Главная    Конференция     «Лето, прощай» и еще раз об открытии.

Размещено на сайте 15.10.2007.

«Лето, прощай» и еще раз об открытии.

В.В. Митрофанов



Был удивительный день 26 сентября, середина «бабьего лета» - светит солнце, двадцать градусов тепла, ничего не болит, есть в наличии небольшой капитал, и я помчался (пополз) в магазин, с желанием зайти в книжный, посмотреть нет ли новых книг испанского писателя Артуро Перес-Реверто. И о радость – есть! Я взял «Гусара» и вдруг мой взгляд падает на рядом стоящие книги, и я оторопел. Передо мной стоит книга Рэя Брэдбери «Лето, прощай», впервые, изданная в России - продолжение мной горячо любимого романа «Вино из одуванчика», которую я на протяжении полугода рекомендовал всем кто мне звонил или приходил в гости. Первая мысль – наверное, продолжение немного не то, что было в «Вине из одуванчиков»», но я отбросил все сомнения, купил, и побежал (пополз) домой, и бросив все дела принялся читать и читал весь день. Мне крупно повезло в этот день. Обычно в среду журнала «Итоги» №39(589) в продаже нет, но уже в третьем ларьке он оказался последним и я его приобрел. В нем для меня интересны две статьи - беседа с писателем В. Войновичем, и, конечно, статья «Водосвятие» Н. Зимина, о том, что в США объявили об открытии, сравнимом по значимости с изобретением вечного двигателя.

Я непременно хочу Вам привести несколько выдержек, но не из самой книги, а из «Послесловия» - «Как важно удивляться.» «Основным местом действия в романе служит овраг: этот образ проходит сквозь всю мою жизнь. Наш дом стоял на маленькой улочке в Вокегане, штат Иллинойс: к востоку от дома был овраг, который тянулся на несколько миль к северу и югу, а потом описывал петлю, сворачивая к западу. Получилось, что я обитал на острове, откуда мог в любой момент нырнуть в овраг, навстречу разным приключениям.

Там можно было вообразить себя хоть в Африке, хоть на Марсе. Мало этого, через овраг я каждый день бегал в школу, а зимней порой здесь же гонял на лыжах и катался на санках, поэтому овраг занимал главное место в моей жизни; вполне естественно, что впоследствии он стал центром этого романа, по кромкам расположились все мои друзья, а рядом с ними еще и старики - удивительные живые хронометры.

Меня всегда тянуло к старым людям. Они входили в мою жизнь и шли дальше, а я увязывался за ними, засыпал вопросами и набирался ума, как явствует из этого романа, в котором главными героями выступают дети и старики, своеобразные Машины Времени.

Зачастую самые прочные дружеские отношения складывались у меня с людьми за восемьдесят, а то и за девяносто; при каждом удобном случае я донимал их расспросами про все на свете, а сам молча слушал и мотал на ус. … Для меня самое главное - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное. В том-то и заключалась одна из самых захватывающих особенностей становления этого романа: мои наказы перед сном и удивительные открытия, сродни озарениям, поутру… К сказанному остается добавить лишь одно: я рад окончанию многолетней работы над этой книжкой и надеюсь, что каждый найдет в ней что-нибудь для себя. Мне было несказанно приятно вновь оказаться в родном Гринтауне - поглазеть на дом с привидениями, послушать гулкий бой городских часов, перебежать через овраг, впервые познать поцелуй девушки и набраться ума – разума от тех, кого уже с нами нет.»

Каждый может не только порадоваться приведенному тексту, но и попытаться взять для себя некоторые приемы творчества Рэя Брэдбери.

