"Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Ещё она простеькая, но очень симпатичная реальная задача.
На одной мебельной фабрике клей для процесса держали в огромном "чане" с краном, вроде самоварного.
Когда клей подходил к концу "чан" снова заполняли.
Иногда тот момент, когда пора было заполнить чан клеем пропускали, клей заканчивался и производство останавливалось на пол-дня - пока приготовят и подвезут порцию клея.
Пробовали поставить туда датчик поплавком, но это же клей - датчик сразу переставал работать.
Предложили прерывание электрического контакта, но даже не стали пробовать - а вдруг искра.
Клей-то горючий.
Кто будет отвечать если что.
Вот так и работали от остановки до остановки и никакие дисциплинарные меры не помогали - дело было ещё в восьмидесятых.
Что делать?
Эта (реальная) задача - аналог задачи "баллон вежливо доложил", вот только сильно переделывать обромный, величиной с комнату чан, чтобы он "докладывал" не стОит...

Форумы: 

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя GIP.

Проще всего добавить еще один кран - выше настолько, чтобы слоя клея под ним хватало для подвоза и приготовления новой полной порции

Осознание

==ИИ-->

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

GIP wrote:
Проще всего добавить еще один кран - выше настолько, чтобы слоя клея под ним хватало для подвоза и приготовления новой полной порции
Красивое решение! Но оно у меня только обостряет давно распирающий меня вопрос - все эти задачи ("учебные" и "реальные") для поиска и/или демонстрации решений или для предъявления и анализа методов решения?
Просто, честно говоря, меня по разным причинам совсем не интересуют решения - пусть и красивые! Тем более, что последние задачи уже удачно разрешены) А вот демонстрации методов как то не очень видно. Вот они - и их сопоставление на материале этих задач - очень было бы интересно. А остальным участникам важнее красиво и совместно решить? Может быть тогда организовать два разных подраздела форуму - с двумя принципиально разными целями?
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

GIP wrote:
Проще всего добавить еще один кран - выше настолько, чтобы слоя клея под ним хватало для подвоза и приготовления новой полной порции

Правильно!
Так и сделали.
Правда, ещё повесили замок на нижний кран.
Как Вы думаете, почему?:)

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Gregory Frenklach wrote:
Правда, ещё повесили замок на нижний кран.
Как Вы думаете, почему?:)
Ну это, наверное, очевидно - чтобы сначала пользовались верхним. А замок снимали только когда верхний не давал клея и до подвоза нового.
Так что, кубок отдаете ГИПу?
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Ромащук Александр wrote:
Красивое решение! Но оно у меня только обостряет давно распирающий меня вопрос - все эти задачи ("учебные" и "реальные") для поиска и/или демонстрации решений или для предъявления и анализа методов решения?

А это как получится...
Построил бы GIP модель (чан, клей, кран), сформулировал бы идеальный конечный результат (клей сам..., чан сам..., кран сам...) , а, затем что должы (и могут) сделать чан, клей или кран, чтобы "доложить" и какое возникает (и возникает ли) при этом, например, противоречие, которое можно разрешить, удовлетворить или обойти...
Но GIP сразу ответ выдал - тут уж ничего не поделаешь:)
Изучая любой предмет мы проходим четыре этапа:
1. Неосознанное незнание - не знаем и не знаем, что не знаем
2. Осознанное незнание - не знаем, но знаем, что не знаем
3. Осознанное знание - знаем и знаем, что знаем
4. Неосознанное знание - знаем, но не знаем, что знаем
Большинство из знакомых мне специалистов по ТРИЗ - решателей задач, которые не занимаются преподаванием работают на 4-м уровне.
Они даже не осознают, как почти мгновенно проскакивают все этапы выбора, формулировки, определения направления, задействования ресурсов, преобразования ресурсов, получения и оценки идеи.
Более того им тяжело (а иногда и невозможно) объяснить этот процесс.
Чтобы объяснить и научить других они должны "спуститься" на третий уровень, что требует добровольного снижения своего уровня, как решателя.
Восстановление может потом занять от двух до трёх месяцев
Правда, я знаю нескольких человек, которые могут переключаться с неосонанного знания на осознанное знание, и обратно без длительного процесса восстановления - это 5-й уровень.
Вот к этому и надо стремиться:)

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя GIP.

Gregory Frenklach wrote:
GIP wrote:
Проще всего добавить еще один кран - выше настолько, чтобы слоя клея под ним хватало для подвоза и приготовления новой полной порции

Правильно!
Так и сделали.
Правда, ещё повесили замок на нижний кран.
Как Вы думаете, почему?:)


Проблема вообще-то психологическая. Помнится, у ГИИ есть подобное решение для водителя карьерного самосвала, которому надо было что-то не забыть сделать после опорожнения кузова :)
Замок - это именно напоминание для памяти: надо заказать клей, иначе премии не видать :)

Осознание

==ИИ-->

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Это та самая "вторичная" задача, которую надо было решить сразу, но решили только после нескольких остановок производства.
Дело в том, что не могли найти виноватых, когда нижний кран открыли, а клей не заказали.
Цех утверждал, что дал заявку, а служба снабжения, которая должна была заказать клей, что никакой заявки не получала.
Вот и повесили замок на нижний кран, а ключи передали в службу снабжения.
Теперь, если нижний кран открыт - значит служба в курсе о том, что надо заказать клей.

