ТРИЗ-fest 2010 Методологическая подготовка студентов как основа для рационального мышления

 
На старших курсах обучения в техническом вузе студенты знакомятся с такой дисциплиной как ТРИЗ или «Теория поиска решений технических задач». Новый предмет кардинально отличается от других ранее изученных. В частности, его главной отличительной чертой является сама цель обучения - не передача от преподавателя студенту заданного объема информации в конкретно выделенной предметной области, а стремление научить студента находить и применять различные приемы и методы решений задач, выработать навыки подхода к задаче и наиболее рационального поиска способов решения, что впоследствии может использоваться в различных сферах жизни.
 «Теория поиска решений технических задач» предлагает студентам набор методов, каждый из которых может помочь им в решении отдельно взятой задачи. Выбрать метод решения - значит получить конечный результат с помощью последовательности применения некоторых приемов, которые шаг за шагом приведут к искомому ответу.
Иногда методика формируется в процессе решения задачи. В этом случае процесс решения можно представить как мысленный перебор подходящих приемов и попытка их использования для решения данной задачи. Хаотичный перебор приемов, кстати, можно рассматривать как один из вариантов метода проб и ошибок (МПО). Опытный человек практически сразу, уже на интуитивном уровне, выбирает подходящий прием решения. Но если представленная к рассмотрению задача кардинально отличается от других, ранее решенных, либо у человека просто не хватает опыта, то выбор приема может оказаться затруднительным. Необходимый опыт приобретается решением разнообразных задач. Чтобы прийти к мысли о полезности использования того или иного приема решения задач нужны какие-то основания. Поэтому в учебной дисциплине большое внимание уделено обоснованию предлагаемых приемов, к которым относятся логические или психологические основания, а также принципы строения и закономерности развития технических систем.
Приобретению опыта при решении задач способствует совместное их решение студентами и преподавателем. Необходимо научить студента не бояться задачи, даже самой сложной; развить у него умение внимательно изучать задачу, четко определив, что конкретно требуется найти, какие ресурсы (и где их искать) могут быть предоставлены для ее решения; выбрать методику решения и, наконец, решить саму задачу.
Решающий задачу должен с легкостью осуществлять попытки применения приемов, активизирующих мышление, позволяющих вникнуть в суть проблемы и наметить направления решения задачи, попутно осуществив поиск необходимых для решения ресурсов.
Для успешного решения задач нужно научиться разбираться, когда целесообразно использовать те или иные приемы и методы, среди которых выделяют:
·         моделирование технических объектов и задач;
·         применение операторов ИКР и РВС;
·         поиск вещественно-полевых ресурсов, а также использование пространства и времени;
·         переформулирование задачи (например, в более общем виде или в виде противоречия);
·         функциональный анализ;
·         синектика;
·         морфологический подход;
·         диверсионный анализ.
Творчество инженера, решающего задачу, как раз и обеспечивается тем, что он свободен в выборе приемов, моделей и методов. Подход к решению той или иной задачи зависит от многих факторов: от первоначальной формулировки задачи; осведомленности инженера в той предметной области, к которой относится задача; особенности мышления решающего задачу; ограничений, которые накладываются при принятии решения и ряда других факторов.
Решение задачи это процесс рассуждения, внутренний диалог. При этом человек использует определённые понятия, категории мышления. Поэтому весьма важно предоставить студентам эти категории мышления и развивать у них навыки рассуждений при решении задач. Тренировка в их решении позволяет приобрести навыки использования приёмов, способствующих развитию движения мысли в нужном направлении.
В МАИ на 4-м курсе студенты приступают к изучению дисциплины «Теория поиска решений технических задач». В этой дисциплине объектом изучения являются технические системы, а предметом – свойства моделей, которые могут использоваться при решении задач, и некоторые механизмы и свойства человеческого мышления, проявляющиеся в процессе поиска решения. Используется много положений, разработанных Г.С. Альтшуллером.
Ребятам поначалу становится непривычно решать задачи, которые не всегда относятся к технической области и даже могут показаться, на первый взгляд, смешными. На каждом занятии помимо решений набора задач из разных областей жизни, студенты периодически проходят тесты, направленные не на выявление уровня знаний человека, а в первую очередь на активизацию его мышления, умению посмотреть на задачу с разных точек зрения. В ходе рассмотрения каждой задачи студенты вступают в диалог между собой, предлагают различные методы решения, выявляют их плюсы и минусы и в конечном итоге приходят к общему мнению. Любое выдвинутое предложение ни в коем случае не должно подвергаться критике, а рассматриваться как один из вариантов наравне с другими предложениями. Каждый из студентов может свободно высказать свое мнение на тему задачи, даже если оно кажется для других очевидно ошибочным. Студенты учатся свободно говорить и высказывать свое мнение, рассуждать как поодиночке, так и работая в коллективе, а все это есть немаловажные навыки, которые непременно пригодятся студентам в будущем. Попытка студентов использовать предлагаемые приемы и методы развивает у них системное мышление, способность видеть целое как совокупность взаимосвязанных компонентов, формирует понимание того, что свойства системы в целом определяются составом ее компонентов, их свойствами и связями, т.е. структурой.
Если в 8-м семестре студенты просто прослушивают курс лекций по «Теории поиска решений технических задач», то в 9-м семестре выполняют еще и курсовую работу, целью которой является практическое освоение приемов и методов решений технических задач. Тему для курсовой работы студенты подбирают в период прохождения летней производственной практики на предприятии.
В 2009 году часть студентов с кафедры «Производство аэрокосмической техники» аэрокосмического факультета института приняли участие в конкурсе «Мастер устранения противоречий». Студенты охотно взялись за решение представленных на конкурсе задач, проявив большой интерес, свое упорство и творческие навыки. В учебной группе сразу же возникла творческая атмосфера, студенты активно советовались между собой, прибегали к поиску различных источников с дополнительной информацией, в том числе к помощи научных источников и учебных пособий, ресурсов виртуальной сети, а в случае затруднительного положения – к совету и помощи преподавателей. Даже те студенты, которые не взяли конкурсные задачи в основу своей курсовой работы, поддались общему настрою группы и активно решали свои задачи наравне с участниками конкурса. После проведения конкурса студентам, занявшим призовые места, выполнение курсовой работы было зачтено с отметкой «отлично».
Сами студенты оказались довольны полученным результатом. Они смогли показать свои способности в деле, по-настоящему заинтересоваться той проблемой, которая встала перед ними и, в конце концов, проявив характер, завершить начатое дело до конца. Прослушанный курс лекций по «Теории поиска решений технических задач», приобретенные навыки и, в частности, накопленный опыт в быстром выборе нужного метода решений способствовали нахождению студентами самых смелых и неожиданных решений задач.
Достоинством конкурса стал тот факт, что проводилась оценка не только полученного конечного результата, но и методика его нахождения, описание приемов решения задачи и ресурсов, потребовавшихся для этого. Студенты выразили желание повторного участия в конкурсе в новом году, а также «заразили» своим желанием студентов на курс младше них, которые, следуя примеру старших товарищей, также начали проявлять интерес к подобным мероприятиям.
Организаторам конкурса хочется выразить благодарность за проведение конкурса, способствующего пробуждению интереса у студентов к приобретению полезных навыков и знаний, их стремление к развитию и самосовершенствованию, новым жизненным открытиям и достижениям.
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