Мне очень понравилось, что открытие – получение водорода из морской воды вызвало такой большой интерес ученых, инженеров и журналистов. Прекрасный пример двойственности приема этого открытия - есть те, кто безоговорочно верит полученным результатам, и те, кто категорически не приемлет. Я приведу только одно высказывание. «Российские эксперты, опрошенные «Итогами», тоже отнеслись к разработке Канзиуса неоднозначно. «При протекании тока в соленой воде, которая является хорошим проводником, может иметь место процесс электролиза - разложение воды на кислород и водород, -говорил Андрей Жук, заместитель директора Объединенного института высоких температур РАН. КПД высокочастотных генераторов электромагнитного поля находятся на уровне 10%. В то же время КПД традиционных электролитических установок, широко используемых для получения водорода и кислорода, сейчас составляет около 70%. Чем предлагаемый метод лучше традиционного?» и т.д.

Что меня смущает, и более того я допускаю, что возможно не прав, но…. Академик А.Н. Фрумкин посвятил часть жизни и очень хотел решить проблему КПД электрохимической ячейки, и он считал, что дело в перенапряжении водорода на катоде. В своей книге «От технологического брака до научного открытия» я привел цифры, приведенные в книге А.Н. Фрумкина. «Так при электролизе воды с целью электролитического получения водорода, перенапряжение увеличивает необходимое электрическое напряжение и вызывает дополнительный расход электроэнергии. При величине перенапряжения 0,3 в на каждые 1000 кг водорода требуется дополнительный расход 8300 квт/час электроэнергии, которая непроизводительно превращается в тепло».

Когда-то давно я познакомился с этой нерешенной задачей, и вспомнил о ней, после того как предложил 7 «нот», для решения научных задач. Попробовал порешать эту задачу, и привел решение в своей книге. Что меня смущало? Каждый элемент имеет свое собственное значение перенапряжения, причем точно измеренного нет - все они приближенные. Занимаясь процессом окисления кремния, очисткой окон в окисле кремния перед напылением алюминия и исследованием дефектности термического окисла я пришел к выводу о том, что на поверхности кремния и металлов всегда присутствует окисел, который неумолимо растет на воздухе, и естественно, имеет разную толщину. Причем, изучая эффект Рассела, мы видели, в первые секунды после удаления окисла скорость его роста максимальна, т.е. поверхность никогда не бывает беззащитной - окисел ее защищает. У каждого элемента своя структура окисла и свои свойства. Можно предположить, что для прохождения электрона через окисел и образования водорода требуется дополнительная энергия, которая и есть перенапряжение водорода на катоде. Для того чтобы избавиться от этого дополнительного сопротивления следует изобрести неокисляющий катод. Если же вернуться к открытому эффекту выделения водорода из воды, то надо изучить процесс - сейчас это сделать возможно.

Теперь несколько слов о высказывании В. Войновича. «Люди наши все время пытаются установить какого-то человека на пьедестал и хлопнуться перед ним на колени». Конечно, можно просто привести стих Омара Хайяма и этим ограничиться:

Все эти люди так ничтожны, сравню их
С жалкими ослами,
Они, как барабаны, пусты, хотя навьючены делами.
Ты хочешь, чтоб они смиренно твои облобызали
Пятки?
Будь знаменит, они трепещут перед большими
именами.

Ведь жил он давно и в другой стране. Но ведь, я так полагаю, многие люди, особенно те, кто сам себя сделал, всегда имеют в своем сознании некоторых героев, которых ставят на пьедестал, и не то что им подражают, но ими восхищаются - они для них как бы маяк, который указывает вот куда и как надо идти, и уж конечно, не стремится стать таким же художником, артистом, пианистом, футболистом, и т.д. Несомненно, эти маяки зависят от возраста, и одни сохраняются всю жизнь, а одновременно появляются новые.

Например, я хорошо помню, какое на меня произвело впечатление знакомство с Г. Альтшуллером и его ТРИЗ. И такая встреча изменила мою жизнь, да и не только мою.

15 октября будет 81 год со дня его рождения. И сейчас, вспоминая историю знакомства с ним, я представляю себе его энергию, неукротимую волю и необычайную веру в свою ТРИЗ.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     «Лето, прощай» и еще раз об открытии.