* Начало работы
* Часть 2
* Часть 3
* Часть 4
О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ
Игорь Акимов, Виктор Клименко
«Студенческий меридиан»
1988 - 1990
"Как это делается?"
"Истина всегда на виду. Фокус лишь в том, чтобы ее увидеть; чтобы разглядеть в золушке прекрасную принцессу. (На языке концепции ЭПК видеть сущность - работа критичности) Дальнейшее приближение к сути, материализация ее - дело техники. (Формулировка замысла - работа психомоторики). Разумеется, все это недешево стоит; усилия приходится прикладывать колоссальные; порой отказываешь себе буквально во всем, отрекаешься от вчерашних неколебимых ценностей: семьи, комфорта, денег, собираешь себя буквально по крохам и бьешь, бьешь в одну точку. (Материализация замысла - работа энергопотенциала). " "И не жалко?"
"Чего?"
"Всего остального - чем пришлось пожертвовать."
"Нет, не жалко."
Если в этих расспросах мы не напоминали о Боге - гений о нем не вспоминал. Видать - не было нужды. Если же спрашивали - гений только усмехался и пожимал плечами. Он знал истинный масштаб того, что сотворил; и знал цену, которую заплатил за это свершение; заплатил сам - до последней полушки.
***
Впрочем, один любопытный разговор на эту тему стоит привести. Нашим собеседником оказался знаменитый поэт; кстати - Нобелевский лауреат и человек компетентный. Он сказал, что для него Бог суть некая сверхсила, созидающая чудо. Поэт изобразил это на листе бумаги в виде формулы:
Бог = сверхсила - чудо.
"Если вы хоть немножко смыслите в математике, - сказал он, недоверчиво поглядывая на нас, - вы должны признать, что в этом уравнении три неизвестных.
Первое - Бог. Безусловно, это - материализованная идея, которую мы не понимаем ни в ее замысле, ни в реализации. Мы множество раз от нее отрекались, но снова и снова были вынуждены признать, что она есть. Но в чем ее смысл и в чем ее суть?..
Второе - сверхсила. Видимо, это энергия какого-то особого качества, скажем, позволяющая свободно перемещаться во времени и пространстве, то есть, не просто быть в пространстве и времени (наш удел), но владеть ими. Это можно вообразить; наверняка кто-то с помощью математики уже и доказал, что это возможно, как, скажем четвертое или семнадцатое измерения. Но разве это приблизило нас в понимании сверхсилы хотя бы на шаг? Мы дали ей имя; мы поверили: она есть. Но что она из себя представляет?..
Наконец, третье - чудо. И о нем мы практически ничего не можем сказать. Мы видим: вот оно. Мало того - мы можем им пользоваться: использовать какое-то одно его свойство. Но даже если не одно, если даже десяток, от этого ничего не меняется: ведь мы не знаем ни истинных размеров, ни сущности того, чем пользуемся.
И вот вывод. Три неизвестных. В одном уравнении. А уравнение с тремя неизвестными, как вы помните из алгебры, которую изучали в 5-м классе - неразрешимо!"
"Какова же мораль?" - спросили мы.
"Она в известных словах из Священного писания: не трепите имя Господа всуе. Приписывая Богу то, что сегодня не в силах понять, мы поворачиваемся спиной к проблеме - только и всего".
"Но можно всю жизнь простоять лицом к проблеме и не решить ее, - возразили мы. Чтобы дело двинулось, нужно хоть за что-то реальное зацепиться. Нужно по меньшей мере проблему увидеть!"
"Ваше "по меньшей мере" - это самое главное в творчестве! - засмеялся поэт. - Увидел проблему - уже знаешь, куда идти, над чем работать. Вот о чем бы молить Господа! - чтоб он глазам даровал силу, дал видеть то, что не видят другие. Ведь талант - это зрячий в стране слепых!"
Это было сказано походя, между прочим, но на нас произвело впечатление: как приятно убедиться, что разговариваешь с настоящим поэтом!..
"Обратите внимание, - продолжал он, - на этой стадии о Божьем промысле речи не идет. Бог вмешивается позже (его могут позвать, но может и сам явиться) - в процессе работы. В принципе - как технический помощник. Всего лишь!.. Представьте: человек идет, идет, идет (но идет к определенной, уже известной ему цели), тянет лямку, иногда пытается бежать, у него ничего не получается, все вокруг рушится, он доходит до отчаяния - и вот в какой-то момент из него вырывается мольба: "Господи, снизойди! обрати на меня внимание! я же не для себя прошу - ради дела: помоги исполнить мой тяжкий труд!.." Говорить об истинной вере здесь не приходится. Эта мольба - обычная самонастройка. Она может быть неосознанной; не воплощенной в слова. Но она звучит в душе - своеобразное признание: ты же видишь - я не смогу сам; так помоги!.. И вдруг (как бы в ответ), что-то в этом человеке происходит - и он ощущает: лечу- Лечу!.. А теперь судите сами: чем это не чудо?"
"Очень похоже. Хотя этому чуду есть вполне земное объяснение и название: прорыв в новое качество".
