Лидеры

«В эту жизнь я пришел не затем,

Чтобы въехать в сенат на коне.

Я доволен сполна уже тем,

Что никто не завидует мне».Игорь Губерман

 

Сразу скажу, что побудило меня начать писать эту заметку. На сайте уже давно появилась информация, про «Мокрый апрель» и там было про Пензу. Суть - там было показано, что ТРИЗ начала снова слегка шевелиться в Пензе, после давнишних занятий, которые несколько раз проводил Г. Альтшуллер и после активной жизни и потом долгого застоя, там снова прошли семинары и появились новые заинтересованные в развитии люди. Эта заметка была в начале мая. И вот сейчас из Пензы пришло сообщение о том, что работа не пропала зря и в Пензе ТРИЗ начали внедрять широко в систему образования. Оказалось, что можно изменить ситуацию застоя, пусть и на небольшом участке. Наши коллеги смогли показать пользу от ТРИЗ для воспитания человека, а лидеры, которые есть в Пензе, увидели возможности, которые открывает ТРИЗ и как и на Самсунге, решили сделать на него ставку. В Пензе за последние два года активно работали А.Кудрявцев и А.Гин, они готовили людей и тем самым готовили почву для принятия такого решения. Это были работы по их инициативе, а так могут работать лидеры.

Как возникают лидеры? И вот об этом я хотел рассказать. Цель - может эта заметка кого- то сделает смелее и он  из обычного наблюдателя, ждущего когда что-то изменится, перейдет в лидеры! Хотелось бы утверждать уж если вы родились, то Вы уже лидер - Вы победили всё  и вся, начиная от соревнования по скоростному плаванию сперматозоидов, выстраивая собственный организм,  рождаясь и перейдя из водной среды в воздушную. То есть  я хочу сказать, что весь длительный срок вплоть до рождения -это тоже не прогулка,  а борьба и в ней надо быть лидером! А сложнейшая задача, которую вы решали ребенком - учась и осваивая огромный объем информации…  А если так, то почему мы имеем не все население,  состоящее из лидеров, а имеем много наблюдателей,  исполнителей, разрушителей и т. д.

Да и лидеры четко делятся на группы, там есть и уголовники, ЧК, есть Сталин и Гитлер и братья Вавиловы и т.д. Но самое главное – это стать лидером своей жизни, не отдавать ее никому.

Никто не хочет, чтобы его судьбу придумал и назначил кто-то другой, чтобы им помыкали. И тем не менее в реальной жизни мы сами видим и встречаемся с людьми - наблюдателями ,исполнителями и лидерами. Лидеры могут назначаться, выдвигаться или самовыдвигаться. Они могут быть лидерами короткое время, или длительное.

Так, как я про себя считаю, что иногда я в какой то степени был лидером, то несколько слов расскажу о себе. Я не буду рассказывать про детство и службу, а начну с вечерней школы. Я окончил седьмой класс в 42 году, потом много раз уговаривал себя пойти учиться, но все как то не получалось. Но все же я самостоятельно много занимался математикой, решал задачи и научился немного  преподавать, когда готовил Володю Шадрина  в Мореходку…

Когда я пришел на гражданке в девятый класс вечерней школы, у меня по математике было 5. И школьники иногда меня просили, чтобы я им после уроков рассказал бином Ньютона, какую то теорему или решил с ними задачу, На одном классном собрании присутствовали  все учителя– это уже было в10 классе, староста класса выступила и рассказала, что нам математику объясняет Митрофанов понятнее,  чем Николай Карлович, учитель. Учитель был очень расстроен, а я получил аттестат зрелости, в котором были все пятерки и одна тройка! И тогда я понял  некое смешное правило - ни одно благородное дело  не останется безнаказанным. Это была тоже школа, меня учили не высовываться. Это было обидно, но я подумал, что если бы снова попросили помочь, то стал бы помогать.

Когда я работал в Радиевом институте в нем рабочий день был шесть часов. Я же не вылезал из лаборатории по 12-18 часов. Шеф не захотел меня поставить в статью, на Парижскую конференцию, хотя сам признавал мой вклад в эту работу. Но оказался молод и должен был знать свое место в общей очереди за благами, а это тогда считалось благом – работа на международной конференции. Честно говоря, мне не нужна была эта статья и доклад, но почему - то было очень обидно, и я ушел из этого института. Очередной урок от людей, воспитывающих послушных опять пропал даром. Хотя зарубки оставались.

Начав работать на «Светлане» в СКТБ  на заре развития полупроводниковых приборов увидел, что для проведения  диффузий примесей в кремний нет  высокотемпературной печи. Я никогда печей не делал, но подумал и решил сделать эту печь. Мне не дали помещения и предложили ее делать в коридоре, так как надо было пилить шамотовый кирпич и от него была пыль. Печь была изготовлена, а включать ее нельзя. Если мы что то делали в институте, то наши установки сразу подключали, но на заводе не так - надо было вначале утвердить планировку и т.д. И не мог даже начальник КБ заставить подписать документы начальника по оборудованию. Совсем ситуация плохая – начальство не может решить вопрос. Пришлось с начальником по оборудованию самостоятельно поговорить где он служил и как ,и мы нашли общий язык и он подключил печь и через пару дней в ней начали проводить диффузию примесей в кварцевых ампулах. Вот это высовывание молодого человека и есть будущее лидерство. Не уступать ситуации, идти  до конца, включать все резервы и ресурсы.

