Как раздавать не расплескав

 

Да встанет ныне мужество дозором.
Что устрашит дозорных?
Ничего.
Пусть горизонт окинет властным зором
Великий воин сердца твоего.

Он первым
Никого не поражает.
Одет в броню,
Копьем пронзивши мглу,
Он лишь ударом точным отражает
И каждый меч,
И каждую стрелу

Валентин Сидоров

 

Человек, раздающий, но не расплескивающий свои знания и умения. Вот такая  ко мне пришла мысль ,когда я слушал музыку и наблюдал  как скрипач и пианист играли без нот. Какая же должна быть память, что бы помнить наизусть целые произведения со сложным сюжетом и множеством внутренних мотивов, деталей, нюансов? Когда же они не играют, а просто живут-ходят, бегают, читают и т.д.они не теряют, не забывают, не расплескивают свои знания и умения. Вот этот факт меня много раз удивлял, а вчера Башмет меня просто выбил из седла колдовством своей игры! Ну как они так могут – это за пределами понимания. Вы можете спросить у меня, ну и что? И я отвечу -может этих людей надо больше беречь, меньше обижать и больше поощрять!

Я докладывал своему читателю, что мне подарили книгу «Несвятые  святые» и другие рассказы», автор Архимандрит Тихон. Читать я ее не собирался, но затем, подумав, решил немного почитать - ведь это книга, про громадную часть человечества, о которых я абсолютно ничего не знаю, а они ведь тоже решают свои задачи, да и дают советы как жить. Так потихоньку я прочел этот труд и это чтение мне не было в тягость. Я встретился в книге со многими людьми, о которых слышал и ранее, но теперь узнал, как они  себя чувствовали в конце пути. Основная мысль Архимандрита Тихона привести, как можно больше примеров из жизни, когда молитва помогала и Господь, самым разнообразным путем, помогал  молящемуся. Меня очень удивили люди, становящиеся монахами – например там рассказано о солдатах, которые прошли всю войну, а затем вступили в монахи и эту нелегкую службу справляли с так же ответственно и старательно. К сожалению, значительная часть населения не видит в монахах таких же граждан, что и остальные жители страны. Для многих это как бы люди, вышедшие из гражданства, не живущие общей с нами жизнью. Архимандрит Тихон показывает, что это не так. Вот небольшой пример о службе ветерана.

«-Кто вы и что от нас требуете?- спросил у них я

Этот человек в шляпе не назвал своего имени и чина, а сказал мне, что мы не имеем права на эту воду и на эту землю, на которой, стоим. Я добавил.: -не смеете дышать воздухом и не смеете греться на солнце, потому что солнце,  и воздух, и вода -все и вся ваше, а где же наше?- И переспросил его:- Кто ты и зачем пришел?

Он не сказал своего имени.

Я ему сказал:

-Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие –потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей  кровью, очищали этот воздух от фашистской нечисти; а так же мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды и все мы проливавшие  свою кровь, и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой  воздухом и солнцем- всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа? Кто вы? Снова спросил я.- И от чьего имени вы действуете?

Они стали лепетать, называя райкомы, обкомы и т.д.

Уходя от нас боком,  человек в шляпе сказал «Эх…батюшка!»

Я ответил, что батюшка я – для вон тех людей, а для вас я русский Иван, который еще имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть»!

 

Автор этой книги не только восхваляет служителей церкви, но и отмечает неидеальность ряда из них. Так, мне понравился небольшой рассказ «О глупых горожанах», который заставил меня посмеяться. Коротко он выглядит следующим образом.

«В одном  византийском городе, его жители так обленились, что творили любые беззакония, и полностью игнорировали все доводы  старого доброго  епископа, который призывал их исправиться.

