Главная    Конференция    ВОИР     ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД

Размещено на сайте 17.04.2008.



ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД
Республиканского совета ВОИР  IV съезду Общественной организации 
Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов

Уважаемые делегаты, гости, дорогие коллеги!

Прошли очередные пять лет  после проведения третьего съезда Общества. Что изменилось за это время в жизни страны и нашего Общества.

В условиях непрерывного роста глобальной конкуренции на рынках товаров и услуг  динамизм, масштаб и устойчивость инновационных процессов во всех секторах хозяйствования становятся решающими факторами обеспечения конкурентоспособности экономики любой страны, поскольку только на основе инноваций можно обеспечить устойчивый экономический рост, поднять уровень жизни населения, гарантировать оборонную, технологическую и экономическую безопасность. В настоящее время нет альтернативы инновационному пути развития, если мы хотим претендовать на звание постиндустриальной державы.

Мир вступил в эпоху «интеллектуальной» экономики и главным источником благосостояния  становятся не природные ресурсы, а творческие достижения людей:  результаты интеллектуальной деятельности и основанные на них нововведения.   При этом самыми ценными знаниями являются те, что обретают форму охраняемой законом интеллектуальной собственности.

С точки зрения конкурентоспособности, как отдельных предприятий, так и экономики в целом, ключевое значение в настоящее время приобретают вопросы управляющего воздействия на рынки товаров и услуг. Для достижения этих целей транснациональные корпорации прибегают к совмещению экономических процедур наднационального контроля с политическими инструментами, которые при их совместном использовании трансформируются в политико-силовые инструменты регулирования мировых товарных рынков, а в совокупности с инструментом исключительных прав, монополизации их. Мировые лидеры концентрируют в своих руках  интеллектуальные и финансовые ресурсы, направляемые на дальнейшее развитие доступных только им наукоемких технологий.

В последнее время транснациональные корпорации в рамках ведения патентных войн перешли от патентной защиты конкретных изделий к агрессивным формам захвата перспективных секторов рынка наукоемкой продукции. Патентные стратегии, разрабатываемые и реализуемые в настоящее время компаниями – мировыми лидерами, превращают их неосязаемые интеллектуальные активы, в многофункциональный инструмент решения достаточно широкого круга финансово-экономических задач, что позволяет им получать существенные конкурентные преимущества и вполне осязаемые положительные финансовые результаты.

Роль интеллектуальной собственности возрастает также в связи с тем, что существующий мировой рынок лицензий, емкость которого в настоящее время оценивается не менее, чем в 150 млрд. долл. в год, по темпам роста этого рынка в 3-4 раза превышает темпы роста традиционных рынков товаров и услуг.

На фоне активизации хозяйственной деятельности в интеллектуальной сфере в ведущих промышленных странах в России отмечается стагнация. Крайне пассивное отношение производителей к процессу получения новых научных и технических знаний, оформления на них прав, введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, недопустимо. 

Уровень конкурентоспособности отечественной экономики в настоящее время нельзя признать удовлетворительным, прежде всего, в силу ее сырьевой направленности. Ресурсы повышения эффективности производства и увеличения выпуска конкурентоспособной продукции в России ограничены степенью износа и низкого технологического уровня промышленных мощностей.

Уровень изобретательской востребованности крайне низок.  Для России сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание инновационной управляемой системы по созданию условий для ускорения экономического роста на основе подъема отечественного предпринимательства, задействование творческого потенциала нации, применение современных управленческих решений. Основным ресурсом стратегии прорыва к мировому уровню конкурентоспособности может и должен стать как собственный интеллектуальный капитал предприятий, так и использование современных научно-технических знаний. 

Прежде всего, следует сказать об отсутствии единой и последовательной политики государства в сфере создания и оборота объектов интеллектуальной собственности, отсутствие официального документа, в котором была бы проявлена политическая воля, определена концепция и меры государственной поддержки.

В результате, экономические рычаги прямого или косвенного влияния на этот рынок сегодня не задействованы. Средства налогового, ценового и амортизационного регулирования, кредитной, финансовой и протекционистской политики, направленные на стимулирование создание и вовлечения в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности   не используются, а в ряде случаев впрямую направлены на увеличение стагнации в этой области. Все это негативно сказалось на активности творческой деятельности изобретателей, вызвало застой в научно-техническом прогрессе, прямым образом отразилось на экономическом состоянии страны.

Вместе с тем в настоящее время, как мы информированы, наступает период наметившегося подъема экономики. Принятые руководством страны направления на значительное увеличение темпов ее развития становится весьма актуальным решение задач всемерного стимулирования создания новых научно-технических разработок, активного и своевременного их выявления, квалифицированной оценки, надежной патентной защиты, своевременной и эффективной реализации в виде конкурентоспособных производств и продукции.

