Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Хочу сегодня поговорить об одной из фотографий, сделанных на Комсомольском на Амуре авиастроительном оъединении. Строят там сейчас весьма перспективный самолет - суперджет-100. Репортаж оттуда, весьма позитивный, корреспондент фотографировал наиболее интересные сюжеты. Многие снимки по хорошему впечатляют, хотя порой, правда, бывало и страшновато. Например при внимательном рассмотрении снимка, приведеннго чуть ниже. Он, видимо, должен был показывать, крутизну техники - вон сколько проводов наворочали! И действительно, проводов на современной технике все больше. И от них случаются не только автоматизация, контроль и всякие облегчения жизни, но и технические проблемы, снижение надежности.

Вот фрагмент разводки электропроводов. Рассмотрим его.

 

Видим, что пучки проводов крепятся к силовому набору корпуса, висят на нем, прижаты креплениями черного цвета к шпангоутам. Термоизоляции между проводами и металлом нет. Наружные температуры колеблются от -50С на высоте до +70 на корпусе при стоянке в странах с жарким климатом. Конечно, это не улучшает качество изоляции провода.
По советским нормам, если хотя бы два провода идут рядом на протяжении более пятидесяти мм, их надо связывать в жгут. Там, где жгут разветвляется, эта вязка должна быть усилена. Там где жгут изгибается, шаг вязки должен быть уменьшен. Если проводов в пучке больше, то используют материал жгута более прочный, но шаг вязки становится реже (но не более 40 мм). Для защиты от механических повреждений жгут по всей длине или на определенном участке обматывают изоляционной лентой. Для защиты от воздействия высокой температуры или агрессивной среды жгуты помещают в трубчатые, ленточные, полосовые или плетеные оболочки. Запомним эти данные, они нам пригодятся при просмотре.
А сейчас давайте посмотрим на это фото, но уже повнимательнее, по ссылкам.

Потому что при внимательном рассмотрении получается вот такая картина:

Сноска 1

Забавный способ крепления жгута. Часть закреплена крепежным элементом черного цвета, а часть идет сверх него. Такое допускалось только для лабораторных схем и пренебрежительно называлось у нас "схемой Морковского". (почему именно Морковского, не знаю. Возможно от переиначенного кем-то Маркони? ). Почему силовой крепеж не держит все? Не хватило его длины? Или о доп пучке проводов вспомнили и начали монтировать позже? Археологи будущего будут решать эту проблему в спорах...
Самое главное - здесь хорошо видно, что жгут закреплен рядом со шпангоутом и при вибрации будет биться о металл. При плотном прижатии к крепежу он будет перегибаться о край шпангоута. Указанной в гостах локальной защиты от мех повреждений и тепловой защиты не наблюдается. Такая же ситуация и на других узлах, есть еще более отчаянные варианты. Теоретически можно сфантазировать, что может быть внизу проложена резиновая прокладочка, но непонятно как она закреплена и размеры ее в этом случае явно меньше ширины пучка проводов. Я полагаю, там нет ничего. Вообще, выглядит так, как будто провода собирала бригада гастарбайтеров.  

Сноска 2
Глядя на эту зону, понимаешь, что предыдущее фото - из весьма благородных. Здесь же по моему нарушено все, что можно и что нельзя. И с обвязкой, и с усилением зон ответвления. Особенно трогательно выглядит синий проводок, идущий поверху, над общим крепежом. Минеры в том числе и по этому признаку добавочные проводки вычисляют, которые идут не к механизмам, а к бомбе. Не знаю, тот ли здесь случай. Но на всякий случай сигнализирую.

Сноска 3
Здесь, как и на предыдущей сноске не хватило длины скобочки - а где длинную взять? В магАзине нужного ширпотреба не нашлось, вот и выкрутились ребята. Вопрос о том, с какой силой держит эта конструкция, оставляю желающим вспомнить мудрую историю про определение прочности цепи.

Сноска 4
Видно, что пучок проводов слегка перегнут на острой левой кромке шпангоута. При вибрации это будет зона повышенного риска. Защиты от мех повреждений нет.

Сноска 5
Есть локальная защита! По крайней мере я не могу ничем иным объяснить дополнительную намотку на двух нижних пучках проводов. Но видимо не точно рассчитали и защита не попала на шпангоут, в одном случае оказалась чуть левее, в другом чуть правее. Ну, здесь типичная артиллерийская вилка... недолет и перелет. На третий раз пороху не хватило.

В общем, сделано плохо. Неопрятно, а значит неаккуратно. И сомнения относительно надежности по моему вполне оправданы.
Я говорил с ребятами из КНААПО примерно год тому назад. Они рассказывали, что страшная у них запарка, заказов огромное количество и сильно не хватает оснастки, поэтому и самолетов делают мало, и многое делают не так хорошо, как хотелось бы. Полагаю, что и с оснасткой под электопроводку у них пока тоже проблемы.
В философском плане - думаю они все наладят постепенно. И чехлы на жгутах у них появятся, и провода в жгутах будут идти по линейке.
Ну а борта первых лет выпуска видимо останутся зоной повышенного риска. Не такого уж и большого - все же не зря там все дублировано, но тем не менее.
Хочется повышенной надежности именно наших самолетов, а этого добиться можно только производя улучшения.

Вопрос - какие задачи можно поставить, рассматривая данный снимок? Не глобальные задачи, а конкретные, небольшие, локальные.
 

.

 

 

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Про жгуты и рост надежности техники

Насколько я помню, не допускается контакт жгутов с конструкцией (перегиб черз шпангоут возле поз.4 - ужас!).

Похоже, в КНААПО используется один тип хомутов для всех диаметров жгутов - лин-(лень?) технологии в действии...