"Вот именно! - обрадовался поэт, очевидно, приятно удивленный, что имеет дело не с идиотами. - И мастер, знающий свое дело, мастер, знакомый с ощущениями полета, умело подводящий себя к ним и сознательно оставляющий именно для этих мгновений последние, решающие мазки, - разве он хоть на миг опустится до мысли о чуде? Он знает все о своей работе. И если благодарит Господа, то не за помощь, а за судьбу".
"Понимаем, - заверили мы. - В решенной творческой задаче мастер видит результат его собственных усилий. В то время, как для обывателя это - это счастливый случай. Счастливый случай - что Господь одарил талантом, счастливый случай - что дал свершить нечто необычайное."
"В этом - вся соль, - подтвердил поэт. - Обыватель не хочет принимать в расчет предшествующую огромную внутреннюю работу. Свершение может произойти мгновенно, легким мановением, практически без затраты труда, и обыватель именно это и видит. Но знаменитое "чуть-чуть", поднимающее ремесло до искусства, не существует само по себе. Оно венчает 1) огромный, 2) целеустремленный, 3) самостоятельный, 4) мудрый труд. Иначе говоря: талантливую работу нельзя исполнить случайно (а это есть вмешательство Бога)".
Как вы уже догадались, в этой беседе мы были не до конца искренни. Все-таки за нами была концепция ЭПК, и мы уже неплохо ею владели. Мы с самого начала знали, что новых для себя идей от поэта мы не услышим. Но ведь мы же не из-за идей его разговорили. Нас интересовала его аргументация, его способ мышления. Все-таки он был гений, причем гений настоящий, без дураков. На его суждения вполне можно было положиться. Нас забавляло, что он не заметил нашей игры, но мы и это заранее предвидели: поэты, да еще и гениальные, способны слышать только самих себя, и если проявляют к вам внимание и даже интерес - не обольщайтесь: это не более, чем вежливость.
Собственно говоря, мы уже получили от него ответ, но решили воспользоваться оказией (ведь не каждый день общаешься с гением!), чтобы узнать его мнение, где начинается талант, в чем его отличие от совершенного ремесла. Ведь именно этот зазор (пропасть!?) по общепризнанной версии и заполняет Бог.
Поэт понял нас слету.
"Ремесленник видит только форму, поэтому и думает только о ней, - сказал он. - Оттого и результат жалок: ремесленник может "создавать" только копии. Талантливый же человек может не владеть техникой ремесла (это - наживное; под силу любому), зато, взглянув на скорлупу, он сразу понимает, что внутри должно быть ядро ореха".
"Понимает, что ядро есть или понимает, что должно быть?" - лукаво попросили мы уточнить.
"Свои мысли я всегда излагаю точно, - сказал поэт таким тоном, что мы обеспокоились: не обиделся ли он. - К вашему сведению, талант невозможен без точности. Мазок гения, который вам кажется небрежным, на самом деле выверен почти идеально. Произнеся "должно быть" - я сказал именно то, что хотел сказать. Глядя на орех, талант понимает, для чего скорлупа, зачем она такая прочная (укреплена для дополнительной прочности наплывами, рельефом), - и в то же время легко должна разделяться на две половины. Он понимает: внутри должна быть жизнь. В выражении "должно быть" - проникновение в сущность предмета. А скажи он "есть" - это бы означало, что он знает. То есть пользуется чужим, добытым до него знанием. Вспомнил его - и только. Творчество здесь ни при чем".
***
Пора делать выводы.
Три уровня целостности - это три взгляда на божественное происхождение таланта.
На нижнем оно принимается безоговорочно. Во-первых, потому что этим людям действительно недоступно понимание, как совершается талантливая работа. И оттого следует вывод: я так не смогу; никогда; но я не хуже других - значит, здесь прикоснулся Божий перст. Во-вторых, неспособные самостоятельно мыслить, они уже хотя бы потому охотно применяют этот стереотип, что он отвечает на любые вопросы - и в то же время исключает возможность его анализа и критики.
И на среднем уровне в божественности таланта вроде бы нет сомнений; но только вроде бы, а по существу это всего лишь компромисс. Компромисс, позволяющий и невинность соблюсти, и капитал приобрести.
Рассуждение простенькое: поскольку талантливая работа осенена Господом, она - удел избранных; но я чувствую, я знаю, что и я так смогу; следовательно - и я принадлежу к элите. Здесь реверансы Богу - это лукавство, причем не столь безобидное, как на первый взгляд может показаться. Извлекая лично для себя вроде бы совершенно незначительную и наверняка незаметную для других выгоду (отчего, кстати, за ним водится репутация бессребреника), этот человек именно в этой выгоде находит главную опору своей душе.
Сопричастность к божескому промыслу укрепляет его жизнь смыслом. Повторяем: почти всегда это происходит неосознанно, что раскрепощает его непосредственность и делает неотразимой искренность - его главные козыри (поскольку других нет). Он пользуется ими, чтобы утверждать божественность таланта, а так как любит покрасоваться и имеет влияние на людей - его можно считать главным пропагандистом этого мифа.
О талантах и гениях мы рассказали только что, и вряд ли вы успели все перезабыть. Но чтобы классификация была полной, разложим их по полочкам тоже.
Здесь напрашивается деление на три варианта.
