Про вопросы

Размещено на сайте 20.07.2009.

 

Каков вопрос - таков ответ.

«Идея, когда образуется,

должна через риск первопутка

пройти испытание улицей

как песня, как девка, как шутка.

-------------

Мой восторг от жизни обоснован,

Бог весьма украсил жизнь мою:

я, по счастью, так необразован,

что все время что-то узнаю.

-------------

Душа человеку двойная дана-

из двух половинок, верней-

и если беспечно хохочет одна,

то плачет вторая над ней».

Игорь Губерман.

Читая «Одиночество в сети» я прочел фразу, которая произвела на меня не только громадное впечатление, но заставило задуматься: почему, я полагаю, миллионам людей она в голову не приходила, а герою романа, и естественно, автору Янушу Леону Вишневскому пришла? Герой неординарный ученый занимается расшифровкой генома и вот как он сам с собой беседует. «День рождения. А как он родился? Как это было? И очень ли ей было больно? Что она думала, когда ей было так больно? Он ни разу не спросил ее. Почему не спросил? Ведь это было так просто: Мама, а тебе очень было больно, когда ты меня рожала?» Сейчас он хотел бы это знать, но тогда, когда она была жива, ему ни разу не пришло в голову спросить. А сейчас ее нет. И других тоже. Все те, кто для него был дороже всего, кого он любил, умерли. Родители, Наталья… У него никого нет. Никого, кто был для него необходим. Остались только проекты, конференции, сроки, деньги да порой признание».

Почему я удивился? Когда то давно я прочел фразу, примерно такого содержания. «Барнет обладал умением так задавать вопросы, что ученые сразу начинали искать ответы на поставленный вопрос.» Я поискал про Барнета в ИНТЕРНЕТЕ, и вот, что я нашел.

«После формулировки нобелевским лауреатом Ф.Барнетом иммунологической теории старения, функции иммунной системы, в период старения, подверглись пристальному изучению». Обычно, мне так представляется, большинство интересует ответ, а не поставленный вопрос, а в двух приведенных примерах это не так. Таким образом, встает вопрос можно ли научиться ставить так вопрос, чтобы ученые буквально бросались бы изучать проблему, поставленную в вопросе, или такая постановка вопроса удел особо одаренных, талантливых людей? Приведу еще несколько примеров. Иногда в романах приводятся интересные сведения.

«Он наткнулся на реферат его доклада совершенно случайно, просмотрев во время завтрака материалы конференции. И сразу же обратил на него внимание. То, что утверждал этот молодой человек с очень киношной фамилией Янда, было поразительно. Ибо утверждал Янда, что он и его институт находятся на кратчйшем пути к созданию вакцины, которая не даст людям попасть в зависимость от кокаина.

«Янда не мог выбрать лучшего места, чтобы сообщить миру о своем открытии». – подумал он. (Выбор места.В.М.)

А кроме всего, то, что говорил молодой ученый, было настолько гениально прекрасно, что у него, когда он слушал его доклад в переполненном до предела зале, по спине бежали мурашки. Все чувствовали, это самый важный доклад на конференции…

Молекула кокаина слишком мала, чтобы детекторы иммунной системы человека могли ее зарегистрировать и перехватить как нежелательного пришельца. Не будучи зарегистрирована, она беспрепятственно попадает в клетки нервной системы. Иммунная система, «не проинформированная» о нападении, не посылает антитела, которые могли бы с ней бороться. Но вот если «привязать» кокаин к достаточно крупным белкам - это как раз и было гениальной идеей Янды и его группы,- иммунная система воспримет подобный гибрид как врага и уничтожит антителами, прежде чем кокаин проникнет в мозг. Янда утверждал, что ему удалось добиться этого - правда, пока только у крыс- и заставить их иммунную систему производить антитела, которые уничтожают приклеенный к тяжелым белкам кокаин, прежде чем он доберется до рецепторов нейронов в мозгу Подобные антитела вырабатываются как реакции организма, например, на присутствие вакцины. Янда вспрыскивал разработанные его институтом вакцины крысам - разумеется, он не сообщал, что является действующим веществом этой вакцины, - а потом давал им кокаин. В процессе эксперимента кокаин не достигал рецепторов нейронов в мозгу, вследствие чего крысы не уничтожали друг друга. Это было наилучшим доказательством, что вакцина действует, так как от кокаина крысы превращаются в свирепых чудовищ. Впрочем, не только крысы. Бойцовские собаки тоже часто приходят от кокаина в возбуждение. Янда утверждал, что создание подобной вакцины для человека- вопрос недолгого времени…

