Главная    Конференция    Схема ЗРТС и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления

Схема ЗРТС и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления

А.Захаров

Схема ЗРТС является общей Схемой этапов изучения и совершенствования систем. Поэтому Схеме должны соответствовать и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления. К основным таким методам мы обычно относим Мозговой штурм, Синектику, Метод контрольных вопросов, Метод фокальных объектов, Морфологический анализ. Но прежде всего для изучения и совершенствования систем применяется Метод проб и ошибок, т.е. МПиО тоже должен укладываться в предложенную Схему!

Получается, что все методы изучения систем и последующего их совершенствования - родные братья, у них общая основа - Схема ЗРТС.[1] Таким образом, появляется объективная основа сравнения разных методов: полнота прохода по блокам Схемы и полнота выполнения рекомендаций для каждого блока, поскольку разные методы по-разному проходят весь путь, "проскакивая" те или иные блоки.

Понятно, что наиболее сильный метод изучения и последующего совершенствования систем должен с максимальной полнотой отражаться в блоках и рекомендациях Схемы ЗРТС. И мы даже знаем, как этот метод называется - ТРИЗ. Но может оказаться так, что указанные неалгоритмические Методы, "проскакивая" отдельные блоки и рекомендации "изучательно-улучшательного" процесса систем, предлагают отдельные рекомендации лучше, чем ТРИЗ. ТРИЗ как бы многоборец, - набирает наибольшую сумму очков по всем видам (блокам и рекомендациям), а ведь могут быть методы-чемпионы в отдельных видах. Нельзя ли таким образом обогатить ТРИЗ!? И не в эту ли сторону предлагает посмотреть В.М.Герасимов?

Рассмотрим каждый из указанных методов, совместив их шаги с предложенной Схемой ЗРТС.

Пояснения к Схеме ЗРТС

1. Пониженная жизнеспособность Системы - Выявление проблемы, угрожающей выживанию системы.

Со стороны общества чувства по отношению к такой ТС выражаются в виде пожелания-предостережения, - либо меняйся, либо умирай, уступай место той системе, которая может делать то, что обществу нужно. История техники знает множество случаев, когда та или иная конструкция "не хотела" продолжать развиваться. Исход всегда был один - от такой конструкции отказывались.[2] Блоку 1 соответствует формулировка административного противоречия по Альтшуллеру: "Надо что-то делать!".

2. Пониженная идеальность Системы - Выявление пониженной идеальности системы (пониженное отношение полезных функций системы к затратным, вредным).

При переходе к блоку 2 выявляется причина тревоги, - оказывается у ТС низкая идеальность! Вот и нашлось на Схеме ЗРТС место для закона повышения идеальности ТС.[3]

3. Создание новой Системы (если Система с нужной функций либо не существует, либо у существующей Системы нет ресурсов) - Создание новой системы, для которой возникшая проблема выживания по выявленным факторам либо вообще не существует, либо не имеет значения, либо не так остра.

Этому блоку соответствует закон полноты частей ТС (наличие необходимого набора элементов и связей, их минимальная работоспособность).

4. Улучшение существующей Системы (если у Системы есть ресурсы) - Отбор среди существующих такой системы, для которой, при ее совершенствовании, возникшая проблема выживания по выявленным факторам либо не будет существовать, либо не будет иметь значения, либо будет не так остра.

5. Объединение существующих Систем (если у одной, двух или нескольких Систем нет ресурсов) - Выявление возможностей объединения (симбиоза) 2-х (или нескольких) систем.

Это еще один путь синтеза новой ТС - собрать ее из двух (или более) "выдохшихся" систем, когда в выбранной для совершенствования одной существующей системе при анализе выяснилось, - ресурсов совершенствования нет. Надо устранять выявленные внешние и внутренние НЭ, а элементы и связи ТС исчерпали возможности изменения (совершенствования, развития) на предыдущих циклах. Вот и происходит объединение систем (однородных; со сдвинутыми характеристиками, в т.ч. - альтернативных; разнородных; антисистем). Количества объединяемых (объединяющихся) систем нам знакомы: би-системы, поли-системы.