Самый массовый - это те, кто даже не подозревает о своем таланте. Они часто слышат это слово, как определение уровня их работы, но не придают ему значения: комплимент есть комплимент. Как правило, они подвизаются в материальном производстве. Они просто делают дело; стараются делать хорошо, а получается талантливо. Но о механизме таланта они не задумываются, и с мифом о его божественном происхождении соглашаются равнодушно. Равнодушно потому, что не видят в этом мифе задачи - она слишком велика для них.
У других талант такой же, но они его осознают (как вы догадались - речь идет о служителях муз). Как и первым, ЭПК позволяет им выделиться и оригинально работать, но все же - объективно - размеры их таланта незначительны, что до обидного ограничивает их возможности. Понять происхождение и механизм даже собственной оригинальности они не в силах; процесс вдохновения их ошеломляет, убеждая в несомненном существовании где-то рядом грандиозных сил. Миф о божественной творческой воле устраивает их вполне. Он помогает им жить. Он им необходим для самоутверждения. Для самооправдания. Для самоутешения. Судьба не избаловала их умом, зато им не откажешь в осторожности: им хватает здравого смысла, чтобы не рубить ветку, на которой они сидят.
Наконец - гении. Эти ведают, что творят, и готовят полеты вдохновения со знанием дела. Для них божественность дара не более, чем забавная сказочка. И если, случается, они эту сказочку подкрепляют своим авторитетом, значит, они в эту минуту склонны к иронии. Либо - к жалости (не забывайте, что гений - Гулливер среди лилипутов). Только и всего.
***
Остается выяснить: кто этот миф родил? Утверждать категорически вряд ли стоит, но наверняка это и не рабы, и не созидатели. Следовательно, это обитатели второго этажа - потребители. Их работа!
Посудите сами.
Рабы - 1) самостоятельно вообще ничего не могут придумать; 2) если б их не тыкали носом, называя: это - талант, - они бы никогда сами не смогли его квалифицировать; 3) талант от них так далеко, что не входит в круг их интересов. Если б его вдруг в природе не стало - они бы этого не заметили.
Созидатели (таланты и гении) не имеют необходимости в этом мифе (а ведь не причуда, не досужая фантазия - только необходимость и могла его родить). Они заняты конкретным делом; идея же "талант от Бога" делу ничем не способствует. Она удобна - как оправдание малодушия, как подстраховка на случай неудачи. Значит - при жесточайшем энергодефиците и жалкой ЭПК. Но если талантливый человек в порядке, он ощущает, что потолка его возможностей в принципе нет - и никогда не унизится до добровольного рабства. Интуиция подсказывает ему, что если понадобится - он всегда разберется, "как это у меня получается". Выходит, придумывать ему такой миф незачем.
Для чего же этот миф был столь необходим потребителям?
Как обоснование бездеятельного присутствия.
Ведь если мы творим по воле Бога - стоит ли тщиться, напрягать все силы, пытаясь что-то оригинальное создать? Если Бог захочет - и выберет нас - куда мы денемся?
Здесь Бог - это буфер между потребителями и миром. Олицетворенный компромисс.
Компромисс для потребителей - это не столько прием, сколько философия. Очки, через которые они видят мир. Единственная дверь, которую они безошибочно находят, оказавшись в зале с множеством выходов.
Ну хорошо, - скажете вы, - жизнь чувственная, жизнь, посвященная поиску все новых приятных впечатлений, - это понятно; это достаточная ценность, чтобы ее оберегать всеми видами компромиссов. Но идея Бога- вдохновителя, Бога-трамплина, Бога-подсказчика - не слишком это сильное средство, чтобы достичь столь скромной цели, как комфорт? Если та самая необходимость в столь мощном средстве? Пожалуй, если поискать, нашлось бы что-нибудь и проще, и бесспорней, и убедительней.
В этом рассуждении допущены две ошибки.
Первая. Решение более простое, реальное, конкретное - это и есть решение задачи о сущности творческого процесса и вдохновения. Если бы потребитель умел решать задачи - он бы именно так и поступил. Но дискомфорт, предшествующий задаче, пугает его. Даже не успев задачу осознать - он отворачивается от нее.
Вторая. Для нас с вами Бог - это символ. Символ необычайно богатый. И при всей его непознанности он несет в себе мощное порождающее начало, несчетно идей, возможность двигаться вперед, познавая себя и мир. А для потребителя Бог - просто знак. Как для школьника - икс или игрек в условии задачи. Просто - неизвестное. Значит, там, где вы терзаетесь в поисках ответа, он вместо одного неизвестного (тайны полета вдохновения) подставляет другое (Бог).
Для вас Бог-вдохновитель - недоказуемая идея; для него же - удобный компромисс. Для тех же, кто еще самостоятельности не утратил - это дверь, ведущая в никуда.
ЗАГЛЯНЕМ В СВЯТЦЫ
Конечно, вы уже догадались, что в книге речь будет идти не просто о целостности человека, но о трех его уровнях. Трех уровнях ЭПК.
Наибольший интерес вызывает верхний уровень. Ведь именно ради его познания была затеяна эта работа, проводились многолетние исследования, создавалась концепция ЭПК. Ведь именно здесь целостность человека реализуется в творческом действии.
Напомним: на нижнем уровне наш герой и не помышлял ни о каком творчестве.
На среднем уровне он уже осознает в себе недюжинную творческую потенцию.
И только на верхнем начинает действовать как созидатель - талант, гений, творец.
