Главная    Конференция     Ресурсы

Размещено на сайте 24.03.2008.

Ресурсы

В.В. Митрофанов


 

Блажен, кто в заботе о теле
Всю жизнь прожил ради хлеба,
Но небо светлее над теми
Кто изредка смотрит на небо.(ресурс)

Бывает проснешься как птица
Крылатой пружиной на взводе,
И хочется жить и трудиться,
Но к завтраку это проходит.(неиспользованный ресурс)

Не для литья пустой воды
Бог дал нам дух и речь,
А чтобы даже из беды
Могли мы соль извлечь.(ресурс)

Хотите уцелеть - проводите реформы!
                                             Маколей, английский политик

 Ресурсы- это скрытые, а возможно и видимые, необычные, не принятые в обычной ситуации возможности, реализация которых может дать успех в решении самых различных задач.

Я думаю, что ресурсы окружают нас всегда. Когда я решил привести ресурсы для решения научных задач, то у меня получился весь список явлений, веществ и полей от центра Земли до центра Солнца. Но это глобально. А если посмотреть на нашу жизнь во всех ее аспектах от любви до ненависти, от дома до работы и т.д., то можно сказать, что каждый человек есть ресурс для другого человека, как впрочем, ресурс и для самого себя.

Приведу несколько примеров.

«А знаете ли вы, что когда я наклоняюсь завязать шнурки, думаю, чтобы еще можно сделать». Михаил Задорнов.

Пример шуточный, но будучи уже в возрасте, автор хочет использовать ресурс - наклон для выполнения еще какой-нибудь полезной функции.

По- моему, я уже рассказывал об этом эпизоде, но уж больно он изящен, поэтому повторюсь. Играл «Шахтер» и «Севилья». Счет 1-0 в пользу Украины. Комментатор сказал о том, вот наконец -то «Шахтер» выигрывает. Осталась последняя минута дополнительного времени, и был назначен угловой в ворота «Шахтера». В штрафную площадку «Шахтера» прибежал вратарь «Севильи», и при подаче углового он головой забил гол. Счет стал 1-1. А в дополнительное время «Севилья» выиграла со счетом 2-1. Спрашивается, кто послал вратаря «Севильи» в штрафную «Шахтера»? Он САМ принял такое решение и решил использовать свой ресурс - умение играть головой в прямом и переносном смысле. Вратари редко приходят на подачу угловых, то есть это еще надо было придумать и надо было решиться.

Этот пример говорит о имеющихся ресурсах у футболистов. И еще один пример из футбола. «Зенит» играл с «Марселем». Счет 3-0 в пользу «Марселя». Физическое и моральное состояние наших футболистов Вы можете представить сами. И вот, почти на последней минуте, почти бессильный Аршавин один пробивается в штрафную площадку и забивает гол. Где он нашел ресурсы? Физические и духовные? Но ведь нашел же!

А вот пример, когда буквально несколько слов заставляют человека мобилизовать все свои ресурсы и изменить или наоборот не изменять свою жизнь. Об этом случае рассказал О.Басилашвили. Он поступил служить в БДТ, и довольно долго ему не давали ролей, и вот однажды, он сидел на батарее в коридоре и думал уходить из театра или нет, и практически уже решил – уходить! Вдруг он увидел, что по коридору идет Товстоногов. Он остановился около Басилашвили, поговорил с ним, а потом сказал:

-«Вы мне очень нужны!», что и решило судьбу Басилашвили. Он в БДТ работает до сих пор. Вот как несколько слов, сказанных одним человеком другому вызвали мобилизацию всех сил и способствовали принятию правильного решения.

Я часто размышляю о серебряной воде. Почему же никто не может раскрыть ее тайну? Пофантазирую немножко. Когда в воду попадают атомы серебра, они превращаются в положительно заряженные ионы. Эти ионы серебра – первый ресурс. Однако, известно, что вода у солдат А.Македонского хранилась в серебряных сосудах и естественно внутренняя стенка сосудов была покрыта оксидом серебра. Второй ресурс.

Из большого количества источников информации известно, что вирусы проживают везде, как, впрочем, и бактерии. Вирусы – третий ресурс. Процессы жизнедеятельности у этих нано существ протекают очень стремительно, это тоже может быть тоже ресурсом. Можно вспомнить работы В.Петраша, в которых он показал, что твердые тела, находясь над сосудами в которых протекает реакция, воздействуют на скорость реакции. Это тоже ресурс, он может быть очень слабым, но для вирусов может быть и достаточным для их функционирования. Итак, представим себе, что вирусы под действием серебра оживают, сбрасывают оболочку и передают свою ДНК бактерии, которая начинает воспроизводить ДНК вируса, а сама гибнет.

Еще пример.

«Университет Колорадо в Болдаре и компания AgriHouse воплотили в жизнь некое открытие, и теперь картофель, кукуруза и свекла могут самостоятельно сообщить своим хозяевам-фермерам о том, что их нужно полить.

Суть новой технологии в том, что миниатюрный сенсор (его площадь составляет примерно 10% площади почтовой марки) прикрепляется, например к картофельному листу (Вот он, ресурс!). Он измеряет толщину листа - давно известно: чем листья толще, тем менее растение страдает от жажды». Ну, а дальше данные о толщине листьев с помощью беспроволочной связи попадают на фермерский компьютер и там принимается решение. Лист – ресурс! Этот ресурс может быть использован для многих растений и деревьев.