Уважаемые делегаты!

Какое же место занимает наше общественное  объединение в этих условиях.

В отчетном периоде (с июня 2002 года по настоящее время) работа Республиканского совета ВОИР строилась на основе годовых планов и была направлена на выполнение уставных задач, резолюции съезда. Она основывалась на принципах тесного сотрудничества с органами исполнительной власти всех уровней и различными общественными объединениями, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов людей труда.

Принцип социального партнерства позволил укрепить деловой авторитет Общества, как в рамках общегосударственной, так и региональной политики, направленной на активизацию развития массового технического творчества.

В структуре Общества, согласно представленной отчетности по результатам проведенной отчетно-выборной кампании имеется: 11 республиканских, 7 краевых и 35 областных организаций, которые объединяют    18      городских,      66    районных и   1545      первичных организаций с числом членов Общества около 200 тысяч человек.  Владимирская, Волгоградская, Омская, Оренбургская организации не представили отчетов. Четыре областных организации прекратили свою работу. (Вологодская, Ивановская, Курганская, и Читинская) Из 53 региональных организаций Общества, в 21организации руководство осуществляется на общественных началах. Надо полагать, что это наиболее объективная картина того, что мы имеем в структуре нашего Общества.

Необходимо напомнить руководителям республиканских, краевых и  областных организаций о необходимости выполнения статьи 29 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» - обязанности общественного объединения. Ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Последствия непредставления отчетов прописаны в этой статье. Это касается организаций, которые обладают правами юридического лица, после их государственной регистрации.

 Однако на деятельность организаций ВОИР кроме Устава, Закона РФ «Об общественных объединениях», распространяется действие Закона «О некоммерческих организациях».

 Принято, в развитие этого закона,  постановление «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Этим постановлением  предусмотрена отчетность с 6-ю приложениями, которые требуют регистрации незначительных изменений. Основное направление принятия этого постановления сделать преграду для поступления денежной и имущественной помощи из заграницы. Поэтому мы вынуждены были направить в Ваш адрес новые бланки анкет делегатов, которые включают Ваши паспортные данные, чтобы исключить возможность признание нашего съезда нелегитимным. Руководителям организаций необходимо изучить формы отчетности и быть готовыми в следующем году по ним отчитаться перед регистрирующим органом.

Уважаемые коллеги!

Значительное внимание  в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет уделяется инновационной и промышленной политике страны. Эта тематика является важным направлением деятельности всех звеньев Общества. Главная задача – учесть рекомендации научно-технической общественности по основным проблемам отечественной науки и промышленной политики, позволяющие стимулировать инновационный путь развития России

- повышение эффективности государственного и корпоративного управления в данной сфере;

- обеспечение квалифицированными кадрами;

- обеспечение финансирования (включая и рыночные механизмы, и государственную поддержку, и государственно-частное партнерство), опирающегося на четко прописанное в деталях и учитывающее предыдущий отечественный и мировой опыт законодательство в этой сфере. 

Как же реализуются на практике эти вопросы.

Сегодня нет, на наш взгляд, главного закона  «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который был бы инструментом к решению многих ключевых вопросов, которые не имеют решения. Обобщенный анализ  региональных законов об инновационной деятельности, которые приняты почти в 40 субъектах России показывает об их  эдинтичности. Они носят настолько общий характер, что не предпринимателю, ни бизнесу от этих законов никакой пользы. Но видно на то была установка – законам быть.

За отчетный период  ни законодательная, ни исполнительная власть не выпустила ни одного закона или постановления, реально стимулирующего изобретательство, как того декларирует ст. 34 Патентного закона России «Государственное стимулирование создания и использования объектов промышленной собственности».   

Однако определенную надежду по этим вопросам вселяет принятый   модельный закон «Об инновационной деятельности» на Межпарламентской Ассамблеи СНГ 16 ноября 2006 года, который  рекомендован для использования в национальном законодательстве.

Предметом регулирования закона являются общественные отношения, связанные с защитой прав на интеллектуальные результаты инновационной деятельности, включая права на объекты интеллектуальной собственности, технологические «ноу-хау», полученные при бюджетном финансировании научных исследований и разработок или при выполнении государственных заказов на поставку научно-технической продукции (услуг).

Закон устанавливает общие правила регистрации объектов интеллектуальной собственности, условия использования научно-технической информации, технологических «ноу-хау», и передачи прав интеллектуальной собственности при введении в хозяйственный оборот технологических нововведений, а также специальные правила в отношении технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности производства  и поставки научно- технической продукции (услуг).