Ревенков А.В. Хаева Ю. wrote:

 
На старших курсах обучения в техническом вузе студенты знакомятся с такой дисциплиной как ТРИЗ или «Теория поиска решений технических задач».


Слишком поздно. Масару Ибука говорит, что после трех лет уже поздно. А тут после третьего курса. Начинать надо с 5-дневного возраста, как это делает Глен Доман, Макато Шичида, Масару Ибука.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Приветствую авторов и поздравляю!

Можно ли подробнее о методике самого обучения: является ли она (я имею в виду практические занятия) чем-то типа тренинга, "мозгового штурма", чего-то еще?

Понимаю, что очень трудно описать методику на нескольких страницах, но отсылки к известным прототипам и характеристика отличий Вашей методики от них, возможно, сэкономили бы время и место и облегчили бы понимание существа Вашего подхода к обучению студентов ТРИЗ.

Заранее благодарен,

Александр Привень.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Leonid.

Фил wrote:
Ревенков А.В. Хаева Ю. wrote:

 
На старших курсах обучения в техническом вузе студенты знакомятся с такой дисциплиной как ТРИЗ или «Теория поиска решений технических задач».


Слишком поздно. Масару Ибука говорит, что после трех лет уже поздно. А тут после третьего курса. Начинать надо с 5-дневного возраста, как это делает Глен Доман, Макато Шичида, Масару Ибука.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Уважаемый Фил,

не могли бы Вы уточнить, ДЛЯ ЧЕГО уже поздно?

И кому удалось так точно вычислить "правильный" 5-дневный возраст?

