Визит В.М. Герасимова

«Опыт – очень полезная штука.

Благодаря ему мы учимся распознавать ошибки, когда снова их совершаем.

Снова и снова, пока в один прекрасный день не перестаем их делать».

Патрик  Тейлор

 

Приехавший на конференцию в июле В.М. Герасимов заходил ко мне, но хотелось пообщаться с ним более плотно. Этому мешали многочисленные дела. Наконец-то все свои дела Владимир Михайлович переделал и приехал ко мне, после того как вернулся от Евгения Веселова. Он ездил к Веселову, чтобы обсудить методические подходы, которые вывел из решения своих задач. Я конечно не буду рассказывать детально о его подходе, это дело автора, тем не менее хочу сказать, что он использовал в этой работе  два понятия, с которыми работает уже давно – «противоположность» и «допустить недопустимое». Меня поразило несколько моментов. Во – первых, я занимался противоположным экспериментом и думал, что я это понятие понял достаточно полно. Оказалось, что я это понятие понял достаточно поверхностно, а он применил его значительно более широко и глубоко.

И, во- вторых, когда я слушал его рассказ о методе, я вспомнил, о работе иммунной системы человека, когда в организм попадает вирус. Я ему рассказал об этом и дал почитать. Смысл в том, что Природа уже использовала такой подход и естественно он отличный. Я еще и еще раз убедился, что можно много знать – и приемы и стандарты, но при решении задач надо проникнуть в самую суть, а она может быть очень простой и для ее отыскания «требуется 20 минут, ну два часа, ну в крайнем случае двое суток» ( В.М. Герасимов).

Максутов, эвакуированный из Ленинграда, в поезде, занялся детским телескопом, с которым работал еще в 20-е годы прошлого века, но не мог его запустить в производство, так как труба телескопа была открыта. Но внутрь открытой трубы будет неизбежно попадать пыль и влага. Хотя в то время школьники были более дисциплинированы, но не до такой степени, чтобы  внутрь трубы телескопа не попадал мусор – спички, обрывки бумаг и т.д. Труба телескопа должна была быть закрыта, но прозрачная крышка очень дорого стоит,  а без крышки телескоп не может быть детским. И эта задача долго не решалась, и это противоречие оставалось неразрешенным. Именно его Максутов пытался разрешить в поезде, когда ехал в Казань в начале войны. Я не знаю, был ли этот прием известен до Максутова, но он сказал сам себе – «давай, допустим недопустимое!» И посмотрим, что можно сделать для телескопа, имея стекло, как  крышку! И нашел, что можно прикрепить к стеклу, после чего телескоп стал дорогим, но для школ его продавали дешево.

Г.Альтшуллер описал этот пример в «Алгоритме изобретения», а В. Герасимов не только глубоко понял скрытый в нем прием, но и стал его применять на заводе, причем получил авторские свидетельства и громадный экономический эффект. Прием, «допустить недопустимое» не так прост, как кажется. Для того чтобы его применить, надо преодолеть несколько барьеров, и не только самому, но и помочь преодолеть этот барьер инженерам, с которыми предстоит работать. Вы, дорогой читатель сайта, можете и на нашем сайте найти работы В.Герасимова на эту тему и посмотреть их (http://www.metodolog.ru/00436/00436.html ). Но я хотел обратить Ваше внимание на этот прием или подход, назовите его как угодно, так как он очень эффективен, причем в любой области знания.

Давайте, допустим, что все население России овладело ТРИЗ и стало изобретателями. Нам надо открыть новые фирмы для оформления заявок, фирмы для рассмотрения и оформления патентов, фирмы для опробования предлагаемых идей и т.д. Много изобретателей может привести к тому, что исчезнут исполнители, что приведет к торможению производства и т.д. Можно ли сделать вывод из такого рассмотрения-допущения? Мне представляется, что можно сделать вывод, сколько нам надо изобретателей, сколько обучать, какие пути поддержания постоянства числа изобретателей и т.д.

Должен сработать закон перехода количества в качество изобретателей и т.д. Можно рассмотреть еще много вопросов и получить ответы.

Я не совсем понимаю, какова цель государства, когда его руководители говорят, что народ должен жить хорошо. Что значит хорошо?  Допустим, что весь народ стал жить хорошо! Сейчас понимается, что хорошо, это богато. Что произойдет в стране? По некоторым примерам детей состоятельных родителей, они вытворяют черт-те что. С другой стороны, при хорошей жизни люди захотят либо приобретать, либо  сами строить жилье. А для этого надо иметь хорошие дороги, квартиры, строительные мощности и т.д. Многие захотят отдыхать  не дома, а чтобы поехать куда ни будь, нужен транспорт, а пробки уже сейчас создают неудобства. Несомненно, мы можем не увидеть какие-то сверх-эффекты, как  положительные, так и негативные  Можно продолжать, но и приведенные мной примеры показывают, что этот прием работает и в диверсионке, но и в технике отличные решения приводит В. Герасимов.

Я еще не сказал, о том, что после того, как мы что-то допустили, нам надо обязательно подключить профессионалов для получения от них ответов. А они частенько не верят в то, что допущенное нами возможно. Поэтому профи надо как-то готовить к совместной работе, чтобы они без такого уж отчаянного сопротивления вам верили. И вообще было бы здорово, если бы кто-то, взялся за разработку этого приема не только для решения технических, но и научных задач.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Визит В.М. Герасимова"