НТИ июль 2011 Ч.1 Экология, Энергия, Электроника

Уважаемые коллеги, читатели «Методолога»!

В июльском обзоре я попытался как-то сбалансировать объемы разделов. При этом разделы «материалы», «изобретения» и «транспорт» подверглись наиболее серьезному отбору информации. А общее количество новостей сохранено таким же, как и в предыдущих обзорах. 

 

В разделе ЭКОЛОГИЯ речь идет об очистке воды и продолжается тема космического мусора. «Суперпесок» как инструмент дешёвой водоочистки» обсуждает 12 июля www.nanonewsnet.ru. «Если покрыть обычный песок модифицированным оксидом графита, его способность фильтровать загрязнённую воду повышается в несколько раз. Сам по себе песок используется для очистки воды от вредных примесей более шести тысячелетий, а современные фильтры на его основе одобрены Всемирной организацией здравоохранения, рассказывает Майнак Маджумдер из австралийского Университета Монаша. Вместе с коллегами из Австралии и США он предлагает улучшить полезные свойства этой осадочной горной породы. Исследователи разработали несложный метод «укутывания» песчинок в нанолисты оксида графита, к которому присоединены тиольные группы. После обработки «сверхпесок» может улавливать в пять раз больше тяжёлых металлов и органических красителей по сравнению с обычным. А способность к абсорбции ртути возрастает шестикратно. Продолжительность действия также резко увеличивается: в экспериментах простой песок «пресытился» ртутью за 10 минут, а улучшенный продержался 50 минут. Как утверждают авторы технологии, по своим показателям она сравнима с более дорогими фильтрами на основе активированного угля. Поэтому она пригодится в бедных странах, испытывающих дефицит как питьевой воды, так и водоочистных средств. Исследователи не планируют останавливаться на достигнутом и продолжат совершенствовать свою систему».

«Новый российский космический корабль сможет очищать орбиту от мусора», пишет 5 июля www.strf.ru. «Подмосковная  Ракетно-космическая корпорация "Энергия" планирует использовать пилотируемый корабль нового поколения для ремонта спутников и чистки орбиты от крупного космического мусора, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. "Предлагается, в частности, обслуживать метеорологические спутники и аппараты дистанционного зондирования Земли", - сказал источник. По его словам, с корабля можно будет осмотреть спутник, заменить на нем блок, раскрыть антенну или панель солнечной батареи, а также дозаправить топливом и перевести на другую орбиту. Источник отметил, что ремонт аппарата будет осуществляться во время выходов в открытый космос или с помощью роботизированных систем."При этом манипуляторы пилотируемого  корабля должны иметь  рабочие органы, сопоставимые по точности выполнения операций с рукой космонавта в скафандре", - добавил он. Источник подчеркнул, что для осуществления выходов в корабле будет предусмотрены шлюзовая камера и скафандры. Он добавил, что экипаж такого корабля будет состоять из двух человек с длительностью полета не более двух недель. Пилотируемый космический корабль  нового поколения разрабатывается Ракетно-космической корпорацией "Энергия" и будет запускаться с нового космодрома Восточный в Амурской области.В 2015 году планируется провести беспилотный запуск нового корабля, а в 2018 году отправить его на орбиту с экипажем.»

Раздел ЭНЕРГИЯ начнем с темы солнечных батарей.«Установлен рекорд эффективности для стандартных солнечных батарей», сообщает 8 июля www.nanonewsnet.ru. «Австралийские специалисты подняли этот показатель с 18,9 до 19,3% в мае и ещё немного — до 19,4% — в июне. Исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW) уточняют, что не использовали каких-либо инновационных материалов или оборудования: фотоэлектрическая панель состоит из обычного кристаллического кремния. Единственным отличием от заводских пластин стали сверхтонкие металлические контакты, нанесённые лазерным легирующим селективным излучателем (LDSE). Меньшие размеры контактов при тех же габаритах панели позволяют увеличить площадь поглощающей солнечные лучи поверхности. Технология LDSE, которая заключается в прожигании лазером бороздок в добавленном сверху слое фосфора и заполнении их медью, была создана в стенах UNSW ещё в 90-е годы. Сейчас она используется в тестовом формате на нескольких заводах по производству солнечных батарей. Достижение было зафиксировано официальным международным органом — расположенной в Германии лабораторией при Фраунгоферовском институте солнечных энергосистем (ISE).  Сейчас команда UNSW под руководством Мэтта Эдвардса работает над двусторонней версией излучателя, который мог бы легировать как лицевую, так и заднюю сторону кремниевой панели. Тогда эффективность батареи поднимется до 22%. Теоретически производительность можно увеличить вдвое (канадские учёные, например, добились показателя 42%), но это требует изменения производственного процесса. А значит, в отличие от австралийской разработки, до массового внедрения пройдёт не один год».