Несколько лет назад в другом районе этого города он, уже вдохнув кокаин, иногда задумывался над механизмом его действия. (И это здорово показано! В.М).Иногда ему тоже приходило в голову то, до чего додумался этот молодой химик: что в нервных клетках мозга, нейронах, существуют некие особые рецепторы. Они – словно замочные скважины для ключа в мозгу. Если ключ не подходит, внутрь ничего не проникает. Вот разве если что ни будь маленькое, вроде молекулы кокаина, которая без труда пролезает в любую щелку. Уже тогда в Тьюлейне он ясно представлял себе этот механизм. Но ему никогда не приходило в голову увеличить размеры ключа так, чтобы он не подходил к замочной скважине.. ( А почему не приходило в голову? Может он и не задавал себе, вопрос, который задавал себе Эйнштейн - «Что бы сделала Природа, чтобы это произошло? В.М.) А хитроумный Янда подумал об этом.

Кроме того, когда в зале прозвучало «рецепторы у нейронов», Якубу припомнилась очень печальная история молодой аспирантки Кэндейси Перт из Джорджтаунского университета в Вашингтоне… Кэндейси Перт, исследовала в семидесятых годах механизм действия морфина, так много послужившего в борьбе с болью. Еще учась в университете, она ОТКРЫЛА, что у нейронов есть места, которые формой и размерами совпадают с молекулой морфина. Как ключ и замок. И именно в этих местах морфин проникает в клетки. Так, он подавляет боль. (А вот теперь ВОПРОС, который себе задала аспирантка.В.М.) Откуда бы у нейрона взяться замочной скважине для какого- то морфина? Почему организм подготовил скважину для ключа, существование которого предвидеть не мог? (А вот и второй ВОПРОС! В.М.) А может, существуют вещества, структурой и действием подобные морфину, которые производит САМ организм? (А это третий ВОПРОС и ОТВЕТ- ГИПОТЕЗА! В.М.) Да, существуют. Конечно, же существуют. И так же, как морфин, они успокаивают боль, воздействуют на настроение, вызывают приятные ощущения, а временами даже эйфорию. Называются они эндорфины, «внутренние морфины». Образно говоря, оргазм - это не что иное, как наводнение мозга эндорфинами. Точно так, же как страх, приговоренного к смерти, перед казнью на электрическом стуле. Вопреки видимости, в обоих случаях химический состав вещества в мозгу идентичен.

Мало кто знает, что после открытия Кэндейси Перт, началась захватывающая и не прекращающаяся до сих пор история молекул эмоций. Именно это ее открытие позволило думать, что люди - лишь сочетание нуклеотидов, памяти, желаний и протеинов И не будь у нейронов рецепторов, совершенно точно не было бы поэзии. ( Перт не только задавала вопросы, выдвинула гипотезу и нашла место где и как доложить, вызвав у ученых желание исследовать эту область знаний. В.М.)

Мысль о таких рецепторах пришла Кэндейси Перт, эффектной брюнетке из Джорджтаунского университета еще в 1972 году. Дальнейшая история ее открытия служит ярчайшим доказательством, какими тщеславными, завистливыми, безжалостными интриганами могут быть люди науки. Якоб знал это по собственному опыту, так что история Кэндейси не стала для него шоком».

Я не буду описывать, что с ней приключилось, только скажу, что она не безмолствовала и не уходила с работы, а боролась за свое открытие и стала профессиональным консультантом.

Можно привести еще много примеров, но главное, как мне представляется, надо в любом деле научиться задавать себе правильные вопросы, а это достигается громадным любопытством и желанием объяснить новое, непонятное и сделать людям добро.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Про вопросы"