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя GIP.

Gregory Frenklach wrote:

Изучая любой предмет мы проходим четыре этапа:
1. Неосознанное незнание - не знаем и не знаем, что не знаем
2. Осознанное незнание - не знаем, но знаем, что не знаем
3. Осознанное знание - знаем и знаем, что знаем
4. Неосознанное знание - знаем, но не знаем, что знаем

Большинство из знакомых мне специалистов по ТРИЗ - решателей задач, которые не занимаются преподаванием работают на 4-м уровне.
Они даже не осознают, как почти мгновенно проскакивают все этапы выбора, формулировки, определения направления, задействования ресурсов, преобразования ресурсов, получения и оценки идеи.
Более того им тяжело (а иногда и невозможно) объяснить этот процесс. Чтобы объяснить и научить других они должны "спуститься" на третий уровень, что требует добровольного снижения своего уровня, как решателя. Восстановление может потом занять от двух до трёх месяцев


А все потому, что у них нет Всезнающего Помощника (может, это и есть упомянутый выше этап 5, может - иной какой, ибо на нем происходит осознание того, кто знает), который всегда подскажет, в какой зоне или плане ситуации лучше всего искать решение. И остается только себя заставить
обратить внимание на его старания :)

Осознание

==ИИ-->

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Григорий, тогда в ответ у меня встречная задачка - предельно реальная и практичная!
Как сделать, чтобы на данном форуме его наличные участники (можно и новые, но зачем усложнять систему?)при решении задач перешли от акцента на результат, к акценту на методы его достижения. С учетом, что Вы сами участник форума, то все наличные условия знаете не хуже меня ("задачедателя"). Кстати, у меня даже есть некое контрольное условие - правда, для школьников и больше для перевода интереса к методу в процессе обучения
В данной задаче меня устроит даже очень эффективное решение, но совсем здорово будет, если Вы параллельно развернете описание используемых Вами в процессе решения инструменты (на 5-м уровне, конечно!)
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Помимо указанного решения, ведь существуют и другие. Например, вместо второго крана установить манометр, который бы сам заодно и сигнализировал в службу снабжения о необходимости нового заказа.

Правда, это решение (равно как и какие-то другие) едва ли прошло бы в условиях СССР, да еще на мебельной фабрике...

Я к тому, что в условиях РЕАЛЬНОЙ задачи почти всегда содержится некоторая невысказанная часть, которая включает в себя, в числе прочего, и общий уровень развития техники, и общий уровень организации и культуры производства, и менталитет...

Что же касается методов, то лично я пытаюсь сейчас методически решать задачку про стент и кримпер. Получится или нет - не знаю: я намеренно хочу не столько решить саму задачу (о чем сразу честно сообщил), сколько "обкатать" на ЧУЖОЙ задаче СВОЮ новую методику. Если получится на этой и еще каких-то задачах, не имеющих отношения к моим предметным областям, - то тогда опишу и саму методику.

А обкатывать на форуме чужие методики на чужих (тем более, уже в принципе решенных) задачах лично мне сейчас не очень интересно. Если кому-то это интересно - с удовольствием посмотрю, как они это делают :)

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

priven wrote:
Что же касается методов, то лично я пытаюсь сейчас методически решать задачку про стент и кримпер. Получится или нет - не знаю: я намеренно хочу не столько решить саму задачу (о чем сразу честно сообщил), сколько "обкатать" на ЧУЖОЙ задаче СВОЮ новую методику. Если получится на этой и еще каких-то задачах, не имеющих отношения к моим предметным областям, - то тогда опишу и саму методику.
Александр, очень поддерживаю Ваше смещение от результата к способу! Но возник и вопрос: Вы предполагаете, что на форуме лучше обсуждать уже обкатанную свою методику? Или совместно (с участием остальных) обкатывать? Мне кажется, что второй вариант не менее интересен и продуктивен. Еще и потому, что метод, "вываленный" сразу и весь, очень тяжело воспринимается. Мне кажется, что интересные методические предложения Алекса З. во многом остались без обсуждения как раз потому, что предлагались не последовательные шаги, а целый их ряд. Ведь и реакцию на свою обкатанную методику Вы захотите, наверное, детальную (т.е. по шагам и пунктам), а не только на "все в целом"
С уважением, Александр.