А вот «Российские учёные сделали солнечные батареи дешёвыми и эффективными», пишет 25 июля www.nanonewsnet.ru. «Повышение КПД солнечных элементов и уменьшении их себестоимости – главные задачи, которые решают разработчики и производители солнечных батарей во всем мире. Такие задачи ставит перед собой и научный коллектив лаборатории фотоэлектрических преобразователей из Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе (ФТИ) под руководством Вячеслава Андреева. КПД их наногетероструктурных каскадных фотопреобразователей, разработанных сотрудниками института, составляет 36 процентов, что в два-три раза выше, чем у батарей, созданных на основе кремния. Солнечные батареи становятся всё более популярными в быту, а фотоэлектрическое преобразование солнечной энергии сегодня представляется одной из наиболее перспективных отраслей возобновляемой энергетики. Разработанные в середине прошлого века американскими учёными Г. Пирсоном, К. Фуллером и Д. Чапиным солнечные батареи изначально нашли широкое применение в космических аппаратах, а в настоящее время активно используются в бытовых целях… Однако они всё ещё малодоступны по причине высокой стоимости: базовый элемент такой батареи – дорогой монокристаллический кремний, из-за чего цена киловатт-часа такой электроэнергии выше, чем полученной из других источников. Решение проблемы – в повышении КПД солнечных элементов и в уменьшении их себестоимости. Такие задачи ставит перед собой научный коллектив лаборатории фотоэлектрических преобразователей из Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе (ФТИ) под руководством Вячеслава Андреева. КПД наногетероструктурных каскадных фотопреобразователей, разработанных сотрудниками института, составляет 36 процентов, что в два-три раза выше, чем у батарей, созданных на основе кремния. Увеличение КПД в таких фотопреобразователях достигается за счёт разделения солнечного света на несколько интервалов по спектру и более эффективного преобразования энергии фотонов в каждом из них. Трёхкаскадные фотопреобразователи состоят из трёх фотоактивных областей, составленных из трёх полупроводниковых пластин на основе сплавов химических элементов – GaInP, Ga(In)As и Ge. В этих полупроводниках в энергию преобразуются, соответственно, коротковолновая, средневолновая и инфракрасная части спектра. При большем количестве каскадов возможно увеличение КПД с 36 до 45–50 процентов, однако производство таких многокаскадных элементов намного сложнее. Модули солнечных батарей, разработанные учёными из ФТИ, состоят из описанных выше фотопреобразователей, которые расположены на теплоотводящих подложках на фокусном расстоянии от мини-линз, обеспечивающих тысячекратную концентрацию солнечного излучения. Такая технология позволяет снизить не только площадь активной поверхности солнечных батарей, но и их стоимость. В разработанных учёными батареях модули расположены ступенчато, на электронно-механической системе слежения, оснащённой датчиком положения солнца. Это позволяет обеспечить их постоянную ориентацию на солнце и лучший сбор солнечных лучей в сравнении с неподвижными батареями, снизить ветровые нагрузки. На собственное энергообеспечение установка расходует всего 0,1 процента от генерируемой энергии. Для сравнения: по расчётам учёных, килограмм полупроводников, используемых при создании солнечной батареи, за 25 лет выработает столько же энергии, сколько можно получить при использовании пяти тысяч тонн нефти. Это позволит снизить стоимость одного ватта мощности этих энергоустановок до двух долларов, что в 1,5 раза ниже существующих мировых цен…»

