Ах, почему не я...

 

 
«Все правила - неправильны,
законы – незаконны,
пока в стихи не вправлены
и в ямбы не закованы».
Б. Слуцкий
 
Ах, почему не я придумал ИКР и работу с ним группы в 6-7человек, как это описано у Акоффа (см http://metodolog.ru/node/656 )? Когда я впервые познакомился с ИКР, я сразу сообразил, что ИКР минус существующее устройство равняется задаче! Но дальше этого не пошел, Я не исключаю, что возможно Генрих Саулович использовал этот подход для получения фантастических идей. Нам иногда говорят, что у американцев нам учиться нечему, мы сами все можем! Ан нет, есть чему! Этот подход - идеализированное проектирование был предложен в 1951 году! И вот прошло 60 лет! И если бы не книга Акоффа, то мы бы так и не узнали про этот путь к ИКР. Может я не прав. Мы знаем, что надо сформулировать ИКР и к нему стремится, но так как к нему стремились сотрудники BELL, такого подхода у меня не было.
     Я давно знаю, что на фирме Bell работает самое большое число лауреатов Нобелевской премии. Иногда спрашивал Почему так? Типичный ответ-«Подбирают таланты и парни делают, что хотят»!
А если они использовали приведенную формулу, то сотрудникам действительно необходимо ТВОРЧЕСКОЕ воображение, о котором так пекся писатель Г. Альтов. Мне представляется, что эта формула имеет колоссальный потенциал. И не только при решении технических задач, прогнозирования ТС, фантазировании, но и для решения научных задач.
 Я как- то писал, что ИКР отлично работает в клетке. Действительно, она сама - именно САМА делает колоссальную работу. Ну, конечно, не сама, а белки, которые в ней обитают, которые составляют ее. Если говорить просто, то я не смог подняться на более высокий уровень понимания формулы и ИКР. И это очень жалко! Когда я читал отрывок из поставленной на сайт книги, я, как мне представляется, сразу уловил суть! А как было преподнесено? Весь арсенал великого артиста! И опоздание на совещание, и убитый внешний вид, и сформулированная задача о гибели телефонной сети. Изящно! (И очень напоминает рассказ американца Джоунса «Уровень шума», где происходят очень похожие вещи http://www.metodolog.ru/00187/00187.html ). (Кстати, рассказ был написан в 1952 году – Редактор) А затем разбиение на группы, выдача задания– путь к идеальности, юмор и начало работы!
Так что же можно делать, чему учить тех, кто хочет заниматься развитием техники, технологии и науки? Конечно, в первую очередь то, о чем говорил и призывал Г.Альтшуллер - развивать творческое воображение! Для развития творческого воображения и Г,С.А. и его ученики разработали целую программу обучения, которую применяют и сейчас. Мне приятно рассказать, что когда в университете проводил занятия по РТВ С.Литвин, аудитория бывала набита битком. Многие интересовались этим курсом, а лектор знал всю фантастику как отечественную, так и зарубежную. Поэтому, когда я придумывал какую ни будь, с моей точки зрения, блестящую фантастическую идею, С.Литвин сразу приводил автора такой идей, которая уже давно опубликована. И, тем не менее, мое впечатление, что знакомство с курсом РТВ не полностью раскрывало потенциальные возможности слушателя и преподавателя.
Мы знаем, что ИКР можно представить не только как нечто, что само должно выполнять функцию, но и как пример, когда системы нет, а ее функция выполняется. Это тоже могучая подсказка! Вы помните, что сотрудники фирмы Bell преложили массу предложений  для развития телефона, но не додумались до того, что фотоаппарата нет, а его функция выполняется мобильником. Да, честно сказать, такое было трудно предположить.
Второе, что можно предложить - это собрать группу в 6-7 человек, разных специалистов, одинаково жаждущих решать задачи. Потренировать их по курсу развитие творческого воображения и начать решать учебно-практические задачи. Для такой группы не нужен дворец культуры, а можно собраться дома, в парке и т.д. Сейчас есть аппаратура, которая позволит все высказывания фиксировать. Даже не имея никакого финансирования можно найти прекрасные идеи, которые можно пустить в работу- очаровать какого-ни будь предпринимателя, раз государство не хочет слышать о методах и внедрять их!
Только, что услышал о том, что этот прием-метод работает в полную силу. Спрашивают – вас иногда мучает, закрыли вы автомобиль или нет? Теперь в мобильник вставлено устройство, которое дает возможность это сомнение проверить. А еще вы можете прогреть мотор, включить фары, чтобы легче найти свое авто, и еще ряд удобств - и все от мобильника.
А может наши тризовцы все о чем я написал делают? А я просто этого не знаю... Тогда приношу извинения за мою неосведомленность.
После того как я написал вышеприведенный текст, мне прислали всю книгу, которую я прочитал.
«Если вы не можете решить свою проблему,
то, скорее всего, вы неправильно ее понимаете».
« Растворение проблемы избавляет от этих последствий. Преимущества растворения проблем становятся очевидными, если учесть, что многие, если не большинство возникающих проблем обрабатывать лучше не там, где они возникают. Например, когда у нас болит голова, мы не пытаемся решить проблему хирургическим вмешательством. Так как мы понимаем, как действует человеческий организм, - как его части, взаимодействуя, порождают действия целого, - просто глотаем пилюлю. Пилюля содержит химикаты, которые после растворения в желудке попадают в кровь. А затем они попадают в болевой центр мозга, и головная боль обычно утихает»
 
