Эволюция преподавания ТРИЗ

-«И ты думаешь, тебя приведут  к учителю, который поможет тебе?

-Если не случится так, что этим учителем окажусь я сам, тогда да.

-Может, таки случится, сказал он».

Ричард Бах «Иллюзии».

 

В течение нескольких лет я наблюдал удивительную картину, которой я в то время не придал того значения и внимания, которое оно заслуживало. Скажу откровенно, была небольшая зависть  ревность, небольшая обида, все это было ощутимо, кроме того что это была новая форма общения учитель-ученик.

Новая форма для меня, для участников обучения, но она существовала в восточных единоборствах, наверно несколько столетий, о чем написано в руководствах по борьбе У-ШУ, АЙКИДО и т.д. Что было у нас? Генрих приглашал на те занятия, которые он проводил, несколько человек - стажеров, которые приезжали к нему и они ему помогали в подготовке в проведении занятий, и т.д. Конечно, все были в выигрыше! Помощники слушали и видели работу автора ТРИЗ. И эти занятия расширяли у них представление о ТРИЗ. Они решали новые задачи, они сочиняли, например, плакаты, и тут же их исполняли, и наконец, они общались и более того спорили с Учителем , и не всегда безуспешно, И естественно одновременно обогащались обе стороны! Конечно, можно предположить, что все это происходило бесконфликтно и дружелюбно. Однако можно отметить, что некоторые шероховатости были, ведь все происходило в реальном процессе. С нашей стороны с Генрихом ездили А.Кудрявцев, Б.Злотин, С.Литвин, В.Герасимов, В.Петров, я больше не помню, хотя наверняка были и еще люди, прошедшие этот вид тренировки и взаимодействия. Но эти поездки остались в их памяти как радостные дни общения  с Учителем. Эти помощники, прошли дополнительный курс обучения, или стажировку, они поработали как бы на равных с Учителем и цены такому курсу нет.

Не буду хвастаться, но сам я за  все время преподавания и после окончания обучения  со слушателями поддерживал дружеские, деловые отношения. Правда, один раз был случай, когда наши слушатели пришли на следующий год и потребовали дальнейшего обучения, Я не знал, что делать.

Приведу еще один  пример, как я его себе представляю. Уже в процессе занятий  появился новый молодой человек, который был тщательно и аккуратно одет и домашнее задание выполнял  на компьютере, что было тогда большой редкостью. После занятий я попросил этого молодого человека подойти и рассказать о себе. Это был инженер механик, капитан первого ранга, который демобилизовался с флота. Я попросил его посылать своих знакомых к нам на обучение, что он и сделал. Я знаю, что он многим помог найти свое место в жизни и помогал как учитель! Впоследствии он преподавал ТРИЗ в военно - морской Академии, и лишил флот одного адмирала забрав его в «Алгоритм» Всеми этими примерами я хочу показать, что САМА ЖИЗНЬ подсказывает, как надо двигаться в обучении ТРИЗ, но мы порой не слышим! Если нарисовать картину крупными мазками то она будет выглядеть так.

1. Главная задача- научить правильно эффективно думать,  начиная от решения  технических задач, и кончая решением научных проблем.

2. Найти Учителя, который должен проводить воспитательную работу по вопросам решения задач, преподаванию. исследованию ТРИЗ, психологии, общению и т д.

3. Пройти курс обучения, обязательно с защитой диплома. Этим часто пренебрегают, вроде бы знания получены, а диплом все равно не официальный… На самом деле именно при написании диплома формируется цельный образ применения инструментов.

4. Конечно, каждый выпускник должен овладеть  способностью формулировать противоречия. Однажды я зашел в СКТБ, где приехав из Кореи побывал В.Леняшин во время своего отпуска и спросил  сотрудников, как он им понравился. Они мне ответили, что Вася стал какой- то странный - все время говорит противоречиями. Я этот случай вспомнил сегодня, когда вдруг услышал по Евровидению такую знакомую формулировку противоречия по поводу инсулина.  Меня поразило, что я первый раз по ТV услышал сформулированное противоречие. ТV делает успехи!

