"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений
ОБУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ ОСНОВАМ ТРИЗ, НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА И ИННОВАТИКИ
Мастер ТРИЗ, профессор Пигоров Г.С.
Кафедра основ творчества, инноватики и интеллектуализации
Национальной металлургической академии Украины
Предпосылки и проблема креативно - инновационной подготовки
магистрантов и аспирантов
Сущность данной проблемы во многом обусловлена следующими четырьмя факторами, слабо учитываемыми в современных программах подготовки магистрантов и аспирантов.
Во-первых, недостаточно учитывается новое макроявление современного мира – становление и бурный рост экономики знаний. С такими определяющими и/или сопровождающими ее взаимосвязанными явлениями и тенденциями: повышения значения наукоемких производств и их доли в национальной технологической базе страны; быстрый рост в ведущих корпорациях процветающих стран интеллектуального капитала, с его человеческой (кадровой), структурной и потребительской составляющими; все большая значимость инноваций (в том числе их количества и качества, то есть уровня) для сохранения и/или усиления конкурентоспособности как отдельных фирм и корпораций, так и в целом национальных экономик стран; возникновение и рост значения новой триады жестких требований к процессам создания и освоения новшеств – сильнее (то есть выше изобретательский, технический уровень), быстрее, дешевле.
Совокупность указанных и других смежных явлений и тенденций известна ведущим ученым, работающим в сфере экономики и инновационного развития [1, 2], но в большинстве все еще недостаточно или однобоко освещается в вузовских курсах по экономике и менеджменту. А значит эта совокупность практически мало известна (или вообще неизвестна)даже лучшим выпускникам вузов - магистрантам и аспирантам. Между тем им, как одним из наиболее активных будущих участников экономики знаний, подобная информация весьма необходима. И должна осваиваться ими достаточно заинтересованно. При этом она должна одновременно расширять поле возможностей специалиста и ученого: и защитить и продать свою разработку, и повысить свою компетентность в смежных сферах (особенно -креативно инновационных знаний), и уточнить (или вообще впервые для себя сформулировать) цели и стратегию (программу) своего собственного творческого развития. Последняя из названных возможностей может усилиться и за счет ликвидации недостатков, вытекающих из рассматриваемой ниже сущности следующего фактора.
Во-вторых, программы подготовки магистрантов и аспирантов пока недостаточно учитывают ни специфику этого периода развития специалиста, ни современные, в том числе новые требования к целям такого развития, содержанию обучения в этот период и формированию мотивов и навыков самообразования в течении всей жизни.
В частности для обучающегося в аспирантуре человека (прошедшего до того, как и все специалисты – школу и вуз) – это последний период развития, направляемого обучением. В то же время наиболее высокий уровень компетентности, сознания и деловой активности аспиранта, характерный именно для этого периода (не в пример двум предыдущим), позволяет и аспиранту, и его преподавателю в это время быть наиболее эффективными. Особенно – если преподаватель при этом реализует современную педагогическую идеологию – субъект-субъектных отношений, да еще и ведет предлагаемый здесь курс основ ТРИЗ, научного творчества и инноватики (курс ОНТИ). Практически это означает, что преподаватель вместе с каждым аспирантом еще может, успевает обновить, дополнить и этим усилить систему его знаний, ценностей и навыков самоорганизации.
При этом известный классический набор общечеловеческих ценностей может и должен быть дополнен рядом осознанных аспирантом новых (или уточненных) ценностей и ориентиров. Последние определяются спецификой нашего «века обновления», во многом раскрытой выше, при описании первого фактора. Так аспирант (да и магистрант) должен понять и принять, что он относится к элите, причем не только к элите знаний, компетентности, но и духа. (Здесь, чтобы не утяжелять текст, не стоит раскрывать этот важный тезис, сам по себе очень интересный. Хотя некоторые его следствия будут, по необходимости, отмечены ниже). А это, в частности означает необходимость утверждения в своем сознании – в качестве одного из своих жизненных ориентиров – обязательности постоянного самосовершенствования, самообновления. Прекрасно оттеняет этот тезис следующие выражение писателя С.Голубкова: «Чтобы делать новое, надо самому быть новым, нести в себе новизну, как часть себя». Достигается эта цель, во многом, за счет непрерывного самообразования. В том числе в новой для себя, но весьма важной области – инновационно-креативной культуры. (Прививаемой в немалой мере с детства человеку Запада сильным там духом предпринимательства, но, к сожалению, почти отсутствующей в нашем менталитете).