«Следующие процедурные правила следует выполнять в ходе сессий и часто их напоминать:
■      Постоянно помнить, что существующая система (объект или процесс) исчезла прошлой ночью. Это предположение критически важно потому, что привязка к существующей системе мешает проектировщикам думать о том, чего они хотят на самом деле. Они стремятся остаться в пределах ограничений, присущих существующей системе и ее окружающей среде.
■      Сосредоточьтесь на том, что вы хотели бы иметь, если бы могли иметь что угодно, а не на том, от чего вы хотели избавиться. Цель этого - побудить участников безудержно стремиться к звездам. Ведущий куратор может сказать им, что они всегда могут вернуться к реальности после завершения проекта.
■      Не думайте о том, есть ли ресурсы для осуществления желаемого, и вообще об осуществимости этого. Это важно, поскольку скептицизм людей относительно возможности осуществления проекта сдерживает полет их воображения. Более того, крупное достижение часто делает доступными даже те ресурсы, которые ранее были недоступны. Весьма редко интересные идеи не могут привлечь необходимые инвестиции.
■      Если вы не согласны с чьей-то проектной идеей, не критикуйте, а улучшайте ее. Это имеет двойное воздействие: придает обсуждениям накопительный характер и позволяет не задевать самолюбие в ходе дискуссии. Это правило, пожалуй, более всех остальных требует постоянного подкрепления во время заседаний.
■      Во время первоначального проектирования сохраняйте большую, содержащую систему нетронутой. Изменяйте ее в последующем неограниченном варианте проекта, но только в тех отношениях, которые улучшат первый проект. Содержащая система включает нашу систему, ситуации, процессы, обстановку и все остальное, в окружении чего обычно существует проектируемый объект. Такое предположение позволяет участникам удержать внимание на целях проекта каждого типа».
 
 «Процесс идеализированного проектирования должен, кроме всего прочего, быть удовольствием. Если этого нет, то что-то неладно. Лучше остановиться и реорганизовать процесс, а потом продолжить.
Успех идеализированного проектирования зависит не только от знания проектировщиками этапов процесса и знания того, как он должен быть организован. Для получения успешного результата существенна тщательная подготовка начальных этапов.»
 
«Команда дошла до основного пункта идеализированного проектирования, задав вопрос: «Если бы вы могли получить что угодно желаемое сегодня, то что бы это было?» Для идеализированного проекта OnStar ответ команды был прост: General Motors должна осуществить заводскую установку OnStarno всех моделях машин 2000 года (идеализированное проектирование проводилось в 1998 г., а модели 2000г. запускались в производство летом 1999 г.).»
 
« Конечно, предположения о неизменности поведения и совершенности прогноза являются ложными, но они выполняют важную функцию. Никакая организация не ввяжется в хлопоты планирования, если не ожидает изменений в будущем. И ни одна организация не верит в безошибочность своих предсказаний будущего. Поэтому было бы ошибкой для организации считать, что проектирование ее будущего, основанное на этих двух предположениях, является точ­ным предсказанием этого будущего. Однако не это является намере­нием проекта. Цель проектирования - выявление зародышей САМОРАЗРУШЕНИЯ(??), скрытых в текущем положении и ожидаемом будущем. Любая организация, которая не адаптируется к изменениям в своем окружении, даже ожидаемым, обязательно столкнется с затруднениями, если не с разорением. Это очевидно. Что не очевидно, так – это, какие именно затруднения и уничтожение чего будет происходить в предполагаемых условиях. Выяснение этого равносильно обнаружению ахиллесовой пяты системы, ее уязвимых точек».
 
