Главная    Конференция     Некоторые заметки по поводу Ответа на «Некоторые заметки»

Размещено на сайте 26.02.2008.



* Некоторые заметки по поводу издания нового учебника (Б.А. Шевченко)

* Ответ авторов на "Некоторые заметки по поводу издания нового учебника" (А. Ревенков, Е. Резчикова)

Некоторые заметки по поводу Ответа на «Некоторые заметки»

Б. Шевченко



Вы  пишите, что Вам «досадно, что пришлось вступить со мной в этот письменный диалог». Я Вас понимаю. А знали бы Вы, как мне было досадно, когда прочитал 4 страницы Вашего «Ответа». Если раньше была хоть какая-то надежда, что Вы знаете ТРИЗ и поймёте меня «с полуслова», то теперь она пропала. Жалко надежду…

Общее впечатление от Ответа – попытка «защитить честь мундира».

Вы обвиняете меня в «сильных отрицательных эмоциях». Да, я об этом честно пишу и признаюсь в этом сам. Мне очень хотелось, чтобы Вы поняли - о чём я пишу.

Было бы интересно, почитать мнение о Вашей книге других ТРИЗ-специалистов.

В своих первых заметках я пытался провести всего три, но главные мысли:

Мысль 1. В учебнике нет ТРИЗ, как науки в целом, так и её наиболее эффективных частей.

Вы с этим согласились в п. 10 Ответа – и хорошо!

Мысль 2. Нельзя писать плохо о ТРИЗ и его создателе Альтшуллере.

Г.С. в своих трудах учил решать задачи на более высоком уровне, чем в вашем учебном пособии – на уровне изобретения. Читая «научно-популярные» (как Вы метко подметили в п.8) издания Альтшуллера, студенты учатся решать сложные задачи и посылают свои заявки на изобретения, которые блестяще подтверждают результат решения! За несколько последних лет около 20 студентов различных курсов и специальностей, изучая на моих семинарах ТРИЗ, получили патенты на изобретения.

 Вы также в п.10 пишите, что отдаёте «дань уважения Г.С.» (правда, весьма своеобразно Вы его уважаете).

«Хорошо» по поводу моей второй мысли сказать не могу, но можно сказать «сойдёт».

Мысль 3. ТРИЗ на обложке – это безобразие. С этим Вы не согласны – и зря.

Очень жаль, что Вы не поняли (и в этом виноват, конечно, я), что всё остальное, что было далее написано – это только для того, чтобы не быть «голословным». Это было обоснование вот тех трёх самых главных мыслей. Всё остальное – мелочи, по большому счёту. Против некоторых «мелочей» Вы не спорите. Значит, что-то поняли. И на том спасибо.

Ну, о мелочах – чуть позже.

Ситуация за это время несколько изменилась. И если  тогда мне хотелось высказать одни мысли, то сейчас мысли несколько другие – более серьёзные.

Что же произошло за эти несколько дней? Чтобы не грешить с аргументацией – придётся подробнее изложить эту уже четвёртую главную мысль.

Мысль 4. В Вашем учебном пособии я вижу сегодня большую опасность для ТРИЗ-науки, для ТРИЗ-сообщества и, по большому счёту, для всей страны.

Теперь аргументы. На днях выступил В.Путин на расширенном собрании Госсовета. Он призвал страну к инновационному развитию, пообещал соответствующее финансирование и потребовал в связи с этим сделать программы вузов также инновационными. Я пишу это очень кратко, так как только что сдал статью в газету «Бизнес-Центр» и, как только она на днях будет опубликована, попрошу редактора разрешить разместить статью на нашем сайте. Я в статье пишу,  что мало призывать и финансировать, надо учить новаторов самым передовым методам создания инноваций, то есть ТРИЗ, естественно. Что нужно кардинально менять направления развития высшей школы. И т.д.

Я  вот сейчас применю на практике тот самый  «диверсионный анализ», о  котором Вы пишите на стр.283 и далее. Так как задача не техническая, то схема применения будет несколько отличаться от той, что описываете  Вы. Заранее прошу прощения.

В Ваших уважаемых всеми вузах (МАИ и МВТУ- расшифровка на стр.5 Пособия)  много профессуры работает в Минвузе, являются руководителями и членами УМО и УМК (для непосвящённых – Учебно-методическое объединение и Учебно-методическая комиссия).

В связи с выступлением Путина, а теперь уже и Медведева, очень возможно Минвуз примет решение ввести в качестве обязательного курса, ну например, «технологию изобретательства» или ТСИ – «технология создания инноваций». Прошу у всех прощения, что так  думаю про Минвуз, обычно он наоборот всё сокращает и каждое новое поколение ГОСов, скажем мягче, не лучше предыдущих. Ну,  на то и «диверсионный анализ», чтобы немного пофантазировать (К сожалению, эти фантазии  на сегодняшний день слишком реальны и это хорошо).

