад стоит явно не на первых местах!)

- Вот вкладываем деньги в БУДУЩЕЕ колхоза, - говорит Горин (он тратит деньги, а не хранит их в американских бумагах).- Ведь это НАШИ ДЕТИ. ВОСПИТЫВАЕМ В НИХ КУЛЬТУРУ, начиная с детского садика. Тут английский преподают в четыре годика, театр у них свой, танцевать начинают детки - трехлетки.

В детском садике «Улыбка», просторное здание которое окружено парком, председатель колхоза с удовольствием - уже в тысячный , наверное, раз – обходил детские владения: уютные спаленки, зимний сад, бассейн, театральную студию, кабинет иностранных языков, МИНИ МУЗЕЙ русского быта и зубоврачебный кабинет.

- Содержание ребенка в детском садике стоит 170 рублей в день, а родители платят 5 рублей в месяц, (!!!) - с гордостью рассказывает его директор Валентина Протасенко, работающая здесь уже 30лет. - Ребятишек из дальних сел к нам привозит специальный автобус, он же вечером доставляет их домой. У нас 182 ребенка. С ними работают воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф, преподаватель иностранного языка, УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ (учат как дворян), инструктор по физкультуре и ЭКОЛОГ (!!). МЫ ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ.. Многие ребятишки после детсада параллельно с общеобразовательной школой учатся в школе искусств. Василий Яковлевич открыл ее в Бессоновке еще в 1976году.

Молочный комплекс в селе Солохи: огромный ангар из красного кирпича с прозрачным куполом крыши. 450 коров мирно жуют силос. Негромко ЗВУЧИТ БАХ.

Работницы приветствовали своего председателя с радостью и уважением, но мне показалось странным, что никто не старался воспользоваться случаем, ухватить его за пиджак и обратить внимание на производственные проблемы.

- А МЫ САМИ ИХ РЕШАЕМ, - пожала плечами Галина. – У нас любой человек четко ЗНАЕТ, ЧТО И КАК ЕМУ ДЕЛАТЬ (Вспомните, как президент допрашивал министра, который не мог толково дать ответ). Мы каждый год сдаем экзамены по профессии, это обязательно. 30 билетов по три вопроса и практическое задание. От оценки на экзамене зависит наш заработок: сдал на первый класс-получил 20-прцентную прибавку к зарплате, сдал на второй - тебе 10процентов. А заваливать экзамен никому неохота - ведь такую работу потеряешь! (Вот бы неприкасаемых экзаменовать, может быть не было бы законов, позволяющих выселять детей на улицу). У нас смена 7 часов, пять дней отработал – два выходных. И еще каждой женщине в день ее рождения полагается выходной, а колхоз ей этот день оплачивает У меня зарплата в этом году на круг 11348 рублей в месяц. А когда в 1994 году я возила старшую дочку на операцию в клинику Федорова в Москву, мне хозяйство выделило миллион рублей безвозмездно……….»

Теперь позвольте несколько слов о председателе Горине. «Горин родился в селе Бессоновке - сейчас это центральная усадьба колхоза им.Фрунзе. С шести лет помогал пасти коней, 11 июня 1941 года-за десять дней до начала Великой Отечественной - Василий окончил Харьковское военно - медицинское училище. Ему присвоили звание лейтенанта и направили служить в Белоруссию. Два с половиной года он провел в фашистском плену. Когда его освободили, при росте174 сантиметра он весил 43 килограмма. После войны он вернулся в Бессоновку и лечил односельчан до 1959года, пока судьба в виде райкома КПСС не огорошила его выдвижением на должность председателя колхоза. Правда, к тому времени от колхоза осталось одно название: предыдущие восемь председателей пропили и разворовали все, что только возможно, а из 960 трудоспособных селян осталось 346 - самые работоспособные и умные разъехались в поисках лучшей доли.

- Я медик, в сельском хозяйстве разбирался плохо, но не мог отказаться от председательства - ЭТО ЖЕ МОЕ СЕЛО, МОЯ РОДИНА, РОДИНА МОИХ ПРЕДКОВ! Нельзя было допустить ее разорения, объяснил свой тогдашний, рискованный шаг, председатель.

Когда мы ехали через Щетиновку - самое дальнее село хозяйства, у границы с Украиной,- хозяин колхоза вышел из машины, полюбовался разбитым парком: на трех гектарах здесь разместились липовая, каштановая, березовая аллеи, сказал задумчиво:-ПРЕДСТАВЬТЕ, КАКАЯ КРАСОТА БУДЕТ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ… И вдруг, как бы итожа, добавил: - РАДИ ЧЕГО НАДО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ? РАДИ ЧЕЛОВЕКА! Я ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОРАБОТАЛ РАДИ ЛЮДЕЙ…»

Сказка! Полностью статью можно прочитать в газете «Известия»

Я вообще то не выписываю газет, дорого. Тем не менее, в почтовом ящике я часто нахожу «Санкт Петербургские ведомости» за что конечно благодарен почтальону. В тот же день, когда я прочел статью – сказку о председателе, я получил «Ведомости» и прочел громадную статью Ольги Шервуд «Пулковская обсерватория».

Стыдоба жуткая. Живу в Питере почти всю жизнь, но меня никогда не интересовала Пулковская обсерватория. Я знал, что в ней работал великий физик Козырев, но все равно не было времени и интереса к ней. И вот теперь, прочтя ее историю создания и историю ее угасания, мне стало обидно до слез, причем все это происходит на фоне строительства в городе небоскреба для Газпрома, который городу ни к селу, ни к городу.