«Альтернативное использование ветра, обеспечивающее сверхприбыль» описывает 12 июля www.nanonewsnet.ru. Следует предупредить читателей, что текст статьи мной сильно сокращен, а перевод ее с английского, мягко говоря, далек от идеала. «Неприкованная к земле автономно летающая ветроэлектростанция (ВЭС) и наземная станция - изобретение венгерского ученого dr. Dobos Gábor, которое позволяет извлечь энергию воздушных рек тропосферы. Изобретение венгерского инженера, доктора Габора Добоша  – «Неприкованная к земле автономно летающая ветроэлектростанция и наземная станция» – является альтернативой работающих сегодня наземных ветряных электростанций. Она существенно дешевле, эффективнее и не имеет известные недостатки. Летающая ветряная электростанция может работать в постоянном режиме и приносить тем самым инвесторам сверхприбыль в условиях существующей системы государственной поддержки использования альтернативных источников энергии в большинстве стран… Автономно летающая ветряная электростанция и наземная приемная станция основываются на совершенно новом подходе к ветряной энергетике. Если хотели бы производить значительный объем энергии с использованием обычных ветряных электростанций, то требовались бы ветряки гигантских размеров, что является тупиком. Это можно продемонстрировать двумя фактами: например, турбины ветроэлектростанции Nordex N90 мощностью 2,3 МВт имеют общий вес 55 тонн, пока летающая часть ветроэлектростанция с такой же отдаваемой мощностью весит всего около 2 тонн! К тому же эффективность обычных станций всего 20–30 процентов из-за непостоянства ветровых потоков у поверхности Земли. Дополнительной проблемой является то, что энергосистема сама имеет неоднородность нагрузки, из-за пиков и провалов энергопотребления, а выработка и потребление должны балансироваться. Поэтому идея об использовании энергии высотных потоков ветра давно назрела. Но это непростая задача, так как нельзя построить ветряные башни в несколько тысяч метров… Объявленных результатов пока нет, но все известные концепции сводятся к тому, что все эти устройства как-бы плавают в воздухе и привязаны к земле. А вырабатываемая энергия передается на землю через кабели, расположенные параллельно с тросом. Таким образом, проблемы, связанные с малой интенсивностью воздушных потоков у поверхности Земли могут быть забыты. Но сложности, связанные с непостоянством ветровых потоков остаются, плюс те осложнения, которые связаны с тросом. Неприкованная к земле автономно летающая ветроэлектростанция и наземная станция представляют собой новую парадигму в использовании энергии ветра. Собирающие энергию летающие аппараты используют высоко интенсивные воздушные потоки атмосферы, но эти устройства не приковываются к земле. Произведенная энергия передается на наземную станцию с помощью накопительных устройств… Для динамичного планерного полета крайне пригодными являются так называемые воздушные реки (Jet Stream).  Это узкие горизонтальные потоки воздуха с высокой скоростью. [34] Воздушные реки находятся на высоте около 10 тысяч метров, где постоянно дует ветер. Cкорость его достигает 50–80 метров в секунду. Мощность потока 80 kВт/m2 , а в их непосредственной близости скорость ветра намного ниже. Благодаря этому они однозначно пригодны для энергетического использования… Летающая часть ветроэлектростанции имеет двуединную функцию. С одной стороны, когда винт работает от электродвигателя планера, он производит тягу для взлета. После достижения подходящей воздушной ямы БПЛА (беспилотным летательным аппаратом) выключает мотор и начинает накапливать энергию. Релативный ветер вращает пропеллер и он функционирует, как ветряк. Это выглядит так, что он вращает вал двигателя, который, как генератор, вырабатывает электричество. Самое характерное для генератора – это отношение мощности к весу. Предел технических возможностей сейчас около 10 kВт/кг, но может достигать и 20 kВт/ кг генератором с помощью сверхпроводимости…В будущем можно достичь отношение мощности к весу 25–40 kВт/кг мотора, а с генератором это может быть 40–80 kВт/кг… Выработанную энергию необходимо временно запасать на борту дронов. С этой точки зрения наиболее важный показатель – энергоемкость аккумулятора. При низкой емкости аккумулятор и самолет имеет большой вес, что повышает и инвестиционные и эксплуатационные расходы проекта. Поэтому необходимо использовать аккумулятор с наибольшей энергоемкостью... Для такой цели больше всего подходят литиевые батареи General Motors, разрабатываемые для электромобиля GM-Volt… По лабораторным данным энергоемкость этой батареи достигает 5 kВт/кг… Каждому летающему роботу принадлежат 2 комплекта аккумуляторов. Они находятся попеременно на борту и на приемной станции. После посадок, которые производятся каждые 4 часа, заряженный аккумулятор разряжается до следующей посадки планера. Если летающая электростанция используется постоянно, то приблизительно трехмесячный срок эксплуатации покрывает расходы на приобретение аккумуляторов… С аккумуляторами 5–10 kВт/кг летающий робот приземляется, разряжает их или меняет на разряженые свои аккумуляторы, взлетает и продолжает работать. В случае с сжиженным воздухом из-за низкой энергетической плотности предлагается другое решение. Выработанный сжиженный воздух собирается в пластмассовые контейнеры с двойной перегородкой. Эти контейнеры наполняются один за другим и при помощи автоматических парашютов, управлявляемых GPS, доставляются на наземную станцию. Контейнер опустошается, а потом пустой контейнер и парашют комплектуются для следующего полета. На одном летающем роботе размещается много таких средств… Неприкованная к земле автономно летающая ветроэлектростанция и наземная станция и данная технология технически осуществимы и экономически рентабельны. Для ее осуществления необходимо комплексное исследование с определением дальнейших шагов и их очередности. При средней цене на электроэнергию в размере 0,05 USD/ kВт/ч , окупаемость составляет примерно 5, 9 лет…»    

