Главная    Конференция     Кто с кем борется и за что?

Размещено на сайте 10.09.07.

Кто с кем борется и за что?

В.В.Митрофанов



«Суша, пришел он к выводу после долгих размышлений - не что иное, как широкая коалиция, существующая с единственной целью - досаждать моряку: здесь и пики, не отмеченные на картах, и рифы, и песчаные отмели, и мысы, окруженные предательскими банками, а кроме того, суша населена множеством чиновников, таможенников, капитанов портов, полицейских, судей и веснушчатых женщин.»

Артуро Перес-Реверте «Дублон Ахава. Карта небесной сферы»

Есть целые области науки и искусства, в которых многие люди чувствуют себя, как рыба в воде. Конечно, эти люди не сразу вошли в эти области, а потратили много сил и времени на вхождение. Я не получил никакого музыкального образования, но вот в то время, пока находился в гостях в Детройте, меня несколько раз мои друзья (известный читателям автор этого сайта Гафур Зайниев и его супруга Лика), приглашали послушать музыку. Я ни разу не отказался и теперь об этом вспоминаю с радостью. Лика, экипировала меня и пригласила в бар, в котором выступал негритянский джаз. Конечно, я был удивлен, увидев и услышав этот джаз. Играло на сцене несколько человек, но они менялись примерно каждые полчаса. Оркестранты чуть ли не стояли в очереди у сцены. Музыка звучала непрерывно и выступали - играли виртуозно люди разных национальностей. Впечатление было прекрасное. Один музыкант задавал мелодию, а затем эту тему варьировали все солисты. Передать атмосферу в баре сложно, но все места были заняты и слушатели прилежно аплодировали.

И вот сегодня, «Культура» показала запись концерта В.А.Моцарта для фортепиано с оркестром №9. Дирижер - В.Спиваков, солист Л.Чижик - пианист, исполнитель джазовой музыки. Я понял, что произошла гибридизация, объединение джаза и классики. Я ни разу не слышал, чтобы во время исполнения классики были аплодисменты зала и артистов оркестра, которые улыбались виртуозной игре Л.Чижика. Здорово!

И еще про один гибрид. Я прочел статью, после которой расстроился. Дело в том, что мы все считаем, что основной закон диалектики знаем. Знать и понимать – разные вещи, а понимать и применять в своей работе - совсем особая статья. Вот после такого вступления перейду к самой статье.

«Ториевая «бомба» российского Эдисона», в газете «Аргументы неделi» «Новосибирский физик Лев Максимов изобрел экологически чистую АЭС».

То, что человечество стоит перед проблемой энергетического кризиса, знает каждый. А вот как выходить из него, тоже знают многие, но почти все предложения трудно осуществимы. «Между тем уже несколько лет новосибирский физик-ядерщик Лев Максимов предлагает прорывной энергетический проект. Он не только способен вывести Россию из грядущего энергетического кризиса, но и дать ей шанс стать державой №1. Физик Максимов призывает строить подземные ториевые станции. Россия, к слову, сказочно богата торием».

«В моих работах обоснована технология перехода мировой ядерной энергетики на новую элементную базу, - рассказал «Аргументам неделi» Лев Николаевич, - с использованием принципиально новой конструкции тепловых элементов (ТВЭЛов). С ними ториевый ядерный реактор способен работать без перегрузки от 30 до 50 лет (он имеет исходный базовый патент на приоритетные права России в ториевой энергетике и он теряет юридическую силу в 2013 году). Загруженное ядерное топливо заканчивается в нем, когда сама станция исчерпывает свой ресурс. Нынешние же урановые реакторы пополняют землю ядерными отходами каждые полтора-два года». В ториевой энергетике запальным элементом служит оружейный уран. Вот где гибридная система!

Институт, в котором работал автор, был закрыт и разграблен, а сам Л.Максимов пережил два покушения. Но вот, что интересно и на чем я хочу заострить Ваше внимание. Те, кто когда–то были передовыми, то есть, разработчики атомных станций, сейчас, судя по этой статье, превратились в яростных противников Л.Максимова. И это не частный случай, а выполнение основного закона диалектики – единства и борьбы противоположностей. Почему почти всегда новое встречает сопротивление? Мне представляется, а возможно я не прав, новое надо не просто объявлять: вот, что я предлагаю, и надеяться что все примут на ура, а проводить какую-то подготовительную, разъяснительную, если хотите, рекламную работу. Это же относится и к изобретательству, и к науке, и к искусству, и медицине и т.д.

