Главная    Инструменты    Анализ и преобразование ТРИЗ методами ТРИЗ

Анализ и преобразование ТРИЗ методами ТРИЗ

А.Захаров

"... ухватился за косичку и вытянул себя вместе с конем из болота..."
Р.Распэ. Приключения барона Мюнхаузена

"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"
И.Ильф и Е.Петров. Двенадцать стульев.

"Объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции".
Г.С.Альтшуллер и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. Кишинев, "Картя Молдавеняскэ", 1989, с. 289, Принцип самообслуживания.

Вступление

На форуме ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ 7 апреля 2004 г. появилась тема "Разбор ТРИЗ методами ТРИЗ". Так, автор темы пишет:

"Сегодняшняя структура ТРИЗ:

  • Законы развития технических систем (ТС)

  • Информационный фонд

  • Вепольный анализ технических систем

  • Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ

  • Методы развития творческого воображения

    Рассмотрим ТРИЗ как систему для "производства изобретений"…" И начнем по порядку - проверим ее на "законы ТС".

    Но прозвучала в адрес автора суровая отповедь Георгия Соколова: "ТРИЗ сформирована на основе изучения изобретений, но отсюда не следует, что эти же закономерности приложимы к изучению ТРИЗ...".

    Похоже, Г.Соколов плохо читал основоположника ТРИЗ Г.С.Альтшулера: [1]

    "При изучении развития чисто технических систем был выработан ряд понятий и операций. А теперь с точки зрения этих понятий и операций можно рассматривать все прочие системы и на этой основе строить совершенно новые структуры. … Рассмотрим, например, естественно-научные теории. Основные законы развития технических систем действуют и в развитии этих теорий".

    Поэтому предлагаю не делать опрометчивых заявлений, а воспользоваться наработанным в ТРИЗ опытом и тщательно разобраться в заявленной теме.

    1. Функция(и) ТРИЗ

    Для начала выясним, что же делает система "ТРИЗ" с Пользователем. Для чего проанализируем:

  • как взаимодействуют Пользователь и Исследуемый объект,

  • что получается в итоге такого взаимодействия.

    Итог такого анализа представлен на Рис. 1. Не станем удивляться его элементарности - в процессах взаимодействия психики человека с объектами лучше всего не торопиться, выявлять детали постепенно.

    Рис. 1

    Описание в виде цепочки функций: "Исследуемый объект" меняет "мышление Пользователя", "мышление Пользователя" генерирует "Образ". [2]

    Чаще всего первое впечатление обманчиво, поэтому сгенерированный "Образ - Image" получил характеристику "false - не совсем правильный". Именно поэтому развились методы тщательного изучения объектов, именно для этого созданы многочисленные приборы, которые помогают получить и углубить знания об объекте.

    Одним из таких методов (подходов) изучения объектов и является ТРИЗ. Многочисленные примеры ее применения показывают, что полученные с помощью ТРИЗ описания конкретных объектов и направления их развития "вписываются" в направления развития техники, производства, общества и природы.

    Рис. 2

    Именно это и отмечено на Рис. 2: для правильного понимания (описания) исследуемого объекта и выработки предложений по его преобразованию необходимо "вооружить ум" знанием ТРИЗ. В результате генерируется более правильный "Образ" или "Система".

    Но все имеет свою цену. Положительная черта ТРИЗ, которая помогает детально исследовать объект - разнообразие инструментов, связана с отрицательной чертой - резкое повышение сложности ТРИЗ.

    Ладно бы повышалась сложность хоть как-то структурированной ТРИЗ. Но такой связности как раз и нет. Сегодня ТРИЗ представляет собой абсолютно произвольный набор инструментов. Например, только списков законов развития систем можно с десяток вариантов насчитать.

    ТРИЗ, как набор инструментов, может быть представлена

    Рис. 3

    где:

  • Analytical tools - инструменты исследования системы
  • Development tools - инструменты преобразования системы
  • Creativity tools - инструменты борьбы с психологической инерцией
  • Info DB - информационная база

    2. Недостатки ТРИЗ

    Если поместить на Рис. 3 элементы, входящие в состав указанных инструментов, [3] то картина резко усложнится. И на сегодняшнего пользователя эта сложность и "сваливается". Хорошо, если это пользователь со стажем, т.е. уже имеющий опыт изучения и применения ТРИЗ. А что делать в случае (само)обучения и приобретения опыта новичком?