«Заоблачные идеи инженера Николы Тесла становятся реальностью», утверждает 8 июля www.nanonewsnet.ru. «Плазменный канал для передачи энергии на расстояние, о котором когда-то говорил знаменитый инженер Никола Тесла, уже не фантастика. Ученые из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН научились создавать плазменные СВЧ-волноводы прямо вдоль своего рабочего коридора. А новый способ транспортировки СВЧ-сигнала в скользящем режиме, разработанный специалистами ФИАН, позволит достичь рекордной дальности – не менее 1 км. Создание протяженных плазменных структур стало возможным после обнаружения в конце прошлого века нитевидных плазменных следов от мощных ультракоротких лазерных импульсов. Такие плазменные нити или филаменты образуются за счет самофокусировки высокоинтенсивного излучения и ионизации газовой среды (например, атмосферного воздуха), а сам процесс их образования называется филаментацией. Используя этот эффект для лазерного пучка кольцевого сечения (его получают с помощью специальных конических линз – аксиконов или адаптивной оптики), можно из филаментов создать полый цилиндрический плазменный волновод. Если диаметр такого волновода сравним с длиной волны передаваемого СВЧ-излучения, то он будет подобен традиционному металлическому волноводу объемных мод, где распространение сигналов обеспечивается высокой проводимостью стенок. Однако проводимость плазмы намного меньше металлической и СВЧ волны затухают в таком плазменном волноводе всего через несколько метров. Решение проблемы дальности может быть найдено на основе идеи сотрудника ФИАН Гургена Аскарьяна, ещё в 60-х годах прошлого века предложившего создать с помощью ультрафиолетового лазера волновод, в котором СВЧ-излучение отражается от плазменных стенок при скользящих углах падения. Правда, достаточно мощных УФ лазеров для воплощения идеи в то время еще не существовало. «Для получения волновода в экспериментах, – рассказывает руководитель работы, ведущий научный сотрудник ФИАН кандидат физико-математических наук Владимир Зворыкин, – мы использовали ультрафиолетовое излучение нашего криптон-фторового лазера ГАРПУН. Это мощная лазерная система с энергией излучения около 100 Дж и длительностью импульса 100 нс на длине волны 248 нм. Это излучение хорошо ионизует воздух, так как у него большая энергия квантов – около 5 эВ. В результате, нам впервые удалось продемонстрировать захват и распространение СВЧ излучения с длиной волны 8.5 мм в скользящем плазменном волноводе на расстояние в несколько десятков метров». Однако несколько десятков метров – далеко не предел. Как выяснил старший научный сотрудник ФИАН, кандидат физико-математических наук Игорь Сметанин, выполнивший подробное теоретическое рассмотрение, для того, чтобы в скользящем плазменном волноводе передавать СВЧ излучение на 1–2 километра, необходимо выполнять два условия – во-первых, поддерживать определенную концентрацию электронов – не менее 1012-1013 см-3, и, во-вторых, выдерживать диаметр волновода как минимум в десять раз больше длины волны передаваемого СВЧ излучения. Для того, чтобы уменьшить энергетические затраты на формирование столь протяженного плазменного волновода в атмосферном воздухе, было предложено использовать цуг («пакет») ультракоротких УФ лазерных импульсов. «Для того, чтобы получить большую концентрацию электронов, – объясняет другой участник работы, младший научный сотрудник ФИАН Алексей Левченко, – необходимо повышать интенсивность лазерного излучения. Мы пошли путем сокращения длительности лазерного импульса. Чтобы поддерживать долгоживущий плазменный волновод, учитывая ограниченное время жизни свободного электрона в воздухе, период следования импульсов в цуге должен быть меньше 10 нс». Для поставленной таким образом задачи криптон-фторовые лазеры подходят идеально – короткое время восстановления усиления в их активной среде позволяет получать цуги импульсов с периодом следования порядка 2 нс. К тому же, кроме «наработки» новых фотоэлектронов, с помощью цуга импульсов можно накапливать электроны, отрывая их от электроотрицательных молекул кислорода. Использование плазменных СВЧ-волноводов и рупоров может существенно повысить точность и дальность действия радиолокационных устройств. Из других практических применений можно упомянуть активные системы молниезащиты, основанные на возможности управления молниевым разрядом путем создания в атмосфере протяженных проводящих плазменных каналов».