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Ромащук Александр wrote:
Александр, очень поддерживаю Ваше смещение от результата к способу! Но возник и вопрос: Вы предполагаете, что на форуме лучше обсуждать уже обкатанную свою методику? Или совместно (с участием остальных) обкатывать? Мне кажется, что второй вариант не менее интересен и продуктивен. Еще и потому, что метод, "вываленный" сразу и весь, очень тяжело воспринимается. Мне кажется, что интересные методические предложения Алекса З. во многом остались без обсуждения как раз потому, что предлагались не последовательные шаги, а целый их ряд. Ведь и реакцию на свою обкатанную методику Вы захотите, наверное, детальную (т.е. по шагам и пунктам), а не только на "все в целом"
С уважением, Александр.

Александр,

Вы, наверное, и правы и не правы в своем сомнении. Правы в том, что обсуждать полностью готоваый продукт может быть не так эффективно (да и интересно), как участвовать в его создании. Не правы, если полагаете, будто новая (и при том, надеюсь, достаточно общая) методика решения задач может быть интересной окружающим, не будучи УЖЕ хотя бы как-то подготовленной к применению.

Я вижу здесь следующие главные этапы:

1. Методика, с помощью которой ее автор может решать задачи в своей предметной области.

2. Методика, с помощью которой ее автор может решать задачи в чужой предметной области.

3. Методика, с помощью которой другой специалист может решать задачи в своей предметной области.

4. Методика, с помощью которой другой специалист может решать задачи в чужой предметной области.

Пока что то, что я задумал как новую методику, только-только выходит из п.1, и я хочу довести это до п.2. Но обсуждать с кем-то можно только то, что дошло хотя бы до п.3. Поэтому мне и надо вначале проверять себя и свою методику на чужих задачах, заодно меняя что-то на ходу в самой методике (а как иначе?), и только потом, когда она хотя бы как-то "устаканится", будет смысл что-то публиковать и обсуждать.

Особенность моей методики к тому же состоит в том, что она изначально и категорически не приспособлена для решения учебных задач, ибо напрямую использует предположение о том, что в условии задачи ЗАВЕДОМО НЕТ всей необходимой для ее решения информации. Поверьте, мой опыт решения практических задач подтверждает эту гипотезу на 100%. Получение этой информации, на мой взгляд (возможно, ошибочный!), является одним из решающих условий успеха - в исследовательских задачах точно (и здесь мне трудно предположить, что я сильно ошибаюсь), а в изобретательских с большой вероятностью. Следовательно, "обкаточные" задачи обязательно должны быть реальными, и при этом должна быть хотя бы минимальная обратная связь с задачедателем.

А вторая особенность - та, что я пытаюсь (возможно, наивно!) все же напрямую привязать решение задач к ЗРТС, полагая, что лучшее решение - это то, которое имеет ресурс дальнейшего развития. Это в какой-то мере ограничивает область применимости методики, но, как верно заметил Фил, ни одна методика не может охватить всё...

Поэтому я так и ухватился за задачу Григория про стент, в которой нет решительно ничего такого, что хотя бы приближенно входило в какую-то из моих предметных областей, но вроде бы есть ресурс развития. В задаче про пластинки есть хорошо знакомый мне объект - стекло (и здесь мне интересно решение, но не столь интересна методика), в задаче про чан с клеем - нет задачи развития, а есть только задача компенсации никудышной системы организации труда техническим решением. А стент с кримпером - вроде бы самое то. Посмотрим, получится или нет... Если нет - значит, надо будет думать дальше, в чем я методически прокололся.

Приношу извинения Григорию за длинный пост не очень по теме. Но, поскольку сама задача "закрыта", мне показалось, что можно уже обсуждать и другие вопросы.

С уважением,

Александр.

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Александр, готов целиком согласиться с Вашим опытом, но остается непонятным необходимость для демонстрации и анализа метода использовать только реальную задачу? Все ли реальные задачи одинаково хорошо подходят для этого? Как Вы уже указали сравнив задачу со стеном с другими двумя - некоторые задачи лучше. Продолжая логику - таким отбором и вычленением можно дойти до максимально "удобной" - модельной. Есть вероятность, что такая задача будет уже очищенная и трансформированная от какой то реальной. В принципе так делают во всех науках (исследованиях) - производится соответствующая идеализация. Сначала теоретическая, а потом экспериментальная (вспомним "принцип инерции Галилея" и соответствующие эксперименты) - вплоть до "мысленного эксперимента" (особенно любимые в спорах Сольвеевского конгресса).
Понимая, что и так использую терпение Григория нетематическими вставками, завершу тут другим вопросом: а сформулированная мной задача о смещении акцента форумчан при решении подходит под Вашу гипотезу? Может быть и на ее материале Вы могли бы начать демонстрировать? Тогда могу начать отдельный тред с этой задачей
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Ирина.