И - просто из любопытства - Вы сами-то начали с 5-дневного возраста или все же с 2-х летнего? То есть ранняя подготовка чувствуется, но хочется знать подробнее.

Успехов,
Леонид

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

Leonid wrote:

Уважаемый Фил,

не могли бы Вы уточнить, ДЛЯ ЧЕГО уже поздно?

И кому удалось так точно вычислить "правильный" 5-дневный возраст?

И - просто из любопытства - Вы сами-то начали с 5-дневного возраста или все же с 2-х летнего? То есть ранняя подготовка чувствуется, но хочется знать подробнее.

Успехов,
Леонид


Эксперименты Клосовского и Креча показали, что хорошо развиваются только те структуры мозга, которые эксплуатируются в ювенильный период (до выхода из логова). За творчество отвечает правое, образное полушарие головного мозга. Если его не нагружать до 6 лет, то оно не очень-то и развивается. Если мы хотим сформировать творческую личность, начинать надо как можно раньше. Об этом говорил и Г.С.Альтшуллер. Но детально разработал тему американский варч и педагог Глен Доман. Обоснование идеи раннего развития можно посмотреть здесь: http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002
Глен Доман разработал методики развития интеллекта у грудных детей. Он утверждает, что можно начинать работать с детьми уже с пятого дня их жизни.
Сам я, к великому моему сожалению, начал не с пятидневного возраста, но стараюсь добиться того, чтобы в России образовательный процесс начинался как можно раньше. Плоды моих стараний и стараний моих коллег можно посмотреть здесь:
http://www.bakalibr.ru

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Фил wrote:

Эксперименты Клосовского и Креча показали, что хорошо развиваются только те структуры мозга, которые эксплуатируются в ювенильный период (до выхода из логова). За творчество отвечает правое, образное полушарие головного мозга. Если его не нагружать до 6 лет, то оно не очень-то и развивается. Если мы хотим сформировать творческую личность, начинать надо как можно раньше. Об этом говорил и Г.С.Альтшуллер. Но детально разработал тему американский варч и педагог Глен Доман. Обоснование идеи раннего развития можно посмотреть здесь: http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002

Фил, а можно ли попросить Вас прокомментировать заключительные фразы из цитируемого Вами источника?

<a href="http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002 wrote:
">http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002]
Разум - это всецело продукт человеческого мозга. Человеческий интеллект, в основном, является продуктом коры головного мозга. Только у людей имеется кора головного мозга и только им она необходима.

В моем представлении, например, данные фразы являются весьма спорными. А на Ваш, более профессиональный взгляд?

С уважением,

Александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Leonid.

Фил wrote:

Эксперименты Клосовского и Креча показали, что хорошо развиваются только те структуры мозга, которые эксплуатируются в ювенильный период (до выхода из логова).
...
Сам я, к великому моему сожалению, начал не с пятидневного возраста, но стараюсь добиться того, чтобы в России образовательный процесс начинался как можно раньше.

Спасибо за развернутый ответ!

Или я не совсем точно выразился, или Вы меня не совсем верно поняли.
Под возрастом Начала я имел в виду не Ваших питомцев, а Вас самих. Ведь Вы не считаете себя недостаточно творческим человеком?
Когда же началось Ваше развитие? Если помните, конечно.

Что касается "выхода из логова", то, в переносе на сегодняшних детей среднеевропейского времени, это торжественное событие происходит не раньше 15-16 лет, в среднем в 20, а во многих случаях после 25 лет. То есть как раз к тому времени, когда мозг более или менее формируется.
Так что запас прочности имеется. Другое дело, что это формирование не всегда происходит систематически. Ну, так зато имеем многообразие голов.

С уважением,
Леонид

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:

Фил, а можно ли попросить Вас прокомментировать заключительные фразы из цитируемого Вами источника?
<a href="http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002 wrote:
">http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3002]
Разум - это всецело продукт человеческого мозга. Человеческий интеллект, в основном, является продуктом коры головного мозга. Только у людей имеется кора головного мозга и только им она необходима.

В моем представлении, например, данные фразы являются весьма спорными. А на Ваш, более профессиональный взгляд?

С уважением,

Александр.


Наверно здесь неточность перевода. Возможно, имелось в виду то, что только у людей имеется РАЗВИТАЯ кора головного мозга. Кора, естественно, есть у любого мозга.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

Leonid wrote:

Спасибо за развернутый ответ!

Или я не совсем точно выразился, или Вы меня не совсем верно поняли.
Под возрастом Начала я имел в виду не Ваших питомцев, а Вас самих. Ведь Вы не считаете себя недостаточно творческим человеком?
Когда же началось Ваше развитие? Если помните, конечно.

