Как Вас теперь называть?

Размещено на сайте 21.09.2009.

Как Вас теперь называть?

В.В. Митрофанов

«Умея от века себя отключить,

на мир я спокойно гляжу,

и могут меня только те огорчать,

кого за своих я держу.

***

Поздним утром я вяло встаю,

сразу лень изгоняю без жалости,

но от этого так устаю,

что ложусь, уступая усталости.

***

Искусство жизни постигая,

ему я отдал столько лет,

что стала жизнь совсем другая,

а сил учиться, больше нет».

Игорь Губерман.

«Оценка деятельности Петра далеко неоднозначная». Так заканчивается передача , посвященная Петру первому. Честно говоря, я уже много времени думаю над тем, как оценивать не только великих, но и обычных людей. Сейчас иногда бывают выступления , например, про Троцкого, Берию, Хрущева, Распутина, и т д. Имея прочное мнение об этих людях, как резко негативное, я с негодованием слушаю, о том, что Берия был первоклассным менеджером, что он создал атомную бомбу и т.д. и это вызывает отторжение. О том, что Троцкий был организатором Красной Армии, и в то же время, он, совместно с Лениным, приказал судить, а затем и расстрелять спасителя Балтийского флота А. М. Щастный, можно прочесть в Интернете работу Николая Старикова «Кто добил Россию? Мифы и правда о Гражданской войне».

Как быть? Как оценивать людей? Это очень непростой вопрос, к тому же важно знать правду о событиях, человеке. А может и не надо никого оценивать? Сейчас, когда узнаешь правду о некоторых руководителях Октябрьской революции, с ужасом понимаешь, кто был во главе страны. Вообще говоря, чем бы мы, не занимались, что - бы не делали, мы всегда имеем двойственность - правду и ложь, добро и зло и т.д. Я знаю и верю, что человек имеет два начала – добро и зло. Когда мы говорим - вот отличный мужик! мы часто представляем этого человека только с одной стороны. А в принципе, мы можем ожидать от этого человека не только добро. Каждый прозревает постепенно. Давным - давно шла картина «Директор», где главную роль играл Андреев. Директор вызывает к себе начальника отдела кадров и просит его предусмотреть посылку рабочих в командировку во время Новогоднего праздника. Начальник отвечает, что все сделает в лучшем виде. Директор спрашивает (предусмотрительный!) , а вдруг кто – ни будь, откажется? Не откажется, у меня на каждого есть отдельная папочка с их грехами, и мы им напомним. Директор с улыбкой спрашивает, что у тебя и на меня есть папка? А как же, ответил кадровик, и на Вас! Директор выгнал начальника из кабинета, но суть не меняется - каждый имеет плюсы и небольшие минусы. А ведь может быть и наоборот громадный минус, и небольшой плюс. Но вот вопрос, как оценивать объективно, ведь один очень ценит одни качества, а другой другие. Например, Распутин обладал гипнозом, останавливал кровотечение, умел внушать свои мысли окружающим, - он был экстрасенсом и, что интересно, он при этом кому- то здорово мешал. И те, кому он мешал, его уничтожили.

Я полагаю, что для определения человека, а также общества, партии, команды и т.д. можно применить противоречие, суть которого в том, что мы буквально в нескольких фразах представляем все достоинства и недостатки. Например, я могу сказать - этот человек прекрасный - добрый, щедрый, умный, понимающий, творческий, и т.д. так как я общаясь с ним, видел только эти черты его характера, и в то же время он злой, жадный, не понимает многого, и т.д. об этом мне рассказывали в результате общения с ним других людей. А вот, что пишет Д.Гранин в «Причуды моей памяти» о гениях:

«Толстой когда-то говорил, что есть числитель знаменатель у человека. Числитель-это то, чем он является на самом деле, а знаменатель-это то, что он о себе воображает…

А гении? Может быть, у них значения числителя и знаменателя максимально сближены? Трудно сказать. Обычно считается, и, наверное, не без основания, что гений успевает осуществить себя полностью. Что ему предназначено, то он и успевает сделать. Возможно, это и так. Но ведь есть гении, которые пережили себя. Ну, допустим, Россини или Артюр Рембо. Писал, писал, перестал писать, стал купцом. Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушел и все. Есть еще, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. Так, что с гениями трудно ( настолько, что Генрих Саулович сделав ТРИЗ, переключился на творческую личность. – В.М.)