Как известно все когда -то кончается, и старый епископ ушел в мир иной. А на его место был прислан молодой архирей, который начал так жить, что все граждане содрогнулись. Тут то они вспомнили своего епископа! .Дело дошло до того, что терпение жителей лопнуло - они не смогли терпеть поборов, рукоприкладства и невероятных бесчинств молодого архирея и граждане все как один  взмолились:

-«Господи, ну почему именно к нам Ты послал такое чудовище?

Молиться они, как, следует, не умели, но  все же после их долгих  воплей Господь явился к одному горожанину и ответил: «Искал для вас еще хуже, но не нашел!»

 

Как видите, воздано и той и дургой стороне. И вот тут я опять хочу обратить ваше внимание, что горожане опять просят Господа, чтобы он им ДАЛ!

Но ведь есть другое отношение к Богу, и я сейчас Вам это покажу. Мне дали почитать книгу «Айкидо искусство мира» Киссёмару Уэсиба, и  она произвела на меня большое впечатление, но очень жалко, что в моем возрасте об этом только можно читать, но не одного броска вынести или совершить нельзя! Автор книги пишет об Основателе айкидо  Морихэй  Уэсиба и я приведу немного текста, тем более что из  него можно и для нашего дела  кое чего почерпнуть.

«Продолжая тренироваться, он выработал в себе своего рода «шестое чувство» помогавшее ему ощущать движение, существующее еще только  в намерении противника.(Прошу Вас вдумайтесь в эту фразу- рассмотрите  ее применение в различных ситуациях при решении задач!)

В Монголии на Основателя однажды навели ствол маузера. Он понял, что противник на самом деле намерен выстрелить раньше, чем тот нажал на курок. Основатель  почувствовал, как через него прошел «дух» пули. Тогда он молниеносно отпрыгнул в сторону- за долю секунды до того, как раздался выстрел,- бросился на врага и отобрал у него оружие. Этот факт известен всем, кто интересуется айки-до.

Весной 1925года, флотский  офицер, учитель кэн - до, посетил Основателя и стал проситься к нему в ученики. Во время беседы они поспорили и так распалились, что решили для установления истины -устроить  поединок. Офицер нападал на Основателя, нанося сильные быстрые удары своим деревянным мечом. И каждый раз Основатель легко ускользал от атак  противника. В конце концов, офицер остановился, запыхавшись, он так и не смог даже коснуться его. Основатель рассказывал, что он  чувствовал движения противника, прежде чем они действительно происходили,- точно так, как было раньше в Монголии. Отдыхая после этого поединка, Основатель вышел в свой садик. Вытирая пот с лица, он испытал вдруг сильное, незнакомое прежде чувство. Он  не мог двинуться с места, ни даже присесть,- потрясенный, он словно врос в землю. Вот как сам Основатель вспоминает о своем переживании:

 Я увлекся будо, когда мне  было лет пятнадцать, и посещал учителей фехтования дзю-дзюцу в разных провинциях. Я овладел секретами старых традиций- на каждую уходило всего несколько месяцев. Но не было никого, кто объяснил бы мне сущность будо, а только такое объяснение могло бы удовлетворить мой ум. Я стучался во врата различных религий, но не получил никакого конкретного ответа.

 И вот весной, если не ошибаюсь, 1925года, прогуливаясь в саду в одиночестве, я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и познал разум Бога, Творца этой прекрасной Вселенной.В этот момент я получил просветление и понял: источник будо - это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам.(Вот такой подход  к Творцу!!)

С тех пор я чувствую, что вся Земля- мой дом, а солнце, луна и  звезды- мое личное достояние. Я освободился от всех желаний- не только от желаний положения, славы и богатства, но и от желаний быть сильным. Я понял: «Будо  заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо - в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе».

Я понял: «Тренироваться в будо -значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в  Природе, и впитывать и использовать эту  любовь своим сознанием и телом».

Это откровение, длилось, возможно, несколько мгновений, но оно было первым переживанием подобного рода. Оно коренным образом изменило  жизнь Основателя и дало начало айки - до.»