Итак, сущность второго фактора – необходимость и осознания человеком, и, главное – реализации себя, как активного представителя современной самообновляющейся элиты. Причем – прекрасно владеющего средствами, то есть методами и интеллектуальными технологиями (типа ТРИЗ) такой самореализации и саморазвития.
В более широком плане этот тезис означает, что инновационное развитие экономики должно сопровождаться (и обеспечиваться!) и глубоким инновационным развитием социума, очевидно – опережающим! Соответственно должен быть выдвинут (как следствие этих положений) новый тезис о том, что доктрина инновационного развития экономики (только) должна быть заменена доктриной инновационного социально – экономического развития! (С соответствующим новым наполнением этой доктрины).
В-третьих – недостаточен инструментализм, мала методическая насыщенность ряда дисциплин подготовки магистрантов и аспирантов. Прежде всего это относится к курсу философии. Хотя именно этот курс – при соответствующем его обновлении – мог бы в немалой мере способствовать ликвидации недостатков, отмеченных выше при описании второго фактора. В то же время другие курсы, включающие ряд полезных методик (например – планирования эксперимента или обработки его результатов, описываемые в курсе «Основ научных исследований»), не содержат однако описаний сущности и современных методов процесса созидания.
Наконец, в-четвертых – повсеместное отсутствие в программах подготовки магистрантов и аспирантов курсов ТРИЗ, а также теории и методологии научного творчества и основ интеллектуальной собственности и инноватики. Новые теоретические и методологические разработки [3, 4, 5] в этой области пока практически не используются, несмотря на то, что научный прорыв в методологии творческого мышления произошел при рождении ТРИЗ десятки лет назад и продолжает развиваться [6].
Таким образом, изложенные выше факторы раскрывают сущность ряда недостатков подготовки магистрантов и аспирантов и предпосылки ее обновления. Проблема – в наличии целого комплекса таких недостатков и слабой осознанности их научно-преподавательским сообществом. Пути и конкретные меры ликвидации этих недостатков – в следующих второй и третьей частях этого доклада.
Содержание раздела по основам ТРИЗ и научного творчества в общем курсе ОНТИ
Концепция (замысел) всего курса ОНТИ предусматривает во-первых, передачу магистрантам и аспирантам знаний по указанным в названии разделам курса в виде весьма концентрированной информации, вбирающей ключевые положения основных современных работ и новейших разработок в соответствующей области знаний. И во-вторых – организацию при таком обучении значительной самостоятельной работы слушателей как по освоению основных положений курса, так и по их привязке к конкретной теме исследований.
ТРИЗ и научное творчество – основные, качественно новые разделы курса ОНТИ. Два других раздела – по интеллектуальной собственности (ИС) и инноватике – стоит предлагать, в основном, магистрантам и аспирантам технических и экономических (но не гуманитарных) специальностей, причем лишь в том случае, если названные разделы (дисциплины) они не слушали до этого в своем вузе. При этом разделы (курсы) ТРИЗ и научного творчества (НТ) предоставляются обязательными для всех магистрантов и аспирантов, а остальные два (по ИС и инноватике) – желательными для аспирантов – экономистов и «технарей». (Возможно и разделение: все магистранты слушают курс ТРИЗ, а аспиранты - НТ).