Приведу несколько примеров. После того, как мы с А.Чеховским предложили, а потом он изготовил прибор, с помощью которого можно было отбраковывать на ножках транзисторов термокомпрессионные соединения методом обдува, мы разослали описание и результаты полученных испытании главным технологам нескольких заводов. Они ответили, что с удовольствием изготовят такие приборы и просили прислать чертежи. У них все получилось, и мы были рады, что помогли коллегам, а они были довольны, что одна проблема качества приборов была решена. Возможно, если бы мы послали письма директорам, скорость внедрения была бы ниже, а может и, вообще они бы отказались от этой работы. Мы понимали, что технологи знают, что им надо.

Второй пример. Мы поставляли одному предприятию интегральные схемы в пластинах. Потребитель получал пластинки с готовыми, годными ИС, разрезал их на кристаллы (чипы), собирал в корпус, а затем проводил измерения. Оказывалось, что до 20% собранных ИС уходили в брак при температуре минус 50 градусов. Главный технолог предприятия поставил перед нами задачу - снизить процент брака хотя бы до 5-7%, уж слишком много золоченых корпусов уходит в брак. Найти причину в технологии, почему 20% ИС «на минусе» уходят в брак - дело не быстрое. А вот если найти режимы измерения при комнатной температуре, чтобы отбраковывать те ИС, которые отойдут «на минусе», мне показалось, что задача быстро решаема. Действительно, если исходить из того факта, что все характеристики ИС нелинейные, то, возможно, взяв забракованные «на минусе» ИС удастся определить тот режим измерения, который позволит использовать его для отбраковки этих потенциально бракованных схем. Когда я попросил двух сотрудников, передав им 10 ИС, забракованных «на минусе», посмотреть, подобрав такой режим - это просто вызвало у них ярость и недоброжелательность. Почему? Это нельзя сделать, это невозможно - вот их ответ. Конечно, у них была другая работа. Им не хотелось отвлекаться. Да и моя просьба была не единственная. Я их часто загружал дополнительной работой и всегда срочной. Однако, я убедил их попробовать, а затем обсудить результаты. Через три дня, они показали результаты измерений, из которых следовало, что если изменить режимы измерения-напряжения питания и ток, то фактически, вводя дополнительный тест, возможно забраковать потенциально ненадежные ИС непосредственно на пластине при комнатной температуре. Первая же партия пластин, разбракованных с помощью дополнительного теста, была отправлена потребителю и вызвала у него шок. Брак после сборки составил 0,5%.

Очевидно, что полученное решение можно использовать для того, чтобы вообще не проводить испытания при низкой температуре. Но об этом никто не хотел даже слышать. Любое открытие вызывает удивление и неприятие. Даже мои собственные сотрудники не поверили в идею и не хотели ее проверять. Что же говорить о руководстве, которое вообще от этих вопросов далеко. Необходимо сделать хотя бы попытку понять идею, объяснить и убедить других, что это не фокус, а реальность, которую следует принимать, исследовать, использовать и публиковать. А вот, как оценивает Игорь Губерман такие ситуации.

Господи, в интимном разговоре
Дерзкие прости мои слова:
Сладость утопических теорий
Пробуй ты на авторах сперва.

Сегодня слушал выступление дирижера Зубина Мета. Известна такая фраза - умейте читать между строк. Он же сказал: «Умейте читать между нот. Поймите, что чувствовал композитор, когда писал свою музыку!» А как этому научиться? Он не сказал. Это новый подход к пониманию музыки для ее исполнения и прослушивания. Сколько пройдет времени, пока дирижеры поймут это? А, может, они это знают, и только для меня – это открытие?

В романах Артуро Перес-Реверте, как чертик из табакерки, всегда появляется негативный герой, и начинается борьба за какие-то материальные ценности. Так, например, в «Тайны Ваиткана. Севильское причастие» борьба идет за землю, на которой стоит церковь. Вся эта борьба очень напоминает события в нашей родной стороне.

А теперь обратимся к театру.

Наверняка многие слышали, а, возможно, и видели спектакли, поставленные режиссерам Л.Додиным. И вот по программе «Культура», которая еженедельно показывает передачу «Линия жизни», в которую приглашают известных людей искусства, науки, был приглашен Л.Додин… Зрители в аудитории задают им вопросы, а они отвечают, и иногда передача получается чрезвычайно насыщенной и интересной Так произошло и 11 августа 07г. Сейчас я не большой любитель театра, но мне было интересно, что же такое делает этот режиссер, что его имя пользуется громадной популярностью. А возможно, его подход можно применить и для ТРИЗ?