5. В ТРИЗ должны войти подсказки облегчающие поиск задач, требующих решения, дополнительные подсказки, например, противоположный эксперимент, противоположный подход В.Герасимова (если в результате борьбы прошел какой то процесс, то следует поискать результаты борьбы) и другие.

Возьму пример из картотеки А.Захарова:

« В прошлом году исследователи Медицинского центра (университет Чикаго) показали, что клетки человека могут синхронизировать свои внутренние химические процессы, хотя они были механически, химически и электрически изолированы друг от друга.  Клетки, казалось, общались посредством обмена фотонами.

Разные другие группы показали сходные эффекты. Многие клетки, кажется, испускают фотоны в видимом и УФ -диапазоне в количестве около 10 фотон/см2, что не может быть объяснено обычной термодинамической эмиссией. Другие данные показывают, что эта форма оптической связи может увеличить скорость митоза в клетках на 50%. Так как же они это делают?

В настоящее время Сергей  Майбуров (Физический институт им. Лебедева, Москва) выдвигает идею, что оптическая связь – это естественный процесс в клетках, который может быть объяснен на основе того, что уже известно о функциях клеток. Он отмечает, что биологам давно известно - фотоны играют центральную роль в биохимии многих растений и бактериальных клеток.

Основная идея, выдвинутая в 60-х гг., заключается в том, что видимые или УФ -фотоны проникают в клетку и стимулируют рождение экситонов - электронно-дырочной пары – на некоторых длинноцепочечных   молекулах. Экситон перемещается вдоль молекулы, влияя на её реакцию с другими объектами в клетке. Это теория, на которой основан фотосинтез».

Что удивляет?  Вот текст -«Многие клетки, кажется, испускают фотоны в видимом и УФ- диапазоне». Возможно, что этот процесс излучения является следствием или результатом борьбы противоположностей?

 

Я, привел, как уже писал, картину построения обучения крупными мазками. Я приглашаю всех желающих присоединиться к этой работе – давайте определим, что еще надо сделать, чтобы перейти на другой эволюционный уровень обучения ТРИЗ.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Итак, мы находимся на первом этапе развития. Если я правильно понимаю ЗРТС, основных задач на этом этапе в принципе всего две: добиться жизнеспособности системы (чтобы она хоть как-то выполняла свою функцию) и затем резко повысить проводимость потоков, то есть - устранить ненужные препятствия, сопротивления, канализовать потоки и т.д.

Будем (условно) считать, что с первой из этих задач худо-бедно справились. Есть положительный опыт, есть кое-какие методики и т.д.

Принципиальнейший недостаток я сейчас вижу в том, что всё, что я вижу на этот счет, предполагает, в той или иной мере, участие энтузиастов-учителей. Если в начале первого этапа это было преимуществом, то в конце - уже недостаток! Нужно ведь стремиться к тому, чтобы самый обычный школьный учитель мог читать этот предмет обычным ученикам.

Для образовательной методики учитель - это то самое "изделие", которое нельзя менять! Попыток его изменения я знаю множество (о некоторых из них немного рассказал Александр Ромащук), но ведь все они закончились в итоге ничем - если говорить о массовой школе. Помните "движение учителей-новаторов"? Даже самый лучший из них, Шаталов (лучший по многим причинам, в том числе и по методологическим), так в итоге ничего и не смог изменить. Не смог и не сможет никогда именно потому, что нельзя требовать измениться от учителя массовой школы. Это - константа, а не переменная!

И, с другой стороны, без энтузиастов новое дело все равно не пойдет, как ни крути. Такое вот противоречие: энтузиаст должен быть, чтобы обеспечивать новации (по-другому ни у кого не получается), и энтузиаста не должно быть, чтобы распространить обучение на массовую школу (по-другому тоже ни у кого еще не получалось).

