Главная    Конференция     Стране нужны творческие люди (Мнение по поводу)

Размещено на сайте 29.02.2008.

Стране нужны творческие люди (Мнение по поводу)

Б. Шевченко, профессор СТИ МИСиС

«Бизнес Центр» газета для руководителей и предпринимателей

http://www.oskolnews.ru/?cid=pr&t=l&id=1701


С большим удовольствием прослушал выступление Владимира Владимировича Путина  на расширенном заседании Госсовета: все чётко, ясно, актуально. Главная задача – повышать уровень жизни населения страны не в «светлом будущем», а уже сейчас, каждодневно. Очень хорошая задача поставлена. Как ее решить?

Важнейшее направление – стратегия инновационного развития страны и на этой основе резкий  рост производительности труда и ВВП. На эту тему президент часто говорил и ранее. Но в последнем его выступлении прозвучали предложения, как достичь этого.

- Необходимо «… опираться на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

-  «Темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня».

-  Такой путь «связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал».

-  «Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе – наш абсолютный национальный приоритет».

- «Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать».

- «Вводить налоговые стимулы для развития инновационной  экономики».

Но о чём важном не сказал президент? О том, что инновации создают не просто люди, а  люди творческие. В стране их должно быть много. Но технологиям создания инноваций, методам талантливого мышления у нас массово и прежде не учили, и сейчас не учат. Есть небольшая сеть краткосрочных курсов, но она такую задачу решить не сможет. А ведь Россия готова развернуть массовое обучение технологии изобретательства.

Трудами многих учеников и последователей Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), доказано, что научить решать изобретательские задачи можно в любом возрасте, и чем раньше начато обучение, тем лучше будут результаты.

Учить изобретательству студентов технического вуза не просто нужно, а необходимо! К сожалению, в учебных планах вузов таких дисциплин практически нет. В СТИ МИСиС несколько лет работал 160 часовой двухгодичный семинар «Теория и практика решения изобретательских задач». За то время около двух десятков студентов и выпускников института стали авторами-владельцами патентов РФ на изобретения или полезные модели.

Самое главное - необходимо срочно  развернуть курсы повышения квалификации в области технологии изобретательства для инженерных кадров страны. Для тех людей, которым и предстоит в ближайшие годы решать грандиозные задачи, поставленные нашим президентом.

В создании и развитии теории и технологии технического творчества наша страна во второй половине ХХ века находилась, да и в настоящее время ещё находится, на самых передовых рубежах в мире. Есть всё – литература, преподаватели, сеть школ.  Нет только одного – заинтересованности высшего и среднего звена управления предприятиями в труде новаторов. Нет желания руководства учебных заведений внедрять элементы технологии технического творчества в учебный процесс. Всемерной поддержке и поощрению новаторов нашим руководителям  нужно учиться, например, в Японии или Южной Корее. Кстати, последняя реформа образования в Южной Корее 2006 года ввела изучение основ технологии изобретательства и в школьные программы, и в программы вузов. А на российском сайте фирмы Самсунг (www.research.Samsung.ru) уже несколько лет красуется объявление «… для работы в Южной Корее и в представительстве фирмы в Москве требуются ТРИЗ-специалисты.»

 Без всякого сомнения,  «серьезные» изобретения для промышленных предприятий нашего региона могут создавать студенты. Четыре таких работы студентов и аспирантов СТИ МИСиС связаны с созданием гидростатической муфты для защиты приводов тяжелонагруженного металлургического и горного оборудования. Они  поддержаны  в конкурсе «СТАРТ- 05» Фондом И.М.Бортника, что позволило за счёт бюджетного финансирования разработать и создать макет  муфты и экспериментальный стенд. Сейчас идет подготовка и проведение экспериментальных исследований макета муфты. После успешного завершения этих работ и при поддержке предприятий-инвесторов есть возможность выйти на второй этап бюджетного финансирования наших работ через Фонд И.М.Бортника.

Ещё четыре изобретения наших бывших студентов - Смирнова В.П., Ачкасова В.А., Гришина А.А., Паршина А.А., Сиваковой Т.М. и Лобазнова М.А. - легли в основу новой заявки на конкурс «СТАРТ- 2008».  Это пружинные распылители жидкости, которые обладают уникальным свойством самоочистки, что очень важно при их работе на технической воде. По этой теме пока нет даже экспериментальной проверки идей. Если победим на очередном конкурсе, то сможем выполнить переход от идей к работоспособным конструкциям. В настоящее время прорабатывается ряд интересных идей по созданию пневмо-центробежных распылителей жидкости для центробежных сушилок пищевых продуктов и лекарственных препаратов. В этом направлении есть возможность осуществить технологический порыв в повышении производительности таких сушилок, так как мы планируем заполнить корпус сушилки факелом распыла на 75 – 90%, тогда как распылительные сушилки известных фирм США, Германии, Швеции и Чехии заполняются факелом распыла только на 15-20%.