Есть у гения пророческие черты, а есть и провалы и неудачи. Никто этого не понимает. Вот Пушкин. Родился в пошлой семье. Я говорю грубо, но в принципе так. Его не понимали. Дядя его - банальный стихотворец. Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное? И исчезает, не повторяясь, навсегда. Что такое Моцарт? Тоже появилось нечто божественное и исчезло. Откуда? Почему? Что, сочетание генов? Это беспомощное объяснение. Это очень странные вещи, но очень важные. Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. Гений-это не пример для жизни, ему нельзя следовать. Таланту, еще как-то можно следовать. А гению…

Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями. Это никак не соотносится. Гений может быть шалопаем, бродягой, пьяницей, распутником, хамом и так далее. А создает при этом гениальные вещи. Но гений может быть и примерным человеком, педантом. Гете, например. Тайный советник, благопристойный немецкий быт.

Я не рискну ничего определенного сказать про гения. Все, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы еще многое написать.

Может быть. Думается, что если бы Пушкин еще прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. Или нет? Это вещи таинственные, которых грех касаться».

Хорошо написал Гранин!

Несомненно, есть гении не только добра, но и зла!

Когда мы формулируем противоречие для гения, мы, конечно, должны отразить то великое, что он создал, а при разрешении обратить внимание на влияние его изобретении, творчества на будущую жизнь людей. Как сказал Л.Гранин –«Так что с гениями трудно»! Но можно сказать, что и с обычными людьми не просто. Так как жизнь – это время, а человек меняется, то все оценки временные. И тем не менее, нам удается каким то образом, интуитивно оценивать людей.

Только что прослушал передачу про Чингисхана. Как его оценить? Он создал империю, которая просуществовала 150 лет после его смерти в 1227 году. Империя А. Македонского рухнула сразу после смерти Александра, а империя Наполеона развалилась даже при его жизни.

Чингисхан уничтожил тысячи людей, разрушил десятки городов. Разработал стратегию и тактику ведения войны, которые до сих пор изучают в военных академиях. При нем было сделано много изобретений - ложное отступление, организация армии по десятичной системе, питание воинов в критических ситуациях лошадиной кровью, использование запасных лошадей. Было и отличное отношение к творчеству покоренных народов, например использование метательных орудий и т.д. Теперь судите сами - кто был Чингисхан? Злой гений или добрый завоеватель? Во всяком случае, для своего народа он – национальный герой. Могила его и его богатства до сих пор не найдены. Те 50 воинов кто хоронил Чингисхана, были убиты, а затем убили и тех, кто убил их. Вот такая завязка.

Теперь я хочу обратиться к двум вопросам, на которые нам всем приходиться не только отвечать, но и действовать. Первый вопрос: я хочу? (то ли что - то сделать, то ли приобрести, и т.д). И второй вопрос - я должен, обязан это сделать?

Я, почему - то именно сейчас обратил внимание на эти вопросы, хотя конечно, они перед каждым возникают, как только человек утром открывает глаза. Для некоторых, чтобы встать требуется перенапряжение. Конечно, желания бывают самые разнообразные, от желания покушать до желания сегодня не пойти на работу, от желания поцеловать чужую жену до желания приобрести яхту и т.д. Но перед каждым стоят определенные обязанности - я должен работать, чтобы кормить детей, у меня так мало денег, что ни о какой яхте и не думай, и т.д. Самое интересное это то, что в целом ряде случаев мы должны принимать сами решение как выполнить свое желание, и как выполнять обязанности, которые мы взяли сами на себя, и желательно хотя бы немного представлять, как принятое решение скажется на нас и наших близких, и на окружающих нас людях.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Как Вас теперь называть?"