Алексей на соседней ветке упоминал про то, чтобы энтузиастов привлечь для разработки новых методов обучения творческим дисциплинам. Быть может, что-то и получится, но я весьма скептично смотрю на это направление применительно к общеобразовательной школе (в вузе - да, возможно, хотя и там это бешено сложно).

Как мне кажется, скорее надо приспосабливать все же себя к системе, чем систему к себе, - потому что первый этап развития, и законы вспять все равно не повернуть.

А что хорошего есть в нынешней системе обучения? Какие скрытые, никем не используемые ресурсы в ней есть? А может быть, они и используются? Есть же, в конце концов, уроки труда (как бы они формально ни назывались), пения, рисования, физкультуры - и их проводят совершенно обычные учителя, и как-то худо-бедно чему-то учат, а там без творчества никак не получится в любом случае.

В общем, я вижу главную задачу разработки новых методик, ориентированных на общеобразовательную школу, именно в том, чтобы приспособиться самим к традиционной системе обучения, а не начинать сразу создавать свою (как Фил). Не менять систему - а менять себя в рамках существующей системы.

Это "не по-новаторски", "не творчески", "застойно" - какие хотите ярлыки вешайте. Но надо определиться все же, чего мы хотим: показать себя и свои индивидуальные умения, замешенные на личном мастерстве и энтузиазме? Или попытаться сделать все-таки так, чтобы данную дисциплину можно было преподавать и БЕЗ личного мастерства, и БЕЗ энтузиазма, и, простите, БЕЗ излишнего творчества со стороны учителя? Я - совершенно однозначно именно за второй вариант. А первый - как ни крути - только лишь "для индивидуального пользования" и "без права передачи другим лицам"...

Нельзя строить методику массового обучения в расчете на "хорошего учителя". Можно - только в расчете такого, какой он сейчас есть. Почему-то в технике мы хорошо понимаем, что нельзя "закладывать" в конструкцию несществующие материалы, пока они не созданы. А вот в педагогике понять то же самое не хотим. Нам кажется, что учитель - это тоже человек, которого (как и нас, как нам кажется) можно "изменить к лучшему". Вот это я и считаю самой главной ошибкой всех учителей-новаторов...

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

priven wrote:
Итак, мы находимся на первом этапе развития. Если я правильно понимаю ЗРТС, основных задач на этом этапе в принципе всего две: добиться жизнеспособности системы (чтобы она хоть как-то выполняла свою функцию) и затем резко повысить проводимость потоков, то есть - устранить ненужные препятствия, сопротивления, канализовать потоки и т.д.
Будем (условно) считать, что с первой из этих задач худо-бедно справились. Есть положительный опыт, есть кое-какие методики и т.д.
На первом этапе задача всего одна.
Но мы не на первом этапе.
Quote:
Принципиальнейший недостаток я сейчас вижу в том, что всё, что я вижу на этот счет, предполагает, в той или иной мере, участие энтузиастов-учителей. Если в начале первого этапа это было преимуществом, то в конце - уже недостаток! Нужно ведь стремиться к тому, чтобы самый обычный школьный учитель мог читать этот предмет обычным ученикам.
Хорошо бы сначала определиться, что мы вообще обсуждаем. По моему В.В.Митрофанов не имел в виду школьное образование. Речь у него шла о подготовку профессионалов - решателей.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Quote:
Основная идея, выдвинутая в 60-х гг., заключается в том, что видимые или УФ -фотоны проникают в клетку и стимулируют рождение экситонов - электронно-дырочной пары – на некоторых длинноцепочечных молекулах. Экситон перемещается вдоль молекулы, влияя на её реакцию с другими объектами в клетке. Это теория, на которой основан фотосинтез».