И вот, не дай Бог, Вы (Ваши коллеги) начнёте (начнут)   писать ГОС по новой дисциплине и за основу возьмёте (возьмут) Ваше учебное пособие. Попробуйте представить весь этот ужас. Прежде страдали только студенты Ваших вузов, изучая на 96 часах аудиторных занятий с курсовой   работой (стр.356 и далее Пособия) скажем так,  не самые эффективные методы создания инноваций. Теперь это ДОЛЖНЫ будут изучать ВСЕ студенты технических вузов РФ и учить их этому попытаются ЗАСТАВИТЬ ТРИЗ-специалистов. И что они при этом скажут? А какой будет нанесён вред стране и программе президента?

Нужно далее   аргументировать эту мысль?

Вы сотрудники вузов и хорошо знаете, что спорить по поводу качества ГОСов бесполезно. И толком не знаешь – с кем спорить. Ни один чиновник в этом вопросе не борется за своё авторское право.

Что же делать? Я думаю, что ТРИЗ и здесь сможет помочь. Как? Пусть это будет маленькое «ноу-хау», хотя решения для специалиста лежит на поверхности.

Нет абсолютно никакого смысла комментировать всё, что Вы писали в Ответе. Но по поводу 3-й мысли и нескольких «мелочей» стоит несколько слов всё-таки сказать (чтобы не голословно, объективно и с аргументацией).

Далеко ходить не будем. Самая первая фраза Ответа:

« Мы никак не предполагали, что аббревиатура «ТРИЗ» в оформлении обложки книги будет у Вас ассоциироваться с названием учебного пособия.»

Просто уникальная фраза. Вообще по поводу неё  больше ничего говорить и не нужно. Но авторам мало. Добивать, так добивать автора заметок. Ещё один шедевр на эту же тему в п.10 Ответа, первый абзац в конце.

«…Вы должны были бы приветствовать выход учебного пособия для вузов … в оформлении обложки которой (которого, видимо, речь то идёт о пособии) использована аббревиатура ТРИЗ. Это дань нашего уважения Г.С., признание его заслуг.»

 И в этом же пункте, абзац 3 начало. «Это не учебник по ТРИЗ.»

Господа авторы, Вы сами поняли, что Вы здесь написали? И что Вы при этом имели в виду?

Но, долой эмоции и только аргументы, желательно понагляднее.

1. Едет ржавый «ЗАЗ» и на капоте болтами привинчен огромный знак японского 40-тонного самосвала «Камацу». Какие Ваши мысли вызывает эта сцена?

2. Купили в магазине большую банку консервов за 450 рублей, но которой крупно написано «Осетрина». Постояли, подумали, шиковать – так шиковать и ещё одну банку взяли - на 8 марта. Это чтобы гостей шокировать. Мы такие. Осетрину едим килограммами.

Коньяк, лимончик нарезан тонкими ломтиками, булка мажется маслом, гости глотают слюну, Вы открываете банку. А там – со времён Брежнева, с детства любимая килька в томате. От одного запаха и воспоминаний гостей мутит. Вы смотрите на крышку консервной банки, а там мелкими буквами написано «Килька в томате, производство ОББ (общество беспредельной безответственности) «Осетрина». Ваши эмоции? А чем Вы лучше? Опять, скажете, оскорбляю? Нет, Вы, как личности,  хорошие.

3. Что такое обложка книги? Это её упаковка, Это её реклама и т.д. Ведь я же «купился» на Вашу рекламу и стал читать Ваше пособие. А это мне надо было? А потом ещё что-то кому-то писать? Вы украли у меня несколько дней жизни? А у других, поверивших обложке?

4. Где то недавно читал, что фирма «ДОДЖ» отсудила у тех, кто эти буквы рисовал где хотел  и на чём попало к 2004 году около 30 миллионов долларов США – больше 7 млн. за каждую букву. Ах да, эта торговая марка фирмы была защищена, а вот Г.С. свою ТРИЗ даже не заявлял. Я только хотел этим примером сказать – не пишите где попало и какие попало буквы – зарплаты может не хватить. Кстати по поводу «ТРИЗ» что-то имела наследница Г.С. Если интересно – поинтересуйтесь у Селюцкого. Я могу предположить, что она скажет и сделает, увидев Вашу книгу.