Мы жили в коммуналке в маленьком домике на восемь квартир. Детей было много и практически все время проводили в одной дружной куче.Старшие учились в школе, младшие учились у старших и друг у друга. Читать я начал лет в пять, возможно и раньше. Иногда писал сочинения для старшей сестры.
Если бы я был достаточно творческим человеком, то, возможно, был бы уже Нобелевским лауреатом, как многие питомцы Глена Домана.
Leonid wrote:

Что касается "выхода из логова", то, в переносе на сегодняшних детей среднеевропейского времени, это торжественное событие происходит не раньше 15-16 лет, в среднем в 20, а во многих случаях после 25 лет. То есть как раз к тому времени, когда мозг более или менее формируется.
Так что запас прочности имеется. Другое дело, что это формирование не всегда происходит систематически. Ну, так зато имеем многообразие голов.

С уважением,
Леонид


У человека ювенильный возраст заканчивается в 6 лет, когда жизнь его торжественно выкидывает из домашнего (садиковского)логова в жерло школы. К этому времени рост мозга в основном завершается.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Фил wrote:

У человека ювенильный возраст заканчивается в 6 лет, когда жизнь его торжественно выкидывает из домашнего (садиковского)логова в жерло школы. К этому времени рост мозга в основном завершается.

Фил, не в службу, а в дружбу: не подкинете ли ссылочку на график роста человеческого мозга? Я сейчас занимаюсь всякими-разными моделями роста - хочется и это тоже посмотреть.

Заранее благодарен,

Александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:
Фил wrote:

У человека ювенильный возраст заканчивается в 6 лет, когда жизнь его торжественно выкидывает из домашнего (садиковского)логова в жерло школы. К этому времени рост мозга в основном завершается.

Фил, не в службу, а в дружбу: не подкинете ли ссылочку на график роста человеческого мозга? Я сейчас занимаюсь всякими-разными моделями роста - хочется и это тоже посмотреть.

Заранее благодарен,

Александр.


Графика не нашел, а вот несколько точек можно найти здесь:http://www.kid.ru/rebenok/doman309.php#P2703
в самом конце статьи.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Фил wrote:
priven wrote:

Фил, не в службу, а в дружбу: не подкинете ли ссылочку на график роста человеческого мозга? Я сейчас занимаюсь всякими-разными моделями роста - хочется и это тоже посмотреть.

Заранее благодарен,

Александр.


Графика не нашел, а вот несколько точек можно найти здесь:http://www.kid.ru/rebenok/doman309.php#P2703
в самом конце статьи.

Спасибо.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Александр, а Вм не показалось странным, что развитие приравнивается в этой работе к росту объема?

Quote:
В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Рассмотрим, как изменяется размер головы.

Если взять даже простые моменты - структуризацию, образование связей, наполнение объемов, то окажется, что можно развиваться безо всякого изменения объемов. Или здесь как у горе-строителей - все описывается объемами сделанного?

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Александр Кудрявцев wrote:
Александр, а Вм не показалось странным, что развитие приравнивается в этой работе к росту объема?
Quote:
В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Рассмотрим, как изменяется размер головы.

Если взять даже простые моменты - структуризацию, образование связей, наполнение объемов, то окажется, что можно развиваться безо всякого изменения объемов. Или здесь как у горе-строителей - все описывается объемами сделанного?

В данном конкретном случае меня интересовал (и интересует) именно этот график - как один из примеров S-кривых в природе, имеющий вполне прямое отношение к ГПФ системы. Я хочу понять, отличаются ли (и если да, то чем именно) "природные" S-кривые от "технических". Для этого нужен массив данных. К сожалению, в данной работе приведены всего три цифры, и те не факт, что надежные. Но в принципе Фил вполне адекватно ответил, в меру своих познаний, на мой конкретный вопрос. Буду искать дальше...

Что касается самой этой статьи, то мне не кажется, что она написана профессиональными исследователями, - скорее, хорошими практиками, не сильно разбирающихся в тонкостях научной работы. Соответственно, и спрос с них в данном случае невелик.

С уважением,

Александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

priven wrote:

В данном конкретном случае меня интересовал (и интересует) именно этот график - как один из примеров S-кривых в природе, имеющий вполне прямое отношение к ГПФ системы. Я хочу понять, отличаются ли (и если да, то чем именно) "природные" S-кривые от "технических". Для этого нужен массив данных. К сожалению, в данной работе приведены всего три цифры, и те не факт, что надежные. Но в принципе Фил вполне адекватно ответил, в меру своих познаний, на мой конкретный вопрос. Буду искать дальше...