Для того чтобы возникала электронно-дырочная пара человек или растение должен быть сделан из карбида кремния, например, как терминатор?
Читаем честно про фотосинтез

Quote:
На первом этапе происходит поглощение квантов света пигментами, их переход в возбуждённое состояние и передача энергии к другим молекулам фотосистемы. На втором этапе происходит разделение зарядов в реакционном центре, перенос электронов по фотосинтетической электронотранспортной цепи, что заканчивается синтезом АТФ и НАДФН. Первые два этапа вместе называют светозависимой стадией фотосинтеза. Третий этап происходит уже без обязательного участия света и включает в себя биохимические реакции синтеза органических веществ с использованием энергии, накопленной на светозависимой стадии. Чаще всего в качестве таких реакций рассматривается цикл Кальвина и глюкогенез, образование сахаров и крахмала из углекислого газа воздуха.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотосинтез
Что за бред про электронно-дырочную пару и экситоны?

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Андрей Трошин wrote:

Quote:
На первом этапе происходит поглощение квантов света пигментами, их переход в возбуждённое состояние и передача энергии к другим молекулам фотосистемы.

Что за бред про электронно-дырочную пару и экситоны?

Тщательнее надо, Андрей, тщательнее. Помимо Вики есть и иные источники знаний. В приведенном Вами тексте поглощению света уделено полтора слова. Там просто не успели рассказать про это подробнее.
Там написано про "поглощение и переход в возбужденное состояние", в исходно цитируемом тексте про рождение электронно дырочной пары. Можно и на ином уровне детализации про это рассказать.

Но даже из самых общих соображений - если Вы согласны с тем, что фотон, поглощенный молекулой, обратимо меняет ее, приводит ее в возбужденное (энергетически насыщенное ) состояние, то что-то же меняется в этой молекуле?

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Разумеется надо тщательнее с курсом физики про типы проводимости в веществе и терминологической эквилибристикой. C какого это перепугу молекулы вещества, не являющегося полупроводником вдруг стали иметь электронно-дырочную проводимость? И Вики здесь ни при чём. Курс Электрорадиоматериалы под ред, Пасынкова надеюсь помните.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Андрей, уж тщательней, так тщательней: что еще за "электронно-дырочная проводимость" и где? Неужели в полупроводниках?
Что же до электрон-дырочных пар в процессе фотосинтеза,почитайте, например, http://chem.kstu.ru/butlerov_comm/vol1/cd-a1/data/jchem&cs/russian/n4/ap...

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя blandux.

Андрей Трошин wrote:
Разумеется надо тщательнее с курсом физики про типы проводимости в веществе и терминологической эквилибристикой. C какого это перепугу молекулы вещества, не являющегося полупроводником вдруг стали иметь электронно-дырочную проводимость? И Вики здесь ни при чём. Курс Электрорадиоматериалы под ред, Пасынкова надеюсь помните.

Не понимаю в чём вопрос. Разве известно что такое "дырки"? Разве они эксперементально найдены? Это условное обозначение того, что наука не понимает. Никаких дырок, являющихся переносчиками заряда в природе нет (или у Вас другие данные?). Просто удобно использовать такое понятие, пока знаний не хватает. И зачем утверждать, что этого нет в растениях, если всё равно объяснить чего именно нет Вы не в силах. Просто "электронно дырочная проводимость" как термин используется именно при рассмотрении полупроводников. Кстати, отчего бы не предположить, что те же диоды и транзисторы могут существовать в живой материи, просто надо рассмотреть её под таким углом зрения. Слышал, что создаётся биокомпьютер, как думаете из чего?

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:

В общем, я вижу главную задачу разработки новых методик, ориентированных на общеобразовательную школу, именно в том, чтобы приспособиться самим к традиционной системе обучения, а не начинать сразу создавать свою (как Фил). Не менять систему - а менять себя в рамках существующей системы.


Существующая российская образовательная система стремительно деградирует. Попытка приспособления к такой системе означает согласие на совместную деградацию. Путь ТРИЗ-педагогики - это формуировка ИКР и построение программы его достижения.
Если Вам не нравиться ИКР, сформулированный мной, формулируйте свой, будем обсуждать. Но агитировать за деградацию, по-моему не совсем порядочно, не совсем этично для ученого Вашего уровня.
priven wrote:

Нельзя строить методику массового обучения в расчете на "хорошего учителя". Можно - только в расчете такого, какой он сейчас есть.