Важное внимание в нем уделено определению таких основных понятий, как «инновационная деятельность», «новшество», «инновация», «инновационная продукция», «инновационное предприятие, организация», «инновационная политика», «инновационная система», «инновационный проект», а также другим понятиям, определяющим область правового регулирования в сфере инновационной деятельности.

Почему так подробно остановился на этих направлениях? Потому что с принятием такого закона в Российской Федерации поставит точку в определении, что такое «инновация» и даст реальный инструмент для реализации инновационной политики в стране. Чем кроме инновационной деятельности он представляет интерес для  технической общественности.        Статья 5, закона «Содержание и виды инновационной деятельности» определяет, что к этой деятельности относится:

Пункт 1. изобретательская и рационализаторская деятельность, связанная с созданием новшеств, улучшением потребительских свойств и технических характеристик товаров (услуг) и (или) способов (технологий) их производства. В этой статье  есть еще 11 пунктов, но для нас «главный» первый.

Впервые с 1991 года (имею ввиду 351 постановление Правительства «О развитии изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятиях Российской Федерации» мы увидели это словосочетание.

При содействии члена президиума Республиканского совета Потемкина Олега Алексеевича – начальника отдела Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации состоялись встречи с разработчиками этого закона. Главное в обсуждении занимали вопросы значимости рационализаторской работы, как основы массового технического творчества в стране. Для убедительности были представлены региональные нормативные акты, как по инновационной деятельности, так и по рационализации, последние в большинстве своем были разработаны по инициативе региональных организаций ВОИР и утверждены различными органами местного самоуправления. Значимость поставленных вопросов не вызывала сомнений, но для реализации нужна политическая воля. Пока Закона нет.

Вместе с тем, понимая значимость рационализаторской деятельности, руководство Министерства обороны утвердило Инструкцию о рационализаторских предложениях в Вооруженных силах Российской Федерации, вместо отмененного Министерством юстиции  Положения по этой работе. В Открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» сохранены все виды стимулирования этой работы, накопленные за долгие годы, и регламентируются Положением. Оба документа определяют общие положения, основные цели и задачи организации рационализаторской деятельности в ведомствах. Действия настоящих документов распространяется на правоотношения, возникающие в связи с рационализаторскими предложениями. Прежде всего эти документы регламентируют ответственность лиц за организацию этой деятельности. Определены требования к составлению заявления на рационализаторское предложение, установлен порядок приема и регистрацию заявлений. Дано определение правовой основы рационализаторского предложения. Самое главное, что автор используемого рационализаторского предложения имеет право на вознаграждение, а лица, содействующие использованию рационализаторского предложения – премию. Положения предусматривают иные меры поощрения за успехи в рационализаторской деятельности и организации технического творчества.

Участие в работе отраслевых совещаний ОАО «ГАЗПРОМ» с докладами о значимости рационализаторской деятельности, привело к тому, Департамент инновационного развития принял решение о разработке стандартов, как по изобретательской, так и рационализаторской деятельности для отрасли. Эта работа выполняется  совместно Республиканским  и Тюменским областным советами. Уже сданы НИР по этим работам и на независимой экспертизе находятся два стандарта.  Как тут не отметить, кто хочет сделать, ищет способ, а нет причину.

В Республиканский совет ВОИР обратился Российский союз пекарей, объединяющий 360 предприятий, производящие хлебобулочную и кондитерскую продукцию. Многие процессы еще не исключают тяжелый ручной труд, а оборудование отдельных требует модернизации. Союз решил организовать проведение по этим проблемам конкурс. Республиканским советом был разработан пакет документов для организации этой работы.    

  Принятие на государственном уровне документов, регламентирующих эту деятельность, исключило бы многие негативные явления, которые  имеют место.

Однако бьется над этой проблемой пока общественное объединение ВОИР и удивляет отношение хозяйствующих субъектов, которые не выходят с предложениями в государственные органы, а занимают выжидательную политику, и хотят получить готовые нормативно-правовые акты. А законодатель,  надо полагать, решает так, нет обращений, нет проблем.

Уважаемые делегаты!

Сегодня необходимо отметить, что наконец приняты некоторые послабления налогового гнета для создателей интеллектуальной собственности. Но хотелось обратить внимание участников съезда на следующем. В мае текущего года на заседании Общественной палаты при  Президенте Российской Федерации с приглашением организаций, занимающихся вопросами защиты прав граждан, выступил Иванов С.Б. – Первый заместитель Председателя Правительства РФ. Он отметил актуальность вопросов внедрения отечественных высоких технологий и разработок(включая нанотехнологии, разработки ОПК в области ядерной, космической, электронной и других отраслей для гражданских целей – медицины, сельского хозяйства, образования, строительства), энергетической безопасности и развития энергетики России. Развития отечественной реабилитационной индустрии, освоения и развития на базе российского научного потенциала (академгородков, наукоградов, технопарков и т.д.), территорий Сибири, Дальнего Востока, Севера и арктического шельфа России. Особое внимание уделялось развитию энергетики, авиации, судостроению, транспортной инфраструктуры с использованием отечественного машиностроительного комплекса. Важной составляющей является консолидация всех сил (государства, бизнеса, общественности) с учетом анализа мирового опыта  и рынков по активной поддержки диверсификации экономики.

