Как формировалась профессия ТРИЗ-эксперт (3)

 

Уважаемые читатели, сегодняшний выпуск КП мы представляем в отсутствии Юрия Даниловского. Некоторое время тому назад он публиковал на наших страницах отчет о посещении Кореи и участии в проведении переговоров с компанией Q&M&E. (см       http://metodolog.ru/node/363 ). Итогом этих переговоров стало создание новой фирмы GEN3 – Korea, одним из ведущих сотрудников которой теперь Юрий и является. Так что в настоящее время он распаковывает чемоданы по новому месту службы. Можно видеть, что внедрение ТРИЗ в Корее приобретает новые оттенки – от использования на крупных фирмах (Samsung, LG, Posko), к внедрению в университетах, которые в свою очередь начали создавать при себе подразделения для помощи в методическом решении задач для малых и средних фирм. И вот теперь отдельная консалтинговая фирма, созданная совместно с GEN3, самой крупной международной компанией, работающей на рынке методического решения проблем заказчика. Как видите, все идет по восходящей. Надеюсь, что в самое ближайшее время Юрий войдет в правильный рабочий ритм и вернется в наши ряды.

А пока – представляю материал, наработанный Даниловским «впрок» - его третью беседу с патриархом отечественного ТРИЗ движения, Борисом Злотиным. Два уже поставленных ранее материала можно найти здесь:

http://metodolog.ru/node/369

http://metodolog.ru/node/375

 

материал по части 3

Начало в файле  (8 минут)

http://narod.ru/disk/14605066000/B.Zlotin_3.1.MP3.html

Продолжение в файле ( 62 минуты)

http://narod.ru/disk/14605096000/B.Zlotin_3.2.MP3.html

Мы приносим свои извинения за допущенный при записи интервью сбой, приведший к появлению двух файлов.

 

Всего доброго,
Редактор

 

