Главная    Конференция     Игра в бисер

Размещено на сайте 06.10.2008.

Игра в бисер

В.В. Митрофанов



СТУПЕНИ

«В любом НАЧАЛЕ волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нем защита наша,
 Пристанищ не искать, не приживаться,
 Ступенька за ступенькой, без печали,
 Шагать вперед, идти от дали к дали,
 Все шире быть, все выше подниматься»!

Иозеф Кнехт

В советские времена мне не удалось приобрести книгу Германа Гессе « Игра в бисер»,  после того как я несколько раз встречал ссылку на эту книгу у разных авторов. Купить ее было невозможно. Десять лет тому назад я встретился с А.Кудряцевым в Петрозаводске и подарил ему свою книгу «От технологического брака до научного открытия». Через месяц мы встретились снова и Александр сказал мне, что он прочел книгу, и спросил меня - читал ли я книгу Г.Гессе «Игра в бисер»? Я ответил, что не читал, не могу ее найти. Он мне ответил, что моя книга ему немножко напоминает «Игру в бисер».

Я, конечно, возмутился, как может моя книга напоминать книгу нобелевского лауреата. Александр обещал мне прислать эту книгу и буквально через неделю прислал. (В то время почта еще работала нормально). Получив книгу, я попросил жену меня не беспокоить несколько дней, и начал ее лихорадочно читать. Прочтя книгу, я в сердцах забросил ее в угол комнаты, так как получил , как говорит сам Г.Гессе, двойственное впечатление - с одной стороны прекрасное изложение материала, противоречия, отношения между людьми, различные методологии, отбор талантливых ребят в элитные школы, история возникновения игры в бисер, методология этой игры и т.д., а с другой  - удручающая концовка.

Прошло десять лет. Я многим рекомендовал прочесть эту книгу, но любителей Г.Гессе оказалось мало, за все это время книгу у меня взяли читать всего несколько человек. И вот на днях какая то сила взяла меня за шиворот, подвела к книжной полке (а эта книга стоит у меня все время на виду), заставила снять эту книгу с полки, и начать ее читать повторно. Она у меня почти на каждой странице имеет пометки - мои и нескольких читателей, и мне было любопытно, на что я обращал внимание много лет тому назад, и как теперь я отношусь к тем строчкам, которые выразили поразившие меня тогда мысли.

О чем же этот роман «Игра в бисер»?

«Герман Гессе (1887-1962)-крупнейший поэт, эссеист, романист XX века. Одно из главных произведений писателя – роман - утопия «Игра в бисер», созданная в поздний период творчества, включает в себя глубокие интеллектуальные, философские, психологические проблемы, стоящие перед человечеством».

Чем же он меня захватил, этот роман, в котором нет женской любви? Автором показано государство, в котором есть самостоятельная провинция Касталия, Орден, Педагогическое ведомство, которая готовит педагогов для себя и государства, но в основном занимается своими делами - готовит игроков в бисер, проводит обучение отобранных способных мальчиков музыке, математике, астрономии, и другим наукам, разрабатывает и проводит ежегодные недельные публичные игры в бисер. Касталия живет за счет государства, ничего не выращивая и не производя. Показана эволюция этого Ордена. Главный герой Кнехт, был взят в школу, его хорошо обучали, он был умницей и постиг все премудрости в музыке и в игре в бисер. Он достиг одного из высоких званий Ордена - магистра игры в бисер. Но оказалось, что Касталия не развивается, а Кнехту хочется учить и воспитывать детей и видеть плоды своего труда. И тут, скажем аккуратно, он стоит перед дилеммой выбора - остаться или уйти. Но уход равносилен дезертирству и даже хуже… Что делает Кнехт, вы узнаете сами, прочтя эту обворожительную книгу. Помню, как меня поразила Игра в бисер. Мне очень хотелось понять эту игру, она очень здорово тянет на методологию развития творческого воображения, раскованности, умения обобщать и т.д. И это несмотря на то, что досконального описания игры автор не дает, и более того, на многих страницах он вносит уточнения, добавки, аналогии, ассоциации и т.д. Поэтому я хочу привести несколько выдержек автора о самой игре. Вот самая короткая и емкая характеристика игры.

«Большинство наших учителей сказали бы: мы веками придумывали и совершенствовали игру в бисер как универсальный язык и метод для выражения и приведения к общей мере всех интеллектуальных и художественных ценностей и понятий. А теперь появляешься ты и хочешь проверить верно - ли это! У тебя уйдет на это вся жизнь, и ты в этом раскаешься».