Обращаем ваше внимание: это один и тот же человек. Но в зависимости от состояния ЭПК меняется и его местожительство. Живете грамотно и в соответствии с природой - пожалуйте повыше; бездумно следуете стереотипам, позволяете себе роскошь жечь свою свечечку с обоих концов сразу - не удивляйтесь, обнаружив себя на самом дне.
Отсюда мораль: путь к талантливому труду никому не заказан. Впрочем, чтобы не шокировать законченных скептиков, скажем мягче: почти никому. Что из этого следует?
А следует то, что авторам предстояло решить:
либо писать только о человеке, обосновавшемся на верхнем уровне (потому что лишь здесь он реализует свои творческие возможности, - а именно это и вас, и нас интересует, ради этого и заварили кашу),
либо продолжать описывать жизнь на всех трех уровнях одновременно, как мы делали до сих пор.
Мы выбрали второе. Прежний путь. Мы убеждены, что он единственно верный.
Во-первых, раз уж это один и тот же человек, видимо, чтобы не погрешить против истины, его и описывать следует независимо от уровня, на котором он находится.
Во-вторых, такой подход позволит описать не только технологию собственно творческой работы, но и раскрыть причины падения вниз и способы, позволяющие подняться (или возвратиться) на верхние уровни.
В-третьих, мы хотим, чтобы каждому - кто бы ни открыл эту книгу - она была бы интересна. А для этого необходимо, чтобы читатель увидал в этой книге себя. Значит, наш герой для каждого читателя должен стать зеркалом.
(При этом мы не забываем, что настоящий наш читатель находится на среднем уровне. Впрочем, учитывая динамику состояний души, можно и так уточнить: лишь находясь на среднем уровне, человек, открыв нашу книгу на любой странице, воскликнет: "да, это я!" - и станет нашим читателем. Находясь ниже - он не поверит нам; поднявшись вверх - согласится: "все так и есть", - и отложит книгу, чтобы заняться собственной работой. У них - свои реакции, у нас - свой долг; будем заниматься каждый своим делом! Мы никому не навязываемся; это бессмысленно и может лишь делу навредить. Мы говорим это с легким сердцем, поскольку знаем: раньше или позже, но и они заинтересуются нашим трудом. Нижние, если им посчастливится так восстановить свое здоровье и наладить свой образ жизни, что энергопотенциал станет искать достойного применения; верхние - если из-за хронического переутомления они рухнут на дно, и им понадобится веревка, чтобы по ней подняться на свой привычный уровень.)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Энергопотенциал
ВОСПОМИНАНИЕ: КАК Я БЫЛ ПАНТАГРЮЭЛЕМ
Каждый новорожденный - уникум.
Уникум не в том смысле, что не похож на остальных (хотя и в этом тоже), уникальны его возможности. Например, он поглощает за сутки такое количество молока, которое равно четверти массы его тела. Предположим, ваша масса 80 килограммов; сможете вы съесть 20? На спор, пожалуй, сможете, но если не заболеете при этом, то будете отходить от трапезы еще двое-трое суток. А новорожденный назавтра ест столько же, а то и больше прихватит.
В чем тут дело?
Как известно, сложилось так, что большая часть энергии от съедаемой пищи идет на переваривание ее же. У гурмана на все остальные процессы остается меньше 10 процентов. Так неужели мудрая, экономная природа, создавая самое совершенное свое творение, наградила его КПД, который сопоставим разве что с КПД паровоза? Что это - насмешка? Или исключение из правила? Или предохранительное устройство, предусмотренное для ограничения наших энергетических возможностей?
Конечно, нет!
Каким бы трудом человек ни занимался - от напряженнейшего интеллектуального до тяжелейшего физического, - ему требуется очень небольшое количество пищи. Но продукты должны быть сбалансированы, как в материнском молоке, и поступать малыми порциями. Мы не можем совсем без пищи, но наша энергетика зависит от нее только частично. На глазах всего мира доктор Чарльз Хайдер голодал почти 2\3 года - и не только остался жить, но и не очень жаловался на здоровье. А ведь он только пил воду, насыщенную сбалансированным набором минеральных веществ.
Новорожденному пища нужна совсем не для того, что нам с вами: он растет! Представьте, что вы вдруг захотели увеличить свою массу хотя бы вполовину. Ничего не выйдет. Разве что вы посвятите этому жизнь и будете откармливаться вопреки всякому здравому смыслу.
А новорожденный ест, ест, ест - и все голоден.
Откуда в нем такой запас прочности?
Надеемся, вы уже сами нашли ответ: природа заложила в него такой огромный энергопотенциал, что на переваривание пищи идет только небольшая его часть.
О ПОЛЬЗЕ СКРОМНОСТИ
Попробуйте повиснуть на одной руке. Сразу сорвались? Бывает. Продержались четверть минуты? Неплохо. Целую минуту? Вы очень сильный человек.
Новорожденный может провисеть на одной руке до трех минут. За счет силы мышц? Ничего подобного. Мышцы у него есть, но очень слабенькие. Чем же он посрамляет лучших гимнастов мира?
Величиной энергопотенциала.