Общественной палатой было подготовлено и направлено  обращение к Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. 

 В Обращении только по налоговому послаблению, связанному с инновационной деятельностью, было предложено 12 пунктов. (Отдельные предложения в разное время  исходили и от ВОИР в различные акты, но не находили поддержки).

 Принятый Федеральный Закон РФ от 19 июля 2007 года № 195 –ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», который будет введен в действие с 1 января 2008 года,  освобождает от НДС платежи при передаче патентов и предоставлении лицензий, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, относящиеся к созданию новой или совершенствованию производимой продукции, товаров и услуг. В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3. С  0,5%  увеличен до 1,5 % норматив отчислений в Российский фонд технологического развития и соответствующие отраслевые и межотраслевые фонды.  А так же ряд других поправок.

                                                 

Особое внимании хотелось бы уделить принятой четвертой части Гражданского кодекса, которая вводится в действие с 1 января 2008 года и отменяет все законы, регулирующие сейчас правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности. Большинство статей Патентного закона вошли в кодекс, но статьи 34 в нем не оказалось.

Огромный по объему, втиснувший в себя не только положения уходящих законов, но и огромное количество норм административного и трудового права, делает его крайне неудобным в пользовании.

 К сожалению приходиться признать, что недостатков в четвертой части ГК значительно больше, чем достоинств. Ни один нормативный акт не имел такой реакции общественности, о чем разработчикам не писал только ленивый. Более 2 тысяч предложений было направлено компетентными организациями, работающих в этой сфере, в адрес разработчиков. Однако они не были приняты во внимание. Не оправдались и наши надежды о включении в четвертую часть ГК социальных благ для создателей интеллектуальной собственности, стимулирования развития массового технического творчества в стране, которые были еще в Законе «Об изобретениях в СССР». Организациям ВОИР предстоит большая работа по организации его изучения с широким привлечением технической общественности.

Уважаемые делегаты!

Республиканский совет ВОИР в своей работе постоянно контактировал с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, с ФГУ ФИПС, Патентной библиотекой, Российским союзом товаропроизводителей, Российской ассоциацией владельцев товарных знаков, Национальным комитетом «Интеллектуальные ресурсы России», Евразийским патентным ведомством.

Представляя интересы Общества, члены Республиканского совета ВОИР принимают участие: в Консультативном совете Роспатента, Научно-технических советах Роспатента и ФГУ ФИПС, Комитете по интеллектуальной собственности при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, где всегда выражают свое отношения к обсуждаемым вопросам.

В июне 2005 года Республиканский совет ВОИР подписал Соглашение с Роспатентом о сотрудничестве.

В основу Соглашения положено сотрудничество и взаимодествие в целях содействия созданию благоприятных правовых, экономических, информационных и организационных условий для совершенствования изобретательской работы, а также патентно-лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из направлений по проведению региональной политики было и остается повышение деловой квалификации специалистов, занимающихся патентно-лицензионной деятельностью. В рамках выполнения Соглашения были проведены региональные научно-практические конференции, семинары, совещания, круглые столы в Тюмени, Туле, Краснодарском крае, Твери, Ярославле, Республике Мордовия, г. Сочи.

Организаторами на местах выступали региональные организации Общества в тесном сотрудничестве с Центрами научно-технической информации и Техническими библиотеками. Главной темой этих мероприятий являлось разъяснение и пропаганда патентного законодательства, а также обучение специалистов с целью доведения до разработчиков основных положений законов в области охраны и использования объектов промышленной собственности. Большое внимание уделялось порядку выплаты вознаграждения авторам и премий за содействие лицам, содействующим использованию технических решений. Стало практикой проведение совместных мероприятий, приуроченных к Международному дню интеллектуальной собственности и Дню изобретателя и рационализатора.

Особое место занимало участие представителей Республиканского совета ВОИР в проведении отраслевых совещаний, на которых рассматривался комплекс вопросов, касающихся интеллектуальной собственности и организации рационализаторской деятельности. Такие совещания стали традиционными в ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», Роскосмос, ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» и др.

Роспатент, Федеральный институт промышленной собственности, Российский государственный институт интеллектуальной собственности направляли для этой работы специалистов.