 
1.     Юра – введение. Как формировалась профессия ТРИЗ эксперт. В прошлом выпуске обсудили становление профессии, но пропустили научную сторону. Восполним.
2.     Это самое для меня интересное. Бизнес – средство выживания, а наука – главное для меня.
3.     Юра. Охарактеризуй кишиневский период с точки зрения развития ТРИЗ как науки. 
4.     Главное – возникла первая следующая Альтшуллеру но достаточно независимая школа в Ленинграде, примерно такая же школа в Горьком, потом Кишиневская школа как развитие ветви Ленинградской школы. Возникновение школ и региональных центров сыграло огромную роль в развитии нашей науки, как и остальных наук. Альтшуллер – гений, но гений создает только зерно науки, ее зародыш, а наука создается коллективными усилиями. Ленинградский, потом кишиневский период ключевые для развития нашего дела в научном плане.
5.     Юра. Но ведь была и Минская школа?
6.     Безусловно. Она возникла существенно позже, в середине 80 годов, быстро выросла, но по моему внутреннему ощущению это была не совсем научная школа. Там был только один реальный ТРИЗовец – ученый Коля Хоменко, были несколько полу-тризовцев – полу-программистов при  лидере - чистом программисте, очень талантливом человеке но по моему никогда не толком понимавшем ТРИЗ.
7.     Юра. Борис, мы работаем в прямом эфире и мы несем определенную ответственность за то что мы преподносим читателю. С Валерием Цуриковым у меня давние отношения, которые не стоит обсуждать здесь, но я сказал, что думаю. Для меня открытый формат не исключает наличия собственного мнения. Есть люди, которых я высоко ценю, но есть и люди которых считаю пустышками и особо скрывать свое мнение не собираюсь.
8.     Юра. Минская школа – понятно. А Петрозаводская школа – она была уже тогда или позднее сформировалась?
9.     Я никогда не знал Петрозаводской школы. Я знал блестящего и чудесного человека Сашу Селюцкого, вокруг которого всегда была группа людей. Саша внес огромный вклад в развитие ТРИЗ, организуя ТРИЗовские конференции и издавая ТРИЗовскую литературу. И воспитав еще одного чудесного человека - свою дочку Аллочку Селюцкую, она же Нестеренко, которая начала огромную работу с детьми. И если говорить о Петрозаводской школе, то наверное это школа работы с детьми. Там были еще несколько очень сильных людей – блестящий решатель Валерий Властов, классный специалист Марк Полыковский, То появлялся то исчезал очень приличный исследователь Эдик Курги. Но научной школы до Аллы и раскрутки детского направления я не видел.
10.Юра. Наверное это связано с тем что в центре этой географической зоны стоял сам создатель ТРИЗ? Я знаю что непосредственно под каштанами проросших каштанов искать бесполезно. Может быть здесь тот же эффект?
11.Нет, здесь другое. Генрих Саулович оказался в Петрозаводске только в последний период, когда началась перестройка, в Баку стало просто опасно жить, а сам Генрих Саулович был уже очень болен и просто не мог влиять на развитие ТРИЗ.  
12.Огромная человеческая роль Саши Селюцкого – он сумел совершить почти невозможное в те времена – организовал переезд Генриха Сауловича и его семьи из охваченного огнем Азербайджана в Петрозаводск.
13.Юра. Горьковская школа вошла в серьезный конфликт с разработчиком ТРИЗ. Конфликт возник из-за попыток как-то изменять развитие ТРИЗ, вводить новые идеи, понятия, сущности. А как Кишиневская школа? Она ведь тоже вносила свое, именно тогда возникли первые идеи Директед Эволюшен. Расскажи чуть подробнее
14.Горьковская школа в те времена – это два человека. Организационный лидер Юра Шеломок и реальный, очень сильный ученый Борис Голдовский. Талантливейший человек, он и Игорь Куликов из Москвы были для меня очень важными примерами самостоятельных исследований в ТРИЗ, я у них учился. Но с Борисом произошла странная история. Он ввел в ТРИЗ очень важное новое понятие – ключевой элемент, тот элемент к которому относятся и положительные и отрицательные действия, то есть элемент на который направлено противоречие. Новая идея (как очень многие новые идеи в ТРИЗ) встретила не слишком ласковое отношение Генриха Сауловича. И Боря «зациклился» на этом ключевом элементе, стал оценивать людей, по отношению к нему. Принимаешь – хороший человек, не принимаешь – гад. Тот кто сегодня поет не с нами, тот против нас…
15.Следующим шагом Борис с други своя сделали Горьковский обобщенный алгоритм, очень неплохую систему. Потом не повторяя их работу но в близком направлении мы создавали свой АРИЗ СМВА (Сценарий машинной версии, адаптированный ручной работы), потом на его базе софтвэр IWB. В этом же направлении в совершенствовании АРИЗ шли Литвин, Ладошкин, Андриевский, Королев и другие. А наметила это направление Горьковская школа.  Но сделали они это в стиле «мы вам всем покажем», вызвали на свои головы большой гнев Генриха Сауловича. «Вниз» было спущено указание: «Проклинать Горьковскую школу». Нужно было быть очень сильным, например, быть Волюславом Владимировичем Митрофановым, чтобы не включиться в общий хор и не включить в это свою «команду». Но в ТРИЗ всегда хватало «шестерок», которые радостно подхватывали такие начинания. И пошли общие проклятия.
