«Думать теорией» или ТРИЗ в Международных Отношениях

В адрес «Методолога» пришло письмо из Болгарии. Автор - Павел Гуранда (pavel.guranda@gmail.com ) изучает политику и международные отношения в Американском Университете в Болгарии, он постоянный читатель нашего сайта. Павел самостоятельно изучает ТРИЗ. Его работа «показывает очевидные схожести ТРИЗ и методов изучения Международных Отношений».

Мне представляется, что работа действительно интересна . С удовольствием рекомендую ее читателям.

Редактор

 

«Думать теорией» или ТРИЗ в Международных Отношениях.

Однажды к Джеймсу Росенау, подошла студентка первокурсница и спросила, стоит ли ей брать его курс, сможет ли он научить «думать теорией» (позвольте сохранить дословный перевод от think theory). Озадаченный педагогической задачей, профессор политики и международных отношений Джеймс Росенау сформулировал девять принципов того, как «думать теорией» в книге Thinking Theory Thorougly (Rosenau, 2000). Международные отношения, моя профилирующая специализация, является предметом сугубо методологическим, так как важно не само событие, а методы его оценки. Ведь факты истории и политики, объективны и неоспоримы, а вот уроки, которые мы из них выводим, могут быть  почти противоположными. Все зависит от своеобразного системного анализа, который мы (не)осознано проводим, когда узнаем о том или ином происшествии. Этот системный анализ Росенау и называет «думать теорией». Он формулирует принцип и обсуждает основные трудности студентов, связанные с освоением этих принципов.

Я в свою очередь хочу поделиться с вами сутью этих принципов и показать, как я их вижу через призму ТРИЗ.

  1. Чтобы «думать теорию», необходимо избегать желания четко сформулировать, что такое теория.

По мнению Росенау, основной трудностью является преодоление стереотипа о том, что теория это лишь правильная организация эмпирических наблюдений, основанная на четких формулировках. Такое пристрастие к четким формулировкам, по мнению автора, это лишь способ избежать креативного и философского мышления, которые необходимы в создании  новых теорий.

В ТРИЗ это наблюдение объясняется инерцией мышления. Только вместо привычных «неприступных условий задачи», мы наблюдаем «ложно-упрощающие условия» т.е. стремление создавать эти самые «условия задачи», которых нет. В жизни это приводит к созданию всевозможных теорий международных отношений, которые непроизвольно ограничивают сами себя, сводя все объяснения событий на международной к арене к нескольким волшебным, «определяющим всё» причинам - экономика (марксизм), власть (реализм) или роль личности.

  1.  Чтобы «думать теорию», нужно четко понимать является эта теория нормативной или эмпирической.

Разница между нормативной и эмпирической теориями сводится к разнице между тем, «как есть» и «как должно быть». Очевидно, что первый тип относится больше к анализу международных отношений прошлого, в то время как второй тип относится к будущему и настоящему. Тут, по мнению Росенау, основной сложностью является умение отгородиться от собственной системы ценностей, создавая эмпирические теории.

На мой взгляд в ТРИЗ трудно разделить эти два аспекта, так как почти любая ТРИЗ задача, включает эмпирическую и нормативную части - анализ системы эмпирический, так как рассматривается уже существующая система, однако согласно алгоритма анализа выделяются определенные части системы, которым дается предпочтение (скажем, согласно закону полноты частей).

Безусловно, в анализе системы международных отношений необходимо выделять ключевые части системы. Я пока не берусь определять, что это за части, но считаю важным выделить специфичный элемент - система ценностей аналитика. Исходя из своей системы ценностей, разные аналитики будут уделять внимание разным частям системы международных отношений. Реалисты, обеспокоенные силой, будут выделять, скажем, армию и геополитические ресурсы, как важные части системы. В то время, как либералы, анализирую систему будут выделять институты, обеспечивающие права человека, международные корпорация и т.п. Таким образом, анализ системы международных отношений невозможен без включения в этот анализ самого аналитика и его ценностей.

  1. Чтобы думать теорию необходимо принять факт, что все отношение между людьми подчиняются определенным законам.

Росенау пишет, что с этот принцип вызывает больше всего негодования у студентов, так как идея «определенного порядка» межличностных отношений заставляет человека чувствовать себя ущемленным в чувстве собственной свободы. Росенау пишет, что зачастую студенты любят приводить исключения и отклонения от норм, которые противоречат правилам международных отношения. Однако автор призывает принимать во внимание основные и главные тенденции, на которых основывается большая межличностных/международных отношений. Также Росенау утверждает, что данный принцип наполнен надеждой. И именно наша надежда на существование этих законов международных отношений позволяет нам рисковать и анализировать события на международной арене. Именно наша надежда позволяет нам искать и находить правила и принципы международных отношений.

На мой взгляд, этот полу-философский принцип очень соответствует духу ТРИЗ. Любая техническая система, созданная человеком, развивается не хаотично - есть законы, по которым это происходит. Уверенность и надежда на существование этих законов как раз и дали рождение ТРИЗ и многочисленным изобретениям и прогнозам на ее основе. Аналогично стоит  рассматривать и международные отношения -  люди создали эту систему, и пусть она сложна, и может казаться даже хаотичной, но надежда на существование законов развития систем позволяет нам анализировать и прогнозировать международные отношения.

  1. Чтобы думать теорией, надо рассматривать любое происшествия, как проявление, определенного правила.