Одним из направлений в работе по реализации региональной политики являлось организационно-методическое обеспечение региональных организаций ВОИР по системе бесплатного дистанционного обучения с использованием сети Интернет специалистов по программе Всемирной академии ВОИС «Основы интеллектуальной собственности» Республиканский совет ВОИР направил во все республиканские, краевые и областные организации Общества информационные материалы, посвященные дистанционного обучения в области интеллектуальной собственности. Многие специалисты получили аттестационные сертификаты.

Однако, реально оценивая положение, необходимо отметить, что  эта работа должна быть поставлена на абсолютно другой уровень. Сегодня не может удовлетворять положение с подготовкой высококвалифицированных специалистов-патентоведов.     

Только за прошлый год Роспатент всего аттестовал 62 человека. В настоящее время на всю страну насчитывается 1119 патентных поверенных, однако если посмотреть их распределение по субъектам Российской Федерации, то основная масса их сосредоточена в Москве  - 675 чел. (60,3%), Санкт- Петербурге – 162 чел. (14,5%), Московской области – 42 чел. (3,8%). Нет ничего удивительного, что почти две трети субъектов Российской Федерации не имеют на своих территориях аттестованных специалистов.

Надо полагать, что мы можем здесь видеть прямую зависимость в том, что по итогам 2006 года с результатом 483 заявки Россия отодвинулась уже на 22 место по числу поданных международных заявок по процедуре РСТ (договор о патентной кооперации в рамках ВОИС). Выше  России располагаются: Норвегия (521), Индия (627), Австрия (815), Испания (980). А быстро растущий Китай (3910), и монстры на мировых рынках как Германия (16929), Япония (26906), и США (49555). Что ж нам делать в ВТО?

Хочу напомнить всем присутствующим, что Общество ВОИР в своем прошлом имело сеть Институтов технического творчества и патентоведения, которые ежегодно выпускали до двух тысяч общественных патентоведов. Они прекратили свое существование. Надо полагать нет необходимости называть причины. А те четыре института, которые сегодня работают – это самостоятельные хозрасчетные структуры и в их программах для выживания включен другой спектр вопросов.

Говоря о системном подходе в реформировании образования и подготовке инженерных кадров, обращает внимание деятельность Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», с которым уже второй год взаимодействует Республиканский совет ВОИР. Комитет выступил с инициативой проведения круглого стола с темой обсуждения «Молодые специалисты  -  ключевой ресурс России».

Цель заседания: обсуждение ключевых проблем профессионального и гражданского становления молодых специалистов в интересах инновационного развития страны.

Основные вопросы , которые были подняты в ходе обсуждения:

- государственный заказ на молодых специалистов как механизма решения проблемы востребованности и трудоустройства выпускников вузов;

- пути повышения качества подготовки специалистов различных отраслей хозяйствования;

-  социальная политика в поддержке молодых специалистов;

- проблемы профессиональной и гражданской самореализации молодых специалистов на производстве и в обществе.

В дискуссии по имеющимся проблемам подготовки инженерных кадров в стране принял участие от Республиканского совета ВОИР Александр Владимирович Кудрявцев – генеральный директор «Центра практического изобретательства» активный член Мособлсовета ВОИР, который внес интересные предложения. Вы вчера могли познакомиться с представленной им программой по курсу: «Обзор основных средств управления процессом поиска новых технических решений».

Уважаемые делегаты!

Продолжая тему взаимодействия Республиканского совета с Национальным комитетом «Интеллектуальные ресурсы России» необходимо отметить, что только благодаря Комитету впервые был проведен телемарафон «Массовое техническое творчество и инновационное развитие России». И сегодня проведение нашего съезда во многом зависит от поддержки Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России».

Главной задачей проведения этого мероприятия было вернуть активу изобретателей и рационализаторов ощущение, что некоторые структуры власти и политические движения понимают важность их творческого труда и заинтересованы изучать и решать застарелые проблемы организации и стимулирования создания и внедрения новшеств на благо России. Не буду делать анализа результатов этого мероприятия, так как вчера состоялось обсуждение его итогов. Хочу отметить огромную работу, проделанную Александром Павловичем Грязевым (представлять его наверное  нет необходимости), который разработал Концепцию проведения этого телемарафона.

Не могу не поделиться очень важным моментом, который стал итогом проведения телемарафона.

В адрес Республиканского совета ВОИР пришло Постановление Правительства Республики Мордовия датированное 5 июлем 2007 года  «О развитии изобретательской и рационализаторской деятельности в Республики Мордовия». Краткая суть Постановления: Создать рабочую группу по развитию изобретательства и рационализации при Правительстве. Учредить Республиканский конкурс на «Лучшее техническое решение, изобретение, полезную модель, рационализаторское предложение, направленные на решение актуальных проблем экономики Республики». Утверждены соответствующие положения. И самый главный пункт: министерству финансов республики ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета предусматривать средства на проведение мероприятий по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в сумме 700 тыс. рублей для Мордовской республиканской общественной организации ВОИР.