    Таким образом, налицо проблема - усложнение ТРИЗ. Проявления сложности:

  • новичку требуется длительное время для того, чтобы стать ТРИЗ-экспертом

  • несвязность элементов, которая мешает понять ее общую логику, мешает искать идеи по развитию ТРИЗ → поиски места ТРИЗ среди других наук; отсутствие обобщающей компьютерной ТРИЗ-программы

  • попытки представить ТРИЗ в упрощенной форме (ASIT, сведение ТРИЗ к какому-либо одному инструменту, например, к Таблице и приемам разрешения)

    Что же необходимо сделать для разрешения этой проблемы?

    3. Описание ситуации и первичный анализ ТРИЗ

    Для исследования возможностей устранения отмеченных недостатков и преобразования ТРИЗ в универсальный, построенный по единому принципу инструмент исследования и преобразования систем, используем Универсальную Схему Эволюции (УСЭ), построенную на базе ТРИЗ.[4] Именно этим и будет реализована идея - проанализировать и преобразовать ТРИЗ методами ТРИЗ, т.е. описать ситуацию в ТРИЗ на сегодня, выявить и решить выявленные проблемы, чем и показать будущие состояния ТРИЗ, т.е. сделать прогноз ее развития.

    Применение Универсальной Схемы Эволюции начинается традиционно для любого метода исследования - с описания исходной ситуации.

    Рис. 4

    Исследуемая система - ТРИЗ; главная функция ТРИЗ - change User's mind - изменять мышление Пользователя.

    Далее логика программы так описывает ситуацию: наличие проблем означает снижение привлекательности ТРИЗ для Пользователя, т.е. ТРИЗ теряет свою жизнеспособность. Снижение жизнеспособности можно оценить через пониженную величину идеальности ТРИЗ (отношение полезных функций к вредным и затратным). Раз есть вредные и затратные функции, значит идеальность ниже возможной.

    4. Эволюция ТРИЗ

    Стадии эволюции и направления изменений TRIZ могут быть представлены Универсальной Схемой Эволюции.

    Рис. 5

    Представление хода развития конкретного объекта в виде схемы эволюции системы, претендующей на универсальность, должно быть подкреплено фактами - примерами развития по такой схеме самых разных объектов (природных, общественных, производственных, технических, научных, художественных и т.д.).

    Необходимо заметить - только после изучения некоторого количества таких примеров можно предположить, что эволюция действительно может быть представлена в виде такой схемы, и что этой схемой можно пользоваться для изучения эволюции любых систем, и переносить результаты на конкретные объекты. С каждым днем таких примеров можно найти все больше и больше.

    Пример развития ОбъектаПредставление развития Объекта с помощью УСЭ
    Режим непрерывной дарвиновской конкуренции за каждодневное выживание с помощью "клыков и зубов" сменился выживанием человека в информационных системах. Человечество как уникальное информационное сообщество Земли экспоненциальными темпами формирует электронную базу для прогресса и самостабилизации. [5]Физическое выживание → Информационное выживавание
    Проект компьютерной модели управления целостным адаптивным поведением анимата (естественного или искусственного организма).
    Система верхнего уровня соответствует главной цели организма - выживанию. Следующий уровень - целям достижения основных потребностей (питания, размножения, безопасности, накопления знаний). Более низкие уровни системы управления соответствуют тактическим целям поведения. [6]
    Пониженная жизнеспособность анимата (естественного или искусственного организма)  → Пониженная идеальность анимата → Совершенствование анимата или создание нового → Повышенная идеальность анимата → Повышенная жизнеспособность анимата
    В науке нет вечных теорий. Всегда происходит так, что некоторые факты, предсказанные теорией, опровергаются экспериментом. Всякая теория имеет свой период постепенного развития и триумфа, после которого она может испытать быстрый упадок. Почти всякий большой успех в науке возникает из кризиса старой теории, как результат попытки найти выход из создавшихся трудностей. [7]Пониженная жизнеспособность теории → Пониженная идеальность теории → Совершенствование теории или создание новой теории → Повышенная идеальность теории → Повышенная жизнеспособность теории
    Актерская игра по Дарвину [8]
    Технология Endorphin - мощный способ компьютерной имитации движений человека. Суть Endorphin в нейронных сетях, генетических алгоритмах и точнейшей физической модели.
    Работа с Endorphin начинается с настройки "робота"- трехмерной фигурки человека на экране. Поначалу она станет делать совсем не то, что нужно. Придется подождать. Каждый её следующий шаг будет другим. Тут в дело вступает искусственный отбор. Когда движения "робота" становятся лучше, его нужно поощрять. Несколько поощрений - и он сделает всё, что заказывали.
    Пониженная жизнеспособность рисунка фигурки человека на экране → Пониженная идеальность рисунка фигурки человека → Совершенствование рисунка фигурки человека или создание новой → Повышенная идеальность рисунка фигурки человека → Повышенная жизнеспособность рисунка фигурки человека
    Эпоха железных кинозвезд
    Пока от компьютерных моделей пострадали, главным образом, каскадёры. Судьба этой профессии печальна.
    "Рано или поздно нас заменят, - уверен бывший каскадёр Андреас Петридес, постановщик боевых сцен в новых сериях "Звёздных войн". Всё зависит от денег. Если компьютеры будут делать то же, что я, но дёшево, киностудии будут использовать их". Кроме того, как он отмечает, есть множество трюков, которые в действительности исполнить невозможно или крайне трудно и опасно. Как бы это ни было печально для его собратьев по цеху, виртуальные каскадёры делают это лучше.
    Пониженная жизнеспособность человека-каскадера → Пониженная идеальность человека-каскадера → Совершенствование человека-каскадера или создание виртуального каскадёра → Повышенная идеальность виртуального каскадёра → Повышенная жизнеспособность виртуального каскадёра