О ПОЛЬЗЕ СЛЕЗ
Кому не приходилось видеть такую сцену: ребенок играл, никому не мешая, не требуя к себе внимания. Но вот, он заметил, что вы наблюдаете за ним, тем более - любуетесь им, - и его словно подменяют: его глаза начинают блестеть, он начинает носиться, бросать вещи, хохотать. От прежнего послушания не остается и следа - никакие слова, никакие окрики на него не действуют; напротив, они еще больше возбуждают его; в апофеозе аффекта он вдруг срывается - и начинает плакать; плачет навзрыд, безудержно, а выплакавшись, тут же засыпает, чтобы проснуться в своем обычном состоянии - словно ничего и не было.
Расшифруем эту сцену.
Пока ребенок играет самостоятельно, его эмоции соразмерны действиям. Раз ему интересно, раз эмоции положительны, они подзаряжают энергопотенциал. И чем интереснее игра, тем продуктивнее подзарядка. Обратите внимание: у здорового ребенка этот процесс всегда идет в границах допустимого.
Но вот он заметил внимание со стороны - это катализирует в нем энергетические процессы. А уж если он почувствовал в вашем взгляде любовь - катализатор становится на порядок, а то и на два мощнее. Границы допустимого разрываются, процесс становится неуправляемым, как при термоядерной реакции, когда превышена критическая масса (границы допустимого).
Эмоция игры + эмоция общения = эмоциональному взрыву.
Вспышка меняет знак энергопотенциала на противоположный. Происходит стремительное, лавинообразное расходование энергии. Процесс становится неуправляемым извне. Движущаяся, истекающая, порождающая эмоции энергия руководит ребенком.
(Аналогичные процессы идут при истерических и эпилептических припадках, на стадионах и в концертных залах, когда фанаты доводят себя до исступления; та же кухня и у религиозных обрядов, когда, например, "изгоняют нечистого";
по академику И. П. Павлову, всякая эмоция - это достигшая своего потолка дикая сила подкорки; кора при этом отключается; так стоит ли сознательно стремиться прорваться на уровень животного?)
Когда уровень энергии падает до какого-то минимума (апофеоз аффекта), эмоции меняют знак на противоположный. Слезы перекрывают заслонку расхода энергии; плача, ребенок успокаивается. Энергия опять начинает накапливаться в нем, но уже за счет другого механизма - не эмоционального, а биохимического. Об этом - несколько позже.
Интересный вопрос: отчего ребенок засыпает после слез сразу (они, как говорится, не успевают просохнуть), а взрослые еще долго маются в состоянии тяжкого психологического дискомфорта? Оказывается, это две проблемы.
Ребенок живет в мире эмоций; чувства в нем только зарождаются; они столь слабы, что их роль почти ничтожна. И стоит эмоциям поменять знак на противоположный - а мы видели, что это может произойти вдруг, - как меняется и состояние души.
Взрослый живет в мире эмоций и чувств.
(Эмоция ограничена нашим телом, она - инструмент энергопотенциала; чувства - это продолжение нас вовне, они называют наши отношения к предметам окружающего мира; значит, чувство всегда оценка; следовательно, чувство - инструмент критичности), а чувства живут долго.
После тяжелой встряски, а тем более после аффекта, взрослый еще долго прокручивает в себе пережитую ситуацию. Чувство порождает в нем эмоции, эмоции - вновь подхлестывают чувство, и эти качели раскачиваются в человеке до тех пор, пока не иссякнет питающая это движение энергия. Вот почему говорят: "Время - лучший лекарь".
ПЛАТА ЗА СТРАХ
Как вы поняли, быстрее всего энергопотенциал прибывает и тратится при работе эмоций и чувств. Убегая от злого пса, человек может перепрыгнуть через забор выше мирового рекорда. Известен случай, когда во время пожара 70-летняя женщина вытащила из дома - со второго этажа - свой девичий сундук; когда потом его потребовалось внести назад, это смогли сделать только четверо дюжих мужчин.
Существует ходячее мнение, что язвы желудка и кишечника образуются при дефиците горячей и жидкой пищи. Возможно, в этом что-то есть, но вот, что нам известно точно: 1) аффект, 2) длительно переживаемые негативные эмоции (выплескиваемые наружу), 3) эмоции, удерживаемые внутри (если им удалось истощить ваш энергопотенциал ниже допустимого), могут прожечь и желудок, и кишечник, как бы научно вы ни питались.
Рак - как и любая другая болезнь - не страшен человеку, у которого энергопотенциал в норме. Чуждые новообразования капсулируются организмом; на блокаду этих очагов он бросает лучшие свои силы; и только сильнейшее истощение может заставить его ослабить эту защиту. Организм не удовлетворяется равновесием вокруг смертельно опасных гнезд; если энергопотенциал постоянно прибывает, он может задавить и ассимилировать любой чужеродный очаг.
Мораль: если хотите жить долго и счастливо - храните гармонию своих эмоций и чувств.
Помните: позволив эмоциям и чувствам сорваться с тормозов, вы бросаете вызов судьбе, вызов случаю; перед любым ударом, кто б вам его ни нанес: окружающие люди, природа, вы сами - вы будете беззащитны.