Что касается самой этой статьи, то мне не кажется, что она написана профессиональными исследователями, - скорее, хорошими практиками, не сильно разбирающихся в тонкостях научной работы. Соответственно, и спрос с них в данном случае невелик.


Да, конечно, с этих спрос невелик. Но кое кто на этом зыбком основании строит технологии обучения детей.
А насчет графиков - их там два, как вы помните.
Quote:
Итак, способность к обучению возрастает, а затем быстро снижается, но зато в это же время начинает плавно возрастать мудрость. К шести годам две эти кривые встречаются.
Если смотреть и верить в эти кривые, то способность к обучению в шесть лет заканчивается, а следовательно вся школа и высшее образование совершенно бесцельны. Поскольку это все же не совсем так, то выходит, что график врет. Впрочем, для родителей годовалых детей это все совершенно несущественно, им шестилетки кажутся уже гигантами, а значит не страшно и поднаврать маленько. И про мудрость смешно получилось. Конечно, определения мудрости могут быть разными, но само понятие у меня ассоциируется с чем-то иным, чем мыслительные способности трех-шестилетки. Но даже если все это отбросить в строну, то окажется, что в шесть лет начинается взрывное развите мозга по компоненте "мудрость". Почему же Фил говорит о прекращении развития мозга к шести годам? Неужели это не несоответствие не видно из того же самого графика? Или все же только рост размера головы под кепку?
Странно все это... Впрочем, уже и не очень, даже и привычно.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Александр Кудрявцев wrote:

А насчет графиков - их там два, как вы помните.
Quote:
Итак, способность к обучению возрастает, а затем быстро снижается, но зато в это же время начинает плавно возрастать мудрость. К шести годам две эти кривые встречаются.
Если смотреть и верить в эти кривые, то способность к обучению в шесть лет заканчивается, а следовательно вся школа и высшее образование совершенно бесцельны. Поскольку это все же не совсем так, то выходит, что график врет. Впрочем, для родителей годовалых детей это все совершенно несущественно, им шестилетки кажутся уже гигантами, а значит не страшно и поднаврать маленько. И про мудрость смешно получилось. Конечно, определения мудрости могут быть разными, но само понятие у меня ассоциируется с чем-то иным, чем мыслительные способности трех-шестилетки. Но даже если все это отбросить в строну, то окажется, что в шесть лет начинается взрывное развите мозга по компоненте "мудрость". Почему же Фил говорит о прекращении развития мозга к шести годам? Неужели это не несоответствие не видно из того же самого графика? Или все же только рост размера головы под кепку?
Странно все это... Впрочем, уже и не очень, даже и привычно.

Дорогой Александр Владимирович,

В научной литературе - той, что в ведущих мировых журналах, - я встречаю столь большое количество всевозможной ереси и просто откровенной глупости, что я давно уже не удивляюсь подобным перлам в изданиях непрофессиональных. В интерпретации цифири, то бишь, эмпирического материала, глупостей отнюдь не меньше, нежели в завиральных теориях. Но там, по крайней мере, глупость наметанному глазу сразу видна, и опровержения ее достаточно просты - благо, за последние полтораста лет критерии выработаны вполне себе четкие.

А если подходить к каждой чужой публикации с высшей научной меркой - то жизни не хватит на опровержения. Я и сам этим баловался в первый год после диплома... Потом "завязал", ввиду необъятности человеческой глупости и конечности моих скромных сил. Хотя пару раз даже получил извинительные письма от редакций журналов...

Известно, кто не ошибается. Не в этом дело, а в умении видеть и исправлять свои ошибки. Если тот же Фил хорошо и профессионально (с позиций педагогической науки) работает с детьми, то Бог ему в помощь в этом благорродном занятии.

Разумеется, когда люди, подобные авторам упомянутой Филу статьи, начинают залезать в науку, ничего хорошего чаще всего из этого не выходит. Научная работа - в отличие, например, от поэзии, учительства или спорта - требует, к сожалению, не только одаренности и труда. Но это уже другой и очень отдельный разговор.

А обучение детей творчеству - это, на мой взгляд (не то чтобы совсем уж дилетантский), все же более искусство, нежели наука или технология. Так что если результат получается хороший - то и хорошо. А научная база в педагогике, по-моему, в целом куда менее прочна, чем даже тризовская, - пусть профессионалы меня поправят, если я ошибаюсь.