    На основании принципа "интуиции достаточности" [9] предположим, что приведенные примеры дают право считать схему применимой в нашем конкретном случае. Поэтому стадии эволюции и возможные направления изменений ТРИЗ следующие:

    Бл. 1. Пониженная жизнеспособность ТРИЗ (из-за присущих недостатков привлекательность ТРИЗ теряется → отказ от использования ТРИЗ или резкое снижение числа пользователей)

    Бл. 2. Пониженная идеальность ТРИЗ (вместе с очевидными достоинствами есть очевидные недостатки)

    Бл. 3. Создание новой ТРИЗ (если недостатков слишком много и ресурсов совершенствования нет)

    Бл. 4. Совершенствование существующей ТРИЗ (недостатков немного и ресурсы совершенствования есть)

    Бл. 5. Объединение существующих вариантов ТРИЗ (объединение достоинств и устранение недостатков существующих вариантов)

    Бл. 6 и 7. Выявление недостатков ТРИЗ, построение причинно-следственной сети недостатков, выявление ключевого недостатка.

    Бл. 8. Устранение ключевого недостатка.

    Бл. 9, 10, 11, 12 и 13 - усовершенствованная ТРИЗ (без недостатков → более идеальная → более жизнеспособная)

    Для уточнения направления изменений (куда переходить от бл. 2 - к бл. 3 или к бл. 4) проведем анализ S-образной кривой для ТРИЗ. Статистика распространения ТРИЗ ясно говорит, что ТРИЗ находится на 2 этапе жизненного цикла.

    Рис. 6

    5. Этап развития ТРИЗ на S-образной кривой

    Рис. 7

    Задачи 2-го этапа жизненного цикла:

  • Устранить недостатки ТРИЗ или снизить их число

  • Выявить пределы роста ТРИЗ

  • Цель в далекой перспективе - начать развитие новой ТРИЗ

    Два последних пункта тесно связаны - выявление пределов роста ТРИЗ проходит через выявление и формулирование ее принципа действия (ПД1) и переход к новому ПД2, что и означает создание новой ТРИЗ, т.е. буквально ее дальний прогноз.

    6. Принцип действия ТРИЗ

    Согласно определению, принцип действия лежит в основе выполнения главной функции системы. Вспомним, что главная функция ТРИЗ - "менять мышление" Пользователя. При более детальном представлении главной функции ТРИЗ, это означает прививать мышлению

    Свойства[10]Характеристика
    ЛогичностьИспользование элементарной логики; построение простых алгоритмов
    СистемностьУмение видеть систему, под- и надсистему; прошлое, настоящее и будущее указанных иерархических системных уровней
    ДиалектичностьУмение выявлять и разрешать противоречия в технике, в производстве (бизнес, наука, культура), в обществе и природе
    Нешаблонность (нетривиальность) мышленияУмение бороться с психологической инерцией (ПИ)
    ГибкостьУмение перестраивать модель (систему) при изменении ситуации
    Творческое воображениеСпособность представить обьект (предмет, процесс, ситуацию), не воспринимающийся органами чувств, в виде модели (системы)

    Можно возразить, что "... изменение мышления - это поле приложения не всей ТРИЗ, а только ее части".