Необходимо постоянно задаваться вопросом «Проявление чего это?». Готовность интеллектуально напрягаться и собирать пазлы в картинку - необходимая составляющая умения думать теорией. Никакое происшествие не происходит само по себе, а лишь является проявлением установленного и существующего порядка.

В ТРИЗ этот принцип проявляется, в универсальности законов и методов. Законы развития остаются теми же, несмотря на то, что анализируется - будь то развитие морского транспорта или топора. Разные системы регулируются одними и теми же законами. Соответственно, события и перевороты, которые могут происходить в разных уголках мира, в различных условиях могут подчиняться одному и тому же правилу.

  1. Чтобы думать теорией, надо уметь пожертвовать деталями ради общих наблюдений.

Автор объясняет данный принцип следующим образом. Наше пристрастие к деталям заставляет нас забывать об общей картине. Стремление давать более детальные и сложные объяснения является одной из основных проблем хорошо подготовленных студентов. Чтобы думать теорией, мы должны уметь просто объяснять сложное. Комфортно находиться среди деталей, которые дают нам иллюзию глубокого знания. Куда тяжелее давать объяснения, забравшись вверх по лестнице абстракции, и защищаться от противоречий, основанных на  уникальных  и специфичных отклонениях.

В ТРИЗ этот принцип связан с законом стремления к идеальности. Отклонение от поставленной задачи,  поломка, брак - проявление несовершенности системы. Я не уверен, что такой взгляд применим к международным отношениям. Отклонение от политических прогнозов или неожиданное поведение страны трудно назвать браком или ошибкой. На мой взгляд, подобные неожиданные события должны объясняться особенностью стран и называться «спецификой». Специфика страны должна определяться «снизу-вверх» (down-top approach), согласно трем уровня международных отношений (личность, государство, международная арена). Таким образом, сначала должны быть проанализированы ведущие политические лидеры страны их склонности и причуды.
Затем такие атрибуты, как национальный менталитет и вид политического устройства. И затем международная роль страны. После анализа этих трех уровней можно лучше понять, чем объясняется специфика и нестандартность поведения отдельной страны. Чем идеальней международная система, тем легче предсказуемы эти специфики.

  1. Чтобы думать теорией, необходимо быть терпимым к неопределенности, озабоченным вероятностью и недоверчивым к абсолютам.

Автор пишет,  что одной из трудностей является факт, что студенты любят четкие аксиомы. Другой сложностью является неспособность принимать отдельные отклонения от правил. Студенты ждут непреложных истин, которые будут точно и полностью описывать явления и предмет. Однако эта неспособность допустить вероятность неопределенности и не мерить все одним мерилом мешает студентом понимать и принимать теорию.

На мой взгляд, суть данного принципа вытекает из предыдущего. Она заключается в том, что уделяя внимание спецификам, мы должны понимать, что они незначительны по сравнению с общими правилами и законами. Соответственно, отдельные специфические отклонения не должны вредить выведению общих правил.

  1. Чтобы думать теорией, надо уметь играть с теорией.

Создание теории - творческий процесс, надо позволять теории легко течь и играть с ней в своей голове. Задаваться вопросом «А что если?». Представлять непредставляемое даже если это кажется абсурдом. Ни одна политическая теория не могла предсказать договор между Сталиным и Гитлером или крах Советского Союза.

Очевидно, что в данном принципе речь идет о РТВ. Все способы РТВ, которые применяются в ТРИЗ, также применимы и к международным отношениям. Это дает повод для многих интересных размышлений. К примеру, представим, что будет, если запас природных ресурсов России увеличится во сто раз. Как это отразится на всех трех уровнях международных отношений? Как изменится поведение политических лидеров? Отразится ли это на уровне жизни населения? Изменится ли роль Росси на международной арене?

  1. Чтобы думать теорией, надо быть озадаченным каждым международным феноменом

Очень важно постоянно задавать вопросы и пытаться прояснить это порядок, согласно которому случаются события. При этом очень важно задавать нужные вопросы, провоцирующие размышления. Многие аналитики утверждают, что следует изучать процесс, изучая результаты и последствия этого процесса. Однако такие способы заводят в тупик. Следует задавать вопросы, которые дразнят любопытство и провоцируют размышления, к примеру «Почему правительства поступают так или иначе ?». «Почему страны нарушают свои обязательства перед альянсом при особых условиях?»

  1. Чтобы думать теорией, надо всегда быть готовым оказаться неправым.

Важно не бояться делать ошибки. Пусть ваша теория окажется не верной, но она все равно может послужить обществу двумя путями. Во-первых, путем опровержения ложных теорий сужается круг поиска правильных теорий. Во-вторых, неправильная теория, привлекает внимание к предмету, который она затрагивает и провоцирует обсуждения и исследования, которые могут помочь сформировать правильную теорию.

Таким образом мы видим, что способы создания теорий международных отношений имеют очень много схожего с ТРИЗ. На мой взгляд, многие аспекты международных отношений могут быть развиты при помощи или через аналогию с ТРИЗ. К примеру, формулировка системы, ее частей и законов их развития. Затрагивая эту обширную тему, необходимо понимать и принимать в учет все многочисленные межсистемные связи. Но на данный момент я ограничусь пока этим «введением в международные отношения с точки зрения ТРИЗ». Буду искренне признателен, за любые комментарии, советы и главное ссылки и указания на подходящие к изучению этого вопроса аспекты ТРИЗ

 

Источник:

Rosenau, J. N. (2000). Thinking theory thoroughly: coherent approaches to an incoherent world. Boulder, Colorado: Westview Press.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "«Думать теорией» или ТРИЗ в Международных Отношениях"