  • ТС объединяется с другой, но обязательно существующей ТС, и "любого возраста". Ведь часто объединяются даже ТС-"пенсионеры", чтобы взаимно поддержать друг друга.
  • ТС соединяется почти с любой ТС, а не только с той же ГПФ: объединение разнородных систем (часы + авторучка, компьютер + автомобиль), систем и анти-систем (система записи сигнала на пленку или на CD + система стирания сигнала…)
  • Естестественным, абсолютно необходимым получается переход от блока 4 "Улучшение существующей ТС" к блоку 5 "Объединение ТС", а от него - к блоку 3 "Создание новой ТС". Ведь получена новая система[4] , с новым системным качеством. И эта новая система (удовлетворив закону полноты частей), начинает новый цикл развития как существующая , что и показано переходом от блока 3 к блоку 4.

    6. Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия Системы с Надсистемой

    Деление на внешние и внутренние НЭ принципиально важно. В поиске и устранении в первую очередь внешних НЭ, т.е. рассогласований прежде всего рабочего органа ТС с элементами внешней среды (надсистемы), проявляется закон неравномерного развития ТС (или закон опережающего развития рабочего органа ТС). Поэтому и начинать надо с внешних связей и их недостатков. Точнее, они сами заставят конструктора в первую очередь уделить внимание им.

    Например, если обнаружится рассогласование между пилотом самолета и его креслом (НЭ - повышенная жесткость), - явно внутренний НЭ, то этот недостаток ТС "Самолет" как-нибудь переживет. Но если появится рассогласование между планером самолета (корпус + крылья + оперение) и воздушной средой[5] (НЭ - крыло отвалилось), - явно внешний НЭ, то этот недостаток ТС "Самолет" не переживет в прямом смысле этого слова.

    Блоки с 6 по 10 можно "спрятать" в блок 4 (на Схеме они остались незакрашенными, чтобы выделить их "особенность"). Их последовательность показывает процесс улучшения существующей ТС, это механизм процесса улучшения (выявить дефект - устранить дефект - получить объект без дефекта[6] ).

    7. Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия внутри самой Системы

    8. Изменение компонентов (элементов и/или связей) Системы - Изменения в системе, при которых выявленные внешние и внутренние факторы (нежелательные эффекты) либо отсутствуют, либо не имеют значения, либо их действие становится не столь острым.

    Указанному блоку 8 соответствует закон повышения динамичности ТС, который реализуется:

  • количественными и качественными изменениями элементов и связей ТС - переход от жестких элементов к элементам с шарнирами и эластичным, переход с макро- на микроуровень (использование все более глубоких свойств материи), вытеснение человека из ТС

  • изменением свойств ТС - проводимости, управляемости, живучести, ремонтопригодности и т.д.

  • изменением временнЫх процессов в ТС - переход к периодическим, импульсным, резонансным и т.д. процессам; переход к свойствам и параметрам ТС (масса, плотность, температура, проводимость, химические свойства и пр.), имеющим временной градиент.

  • пространственными изменениями ТС - переход к свойствам и параметрам (масса, плотность, температура, проводимость, химические свойства и пр.), имеющим пространственый градиент.

    "Изменение компонентов (элементов и связей) ТС" это и подразумевает. Причем, любое изменение, а не только с разрешением противоречий.

    9. Устранение вредных факторов (НЭ) взаимодействия Системы с Надсистемой - Установление факта, что внешние вредные факторы (НЭ) за счет изменения (динамизации) компонентов Системы либо исчезли, либо не имеют значения, либо их действие стало не столь острым.

    10. Устранение вредных факторов (НЭ) взаимодействия внутри самой Системы - Установление факта, что внутренние вредные факторы (НЭ) за счет изменения (динамизации) компонентов Системы либо исчезли, либо не имеют значения, либо их действие стало не столь острым.

    11. Улучшенная существующая Система - Установление факта улучшения Системы.

    После устранения НЭ (либо снижения их важности или остроты) получаем усовершенстованную существующую ТС, что и отмечается в блоке 11. Но это устранение НЭ (либо снижения их важности…) повышает отношение "функциональность / затраты", что и означает повышение идеальности ТС. А среди аналогичных ТС, т.е. систем, выполняющих одну и ту же функцию, всегда выбирают для использования ту, у которой выше идеальность.[7]

    В блоках 11, 12 и 13 мы как бы последовательно прикладываем к ТС три "линейки":

  • Первая служит для измерения числа недостатков в ТС. Их после всех процедур либо вообще нет (идеальный случай), либо значительно меньше, чем было в списке после блоков 6 и 7. Вывод 1-й линейки: ТС улучшилась.