После нашей совместной работы и получения двух патентов на новый хирургический инструмент  хирурги 1-й Городской больницы выражают готовность и дальше работать с нашими студентами для создания  специализированного хирургического инструмента.

Небольшая группа студентов начала работы по созданию малогабаритных агрегатов и совершенствованию технологии для взрывания зерновых продуктов. Во всём мире ширится движение за потребление натуральных продуктов питания, которые подвергаются минимальной технологической переработке. Наши студенты планируют внести свой вклад в этот процесс, если удастся победить в конкурсе УМНИК Фонда И.М.Бортника.

Кстати, отбор студенческих работ в конкурсе УМНИК 2008 года будет проводиться и на апрельской студенческой научной конференции в СТИ МИСиС. В России около 2500 вузов. Такой чести «удостоились» 15 структур Академий наук (российской, медицинской, сельскохозяйственной), 14 различных организаций (НИИ, ООО, ОАО, технопарки) и только 85 лучших вузов страны. Среди этих вузов  только 2 филиала и  один их них – наш СТИ.

Таким образом, студенты вузов – это могучая сила, которую нужно преподавателям тактично и уверенно направлять на инновационные дела благие для самих студентов, для своего региона и  для России.

В своем выступлении президент обратил особое внимание на совершенствование высшего образования в стране. Здесь, по моему мнению, не всё обстоит нормально. Начался переход на двухуровневую систему образования по западному образцу «бакалавр-магистр». Но сейчас  под маркой Болонского процесса идёт разрушение, мягко говоря, «не самой плохой» в мире советской системы высшего образования. Хотя Болонский процесс этого и не требует. Нужно только: а) убрать множество мелких специальностей и ввести небольшое число направлений обучения; б) унифицировать учебные планы, чтобы студент имел возможность уехать в другую страну и продолжить там обучение по аналогичным планам; в) после 6 – 7 семестров обучения всем желающим студентам и тем из них, кто учится «кое-как», выдавать диплом «бакалавра», а далее он может совершенствовать своё образование через систему повышения квалификации; г) добавить ряд дисциплин и ещё один год обучения для «отличников», которые через 6 лет  получат диплом инженера, аналогичный западному диплому магистра.

В той самой Болонской декларации подчёркивают: всё, что есть полезного в национальной системе высшего образования, должно остаться. Но в России, как правило, действует до сих пор другой принцип – если ломать, то «до основания». Это печальная реальность.

А ведь президент говорит: «Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из важных жизненных ценностей. И в России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование – от школы до университета - одним из лучших в мире. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики».

Но у меня складывается такое впечатление, что наше образование идёт не туда, куда его призывает  президент, а куда-то в другую сторону.

Вот несколько примеров. Учебные планы специальностей, по сравнению с планами 10- летней давности, «похудели» раза в полтора. Многие учебные дисциплины просто «пропали». У механиков такая важная дисциплина как синтеза машин (долгое время она называлась «Подъёмно-транспортные машины»)  формально осталась, только стала называться   «Подъёмно-транспортные машины в металлургии», например. В ГОСе вместо методов синтеза любых машин идёт изучение конкретных машин металлургических предприятий.  А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У многих традиционных и важных для инженерного образования учебных дисциплин в 1,5 – 2 раза уменьшился объём аудиторных занятий, и это значит, что, например, в дисциплине «Теория механизмов и машин» преподаватель просто не успевает разобрать довольно сложные методы синтеза параметров машин. А что будет, когда появятся учебные планы бакалавров? И чему можно научить студента – заочника, если по дисциплине «Теория механизмов и машин» для будущего механика отводится всего 8 часов лекций и 8 часов практических занятий и лабораторных работ?

Думаю, что,  если серьёзно отнестись к словам президента, то нужно не сокращать учебные дисциплины (особенно те, которые как-то связаны с методами создания инноваций), а срочно увеличивать их объём и добавлять новые, такие как  «Теория решения изобретательских задач», «Практическое патентоведение», «Защита интеллектуальной собственности». Хорошо бы добавить курсовую работу по технологии изобретательства на старших курсах (только при этом студенты должны не рефераты списывать из Интернета, а оформлять заявки на изобретения,  в крайнем случае - на рационализаторские предложения.

Хочу еще раз процитировать президента:

«Считаю крайне важным, чтобы планы развития страны прошли через широкое обсуждение в российском обществе, с участием всех его институтов. И такое обсуждение не должно закончиться одними разговорами».

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Стране нужны творческие люди (Мнение по поводу)