Ознакомился недавно с результатами одного опроса израильских школьников. Они оказались довольно интересными. Но... сначала дайте свои ответы на некоторые из вопросов.
1. Помогают ли информациионные технологии в обучении?
2. Какой основной источник информации, которым пользуются школьники при выполнении домашних заданий (если выполняют, конечно)?
3. Каков источник углубления и расширения заний у школьников занимает первое место?
4. Обучают ли в школе искать нужную информации?
5. Обучают ли школа оценивать информацию?
6. Школа обучает создавать или потреблять информацию?
7. Умеют ли учителя пользоваться информационными технологиями для обучения?
А потом обсудим...
Re: Разве проблема в недостаточном обучении творчеству?
1. Не знаю
2. Не знаю, предполагаю, что списывание у соседа
3. Не знаю, предполагаю, что общение со сверстниками
4. Нет. В институте - тоже нет. В аспирантуре - немножко.
5. Нет, и не надо. В институте - тоже нет, но кое-где, может быть, и да. В аспирантуре - тоже нет, но очень бы хотелось, чтобы было да.
6. Зависит от интерпретации термина "информация". Если имеется в виду знание - то однозначно потреблять. Если тексты - то однозначно создавать. Если что-то иное - могут быть варианты.
7. Не знаю, предполагаю, что не очень
Re: Разве проблема в недостаточном обучении творчеству?
1) Да, ускоряют поиск информации, позволяют быть в курсе последних достижений.
2) Родители
3) Думаю, что интернет, если есть доступ, а если нет, то опять родители и сверстники.
4) Вроде да
5) Вроде да
6) Без понятия
7) Попробовали бы они не уметь.
Хотелось бы поднять похожую тему о решении задач вообще. Почему именно изобретательские задачи? Нужно учить решать задачи вообще. По какому алгоритму решаются школьные и институтские задачи я не понимаю. Просто решаются и всё. Обучают решать их с помощью аналогии. Допустим, решат похожую задачу и говорят, чтобы решили такую же, но с другими параметрами. В этом и состоит процесс обучения в школе и именно из-за такого процесса обучения я и не поступил в тот институт, в который хотел (физтех в Долгопрудном). На вступительных экзаменах предлагались задачи, которые не то, что решить, а понять условие задачи было очень трудно. Естественно это были не стандартные школьные задачи, а как минимум задачи школьных "олимпиад". Тем не менее, подозреваю, что решались они на базе простой школьной программы. Только в какой школе преподают такую программу?
Re: Разве проблема в недостаточном обучении творчеству?
Исследование дало следующие результаты:
1. Помогают ли информациионные технологии в обучении? - 72% ответили "да"
2. Какой основной источник информации, которым пользуются школьники при выполнении домашних заданий (если выполняют, конечно)? - на первом месте (45 %) оказалась "википедия"
3. Какой источник углубления и расширения заний у школьников занимает первое место? - на первом месте оказалось общение в фэйсбуке, а википедия на одном из последних.
4. Обучают ли в школе искать нужную информации? - 42 % ответили "нет"
5. Обучают ли школа оценивать информацию? - 51 % ответил "нет"
6. Школа обучает создавать или потреблять информацию? 78 % ответили, что не обучает (имеется в виду блоги, посты, фильмы и т.д.)
7. Умеют ли учителя пользоваться информационными технологиями для обучения? - не очень-то
Вообще-то исследование занимает 50 почти "обезвоженных" страниц - таблицы, графики... Выборка - более 600 человек возрастом от 12 до 17 лет.
Re: Разве проблема в недостаточном обучении творчеству?
А не задавались ли респондентам вопросы: "А нужно ли, чтобы школа обучала... ?" - и далее по списку.
Re: Разве проблема в недостаточном обучении творчеству?
По некоторым вопросам задавались. И тут иногда возникало противоречие. На вопрос "Как влияет на атмосферу в классе и на обучение то, что учителя находятся у вас в списке "друзей" в социальных сетях ?" большинство ответило, что улучшает - 38% (сильно) + 27% (средне) + 34% (мало). При этом на вопрос "А заинтересованы ли вы иметь в списке "друзей" ваших учителей в социальных сетях ?" большинство (70%) ответило, что нет.
Для меня откровением стало, что главный источник информации при подготовке домашних заданий (в Израиле по крайней мере) не учебники и рабочие тетради, а википдия (45%), поиковики и интернет сайты (35%), фильмы по теме на интернете (17%), "эксперты: - друзья и знакомые, которые "знают" (43%), социальные сети (37%), форум на интернет сайте школы (11%) Также стало откровением и то, что основными источниками углубления и приобретения новых знаний являются социальные сети вроде фэйсбука (55%), "эксперты: - друзья и знакомые, которые "знают" (50%), поиковики и интернет сайты (42%), фильмы по теме на интернете (39%) и википедия (31%)
Это многое говорит о том, как должна измениться роль учителя в нашу информационную эпоху.