Несмотря на то, что, в обсерватории много ученых, но по- видимому, нет там ни Пастера, ни Горина. Начнем с того, что предмет «Астрономия» в школе не преподается, а молодежь как устроена Вселенная, в наш космический век знает немного.

Еще Петр 1 думал о постройке обсерватории и в Академии наук ввел должность профессора астрономии. Екатерина вторая принимала в России астрономов Европы. Она же поручила Кваренги разработку «Проекта обсерватории на Пулковской горе с присоединением апартаментов ее и.в. и свиты» - там уже был создан первый в России пейзажный парк английским садовником Джоном Бушем… Николай 1 в 1834 году своим указом Царкосельскому дворцовому правлению отдал в дар Академии наук, «для устройства Главной обсерватории» около двадцати десятин своей земли (компенсировав крестьянам-арендаторам переселение вместе с переносом их фруктовых садов - по уже сделанной к тому моменту оценке-«всего сорок тысяч двести семнадцать рублей 30копеек»).

Струве - директор обсерватории в Дерпте, присмотрел Пулково еще в 1828году. В общем, Струве, в 1830-м успешно доложил Николаю1 результаты своих астрономо-геодезических изысканий и план необходимых далее работ, был послан за границу -заказать инструменты у самых известных оптиков-механиков и разведать передовое устройство астрономического дела. Вернувшись, сознался: положение наше, мол, незавидное. Царь увеличил финансирование дерптских астрономов вчетверо и запустил (как спутник, а не как сельское хозяйство) проект «Главная Рассийская обсерватория в Пулково», создав специальную Комиссию сооружения таковой».

Для постройки дома были задействованы два уже известных архитектора – К.Тон и А.Брюллов. «Комиссия единодушно признает внутреннее расположение по проекту г.Брюллова, несомненно, преимущественнейшим, по причине большей сообразности оного с учеными потребностями»... «задачей было - соединить под одной крышей возможность наблюдения, вычислительной работы и жилья. Телескопы и другие инструменты работают под открытым небом: отопление, порождающее струйки воздуха, исключено. Утепленные коридоры и нормальные комнаты вблизи таких условий труда необходимы.»

Коротко говоря, Пулковская обсерватория, в которую вложили громадные средства и энергию многие люди с 18ека и после войны 41-45гг, теперь оказалась на грани …

Приведу пару фраз, которые характеризуют состояние дел. «Идея выселения ученых с их горы безграмотная (доказательств - бездна), бескультурна и просто кощунственна, даже если превратить обсерваторию в образцовый музейный комплекс. Понятно , что астрономический диснейленд - мечта тех, кто обслуживает большие деньги: хочется денег еще больше. Подобное хорошо бы построить где- то, а не здесь. Не ценой целенаправленного убийства организма, который - доказано историей - сам собой способен возрождаться, таково свойство науки. (Петербург, который мы теряем на глазах, увы, невозвратен.)»

Прискорбно, но нет ни в Питере, ни в Пулкове ни Пастера, ни Горина.

24 апреля случайно переключил на канал сто и увидел А. Маринину, которая беседовала со школьниками - они задавали ей вопросы, а она отвечала. Она рассказала много интересного, но вот один ответ мне очень понравился и про него я то и хотел рассказать.

Маринину спросили какие мечты у нее были в детстве. Как она помнит, первая мечта была о Робертино Лорети. Постарше, когда она училась в музыкальном училище, она почувствовала, что ей очень хочется описать словами музыкальное произведение, например второй концерт Сен – Санса. По ее словам, ее интересовала аналитика. Она, слушая музыку, видела все, о чем говорила музыка - знакомство, веселье на площади, песни и пляски и трагический конец. И так с каждым произведением, которое ей нравится.

Я за всю жизнь мало встречал людей, которые понимали музыку. Нет, конечно, были, кто говорил, что музыка позволяет представить много чего, но выразить, нарисовать, написать, что они чувствуют - нет. Неожиданно ко мне пришла мысль, а не может ли одно творчество - музыкальное, воздействовать, помогать человеку в другом творчестве, например, способствовать развитию творческого воображения у изобретателей и исследователей?

Это произошло днем. К вечеру мне передали журнал НиЖ №4. Я его начал листать и вдруг вижу на странице 37... «Занятия музыкой развивает интеллект».

«Тот, кого в детстве родители заставляли заниматься музыкой, должен им быть благодарен. Даже если занятия шли из - под палки, вы не стали профессиональным музыкантом и не играете иногда для собственного удовольствия, эти уроки помогли развитию вашего мозга. Канадский психолог Э.Шелленберг из университета Торонто показал, что шестилетние дети, которым на протяжении года преподавали игру на фортепиано или давали уроки пения, в тестах на коэффициент интеллекта получают оценки на 5-6 пунктов выше, чем сверстники, не бравших таких уроков… Причина таких различий пока неясна. Шелленберг не исключает, что дело не в стимуляции мозга музыкой, а просто дети, согласившиеся заниматься музыкой, изначально были умнее тех, кто наотрез отказался».

Конечно, здесь речь идет о процессе обучения музыке, а не об умении ее слушать и понимать ее, и все же – главное музыка!


Главная    Конференция    «Сказка» и быль