А можно строить методику массового обучения в расчете на учителя, подготовленного по программе ТРИЗ-педагогики, если развернуть такую подготовку в широких масштабах?
priven wrote:

Почему-то в технике мы хорошо понимаем, что нельзя "закладывать" в конструкцию несществующие материалы, пока они не созданы. А вот в педагогике понять то же самое не хотим. Нам кажется, что учитель - это тоже человек, которого (как и нас, как нам кажется) можно "изменить к лучшему". Вот это я и считаю самой главной ошибкой всех учителей-новаторов...


Модель хорошего ТРИЗ-педагога уже есть. Так что можно "закладывать" в конструкцию ТРИЗ-педагогики этом материал. Смотрите главу "Ступени подготовки педагогов" в статье:

http://bakalibriki.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=31&Itemi...

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

</p> <p>Митрофанов В.В. wrote:

Я, привел, как уже писал, картину построения обучения крупными мазками. Я приглашаю всех желающих присоединиться к этой работе – давайте определим, что еще надо сделать, чтобы перейти на другой эволюционный уровень обучения ТРИЗ.

 


Другой, более высокий эволюционный уровень обучения ТРИЗ - это система специализированных негосударственных учебных заведений нового типа - Институтов творчества. http://bakalibriki.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=31&Itemi...

http://bakalibriki.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54&Itemi...

И никаких гвоздей! ( только "Шпингалеты" )

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

http://www.ves.lv/article/119112

Quote:
...Вызубрил я этот текст, прихожу в студию, Ябукович вопрос задает:
- “Слово из шести букв. Воинское звание маршала Рыбалко”.
Я говорю:
- Какое звание у маршала, я вам затрудняюсь ответить, зато могу сказать, где производят лучшие в мире шпингалеты! Улица Цюрюпы 15, телефон 9-18, факс 4-12, добавочный 03. Самовывоз из Нижнего Тагила.
Ведущий чуть микрофон не проглотил:
- Я же вас про маршала Рыбалко спрашиваю.
Я говорю:
- Правильно. Но, между прочим, когда этот маршал с рыбалки домой приходил, он всегда дверь на шпингалет закрывал. Если не верите, спросите на улице Цюрюпы 15, телефон 9-18, факс 4-12, добавочный 03.
Ведущий так и застыл с микрофоном во рту, а я думаю: “Ага, два раза я уже сказал. Правда, не до конца. Про самовывоз не успел”.
- А родом, - говорю, - маршал был из Нижнего Тагила. Там рыбалка хорошая. На улице Цюрюпы...
...

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Фил wrote:
А можно строить методику массового обучения в расчете на учителя, подготовленного по программе ТРИЗ-педагогики, если развернуть такую подготовку в широких масштабах?

Можно. Но только после того, как Вы за свой счет или за счет Ваших спонсоров развернете эту самую подготовку в масштабах всей страны. Не раньше.

Успехов!

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:
Фил wrote:
А можно строить методику массового обучения в расчете на учителя, подготовленного по программе ТРИЗ-педагогики, если развернуть такую подготовку в широких масштабах?

Можно. Но только после того, как Вы за свой счет или за счет Ваших спонсоров развернете эту самую подготовку в масштабах всей страны. Не раньше.

Успехов!


А можно убедить президента России изменить образовательную доктрину и направить административные ресурсы на развертывание этой самой подготовки в масштабах всей страны.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Фил wrote:
А можно убедить президента России изменить образовательную доктрину и направить административные ресурсы на развертывание этой самой подготовки в масштабах всей страны.
Можно. Приступайте.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Фил wrote:
priven wrote:
Фил wrote:
А можно строить методику массового обучения в расчете на учителя, подготовленного по программе ТРИЗ-педагогики, если развернуть такую подготовку в широких масштабах?