Гы. Будь я начальником цеха, решение с доп.краном мне вряд ли показалось бы красивым - речь-то идёт о сварке как-никак - клей сливай, ГМ прятай, производство вставай, со сварщиками препирайся..
А может поискать решения попроще?
Кстати, согласна, сходу придумать решение(я) гораздо интереснее, чем разбирать по алгоритмам.
А ФП каким будет? "Уровень внутри, но снаружи"?

П.С. Может, тефлон для поплавкане нужен - достаточно фанеры?
Какие, кстати, подробные условия - из чего сделан чан (люминий, чугуний, пластик), герметично ли закрывается?

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Ромащук Александр wrote:
Александр, готов целиком согласиться с Вашим опытом, но остается непонятным необходимость для демонстрации и анализа метода использовать только реальную задачу? Все ли реальные задачи одинаково хорошо подходят для этого? Как Вы уже указали сравнив задачу со стеном с другими двумя - некоторые задачи лучше. Продолжая логику - таким отбором и вычленением можно дойти до максимально "удобной" - модельной. Есть вероятность, что такая задача будет уже очищенная и трансформированная от какой то реальной.

Александр, как Вы могли видеть, я "очищал" ситуацию как раз наоборот - по признаку максимального "очищения" от дополнительной информации, которую я бы мог знать благодаря опыту работы в предметной области. Задача про стент тем для меня и хороша, что я НИЧЕГО не знаю про эту область. А основная "сверхзадача" моей методики при этом состоит в том, чтобы СРАЗУ выходить на ЛУЧШЕЕ решение, без генережки множества худших идей. Согласитесь, для решения ТАКОЙ "сверхзадачи" выбор наилучшей конкретной задачи вполне очевиден. И, согласитесь, это отнюдь не выбор в сторону "максимального удобства". В противном случае я бы стал "методически" решать задачу про стеклянную пластину с трещинами. Я убежден - решение бы нашел и "методически обосновал" легко! И еще и прогноз бы сделал - как эта система могла бы развиваться дальше... естественно, в нормальных рыночных условиях, а не советских.

Теперь про реальные задачи. Как я уже написал, я пытаюсь соединить инструменты для решения задач с ЗРТС, точнее - с моей периодизацией развития техники. В частности, каждому недостатку я ставлю в соответствие фазу развития некоторой системы, и ищу решения, "привязанные" именно к этой фазе развития, полагая, что они, с точки зрения бизнеса, и будут наилучшими. Другими словами, для решения задачи я использую информацию, которая к постановке самой задачи прямого отношения не имеет, полагая, что она - на уровне ЗРТС - окажется существенной как для постановки конкретных задач, так и для отбора лучших решений (а "не лучшие" я, в идеале, стремлюсь не генерировать вообще, чтобы время на них зря не тратить).

Как Вы полагаете, можно ли применить подобные знания к учебной задаче, автор которой об этих вещах не сильно задумывался?

Опять же, моя гипотеза о прямой связи лучшего (с точки зрения рынка) решения с фазой развития системы может быть ошибочной. Но проверить ее можно отнюдь не на учебных задачах, согласитесь.

С уважением,

Александр.

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Ромащук Александр wrote:
Григорий, тогда в ответ у меня встречная задачка - предельно реальная и практичная!
Как сделать, чтобы на данном форуме его наличные участники (можно и новые, но зачем усложнять систему?)при решении задач перешли от акцента на результат, к акценту на методы его достижения.

В.В. Митрофанов рассказывал, как он как-то дал задачку про метчик преподавателям университета технического творчества.
"Нужно нарезать сквозную резьбу в очень толстой плите.
Отверстие просверлили очень длинным сверлом, а с нарезкой резьбы вышла осечка - слишком длинный хвостовик метчика ломался..."
В.В. довольно ехидно заметил: "Такой МПиО (метод проб и ошибок) пёр!"
А ведь задачу решали не слушатели курса и не участники форума...
Тот же С.Литвин на семинаре говорил, что реальную задачу сначала стоит "ткнуть", а уж если "ткнуть" не получилось...
Правда, "тык" "тыку" рознь - зависит от уровня того, кто "тыкает".
Согласитесь, что у Литвина, например, несколько иной уровень "тыка".

P.S.Тому, кто реально решил задачу с метчиком помогло имя одного забавного животного из "Приключения доктора Айболита"

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Gregory Frenklach wrote:
Тот же С.Литвин на семинаре говорил, что реальную задачу сначала стоит "ткнуть", а уж если "ткнуть" не получилось...

Значит, я, начиная свою методику (после "установки фильтра плохих решений") с "критики лобовых решений", встал на правильный путь :)

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

priven wrote:
Gregory Frenklach wrote:
Тот же С.Литвин на семинаре говорил, что реальную задачу сначала стоит "ткнуть", а уж если "ткнуть" не получилось...