16.С прискорбием должен здесь сказать то, что знают все старые ТРИЗовцы. Генрих Саулович был гений, потрясающе привлекательный харизматический лидер и при этом - абсолютно авторитарный лидер. Чтобы работать с ним, нужно было быть очень сильным или очень гибким.
17.Почему ленинградская школа могла работать свободно? Волюслав Владимирович был, насколько я знаю единственным человеком, на которого Генрих Саулович никогда не «наезжал». А вот кишиневская школа – совсем другое. Борис Злотин – дипломат. Теленок, который двух маток сосет. Я мог говорить Генриху Сауловичу все что угодно и в любой форме. Но вот публично если бы он сказал – идет дождь, потому можно погулять, я бы сказал – конечно, всегда когда идет дождь так хорошо, идемте гулять… Такие были правила нашей игры.
18.Юра. В начале кишиневского периода ты понимал что Альтшуллер – харизматическая личность и что надо искать «свой голос» чтобы не быть вторичным. Как вы формировали стратегию развития школы? Какие напралвения оценивали для исследований?
19.В Директед Эволюшен, исследуя прошлое любого дела, мы исходим из посылок:
  • Надо начинать с начала
  • У каждого начала есть более чем одно начало
Поэтому начну с корней, как все есть пошло
20.Огромную роль в развитие ТРИЗ внес Кирилл Склобовский, редактор Журнала ТРИЗ – блестящий человек, и прекрасный исследователь и решатель проблем. В 1994 году он выпустил номер «Журнала ТРИЗ», посвященный Кишиневской школе. В этом номере есть наша с Аллой Зусман статья «Учитель и ученик», там на основе наших отношений с Генрихом Сауловичем и нашими учениками рассматривается стратегия поведения в сложной ситуации расхождения ученика и Учителя.
21.Вернемся к началу. Несколько слов о себе и пути в науку. Отец был директор завода, а я был гиперактивный, неуправляемый и непослушный ребенок, зацикленный на технику. В 10 лет построил пистолет, который взорвался в руке, чуть не убил, с тех пор плохо владею двумя пальцами правой. С первого класса способ заставить меня делать уроки был – я сидел у отца в кабинете за шкафами и после выполнения меня отпускали вниз, к Феофанычу. Это был блестящий мастер, формально – сторож в инструменталке, а по факту – мастер, который делал многочисленные изобретения моего отца. Лет в 6 я впервые работал на токарном и фрезерном станках, чуть позже сварочный электрод, отливал фигурки из чугуна…
22.Все это пригодилось, когда после 8 класса за блестящие успехи и примерное поведение меня выперли из школы и я пошел в ремеслуху. Формально это называлось Техническое училище, но главное, что было в «ремесле» - условия небольшой тюрьмы для подростков сохранялось. Было только 2 еврея - ученика на все училище и я оказался в очень приличном положении, вволю подравшись в первый день – я тогда занимался боксом и подраться любил. В училище стал большим комсомольским лидером – зам секретаря организации формально, но все делал сам. Получил менеджерский опыт – 750 бандитов в организации. Но возненавидел менеджерскую работу.
23.Закончил училище, попал на Электросилу, в инструментальный цех слесарем-инструментальщиком. Два человека по окончании получили 3 разряд (остальные – 2). Один из них – я, потому что внедрил собственную рацуху. Работая слесарем, внедрил пачку рацух –  зарабатывал «карманные деньги», в 20 уже работал инженером по тем же приспособлениям. Но, как ни странно, я не сильно всем этим интересовался. Незадолго до смерти от рака, отец как-то сказал об одном челвоеке – он доктор физико-математических наук а все доктора – гении. И моя цель была – стать доктором, а вовсе не изобретателем.
24.Я закончил Политех, потом еще 3 года учился математике в ИПК при ЛГУ. Повезло – придумал любопытный метод аналитического решения некоторых специальных систем уравнений, с которыми постоянно сталкивался и которые всегда обсчитывали только в числовом виде. Жутко возрадовался и за пару лет сделал глупейшую работу – помесь детского лепета с докторской диссертацией. Доказал решаемость и применимость к 10 разным областям, теплопереносу, сейсмологии, локации, электромагнитным полям, альфеновским волнам и т.п.  Попытки прийти с этим к математикам вызвала гомерический хохот. Диссертация была заброшена под стол. Я сильно разочаровался и тогда-то и подвернулся ТРИЗ. А через 8 лет метод нащупали немцы, вышли десятки статей несколько диссертаций и книг…