С уважением,

Александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

priven wrote:
А обучение детей творчеству - это, на мой взгляд (не то чтобы совсем уж дилетантский), все же более искусство, нежели наука или технология. Так что если результат получается хороший - то и хорошо. А научная база в педагогике, по-моему, в целом куда менее прочна, чем даже тризовская, - пусть профессионалы меня поправят, если я ошибаюсь.

А он (результат ) действительно получается хороший? Может быть, но на основании чего Вы так думаете? Почему он там вдруг будет лучше, чем в других вопросах?
В свое время я категорически отказался от работы с маленькими детьми - считаю, что для этого должны быть глубокие знания и понимание внутренних процессов. Ну, хотя бы пед институт нужен, хотя бы пед училище. Навредить и взрослому обучением можно, но навредить ребенку - в сто раз проще и по результату страшнее.
Впрочем, это только мое личное мнение.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Александр Кудрявцев wrote:
priven wrote:
А обучение детей творчеству - это, на мой взгляд (не то чтобы совсем уж дилетантский), все же более искусство, нежели наука или технология. Так что если результат получается хороший - то и хорошо. А научная база в педагогике, по-моему, в целом куда менее прочна, чем даже тризовская, - пусть профессионалы меня поправят, если я ошибаюсь.

А он (результат ) действительно получается хороший? Может быть, но на основании чего Вы так думаете? Почему он там вдруг будет лучше, чем в других вопросах?
В свое время я категорически отказался от работы с маленькими детьми - считаю, что для этого должны быть глубокие знания и понимание внутренних процессов. Ну, хотя бы пед институт нужен, хотя бы пед училище. Навредить и взрослому обучением можно, но навредить ребенку - в сто раз проще и по результату страшнее.
Впрочем, это только мое личное мнение.

Если бы это в самом деле было так страшно, то, наверное, большинству мам и пап просто не удавалось бы воспитывать своих чад. Ведь очень, очкень немногие из них имеют ну хоть какое-то педагогическое образование!

По счастью, человек - система саморегулируемая, и, при всей зависимости его от дурного влияния, все же для того, чтобы реально оболванить ребенка, тоже нужны специальные приемы. Дурное дело нехитрое (с), но ребенок все же не настолько глуп и беззащитен, чтобы поддаваться на всякое влияние вообще.

Много ли пользы от занятий Фила с детьми, я не знаю, ибо (а) нет достаточного массива данных и (б) несмотря на наличие специального образования в области обучения детей творчеству (есть у меня такой диплом от весьма уважаемого учебного заведения) и даже некоторый (небезуспешный) опыт практической работы с детьми в этой самой части, я все же не считаю себя здесь достаточно квалифицированным экспертом. То есть, конечно, откровенную дурь в теоретических построениях я "вычислю" легко, но много ли от этой теории используется на практике - в общем случае, тот еще вопрос. Соответственно, в данном случае я ориентируюсь на презумпцию невиновности и ярлыками бросаться не хочу. Легко могу допустить, что эти занятия вполне эффективны и своей цели в целом достигают. А так ли это на самом деле - пусть расскажут те, кто непосредственно с этим сталкивался.

С уважением,

Александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Leonid.

Александр Кудрявцев wrote:
priven wrote:
А обучение детей творчеству - это, на мой взгляд (не то чтобы совсем уж дилетантский), все же более искусство, нежели наука или технология. Так что если результат получается хороший - то и хорошо. А научная база в педагогике, по-моему, в целом куда менее прочна, чем даже тризовская, - пусть профессионалы меня поправят, если я ошибаюсь.

А он (результат ) действительно получается хороший? Может быть, но на основании чего Вы так думаете? Почему он там вдруг будет лучше, чем в других вопросах?
В свое время я категорически отказался от работы с маленькими детьми - считаю, что для этого должны быть глубокие знания и понимание внутренних процессов. Ну, хотя бы пед институт нужен, хотя бы пед училище. Навредить и взрослому обучением можно, но навредить ребенку - в сто раз проще и по результату страшнее.
Впрочем, это только мое личное мнение.