Можно. Но только после того, как Вы за свой счет или за счет Ваших спонсоров развернете эту самую подготовку в масштабах всей страны. Не раньше.

Успехов!


А можно убедить президента России изменить образовательную доктрину и направить административные ресурсы на развертывание этой самой подготовки в масштабах всей страны.

Конечно. Я ни слова вроде бы не говорил о том, что одним из Ваших спонсоров не может быть президент России или подведомственное ему лицо. Я только лишь уточнил, что задача его поиска и "убалтывания" на Ваше предложение - на Вас. Это Ваша личная задача. Успехов в ее решении!

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Андрей Трошин.

blandux wrote:

Не понимаю в чём вопрос. Разве известно что такое "дырки"? Разве они эксперементально найдены? Это условное обозначение того, что наука не понимает. Никаких дырок, являющихся переносчиками заряда в природе нет (или у Вас другие данные?). Просто удобно использовать такое понятие, пока знаний не хватает.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Собственный_полупроводник
Комплекснозначной электрической мощности тоже как бы не существует, но за косинус фи в СССР штрафовали, если он был менее 0,8. Компетентный Вы наш.....
blandux wrote:

Кстати, отчего бы не предположить, что те же диоды и транзисторы могут существовать в живой материи, просто надо рассмотреть её под таким углом зрения. Слышал, что создаётся биокомпьютер, как думаете из чего?

Из биогаза который пукают бактерии тоже пытаются получить альт-электричество.
Оптический компутер уже с начала 70-х прошлого века обещают вместе с управляемым термоядерным синтезом.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

Александр Кудрявцев wrote:
Фил wrote:
А можно убедить президента России изменить образовательную доктрину и направить административные ресурсы на развертывание этой самой подготовки в масштабах всей страны.
Можно. Приступайте.

Я уже приступил - отметился несколько раз на блоге Д.Медведева, писал В.Путину. Подключайтесь, Если все Мастера ТРИЗ, все ТРИЗ-педагоги меня поддержат, то нас не смогут не услышать.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Фил wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Фил wrote:
А можно убедить президента России изменить образовательную доктрину и направить административные ресурсы на развертывание этой самой подготовки в масштабах всей страны.
Можно. Приступайте.

Я уже приступил - отметился несколько раз на блоге Д.Медведева, писал В.Путину. Подключайтесь, Если все Мастера ТРИЗ, все ТРИЗ-педагоги меня поддержат, то нас не смогут не услышать.

Рукопожатно!

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:

Конечно. Я ни слова вроде бы не говорил о том, что одним из Ваших спонсоров не может быть президент России или подведомственное ему лицо. Я только лишь уточнил, что задача его поиска и "убалтывания" на Ваше предложение - на Вас. Это Ваша личная задача. Успехов в ее решении!

Думаю, что не только моя личная. Думаю, что это задача всех российских ТРИЗовцев.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Фил wrote:
Думаю, что не только моя личная. Думаю, что это задача всех российских ТРИЗовцев.
Вы ошибаетесь, Фил. У всех российских тризовцев очень много разных задач. И пробивать Вашу систему, по которой нет ни одного примера итогового качественного результата - это видимо задача только для Вас. Ну, может быть для Вашего ближайшего окружения.
Попробуйте детально рассмотреть описанный на форуме пример с внедрением инженерного творчества в ВУЗы Украины. Это ведь были не сегодняшние ВУЗы, а мощные центры подготовки - днепропетровские, харьковские вообще считались центровыми по стране. Что из недоделанного тогда устранено в Вашей системе?
Почему Вы, если сил не хватает, не объединились, скажем с А.Кисловым, который тоже занимается детьми?

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Александр Кудрявцев wrote:

Попробуйте детально рассмотреть описанный на форуме пример с внедрением инженерного творчества в ВУЗы Украины. Это ведь были не сегодняшние ВУЗы, а мощные центры подготовки - днепропетровские, харьковские вообще считались центровыми по стране.