25.Когда увлекся ТРИЗом, пришел к Митрофанову. Он нас и сделал исследователями. Мы занимались медленно – в начале – 5 приемов из 40 на занятие. Потом домашнее задание – 10 примеров на каждый прием, из них 5 – не технические. Начали применять и обсуждать применение приемов к социальным проблемам, искусству, политике и т.п. У меня был свой «почерк». Нетехнические примеры я всегда приводил, хотя бы один из греческой мифологии, которую всегда любил – из приключений Геркулеса и т.п. И про каждый прием – стишок. Вот, на асимметрию:
Очень мне мешает слушать
Симметричность головы
То, что справа входит в уши
Слева вылетит, увы
Асимметрия нужна!
В ухо пробку забиваю
Хоть не слышу ни хрена
Но зато – не забываю
Вот такая начальная исследовательская деятельность.
26.Юра. Я примерно представляю этот период – молодость, веселье, надежды, атмосфера капустника. Я давно думал о том чтобы сопровождать изучение разных ТРИЗ инструментов нетехническими примерами, думал выдумал Америку, а оказывается это было 35 лет назад!
27.Потом Митрофанов подвесил мне веселенькую работу – чтение курса РТВ и законов развития, это, понятно, повлекло к исследовательской работе, стали появляться новые идеи по законам развития, тогда родилась основная идея (но не название) Директед Эволюшен – об этом как-нибудь позже. Закончив этот год, я тоже сделал выпускную работу – это и был анализ АРИЗ по АРИЗ, о котором я раньше рассказывал. 
28.После этого я начал новую работу, занимался ею года два. Анализ процессов в технических системах. Попытался построить комбинацию АРИЗ с вепольным анализом для процессов, а не объектов, ввел в вепольные схемы дополнения, чтобы описывать не структуры а процессы, выявил некоторые закономерности работы с процессами, особенности их развития и т.п. Получилась очень приличная научная работа и, как положено научной работе, практически совсем бесполезная! Для задач, которые мы решали, тогда это было ненужно. Только лет 10 назад, когда мы начали всерьез компьютеризацию Директед Эволюшен, все это заработало. И сейчас это органично вошло в ДЕ – всего через 20 лет.
29.Юра. Такое часто бывает в науке. Буль придумал свою алгебру боле чем за 100 лет до появления компьютеров.
30.Приведу еще один пока невостребованный материал, очень интересный. Когда мы закончили этот второй курс (75 – 78 годы) было так интересно, что люди не хотели прекращать занятия. И мы создали Лабораторию ТРИЗ – участвовали 10 – 15 человек. К сожалению большинство из них уже не в ТРИЗ. Из этого первого призыва остался только Семен Соломонович Литвин. А вот был такой Миша Опендак, который потом изменил ТРИЗу с горными лыжами. Так он придумал математические записи для противоречий: противоречие есть ситуация, когда некоторый параметр Х должен быть больше А но меньше В, при том что А больше В. Совершенно невозможно с математической точки зрения. Скажем для взлета самолета площадь крыла должна быть больше 15 квадратных метров, а для крейсерского режима – меньше 10. Чтобы разрешить такое противоречие, эта характеристика становится функцией какого тог параметра разделения. Например, времени, пространства, скорости. Меняется скорость – меняется площадь крыла, динамизация. Фактически Опендак предложил параметрическое разрешение противоречия, которое мы стали со временем сознательно использовать. До сих пор это почти не востребовано, но рано или поздно математические методы пойдут вперед, уже начинают идти.
31.Юра. Мы «соскочили» с кишиневского периода, можно вернуться?
32. Предварительная подготовка оказалась очень важной, когда я оказался в Кишиневе и вместе с Аллой мы стали думать – чем же мы будем заниматься? Мы оба имели опыт административной и менеджерской работе и оба ее не хотели, оба забили болт на идеях делать кандидатские разных наук, интересовал только ТРИЗ, имели хорошие зарплаты и положение и т.п. Оставалось только найти развлечение – на всю оставшуюся жизнь. Критериев было 2:
  • Это должно быть связано с ТРИЗ
  • Это не должно быть из области интересов Генриха Сауловича
33.Мы нередко получали от него задания по ТРИЗ работе, кое-какие выполняли, кое-какие саботировали, и прекрасно знали – что такое работать с ним. Это как быть конем под лихим всадником. Он настолько харизматичен и талантлив, что просто не остается пространства для самостоятельности. А я всегда предпочитал быть «маленьким Злотиным» чем «большим научным зомби». И мы выбрали область в которую, мы знали, он не пойдет потому что надо накапливать новый огромный запас знаний. Область, где нет патентного фонда, область развития науки. Это и стало «темой на всю жизнь», хотя потом она и преломилась весьма странными путями.