Пока я строил печь, мимо меня по коридору проходила масса людей, и каждый спрашивал, что я делаю. Несколько раз   проходил Александр Иванович Боровской, начальник участка, а впоследствии главный инженер «Светланы». Он тоже спросил, что я делаю и попросил показать как печьа будет работать. С тех пор он взял меня под свое крыло и вел до пенсии, и перед пенсией вручил знак «Заслуженный технолог России». Не буду рассказывать, как в этом случае сработало правило. Но он тоже был лидер, да еще какой!

Наверно через год появилась планарная технология и  нам поручили провести ОКР по первому планарному высокочастотному транзистору КТ306. Руководство же поехало в Англию закупать оборудование и материалы.  Мой начальник перед отъездом вызвал меня и рассказал мне ситуацию. Осталось 3 месяца до предъявления разработки, а прибора ни одного нет. Нет ни результатов испытании, ни партии предъявления. «Если я через три месяца приеду, меня снимут с работы, если прибора не будет. Я тебя назначаю ответственным исполнителем и начальником планарной лаборатории, Я думаю, что кроме тебя никто с этим прибором не справится. Говори, что тебе надо! Завтра я тебя представлю лаборатории.»

Честно, я отпирался, не хотел, не то чтобы я боялся, но они всегда рассказывали какое они получили полупроводниковое образование и т.д., «…а вы кончили институт ЛИТМО». Не всегда приятно быть лидером, вот что.

Я попросил дать мне две ставки ведущих конструкторов и это было принято мгновенно. На следующий день во время представления одна женщина упала от расстройства в обморок, а так все прошло спокойно. У меня в подчинении стало две лаборатории - мехобработки кремния и планарной технологии. Не буду рассказывать детально о наших битвах, а только отмечу, что пришлось сражаться не только с техническими трудностями, но в первую очередь с инерцией специалистов. Зато очень быстро нашли причину и каждый инженер сам провел партии пластин и получили тысячи годных транзисторов. Провели все испытания на соответствие ТУ и предъявили приборы Госкомиссии. Была найдена и устранена причина и те кто не хотел помогать поняли, что стоит потрудиться и приборы пойдут.

Нам тогда повезло. Мы еще не знали, что американцы запустили спутник на планарных транзисторах и потеряли с ним связь. Спутник посадили и анализ транзисторов  показал, что их поверхность должна быть стабилизирована фосфоросиликатным  стеклом. Шеф вернулся из Англии и тут же был назначен Гл.инженером в институт в Зеленограде. Приглашал и меня., но я не поехал.

Можно сказать, я бывал лидером временно. Но работая с инженерами КБ и цехов я всегда был не удовлетворен тем, что они находят причины брака очень долго и всегда хотел разработать план, программу, дорожную карту как искать брак. И вдруг мне однажды вечером попадает «Комсомолка» в которой Дм.Биленкин - писатель фантаст пишет про Азербайджанский институт, где обучают на  Эдисонов. И тут я уже не стал никого спрашивать, а сам пошел на контакт с Альтшуллером. Не получилось с первого раза.

Через полгода получилось, но я уже сам проводил занятия  и был захвачен этой идеей. Итак, на моем примере Вы видите какой широкий круг возможностей есть у каждого - могут вызвать и назначить быть лидером, можете САМИ себя назначить и начать что-то делать, например открыть сайт и обучать на нем желающих.

Честное слово, даже если после этого срабатывает известное правило, все равно - доброе то дело совершили!

Много лет тому назад жил один замечательный человек, и он был адмирал. И он увидел ,что в войну образовалось много мальчишек никому не нужных и он решил, хоть немного, но собрать их под морской флаг. И собрал .И дал этим мальчикам командира - капитана первого ранга Аврамова, своего бывшего учителя, назначив его начальником школы. Лидер назначил лидера.

«В августе 1942 года на Соловецких островах открылась знаменитая школа юнг Северного флота. Приказ о ее создании был подписан в мае главкомом ВМФ СССР Николаем КУЗНЕЦОВЫМ. В нее принимались подростки 15-16 лет (многие приписывали себе года, встречались даже такие, кому было лет 12). В школе готовились  боцманы, рулевые, радисты, электрики и мотористы. Она просуществовала до 1945 года, через нее прошли 4111 человек, все воспитанники приняли участие в Великой Отечественной войне, почти тысяча их них погибла, 15 человек стали потом адмиралами, пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза, всем известны и имена народного артиста СССР певца Бориса ШТОКОЛОВА и писателя Валентина ПИКУЛЯ. 5-6 августа каждый год происходят встречи выпускников Соловецкой  школы  юнг.»