Значит, я, начиная свою методику (после "установки фильтра плохих решений") с "критики лобовых решений", встал на правильный путь :)

На правильный, или нет, это еще надо поразмышлять. Но на уже известный - это точно. :)

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

priven wrote:
Опять же, моя гипотеза о прямой связи лучшего (с точки зрения рынка) решения с фазой развития системы может быть ошибочной. Но проверить ее можно отнюдь не на учебных задачах, согласитесь.
Конечно, Александр, проверять гипотезу лучше не на учебной, но и точно не на реальной. Такой вот парадокс. Это, правда, если Вы хотите проверять научно (т.е. систематически).
Требуется проверять на модельных задачах, которые сильно очищены (абстрагированы) от реальных (и этим как раз близки учебным). Иначе невозможно исследовать сам метод. Именно так делают все естественные науки - проводят эксперименты (что по определению "очищение" - управление исследуемыми факторами и попытка "заморозить" на одном уровне все остальные). Условно говоря делают "в пробирке". Или Вы посоветуете химикам исследовать только в реальных "кучах" химических реакций?
Самая методическая из всех наук (поскольку единственная, которая не просто "познает", а и целенаправленно разрабатывает методы решения задач) даже наоборот под "моделью" подразумевает подходящую под аксиоматику область реальности. И долгое время многие аксиоматики не имел "моделей" ("связи с реальностью"!) и поэтому математики упрекались в бесполезной игре ума. Если Вы помните, то все началось с геометрий Лобачевского и Риманна (много легенд, что Гаусс боясь подобных обвинений не стал публиковать близкие разработки). Лобачевского обвинили не в своем уме. Между тем математики решали свои задачи (не реальные, не учебные, но встающие в логике их науки). Пытались разобраться с полнотой и неизбыточностью аксиоматики Евклида. Сначала пытались веками вывести пятый постулат из четырех других, а потом додумались, что проще его изменить и посмотреть на следствия. Так разобрались с Евклидовой геометрией (выделили Абсолютную и т.п.). Через какое то время оказалось, что для реальности Земли (земной поверхности) Евклидовая геометрия наименее "реальная" из трех! Тоже самое было потом и с бутылкой Клейна и многим еще чем. Только позднее удавалось найти области реальности, которые содержали в себе подходящие под аксиоматики условия. Когда находили, то очень были рады уже созданным математическим инструментам. Понятно, что не меньшее количество задач перед математикой ставили другие науки и производство. Но все же ни дифуры, ни матрицы, ни тензоры не требует полноценной физической реальности (откуда они и произошли), чтобы разрабатывать теорию их решения. Даже, наоборот, для математического анализа надо отвлечься от всех физических конкретностей. Построить модель, выявить модельные задачи. Физики могут намекнуть на то, что им больше всего хотелось бы от математиков получить, но математики могут работать только уже с математическим объектами (препарированными). Понятно, что многие физики сами делали математическую работу (особенно из школы Бора), но все же даже Эйнштейн сначала слушал лекции про преобразования Лоренца и пространство Минковского) В практике же все очень переплетено и сгущено, чтобы из решения практических задач пытаться (научно) вывести закономерности и методы. Реальность это как конус - есть сечения со всеми видами кривых второго порядка. Но чтобы их там увидеть, строить и использовать, надо сначала проанализировать каждую кривую в отдельности. В этом смысле немного странно, что нет желания анализировать методы как своеобразные задачи, а лишь решать по-разному занимательные задачи.
Понимаю, что навряд ли убедил такими историческими справками. Вас же практика убеждает в прямопротивоположном!
Но все же возможно отбор задачи должен быть не только по такой индивидуально-личностной характеристике как "малознакомый материал".
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Ромащук Александр wrote:
Реальность это как конус - есть сечения со всеми видами кривых второго порядка. Но чтобы их там увидеть, строить и использовать, надо сначала проанализировать каждую кривую в отдельности.
Красивый и богатый образ получился. Спасибо!

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя GIP.

Ромащук Александр][quote=priven wrote:

Требуется проверять на модельных задачах, которые сильно очищены (абстрагированы) от реальных (и этим как раз близки учебным). Иначе невозможно исследовать сам метод.

Метод должен учитывать сущность тех объектов, которые изменяются с его помощью. Поэтому в технике уход в область сильных абстракций ничего не даст, ибо так теряется смысл сути технических действий.
Модель, на мой взгляд, должна, как спора, содержать в себе все известные и неизвестные природные и искусственные эффекты и явления. Тем самым решение будет происходить в области интуитивный ассоциаций с носителями возможно необходимых технический действий.

С какой моделью работает priven? Не составляет труда понять, что не с той, что показана выше. Иначе путь поиска стыковки двух временных моментов необходимых действий был бы намного короче.