34.Начали мы работу по рекомендациям Генриха Сауловича, была такая небольшая его статься – как вести работу по ТРИЗ в любой области. Главная идея была проста – набери патентный фонд, проанализируй, выяви закономерности и построй алгоритм – например, алгоритм решения научных задач. Я очень быстро читаю, и была масса книг. Начал набирать информацию и делать выписки. Через год мы поняли, что стоим у разбитого корыта. Оказалось что ничему в книгах по истории науки верить нельзя. Ни один гад-ученый не рассказывал правду о своей работе. Кеккуле изложил 3 разные версии как он придумал свою гайку шестигранную – структурную формулу бензола. То увидел обезьян, схвативших друг друга за руки, вися на стенке клетки, то вспомнил мамин браслет с змеей глотающей свой хвост, то что-то ему причудилось в огнях камина… А если честно – спер основную идею у Бутлерова.
35.А великий Гельмгольц написал что-то вроде: Я ищу решение, пробираюсь через заросли, нехожеными тропами залезаю в гору и достигнув вершины вижу что сюда вел прекрасный прямой путь. И рассказывая другим я говорю об этом прямом пути, а не о моих диких блужданиях. Ничего не смогли извлечь полезного за год! Не смогли даже найти больше десятка приличных научных задач. (самое смешное – когда нашли правильный путь, все эти знания отлично заработали и дали очень много!).
36.Мы сели с Алой обсуждать наше «разбитое корыто» и здесь она сказала ГЛАВНЫЕ СЛОВА. «Ну, если никому из этих ученых верить нельзя, то может мы знаем ТРИЗовцев, которые решали научные задачи. Мы вспомнили про задачи решенные Григорием Георгиевичем Головченко – умнейший человек, химик по образованию, патентный работник в это время, сделавший два очень больших открытия в биологии. Вспомнили одну работу Цурикова по предсказанию астрофизического эффекта, и, конечно, работы Митрофанова по эффектам Рассела и Тваймана. Но этого оказалось мало.
37.Алла начала меня пытать – нет ли чего еще в таком духе у того же Митрофанова. Я сказал, что остальное – не наука а решение проблем брака и т.п. Она попросила рассказать и когда я рассказал пару задач, заключила – это тоже научные работы. Тут я впал в ступор, потом малость прочихался и сказал что знаю ТРИЗовца, который решил сотни таких задач и даже имеет методику их решения.
38.Супруга набросилась – что же ты, гад, молчал? Кто??? Да Злотин же! И произнес свое ключевое слово «ДИВЕРСИОНКА»
39.В 1977 году работая на Электросиле я придумал метод «диверсионного анализа» для выявления причин брака и предсказания разных неприятностей. И это стало как бы моим знаменем и основным методом работы. Основная идея была – обращение задачи -  как этот брак сделать, если бы это был не брак, а моя цель как инженера. Это превращало поиск причин и механизмов брака в обычную изобретательскую задачу создания системы для которой можно было использовать ТРИЗ. За 5 лет использования «диверсионки» накопилась куча информации, отработались методики и т.п.
40.В течение часа для нас с Аллой все радикально изменилось. Мы осознали что «диверсионка» и есть искомый метод решения научных задач.
41.Юра. Ты поступил по рецепту Будды – если хочешь познать окружающий мир, познай прежде всего себя. Изучи, как ты это делаешь… Ремарка для слушателей – о «диверсионке» было опубликовано на страницах Методолога и в архивах «кафедры прогнозов».
42.Честно говоря, «диверсионка» не была столь уж «пионерным» открытием.   В Католической церкви при канонизации святых была такая позиция – «адвокат дьявола», задача которого – сопротивляться канонизации доказать, что кандидат недостаточно святой. При проектировании нового оружия создают сразу группу, которая ищет – как против этого оружия бороться и т.п. То же в стратегических играх. Все новое – хорошо забытое старое, но в отличии от старого у нас была методика «вовлечения» ТРИЗ во всю эту кухню. И в этом была наша сила.
43.В один день мы написали методику решения научных задач. Это был конец 83 или начало 1984 года. Сразу после этого дали первое занятие по решению научных задач в нашем семинаре в Кишиневском Доме Техники. Мы там каждый год учили группу 30 – 40 человек, курс 8 месяцев по полному рабочему дню – 8 часов в неделю. На следующее занятие слушатель семинара Анатолий Иойшер пришел с решенной и уже проверенной экспериментально проблемой по производству микропровода, стоявшей порядка 15 лет. Толик был блестящий изобретатель, к тому времени имел более 60 авторских, знал ТРИЗ по книге «Алгоритм Изобретения» и технические решения его не особо интересовали. А вот этот алгоритм – «пронял».
44.Одним из важнейших уроков оказалось то, что не нужно в новых областях идти тем путем, который предлагал Генрих Саулович – начинать с формирования патентного фонда и т.п., так будто ТРИЗ вообще не существует. Надо пытаться из более развитой области переносить то, что мы знаем, а потом адаптировать в новой области к ее условиям. Подход, похожий на бионику.