Еще раз упомяну, что эта прекрасная в сущности задумка была во многом угроблена ввиду недостаточной проработки как раз методического инструментария. Дело не только в том, что нехорошие чинуши погубили прекрасное дело (такое тоже, конечно, бывало).

Увы, та методика преподавания, по которой велись занятия (а я как раз тогда учился в Харьковском политехе), не была рассчитана на обычного, среднего преподавателя, а требовала от него творчества.

Но "где на всех зубов найти?" (с) В итоге этот курс читали самые обычные преподаватели так, как это у них получалось. А получалось у нашего преподавателя, ну очень мягко скажем, не слишком здорово. При этом сам он был как человек хорош, как специалист толков и как преподаватель неплох. Просто методика обучения не была адаптирована под возможности реальных, средних по способностям (а не лучших) преподавателей. А без этого чудесный по задумке курс превратился в профанацию. И, я считаю, не было ошибкой то, что в ТАКОМ варианте этот курс в итоге закрыли.

Вот эту задачу - адаптации методики преподавания ТРИЗ к среднему по своим способностям преподавателю - я и вижу здесь в качестве основной на сегодняшний момент. И, скажу по секрету, не считаю эту задачу для себя чужой - но и не вижу, как ее решить без создания той самой строгой научной теории, которую сейчас я пытаюсь разрабатывать. В моем представлении, камень преткновения - именно здесь, в научной теории, а не в практической методике.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

priven wrote:

Еще раз упомяну, что эта прекрасная в сущности задумка была во многом угроблена ввиду недостаточной проработки как раз методического инструментария. Дело не только в том, что нехорошие чинуши погубили прекрасное дело (такое тоже, конечно, бывало).

Увы, та методика преподавания, по которой велись занятия (а я как раз тогда учился в Харьковском политехе), не была рассчитана на обычного, среднего преподавателя, а требовала от него творчества.

Александр Ильич, ту методику мы с Вами не видели, поэтому судить о ее проработанности или направленности мне лично трудновато.
У нас есть хороший повод обратиться к человеку, который эту методику видел и читал по ней. Возможно, нам расскажут, какова она была.
Судить же по тому, как читал преподаватель об исходной методической задумке не имеет смысла.
Я, вот могу предположить, что скорее всего детального метод обеспечения там вообще не было. (это только гипотеза).
Провели семинар для методистов, те провели для организаторов в вузах, те для преподавателй, и пошли к студентам. В общем, как в случае с Карузо.

Но в общем, меня интересует степень реальной подготовки Фила, его собственный анализ прошедших событий и учет набитых шишек.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

Александр Кудрявцев wrote:
Фил wrote:
Думаю, что не только моя личная. Думаю, что это задача всех российских ТРИЗовцев.
Вы ошибаетесь, Фил. У всех российских тризовцев очень много разных задач. И пробивать Вашу систему, по которой нет ни одного примера итогового качественного результата - это видимо задача только для Вас. Ну, может быть для Вашего ближайшего окружения.

Нет, не ошибаюсь. Если у всех российских ТРИЗовцев очень много разных задач, а единой цели нет, то они не образуют реальной системы, это разобщенные кустари - одиночки. Идея только тогда становится реальной силой, когда она овладевает массами.(В.И.Ленин). Когда в товарищах согласься нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело-только мука. (И.Крылов).
Александр Кудрявцев wrote:

Попробуйте детально рассмотреть описанный на форуме пример с внедрением инженерного творчества в ВУЗы Украины. Это ведь были не сегодняшние ВУЗы, а мощные центры подготовки - днепропетровские, харьковские вообще считались центровыми по стране. Что из недоделанного тогда устранено в Вашей системе?