Осознание

==ИИ-->

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Спасибо, Александр Владимирович! Надеюсь, что еще и понятной, и полезной эта метафора будет. Все же немножко абстрактно получилось (на внешнем материале), но мне кажется это важной темой именно для "Методолога" (где о человеческих "правилах"-методах, а не о способностях легко решать крепкие задачи)
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Ромащук Александр wrote:
Конечно, Александр, проверять гипотезу лучше не на учебной, но и точно не на реальной. Такой вот парадокс. Это, правда, если Вы хотите проверять научно (т.е. систематически).
Требуется проверять на модельных задачах, которые сильно очищены (абстрагированы) от реальных (и этим как раз близки учебным). Иначе невозможно исследовать сам метод. Именно так делают все естественные науки - проводят эксперименты (что по определению "очищение" - управление исследуемыми факторами и попытка "заморозить" на одном уровне все остальные). Условно говоря делают "в пробирке". Или Вы посоветуете химикам исследовать только в реальных "кучах" химических реакций?

Александр, по-моему, Вы путаете "учебную" задачу, в которой ответ точно определяется условием, с "модельной" задачей, в которой из всех действующих факторов для исследования выбираются только некоторые. При этом "модельные" задачи - АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНЫ. А учебными они могут стать только после того, как будут успешно решены.

Quote:
Самая методическая из всех наук (поскольку единственная, которая не просто "познает", а и целенаправленно разрабатывает методы решения задач) даже наоборот под "моделью" подразумевает подходящую под аксиоматику область реальности. И долгое время многие аксиоматики не имел "моделей" ("связи с реальностью"!) и поэтому математики упрекались в бесполезной игре ума.

Простите, но дальше читать не стал. Александр, поймите, наконец, простую вещь: математика потому и допускает обучение на "учебных" задачах, что в ней ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНО, что все свойства объектов в учебной задача точно такие же, как и в реальной. Например, если в реальной задаче потребуется решить дифференциальное уравнение, то его решение будет В ТОЧНОСТИ таким же, как и в учебной. Потому и можно напрямую переносить опыт решения задач с "учебных" на "реальные", что поведение математических объектов в этих задачах совершенно одинаковое. А оно, в свою очередь, совершенно одинаковое по той причине, что его законы заранее и точно известны.

Увы, в описательных науках, включая и психологию, сие не совсем так. Спросите опытного практикующего психолога, сильно ли может помочь в его работе решение учебных задач, "очищенных от реальности"? Думаю, его ответ Вас несколько разочарует. Но психология все же развита несравнимо более, чем ТРИЗ! Ведь ей уже не первая тыща лет пошла... А предмет у той и у другой по сути тот же самый: деятельность человеческого мозга (про тело - отдельный вопрос). Соответственно, и по сложности предмета они, в общем, где-то сопоставимы. А по времени существования - разница на порядки.

И именно по причине недостаточного развития я не вижу никакой возможности учить ТРИЗ на "учебных задачах", за исключением только лишь самого начального курса. И не я один такой - многие практикующие преподаватели ТРИЗ, с которыми я знаком, на своем (в том числе и горьком) опыте пришли к тому же самому: обучить ТРИЗ на сколько-нибудь приличном уровне можно ТОЛЬКО на реальных задачах. В том числе и потому, что инструментарий ТРИЗ не доведен еще до математической строгости. Соответственно, то, что кажется составителю "учебной" задачи "достаточным условием", на самом деле содержит лишь часть информации, необходимой для ее решения. Другая часть - это интуитивные представления автора задачи о том, что "это ведь все знают", "самоочевидно", "и ежику понятно", и т.д. В математике на этот счет есть четкие правила формулирования задач. В ТРИЗ таких правил, увы, нет, и они очень нескоро таковыми будут. Соответственно, РЕАЛЬНО овладеть инструментарием можно только в том случае, если за формулировкой задачи видишь еще и ее недосказанную часть, а если не видишь - то понимаешь, что она есть.

В этом отношении химия занимает некое промежуточное положение: в ней есть части, которые формализованы вполне достаточно для того, чтобы ими можно было овладеть без обращения к практике, а есть и такие части, которые без практики "выучить" совершенно невозможно. Особенно это относится к материалам, их свойствам и зависимостям оных от различных факторов.

К чему в таких случаях приводит "теоретическое" базовое образование, я имел, увы, несчастье убедиться очень много раз, как в отношении "неоперенных" аспирантов, так и в отношении убеленных сединами профессоров-теоретиков, рецензировавших мои (и не только) статьи. Совершенно очевидные для специалиста по материалам вещи были для них столь же совершенно непостижимыми! Доходило до смешного: одна из рецензентш, математик по образованию, упрекала меня, ни много ни мало, в нарушении закона сохранения количества вещества в образце, не разобравшись, что в статье, вообще-то, описывается процесс диффузии... А все потому, что предлагаемые в статье эмпирические соотношения, описывающие РЕАЛЬНОЕ поведение вещества, были совершенно недоступны ее миропониманию, сформированному на "очищенных от реальности" задачах.

Увы, я не знаю НИ ЕДИНОГО случая, когда бы физик или химик-теоретик, даже самый выдающийся, стал бы сколько-нибудь сносным специалистом по материалам. Про математиков вообще молчу: такое ощущение, что все они живут вообще где-то на другой планете.