45.Примерно год мы продолжали «любоваться», дожимать и полировать эту методику, потом почивать на лаврах надоело, снова сели с супругой и стали искать – что же делать дальше. И выбрали трех маленьких морских свинок для развития и улучшения методики решения научных задач.
46.Первая «морская свинка» - сам ТРИЗ. Все успехи Кишиневской школы были связаны именно с тем, что для развития ТРИЗ мы научились использовать ТРИЗ.
47.Юра. Я перечитывал Конфуция и одно из изречений запомнилось. «Очень сильно себя обкрадывают те, кто сильно увлекаются чужими идеями». Вы так и делали – выбрали область в которой не будет подавлять харизма Генриха Сауловича. Надо было набраться дерзости и решимости чтобы сунуться в эти абсолютно новые области.
48.Если можно я приведу высказывание современного Конфуция. Игорь Губерман
Маленький, но свой житейский опыт
мне милей всего с недавних пор,
потому что поротая жопа
самый замечательный прибор!"
49.Я с детства имел многократно «поротые зоны» в самом прямом смысле, у папы был широкий солдатский ремень. А потом многие пороли хоть и без ремней, но порою больнее.
50.Возвращаясь к морским свинкам. Вторая свинка была тоже весьма интересной. Здесь надо упомянуть еще одного замечательного человека. В конце семидесятых годов Владимир Михайлович Петров подкинул мне блестящую идею – если начитать как следует Дарвинизм, то это может оказаться полезным для прямого переноса законов. И я с энтузиазмом идиота набросился на книжки по биологии, которую никогда не любил. За два года потратил более 1500 часов на чтение и выписки по биологии. (Я использовал тогда систему учета времени типа Любищева и все считал). Сперва читал школьные учебники, потом – вузовские, потом монографии и статьи. Сделал около 100 страниц выписок. И получил потрясающий ответ – почти ничего полезного для ТРИЗ я не нашел.
51.Юра. Убедился что это – две разные природы, природа живого и природа технического не совпадают по сути и поэтому процессы изменчивости другие и модели не годятся?
52.Абсолютно не так. Модели и процессы совпадают и похожи. Но я оказался в положении деревенского кузнеца, которому надо ковать незамысловатые латы, а ему предлагают в качестве образца Шаттл или компьютер. Что  он может извлечь из них полезного? Биология на порядки сложнее и перенос из сложной области в простую не удается. Мы не понимаем биологию достаточно для этого. Когда-то Генрих Саулович доказал, что бионика – пустое место и предложил в замену «палеобионику» - исследование более простых прототипов – в рассказе «Шальная компания». Кстати, описанную в этом рассказе идею генетического преобразования птичьих яиц для выведения динозавров сегодня на полном серьезе пытаются реализовать канадские биологи.
53.Но зато чтение биологии привело к странному результату. В современном дарвинизме – Синтетической Теории Эволюции (СЕЭ) мы выявили 12 жестких, не сформулированных и не разрешенных противоречий, не позволяющих верить почти ничему, что дарвинисты говорят. Так обрисовалась вторая «морская свинка» для нашей работы – разрешить эти противоречия, построить непротиворечивую теорию биологической эволюции.
54.У нас возник новый инструмент, который оказался очень эффективным. В порядке издевательства мы его назвали «технионика» - в противоположность бионике. Перенос идей технических в биологию. Мы обнаружили забавную вещь. Едва ли не все примеры из бионики работают против нее. Кожа дельфина позволяет ему очень быстро плавать, искусственное покрытие ламинфло использует этот эффект, ура! А почитали историю – свойство кожи дельфина открыты в пятидесятых а покрытие ламинфло запатентовано в тридцатых. Летучие мыши используют звуколокацию, люди от них научились идеям радио и звуколокации. Да, только локаторы и сонары были созданы в тридцатых и активно использовались во время войны, а открытие локации у летучих мышей – 1946 год! И так практически со всеми примерами. Сперва изобретаем, потом обнаруживаем в природе. Это – наш, человеческий путь.   
55.Юра. Понятно, что такие сопоставления ставят под сомнение ценность этих результатов, но ты сказал что бионика отвергалась Альтшуллером как научная дисциплина, а для меня это была первая научная любовь. Мне было лет 13 – 14, попались книжки по бионике и произвели огромное впечатление. Может быть и правда, мы тогда были далеки от методологического понимания. Наверное, мы просто еще до этого не доросли. А сама идея - перенос из более развитой области в менее развитую – здравая.
