Ресурсы в ТРИЗ - история

В ТРИЗ понятие ресурсов, как одного из важнейших элементов, появилось довольно поздно, но оно имело "предысторию"
 
1. В классической формулировке ИКР, присутствовавшей во всех вариантах АРИЗ имелась очень сильная посылка - для решения задачи некоторый содержащийся в ней элемент должен действовать САМ. Например, в формулировке ИКР для АРИЗ-71 это выполнялось следующим образом
а) Объект (указать)
б) Что делает (указать)
в) Как делает (На этот вопрос всегда следует ответить словами «САМ», «САМА», «САМО»)
………………………
В формулировке ИКР АРИЗ-77 «Элемент САМ устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие»
 
В во всех формулировках есть намек на использование ресурсов элемента. Это явление «элемент САМ» часто обсуждалось между специалистами по ТРИЗ, интуитивно мы всегда работали именно с тем, что позднее было названо изобретательскими ресурсами, но ни определений ни техники работы с ним четко сформулировано не было. Это затрудняло обучение и сильно ограничивало возможности использования.
 
2. В 1982 г на Петрозаводском съезде специалистов ТРИЗ В.Петров выступил с докладом, в котором предложил понятие "избыточность системы". Было выдвинуто и обосновано утверждение о том, что любая реальная система всегда имеет возможности большие, чем это необходимо для ее нормального функционирования. В работе предлагалось изучать системы и выявлять такие возможности для повышения идеальности систем. Были также предложены некоторые правила применения избыточности, даны рекомендации по решению практических задач. Из-за трудного стиля изложения и жесткой критики Альтшуллера это понятие не было принято большинством ТРИЗовцев.
 
3. В 1984 году Г.Алльтшуллер ввел в ТРИЗ очень важное понятие вещественно-полевых ресурсов фактически вытекающее из понятия избыточности систем.
 
4. Дальнейшее развитие идеи использования ресурсов было проведено в работе С. Вишнепольской, Б. Злотина и А. Зусман, доложенной на ТРИЗ съезде в Петрозаводске в 1985 году . Было высказаны два важные предположения:
• Изобретательские ресурсы не ограничиваются только веществами и полями. Были предложены для целенаправленного новые виды ресурсов - энергетические, информационные, пространственные. временные, функциональные и т.п.
• Система ресурсов может быть использована как прямой инструмент повышения идеальности систем. Для этого были разработаны методические рекомендации и таблица-алгоритм применения ресурсов при решении задач.
 
Впоследствии эта работа была дополнительно развита и изложена в книге   Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов «Поиск новых идей: от озарения к технологии».   Эти работы по изучению ресурсов оказались очень хорошо совместимыми с работами на разработке новых приложений для ТРИЗ, которую наша группа проводила в это время.
 
5. В период 1984 – 85 годы в Кишиневе (ZZ) велась активная разработка ТРИЗ прогнозирования (которое впоследствии получило название «Директед Эволюшен»). Применение понятия «ресурс» при прогнозировании основывается на трех важнейших положениях:
• Любой шаг в развитии любой системы, в том числе любое изобретение, становится возможным только благодаря наличию или появлению некоторых ресурсов или способов нового применения имеющихся ресурсов
• Любой шаг в развитии любой системы, в том числе любое изобретение, порождает некоторые новые ресурсы и тем самым делает возможным следующие шаги развития. В целом это порождает лавинообразное, постоянно нарастающее развитие технологий.
• В любой конкретной системы (области техники, устройства, продукта, технологии, функции и т.п.) на базе исследования всех имеющихся или возможных в данной системе ресурсов может быть построено «исчерпанное множество решений». Конечно, такое множество не может быть создано раз и навсегда, развитие науки, открытие новых эффектов и т.п. способно породить новые ресурсы. Но для практических целей такого исследования, как правило, достаточно чтобы обеспечить подавляющее конкурентное преимущество, например, создать в этой области эффективный патентный зонтик и/или обойти за счет « замены ресурсов» патенты конкурентов
 
Разработка эффективной техники оперирования с ресурсами породило группу новых возможностей прогнозирования:
• Прогнозирование развития функций системы и того, какие ресурсы ей понадобятся и как эти ресурсы могут быть найдены и использованы
• Пошаговое прогнозирование развития системы на базе имеющихся у нее ресурсов в направлении повышения использования ресурсов
• Развитие и расширение любого патента путем
 
6. В тот же период в Кишиневе было обнаружено что понятие "ресурсы" очень полезно при решении задач поиска объяснения вредных эффектов (брака, аварий, неудач и т.п.) методом  "диверсионного анализа». В это время также началась разработка Методики решения исследовательских задач на базе понятия «ресурс», основанной на четырех важнейших положениях:
• Любые эффекты (полезные или вредные, неважно), происходящие в системе и механизмы их порождающие вызваны имеющимися в системе или способными на нее воздействовать извне ресурсами и чтобы найти причины и механизмы эффектов надо анализировать ресурсы
• Катастрофы, аварии, брак и другие нежелательные явления всегда создаются имеющимися в системе ресурсами или теми ресурсами, которые есть вне системы и могут на нее подействовать. Поэтому анализ ресурсов – лучший способ предсказания и выявления опасностей.
• Самые опасные аварии и катастрофы – те, в которых возникает цепная реакция «ресурсы, порождающие ресурсы» то есть по типу: «Не было гвоздя – подкова пропала, не было подковы- лошадь захромала, лошадь захромала – командир убит, конница разбита, армия бежит…». Поэтому выявление таких опасостей требует многошагового анализа ресурсов
• Для предотвращения спрогнозированных опасностей наиболее предпочтительно использование ресурсов имеющиеся в самой системе, иногда именно тех, которые и порождают опасности. В большинстве случаев, это вполне возможно за счет изобретательских решений.
 