Раздел ЭЛЕКТРОНИКА традиционно продолжает и развивает тематику предыдущего раздела. «Американцы доказали живучесть бумажных солнечных батарей», утверждает 11 июля www.membrana.ru. «Производство бумажных солнечных батарей, таких как этот образец, почти столь же дешёвое и лёгкое, как печать документа или рисунка на струйном принтере, уверяют разработчики технологии. И самые первые такие устройства проработали уже год без потери свойств. Эти листки с цветными узорами можно скомкать, а можно свернуть из них самолётик. Но если к их краям подсоединить проводки, на свету вы получите ток. Вряд ли из таких панелей люди будут строить солнечные электростанции-гиганты, но свою нишу «солнечная бумага» наверняка займёт.

Та же группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT), которая в прошлом году впервые построила работающую солнечную батарею на основе обычного бумажного листа, теперь отчиталась об испытаниях целого семейства таких фотоэлектрических элементов. Главное преимущество новинки перед похожими проектами — в роли подложки можно использовать самую обычную немелованную бумагу, офисную и даже газетную. Для превращения её в фотоэлектрический преобразователь учёные последовательно наносят на её поверхность пять тончайших слоёв различных материалов (органические активные вещества и полимерные электроды). Печатаются эти слои методом осаждения пара через трафарет (тоже бумажный) при температуре ниже 120 градусов, так что бумага не страдает. Аналогично специалисты MIT «нарисовали» солнечные элементы на очень тонком листке пластмассы PET (подобной той, что используется в бутылках с газировкой). Опыт показал, что полученные батареи сохраняют работоспособность даже после многократного сгибания. Авторы технологии особо подчёркивают: в ряде работ предшественников учёные лишь напыляли солнечный элемент на гибкую подложку, но не подтверждали, что такое устройство продолжит работу после множества складываний и раскладываний. Массачусетская PET-батарея спокойно выдержала тысячу таких циклов. В то же время серийные солнечные батареи на подложке из PET отказывают (повреждаются) обычно уже после первого складывания. Ещё интересный момент. В предшествующих экспериментах на пути исследователей, пытавшихся создать солнечные батареи из бумаги, вставала большая шероховатость поверхности на микроуровне. Предлагалось даже наносить сперва особый выравнивающий слой, что усложняло процесс и удорожало конструкцию. В MIT обошлись без этого, и качество батарей не пострадало. Вообще, фотоэлектрическая бумага оказалась довольно живучей.

Создатели фотопанелей пропустили одну такую батарею через лазерный принтер и напечатали текст прямо на генерирующей ток поверхности. Устройство осталось работоспособным. В другом опыте в качестве основы экспериментаторы взяли кальку, копировальную и папиросную бумагу, газетный лист с напечатанным текстом. Все они, после обработки, начали вырабатывать электричество под лучами солнца и даже при искусственном освещении. КПД таких батарей невелик — всего 1%. Но зато тут очень низкий вес квадратного метра и привлекательная цена. В классических батареях стеклянная подложка, каркас, проводники и покрывающее активный слой стекло составляют существенную долю от общей стоимости изделия, не говоря уже о солидной массе. Малые вес и себестоимость квадратного метра (она, кстати, в тысячу раз меньше, чем у стеклянной батареи) могут оказаться важными при распространении «солнечной бумаги» в труднодоступных или бедных районах мира. Из бумажных солнечных батарей теоретически можно было бы делать шторы и обои, рассуждают изобретатели. Да и наружное применение новинки вполне возможно, достаточно покрыть батарею прозрачным слоем ламината, защищающим бумагу от воды».

