Конференция в Запорожье "Развитие системы «человек – социум» в контексте законов развития искусственных систем"

 

По параметру «происхождение» окружающие нас объекты и явления можно разделить на природные и искусственные, созданные деятельностью человека: технические системы, научные знания, произведения искусства, социальные и организационные структуры и другие.
Анализируя развитие технических систем (ТС), Г.С.Альтшуллер выявил объективные закономерности их развития и создал ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. В ходе разработки ТРИЗ выявлялись ее новые возможности, и цели Альтшуллера расширялись: «Возможность организации творчества (технического - М.М.,Л.Ш.) дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи. … Наша высшая задача – перестроить мышление.» [1, 6].
Человеческое сообщество – социум – также является искусственной системой: оно возникло как потребность людей выжить в тяжелых природных условиях. Основная функция социума – создание наиболее благоприятных условий для сосуществования и развития членов сообщества.
Анализируя этапы развития общества (сельскохозяйственный, индустриальный и информационный), В.Е. Хмелько делает вывод, что «Структурная эволюция общественных продуктивных сил (рост производительности труда – М.М., Л.Ш.) происходит в одном направлении.» [7]. Этот вывод подтверждает, что развитие социума происходит в соответствии с законами развития искусственных систем (ЗРИС), то есть в направлении повышения уровня идеальности системы с точки зрения ее создателя и пользователя – человека [2, 5]. Тогда возникают вопросы: в чем проявляется повышение уровня идеальности социума? И к каким результатам должно привести его развитие и развитие человека?
Основной элемент системы «социум» – это «множество» человек с набором их личностных параметров и межличностных отношений. Человек появляется на свет как существо природное, но сразу попадает в определенную социальную среду, в которой и происходит его формирование [4]. Целью этого формирования выступает заинтересованность общества в том, чтобы каждый ее новый член приносил максимальную пользу и соответствовал его, общества, требованиям.
Опираясь на тезис Л.С. Выготского о том, что «Человек – существо социальное, в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения и вырабатывает новые – специфически культурные.» [4], рассмотрим отношения между людьми в социуме. Характер этих отношений определяется мотивацией к действиям, а мотивация – стремлением к удовлетворению потребностей, т.е. к приобретению тех ценностей, которые социум определяет для членов общества как основные, престижные. По общепринятой «пирамиде Маслоу» шкалу потребностей для простоты можно свести к трем уровням –  биологические, социальные и творческие. От других живых организмов человек отличается только наличием высших потребностей – творческих, что стало возможным благодаря развитию его познавательных функций.
Как же происходит развитие познавательных функций? Соответствует ли оно законам развития искусственных систем (ИС)?
Общая схема развития ИС выглядит, в соответствии с ТРИЗ, так: возникающая у человека потребность приводит к необходимости создать объект, удовлетворяющий эту потребность и выполняющий таким образом свою основную функцию. Чтобы создать этот объект, нужно задать ему принцип действия – использовать эмпирические или теоретические знания законов природы, которые обеспечат выполнение основной функции. Возникает конструкция объекта – искусственная система, удовлетворяющая человека на данном этапе его развития. Но у человека появляются новые потребности, ик существующей ИС он начинает предъявлять новые требования, которые она уже удовлетворить не может. Возникает противоречие между потребностями человека и возможностями существующей ИС, которое в общем случае может быть разрешено только за счет применения нового принципа действия. Для этого нужны новые знания, они воплощаются в новую конструкцию. Но возникают новые потребности, и цепочка повторяется...
Какие же потребности и какие противоречия вызвали появление новых познавательных функций как основного компонента психики?
Необходимость познавать окружающий мир можно с помощью ощущений, непосредственно, но они не дают полной картины мира. Чтобы познавать мир дистанционно и получать о нем целостную информацию,  появляется восприятие. Но оно не сохраняет полученную информацию – для этого необходима память. Однако одной памяти для анализа информации недостаточно – и формируется мышление. А потребность синтезировать – мысленно моделировать объекты, процессы и ситуации и планировать будущее – приводит к появлению воображения… Обратим внимание, что каждая последующая функция включает в себя все предыдущие.