Всем добрый день!
Позволю себе привести еще одну цитату, показавшуюся мне любопытной:

"-- Бедный мальчик. Я знаю, как вам одиноко. Вот уже сорок лет я помогаю таким бедным мальчикам избавиться от одиночества и найти свой путь. -- Найти путь, миледи? -- не совсем понял Эраст Петрович. -- О да, -- оживилась леди Эстер, видимо, садясь на любимого конька. -- Найти свой путь -- самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас -- редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример -- Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона -- вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться! Есть очень милый североамериканский писатель, которого зовут Марк Туэйн. Я подсказала ему идею рассказа, в котором людей оценивают не по их реальным достижениям, а по тому потенциалу, по тому таланту, который был в них заложен природой. И тогда выяснится, что самый великий полководец всех времен -- какой-нибудь безвестный портной, никогда не служивший в армии, а самый великий художник так и не взял в руки кисть, потому что всю жизнь проработал сапожником. Моя система воспитания построена на том, чтобы великий полководец непременно попал на военную службу, а великий художник вовремя получил доступ к краскам. Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем божью искру, и в девяти случаях из десяти ее находят! -- Ага, так все-таки не во всех она есть! -- торжествующе поднял палец Фандорин. -- Во всех, милый юноша, абсолютно во всех, просто мы, педагоги, недостаточно искусны. Или же в ребенке заложен талант, которому в современном мире нет употребления. Возможно, этот человек был необходим в первобытном обществе или же его гений будет востребован в отдаленном будущем -- в такой сфере, которую мы сегодня и представить себе не можем. -- Про будущее -- ладно, судить не берусь, -- заспорил Фандорин, против воли увлеченный беседой. -- Но про первобытное общество что-то непонятно. Какие же это таланты вы имеете в виду? -- Сама не знаю, мой мальчик, -- обезоруживающе улыбнулась леди Эстер. -- Ну, предположим, дар угадывать, где под землей вода. Или дар чуять в лесу зверя. Может быть, способность отличать съедобные коренья от несъедобных. Знаю только одно, что в те далекие времена именно такие люди были главными гениями, а мистер Дарвин или герр Шопенгауэр, родись они в пещере, остались бы в племени на положении дурачков. Кстати говоря, те дети, которых сегодня считают умственно недоразвитыми, тоже обладают даром. Это, конечно, талант не рационального свойства, но оттого не менее драгоценный. У меня в Шеффилде есть специальный эстернат для тех, от кого отказалась традиционная педагогика. Боже, какие чудеса гениальности обнаруживают эти мальчики! Там есть ребенок, к тринадцати годам едва выучившийся говорить, но он вылечивает прикосновением ладони любую мигрень. Другой -- он и вовсе бессловесен -- может задерживать дыхание на целых четыре с половиной минуты. Третий взглядом нагревает стакан с водой, представляете? -- Невероятно! Но отчего же только мальчики? А девочки? Леди Эстер вздохнула, развела руками. -- Вы правы, друг мой. Надо, конечно, работать и с девочками. Однако опыт подсказывает мне, что таланты, заложенные в женскую натуру, часто бывают такого свойства, что мораль современного общества не готова их должным образом воспринимать. Мы живем в век мужчин, и с этим приходится считаться. В обществе, где заправляют мужчины, незаурядная, талантливая женщина вызывает подозрение и враждебность. Я бы не хотела, чтобы мои воспитанницы чувствовали себя несчастными. -- Однако как устроена ваша система? Как производится, так сказать, сортировка детей? -- с живейшим любопытством спросил Эраст Петрович. -- Вам правда интересно? -- обрадовалась баронесса. -- Пойдемте в учебный корпус и увидите сами. Она с удивительной для ее возраста проворностью вскочила, готовая вести и показывать. Фандорин поклонился, и миледи повела молодого человека сначала коридором, а потом длинной галереей в основное здание. По дороге она рассказывала: -- Здешнее заведение совсем новое, три недели как открылось, и работа еще в самом начале. Мои люди взяли из приютов, а подчас и прямо с улицы сто двадцать мальчиков-сирот в возрасте от четырех до двенадцати лет. Если ребенок старше, с ним уже трудно что-либо сделать -- личность сформировалась. Для начала мальчиков разбили на возрастные группы, и в каждой свой учитель, специалист по данному возрасту. Главная обязанность учителя -- присматриваться к детям и исподволь давать им разные несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребенке талантливее -- тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально. Я работаю с детьми сорок лет, и вы не представляете, сколь многого достигли мои питомцы -- в самых различных сферах. -- Это грандиозно, миледи! -- восхитился Эраст Петрович. -- Но где же взять столько искусных педагогов? -- Я очень хорошо плачу своим учителям, ибо педагогика -- главнейшая из наук, -- с глубоким убеждением сказала баронесса."
(Борис Акунин, "Азазель")

Буду рад, если чем-то поможет.