МУДРОСТЬ ТЕЛА
Малыш поднялся на ножки, ухватился за спинку кроватки - и пошел прыгать как заводной. Собственно, он не прыгает, а приседает, но движение вверх происходит быстрее - оттого и происходит впечатление прыжка. Тридцать - сорок - пять - десять прыжков подряд - попробуйте повторить это упражнение в том же темпе! Не получилось? А малыш чуть передохнул - и опять прыгает с тем же энтузиазмом и восторгом, причем, если бы вы удосужились подсчитать, сколько раз у него это получается, вы бы обнаружили, что количество прыжков растет. Надеемся, вы не удивляетесь этому, ведь сущность процесса вам уже понятна:
расходуя энергопотенциал, мы его приращиваем.
"Чем больше отдаешь, тем больше остается".
В этом парадоксе основное отличие живой природы от неживой. В неживой природе движение энергии из одной формы в другую происходит с потерями (второй закон термодинамики), в живой природе - с приращением. Создается энергетическая прибавочная стоимость.
Кто малыша этому учил? Что в нем сигнализирует о необходимости интенсивных трат энергопотенциала?
Эмоции.
Мы развиваемся по жесткой программе генотипа. Окружающий нас мир - прокрустово ложе; от него никуда не уйти, потому что оно не только извне, но и внутри нас. Когда мы упираемся в него, информация об этом контакте рождает эмоции. Новорожденный плачет - когда он голоден, когда пеленка мокрая, когда что-то болит. Для малыша отсутствие движения создает такой же дискомфорт, как и голод. Он хочет двигаться, он должен двигаться, хотя и не отдает себе в этом отчета. И первое же движение, первый глоток утоленной потребности переключает эмоции. Вместо отрицательных - дискомфорта, нарастают положительные - наслаждение движением. Он прыгает и хохочет...
И никогда не попадает в состояние аффекта.
Почему?
Прыгая, малыш находится под властью, под диктатом движения. Но движение расходует энергопотенциал, соответственно убывает и эмоция. И он перестает прыгать не оттого, что не может прыгать дольше, а потому, что уже не получает за это награды.
Взрослым труднее. Они упражняются сознательно, их ведет рассудок, у них есть цель. Чем больше потратишь - тем больше получишь! Они не придают значения мышечной радости, которой руководствуется малыш, и проскакивают границу удовольствия, хотя это границы дозволенного. А за нею их поджидает физический стресс. Он не может быть удержан - он должен разрядиться. И бьет в самые слабые места организма. В результате - инфаркты, инсульты, функциональные нарушения печени и почек, иммунной системы, и считайте, что вам здорово повезло, если все закончилось только хроническим переутомлением.
Отец стресса Ганс Селье назвал бы такое состояние дистрессом; но он ничем не разграничил стресс и дистресс, а квалифицирует их только по результатам. Мы считаем, что одного понятия стресса достаточно. Ведь человек действующий ориентируется не на понятия, а на состояния, и достаточно ему верить мудрости своего тела, помнить, что мышечная (интеллектуальная, нравственная, эстетическая) радость обязательна, - и он всегда будет находиться в границах дозволенного.
Малыш никогда не выйдет за них.
Если б его развитие зависело только от него - он бы развивался идеально. Но родители принимают в этом деле горячее участие. Самое страшное прокрустово ложе - родительская любовь.
Мать взяла малыша на руки, поставила ножками на свои колени - и он тут же запрыгал. Ну, во-первых, удержать малыша не так-то легко - работу он производит огромную; во-вторых, пугает его активность - куда, кажется, приятней ребенок спокойный, который не мешает жить; в-третьих, она боится, как бы чего ни случилось с ножками - а вдруг искривятся... И мать начинает удерживать, успокаивать малыша, пытается отвлечь - погасить пылающий в нем огонь.
При этом совершаются три грубейшие ошибки:
1. Обрадовавшись матери, контакту с нею, малыш делится с нею своей радостью - и вдруг оказалось, что матери это не нужно. Наслаждение движением здесь было усилено конкретным адресом - тем тяжелее огорчение.
2. Было подавлено зарождающееся чувство.
3. Ему запрограммировали сдерживание физического развития.
Поэтому напомним аксиому: дети, отстающие в физическом развитии, отстают и в умственном.
С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ
Малышу дали игрушку. Необычную, сделанную со вкусом и выдумкой; любой взрослый ее замечал, каждому она нравилась сразу. А малыш поиграл несколько минут - и забыл о ней. (Кстати, и внимание взрослых она бы долго не удержала, но над нами довлеет первое впечатление, и игрушки для нас потеряли свой первоначальный смысл.) Зато нашел какой-то обломок или непонятного назначения деталь - и играет с нею часами. Мало того, назавтра интерес к ней возрастает. Тот же процесс: когда родители пытаются выбросить старую ломаную игрушку, это вызывает у ребенка решительный протест - и игрушка собственноручно водворяется им на место.
Отчего это происходит?
Новенькая игрушка строго функциональна. Она создана для определенной игры, она рассчитана на определенные действия. То есть ее воздействие ограниченно, оно полностью исчерпывается ее функциональностью. Пока ребенок познает, осваивает игрушку, утилизирует ее, она вызывает в нем положительные эмоции, питая тем самым его энергопотенциал. Но едва познание завершилось - исчез повод для эмоций; для положительных эмоций! Это значит, что уже работают эмоции отрицательные. Именно уже работают, потому что нейтрального эмоционального состояния не существует, это только дверь из одного состояния в другое.