  • Вторая служит для измерения величины отношения "функциональность/затраты", т.е. величины идеальности ТС. Могут быть разные взаимные комбинации для изменившихся Ф и З, но после всех процедур величина их отношения выросла. Вывод 2-й линейки: идеальность ТС повысилась.

  • Третья линейка служит для измерения величины жизнеспособности ТС. Системы с большей идеальностью, т.е. те, которые приносят больше пользы на "единицу хлопот", среди ТС-аналогов получают преимущество, и на этой основе выживают. Вывод 3-й линейки: жизнеспособность ТС повысилась.

    Общий вывод - всеми этими тремя характеристиками, связанными причинно-следственной цепочкой, ТС обладает одновременно . Эти характеристики разнесены по блокам 11 ("улучшенность"), 12 (идеальность) и 13 (жизнеспособность). Переходами в пАрах наглядно представлена иерархия Законов развития:

  • от ТС с пониженной жизнеспособностью (блок 1) → к ТС с повышенной жизнеспособностью (блок 13) - Закон повышения жизнеспособности Системы

  • от ТС с пониженной идеальностью (блок 2) → к ТС с повышенной идеальностью (блок 12) - Закон повышения идеальности Системы

  • от выявленных внешних НЭ по отношению к Системе (блок 6) → к устраненным внешним НЭ (блок 9) - Закон повышения (внешней) согласованности Системы

  • от выявленных внутренних НЭ Системы (блок 7) → к устраненным внутренним НЭ (блок 10) - Закон повышения (внутренней) согласованности Системы

    12. Система с повышенной идеальностью - Установление факта повышения идеальности Системы (повышение отношения полезных функций системы к затратным, вредным).

    13. Система с повышенной жизнеспособностью - Установление факта повышения жизнеспособности Системы: система получает преимущества по отношению к другим, не изменившимся в лучшую сторону системам.

    1. Схема ЗРТС и Метод проб и ошибок

    Конверторы[8] ремонтируют каждые 7-10 дней, - сгорает футеровка. Конвертор охлаждают, старую футеровку выламывают, выкладывают новую, - затраты времени и труда очень велики. Возникла идея - менять тигель конвертора целиком, но это очень сложно для такого многометрового сооружения.

    Итак, хорошая идея - быстрая замена тигля. Над этой проблемой долго размышлял изобретатель, к.т.н. В.Горелов, но конструкцию найти не удавалось, идея быстросменного тигля просто "умирала": "Проблема не поддавалась, шли пустые пробы…". Эта ситуация как раз и описывается блоком 1 Схемы Пониженная жизнеспособность Системы.

    Тут бы и перейти изобретателю к дальнейшему анализу, к блоку 2 Схемы Пониженная идеальность Системы, т.е. выявить низкое значение отношения "удобство ремонта / потери времени" для идеи быстросменной конструкции[9] … Но мы знаем из дальнейшего рассказа, что так не произошло.

    "Блуждая рассеянным взглядом по полкам магазина игрушек…" В.Горелов наткнулся на матрешек, форма которых, а особенно способ укладки одной в другую, подсказали ему способ реализации идеи конструкции. Если обратиться к Схеме, то понятно, что произошел перескок сразу к блоку 8 Изменение компонентов (элементов и связей) Системы - был предложен тигель, в который вкладывается чуть меньший корпус с футеровкой, т.е. было произведено такое изменение конструкции, при котором вредный внутренний фактор "неразъемное соединение футеровки и тигля" перестал существовать.

    За счет изменения (динамизации) ранее неразрывной связи "футеровка-тигель" было реализовано требующееся "удобство ремонта", а "потери времени" резко снизились при переходе от длительной замены только футеровки в тигле до быстрой замены футеровки вместе со вкладным корпусом. Это и означает последовательный проход по блокам 10, 11, 12 и 13: устранен внутренний НЭ → система улучшилась → ее идеальность повысилась → ее жизнеспособность повысилась.