56.Я тоже увлекался теми же книжками, держу пари что ты не помнишь, что одна из первых прекрасных книжек по бионике написана Игорем Губерманом. Но даже сегодня наиболее глубокие исследования мозга людей и животных находят в основном то, что известно в компьютерной науке – разные виды памяти, возбуждения и т.п. Начинает, кажется появляться и перенос из биологии в технику – но пока по каплям и в не слишком сложных областях, например, аэродинамике крыльев насекомых. Может быть со временем это и даст побольше, но я верю в людей, считаю что люди всюду выбирают свой путь, более независимы и самостоятельны, чем это им самим кажется. Я вообще-то оптимист по отношению к познанию.
57.И о третьей морской свинке. Социальные навыки. Мы оба не верили в марксизм, думаю в него в СССР никто не верил, уж очень наглядно были видны его блестящие результаты. Правда, у нас было странное суеверие, что где-то там на Западе какой-то неизвестный нам автор уже все превзошел, все знает и объясняет. Но поскольку нам было просто интересно работать, мы решили построить теорию социальной эволюции просто «на кончике пера».
58.И здесь совсем неожиданно «заиграла» теория нелинейных систем. Началось с вопроса, заданного слушателем Виссарионом Сибиряковым на семинаре в 1986 году в Челябинске. Синергетика – наука о самоорганизации систем. Я когда-то учился математике и примерно половину времени потратил на нелинейные уравнения, они были мне не слишком нужны, но уж очень красивы. Кстати, опубликовал 3 статьи по расчетам электрических сверхпроводящих систем с их использованием, придумал красивый расчетный метод. После этого следил за развитием науки, читал публикации по синергетике, лучшие были в «Знание-сила», кажется Романа Подольного. Прочитал когда-то книжку Хакена «Синергетика». Но не прилагал этого к своим делам. А в то время мы построили теорию развития коллективов – описание организаций в зависимости от положения Дела на S-образной кривой. После вопроса Виссариона что-то в голове щелкнуло и синергетика соединилась с теорией развития коллективов.
59.Юра. Мне лет 25 после этого твою теорию преподавали когда я был студентом ТРИЗ университета в Петербурге.
60.Да, но это было только самое начало, что я успел написать и разослать коллегам пока не оказался сверхзанятым в работе «Прогресса». А потом шла масса разработок которые до сих пор в общем никому не известны.
61.Я рассказывал, что был момент, когда нам пришлось перейти от технических задач к бизнесовым, на работу с Московской Товарной Биржей и банками. И там эти подходы и методы вовсю использовались, обкатывались. А переехав в Америку, мы получили доступ к практике американского менеджмента и бизнеса. И это дало огромный толчок к дальнейшим исследованиям – уже не теория относительно мелких, локальных коллективов, с чего мы начинали, а теория любых социальных групп – от семьи до всего человечества и его развития в сторону глобализации.
62.Юра. В ТРИЗ всегда была дискуссия – стоит ли применять ТРИЗ в нетехнических областях. И, как правило, такие попытки встречаются недоброжелательно. Дескать, ТРИЗ создавалась для техники и не надо переносить это на рекламу, бизнес, маркетинг и т.п. Я думаю что это не совсем правильно. Я всегда воспринимал ТРИЗ как проекцию диалектического материализма на область техники. Но ведь диамат справедлив во всех областях и значит корректно использовать все наработанные мыслительные приемы и модели в любых областях, не важно, где ты работаешь.
63.Я тоже это много раз слышал, но у меня простой житейский принцип. Я не вдаюсь в дискуссии и не пытаюсь доказывать свою правоту тем, кто заранее знает что я не прав. Большинство тех, кто так говорит, действует по принципу «зелен виноград».  Просто работа в нетехнических областях требует большей культуры и широты знаний. А те, у кого этого недостаточно пытаются сжать мир на ширину своего канала видения. Умные люди всегда развивали ТРИЗ в разные стороны. Начиная с Генриха Сауловича и Волюслава Владимировича. У меня неоднозначное отношение к Игорю Викентьеву, но никаких сомнений в том, что он очень талантливый человек и делает полезную работу. Я в восторге от работ Юлика Мурашковского. Я считаю ценными работы Виссариона Сибирякова и Игоря Холкина в бизнес консалтинге. И нашу работу в этих областях я тоже уважаю.
64.Юра. Итак, в научной работе ты, Алла и твои сотрудники постоянно пытаются проверять все новое на 3 морских свинках:
·       Сама ТРИЗ
·       Теория биологической эволюции
·       Теория развития коллективов и методология эффективного менеджмента
65.Методология эффективного менеджмента относится к нашей работе примерно так же как приемы в отношении ко всему ТРИЗ. Один из инструментов, но это вовсе не исчерпывает работу. Куда важнее то, что все чаще заказывают нам – стратегическое видение развития. Но в отличие от просто видения мы формируем маршрут путем выявления и решения изобретательских задач, что позволяет реализовать видение.
