Основной всеобщий закон

Размещено на сайте 27.04.2009.

 

 

«Человек остается новичком всю свою жизнь». Никола Шамфор.

******

«Антитеза любви – не обязательно ненависть; ею может быть другая любовь».

Тадеуш Котербиньский

******

«Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого БОРЮТСЯ».

Бернард Шоу.

******

«Странно устроен мир, хотя все мы не согласны друг с другом, каждый из нас всегда прав».

Логан Пирсолл Смит

У меня было ощущение, что есть один всеобщий закон, который я знаю, но не понимаю. И вот в последнее время я многократно встречаюсь со многими событиями, а их накопилось так много, что у меня такое впечатление, для меня в мыслях произошел переход количества в качество, и я вдруг осознал основной закон- закон единства и борьбы противоположностей. Одно время мне представлялось, что в этот закон можно вставить и взаимопомощь, сотрудничество, и даже любовь, но, по-видимому с этим многие не согласятся.

Конечно, я не знаю многих работ, посвященных этому закону, но работу одного биолога я знаю. Это Брюс Липтон, который в своей прекрасной книге «Биология веры» яростно отрицает этот закон. «Во мне проснулась давно забытая детская беззаботность, я впервые за много лет ощутил удовольствие, от, того, что просто живу.

Это сделало меня в большей степени человеком, чем я был им когда-либо прежде. Не меньшую трансформацию я претерпел и как ученый. Ведь я получил биологическое образование в стерильной, искусственной атмосфере лабораторий и лекций. Немудрено, что все живое представлялось формальной совокупностью отдельных биологических видов. И только здесь, с головой погрузившись в пышущую изобилием экосистему Карибов, я стал воспринимать жизнь как живой дышащий целостный организм.

Созерцая поистине райские джунгли или плавая с маской и трубкой над великолепными коралловыми рифами, я как будто открывал окно и видел поразительное единство растений и животных. Их отношения друг с другом и с окружающей средой были исполнены тончайшего динамического равновесия. Я слышал песнь гармонии жизни - ГАРМОНИИ!.., а, не безмозглого дарвиновского соперничества, ради выживания, - и окончательно осознал всю убогость академической биологической науки» И далее он пишет.

«В Висконсин я вернулся воинствующим радикалом, преисполненным решимости подвергнуть ревизии догмы биологии. Мало того, я, к досаде своих коллег, начал открыто критиковать Чарльза Дарвина и его эволюционную теорию. Вам интересно, что это значит для большинства биологов?

Представьте себе священника, ворвавшегося в Ватикан и обвинившего в мошенничестве самого римского Папу»!

Если в начале цитирования полная гармония, единство, то в конце автор книги представляется неистовым борцам, т.е. действует в соответствии с этим законом.

Вспомнилось также, что таким же борцом за утверждение Гармонии был князь – анархист Кропоткин. Он жил значительно ранее, чем Брюс Липтон, но тот его, конечно же не читал – не биолог, да и не англосакс. На методологе есть работа Кропоткина, посвященная гармонии среди живых существ, их взаимопомощи в процессе выживания. «Анархия в природе. Взаимопомощь как фактор эволюции»

Давайте посмотрим, как мы понимаем термин «борьба». Конечно, во многих случаях корнем борьбы представляется улучшение жизни, а также и сама жизнь. Практически нет такой области деятельности человека, в которой нет борьбы. Это и наука, и техника, и искусство, медицина, спорт, телевидение, армия и флот, уголовный мир и юристы, адвокаты, детский мир, школы, университеты, аспирантура и заводы, и фабрики, и различные предприятия, в том числе и сельскохозяйственные, города и столица, общественная жизнь, и борьба мнений, и борьба людей за «место под солнцем» и т.д. Но одновременно, и во всех этих областях действует и взаимопомощь, любовь, дружба, альтруизм. Можно говорить, что любая война кончается миром, и наоборот, мир может перейти в войну. А можно сказать, что борьба переходит в мир, дружбу…

Борьба может быть как видимой, так и тайной, также и любовь может быть открытой и тайной.