Я, увы, не вижу никаких причин полагать, что современный уровень развития ТРИЗ выше, чем современный уровень развития науки о материалах. Неполнота сведений о базовых закономерностях и их механизмах прослеживается в ТРИЗ, по-моему, в полной мере. Ну и как же в этой ситуации учить на задачах, оторванных от реальности? Чему именно можно научить? Тому, что известно в теории? Так ведь НИЧЕГО в ней толком еще не известно! Ни единого полноценного закона еще не открыто (а если они открыты, то еще не описаны), ни единой точной методики не предложено, и т.д.

Я не о том, что в ТРИЗ вообще ничего еще нет. Есть! И методы есть, и инструменты. Но только, в отличие от математики, методы и инструменты эти не настолько формализованы, чтобы можно было обучиться их применению в "очищенных от реальности" условиях. Если таки "очистить", то останется пшик, увы.

И последнее. Учебные задачи по ТРИЗ, конечно, могут быть, и они есть, и они таки в самом деле упрощенные по сравнению с теми, которые придется затем решать ученику. Все задачи, которые сейчас выложил Григорий, именно такими и являются, и спасибо Григорию, что он их выложил! На них в самом деле можно учиться! Но можно - именно потому, что все они РЕАЛЬНЫЕ, то есть отражают реально существующие на практике закономерности развития техники. Те самые закономерности, которых мы по существу толком еще не знаем.

Вот когда законы развития технических систем станут именно законами, а их применение сможет выводить напрямую на правильные решения (как это происходит в математике и физике), тогда и можно будет учить на "учебных" задачах, "очищенных от реальности". А пока - увы - едва ли сие, на мой взгляд, возможно. И не нужно приводить сии почтенные дисциплины в пример - они, по-моему, малость про другое...

Могу ошибаться! Если ошибаюсь - пусть меня поправят те, кому удалось реально научить человека ТРИЗ на таких вот "очищенных от реальности" задачах...

С уважением,

Александр.

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Gregory Frenklach wrote:

В.В. Митрофанов рассказывал, как он как-то дал задачку про метчик преподавателям университета технического творчества.
"Нужно нарезать сквозную резьбу в очень толстой плите.
Отверстие просверлили очень длинным сверлом, а с нарезкой резьбы вышла осечка - слишком длинный хвостовик метчика ломался..."
В.В. довольно ехидно заметил: "Такой МПиО (метод проб и ошибок) пёр!"
А ведь задачу решали не слушатели курса и не участники форума...
Тот же С.Литвин на семинаре говорил, что реальную задачу сначала стоит "ткнуть", а уж если "ткнуть" не получилось...
Правда, "тык" "тыку" рознь - зависит от уровня того, кто "тыкает".
Согласитесь, что у Литвина, например, несколько иной уровень "тыка".

Григорий, почудилось в Вашем решении определенная недооценка энергии и креативности форумчан? Я то уверен, что и того, и того хватит для тыканья годами! Да в скольких Ваших последних задачах произошел переход от предложений решений (тыканья) к применению и обсуждению методов? Как Вы думаете через какое время тыкать перестанут в швейцарцев?
В известном мне "контрольном решении" вариант тыканья составляет лишь половину базового ТП, а не собственно решение. Понятно, что запрет на тыканье совершенно не эффективен, поскольку только оно и мотивирует, а анализ методов спонтанно никак (чем яркий пример одинокие ножевые усилия Ю.Лебедева).
Может быть и Вы попробуете продемонстрировать мощь Ваших инструментов на решении этой задачки? Я буду с очередным интересом знакомиться с мощью, а в свою очередь обещаю "горячо/холодно" в отношении уже существующего (и рабочего! - поясняю с учетом критики в "нереальности") "контрольного решения"
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя blandux.

Ромащук Александр wrote:
Да в скольких Ваших последних задачах произошел переход от предложений решений (тыканья) к применению и обсуждению методов? С уважением, Александр

Вот Вы и начните и стойте на своём до последнего. Ваши старания обязательно оценят. Мне кажется говорить: "А пойдёмте-ка копать яму", тем, кто курит в сторонке,- бесполезно. Начните "копать" и люди к Вам потянутся помогать.

С ещё большим уважением Владислав.

Обсуждение методов...

Изображение пользователя GIP.

blandux wrote:
Ромащук Александр wrote:
Да в скольких Ваших последних задачах произошел переход от предложений решений (тыканья) к применению и обсуждению методов? С уважением, Александр

Вот Вы и начните и стойте на своём до последнего. Ваши старания обязательно оценят. Мне кажется говорить: "А пойдёмте-ка копать яму", тем, кто курит в сторонке,- бесполезно. Начните "копать" и люди к Вам потянутся помогать.

Если автор темы не возражает, то обсуждение лучше продолжить здесь.