66.Юра. А вот это стратегическое видение наверное ближе всего к главному в вашей работе – Директед Эволюшен?
67.Это и есть Директед Эволюшен. То, что мы предлагаем людям, чему учим, для чего сделали мощный софт. Вот только пару дней назад я закончил курс обучения по ДЕ. Было только 2 человека, один из Америки, другой – из Гондураса. 10 дней, часов по 10 – 12 в день. А перед этим они прошли полный курс по решению проблем и диверсионке. ДЕ – верхушка нашего обучения.
68.Сколько времени всего они обучались?
  • 1 день – вводный
  • 3 дня – решение проблем
  • 5 дней – диверсионка, включая анализ проблем и предсказание проблем
  • 10 дней – Директед Эволюшен как таковое
  • 2 дня – управление интеллектуальной собственностью, обход патентов, улучшение патентов
Кажется странным что за такой короткий срок можно хорошо обучить, но это стало возможным потому что по каждой части есть софты, в которых основная методология и база знаний. Они учатся основным идеям и применению софтов. Но это – максимальный курс, для тех, кто хочет быть разработчиком, преподавателем, исследователем.
69.Наши курсы разбиты на 2 группы, для просто пользователей и для разработчиков. Но об этом поговорим позже.
70.Юра. Рассматривая твой «кишиневский период» я бы отметил что он был очень успешен. Почему? У меня возникли две гипотезы:
  • Первая гипотеза. Ты приехал в маленькую страну, где все связи были очень короткие. И очень повезло – ты встретил «раскаявшегося грешника» Кириенко, который помог войти в ВОИР и помог в продвижении ТРИЗ. И познакомился и подружился с Филатовым – главой Госплана. При таких покровителях понятно что пришли успехи.
  • Вторая гипотеза. Противоречащая первой. Я, когда был моложе занимался аквариумистикой. И там есть специальный термин «затянутые рыбки». Когда появляется новое потомство важно скорее рассадить рыбок по новым аквариумам, чтобы они имели больше жизненного пространства, тогда они вырастают хорошие, здоровые. Перемещение из Питера где было много ярких людей сыграло позитивную роль.
71.Выводы – не надо бояться оказываться в новых областях и хорошо оказываться в системах с короткими связями между элементами. Например, вроде Роснанотехе, где много влиятельных людей.
72.Согласен полостью. Кроме того, что Кишинев чудное место для жизни. И короткие связи. Но есть забавный момент, неожиданные ресурсы. Ко мне на работу пришел глава Госплана и предложил сотрудничество – не выглядит ли это рождественской историей?
73.Это не была сказочка. К сожалению, причина была круче. Меня опекала одна очень могущественная организация. По целому ряду причин – характер, длинный язык, странные интересы, знакомства и связи, мною занимались ребята из КГБ. Как-то на моем Молдавгидромаше меня вызвали в комнату Первого отдела и попросили поговорить с довольно вальяжным товарищем. Мой тезка в штатском и в звании майора. Показал красную книжечку и начал задавать вопросы. Я юлил как уж на сковородке и чувствовал себя так же. Я-то знал, что под боем и меня могут крепко взять за определенные места.
74.После длительного и забавного разговора (майор сказал мне, что впервые ему попался такой веселый подследственный) мне было предложено написать бумагу – что такое ТРИЗ. Я выбил на работу 4 месяца и в конце срока взял стандартную справку Альтшуллера «АРИЗ-82» (она есть в архивах «Методолога»), перепечатал, добавив только грамматические ошибки на рабочей пишущей машинке и передал «приятелю». Филатов получил эту копию и из нее узнал о моем существовании.
75.Как он мне сказал под большим секретом, на ней была высокая резолюция – не обращать внимания, не помогать и не мешать (это суть, слова были какие-то начальственные). Нас приняли за безобидных психов. Это было просто идеально – помощь от них была не нужна, а вот что не мешали – спасибо.
76.Юра. Когда-то в нашей стране именно спецслужбы отстояли кибернетику от нападок «марксистско-ленинской философии». Здесь – аналогично. Не было бы интереса от спецслужб – не было бы контактов с Филатовым. «Нужно делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать!»
77.Даже больше. ВОИР в те времена очень злобно преследовал ТРИЗ всюду где можно, а в Кишиневе терпел меня – секретаря Городского Совета, весьма активно действовавшего. Насколько я знаю, ЦС ВОИР в начале попытался наехать через Республиканский Совет – и отскочил как ошпаренный. Думаю, что им сообщили, что я – «персона грата», неприкасаемый.
78.Юра. В следующую встречу давай обсудим развитие компании в новое время, переезд в США и потом перейдем к рассмотрению основ Директед Эволюшен.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Как формировалась профессия ТРИЗ-эксперт (3)"