В обычной жизни, мне представляется, есть и то и другое, причем их соотношение все время меняется. Как подсчитать это соотношение я затрудняюсь сказать. Но вот, что я считаю важным, так это то, что каждый человек должен представлять, что этот закон действует независимо от человека, государственного устройства, воспитания, образования и т.д. Зачем представлять? Мне видится, что понимая закон, человек не будет при каждой встрече с действием закона открывать от удивления рот, и говорить себе, а я то думал, что так не может быть! А возможно, человек может и заранее подумать, а что надо сделать, чтобы ослабить действие этого закона. Приведу пример из собственной жизни. Когда я работал в КБ, в должности главного инженера я воочию увидел, что оно вот- вот

провалится. Каждый год число разработок увеличивалось, а освоение новых приборов в цехах длилось долго. Нам представлялось, что надо переговорить с генеральным директором, чтобы объяснить ему состояние дел. (Это я так наивно думал.) Мой и.о. начальника, как- то пришел ко мне и сказал - поговори с главным инженером, не может ли он с генеральным провести у нас совещание, чтобы разрешить наши проблемы. Я договорился и генеральный пришел к нам. С нашей стороны присутствовали все начальники лаборатории. Первое слово дали моему и.о. начальника .То, что он стал говорить повергло меня в ужас, то есть все о чем мы с ним договаривались, он все отбросил, и стал говорить, что он не может быть начальником, и стал излагать причины почему не может. Я не буду рассказывать дальше, а только скажу, что я вынужден был, уйти из КБ. Таким образом, вопрос решился – он не стал начальником, я ушел, а работа КБ продолжалась в старом стиле. Конечно, я рассказал только схему совещания. На самом деле все было гораздо сложнее. Каждый показал свое лицо, и мне не захотелось с ними работать. И.О. начальника, как то при встрече мне сказал, что его перед совещанием переубедили и он меня, как бы, сказать, помягче, заложил. Я переживал такое поражение год. Несмотря на то, что трудно было предположить такой исход совещания, все же я, как опытный человек, как я думал, должен был предусмотреть не только успех совещания, который я ожидал, но и поражение, которое могло произойти. А тогда зачем его было проводить? Проанализировав ситуацию, я должен был не соглашаться на совещание, так как я хотел изменения, а все остальные желали постоянство - пусть будет так, как есть.

Теперь посмотрим, какие инструменты используются в процессе борьбы. Дик Фрэнсис в своей книге «Испытай себя» .написал: « В мире примитивном, задолго до Робин Гуда и друидов, бродивших некогда по низинам Беркшира, задолго до появления законов и власти, задолго до возникновения племен и вообще какого - либо организованного общества с присущим ему наличием нравов и обычаев, прав и обязанностей. В мире, где выживали только сильные, а слабые погибали, в мире, где господствовал этот неумолимый закон природы»

С тех пор прошли столетия, но выживают и сейчас только сильные. Конечно, теперь под сильными понимают не только физическую силу, но людей с деньгами, связями и т.д. Мы все за последние 20 лет узнали и узнаем ежедневно приемы борьбы, и я об этом писать не буду. Я попробую рассказать о местах и мероприятиях где нам приходиться бороться. Это и обычный разговор с сотрудниками, с родственниками, на экзаменах, при защите дипломов и диссертации, в спорах, на аттестациях, с продавцами, с детьми, с друзьями, референтами, редакторами, рецензентами, отделе кадров, во всех государственных учреждениях, больницах, поликлиниках, и т.д. Приведу только что услышанное сообщение. Мальчику пяти лет, налоговая служба прислала на оплату счет за квартиру. Мать обратилась в эту службу и просит, чтобы прислали счет на нее. Служба отвечает, что будет только так, так как он записан как владелец квартиры, и мы ничего в программе менять не будем. Не заплатите, примем меры. Вот вам пример, простенькой и незатейливой борьбы.

Второй пример. У меня резко увеличилось давление и пульс и я вызвал скорую. Они мне сделали укол и начали уговаривать лечь в больницу. Вам там будет очень хорошо, поехали! Под напором я согласился. Вместо того чтобы отвезти меня в ближайшую больницу от дома, меня отвезли на Васильевский остров. Там ,конечно, меня никто не ждал, несмотря на все обещания. Вечером я сходил в туалет в коридоре, и ужаснулся, это даже не прошлый век. Утром меня пригласили к зав. отделением, и она меня спросила – «Какие есть вопросы»? Я ей сказал, почему у Вас такие туалеты? Она мне ответила «Это, виноват Путин! Жалуйтесь ему»! Я ей ответил, что она несет ответственность, т.к. она руководитель, и пошло поехало. Больше она со мной не беседовала, а через неделю я выписался, подписав бумагу, о том, что претензии к этой больнице у меня не будет. Это я привел примитивный пример, но более грубых, душу раздирающих примеров тьма Это словесная борьба, но зная о ней можно как -то быть готовым к ней и попробовать в ней победить-заставить делать то, что руководители обязаны делать.