    Но через некоторое время для этой системы обязательно начнется новый цикл совершенствования: появятся новые проблемы, снова жизнеспособность системы окажется под вопросом, т.е. произойдет переход к блоку 1 Схемы и т.д. Спираль развития…

    Еще несколько примеров совмещения Схемы и МПиО:

    СитуацияСоответствие Схеме, комментарий
    Максимальное измельчение материала наступает, когда в нем создаются растягивающие напряжения - т.е. когда микротрещины не залечиваются, а растут. Ученым НПО "Механобр" случайно (?) удалось добиться растяжения частиц дробящегося материала: неожиданно конусная дробилка стала выдавать сверхтонкий помол. Оказалось, что конус износился, стал совершать еще и маятниковое движение. Но специально создать такой привод не удалось…
    Однажды на молокозаводе (??) специалист по размолу заметил, что вал молочного сепаратора совершает нужное вращательно-маятниковое движение…[10]
    "…специально создать такой привод не удалось", - т.е. привод с нужными характеристиками умер. Эта ситуация описывается блоком 1 Схемы Пониженная жизнеспособность Системы[11]





    Перескок к блоку 8 Изменение компонентов (элементов и связей) Системы, - случайно найдена система с нужной кинематикой.
    Долго[12] не удавалось найти простой способ выгрузки грибницы из ферментера - зерно приходилось вычерпывать вручную.


    Случайно конструктор увидел мальчика, надувающего воздушный шарик, и появилась идея - поднять в ферментере давление, а потом сбросить его через штуцер, на штуцер одеть мешок: зерно с грибницей само "вылетает"...
    Ни разу проблему простой выгрузки грибницы из ферментера решить не удалось, - т.е. идеи, и, возможно, конструкции, умирали одна за одной. Эта ситуация описывается блоком 1 Схемы Пониженная жизнеспособность Системы.





    Перескок к блоку 8 Изменение компонентов (элементов и связей) Системы, - случайно найдена подсказка конструкции системы.
    Противоречие[13] для системы "отбойный молоток" - точечное разрушение породы, а площадь забоя большая, поэтому у отбойного молотка низкая производительность. С.Кишкашев перебрал десятки вариантов, но решение не находилось.
    Но однажды, когда жена начала красить валиком стену, мелькнула идея: цилиндр при качении разворачивается в плоскость! На трубу наварим зубья и покатим по забою, добавим вибрацию…
    Долгое время противоречие решить не удавалось, - т.е. идеи, и, возможно, конструкции, умирали одна за одной. Эта ситуация описывается блоком 1 Схемы Пониженная жизнеспособность Системы.





    Перескок к блоку 8 Изменение компонентов (элементов и связей) Системы, - случайно найдена подсказка конструкции системы.

    Вывод: поиск решений, нужных для улучшения какой-либо технической системы, с помощью МПиО укладывается в Схему, но реализуются только 2 шага из всего пути: выявляется проблема пониженной жизнеспособности системы и выбирается решение. Этот выбор человек осуществляет примитивным перебором вариантов, руководствуясь старыми представлениями и личным опытом, часто под влиянием случайных внешних подсказок.

    2. Схема ЗРТС и Мозговой штурм

    МШ представляет собой способ быстрого генерирования разнообразных идей, которые могут послужить основой для поиска решения проблемы. Основная идея МШ - идеям можно дать выход из подсознания, если расковать подсознание путем уменьшения влияния психологической инерции.

    Понятно, что и в случае использования Мозгового штурма поиск способов улучшения системы укладывается в Схему, и, как и при использовании МпиО, реализуются только 2 шага: выявляется проблема пониженной жизнеспособности системы и выдвигаются идеи решения. Но, благодаря правилам МШ, - запрет критики идей, подхватывание и развитие идей, раздельное выдвижение и оценка идей, - "прыжки" мысли носят более хаотический, непредсказуемый характер, количество выдвигаемых идей значительно больше. Отсюда и следует, что вероятность найти неожиданные решения выше.

    3. Схема ЗРТС и Синектика[14]

    Синектика - теория или система постановки и решения проблем, основанная на творческом мышлении, которая включает свободное использование метафор или аналогий при неформальном общении внутри тщательно подобранной небольшой группы людей, обладающих разными индивидуальными качествами и работающими в различных областях (Большой академический словарь Уэбстера, 9 изд., 1988).

    Синектика - научная попытка усовершенствовать Мозговой штурм, поэтому можно ожидать, что сходства у Синектики со Схемой будет больше, чем у МШ.