Задача была достаточная простая, показа методики не требующая, ибо для нахождения решения надо было сложить (единую) систему из двух разнесенных во времени действий человека. В смысле, это решение вида "способ", а не "устройство".

Ибо с переносом темы на другую ветку теряется "источник" живительной силы краткости. Я лично ожидаю там появление длинных высоконаучных постов, ничего не проясняющих, а лишь туманящих мозги. А здесь всегда можно привязать смысл предлагаемого к задаче.

Осознание

==ИИ-->

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Ромащук Александр wrote:
Может быть и Вы попробуете продемонстрировать мощь Ваших инструментов на решении этой задачки?

Задача простеькая и поэтому о "мощи" говорить не приходится.

1. Опредлить тип задачи:
а. Нет системы для выполнения функции
б. НЭ в существующей системе

Если рассматривать задачу так, как она дана - её можно отнести к обоим типам.
Можно сказать что функция (обнаружить, что клей заканчиваетя) не выполняется и отнести задачу к первому типу
А можно говорить о том, что существующий способ (открыть крышку и посмотреть, постучать, по силе струи клея) недостаточно эффективен и отнести задачу ко второму типу.

Я с этим не особенно заморачиваюсь, поскольку в любом случае свожу два типа к одному

Если задача первого типа:
Нужно найти какое-нибудь известное средство выполнения этой или подобной функции (поплавок, глазок и т.д) и определить, какой НЭ появлаэтся при его использовании.

Если никакого НЭ не появляется - задача решена.
Если появляется НЭ - задача переходит в задачу второго типа.
Если не могу найти найти какое-нибудь известное средство(очень редкий случай) - это задача синтеза системы для выполнения функции за счёт ресурсов

Для задач второго типа формулируется:
1. НЭ - например (если выбрана поплавковая система) поплавок залипает и не даёт точной информации
2. Элемент связанный с НЭ (т.е. это такой элемент, исключив который из системы мы устраняем НЭ, но тогда нужно каким-то образом выполнить его функцию) - можно лезть вглубь, но я не мудрствуя лукаво выбираю поплавковую систему
3. Что эта система делает, её функция - система информирует о критическом количестве клея в чане.
4. Объект функции клей(в чане)
5. Внешняя (для поплавка) среда - собственно клей и воздух в чане и вокруг.

Теперь надо выбрать направление решения задачи:
1. Выполнить функцию без поплавковой системы за счёт ресурсов
2. Усовершенствовать поплавковую систему, чтобы не "залипала"

Первое направление более реальное для мебельной фабрики (для фабрики, выпускающей поплавки, скорей всего, было бы выбрано второе направление)

Теперь список ресурсов и ИКР
Клей, чан, кран
а. Клей сам сообщает, что он заканчивается.
б. Чан сам сообщает, что клей в нём заканчивается
в. Кран сам сообщает, что клей в чане заканчивается.

Например, а. (хотя и другие направления тоже подходят).
Клей может сообщить, что он заканчивается например тем, что он перестаёт течь из крана.

Чтобы перестать течь из крана клей должен закончится, но при этом возникает НЭ - простой производства.
Т,е, для того, чтобы клей перестал теч; из крана он должен закончиться и не должен закончиться, чтобы не было простоя производства/

Это противорешие можно разрешить различными способами:
Например, в структуре - часть клея заканчивается, а часть нет

Какое требование уже удовлетворено?
Одна часть клея закончивается.
Пусть оставшиеся ресурсы (кран и чан) как-то помогут удовлетворить другое требование - другая часть клея не заканчивается.

При определённой тренировке весь этот процесс (для простых задач) занимает минуты...

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Григорий, извините, что спровоцировал на прописывание инструмента, но я имел в виду другую задачу (с неизвестным Вам "контрольным решением"). А именно как при решении задач на этом форуме организовать упор на способы (методы), а не результат. Эту задачку я уже пытался задать в других постах и именно в этом смысле предлагал в случае согласия (хотя бы Вашего!) организовать отдельный тред!
К слову, не думаю, что эта задача является простенькой - особенно с учетом массы возникающих "вторичных задач" :)
С уважением, Александр

Re: "Чан" с клеем на мебельной фабрике

Полностью с Вами согласен, Владислав, что начинать лучше с себя!
Отчасти пытаюсь это делать (даже на этом форуме), отчасти себя сдерживаю, поскольку для начала надо хорошо владеть методом. Вот копаться и разбирать демонстрации профи - куда с большей охотой и интересом. Так, например, попробую выполнить швейцарские указания Григория - правда, если успею до убийства интриги задачи угадыванием кем-нибудь из форумчан "контрольного вопроса". Мне то все равно, если даже угадают, но, боюсь, Григорий может потерять интерес сопровождать эту задачу. А жить, судя по интенсивности появления вариантов, этой задаче осталось не долго
С уважением, Александр

Subscribe to Comments for ""Чан" с клеем на мебельной фабрике"