«Шариковая ручка с электропроводными чернилами на основе наночастиц для создания электронных схем», называется заметка, размещенная на www.nanonewsnet.ru1 июля. «Изготовление электронных схем представляет собой непростую в технологическом отношении задачу – изготовителям электроники приходится прибегать к травлению медных поверхностей или размещать тонкие нити проводника на подложке из диэлектрика. Однако, группа исследователей из США продемонстрировала, что для создания работающей схемы достаточно ручки и бумаги. Новый метод, ключевым для которого является обычная шариковая ручка, заполненная электропроводными чернилами, позволит инженерам создавать одноразовые дешевые и гибкие электрические схемы. Как заявляет Дженнифер Льюис (Jennifer Lewis) из Университета Урбана-Шампейн применение ручки для создания электронных схем позволит оперативно конструировать практически любые электронные устройства. В последние годы значительный интерес привлекает так называемое «настольное производство электроники». Уже было показано, что с помощью электропроводных чернил становится возможным создавать электронные схемы с помощью краскопультов или струйных принтеров. Новые технологии позволяли создавать различные приборы, как например, блоки ЖК-дисплеев, антенны и даже аккумуляторы на различных поверхностях от бумаги до текстиля. Очевидно, что наиболее привлекательной оказалась бы методика создания электронных схем, использующая минимум оборудования – идеальный вариант – создание электрической схемы с помощью ручки и бумаги. Исследователи из группы Льюис получили электропроводные чернила на основе наночастиц серебра. Для этого было проведено растворное восстановление нитрата серебра в присутствии стабилизирующего лиганда (полиакриловой кислоты), препятствующего коагуляции наночастиц. Затем стабилизирующий лиганд удаляли и настраивали вязкость чернил, добавляя в содержащую их суспензию гидроксиэтилцеллюлозу, на последнем этапе чернила были помещены в резервуар обычного шарикового пера, купленного в обычном магазине. С помощью этого шарикового пера, заполненного своими чернилами, исследователи из группы Льюис удалось нарисовать работающие электронные схемы для управления ЖК-дисплеем и антенной, схемы сохраняли работоспособность при сгибании бумажной основы вплоть до придания этой основе сферической формы. Льюис отмечает, что в ряде случаев для закрепления компонентов схемы на подложке было необходимо использование клея, однако, в ряде случаев, ручки и бумаги было волне достаточно…Льюис заявляет, что в ее группе продемонстрировано, что новая методика позволяет наносить токопроводящие чернила не только на бумажную подложку, но и на полимерную пленку, дерево и керамику, заявляя, что следующий этап ее исследования будет заключаться в разработке новых типов чернил, содержащих другие электропроводные субстраты».

«Голландцы апробировали умную сеть уличных фонарей», сообщает 14 июля www.membrana.ru. «Новая система использует на 80% меньше энергии, чем существующие и при этом дешевле в обслуживании. Испытания ещё не завершены, но авторы проекта расчитывают на его успешную коммерциализацию.

Технологический университет Делфта (TU Delft) установил на своей территории систему интеллектуального уличного освещения Intelligente straatverlichting. Она включает в себя фонари на светодиодах, датчики движения и беспроводную связь, соединяющую все фонари между собой, а также с диспетчерской.

Система автоматически приглушает свет каждого фонаря до 20% от максимальной мощности, пока в зоне его ответственности нет ни пешеходов, ни машин, ни велосипедистов. При появлении путника свет автоматически разгорается. Таким образом за человеком или автомобилем бежит пятно света, в то время как значительную часть времени вся остальная сеть работает в режиме минимального потребления энергии. Похожие идеи встречались и раньше, к тому же на рынке давно можно найти фонари для садового участка с датчиком движения, включающим огонь только при появлении человека. Вместе с тем в системе из Делфта есть отличия от предшественников. Здесь, по мере перемещения людей, загорается не только самый ближний к пешеходам фонарь, но и соседние, которые получают команду от собрата по радио. И все лампы никогда не гаснут полностью. Это создаёт большое «пятно безопасности» вокруг каждого пешехода и позволяет по аналогичному чужому «пятну» издали заметить другого человека или приближающийся автомобиль. Кроме того, фонари отчитываются о своём состоянии перед диспетчерской, сообщает университет, и могут докладывать ей о любых неполадках, что ускоряет и упрощает замену неисправных деталей. Сейчас университетские специалисты занимаются тонкой настройкой системы, скажем, обучают её не реагировать на кошек или раскачиваемые ветром ветви деревьев. Между тем автор проекта, выпускник Делфта Чинтан Шах (Chintan Shah), создал компанию Tvilight для коммерциализации системы, которая, по оценке изобретателя, окупит себя за 3-5 лет…»

 

Продолжение следует.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "НТИ июль 2011 Ч.1  Экология, Энергия, Электроника"