    В Синектике отмечается важность понимания задачи: первоначальные условия задачи не всегда ясны, нередко они подталкивают к поиску решения в неверном направлении, поэтому используются рекомендации:

  • Определить главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

  • Использовать наводящие вопросы (использование аналогий различных типов)

    Здесь уже явно прослеживатся сходство со Схемой, особенно в рекомендации "…определить главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы". Это ничто иное, как переход от блока 1 Схемы, в котором установлена проблематичность выживания системы:

  • К блоку 2 Схемы Пониженная идеальность Системы, в котором выявляется пониженное отношение полезных функций системы к затратным, вредным,

  • А затем к блокам 6 Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия Системы с Надсистемой и 7 Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия внутри самой Системы.[15]

    Поиск новых идей с помощью различного типа аналогий дает возможность:

  • увидеть, как решаются подобные задачи в других областях техники, в быту, в природе (прямая аналогия)

  • отождествить себя с технической системой и более точно представить себе проблемы, в ней возникающие (личная аналогия - эмпатия)

  • представить себе систему такой, какой ее хотелось бы видеть (фантастическая аналогия - например, система улучшается, меняется сама…)

  • охарактеризовать систему в парадоксальной, противоречивой форме, лучше выражающей суть проблемы (символическая аналогия).

    Налицо более систематический, чем при МШ, подход к поиску способов изменения системы, т.е. к реализации требований блока 8 Схемы.

    Вывод: поиск решений с помощью Синектики укладывается в Схему более полно. По крайней мере, есть рекомендации для блоков 2, 6, 7 и 8, что должно приводить к более тщательному изучению системы и более плодотворному поиску способов ее совершенствования.

    4. Схема ЗРТС и Метод контрольных вопросов

    МКВ позволяет генерировать новые идеи и решения, стимулировать их поток с помощью наводящих вопросов: по списку вопросов проще и быстрее охватить некоторое поле возможных вариантов решений.[16]

    Сопоставим вопрос и содержание блоков Схемы в таблице

    Вопросы№ блока Схемы[17] , содержание
    1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их. Блоки 11, 12 и 13
    2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.Блок 2
    3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.Блоки 6 и 7
    4. Набросать фантастические, биологические, экономические, химические, молекулярные и другие аналогии.Блок 8
    5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).Блок 8
    6. Попробовать различные виды материалов и виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и пр.; тепло, магнитную, электрическую энергию, свет, силу удара и т.д.Блок 8
    7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.Блоки 6 и 7
    8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленых в данном деле людей.Блок 8
    9. Устроить сумбурное обсуждение, особенно во время выпивки, выслушивая все и каждую идею без критики.Блок 8
    10. Попробовать "национальные" решения: экономное шотладское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.Блок 8
    11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, есть, пить, играть в теннис - все с ней.Психологическая настройка на поиск решения
    12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалки лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.Психологическая настройка на поиск решения
    13. Набросать таблицу цен, величин перемещений, типов материалов и т.д. для разных решений проблемы или ее частей: искать пробелы в решениях или новые комбинации.Блоки 6 и 7 (искать пробелы в решениях), и 5 (искать новые комбинации)
    14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.Блок 2
    15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и прочих параметров.Блок 8
    16. В воображении залезть внутрь механизма.Блок 7
    17.Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи, и, таким образом, создают нечто иное, уводя в сторону от нужного решения.Блоки 6 и 7
    18. Чья это проблема? Почему именно его?Блоки 1 и 2
    19. Кто столкнулся с этим первым? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?Блоки 1 и 2
    20. Кто еще решал эту проблему? Каких результатов он добился?Блок 8
    21. Определите общепринятые граничные условия и причины их установления.Блок 1

    Вывод: в МКВ прослеживается проход по всем блокам Схемы, только хаотичный. Т.е. МКВ явно можно усовершенствовать, расположив вопросы в порядке следования блоков Схемы ЗРТС!

    5. Схема ЗРТС и Метод фокальных объектов

    Основная идея метода - для подавления психологической инерции, связанной с изменением объекта исследования, перенести на него характеристики случайных объектов, и изменить согласно этим характеристикам.

    Алгоритм работы по МФО№ блока Схемы, содержание
    1. Выбрать объект, который необходимо усовершенствовать.Блок 1
    2. Сформулировать цель совершенствования объекта.Блок 2
    3. С помощью любой книги, словаря и пр. выбрать несколько (4 - 6) случайных слов (объектов).Выбор случайных объектов
    4. Определить признаки (свойства) выбранных объектов.Выбор характеристик случайных объектов
    5. Перенести выделенные признаки (свойства) на объект усовершенствования.Объединение характеристик случайных объектов и исходного объекта
    6. Выписать идеи, полученные при сочетании объекта усовершенствования с признаками случайных объектов.Блок 8
    7. Провести анализ полученных сочетаний и выбрать наиболее подходящие.Блоки 9 и 10

    Вывод: МФО действительно предназначен для подавления психологической инерции. Из набора блоков, которые используются, видно, что МФО - это усовершенствование Мозгового штурма, это инструмент усиления хаотичности и непредсказуемости "прыжков" мысли.