Как то я приобрел книгу Генриха Смирнова - «Рожденные вихрем». В ней прекрасно изложено, как впервые был обнаружен солитон на воде.

Я не буду описывать солитон, о нем Вы дорогой читатель можете прочесть в ИНТЕРНЕТЕ. Я только покажу, как простой английский мужик ничего не понимающий в гидродинамике, использовал его в качестве ресурса, в то время как ученые не хотели его воспринимать более ста лет.

Изучая буксировку барок в каналах Скотт Рассел не мог не обратить внимание на замечательную быстроходность «лодок-летунов», впервые появившихся на каналах между Глазко и Андроссаном в Шотландии. Их строил некий В.Хьюстон, случайно сделавший замечательное открытие. Как-то раз его лошадь, тащившая барку, достигла более высокой скорости, после чего буксирный канат ослаб, и лошадь побежала гораздо легче. Сметливый англичан обзавелся несколькими легкими суденышками длиной 17 метров и стал их буксировать по новому. Обычно барки на каналах двигались со скоростью 6...9 км/час. Хьюстон стал действовать иначе: лошадей погоняли кнутами до тех пор, пока они не разгоняли лодку до 14-15 км/час. И тут происходило чудо: лодка дальше продолжала двигаться на гребне своей собственной волны и не оставляла за собой никаких волн. Скотт Рассел исследовал это явление. Он установил, что возникает уединенная волна, которая впоследствии получила название солитон.

Образование солитона - это переход волнового процесса, через границу качества - увеличение скорости и амплитуды. Пример солитона показывает, что бывает так, что вначале сделано открытие, затем появляется технология, в которой это открытие используется, а уже потом наука начинает разбираться с открытием. Сейчас известно, что солитоны используются во многих областях техники, а на днях появилось сообщение о том, что в дальнем космосе обнаружены солитоны.

Теперь я хотел бы на этом историческом примере отметить, что связь науки и технологии –это не иллюзия , а реальность. Одно без другого не существует. Вся ТРИЗ – и АРИЗ, ПРИЕМЫ, ЗАКОНЫ и т.д. – это ресурсы для мозга изобретателя, человека, решающего задачу. Использовать законы для проверки полученной идеи - это право каждого демократа изобретателя. Я думаю, что законы – это ресурсы, которые желательно применять как до, так и в процессе решения задач. Я извиняюсь, но не согласен с выводом Гальетова о том, что законы нужны лишь для проверки полученного решения.

Есть ли ресурсы у преподавателя? Громадное количество - это и многочисленные журналы, остроумные открытия и изобретения и т.д. Но я хочу остановиться на одном ресурсе для самого преподавателя. Это слушатели - что они сделали, что их привлекло к творчеству, что они читают и т.д.

Я многому научился у слушателей. С.Литвин, который знает, как я думаю, всю фантастику, сразу приводил оценку моих редких фантастических идей.

Б.Злотин такой же знаток литературы. Именно он обратил мое внимание на писателя Бека. Он рассказывал мне, как он проводил первые ФСА в цехах «Электросила».

А Владимир Герасимов? Он блестящий изобретатель, и слушать его одно удовольствие. Он изобретает с детства, причем, где бы он ни был, он ищет новые решения. Я мог бы привести еще фамилии многих выпускников, но мне представляется, что в этом случае главное идея - слушатели, это ресурс для преподавателя.

 Есть ли ресурсы у писателя и поэта? Конечно, каждый писатель пишет о том, что он хочет. Но вот Дюма нашел такой ресурс, что его «Три мушкетера», «Граф Монтекристо» читают и более ста лет спустя, после их выхода в свет. Что же он нашел? Что за ресурс? Он написал о том, что хотят услышать молодые люди - о благородстве, преданности, предательстве, смелости, любви и верности и т.д.

Мне представляется, что тысячи парней подражали мушкетерам и мысленно называли себя Атосами, Портосами, Арамисами и Дартаньянами. Этим героям поклонялись и поклоняются тысячи людей разных национальностей.

Ресурсы у технолога. Возьму на себя смелость сказать, что нет такой технологии, чтобы в ней не было бы хотя бы одного изъяна. Более того, по проценту выхода или брака можно сразу сказать все о производстве – какие технологи, какое руководство и как сильны разработчики. Даже несмотря на блестящих разработчиков, и выходе годных 99,99 процентов, все равно надо искать ресурсы, чтобы повышалось качество изделия и дешевело производство. Естественно, по поводу ресурсов можно написать тома книг, да много уже и написано. Например, как использовать, ресурсы своего собственного организма для поддержания здоровья или избавления от болезней.

Книга бывшего израненного солдата, вылечившего себя с помощью слова. Автор Т.Н.Сытин «Животворящая сила». Если есть желание - посмотрите. Я же хотел привлечь Ваше внимание к ресурсам, чтобы показать – ищите ресурсы, они есть везде, и они помогут при решении задач.

Попробуйте предложить, можно ли найти использование полярного сияния в качестве ресурса.

 

Полярные сияния в Норвегии, Аляске, Оклахоме, Айове, Висконсине, Юконе, Мэриленде и в районе Великих озер. Фотографии NASA

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Ресурсы