    Исходя из Рис. 1 и 2, вся ТРИЗ меняет мышление человека: человек как бы получает "новые очки", через которые видит правильные аналитические процедуры, правильные процедуры преобразования системы и т.д. А принять сами новые процедуры и результат их применения помогают инструменты развития творческого воображения.

    Еще одно возможное возражение: "Часть ТРИЗ, посвященная закономерностям, стремится вообще обойтись без мышления".

    Здесь тонкий момент:

  • когда пользователь знакомится с закономерностями развития, то это именно преобразование мышления, он принимает новую, более правильную модель поведения исследуемых объектов, а,

  • когда пользователь применяет закономерности развития к системе, то здесь действительно речь о мышлении не идет! Как говорится, бери и применяй, НЕ ДУМАЯ.

    Это прямая аналогия с обучением и последующим применением формулы Виета:

  • ученик меняет свое мышление, когда его учат: корни квадратного уравнения можно искать не по интуиции или перебором, а по некоторому формальному правилу;

  • ученик применяет формулу НЕ ДУМАЯ, формально подставляя коэффициенты уравнения в формулу.

    Принцип действия ПД1 сегодняшней ТРИЗ мы найдем, если ответим на вопрос: Почему (На основе чего? С помощью чего?) удается изменить мышление Пользователя?

    Ответ будет таким: мышление Пользователя удается изменить на основе адекватности окружающего мира и преподносимой ТРИЗовской информации. ТРИЗ меняет дотризовское мышление на более правильное (вспомним Табл. 1) и, что особенно важно, помогает успешно использовать явления окружающего мира. Отсюда эффективность тризовских решений.

    Все люди - разные, поэтому даже самые простые истины люди воспринимают по-разному, и, естественно, пользуются этими истинами по-разному. ТРИЗ тоже не избежала этой участи - полного совпадения в воздействии ТРИЗ на мышление пользователей нет. Поэтому для получения объективного взгляда на объект, который необходимо изменять, необходимо устранение человека из этого процесса. Короче, необходимо устранить человека из процесса создания образа будущей ТРИЗ, т.е. требуется вытеснение человеческого мышления из системы создания образа изучаемой ТРИЗ.

    Так уже сейчас начинают проявляться, пусть и несколько небычные, черты будущей ТРИЗ, черты т.н. "портрета ответа". Но не будем торопиться. Посмотрим, что получится при дальнейшем изучении возможностей совершенствования ТРИЗ.

    Пропустим Бл. 4. УСЭ "Совершенствование существующей ТРИЗ" (недостатков немного и ресурсы совершенствования есть). Пропуск этого блока оправдан тем, что устранение недостатков даст краткосрочный прогноз ТРИЗ, а нас интересует прогноз дальний, принципиальные изменения подхода. Поэтому перейдем к экрану "Создание новой системы".

    7. Процеес создания новой системы

    Рис. 8

    Программа реализует известную цепочку "Потребность → Функция → Принцип действия → Система (дизайн, конструкция)".

    В боксах под элементами цепочки даны их общие определения:

  • Потребность - желание некоторых изменений в окружающем мире. Эти изменения обеспечивают более безопасные, устойчивые или более удобные условия жизни. Изменения реализуются с помощью выполнения функции.

  • Функция - взаимодействие между Системой (субъект) и Изделием (объект). При взаимодействии Система действует на объект функции (Изделие) и изменяет некоторый параметр Изделия. Функция осуществляется через принцип действия.

  • Принцип действия - эффект (физический, химический, биологический, психологический и т.д.), который используется для осуществления функции. Принцип Действия материализуется Системой (дизайном, конструкцией).

  • Система (дизайн, конструкция) - набор элементов, который на основе конкретного принципа действия выполняет конкретную функцию над объектом с целью удовлетворить конкретную потребность.