    6. Схема ЗРТС и Морфологический анализ

    Основная идея метода - с помощью комбинаторики получить все теоретически возможные варианты реализации системы с требуемой главной функцией. Для этого анализируют строение (морфологию) системы, выделяя в первую очередь основные элементы. Далее составляют список всех формально возможных способов выполнения элементов. После этого рассматривают все возможные сочетания изменяемых параметров (элементов) системы.

    Алгоритм работы с помощью МА№ блока Схемы, содержание
    1. Сформулировать задачу.Блок 1
    2. Составить список всех признаков или характеристик (элементов), от которых зависит решение задачи
    - А; Б; В; Г ....
    Блок 2
    3. По каждому списку признаков или характеристик (элементов) составить возможные варианты их исполнения
    - А1; А2; А3; ...., Б1;Б2 ;Б3; ...., В1; В2; В3; ....
     
    4. Составить матрицы (таблицы) из всех взятых за основу признаков (характеристик), вариантов и подвариантов. 
    5. Перебор возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых.Блоки 8, 9 и 10

    Вывод: МА - это инструмент "соединения несоединяемого", формально заставляющий просматривать все возможные варианты объединения элементов системы. Из набора используемых блоков Схемы следует, что МА - это усовершенствование Мозгового штурма.

    Заключение

    1. Показана основа единства ТРИЗ и неалгоритмических Методов активизации творческого мышления - Схема ЗРТС.

    2. Методом, наиболее близким к инструментам ТРИЗ, является Метод контрольных вопросов, который может быть усовершенствован.

    3. Возможно объединение шагов разных Методов, относящихся к одному и тому же блоку Схемы ЗРТС, с целью получить интегральный метод активизации творческого мышления. Этот интегральный метод можно использовать как дополнение к инструментам ТРИЗ.

    Январь 1999 г.
    Бостон, США


    [1] Раньше отмечалось, что указанные неалгоритмические методы "выросли" из МПиО в попытках усовершенствовать последний, но о родстве с ТРИЗ речи не шло. Похоже, что просто не было основы.

    [2] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., "Московский рабочий", 1973, с. 243

    [3] Для закона повышения жизнеспособности ТС место тоже есть. Если ответить на вопрос: "А для чего повышение идеальности?".

    [4] Пусть нас не смущает, что получена она из хорошо известных существующих. Именно получение нового свойства, которое отсутствовало у отдельных составных частей, и знаменует рождение системы . Вспомним классическую задачу о скреплении (склеивании) ломких пластин в единый блок для обработки…

    [5] Если более строго, то с требованиями условий перемещения в воздушной среде, т.е. с требованиями аэродинамики.

    [6] Кстати, это универсальная цепочка операций любой технологии: контрольно-измерительная операция (выявить дефект) - исправительная (устранить дефект) - создающая (получить объект без дефекта).

    [7] Товар или услугу мы выбираем именно по идеальности - получше и подешевле. Выбрали с наилучшим с нашей точки зрения соотношением "качество/цена", купили. А что же произошло с теми аналогичными товарами или услугами, которые мы не купили? Они для нас уже не существуют, т.е. они для нас просто "умерли".

    [8] Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., "Советское радио", 1979, сер "Кибернетика", с. 137

    [9] Именно это и советует сделать Г.С.Альтшуллер! См там же.

    [10] Можайский М. Кладезь молочного сепаратора. "Изобретатель и рационализатор", 6/89, с. 19

    [11] Если, конечно, к "умер" подходит определение - пониженная жизнеспособность…

    [12] Ефремов Н. Почему нет шампиньонов? "Изобретатель и рационализатор", 2/87, с. 8

    [13] Константинова С. Изобретатель в разрезе. "Изобретатель и рационализатор", 9/88, с. 29

    [14] Джонс, Дж. К. Методы проектирования. М., "Мир", с. 246

    [15] Правда, в Синектике речь не идет о делении НЭ на внешние и внутренние.

    [16] Приведен список вопросов английского изобретателя Т.Эйлоарта, один из наиболее полных и удачных. "Изобретатель и рационализатор", 5/70, с.32

    [17] Возможно, однозначного совпадения и не будет, поскольку вопросы часто носят широкий характер.


  • Главная    Конференция    Схема ЗРТС и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления