Главная    Конференция    МЕТОД ЭФФЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (МЭР)
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

МЕТОД ЭФФЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (МЭР)

© М.С. Гафитулин, С.В. Ефремов, Россия

В работе рассматривается метод, позволяющий сориентировать новатора на поиск и решение творческих задач по улучшению характеристик выпускаемой продукции с позиции эффективности.

Ключевые слова: новатор, инновационная деятельность, модернизация продукции, рационализация и изобретательство, творческая задача, эффективность.

Об особенности развития современной продукции.

В целях реализации определенной потребительской функции создается продукция (товар/услуга). Первоначальная структура и облик продукции формируется в процессе ее проектирования. Последующее изменения продукции по линии ее совершенствования связаны с возникновением и успешным решением различных проблем.

Достаточно часто совершенствование продукции является результатом решения проблем, выявленных в процессе жизненного цикла продукции. Такой процесс постепенного улучшения характеристик выпускаемой продукции возможно и удовлетворяет развивающиеся социальные потребности, но отстает от темпов роста социальных потребностей и активного расширения их диапазона. Новые социальные потребности превращаются в новые требования потребителей к характеристикам выпускаемой продукции. Наблюдаются устойчивые тенденции, связанные с выпуском новой продукции:

  • увеличение количества и номенклатуры;
  • повышение сложности,
  • изменение сроков морального старения;
  • оперативная смена поколений выпускаемой продукции.

Наглядный тому пример: развитие мобильных телефонов.

Ускоренные темпы современной жизни и быстро изменяющиеся требования потребителей диктуют свои необходимые условия компаниям-производителям.

Всегда ли производитель способен оперативно среагировать на новый заказ потребителя? Можно ли предвидеть быстро изменяющиеся требования потребителей? Какие методы можно применить, чтобы компания-производитель была успешна?

О проблеме как источнике новых решений.

При взаимодействии с продукцией потребитель сталкивается с самыми различными проблемами. Любая проблема - это явный или скрытый недостаток. Как правило, этим недостатком потребитель наделяет не себя, а приобретенную продукцию. При наличии обратной связи от потребителя возникают новые требования к характеристикам выпускаемой продукции. Для производителей эти требования должны стать новым заказом и основой для новаторской деятельности в процессе совершенствования выпускаемой продукции.

Таким образом, недостаток в продукции является важным фактором ее существования и развития. С одной стороны, выявленный недостаток есть основа для отказа потребителя от продукции, а с другой - основа развития новаторской деятельности по совершенствованию продукции. Чем меньше недостатков в продукции выявляет потребитель, тем длиннее жизнь продукции и тем успешнее компания-производитель.

Компания-производитель, ориентированная на свое дальнейшее развитее, должна осознавать важность процесса выявления недостатков выпускаемой ей продукции и понимать необходимость организации и поддержания новаторской деятельности по совершенствованию продукции. Все это создает основу успешности компании на рынке в целом и является условием развития новаторства внутри компании.

О методе совершенствования продукции.

"Метод эффективных результатов (МЭР)" разработан в 2005 году и экспериментально проверен в течение 2005-2007 года.

Цель метода - постоянное совершенствование характеристик выпускаемой продукции с позиции эффективности.

Данный метод позволяет компании-производителю определить и заранее устранить недостатки выпускаемой продукции.

Под эффективностью понимается отношение полученной пользы к расплате за нее.

Под эффективным результатом понимается улучшение характеристик объекта при минимальной расплате за улучшения.

Метод не ограничивает новатора в применении инструментов поиска новых идей и решений творческих задач. Более продуктивно данный метод реализуется при использовании инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1,2]. Для предварительной оценки результатов творческого решения целесообразно ознакомиться с уровнями новизны [3,4].

Основные этапы "МЭР":

Этап 1. "Объект улучшения".

Цель этапа - выбор и обозначение объекта дальнейшего совершенствования.

Этап 2. "Устранение недостатков".

Цель этапа - эффективные новаторские предложения, улучшающие характеристики объекта через выявление и устранение имеющихся у него недостатков. Схема действий - см. рис 1.

Рис. 1. Схема действий "Устранение недостатков ".
Рис. 1. Схема действий "Устранение недостатков".


Ниже приведены основные шаги этапа "Устранения недостатков"

Шаги Действия новатора Результат
Шаг 1. Рассмотреть объект в различных условиях (в процессе эксплуатации, транспортировки, хранения и т.д.) и с позиции эффективности определить в нем имеющиеся недостатки. Список имеющихся недостатков.
Шаг 2. Сформулировать творческие задачи по устранению имеющихся недостатков и дать новаторские предложения по улучшению характеристик рассматриваемого объекта. Список новаторских предложений.
Шаг 3. Для каждого внесенного новаторского предложения определить предполагаемые недостатки от его реализации. Список предполагаемых недостатков.
Шаг 4. Сравнить эффективность предполагаемых и имеющихся достоинств и недостатков рассматриваемого объекта и принять решение о целесообразности внедрения каждого внесенного новаторского предложения. Заключение о внедрении новаторского предложения.

Этап 3. "Альтернативные решения".

Цель этапа - новаторские предложения, улучшающие характеристики объекта через продвижение более эффективных альтернативных решений. Схема действий - см. рис 2.

Рис. 2. Схема действий новатора в направлении "Альтернативные решения"
Рис. 2. Схема действий новатора в направлении "Альтернативные решения".


Ниже приведены основные шаги этапа "Альтернативные решения"

Шаги Действия новатора Результат
Шаг 1. Рассмотреть объект в различных условиях (в процессе эксплуатации, транспортировки, хранения и т.д.) и с позиции эффективности определить имеющиеся в нем достоинства. Список достоинств объекта.
Шаг 2. Определить ранее устраненные недостатки, используя найденные достоинства объекта. Список ранее устраненных недостатков.
Шаг 3. Сформулировать творческие задачи по устранению выявленных недостатков и предложить более эффективные альтернативные решения по улучшению характеристик рассматриваемого объекта. Список альтернативных решений.
Шаг 4. Определить предполагаемые недостатки от реализации каждого альтернативного решения. Список предполагаемых недостатков.
Шаг 5. Сравнить эффективность предполагаемых и имеющихся достоинств и недостатков рассматриваемого объекта и принять решение о целесообразности внедрения каждого альтернативного новаторского предложения. Заключение о внедрении новаторского предложения.


Этап 4. Участие в процессе внедрения новаторского предложения.

Цель этапа - наличие усовершенствованного объекта.

Заключение.

Практика применения метода эффективных результатов показала его работоспособность. Инженерно-технические работники после освоения данного метода отмечают его ценность по нескольким позициям:

  1. системный подход к выявлению недостатков рассматриваемого объекта существенно расширяет границы исходных представлений о жизненном цикле объекта;
  2. метод позволяет находить неявные недостатки рассматриваемого объекта, устранение которых увеличивает функциональную область объекта;
  3. требование улучшить характеристики рассматриваемого объекта за счет его собственных ресурсов повышает уровень творческой задачи, что стимулирует новатора на поиск оригинальных решений.

Авторы будут признательны за конструктивные предложения, способствующие развитию "Метода эффективных результатов".

Выводы.

  1. Наблюдается активный рост производства и потребления новой продукции.
  2. Повышаются требования потребителей к характеристикам выпускаемой продукции.
  3. Недостатки продукции способны стать основой новаторской деятельности, направленной на поиск и решение творческих задач по улучшению характеристик производимой продукции.
  4. Метод эффективных результатов позволяет компаниям-производителям постоянно совершенствовать продукцию с позиции эффективности.

Рекомендуемая литература.

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, сиб. отд., 1986.-209 с.[вернуться]
  2. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии /Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов.- Кишинев: Картя молдавеняскэ, 1989. - 382 с.[вернуться]
  3. Гафитулин М.С. Уровни новизны [Текст]: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны /М.С. Гафитулин //Адукацыя i Выхаванне. - Минск, 1994.- №7.[вернуться]
  4. Гафитулин М.С. Уровни новизны способа. [Текст] /Марат Гафитулин, Сергей Ефремов. //Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ, IX междар. научно-практ. конф., Челябинск, 26-28 июня 2006г.: тез. Доклада - Челябинск, 2006.- 312 с.[вернуться]

Главная    Конференция     МЕТОД ЭФФЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (МЭР)