7. В 1985 году Юлий и Ингрид Мурашковские опубликовали блестящую пионерскую работу по исследованию развития систем в области искусства «Куда течет Кастальский ключ». Кроме других очень важных находок в «Ключе» была изложена идея «айсберговых веполей» - ментальных структур в которых внешнее воздействие каких-то элементов произведения искусства – зрительных образов, текстов или отдельных специфических слов, мелодий и т.п. служит как бы триггером, спусковым крючком который активирует у зрителя, читателя, слушателя воспоминание о тех или иных блоках информации «сидящих» у него в памяти. И воздействие искусства на человека определяется совместным, очень часто сверхсуммарным эффектом от этого «воспоминания» и новой информации. По сути дела, Мурашковские впервые описали «внутренние информационные ресурсы» человека, которые конечно, могут относится не только к искусству и которые сегодня мы рассматриваем как важную часть эволюционных ресурсов.
 
8. В 1986 г. Б.Злотин и А.Зусман провели курс "Законы развития" объемом более 60 учебных часов. Стенограмма этого курса, сделанная группой Новосибирских ТРИЗовцев под руководством В. Ладошкина была распространена в основных школах ТРИЗ. В частности в этой работе было подробно описано применение ресурсов. Результаты этой работы были частично изложены в книге Злотин, Зусман "Законы развития и прогнозирование технических систем" ( весна 1989). После небольшой доработки редакторского плана эти материалы целиком вошли в книгу Г.Альтшуллер, Б. Злотин, А. Зусман, В. Филатов "Поиск новых идей: от озарения к технологии", вышедшую в конце 1989 года.
 
9. В дальнейшем разными специалистами по ТРИЗ были введены в использования дополнительные типы и виды ресурсов, в частности
• Дифференциальные ресурсы - И.Викентьев
• Ресурсы изменения - З.Ройзен
• «Диверсионные» ресурсы - С.Вишнепольская
• Эволюционные ресурсы - Г.Зайниев
 
10. Со временем также стало понятно, что разные эффекты, с которыми мы имели дело в ТРИЗ – физические, химические, геометрические и т.п. – суть некоторые ресурсы систем. И возникла идея об изменении ранее сформулированного Альтшуллером закона «Перехода на микро-уровень». Оказалось, что в большинстве случаев реального перехода на микроуровень не происходит, а просто система начинает в дополнение к своим основным ресурсам использовать ресурсы своих подсистем, вплоть до микроуровня, в том числе разных физических и других эффектов, например, намагниченности, фазовых переходов, химических реакций и т.п. Поэтому был сформулирован «Закон перехода на малти-уровень» (многоуровневость) суть которого в все более полном использовании ресурсов, связанных с самыми разными уровнями строения материи, включая: (дать таблицу).
 
11. В процессе практического применения ТРИЗ в деятельности сперва Кишиневского МНТЦ «Прогресс» (с 1986 по 1996 год) и потом фирмы Ideation International Inc. (1993 - по сей день) была выявлена огромная эффективность применения ресурсов для решения любых типов задач (технических и не технических)
 
12. Теоретическое осмысление практических результатов привело к выводу, что может быть сформулирован «Закон развития использования ресурсов» и что этот закон является одним из фундаментальных законов эволюции любых систем.
 
13. При проведении работ по разработке теоретического основания ТРИЗ в виде системы постулатов, было выявлено, что многие постулаты также тесно связаны с понятием ресурсов. Также были установлены связи между понятием ресурсы и другими важнейшими элементами ТРИЗ
 
13. При проведении исследовательских и практических работ в не технических областях (стратегическое планирование, бизнес, маркетинг, менеджмент, педагогика, медицина, искусство и т.п.) была выявлена возможность распространения понятия «ресурсы» на нетехнические системы и большое количество новых видов ресурсов, характерных для нетехнических систем.
 
14. Были также выполнены научные разработки по применению ресурсов, включающие:
• Ресурсы и развитие цивилизации
• Использование ресурсов в истории
• Ресурсы и ограничения
• Ресурсы и развитие по S-кривой
• Теория эволюционных ресурсов
• Техника работы с ресурсами
• Применение ресурсов при работе по выявлению причин явлений
• Применение ресурсов при работе по предсказанию нежелательных явлений
• Свойства веществ и систем, включая физические, химические эффекты, биологические, геометрические и т.п. эффекты как ресурсы
• Ресурсы для решения не технических задач – биологические, психологические и социальные эффекты. Ресурсы и потребности людей
• Применение ресурсов в софтвэре для решения изобретательских задач
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Ресурсы в ТРИЗ - история"