    При последовательном введении в программу конкретных определений для потребности, функции, принципа действия и дизайна (конструкции) эти определения собираются в определении для бокса "Система (дизайн, конструкция)". В результате, если все определения грамотно сформулированы и логично увязаны, получается грамотная и логичная фраза, описывающая Систему (дизайн, конструкцию).

    Определения системы, действия и объекта функции автоматически вводятся в Схему функции - этим осуществляется визуальный и смысловой контроль правильности формулировки функции.

    Определение системы и принципа ее действия автоматически вводятся в структуру "Система → Рабочий Орган ← Принцип действия" для облегчения поиска конкретного элемента "Рабочий орган" Системы.

    Содержание боксов в "компьютерной упаковке":

    Рис. 9

    Видно, что функция сформулировна верно: Система Х генерирует реальный (настоящий, истинный) образ исследуемой системы.

    Для структуры "Система Х → Рабочий Орган ← Адекватность вносимой информации окружающему мир" в качестве Рабочего Органа может быть предложен комплекс "Датчики информации+Система распознавания". Таким образом, "портрет ответа" - какой → ТРИЗ должна стать в отдаленном будущем, дополнен новыми элементами. Стоит сказать об "отдаленности" этого будущего.

    Термин "дальний прогноз" родился во времена, когда методы прогнозирования в основном полагались на экспертные оценки, имевшие субъективную основу. После составления прогноза специалисты следили за изменениями изучаемого объекта и отмечали совпадения или расхождения. Т.е. объект менялся со своей собственной скоростью. И понятно, что до спрогнозированных радикальных изменений, а именно они интересны, объект, если и "доползал", то за долгие годы.

    Прогноз же, сделаный с помощью ТРИЗ, т.е. с помощью объективных законов развития, принципиально другой. Он приводит к выявлению характеристик прогнозируемого объекта, которые тот обязательно приобретет. И речь совсем не идет о времени, когда это случится. Если набор характеристик известен, то ничто не мешает начать реализовывать его сразу же после прогноза. Если производство готово воспроизвести спрогнозированный объект (есть мощности, материалы и кадры), а общество готово принять этот объект, то "дальний" прогноз может быть реализован практически мгновенно!

    8. Полнота частей вновь созданной системы

    Теперь обратимся к программно реализованному закону полноты частей системы. Общий вид экрана

    Рис. 10

    Основная идея этого экрана:

  • представление элементов и связей, необходимых для выполнения системой своей главной функции

  • оценка качества функционирования элементов и связей

  • рекомендации по совершенствованию системы

    Последовательная подстановка в программу названия системы, изделия и Рабочего органа дает:

    Рис. 11

    Рис. 12

    После подстановки программа выдает рекомендации:

    • Проверьте Систему Х на наличие всех необходимых элементов и связей

    • Отсутствие любого необходимого элемента/связи или низкая эффективность упомянутых элементов/связей:

      • Понимание важности функционирования Системы Х;

      • Мотивация персонала, вовлеченного в функционирование Системы Х;

      • Набор правил (законов, регламентов, директив, традиций и т.д.) функционирования Системы Х, и

      • Комплекс "Набор датчиков + система распознования", который генерирует реальный (настоящий, истинный) образ исследуемой системы,

    • должны рассматриваться как вредные / нежелательные эффекты.

    Рекомендации на этом уровне иерархии предусматривают деятельность персонала, создающего набор правил (законов, регламентов и т.д.) функционирования Системы Х, и само функционирование Системы Х.

    9. "Портрет" Системы Х ("портрет" будущей ТРИЗ)

    Соберем воедино черты "портрета" Системы Х ("портрет" будущей ТРИЗ):

  • для получения объективного взгляда на объект, который необходимо изменять, необходимо устранить человека из процесса создания образа объекта;

  • Система Х - набор элементов, который на базе вносимой адекватной информации об окружающем мире, генерирует реальный (настоящий, истинный) образ исследуемой системы для последующего преобразования исследуемой системы с целью удовлетворить потребность Пользователя в жизни в понятном, устойчивом и удобном мире;

  • персонал создает набор правил (законов и т.д.) функционирования Системы Х;

  • функционирование Системы Х.

    Полученные черты, каким бы еретичным ни был этот вывод, слагаются в портрет системы Искусственного Интеллекта (ИИ):

  • ТРИЗ носит универсальный характер - решаются задачи из самых разных областей

  • Анализ алгоритма "Универсальная Схема Эволюции" неожиданно (!) показал ПОЛНОЕ совпадение с технологией "Генетический алгоритм", которая является ядром[12] программ ИИ.