Эти мощные центры работали на формирование эмоционально и материально зависимых исполнителей узкого профиля с недоразвитым воображением, не владеющих системным подходом, не видящих общей картины, слепо верящих в правоту идей коммунистической партии и советского правительства, профукавшего завоевания пролетарской революции.
В моей системе дети в самом раннем возрасте получают огромную базу знаний, а с ней и возможность сделать правильный выбор своего пути. Кроме того они делают презентации о творческих личностях по своему профилю и получают возможность правильно выстроить свою жизненную стратегию. Программа содержит курс логики, включающий в себя раздел "Таксономия", позволяющий овладеть системным подходом. Программа содержит курс "контрадикционного анализа", позволяющего защититься от ошибок, лжи и обмана. Цель системы - формирование самостоятельной, творческой личности, а не исполнителя чужой воли.
Александр Кудрявцев wrote:

Почему Вы, если сил не хватает, не объединились, скажем с А.Кисловым, который тоже занимается детьми?

Я готов объединиться со всеми. Но под каким знаменем? Под знаменем альянса с традиционной общеобразовательной системой? Увольте. Я потратил на это достаточно много времени и сил пока не увидел ошибочность этого пути. Поэтому и написал статью "Ошибки ТРИЗ-педагогики"
http://bakalibriki.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemi...
С А.В.Кисловым мы объединились. Я побывал в 2010 году в Санкт-Петербурге, по его приглашению, гостил у него дома. Он был в 2011 году в Самаре и Тольятти. Вы считаете для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки достаточно двух энтузиастов на такую огромную страну как Россия?
Надо объединять всех, кто еще шевелится, у кого еще мозги не заржавели. А таких с каждым годом все меньше и меньше. Для консолидации сил срочно нужна новая концепция ТРИЗ-педагогики. Я предложил свою. Если она Вас чем-то не устраивает, предлагайте свою, будем вырабатывать общую.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:

Вот эту задачу - адаптации методики преподавания ТРИЗ к среднему по своим способностям преподавателю - я и вижу здесь в качестве основной на сегодняшний момент.

Ориентация на среднего ученика уже загубила общеобразовательную систему. Уровень среднего ученика с каждым годом снижается. Это приводит к деградации. Адаптация методики преподавания ТРИЗ к среднему преподавателю приведет к деградации ТРИЗ-педагогики по той же схеме. Надо требовать невозможного, тогда получишь максимум. (Наполеон Бонапарт). Необходимо предъявлять высочайшие требования к ТРИЗ-педагогам и проводить жесткий отбор. Только тогда мы получим качественного педагога и, соответствнно, качественного ТРИЗ-специалиста.

priven wrote:

И, скажу по секрету, не считаю эту задачу для себя чужой - но и не вижу, как ее решить без создания той самой строгой научной теории, которую сейчас я пытаюсь разрабатывать. В моем представлении, камень преткновения - именно здесь, в научной теории, а не в практической методике.

А в этом Вы правы. Параллельно надо шлифовать и саму теорию.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Александр Кудрявцев wrote:
У нас есть хороший повод обратиться к человеку, который эту методику видел и читал по ней. Возможно, нам расскажут, какова она была.

Спасибо, Александр Владимирович. С удовольствием поучаствую в обсуждении этой методики, если она была. Правда, за давностию лет и за поти полным забыванием (помню только то, что ничего вообще оттуда не запомнил и не вынес) не смогу выступить в роли "очевидца" - только констатирую факт, что у нас этот курс был угроблен.

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Изображение пользователя Фил.

Александр Кудрявцев wrote:

Но в общем, меня интересует степень реальной подготовки Фила, его собственный анализ прошедших событий и учет набитых шишек.


Сенека говорил: "Уча других, мы учимся сами". Я продолжаю учить других,так что степень моей реальной подготовки возрастает с каждым днем.
Какие события Вы считаете уже прошедшими?
Зачем учитывать набитые шишки? Для того, чтобы узнать, остались ли еще не тронутые места на голове для новых шишек?

Subscribe to Comments for "Эволюция преподавания ТРИЗ"