После того как я дописал эту страницу, я включил «Культуру» и оказался, что отмечается 85 летие Мстислава  Ростроповича. Он полчаса играл концерт совместно с оркестром и ни разу не посмотрел в ноты. Он просто чувствовал каждую последующую ноту, как Основатель чувствовал «дух» пули - шестое чувство! Вот мне представляется  такая общность в этих двух явлениях. Можно ли этот прием принцип научиться применять в нашем ремесле?

Да, несомненно можно. Вернее, в это состояние можно «войти», но это значительно труднее, чем «научиться». Иногда, не часто, но все же бывает у тех, кто решает технические или научные задачи такое состояние, об этом мне время от времени рассказывали те, кто действительно много времени проводит в решениях задач. Человек действительно чувствует, видит, ощущает все тонкости происходящего, осознает что случится при выборе конкретного решения. Жаль, инженеры  - люди суровые и обычно не склонны фиксировать свои внутренние переживания. Например, мы не знаем, как чувствовал мир Андрей Николаевич Туполев, который при первом старте нового самолета всегда вставал на взлетной дорожке напротив того места, где он оторвется от земли. И это в те времена, когда не было точных средств расчета и моделирования. Или как воспринимали будущие сражения своих изделий создатели танков, кораблей, иного вооружения, вступающего в огневые дуэли. Но есть мнение, что у них сильно была развита эмпатия, искусство представить себя на месте и внутри происходящего.

 

Теперь обратимся к Приложению 1-Искусство Мира из бесед, стихов, каллиграфии основателя айки-до.Я хочу Вам предложить только два вывода, уж больно они хороши!

«Искусство Мира начинается с тебя самого. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством  Мира. У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым  способом тренировать, и подходящий  путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью - осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей  собственной жизни, а затем применяй  Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней».

 

«Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда.

Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание-это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда  рождаются отдельные техники Искусства Мира».

 

Можно говорить  про дух, тело про то зачем я здесь, но вот вопрос дыхания – это то, что каждый человек делает ежесекундно! И, действительно, дыхание - это нить, связывающая все мироздание воедино. И независимо от меня у меня сформулировалась мысль - а не приводит ли эта связь порой к нежелательным последствиям? Конечно,  когда в вагоне метро тесно, то некоторые люди чувствуют дыхание соседей. А вот как это дыхание, влияет и сказывается, на дыхании близко стоящих людей?

И таких коллективных воздействий вокруг на нас довольно много. Представьте себе любой оркестр,  в котором есть духовые инструменты. Несомненно, вокруг этих музыкантов во время выступления образуется облако водяных паров и воздух обедненный кислородом. Они так же распространяют вокруг себя ритмику своего дыхания, усиленную инструментами, а это страшная сила, не зря ведь была создана легенда о разрушении стен Иерихона звуком труб. Эти ритмы проникают в человека и формируют его мышление. Музыка – усиленное дыхание!

Конечно, следует обратить внимание и на камеры, бараки, скученнее жилье или места работы и т.д. то есть на те места, где избыток людей и жуткая теснота. Может от этого многие наши беды? Мне представляется, что эта тема требует своего исследования.

Если мы  теперь обратимся к мысли: «Искусство Мира начинается с тебя самого себя…». Как начинается, что требуется делать? Приводить колебания Мира к гармонии, компенсировать угрозы, просто диссонансы, сбивающие ритмы Мира с созидания. Есть такие люди – камертоны для окружающих, приводящие их не просто к обыденному порядку, а к мыслям о Великом, о том, чем на самом деле является наш Мир. А ведь наш солдат - монах тоже выполняет эту функцию, порой молчаливо и скромно. Таков Воронов Иван Михайлович! Он хочет мира. Жаждет делать добро, не хочет драться до тех пор, пока не почувствует, что мысль о нападающем ударе у кого-то уже  созрела - пора отвечать!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Как раздавать не расплескав"