Вы помните выступление заместителя Председателя Правительства господина Нечаева, который дал высокую оценку значимости технического творчества и обещал конкретную помощь. Слово не расходится с делом. Тюменский областной совет ВОИР, тесно контактируя с региональной администрацией, в очередной раз выиграл в жесткой конкуренции грант на проведение аналогичного конкурса. Побольше бы таких примеров.   

Продолжая отчет о работе Республиканского совета, необходимо отметить  наше участие в выставочной деятельности. Широко себя зарекомендовал Московский международный салон промышленной собственности «Архимед». Республиканский совет ВОИР входит в число соорганизаторов салона. Учреждает свои призы для участников. Ежегодно по итогам Салона большая группа изобретателей,  рационализаторов и организаторов технического творчества награждаются Почетными грамотами Общества. В рамках Салона организован университет для всех участников, по итогам его работы вручаются Сертификаты о прослушанном курсе.

О значении Салона, его роли в пропаганде лучших технических решений, продвижение их для внедрения и реализации на рынке может рассказать Президент Салона - Дмитрий Иванович Зезюлин, он же с прошлого года возглавляет Московскую городскую организацию ВОИР.

 Стало традицией участие в работе выставки НТТМ, в рамках которой проводится «Школа юных техников», где мы проводим  не только занятия, но и  награждаем наиболее талантливых молодых рационализаторов и педагогов организаторов технического творчества.

В Московском государственном техническом университете были подведены итоги участия российских изобретателей  в 57 Международной выставке изобретений «ИЕНА» Нюрнберг, Германия.

 Впервые за все время участия России в этой выставке высшей награды выставки – приза «Гран – при» удостоен комплекс медицинского оборудования, созданный КБ «Взлет» совместно с Российским кардиологическим научно-производственным комплексом, клиникой нервных болезней Московской медицинской академии имени Сеченова и Международным центром конверсионных технологий. Многие разработки были удостоены золотых, серебряных медалей, различных призов, представленных международными организациями, а также Почетными грамотами и дипломами Министерства образования и науки, Роспатента и Республиканского совета ВОИР.

По инициативе Сочинской городской организации ВОИР, при поддержке городской администрации, Республиканского и Краснодарского краевого советов ВОИР, руководства салона «Архимед» были организованы и проведены две выставки под девизом: «Изобретатели и рационализаторы России – 21 веку».   Они имели широкий резонанс, однако в прошлом году провести ее не удалось из-за отсутствия средств.

Уважаемые делегаты!

Не остался в стороне Республиканский совет ВОИР при формировании Общественной палаты при Президенте Российской Федерации. Решением Президиума Республиканского совета было направить представителем от Общества Заслуженного изобретателя Российской Федерации, председателя Московской городской организации ВОИР Ратникова Александра Юрьевича. Процедура оформления документов заняла больше месяца, однако для единственной технической (если так можно выразиться) организации места в этом Общественном органе не оказалось без объяснения мотивов.

Необходимо отметить, что остается важным направлением в деятельности организаций Общества взаимодействие с профсоюзными органами. Согласно Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» советы ВОИР могут являться  представительными органами по подготовке предложений в коллективные договора и соглашения в части создания организационных, экономических, социальных и правовых условий для проявления и реализации творческих возможностей изобретателей, рационализаторов и организаторов технического творчества. Обращаю внимание руководителей региональных организаций о возможности заключения двух, трехсторонних соглашений с территориальными органами исполнительной власти или внесением предложений по конкретным вопросам, связанным с развитием технического творчества в регионе, финансового и организационного обеспечения этой работы. Такой опыт накоплен в Самарском и Тюменском областных советах ВОИР. Представители находятся в зале и могут поделиться накопленным опытом.

На фоне подъема отечественного производства, ощущается востребованность работы наших организаций, которая не могла не отразиться на тех объективных показателях роста  подачи числа заявок по всем объектам промышленной собственности. Вам даны при регистрации статистические данные, опубликованные Роспатентом и вы можете сделать анализ состояния дел с патентованием в стране.

Хочу только обратить Ваше внимание на показатели действующих патентов по состоянию на 31.12.2006 года. Действовало на 31.12.2005 года 123089, выдано патентов на изобретения в 2006 году – 23299, а прекратило действие в 2006 году – (по различным причинам) -22506. Действует по состоянию на 31.12. 2006 года – 123882.  Такие результаты достижением не назовешь.  Наверно аудиторию волнует вопрос о том, какое число составляют действующие патенты иностранных заявителей, особенно это волнует перед вступлением России в ВТО. Однако ответа на этот вопрос нет. В средствах массовой информации нас успокаивают, что нам не грозит  экспансия иностранных заявителей.