Вузовский курс ТРИЗ знаком преподавателям ТРИЗ, может по содержанию соответствовать известному [12] и здесь не рассматриваться. Другое дело совершенно новый курс НТ. При выборе подхода к формированию курса НТ учитывалось, что курс философии для аспирантов, несмотря на значительный объем, содержит лишь две небольшие (по 2 часа) темы: о познании (его понятиях, уровнях и формах) и о философии науки и техники (понятия и связь развития науки, техники и общества). Курс же НТ должен быть несравненно более конструктивным, и максимально практически полезным для аспирантов. (Как и для магистрантов. В дальнейшем, говоря об аспирантах, будем подразумевать тех и других). Этому основному требованию не удовлетворяет и курс «Психология науки», читаемый аспирантам некоторых специальностей институтов в России [4]. Указанные положения позволили разработать следующую, качественно новую программу курса НТ для магистрантов и аспирантов.
С учетом сказанного в разработанном проекте учебной программы курса НТ предусмотрено 7 основных тем, в среднем по 4 лекционных часа каждая (а также по 2-4 часа семинарских занятий – по необходимости) - в зависимости от потребностей и возможностей данной группы аспирантов. При этом каждая тема в определенной мере обособленна, самодостаточна. (Образно говоря, такая тема – «остров», а вся программа – цепочка «островов», то есть «архипелаг» с заранее заданной конфигурацией, вытянутой в нужном направлении).
Первая тема – «Язык науки и творчества» позволяет сразу дать понятийную базу курса и акцентировать внимание на основных его категориях. При этом разъясняется, что наличие их в виде результатов кандидатской диссертации, то есть в форме совокупности нескольких таких категорий - позволяет предварительно оценить (вначале - самому диссертанту, а потом и оппонентам) научность полученных результатов и их уровень. Например – совокупность таких результатов, как новые систематизация, закономерность и расчетная формула (для технико-технологических научных работ).
Вторая тема («остров») – «Состав диссертации и специфика работы над основными ее разделами» дает представление о классической ее структуре, формируемой по принципу «аккорда» («завязка – кульминация - развязка»). Где роль «завязки» играет глава с обзором литературы и постановкой проблемы, «кульминации» - глава с описанием собственных исследований и разработок, и «развязки» - глава с интерпретацией научных результатов и формулированием выводов и рекомендаций. При этом в лекциях большое внимание уделяется методам преодоления наиболее типичных ошибок диссертантов.
Например, очень часто в описание анализа литературы его автор вставляет и собственные, качественно новые теоретические положения, хотя место им – в заключительной или средней части работы. Этот тонкий (но обязательный) процесс разделения описаний своих критических суждений о чужих работах и появившихся в результате собственных новых теоретических построений (новых соображений, гипотез, обнаруженных автором качественно новых тенденций и т.п.) – дается молодым авторам, как правило, очень нелегко.
Не менее важно и эффективно для аспиранта, особенно – обладающего образным и прогностическим мышлением и освоившего ТРИЗ – построить заранее (например – после первой главы) общий «ландшафт» ожидаемых научных результатов, то есть их краткие перечень и характеристики. Например – в виде проекта автореферата. Такой, казалось бы парадоксальный метод («писать о том чего еще – в явном виде - нет») особенно хорош для экономических и других смежных (по направленности), а также ряда технических диссертаций (масштабного характера). Он позволяет четче (и намного раньше) увидеть вероятное наиболее значимое в работе (без подгонки, конечно, затем к нему результатов) – с учетом предшествовавших ей научных идей. И экономит много времени, сил и диссертанту, и его научному руководителю - на заключительном этапе аспирантуры, когда многие часто лишь начинают разбираться: что же конкретно - в научном плане - получено, да и насколько оно научно.
Итак, первые две темы, давая знания по «арифметике» и «географии» научной работы аспиранта, позволяют ему точнее представить себе понятийный аппарат и состав предстоящей работы, а также свои «точку стояния» и «вектор дальнейшего движения».