Последний пример. Аршавин играет за «Арсенал». Один нападающий «Арсенала» не приемлет нашего футболиста, так сообщает комментатор. В одной из игр на кубок Англии, Аршавин сам не бьет по воротам и дает блестящий пас партнеру который его не замечает. Сам этот нападающий почти не дает пасы Аршавину. Получив пас от Аршавина, недруг забивает гол. Почему имеет место скрытая нелюбовь к нашему футболисту? Наверное, идет борьба за место в команде, а комментатор утверждает, что проявляется элементарная ревность.

Ну а теперь несколько примеров на помощь, доброжелательность, любовь.

В моей жизни их было много. Я учился в вечерней школе и в десятом классе помогал ребятам по математике. На одном собрании староста группы сказала, что я им объясняю теорию лучше, чем учитель. На экзаменах по математике, несмотря на то, что я все задачи решил и первый сдал работу, я схлопотал тройку. В аттестате все пятерки и одна тройка. В то время я работал в Университете. Как - то меня спросил профессор Н.И.Калитеевский о моих делах. Я ему рассказал, и он поехал в школу узнать, как такое может быть. Дело не в том, что он мне хотел добыть медаль, а в том, что он хотел меня поддержать. Для меня именно это было ценно. А потом мне кто - то объяснил, что в тот год на школу не дали медалей.

Начало девяностых годов было для меня довольно тяжелым периодом в жизни. И вдруг приезжает Геннадий Иванов. Он только что кончил какую - то работу и получил деньги. Он говорит «Пошли в магазин и покупай, что хочешь»! Я помню, как мы славно поужинали.

На протяжении моей пенсионной жизни мне все время и мои ученики, и тризовские преподаватели всегда оказывали моральную и материальную поддержку.

Я уже об этом писал, но хочу еще раз сказать. Меня пригласили в Америку и я два раза там побывал благодаря Борису и Алле Злотиным и Семену Литвину. Несомненно, без их помощи я бы не увидел то, что увидел. А там все же есть, что посмотреть. Я не могу здесь привести много примеров, но могу сказать, что мне встречалось очень много людей с добром, и поэтому когда я попадал под действие закона, я это воспринимал как исключение.

И последний пример. Как- то захожу к начальнику цеха, а он сидит хмурый. Я, естественно, спрашиваю. – в чем дело? А он мне рассказывает, что приходила мать одного молодого парня –наладчика и просила помочь. Дело в том, что ее сын влюбился, да так, что тянет из дома все украшения, золото и т.д. чтобы сделать своей зазнобе приятное. Вот и думаю, что с ним делать? Ну и думай, сказал я, наверно ты не вылечишь его от любви, а дарить ей, своей любимой он не перестанет, пока любовь не пройдет. Но вот ведь какой сплав любви (к девушке) и нелюбви (к матери, которую сын фактически обкрадывает).

Приведу афоризм, который мне понравился. Его автор Тадеуш Котербиньский. «В молодости медицина должна помогать природе, в старости - противодействовать ей» Действительно, природа в молодости отводит человеку безболезненное состояние, но тем не менее больных детей очень много. Медицина помогает природе, но и в медицине происходит борьба. Недавно американский президент подписал разрешение на работу со стволовыми клетками. Демократы победили, но как? Только с уходом Буша. А многие ученые считают - эти клетки позволят разрешить пока неразрешимые проблемы. В старости, медицина должна бороться с природой и она борется на стороне тех, кто может оплатить эту борьбу.

Мне представляется, что каждый человек сам для себя решает, как принимать и применять этот закон. И это зависит от возраста и тех ситуации, в которые попадает гражданин.

Закончить я хочу выдержкой из того же автора, с которого начинал. Брюс Липтон пишет - «Годы преподавания на медицинском факультете убедили меня в том, что наилучшим воплощением дарвиновского закона выживания сильнейшего являются студенты-медики. Их жестокой конкуренции и взаимному подсиживанию могут позавидовать даже юристы. Но откуда столь оголтелый дарвинизм у тех, кто готовится получить профессию врача, подразумевающую искреннее сострадание к людям? Это всегда мне казалось странным.

Тяготившие меня стереотипы по поводу студентов медиков изрядно пошатнулись на Карибах. После произнесенной мной вдохновенной речи мои незадачливые бойцы сплотились в настоящую команду и сотворили невозможное - они все вместе успешно завершили семестр! Более сильные помогали отстающим и благодаря этому сами становились сильней».

Таким образом, я бы сказал, что борьба и сотрудничество входят в единый закон!

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Основной всеобщий закон"