В отчетном периоде уделялось внимание пропаганде технического творчества. С этой целью были заключены соглашения с профильными журналами: Интеллектуальная собственность, Патенты и лицензии, Изобретатель и Рационализатор, Дети, техника, творчество, Юный техник. В этих изданиях периодически публикуются материалы, как об отдельных разработчиках новой технике, так и о работе организаций Общества. Много информационного материала можно найти в печати региональных газет. Принцип остается прежний, о себе не расскажешь, навряд ли о тебе скажут. По этому вопросу накоплен большой опыт в Нижегородском, Костромском, Ярославском, Самарском, Свердловском и многих других советах Общества.  Республиканский совет принимает участие в подведении ежегодного конкурса, объявленного журналом ИР «Техника – колесница прогресса». Это огромная работа по выявлению и пропаганде уникальных разработчиков новейших технологий. В этом году впервые лауреатом этого конкурса стал ВОИРОВЕЦ. Медаль была вручена Грязеву Александру Павловичу, за большой вклад в развитие технического творчества в Российской Федерации.

Хочу напомнить, что  уже много лет редакция журнала ИР представляет для организаций ВОИР 50% скидку на подписку, установлена 15% скидка при подписке и на журнал Интеллектуальная собственность. Но организации слабо используют этот ресурс.

Следующим  направлением в работе, как Республиканского совета, так и региональных организаций Общества было максимально использовать возможности для поощрения коллективов и отдельных авторов. Накоплен большой опыт в этой работе в Свердловском, Костромском, Тюменском советах и многих других организаций. Вы можете поделиться с коллегами опытом, как проводить эту работу во взаимодействии с местными органами власти.

В отчетном периоде Республиканский совет рассмотрел 432 обращения республиканских, краевых и областных советов, Отдела изобретательства Министерства обороны ВС РФ, Роспатента, ФГУ ФИПС, ОАО «Российские железные дороги» о награждении Почетной грамотой Общества и 138 представлений к присвоению звания «Почетный член Общества».   Рассмотрено и поддержано 350 ходатайств на соискание почетных званий «Заслуженный изобретатель Российской Федерации», «Заслуженный рационализатор Российской Федерации». Вы имеете полный отчет по годам, субъектам Российской Федерации и в разрезе министерств и ведомств.

 Если говорить о работе с письмами и обращениями, поступающими в адрес Республиканского совета ВОИР, то необходимо отметить, что изменился характер обращений от отдельных заявителей и коллективов и стал носить больше конструктивный характер. В основном они касаются правовых разъяснений по изобретательской и рационализаторской работе, наградного законодательства, порядка выплаты вознаграждения, оказания содействия в нахождении спонсора для продвижения разработки и по другим направлениям. Но бывают и исключения.

Уважаемые коллеги!

На мой взгляд, в отчетном периоде Республиканский совет не оставил без внимания ни один вопрос, поступивший из региональных организаций Общества и оперативно реагировал на них.

По имущественным запросам  оказывалась помощь Курскому областному и Кабардино-Балкарскому республиканскому советам.  По другим направлениям деятельности наверно нет необходимости перечислять советы, сидящие в зале руководители организаций знают об этом.

Вся работа Республиканского совета ВОИР в отчетном периоде строилась на представительстве в различных, значимых для Общества мероприятиях и оперативной работе с региональными организациями. Это было обусловлено сложившимся положением. Письмо, направленное в адрес республиканских, краевых и областных советов ВОИР в марте 2005 года о критической ситуации сложившейся в связи с отказом Москомимуществом в пролонгации договора об аренде занимаемых площадей Республиканским советом ВОИР не вызвало у Вас глубокой озабоченности. Москва далеко, разберутся.