Взрослый скажет: мне скучно - и будет покорно скучать, не осознавая, что тем самым бездарно тратит энергопотенциал. Ребенку такую роскошь не позволит его природа (если ребенок скучает - он нездоров!). Едва его эмоции поменяют свой знак, он тут же отставит игрушку и мгновенно забудет о ней или станет ее разбирать или бросать - придумывать ей новые функции, чтобы создать положительные эмоции. А это уже творчество.
Обломок не имеет лица. Но это же означает, что у него и несчетное число лиц - столько, сколько мы можем вообразить. Новенькая игрушка - тесное прокрустово ложе; обломок тоже мечен его печатью, но это ложе уже в нас самих. Его размеры - это размеры нашего воображения.
Играя с обломком, ребенок создает ему роль и придумывает сценарий, в котором находит место и ему и себе. Утром обломок был мамой, днем - паровозом, вечером - собакой. Он неисчерпаем. Он энергетически неисчерпаем.
Так что же такое детская игра? Игра - это школа творчества.
Это подготовка к исполнению главного нашего предназначения.
Человек с заурядным энергопотенциалом только существует. Он - функционер. Он - винтик в социальном механизме. Поставленный жизнью в определенные обстоятельства, он принимает их как данность. Лишь в отдельные моменты - моменты случайного прилива энергии - он может мечтать, вырваться из глубокой колеи, по которой он тянет свою повозку; быть может, он помечтает даже взлететь... Но меняется знак эмоций - и он возвращается к своей обрыдлой игрушке с заранее запрограммированными свойствами.
Только избыток энергопотенциала позволяет нам творить. Ключ к творчеству - энергетическая прибавочная стоимость. Это она позволяет нам видеть мир другими глазами. Люди проходили мимо стены - и не сомневались, что она сплошная. Но подошел талантливый человек и сказал: так вот же дверь! И открыл ее, и вошел, и остальные вошли за ним, удивляясь про себя, как это они не разглядели такой очевидной вещи. Ведь могли же и они...
Нет, не могли. Сейчас - не могли. Потому что нет в них питающего творчество прибавочного энергопотенциала. Потому что в детстве неправильно играли; значит, у них не наработаны и навыки творчества. Потому что нет в них инстинкта вдохновения, который формируется в детстве в моменты мышечной радости.
Впрочем, как мы уже говорили, еще не все потеряно. Если наберетесь мужества и терпения и будете так тратить свой энергопотенциал, чтобы постоянно его наращивать, в какой-то момент вы почувствуете, что вам тесно в прежних рамках, в борозде - и тогда уже ничто не удержит вас в ней. Чтобы сохранить себя, свою целостность, вы вырветесь из тисков, и если сразу не найдете дверь в стене, то проломите ее и тогда поймете, что уже - летите.
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Каждый малыш - полиглот.
Мало того, что он овладевает родным языком - причем у таких бездарных педагогов, как родители, - но если родители говорят на разных языках, он с легкостью овладевает всеми. Описан случай, когда в семье говорили на четырех языках, и к ребенку обращались избирательно: отец - на одном, мать - на другом, дедушка и бабушка - на третьем и четвертом. К трем с половиной годам он свободно общался со всеми. И если дедушка просил его сказать бабушке что-то, ребенок делал это на ее языке.
Вспомните, сколько сил вы затратили на изучение иностранного сперва в школе, потом в институте, потом самостоятельно - и все равно его не знаете. Почему? Изучение шло только насильственным путем. В школе и институте - надо, самостоятельно - хочу и ни разу - свободно, когда оно естественно, само по себе как бы вливается в вас из окружающей среды. Не зная того, вы изучали иностранный только на отрицательных эмоциях.
А для ребенка это игра. И чем больше иностранных слов приходится усваивать, тем интересней игра, тем больше положительных эмоций он получает. Разумеется, при этом происходит огромная работа, но энергетические траты ничтожно малы по сравнению с его энергопотенциалом. Который, кстати, с каждым лингвистическим успехом возрастает.
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Легенда о шагреневой коже пришла к нам из тьмы веков. Суть ее в том, что с каждым нашим желанием (желание - это мысль, порождающая действие) мы тратим часть себя; значит, чем больше желаний - тем скорее убывает наша жизнь. Обратная логика: чем размеренней и не активней мы живем, тем у нас больше шансов прожить долго.
Этот образ - плод житейской мудрости, и типичный случай, когда видимое принимается за действительное. Ведь все так очевидно! За точку отсчета берется юность - пора самых бурных и безудержных желаний. Чем больше себе "позволил" в юности (сжег свечу сразу с двух концов"), тем меньше остается на всю последующую жизнь. И во всех вариантах жизнь идет на спад, под горку.
Если ту же схему развернуть шире - от рождения и до смерти - она становится еще убедительней. Начиная свой путь практически из ничего (ну что такое оплодотворенная яйцеклетка? без микроскопа в нее трудно даже поверить), человек развивается, набирает сил, достигает пика в юности - и затем потихоньку скатывается вниз, чтобы в немощной старости превратиться практически в ничто.
"Первый шаг ребенка - это первый шаг к смерти".