А вот в наше время не нашлось ни одного адмирала, чтобы собрать беспризорников – одеть их, накормить. и чему то дельному научить. Может быть заняты больше, чем Николай Кузнецов во время войны? Может быть, но решать нам. И нам решать про себя – чем мы сами заняты и что важное упускаем.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Лидеры

Изображение пользователя Фил.

В.В.Митрофанов wrote:

«В августе 1942 года на Соловецких островах открылась знаменитая школа юнг Северного флота. Приказ о ее создании был подписан в мае главкомом ВМФ СССР Николаем КУЗНЕЦОВЫМ. В нее принимались подростки 15-16 лет (многие приписывали себе года, встречались даже такие, кому было лет 12). В школе готовились  боцманы, рулевые, радисты, электрики и мотористы. Она просуществовала до 1945 года, через нее прошли 4111 человек, все воспитанники приняли участие в Великой Отечественной войне, почти тысяча их них погибла, 15 человек стали потом адмиралами, пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза, всем известны и имена народного артиста СССР певца Бориса ШТОКОЛОВА и писателя Валентина ПИКУЛЯ. 5-6 августа каждый год происходят встречи выпускников Соловецкой  школы  юнг.»

Погибла почти четверть выпускников школы юнг - сопливых пацанов. Наверное, была в этом необходимость, но я бы не стал этим гордиться и это выпячивать. Вспомнился фильм "Сволочи" на ту же тему. Там из всего выпуска в живых осталсь только двое, остальных расстреляли еще в воздухе. Очень напоминает рецепт приготовления пушечного мяса из детей.

Пропагандировать надо опыт А.С. Макаренко, который делал из малолетник преступников нормальных людей. Беспризорников для него отлавливала ЧК по приказу железного Феликса.

В.В.Митрофанов wrote:

А вот в наше время не нашлось ни одного адмирала, чтобы собрать беспризорников – одеть их, накормить. и чему то дельному научить. Может быть заняты больше, чем Николай Кузнецов во время войны? Может быть, но решать нам. И нам решать про себя – чем мы сами заняты и что важное упускаем.

В наше время не должно быть беспризорников вообще. Нет ни внешней войны, которая побудила сталинское правительство к созданию школы юнг, ни гражданской, которая побудила ленинское правительство к созданию колоний макаренковского типа. Страна вошла в ВТО. А беспризорники есть, есть и дети-маугли. Стыдобища несусветная.

Re: Лидеры

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Фил, ну и зачем Вы написали то, что написали?

Т.е. у меня есть предположение на этот счёт и Вам оно явно не льстит...

Re: Лидеры

Нельзя не согласиться, - то что происходит безусловно стыдоба. Но Волюслав Владимирович своими воспоминаниями как раз и говорит об этом. А.Гасанов.

Re: Лидеры

Фил wrote:
Погибла почти четверть выпускников школы юнг - сопливых пацанов. Наверное, была в этом необходимость, но я бы не стал этим гордиться и это выпячивать.
Ваше право не гордиться чем-то из своей жизни и не выпячивать это. Упрек я бы еще понял, если бы Волюслав Владимирович был организатором этой системы, из которой пацаны шли на фронт. Но он был одним из тех самых пацанов, четверть которых погибла. Позволю себе также дать оценку - не видеть это, эту разницу, для преподавателя и воспитателя - совсем не хорошо. И даже стыдно. Я бы порекомендовал Вам извиниться.

Re: Лидеры

Изображение пользователя blandux.

Фил wrote:

В.В.Митрофанов wrote:

А вот в наше время не нашлось ни одного адмирала, чтобы собрать беспризорников – одеть их, накормить. и чему то дельному научить. Может быть заняты больше, чем Николай Кузнецов во время войны? Может быть, но решать нам. И нам решать про себя – чем мы сами заняты и что важное упускаем.

В наше время не должно быть беспризорников вообще. Нет ни внешней войны, которая побудила сталинское правительство к созданию школы юнг, ни гражданской, которая побудила ленинское правительство к созданию колоний макаренковского типа. Страна вошла в ВТО. А беспризорники есть, есть и дети-маугли. Стыдобища несусветная.

Беспризорники были и будут всегда, по разным причинам. Раньше их естественно было больше. Сейчас они находятся в детских домах, попадая туда через органы правопорядка (полиция) и различные социальные службы. О чём вообще речь? Возникает проблема - находится и решение. Не справляется государство - найдутся добрые люди.

Re: Лидеры

Изображение пользователя Фил.

Александр Кудрявцев wrote:

Но он был одним из тех самых пацанов, четверть которых погибла. Позволю себе также дать оценку - не видеть это, эту разницу, для преподавателя и воспитателя - совсем не хорошо. И даже стыдно. Я бы порекомендовал Вам извиниться.

Уважаемый Волюслав Владимирович, приношу свои нижайшие извинения, если я ляпнул что-то обидное для Вас. Не хотел обижать ни Вас, ни других выпускников школы юнг. Но почему-то не спокойно на душе, когда поднимаются такие темы.

Subscribe to Comments for "Лидеры"