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Про Морковского - тут, наверное, сама морковка прототипом стала: её ботва. Особенно, пучок морковок, свеже выдранных... :)

Можно назвать задачу: "Как сделать так, чтобы всегда правильно собиралось? А что неправильно - было видно". Тут распадается на два направления: вопросы к конструктору и вопросы к сборщику. Обе задачи вполне решаемы на уровне начальников цехов и отделов. Однако, если КБ и завод живут в аврально-пожарном режиме не один год (людей нехватает, а работы разноплановой - море), то без волевого решения более высокого начальства проблемы не решить. С этим ежедневно сталкиваюсь...

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Михаил Щербаков wrote:

Про Морковского - тут, наверное, сама морковка прототипом стала: её ботва. Особенно, пучок морковок, свеже выдранных... :)

Можно назвать задачу: "Как сделать так, чтобы всегда правильно собиралось? А что неправильно - было видно". Тут распадается на два направления: вопросы к конструктору и вопросы к сборщику. Обе задачи вполне решаемы на уровне начальников цехов и отделов. Однако, если КБ и завод живут в аврально-пожарном режиме не один год (людей нехватает, а работы разноплановой - море), то без волевого решения более высокого начальства проблемы не решить. С этим ежедневно сталкиваюсь...

Михаил, задачи про "чтобы все правильно собиралось" и "что неправильно - было видно" я бы отнес к весьма общим, глобально икаэристым. Другой полюс - совсем частные задачи: например как в зоне, показанной на сноске 3 сделать так, чтобы немалый вес жгута приходился не на пластиковую часть скобы, а на более мощную часть крепежа.

Вот бы что-то среднее, задачи сегодняшнего дня, чтобы сотрудники предприятия могли потихоньку их решая, улучшить наш с ними общий самолет.

 

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Изображение пользователя blandux.

Если вопрос про перетирание изоляции о корпус корабля (самолёта), то можно было бы эти жгуты заключать в специальную общую изоляцию, наподобие той, которая используется для водопроводных труб . Легко одевается, легко снимается.

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Тогда такую задачу можно поставить: необходим фиксатор, который надёжно (так же как и старый хомут) крепил жгут. При этом подходил ко всем диаметрам жгутов (или 2-3 диапазонам). Фиксацию хомута и жгута можно было производить одной рукой (защёлка?). Фиксатор должен позволять демонтировать жгут также легко и без повреждений жгута!

А вообще меня давно "напрягают" разъёмы. Ну очень большие они и тяжёлые!

 

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Кстати, а почему жгуты выглядят так, как выглядят, а не как шлейфы в системных блоках компьютеров (хотя и там жгуты есть)? Особенно это странно для серийных самолётов, где всё должно быть отмеряно.

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

про шлейфы: судя по размерам разъемов и толщине проводов - токи в них очень даже могут быть внушительными порядка 10-20A. Некоторые разъемы еще и "герметично" упакованы и возможно внутри посеребряны. Наверное это сделано как защита от кондесата который запросто образуется при перепадах температур и давлений. шлейфы и разъемы к ним  на такое не способны. Я так думаю что конструкторы не совсем дэбилы и конечно же знают про "компьютерные" кабели и разъемы с витыми парами, защищенные экранированной оболочкой, контакт которй с "корпусом" может служить индикатором будущих проблем.

про жгуты: не понятно какой материал той "стенки" к которой крепится жгут. может он быстрее стираетстя чем оболочка проводов ?

про "видимую" задачу: на мой взгляд задача типа того: как просто, надежно, дешево, обеспечить  дополнительное крепление _уже_проложенных_ жгутов, которое бы защищало от вибрации, перепадов температур и давлений ?

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

lox_my wrote:
Я так думаю что конструкторы не совсем дэбилы и конечно же знают про "компьютерные" кабели и разъемы с витыми парами, защищенные экранированной оболочкой, контакт которй с "корпусом" может служить индикатором будущих проблем.
Только на это и уповаю. Но ничего из увиденного на это не намекает.

Quote:
про жгуты: не понятно какой материал той "стенки" к которой крепится жгут. может он быстрее стираетстя чем оболочка проводов ?
Известно что - люминь. В смысле - дюраль.

Quote:
про "видимую" задачу: на мой взгляд задача типа того: как просто, надежно, дешево, обеспечить  дополнительное крепление _уже_проложенных_ жгутов, которое бы защищало от вибрации, перепадов температур и давлений ?
Да, это хорошая задача в рамках существующей реальности и уже выпущенной продукции.

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Михаил Щербаков wrote:
Кстати, а почему жгуты выглядят так, как выглядят, а не как шлейфы в системных блоках компьютеров (хотя и там жгуты есть)? Особенно это странно для серийных самолётов, где всё должно быть отмеряно.
Собственно этот вопрос и явился причиной нашего переполоха. Корреспондент ходил по цеху, где занимаются серийным производством и щелкал сюжеты. Может забрел не туда и щелкнул не то? Но там есть еще снимок, уже явно видно, что это борт, там похожая ситуация.

Re: Увидеть задачу: про жгуты и их крепление

Изображение пользователя efremov58.

Замечу, что в каждой отрасли есть свои отраслевые стандарты - ОСТ. Возможно, что данная прокладка жгутов и соответствует требованиям именно этого отраслевого ОСТ. В моей конструкторской практике была разработка (по техническому заданию) нестандартной развилки (отсутствующего в ОСТ 95.ХХХ.ХХХ) очень сложного жгута. Так мою КД пришлось согласовывать АЖ! в главке и только после этого запускать в производство. Такова специфика отрасли.

Subscribe to Comments for "Увидеть задачу: про жгуты и их крепление"