Так, утверждает режиссер, надо все время, всю жизнь чувствовать себя учеником. Театр - модель жизни, а она изменяется, и театр обязан тоже меняться. Он считает, что существуют два вида театра. Один, когда пьеса поставлена и играется без изменений много лет. И есть живой театр, когда подготовка спектакля происходит не на репетициях, а на сцене проводятся пробы. Каждая мысль, высказанная драматургом, настолько глубока, что иногда приходится готовить спектакль не полгода, а три года. Во время подготовки артисты, совместно с режиссером посещают те места, в которых происходит действие в спектакле, например, в деревню, где жил писатель Абрамов, на Колыму, где были лагеря и т.д.

Известно, что некоторые артисты, режиссеры и театральные деятели не с очень большим воодушевлением встречают новый, живой театр.

Теперь можно из приведенных примеров попытаться сделать выводы о причинах борьбы и рассмотреть возможность ее смягчения.

Можно сказать, что, начиная от того, что человек борется сам с собой - надо сделать что-то и не хочу это делать, и, кончая тем, что какое-то государство очень хочет завладеть другим, так как оно считает несправедливым, что у него нет тех богатств, которые есть у другого. Можно утверждать, что борьба происходит во всех сферах деятельности людей. Желание быть первым или, наоборот, быть последним, быть главным и не быть главным, быть свободным и не быть свободным, быть богатым и не быть богатым и т.д .И сразу видно, для того чтобы кем-то быть надо перенапрягаться, надо бороться. Тем не менее, есть пути, позволяющие снизить накал борьбы, иначе мир давно бы рухнул. Великий дирижер Генадий Рождественский, выступая сказал, что он, услышав, что музыкант не так играет, как хочется дирижеру, так с ним беседует, что тот проникается идеей, о которой ему сказал дирижер, и у них мнение по поводу, как играть начинает совпадать, и даже музыкант думает, что это он сам придумал, как надо играть. Обычно если ты придумал нечто, то поручаешь это сделать кому-то, если сам по каким-то причинам не можешь сделать. А ведь можно тому, кому поручаешь сделать это нечто, объяснить-сделать его соучастником рождения идеи, и он как бы свою идею захочет сделать, претворить в жизнь. Конечно, это не единственный подход, есть и другие. Но главное - это привлекать людей и включать их в работу как соавторов, а не как простых исполнителей.

Нельзя не упомянуть о борьбе человечества с Природой. Это и последствия деятельности вулканов, супервулканов, землетрясений, ураганов, торнадо, штормов, и потепление, и похолодание, и засухи, и наводнения и т.д. Природа ежедневно ставит перед нами задачи в любой точке земного шара - как выжить от всех бед-тайфунов , землетрясений, наводнений и т.д. Одновременно мы живем в мире вирусов микробов, бактерии, насекомых, которые не всегда нам помогают, а непроизвольно нас заражают различными болезнями. И организмы людей борются с ними, но часто нужна помощь врачей - не всегда люди сами с ними справляются. Вот где поле деятельности для изобретателей! Однажды я был в санатории под Москвой и встретился там с профессором, как жаль, что у меня есть его фотография, но фамилию его и звание забыл, был такой молодой и ничего не записывал. У него была интереснейшая биография - он участник первой мировой войны, попал в плен. В то время в Германии пленные жили не так, как в Отечественную войну. Он принял участие в конкурсе на лучшую отделку машины орнаментами для болгарского посла и победил. На полученные деньги он совершил на велосипеде путешествие по Италии. Эта поездка осталась в памяти на всю жизнь. После возвращения на Родину он работал в Ленинграде, а затем был командирован в Среднюю Азию, где работал над методами защиты домов от землетрясений. Он участвовал в битве на Курской дуге, где потерял двоих сыновей. Я привел этот эпизод, чтобы показать, что уже, в далеком 1956 году этой проблемой занимались. Несмотря на то, что отдельные успехи в защите строительных конструкций в таких странах как Япония достигнуты, о глобальной победе над землетрясениями речь даже не идет.

Я хочу вернуться к живому театру Л.Додина. Мне представляется, хотя я это не утверждаю, что АРИЗ, ТРИЗ можно попытаться сделать живыми, то есть гибкими, подвижными, самоорганизующимися дающими возможность решения для многих задач из различных областей техники. Можно сказать, они должны быть постоянны и не постоянны.

Заканчивая, я хочу сообщить, что сегодня ко мне на пару минут заскочил Г.Скворцов. Он рассказал о нескольких интересных эпизодах. Он встречался с Джанибековым - космонавтом, обнаружившим эффект, который так и был назван - эффектом Джанибекова. Он подтвердил, что действительно видел этот эффект, а Скворцов рассказал ему, что он нашел объяснение этому эффекту. Он сообщил также о том, что рассматривается предложение о создании в России школы гениев, и это чрезвычайно интересная информация, я о таких школах не слышал.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Кто с кем борется и за что?