 А теперь вернемся к человеку и к социуму. На первобытно-общинном этапе человек мало чем отличался от «природного» живого существа, и его действия определялись больше рефлексами, чем сознанием. Но по мере накопления социокультурного опыта и переходе на сельскохозяйственный этап от человека как от элемента производства уже требуются некоторые сознательные действия – по возделыванию почвы, в производстве различных изделий, при перемещении по суше и воде. Эти сознательные действия требуют включения мышления, хотя основным показателем человека как работника все еще остаются его физические способности.
Создание (на промышленном этапе) машин и механизмов, заменяющих чисто физический труд, потребовало от человека значительно более развитого мышления и воображения прежде всего для создания самих идей этих механизмов, разработки их конструкций, практического изготовления и эксплуатации. При этом люди, освободившиеся от чисто физического труда, включаются в эти процессы и тем самым увеличивают число «мыслящих».
Рассматривая высшие психические функции – мышление и воображение – как «рабочий орган» Homo сapiens-a, мы приходим к закону Гегеля о переходе количества в качество, которому соответствует закон Альтшуллера о развитии рабочего органа ТС и изменении – при открытии новых знаний – принципа действия системы. На практике в истории человечества это привело к его переходу на информационный этап.
Проявляется также закон о единстве и борьбе противоположностей: появление «критической массы» мыслящих людей приводит к изменению общественной формации, а такое изменение приводит к предъявлению новых требований к мышлению отдельного человека как элемента этой формации. При этом причина становится следствием, а следствие – новой причиной. Так что прав В.Е.Хмелько, прогнозируя после информационного этапа наступление очередного этапа, человекотворческого: «производство и воспроизведение человека как творческой личности» [7].
Но ведь развитие человека на этом не остановится! А что же дальше?
Человеческое сообщество и социокультура человека во всех сферах его деятельности – два взаимосвязанных элемента! – возникли как потребность выжить и обеспечить себе наиболее благоприятные условия существования. Социальная среда, как искусственная система, подчиняется законам ее развития и тоже стремится к идеальности. Какую же социальную среду можно рассматривать в качестве идеальной?
На всех предыдущих этапах развития общества развитие мышления человека диктовалось интересами рыночной экономики и было включено в нее как элемент производства. На человекотворческом этапе формирование качеств творческой личности будет, в соответствии с законами развития систем, ориентировано на благо каждого конкретного человека.
Создав общество, в котором ценность каждого его члена будет определяться не количеством и качеством принадлежащих ему материальных объектов, а вкладом в общее благо, человечество без опасности для окружающих сможет в своем развитии перейти на «микроуровень» – развивать свои скрытые физические, физиологические и психические способности (например, экстрасенсорные), доступные сейчас только отдельным группам людей в результате специальных тренировок.
А потом наступит следующий этап, вызванный потребностью человека осваивать Космос – преобразовывать себя под новые, отличные от земных, условия существования…
Подводя итоги анализа и прогнозируя развитие человека, можно сделать вывод: повышение уровня идеальности человека как искусственной системы идет в направлении повышения его возможностей развивать свои способности в зависимости от новых потребностей.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л. Современное состояние Теории Решения Изобретательских Задач (рукопись), Баку, 1975г. http://www.altshuller.ru/triz2.asp
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М:, Советское радио, 1979. – 176 с.
3. Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ. Конспект занятия (рук.), 1986г. http://www.altshuller.ru/triz2.asp
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.,Педагогика, 1984, Т.4.– 432с.
5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии. Практическое пособие. ХАРВЕСТ (Минск) - АСТ (Москва). 2000, 2003. – 432с.; 
6. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ – Петрозаводск-80// Журнал ТРИЗ, 1997, №1, С.19.
7. Тертычный А. Фукуяма ошибся: «конец истории» отодвигают украинские исследователи//Зеркало недели, №13 (438), 5 апреля 2003г. С. 20.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Конференция в Запорожье "Развитие системы «человек – социум» в контексте законов развития искусственных систем""