Правда, эта схема противоречит второму закону термодинамики, потому что непонятно, откуда на первом этапе берется невероятная энергия роста. Ребенок ест много, и все же энергии пищи недостаточно, чтобы удовлетворить и компенсировать рост. Но это противоречие сегодня видим мы с вами, а прежде его просто не замечали.
И второе противоречие - о сущности желаний. Из принципа шагреневой кожи следует, что надо избегать желаний, сильных чувств. Покой - идеал. Чем меньше контактов с внешним миром, чем уравновешенней мир внутренний - тем лучше...
Но ведь желание (повторимся) - это мысль, порождающая действие! То действие, которое только и может накопить энергопотенциал и создать энергетическую прибавочную стоимость, а тем самым - поддержать энергопотенциал на прежнем уровне. Только действуя, мы можем себя сохранить. Но с условием (и это вы тоже уже знаете), что эти действия не должны выходить за границы дозволенного.
Напомним еще одно обстоятельство: энергопотенциал новорожденного столь велик, что превзойти его почти невозможно. Значит, мы можем принять его за максимум. Оптимальный максимум. Максимум в границах дозволенного.
Это - мера. И ориентир. Ориентир на всю жизнь.
Вот и задача каждого из нас прояснилась: так пользоваться своим энергопотенциалом, так корректировать его прибавочной энергетикой, чтобы его уровень далеко не отступал от первоначального. А поскольку энергопотенциал то расходуется, то накапливается, эта линия должна напоминать синусоиду. Синусоиду, которая катит в границах дозволенного, своею вершиной каждый раз стремясь дотянуться до эталона - уровня энергопотенциала новорожденного. (И дотягивается! - в моменты вдохновения.)
Такой график жизни не может не вызвать недоверия. Как! И у новорожденного, и у юноши в расцвете сил, и у старика - один и тот же уровень энергопотенциала?..
Представьте себе - да. Просто энергопотенциал в разном возрасте по- разному самовыражается. Новорожденному он обеспечивает рост, юноше - способность к действию, преобразующему мир, старику - мудрость. Интеллектуальное усилие столь же энергоемко, как и эмоция молодого человека. Высота, на которую взлетает юноша в порыве вдохновения, доступна и старику, который неторопливо поднимается на нее по ступеням разума. Само собою, наш старик должен быть практически здоровым.
ХОРОШО ЛИ БЫЛО ФЕНИКСУ?
Несколько слов о вдохновении.
Обойти его молчанием нельзя, ведь это самые незабываемые (хотя и не всегда осознаваемые) мгновения нашей жизни. И хотя каждый раз это исключение, в них есть и правило: способность переживать вдохновение характеризует энергетику личности.
Что такое вдохновение? Это вспышка в тот момент, когда волна энергопотенциала поднимается до максимума уровня новорожденного. Происходит как бы ядерный взрыв. Он озаряет то, что до сих пор было в темноте. Человек обнаруживает себя на уровнях, о которых и не подозревал. И с легкостью решает задачи, которые еще вчера были ему недоступны.
Первый вывод: вдохновение не может быть беспредметным; оно всегда связано с решением определенной задачи; значит, только энергопотенциал задачи дает тот импульс, благодаря которому синусоида поднимается на максимально возможную высоту.
Внимательный читатель в этом месте может поймать нас на противоречии. В самом деле: если волна энергопотенциала в своей наивысшей точке рождает вспышку, не может же она катить дальше как ни в чем не бывало. Правильно.
Вспышка разрывает синусоиду, и она, уже в новом качестве, гиперболически уносится ввысь, в беспредельность. Очевидно, при этом и границы дозволенного в нашем обычном понимании перестают существовать.
Для человека в минуты вдохновения нет ни времени, ни обстоятельств, ни напряжения. Ничто не может ему помешать, ничто не может его остановить. Даже смерть. Потому что последних мгновений жизни ему хватит, чтобы решить задачу.
Где же он обнаруживает себя после того, как вдохновение иссякло?
На дне.
На дне себя, на дне синусоиды. Но не с пустыми руками! У него в руках добыча, то яблоко, которое он сорвал на казавшейся недоступной высоте. Теперь дело за малым - это яблоко съесть, ассимилировать его; иначе говоря, научиться пользоваться новым знанием, добытым при решении задачи. Новое знание становится источником энергии, вполне достаточным, чтобы вернуть синусоиде форму и высоту.
Вдохновение сладостно. Пережив однажды, забыть его невозможно. Но ждать его, ловить его - бесперспективное занятие. Даже если ваш энергопотенциал достаточен. Нужна новая задача; задача, энергоемкая настолько, что она одолеет инерцию и стабильность синусоиды и заставит ее спружинить так, что вы опять пробьете свой потолок.
Так это же принцип Феникса! Сгорая, он возрождался из пепла, чтобы вновь сгореть и вновь возродиться. Каков смысл в этом вечном двигателе - никто до сих пор не задумывался. Теперь вы знаете это.
Вывод второй: уровень ваших достижений зависит только от вас самих.
Вывод третий: даже одну задачу вам никто не подарит, ее вы должны найти сами - и в себе, как и все остальные.
Почему в себе? Вы где-то упираетесь в прокрустово ложе. Оно доставляет вам неудобство, быть может, даже вызывает боль. Освободиться, принести себе облегчение - ваша задача.
Так каково же было Фениксу?
Ему было замечательно.
***
Продолжение
|