Последующие три темы – если продолжить эти образно-условные определения – дают основные представления уже об «алгебре» и «высшей математике» научной работы аспиранта. При этом и указанные выше, и приводимые ниже – для примера – ключевые положения лекций по этим темам предлагаются аспирантам не в виде абстрактных суждений (как в данном тексте) – а поясняются и/или предваряются конкретными примерами и разборами реальных ситуаций. Что и делает подобный курс и хорошо понимаемым, и увлекательным, и явно полезным, и конструктивно-прагматичным. (В то же время как раз таким примерам нет места в этом тексте, иначе это был бы не доклад, а учебник ОНТИ - с другим, гораздо большим объемом).
Третья тема – «Основы методологии науки и научного творчества», как и последующие четвертая и пятая – наиболее инструментальна. Хотя начинается она с основных представлений – об идеологии ТРИЗ и вытекающей из нее методологии и теории активизации творчества, а также классификации основных методов делового (нехудожественного) творчества. Но затем в рамках этой темы даются не только конкретные описания методов активизации творчества (по трем основным группам – систематизирующих, ассоциативных и алгоритмических методов), но и, главное – элементы практикума их применения в процессе исследований и разработок.
Четвертая тема освящает современные законы строения и развития систем [6,7]. Она в большей мере важна для аспирантов – «технарей» (позволяя усилить элементы анализа истории и прогнозов развития той или иной отрасли или вида техники – если они повышают ценность исследования данного аспиранта). Но полезна эта тема нередко и аспирантам других научных специальностей, особенно в части использования опирающихся на указанные законы тризных методов творческого преобразования и/или достройки неполных систем.
Последняя названная группа методов может быть отнесена и к пятой теме – «Сильные методы и приемы современных методологов научного творчества» [4, 6]. Деля весь этот методический арсенал на две большие группы приемов – «обнаружения» (новых явления, научного факта, закономерности и т.п.) или их «объяснения» (эти два понятия обозначают две основные функции процесса познания). В целом эта тема позволяет аспирантам освоить ряд ключевых понятий и апробированных приемов научного «открывательства».
Шестая тема – «Основы современного инновационно-рыночного мышления» может предлагаться либо как самостоятельная – если этот курс ограничивается лишь разделом о научном творчестве, либо как обобщающая разделы по интеллектуальной собственности и инноватике (при параллельном изложении всех трех разделов). В любом случае материалы этой темы позволяют аспиранту по-новому взглянуть на практическую полезность своих результатов и оценить их рыночные перспективы. И (если они существенны) – определиться с вопросами обеспечения охраны этих результатов (с помощью норм права промсобственности или авторского) и/или их использования и продажи. Причем для прагматичных диссертационных работ их анализ по материалам этой темы может служить и основой организации аспирантом очень полезной для него «обратной связи» - в виде обобщенного «взгляда на самого себя» (и свою работу) с пока необычных для него, но весьма современных, рыночных позиций. Связи, которая может позволить существенно скорректировать содержание и повысить ценность диссертации.
Наконец седьмая предлагаемая тема – «Приемы повышения эффективности представления диссертации в автореферате и проведения ее через совет» во многом понятна уже из приведенного ее названия. И хотя данная, седьмая тема носит (как, отчасти, и предыдущая, шестая) преимущественно обеспечивающий (успешность защиты) характер, она во многом полезна и для содержательной работы аспиранта. Ведь опытным работникам науки известно, что процесс выкристаллизовывания, подготовки почти готовой работы к представлению ее научному сообществу – часто дает дополнительные новые, а иногда – и главные научные результаты. (Вспомним, например, последнюю – ночную – стадию формирования Д.И. Менделеевым периодической системы, историю создания которой прекрасно проанализировал и описал Б.М. Кедров [11]).
Таким образом, раздел о научном творчестве в курсе ОНТИ, опираясь на ТРИЗ, содержит необходимый и достаточный набор предлагаемых аспиранту современных знаний. Что и как он из этого курса возьмет для себя – зависит уже от уровня культуры, активности, новационности и самосостоятельности мышления магистранта и аспиранта.