 Сегодня наверно нет необходимости на съезде говорить в деталях почему это произошло. Двухлетнее судебное разбирательство с отстаиванием имущественных прав на площади, в связи с изменением правового поля в стране, не дали положительных результатов. Оставшись без офиса и без финансового обеспечения, так как пришлось расторгнуть договора в связи с создавшимися форс - мажорными обстоятельствами с организациями, которые взаимодействовали  с Республиканским советом ВОИР и занимали определенные площади. Обращения в различные организации не давали положительных результатов, а на аренду помещения не было средств. Письмо  в Роспатент, который ответил дипломатично, переведя решение вопроса на РГИИС, практически служило отказом. А РГИИС не нашел возможности удовлетворить просьбу на безвозмездной основе.  Но как говорится, мир не без добрых людей. Мы получили рабочее место в Федеральном Государственном Учреждении «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Министерстве юстиции Российской Федерации и продолжили работу вместе с главным бухгалтером. О финансовом положении Республиканского совета  будет доложено Ревизионной комиссией на основе акта проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Несколько слов о проведенной отчетно-выборной кампании в Обществе. Она была объявлена решением Президиума Республиканского совета ВОИР в мае прошлого года и должна была быть закончена в декабре 2006 года. Однако до настоящего времени не получены отчетные документы в запрашиваемом объеме от отдельных советов. Большинство руководителей региональных организаций сидят в этом зале, представляя интересы регионов, не смогут опровергнуть факт по сколько раз приходилось вести переговоры с каждым. Почему я на этом остановился подробно. Да потому что от ваших отчетов не только в количественном, но и качественном представлении зависит наше гордое название Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Ознакомление с докладами, участие в работе конференций дают основание согласиться с выступающими, что необходимо общество спасать, путем его реформирования и организации работы на новых подходах и принципах

Выступление Грязева А.П. – председателя Московской областной организации и заместителя председателя Республиканского совета ВОИР в журнале «Изобретательство» с тревогой о судьбе общества  и предложениями по его преобразованию поддержано Краснодарским краевым советом и другими организациями. Позволю зачитать одну фразу из доклада Павленко Валентина Степановича – без принятия мер по реорганизации ВОИР, оно из-за возможного сокращения количества организаций в субъектах  федерации может потерять статус Всероссийского, а через 4-5 лет утратить «золотой фонд» специалистов и руководителей. И с этим нельзя не согласиться.

Какие конкретные шаги предприняты к проведению нашего съезда.

 Прежде всего, налажены деловые, конструктивные контакты с руководством  Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» в лице Исполнительного секретаря - Панова Вячеслава Ивановича – делегата съезда, которое понимает роль, место и значение нашего Общества и готово оказать поддержку. Разработана новая редакция Устава Общества, которая будет сегодня обсуждаться. Должно произойти организационное укрепление в руководстве Обществом.

 Принимаемые меры должны вселить в нас уверенность, что в год  75-летия создания общенациональной организации изобретателей и предстоящему юбилею ВОИР – 50-летию со дня проведения Учредительного Съезда – Общество обретет новый смысл в своей  работе и будет как и прежде служить технической общественности защитником ее прав и интересов и организатором интересных начинаний.

Уважаемые делегаты!

Подходя к завершению своего сообщения, хочу обратить внимание присутствующих на то, что для обеспечения государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности необходимо, на законодательной основе, решить вопросы стимулирования изобретателей, рационализаторов, организации, использующих в своем производстве объекты интеллектуальной собственности, осуществляющих техническое перевооружение производства и ввод новых мощностей, направленных на увеличение товаров и услуг для населения и охрану окружающей среды.

С другой стороны, помимо законодательных инициатив на федеральном уровне целый круг вопросов может быть решен в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований.  В этом вопросе есть положительный опыт.

Государство начинает понимать, что приоритетным в экономике остается интеллектуальный потенциал, основанный на глубоких знаниях.

Учитывая  все вышеизложенное  можно определить приоритетные направления,  которые должно решать Общество.

 Среди них: - сохранение единства и целостности ВОИР – как общественного объединения;

- взаимодействие на всех уровнях с органами исполнительной власти в вопросах изобретательства, рационализации и патентно-лицензионной работы, внесение и отстаивание предложений по улучшению условий для развития массового технического творчества;

- организации работы по возрождению первичного звена Общества;

- поддержка интересов изобретателей и рационализаторов, восстановление истиной ценности их творческого труда путем широкой популяризации их через средства массовой информации;

- обобщение лучших форм и методов организационной работы советов ВОИР всех уровней.

- подготовка предложений для создания национальной  программы: «Кулибины ХХI века. Возрождение изобретательства в России».

Ближайшими организационными задачами являются:

- регистрация Устава Общества в Регистрационной палате,

- определение места, как юридического, так и фактического нахождения Руководящего органа Общества;

- постановка на учет в налоговом органе и фондах,

- обобщение критических замечаний и предложений, составление на их основе плана реализации.

- советам региональных организаций провести по итогам съезда мероприятия, направленные на выявление перспективных направлений работы во всех звеньях Общества.

В отчетном докладе не возможно полностью осветить всю работу, поэтому прошу в Ваших выступлениях дополнить ее и внести  конкретные предложения по улучшению всей  деятельности.

В заключение хочу поблагодарить всех с кем в это нелегкое время сотрудничал и кто поддерживал меня словом и делом на протяжении совместной работы.

Спасибо за внимание.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция    ВОИР     ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД