Главная    Конференция     Тайный прием - укол

Размещено на сайте 08.10.2007.

Тайный прием - укол

В.В. Митрофанов



Возможно я Вам уже надоел своими работами по поводу произведений современного испанского писателя Артуро Перес-Реверто, но прочтя еще его пару книг, не удержался и написал еще одну заметку. Если редактор пропустит, я буду ему чрезвычайно благодарен.

Прочитав несколько произведений автора, я обнаружил методологию его произведений. Как я себе представляю, суть ее состоит в том, что начало и середина повести или романа излагаются в спокойной манере, но постепенно нагнетается ситуация. Но, зато в заключительной части Вас поражает и развязка, и самые невероятные события, в которых принимают участие герои произведения. Конечно, меня удивляют самые разнообразные знания автора. Он детально рассказывает о морском бое между английской эскадрой и сводной испано–французской при мысе Трафальгар. Он описывает, как делают повороты оверштаг громадные парусники и как ведется бой, перечисляет названия кораблей и их командиров, тактику и стратегию боя и т.д.

В книге «Учитель фехтования» автор рассказывает довольно детально методологию фехтования. Но это не все. Он владеет тайным приемом, и некоторых способных учеников за дополнительную плату он обучает этому приему.

У меня давно появилась мысль о том, что если есть тайная дипломатия, тайные заседания и т.д. то возможно есть и тайное творчество - некие приемы, помогающие решать технические и научные задачи. Приведу несколько выдержек, показывающих один из путей отыскания тайного приема – укола в фехтовании. Конечно, пока он не открыт - он тайна, но когда он обнаружен, тайна пропадает. Например, если дерутся два рапириста, мастера высокого класса, то победу может одержать тот, кто не сделает ни единой ошибки, либо тот, кто владеет тайным приемом. Так рассуждает маэстро Хайме Астарлоа.

«Вот уже много лет Хайме Астарлоа работал над «Трактатом об искусстве фехтования», который, по словам поклонников его редкого дарования и опыта, должен был стать фундаментальным творением, сравнимым лишь с трудами таких замечательных мастеров, как Гомард, Грисьер и Лафуажер. Но однажды автор усомнился: сумеет ли он изложить письменно то, что составляет смысл всей его жизни? Постепенно неуверенность возрастала. Желая сделать свое произведение неким непревзойденным шедевром столь волновавшей его темы, он хотел описать в нем мастерский укол, великолепное, безупречное действие, самое совершенное творение человеческого гения, вдохновляющий образец для подражания. Поиску этого действия дон Хайме Астарлоа посвятил всю жизнь - с того мгновения, когда его рапира впервые скрестилась с рапирой противника. На поиски Грааля, как сам он их называл, оставались бесплодными. И теперь, подойдя к началу постепенного физического и умственного разрушения, старый маэстро чувствовал, как мощь уходит из его пока еще сильных рук, а талант, который всегда вел его за собой, под гнетом лет начинает слабеть. Каждый вечер, сидя в тишине скромного кабинета, при свете лампы над пожелтевшими от времени листами бумаги, дон Хайме тщетно пытался вырвать из глубин своего сознания ключ, о существовании которого он смутно догадывался каким-то неведомым чутьем. Шло время, а злосчастный ключ никак не желал покидать свое тайное убежище. Часто маэстро просиживал и раздумывал до рассвета, так и не ложась спать. Иногда внезапно просыпался, чувствуя прилив вдохновения, вскакивал в одной рубахе, с яростью хватал рапиру и спешил к зеркалам, покрывавшим стены его небольшого фехтовального зала. И там, стараясь припомнить то, что всего минуту назад вспыхнуло искрой в его спящем разуме, пускался в беспорядочное, бесполезное преследование. Его движения и мысли сталкивались в безмолвной схватке с отражением, коварно улыбавшимся ему из темноты».

Мне представляется, что те, кто испытывал муки творчества, в подобном состоянии были не раз.

И еще один абзац «- Должен сделать вам замечание, господа, - сказал он строго. - Безусловно, фехтование-это искусство. Но нельзя забывать, что это еще и точная наука».

Сюжет этого романа и прост и одновременно сложен. К маэстро пришла молодая красивая женщина, которая была прекрасной фехтовальщицей, и ей очень было необходимо овладеть тайным приемом - уколом маэстро. И он научил ее этому уколу. И наступил момент, когда эта дама пришла к учителю фехтования, объявив ему, что она должна его убить. И в этом бою, находясь буквально на краю гибели, маэстро открыл, нашел прием, укол, который вошел в историю фехтования.

Концовка книги выглядит так - «В его позе угадывалась блестящая школа старого фехтовальщика. Сосредоточившись на движениях, он пристально смотрел на свое отражение в зеркале, а бледные губы, казалось, что-то беззвучно шептали, словно перечисляли уколы и неустанно, с методичной последовательностью произнося названия каждого из них. Полностью уйдя в себя, совершенно безучастный ко всему во внешнем мире, он старался припомнить каждый шаг, каждое действие, с математической точностью связанные в единое целое; действия эти - теперь для него очевидные - предшествовали самому великолепному уколу, когда-либо рождавшемуся в человеческом сознании».

Вывод, который можно сделать, известен давно, но в данном случае он сделан в области, которая мало кому известна. У некоторых людей, решающих сложную творческую задачу, если они будут поставлены в особые условия, либо это ответственность за дело, жизнь людей и т.д., резко повышается активность мозга, который помогает найти блестящую идею. Тот, кто переживал такие моменты, с удовольствием их вспоминает.

В каждом романе у Реверто есть главный герой, который владеет некоей благородной идеей, за которую они борются, -страдают, любят… и иногда, им удается ее реализовать.

Некоторые романы изданы издательством ООО «Эксмо».Характерная черта этого издательства - на мягкой обложке перечень романов Артуро Перес-Реверто и его прекрасная фотография.

Автор в своих романах проводит несколько главных для него идей. Это во–первых, антивоенная линия. Он ненавидит всякие войны и пытается словом бороться с теми, кто их организует. Во-вторых, он показывает блестящих, умных, образованных людей, которые оказываются предателями. Я думаю, что многие встречались с предательством, которое сложно объяснить. Конечно, причиной могут быть деньги, влюбленность и т.д., но всегда, когда ты оказываешься в ситуации, когда тебя предали, а это обычно бывает неожиданно, чувствуешь себя скверно, и обида остается надолго.

И, наконец, он знает, что многие старые люди, в какой-то момент жизни бросают следить за развитием техники и не воспринимают технический прогресс. Может быть потому, что многое в этом прогрессе является внешним, наносным, неважным. На примере одной 70-летней дамы он показал, что можно достичь невероятных успехов, если просто быть любознательным и иметь перед собой важную цель. (Тайны Ватикана. Севильское причастие.)

Сейчас Глен Гульд играл Баха - так называлась программа TV «Культура». Почему я обратил внимание на него и чем был поражен. Весь концерт он играл без нот. Его руки как бы продолжение клавшей. Какие руки! Он ими не только играет, но, по–моему, делает балетные па. Весь концерт он что–то говорил или шептал. Я где-то читал, что мало кто из пианистов может левой рукой играть, перенеся ее за правую, но у меня даже не возникла мысль, а как наоборот? Правую за левую. И тут-то я увидел, что для него никакой разницы нет - он исполняет Баха и руки образуют букву Х. Но себе я сделал пометку – почему не спросил себя, а можно ли так играть, наоборот? Читая книги, я часто не задаю себе вопросы, которые мог бы задать и даже ответить.

Кстати, этот пианист был чем то похож на фехтовальщика, которого я описал выше. Они оба играют не по нотам, даже если ноты где-то и есть. Оба сделали вдохновение своей профессией и побеждают (в схватках или конкурсах) только потому, что умеют реализовывать это вдохновение.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Тайный прием - укол