Разделы по основам интеллектуальной собственности и инноватики
Указанные разделы – не в пример предыдущему – достаточно известны и содержат классический для них набор тем. Сжатость или, наоборот, развернутость представления информации по этим темам будут зависеть от характера подготовленности в этих областях знаний конкретной группы аспирантов. Поэтому ниже по указанным разделам представлены обобщенные краткие учебные программы, в основном не требующие здесь содержательных комментариев, особенно - по первой из этих программ.
Учебные программы лекционных курсов

Кроме указанных лекций планируются семинары по наиболее сложным темам. Например – по экономике ИС и интеллектуальному капиталу, или, в третьем разделе – по инновационным механизмам и технологиям. Все темы этих разделов могут иметь как указанный выше минимальный, так и значительно больший объем – в зависимости от учебных планов. В целом темы семинаров и практических занятий выбираются с учетом анализа потребностей обучаемых.
Завершается обучение по курсу ОНТИ составлением каждым аспирантом и публичной защитой реферата по всем трем разделам. Он в основном содержит обоснованные соображения аспиранта о том, какие из полученных им здесь знаний и как могут быть применены им в своих дальнейшей работе и планах саморазвития.
В заключение отметим, что содержание указанных выше разделов и их тем разработано и апробировано автором в рамках работы нашей межвузовской кафедры «Основ творчества, инноватики и интеллектуализации» (ОТИ) НМетАУ и при работе с другими магистрантами и аспирантами. В целом кафедра ведет обучение общему курсу (по ТРИЗ и инноватике) до 800 студентов в год, углубленную креативно-инновационную подготовку по 5 специальным курсам своих магистрантов (по специальности "Интеллектуальная собственность" – до 30-40 человек в год), обучение основам ТРИЗ и научного творчества магистрантов ряда других специальностей, а также описанную выше работу с аспирантами. Для желающих иногда читаются и небольшие, но весьма актуальные курсы – по «Саморазвитию творческих личности и коллектива» и по «Информатизации научного и инженерного творчества».
Таким образом стоит подчеркнуть, что в ответ на современные вызовы времени необходимо более эффективно готовить молодую интеллектуальную элиту, способную к высокопродуктивной работе и своевременной адаптации в быстро меняющемся мире.
В рамках данного доклада выдвинута для обсуждения также гипотеза о том, что необходимо решать проблемы не только инновационного развития экономики, но и инновационного развития социума, причем – в комплексе, а глубокое освоение – в том числе с помощью вузов и МАТРИЗ - инновационно-креативной культуры народа должно носить приоритетный и опережающий характер.
1. Материалы международной конференции по инновационной деятельности "Проблемы и перспективы инновационного развития экономики". Киев-Симферополь-Алушта, 2005.
2. Пигоров Г.С., Козинец В.П., Махмудов А.Г., Антоненко С.В. и др. Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития: Учебник для вузов. –Днепропетровск, Пороги, 2003.- 502с.
3. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. –М., 1998. – 310с.
4. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – Санкт-Петербург, 1998. – 395с.
5. Пигоров Г.С. Научный прорыв в методологии развития. Материалы докладов. Научно-практическая конференция "Творчество во имя достойной жизни" –Великий Новгород, 2001г.
6. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. –Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. -381с.
7. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. -240с.
8. Зарипов М.Ф., Зайнуилин Н.Р., Петрова И.Ю. Энергоинформационный метод научно-технического творчества: Учебн.-метод. пособие. –М.: ВНИИПИ, 1988. -124с.
9. Половинкин А.И.Законы строения и развития техники. –Волгоград, 1985. -202с.
10. Золотин Б.Л., Зусман А.В., Решение исследовательских задач. –Кишинев, 1991. -204с.
11. Кедров Б.О. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. -191с.
12. Гасанов А. И., Гохман Б. М., Ефимочкин А. П., Кокин С. М., Сопельняк А. Г., Рождение изобретения . - Москва Интерпракс 1995. – 432с.
|