Всех благ,
Леонид

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Здравствуйте, Леонид.

Приведенный Вами замечательный во многих отношениях отрывок напомнил мне цитату из классика:

Козьма Прутков wrote:

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Зная о такой возможности, я пытаюсь, по мере сил, не рубить сплеча, даже когда что-то кажется мне не вполне обоснованным или не очень доказанным. Лично я готов обсудить совершенно любые идеи, сколь бы они ни находились в противоречии с привычными представлениями.

Единственное, против чего я в данном случае возражаю категорически, - это подмена понятий: искусство называть наукой, догадку - законом, веру - знанием, убежденность - доказательством и т.д.

Но я понимаю, что разделить эти вещи часто бывает непросто. Ни ТРИЗ, ни формальная логика, ни диалектика, ни даже общий системный подход здесь не помощники: этому учит только опыт, причем - по моему личному опыту - только такой опыт, когда жизненно добиться понимания своей позиции со стороны других людей, не "где-нибудь, когда-нибудь", а "здесь и сейчас". Говоря тризовскими терминами, когда согласование системы с надсистемой является либо необходимым условием ее выживания, либо ка кону стоит слишком большой куш (не обязательно в денежном выражении). Тогда "почему-то" талант убеждения "просыпается" в нас исключительно легко. И столь же легко вскорости "засыпает". Быть может, в этом всё дело?

С уважением,

александр.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Leonid.

priven wrote:
Но я понимаю, что разделить эти вещи часто бывает непросто. Ни ТРИЗ, ни формальная логика, ни диалектика, ни даже общий системный подход здесь не помощники: этому учит только опыт, причем - по моему личному опыту - только такой опыт, когда жизненно добиться понимания своей позиции со стороны других людей, не "где-нибудь, когда-нибудь", а "здесь и сейчас". Говоря тризовскими терминами, когда согласование системы с надсистемой является либо необходимым условием ее выживания, либо ка кону стоит слишком большой куш (не обязательно в денежном выражении). Тогда "почему-то" талант убеждения "просыпается" в нас исключительно легко. И столь же легко вскорости "засыпает". Быть может, в этом всё дело?

Здравствуйте, Александр!

В передаче «Очевидное – невероятное» был такой эпиграф:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин

Вот только последнюю строку почему-то в передаче «вымарали» (http://www.youtube.com/watch?v=F_W9SCDYSGk)

Вы правы, в конечном итоге многое связано со стремлением выжить – как физически, так и духовно. Убедить другого – значит, найти соратника, получить поддержку, подкрепление, надежду на новые деловые (и личные) отношения. Да и просто хорошо заработать (сорвать куш?) тоже нередко означает гарантию выживания на определенный период времени. Все это возбуждает, способствует выделению энергии, повышению убедительности. Зажигает собеседника или слушателей. Все выдающиеся революционеры были и отъявленными (божьей милостью) ораторами и отличными изобретателями. Убеждать – это охота, спорт, жизнь в конечном итоге. Так что все сходится.

В ТРИЗ этот феномен просматривается на каждом шагу.

С уважением,
Леонид

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Фил.

Leonid wrote:

Вы правы, в конечном итоге многое связано со стремлением выжить – как физически, так и духовно. Убедить другого – значит, найти соратника, получить поддержку, подкрепление, надежду на новые деловые (и личные) отношения. Да и просто хорошо заработать (сорвать куш?) тоже нередко означает гарантию выживания на определенный период времени.

Иногда никакие аргументы и никакие ораторские таланты не помогают убедить другого. Этот случай описан у Ивана нашего, Крылова:
"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"
Вина считается доказанной. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Когда на кону кормушка, разум отключается. Люди перестают видеть очевидные вещи.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: ТРИЗ-fest 2010 Методологическая ...

Изображение пользователя Юлия.

Методика самого обучения, если я правильно поняла вопрос Александра, заключается в организации учебного процесса в течение двух семестров, в течение которых студентам предлагаются задачи разного уровня сложности, направленные на выработку у них различных методов решения вопросов вне зависимости от их уровня сложности, прохождение тестов с целью выявить наиболее яркие качества каждого студента в отдельности. Подобные тесты помогают преподавателю понять, как лучше направлять студента к поиску нужных решений, какие методы поиска решений могут оказаться для студента наиболее удобными в использоваии... В конце каждого семестра студентов ждал экзамен и сдача курсовой работы.

Subscribe to Comments for "ТРИЗ-fest 2010 Методологическая подготовка студентов как основа для рационального мышления"