    Отсюда и следует, что программой для ИИ вполне может стать ТРИЗовская компьютерная программа. Пусть сначала это будет всего лишь на 1% искусственный, а на 99% естественный интеллект. Но ведь и самолеты сначала управлялись только человеком, а со временем автопилот пришел в авиацию и занял свое место. И компьютер начался с узелков, абака и счетов. Главное - выбрать правильное направление.

    10. Несколько слов в подкрепление сказанного

    Считается, что система ИИ, однажды сделанная, должна становиться все более и более универсальной, что позволит ей все лучше и лучше выживать в непредсказуемом мире. Работы именно по "выращиванию" ИИ, т.е. по созданию и самоприспосабливанию программы к окружающему миру, ведутся: [13]

    Эксперимент по типу "демон Максвелла", помещенного в модель нервной системы (НС):

    Сообщение 1. "Я хочу выжить и, более того, хочу постоянно улучшать ощущение своего состояния".

    Выживание и улучшение ощущения состояния есть целевая функция управления нервной системы. В результате естественного отбора "приятные" ощущения в некоторых обстоятельствах должны соответствовать объективной пользе этих состояний для объекта управления.

    Сообщение 2. "Я должен активно действовать, чтобы находить новые возможности улучшать свое состояние".

    Сообщение 4. "Чтобы улучшить свое состояние, я должен найти способ управления - отыскать связи между моими действиями, показаниями датчиков и моими эмоциями". [14]

    Итак, сформулирована еще одна целевая функция: поиск и накопление знаний. Очевидно, что, чем больше знаний будет накоплено управляющей системой, тем более надежные способы выживания она сможет найти, тем успешнее сможет улучшать свое состояние. С другой стороны, чем дольше будет существовать объект, тем больше знаний он накопит. Поэтому обе целевые функции - выживание и накопление знаний - тесно связаны между собой.

    Из материалов и дискуссий об Искусственном Интеллекте [15]

  • …мышление это в целом умопостигательное поведение системы, направленное на выживание. Поэтому задача ИИ быть идеальной системой выработки нормативов поведения, применимой ко всевозможным инвариантам ситуаций в среде обитания.

  • Человек заведомо обладает интеллектом. Человек обзавелся интеллектом в ходе эволюции, и это был его инструмент в борьбе за выживание.

  • Один из перспективных и удобных путей продвижения к ИИ - ориентация на использование человеко-машинных систем. То есть таких систем, в которых человек и компьютер решают проблемы совместно, составляют единую команду. Ориентация на "совместный командный принцип работы" на практике приводит к тому, что "компьютерной части команды" постепенно передаются те функции, которые раньше возлагались на людей.

  • Интеллект - свойство материи, позволяющее ей (материи) осуществлять поиск оптимальных решений во времени и в пространстве, наилучшим образом удовлетворяющих условиям (доминанте) достижения цели.

  • Назовем интеллектом свойство выживать (выигрывать) в заданной глубоко структурируемой среде (не обязательно в нашем мире).

  • Сознание развилось как средство адаптации. Поэтому, изобретая адаптирующихся роботов, мы создаём разумные системы. Сначала они выглядят просто как адаптирующиеся программы. [16]

  • При формировании целевых функций учитывалось предназначение робота. Предполагалось, что созданная модель - это некоторое нулевое приближение робота-разведчика. У такого робота можно выделить две главные цели: (одна из них) - выжить в незнакомой среде как можно дольше... [17]

  • Методы эволюции аппаратных средств (эволюционный хардвер) обеспечивают самореконфигурацию, адаптивность и самообучение. Эво-хардвер, как ожидается, окажет сильное воздействие на космические системы и военные приложения, которые должны выжить и нормально функционировать длительное время в неизвестных, неблагоприятных и/или изменяющихся средах. [18]

    И еще интересно вспомнить рассказ Г.Альтова "Машина открытий". Тоже мысли навевает...

    Заключение

    1. Показана принципиальная возможность применения ТРИЗ к усовершенствованию самой себя.