Мне представляется, что я в какой то узкой области понял это определение. Приведу пример. Мы знаем, что в электрохимической ячейке имеет место постоянный эффект-перенапряжение водорода на катоде. Есть много гипотез, объясняющих этот эффект, но они до конца его не объяснили. Мы тоже сделали попытку рассмотреть его. Мы полагаем, что, несмотря на тщательную очистку поверхности катода, на ней всегда есть тончайшая пленка оксида металла. Для того чтобы электроны катода встретились с протонами, на катоде должно быть напряжение, которое создаст поле, которое сообщит электронам дополнительную энергию, что позволит им проникнуть через оксид и провзаимодействовать с протонами, образовав атомарный водород. Это напряжение и называется перенапряжением. В технике есть и другие явления которым можно приписать этот термин. Например, при подаче на р-n переход обратного напряжения, обратный ток отличного перехода не увеличивается. Однако, при приближении к напряжению пробоя, картина меняется. Буквально несколько десятых долей вольта (перенапряжение) приводит к резкому увеличению обратного тока перехода.

 Есть ли в других областях деятельности человека понятие перенапряжение? По - моему, есть. Например, решая задачу, на начальном этапе, я должен перенапрячься, чтобы ее правильно понять. Это относиться к чтению книг, рассматриванию картин, графиков, чертежей и т.д. Вспомните эпиграф - «В любом НАЧАЛЕ волшебство таится»

Я, например, перенапрягаюсь с утра как проснусь. Чтобы встать, мне надо перенапрячься. Это же относится к любому делу, которое я начинаю, писать ли письмо, пойти гулять и т.д. Между постановкой задачи и ее решением, получением идеи, может быть малое перенапряжение, и оно может быть мгновенным или длится очень долго. Когда я прочел первый раз «Игру в бисер», не могу сказать, что я уловил смысл игры, и потребовалось повторное чтение и перенапряжение, чтобы уловить понятие общей меры для науки и искусства. Я думаю, что каждый может поразмышлять на эту тему, особенно кто понимает и музыку, и живопись, астрономию и математику.

А теперь немного о главном герое - Кнехте.

Теперь о истине. «-Ах, если бы можно было обрести знание!- воскликнул Кнехт.-Если бы было какое – нибудь учение, что-то во что можно поверить. Везде одно противоречит другому, одно проходит мимо другого, нигде нет уверенности. Все можно толковать и так, и этак. Всю мировую историю можно рассматривать как развитие и прогресс, и с таким же успехом можно не видеть в ней ничего, кроме упадка и бессмыслицы. Неужели нет истины? Неужели нет настоящего, имеющего законную силу учения?

 Мастер ни разу не слышал, чтобы Иозеф говорил так горячо. Пройдя еще несколько шагов, он сказал:

- Истина есть, дорогой мой ! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, - такого учения нет. Да и стремится надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, ее не преподают. Приготовься к битвам, Иосиф Кнехт, я вижу, они уже начались.

Но больше всего расположил его к себе мастер тем, что принял в нем такое участие, что пригласил его к себе, что этот обремененный трудами и часто такой усталый человек выкраивал какие то часы для него, и не только часы. Если введение в медитацию оставило в нем такое глубокое и стойкое впечатление, то дело тут было, как он позднее рассудил, не в какой - то особенно тонкой или самобытной технике, а только в личности мастера, в его примере. Другие учителя Кнехта, у которых он проходил курс медитации в следующем году, давали больше указаний и более точные наставления, проверяли строже, задавали больше вопросов, делали больше поправок. Мастер музыки, уверенный в своей власти над этим юношей, не говорил почти ничего и не учил почти ничему, он, в сущности, только задавал темы и вел за собой собственным примером…

Главной целью его приглашения было приохотить юношу к медитации, но и не менее важно было это приглашение само по себе, как отличие, как знак того, что за ним следят и чего- то от него ждут: это была вторая ступень призвания.

Но так есть, Иозеф: чем больше мы требуем от себя или чем большего требует от нас та или иная задача, тем чаще должны мы черпать силы в медитации, во все новом и новом примирении ума и души. И - я мог бы привести немало примеров тому - чем сильнее захватывает нас какая-нибудь задача, то, волнуя и возбуждая нас, то, утомляя и подавляя, тем чаще забываем мы об источнике сил, как порой, целиком уйдя в умственный труд, забываем о своем теле и об уходе за ним».

И вот по поводу тела хочется сказать несколько слов. Я не буду говорить, как сейчас обстоит дело с заботой о теле, а вот как было в мое время, скажу. У меня такое впечатление, что меня никто не учил как заботиться о собственном теле, за исключением чистки зубов, умывания и бани. И то, зубы лечить, когда заболят, делать зарядку, если есть охота и не есть волчьи ягоды. Конечно, ругали за курение и выпивку. Но так, чтобы объяснил кто - нибудь, что я владелец собственного тела, которое мне бесплатно дали Природа и родители, и я обязан и должен ежедневно за ним ухаживать, тренировать и следить за работой каждого органа, проходить ежегодный осмотр и т.д. - этого не было. А уж про аутотренинг или о том, как лечил себя Ю.Власов – никто не знал. А ведь свое тело надо любить и, несмотря на лень, которая есть у всех, следует его, как и весь организм холить и лелеять, и, конечно, нагружать и тренировать, не взирая на возраст. А к зубному следует ходить каждый год, а не тогда, когда лезешь на стенку.



Продолжение.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Игра в бисер