5. Кстати ТРИЗ стал как бы и «именем нарицательным». Помните: Мы говорим ТРИЗ – подразумеваем Альтшуллер, мы говорим Альтшуллер – подразумеваем ТРИЗ. Фирма Самсунг приглашает на работу в Южную Корею «ТРИЗ-специалистов», то есть учеников Г.С., а не студентов Ваших вузов с пособием в руках, на котором 6 раз написано ТРИЗ. А раз так, то это слово охраняется авторским правом, которое после смерти автора действует ещё 70 лет. Я не сомневаюсь, что Вы знаете закон «Об авторском праве и смежных правах». Там есть такое: «право на неприкосновенность, то есть на защиту произведения и его названия от искажений и других посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Личные неимущественные права авторов защищаются в судебном порядке.»

6. Господа, а что говорит закон «О защите прав потребителей»? Найдите в нем «свою» статью. Используя всю мощь «Метода Дельфи» (с.324) попытайтесь найти методы – как лучше «отбиваться» от «благодарных читателей».

Я думаю, хватит. Надеюсь, что моя позиция понятна, не голословна и достаточно аргументирована. К тому же не мешало бы ещё на паре «мелочей» остановиться.

Да вот п.2 Ответа и здесь нужно цитировать авторов Пособия. Не то искажу их текст.

« 2. Вы упрекаете нас в искажении цитируемого текста на стр. 330 со ссылкой на работу [3]. По списку литературы (см. стр. 371) это ╚Алгоритм изобретения╩, а Вы почему-то утверждаете, что это ╚Творчество как точная наука╩ и берёте цитату оттуда. Кстати, цитируемый нами фрагмент Вы можете найти в книге 1989 года (Поиск новых идей…), стр. 61.»

Что можно сказать по поводу этого?

  1. У авторов в Пособии, на самом деле,  три списка литературы: основная (стр.365) – там под номером 3 – какая-то методичка МАИ; дополнительная (стр. 366) – там под № 3 – Творчество как точная наука (и я её там нечаянно нашел); список литературы (стр.371) – там под №3 – Алгоритм изобретения.  То есть это не я утверждаю – это меня авторы запутали в своих списках. И тут я конечно виноват. Привык как-то, что откроешь книгу где-то в конце – а там литература. А то, что литератур три я догадался только в конце, но не удосужился проверить – а что же я критикую?  Виноват – виноват.
  2. Но самое комичное в этой ситуации, что авторы ссылаются на работу 3 в своём разделе «Материалы к вепольному анализу». Что написано в Алгоритме мне не нужно рассказывать. Но меня обвиняют  в «голословности» и «глупый я» перелистывает страницу за страницей «Алгоритма», ну как я могу не верить хорошим авторам, и напряжённо думает – в каком же разделе книги это может быть. А этого там нет!!??? Добросовестно перелистал ещё раз - медленнее чем первый. Опять нет! И даже нет такого понятия  «вепольный анализ» в этой книге – ну это для меня не новость. Мысль то была – возможно Г.С. по другому поводу что-то говорил о «полях». Что имели в виду авторы в Пособии и в Ответе?

Господа, в таких случаях извиняться нужно о том, что запутались в своих ссылках или в незнании первоисточников, а не нападать. Ну, это я уже повторяюсь.

А вот в «Творчестве» Г.С. действительно впервые говорит о веществах и полях и там этот кусок я быстро нашел и процитировал, поэтому я могу утверждать, что авторы (в данном случае) в вопросах цитирования оказались не на высоте.

  1. А теперь откроем «Поиск» на стр. 61. Там есть такая фраза. Но в каком разделе? «Переход технических систем на микроуровень. Использование полей.» И повод, по которому была сказана эта фраза – несколько иной. А вепольный анализ, господа, в этой книге начинается только  на стр. 88. И там нет ничего про «поля». Судя по стилю изложения эти части книги писал Борис Злотин, который не приводит четких определений Альтшуллера, но на этой же странице (61 и далее), он подробно рассматривает большое число технических полей, то есть Злотин проводит ту же линию Г.С. Вы же , на основании этой фразы, утверждаете (стр. 330) «Альтшуллер рассматривает только физические поля.» Это конечно же совершенная, мягко говоря, неправда. Но я об этом также уже писал ещё в первый раз.

Все знают, где Г.С. получил своё высшее образование. Но он прекрасно знал высшую математику и, в частности, её раздел «Теория поля», чего не скажешь об авторах Пособия. Разные школы. Опять я что-то голословно? Нет, почему же. Вот факты.

Г.С., на самом деле, не  придумывал определения поля в самом широком смысле этого слова. Это придумали лет за 70-100 до его рождения математики. Достаточно вспомнить небольшой раздел вузовского курса высшей математики «Введение в теорию поля». Помните: градиент, дивергенция, циркуляция, формулы Стокса и Остроградского, вихрь? Отлично!