«Системное мышление, внедренное в идеализированное проектирование, сыграло мощную роль в освобождении потенциальной синергии и коллективной энергии, которые были скованы тем, как мы были организованы ранее, и тем, как мы думали о создании цен­ностей. Самый важный урок, извлеченный нами из идеализированного проектирования, состоял в том, чтобы сосредоточить внимание основных участков в производственных и вспомогательных подразделениях на миссии и целях компании как целого, а затем предоставить им свободу и поощрять думать коллективно и творчески о том, как лучше структурировать взаимодействие частей для достижения общих целей и решения общих задач. Это требует иного взгляда на роль в организации. Осуществление интерактивного планирования и идеализированного проектирования вовсе не означает отказа от основ бухучета, маркетинга, инженерного дела и других дисци­плин, и вовсе не означает отказа от выполнения обычной финансовой оценки рисков и доходов альтернатив и инициатив, вызванных интерактивным планированием. Но это означает подчинение всех этих дисциплин задаче достижения более широких целей организации, которые обретают смысл в системных терминах и согласуются с компетенциями организации и имеющимися возможностями. Это не случается легко и само собой, поскольку заинтересованность, опыт, убеждения, страхи, предубеждения, недопонимание и недооценка того, как организационные функции за пределами сферы влияния индивидуума затрудняют открытый и непредвзятый диалог о новых способах совместной работы производственных и вспомогательных подразделений. Таким образом, потребуется подталкивание, поддержка, терпение, а иногда - небольшое насилие - для достижения согласия. Достичь единения помогает осознание кризиса, реального или предвидимого, через описанный в этой книге процесс формули­рования проблемного месива, внедренный в интерактивное плани­рование»
 
«Через неделю результаты были доложены Райнхарту со словами, что теперь понимают, почему им было предложено подготовить этот проект. Впервые они смогли использовать все, что знают о своей отрасли. В итоге теперь считают, что компания, спроектированная ими, может стать передовой в отрасли, если план осуществить на самом деле. Но добавили, что не видят способа перейти от существующего состояния к реализации своего проекта.
Райпхарт сказал им, что это неверный подход к решению проблемы, и они должны поработать над тем, чтобы ИДТИ от своего проекта ОБРАТНО к тому, что есть сейчас, а не от сегодняшнего к желаемому будущему. Они не понимали этого. Он объяснил, что в отрасли есть много компаний в подобном состоянии. Как объединение этих компаний с Clark Michigan может стать тем, что будет соответствовать их идеализированному проекту»?
 
В книге рассмотрено несколько примеров, на которых авторы показали работу метода. К сожалению, авторы не дали определение идеальности, но мы то можем ее понимать как ИКР. Очень интересно как авторы используют психологию - буквально они требуют, чтобы вы поверили о том, что телефонная сеть Америки вышла из строя, или что в городе нет ни одного автомобиля и это первое правило. Дальше
 
«Если бы вы могли получить, что угодно желаемое сегодня, то что бы это было?» И тут и в дальнейшем нужно представить ИКР, а затем можно применять элементы ТРИЗ – законы, приемы, противоречия…
Очень может быть, что я напрасно восхищаюсь результатами этого подхода, но мне представляется, он мог бы помочь нашей стране выйти из кризиса. А ведь идеализированное проектирование уже известно  лет 50!
И я думаю, что идеальность следует подвергнуть тщательному изучению.
Например, в тексте книги есть термин САМОРАЗРУШЕНИЕ. Я его специально выделил крупным шрифтом и поставил два вопросительных знака. Идеально ли саморазрушение? Если разработчику удалось сделать так, что ТС отработав свой срок службы сама полностью развалилась, то по видимому можно говорить, что разрушение идеально. Однако, мы знаем, что ТС в процессе изготовления начинают стареть, саморазрушаться, очевидно в этом случае об идеальности речь не идет. И это относится не только к ТС, но и к организации, производственным отношениям и т.д. Я столкнулся со второй противоположностью идеальности - может- это регресс, или просто уменьшение идеальности. Если считать, что идеальность-это СОВЕРШЕНСТВО во всем - в структуре, в красоте, внешнем виде, самообслуживании и т.д., то саморазрушение – это ухудшение совершенства, то есть уход от идеальности. Таким образом, идеализированное проектирование следует начинать проводить, как только появились зачатки отхода от идеальности-саморазрушения.
Еще один пример. У меня были прекрасные идеальные глаза, Они сами прекрасно все видели - резко, все цвета, сами защищали себя от пыли, самоочищались, в них горела жажда жизни, они даже нравились некоторым девушкам и т.д. Но вот прошло много лет и все их свойства постепенно ушли от идеальности - плохо видят, часто не могут самоочиститься, я уже не говорю, что они кому-то могут понравиться. Уход от идеальности -различные болезни глаз. Чтобы вернуться хотя бы немножко к идеальности, нужны очки, капли, и еще масса дополнительных воздействий, и даже их ремонт. На этом примере видно, что идеальность много сложнее, чем просто ИКР.
Я попытался представить этот метод следующим образом:
 
1.Забудьте все о Существующем Устройстве (СУ).
2.Представьте ИКР по всем свойствам
3. Перенесите новые свойства на СУ.
4.Получите ИКР СУ с новыми свойствами.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Ах, почему не я..."