    2. Получен прогноз развития ТРИЗ в виде: Классическая ТРИЗ (человеческий подход, разрозненные компьютерные программы реализации несвязанных инструментов ТРИЗ) → Универсальная Схема Эволюции (человеко-машинная универсальная программа USESoft) → Система ИИ.

    7 мая 2004 года [19]

    Бостон, Массачусеттс, США


    1. Сегодня по теме "Применение ТРИЗ вне техники" известны сотни (если уже не тысячи) реальных примеров. Один из последниих, особо примечательных - ТРИЗ в программировании: К.Лебедев и С.Сычев: "Как вспомнить "и так известное" http://www.triz-ri.ru/themes/method/creative/creative50.asp.

    2. Уточнение терминологии: исследуемый Объект в реальном мире → модель Объекта (Образ, Система) → исследование и преобразование модели (Образа, Системы) → перенесение свойств преобразованной модели (Образа, Системы) на исследуемый Объект → преобразованный Объект.

    3. Для Analytical tools - методы анализа Системы (компонентный, структурный, функциональный, потоковый и т.д.), для Development tools - методы преобразования Системы (приемы разрешения противоречий, линии развития по законам развития...).

    4. На первый взгляд это похоже на порочный круг - для прогноза развития ТРИЗ используем Схему, построенную на основе ТРИЗ. Но это не так: мы же не усматриваем каких-либо проблем в изготовлении орудий труда с помощью тех же орудий труда - следующие получаются лучше и лучше! УСЭ сегодня - это логичное и структурированное, с максимальным охватом всех известных инструментов, представление ТРИЗ. Поэтому применение Схемы эволюции к ТРИЗ приведет к выявлению новых дополнительных возможностей ее развития.

    5. В.Репин. Где кончается смерть и начинается жизнь. Эволюция по Дарвину сегодня превратилась в борьбу за выживание в информационных системах. # 15 (3128) 28 января 2004 г. http://www.ng.ru/science/2004-01-28/14_evolution.html

    6. Анохин К.В. и др. Проект "МОЗГ АНИМАТА": разработка модели адаптивного поведения на основе теории функциональных систем. http://dserv.keldysh.ru/pages/mrbur-web/publ/kol2.htm

    7. А.Эйнштейн и Л.Инфельд. Эволюция физики. М, "Молодая Гвардия", 1966, С. 71

    8. О.Парамонов. Агент Гэндальф. 22.1.2004. Компьютерра, http://www.computerra.ru/hitech/novat/31749/print.html

    9. По мере накопления результатов, которые в каждом конкретном случае соответствуют нашему утверждению, наступает момент, когда мы решаем - все, хватит, огромное количество фактов убедило, что мы имеем дело с общим законом. Это решение и есть интуиция достаточности. Закгейм А.Ю. Нужна ли вера ученому? ХиЖ, 11/2003, с. 20.

    10. Литвин С. Курс развития творческого воображения. УНТТ, Санкт-Петербург, 1996.

    11. ПД2 остался прежним, что в общем-то, неудивительно. Но дополнительно должно быть реализовано обязательное требование вытеснения человека из Системы Х.

    12. Google, results about 633,000 for genetic algorithm artificial intelligence

    13. Жданов А., Д.ф-м.н., зав. Отделом имитационных систем Института системного программирования РАН. Моделирование высшей нервной деятельности. Часть 1. НиЖ, 01/2000, сс. 58 - 64

    14. Во мне есть некий "оценщик состояний", который позволяет мне чувствовать свое состояние в терминах "великолепно - очень хорошо - так себе - плохо - очень плохо - невыносимо", а также изменение состояния в лучшую или худшую сторону.

    15. Андрей Плахов о проблеме создания искусственного интеллекта. http://www.membrana.ru/forum/articles.html?parent=1040072314#1040072314

    16. E.Kornienko. Опасно разумен. http://webcenter.ru/~korn/mind/danger.html

    17. А.Самарин. Модель адаптивного поведения мобильного робота, реализованная с использованием идей самоорганизации нейронных структур. http://wsni2003.narod.ru/Papers/Samarin.htm

    18. 2004 NASA/DoD Conference on Evolvable Hardware June 24- 26, 2004, Seattle, Washington, USA. http://ehw.jpl.nasa.gov/events/nasaeh04/

    19. Новая редакция - 26 августа 2005 года


  • Главная    Инструменты    Анализ и преобразование ТРИЗ методами ТРИЗ