Я не стал перебирать все свои учебники по математике. Взял Г.М. Фихтенгольц, Курс дифференциального и интегрального исчисления, том 3, М., Наука, 1969 г. Там на стр.367 раздел 665 называется «Скалярные и векторные поля». И даётся им определение – точно такое как у Альтшуллера в Творчестве – я его уже цитировал. Он эти поля назвал «технические» и мне это название очень нравится – так оно и есть. Но нужно пояснить. Понятие математиков «скалярные и векторные поля» слишком широко, слишком общё. Кроме технических полей, примеры которых они приводят, это понятие описывает и множество нетехнических полей. Например: биополе человека; поля полтергейста; «поля» переносящие и материализующие мысль человека (об этом сейчас много гипотез) и т.д. и т.п. Г.С. с «такими полями» не желал иметь дела.

Авторы Пособия придумали «абстрактные поля» и не дали им определения, и не обосновали необходимость введения нового понятия. Что это такое? Авторы справедливо пишут на стр. 331 «Необходимо более чётко определить понятийный аппарат…» Совершенно правильно пишут. Но чем плохи «скалярные и векторные поля», которые около 100 лет использует математика?  Чем плохи «технические» поля, предложенные Альтшуллером в 1979 году? Если каждый, кому не лень будет изобретать новые названия к старым понятиям ( я имею в виду «абстрактные поля» авторов Пособия), то задача создания понятийного аппарата не будет решена никогда.

Надеюсь, что в этот раз авторы Пособия не напишут, что у меня «вообще нет никакой аргументации».

В заключении хотелось бы отметить, что у меня «нет ничего» против личностей авторов. Иногда, есть такой приём, нужно сказать что-то чуть резче, чем хотелось бы, чтобы авторы поняли - о чём речь, поняли главное, не «цепляясь» к второстепенному. И прошлый раз и сейчас я не берусь рецензировать книгу. Нет ни времени, ни желания. Это просто некоторые заметки и может быть авторам не стоит к ним так серьёзно относиться?

Мелочь, казалось бы – написали (из самых лучших побуждений) на обложке – «ТРИЗ».

Как жаль, что Вы это сделали!

Вот это тот «сухой остаток», как говорят химики, к которому пришёл я в конце концов. Мы расходимся в том, чему учить студентов. И Вы вправе взять на себя ответственность и учить студентов тому, что Вы считаете лучшим и полезным. Об этом я также уже писал.

Где-то я Вас не понял, где-то Вы, в самом деле, были не правы. Мой учитель академик О.Д. Алимов любил повторять своим аспирантам:

 – Рецензент всегда прав: либо ты «напортачил» и он это увидел – скажи ему спасибо за это; либо ты так плохо изложил свои мысли, что он ничего не понял – скажи ему спасибо за это. И сделай хорошо.

Ну а я даже и не рецензент.

Алексей Владимирович, Елена Викентьевна, давайте без обид, если мы единомышленники и думаем,  как реализовать те задачи, которые поставил перед высшей школой наш президент.

Если нет, то это уже будет Ваш выбор.

Если мы «будем дружить», то я с удовольствием изложу свою точку зрения на любые Ваши вопросы. Электронный адрес мой можно взять у Кудрявцева.

Мне почему-то кажется, что рано или поздно Вы будете в ТРИЗ-сообществе. И, возможно, что-то для этого я делаю сейчас. Возможно, когда-нибудь и кто-нибудь из Вас скажет мне «спасибо» вот за эту самую «бессмысленную перепалку». Я отношусь к тем, кто считает, что ничего в Мире не делается «бессмысленно».

Я написал «будем дружить», но пока именно так:  в кавычках. Так как по самому главному вопросу – чему учить студентов технического вуза в области инноваций мы пока с Вами по разные стороны баррикады. При этом Вы ещё и размахиваете нашим флагом. Вы ведёте плотный огонь, а с нашей стороны не только командиры, но и рядовые выжидают – как же можно по своим …? Что возьмёшь с рядовых? Но почему молчат командиры, на которых Г.С. возлагал определённые надежды? Это вообще удобно. Здесь промолчал, там «из высших соображений» не стал портить отношения с кем-то. Не потратил время, сохранил здоровье. Но наши оппоненты через дорогу уже натянули растяжку:

 «Внедрение идей Альтшуллера в учебный процесс вузов идёт очень медленно.»

 (П.10 Ответа)

И при этом они ещё говорят нам, что беспокоиться не надо. Они нам помогут. И ведь в самом деле помогают. Пишут что-то, и что-то издают «с грифами авторитетных Советов».

Всего доброго.
Б.Шевченко

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Некоторые заметки по поводу Ответа на «Некоторые заметки»