Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
Sergey Malkin, Vice-President, Guided Brainstorming LLC.
Galina Malkin, President, Guided Brainstorming LLC.
Тезисы:
Компанией Guided Brainstorming LLC разработан и успешно апробирован метод Направленной Генерации Идей, позволяющий снизить риск, сократить сроки и стоимость инновационных проектов, обеспечивающий достижение более полной отдачи от используемых технологий.
В данной работе представлены результаты использования метода Направленной Генерации Идей в формате Технологической Инновационной Карты (ТИК) для преодоления «инновационной пропасти» между созданием новых технологий в лабораториях университетов, лабораториях и исследовательских центрах индустриальных компаний или НИИ и формированием на базе этих технологий продуктов и/или создания новых венчурных компаний.
Преодоление инновационной пропасти требует понимания и создания связей между техническими, маркетинговыми, интеллектуальными свойствами возможного продукта и перспективами для бизнеса, увязывание вопросов риска, стоимости и потенциальной социальной значимости. ТИК позволяет поддержать этот трудный концептуальный процесс путём построения серии карт в виде 3-х фазного процесса: технология, рынок и взаимодействие между ними. ТИК использует Функциональное Моделирование, ранее разработанное для инженерных задач и Структурированных Инноваций.
Предлагаемый вашему вниманию метод успешно используется для поддержки обучения, трансфера и коммерциализации технологий в университетах, индустрии и государственных лабораториях США.
В этой статье приведен пример использования ТИК для преодоления «инновационной пропасти» в процессе коммерциализации новой технологии «Нано-Такси».
Введение
Потребность сделать предпринимательство частью инженерного образования привела к тому, что в University of Texas at Austin (UT) была разработана серия учебных курсов описанных в работе [1]. Метод, описанный в данной статье, вырос из применения Функционального Моделирования для лучшего понимания и выявления коммерческой ценности вновь разработанных технологий. Процесс построения Технологической Инновационной Карты (ТИК) включает в себя: построение самой карты, уточнение её и использование карты для выявления новых рынков.
Коммерциализация технологий и «инновационная пропасть»
Питер Друкер [2] утверждает, что для процветания экономики необходимо организовывать инновации как систематический процесс. Jolly [3] описал процесс коммерциализации технологий, как многошаговый итеративный процесс, начинающийся с создания новых научных знаний (технологий) и заканчивающийся готовым продуктом, адресованным для потребностей рынка. Этот процесс показан на Рис 1.
Рис 1. Процесс технологической коммерциализации
На базе Jolly [3]
На Рис. 1 отражена пропасть, существующая между лабораторными технологиями и их бизнес реализациями. Бизнес планы обеспечивают создание компаний и организаций, создающих ценности на базе продуктов и сервисов, но при этом априорно предполагается, что продукт или сервис уже существуют, и обычно не включает технологическую инновацию и разработку нового продукта или сервиса. Другими словами, Бизнес план не отражает, как будет преодолена «инновационная пропасть». Соответственно, эта пропасть должна быть кем-то преодолена до того как будет разработан Бизнес план. Авторами совместно с R.S. Evans и S.P. Nichols было предложено использовать Технологические Инновационные Карты на базе Функциональных Моделей для решения данной задачи [4].
Функциональная модель
Функциональное моделирование - хорошо известный метод анализа в различных дисциплинах. Он широко используется в самых разных областях, например в исследованиях функций мозга [5], бизнес стратегии [6], вирусологии [7], производстве [8], генерации идей [9], структуре управления [10]. Инженеры используют эволюционирующую функциональную карту для поддержки процесса разработки новых продуктов [11].
Все эти методы сходятся в одном – вначале детально разрабатывается или определяется суть проблемы или «потребностей клиента» в виде функций высокого уровня и их отношений, а затем последовательно опускаются до уровня соответствующих им подфункций. Обычно этот процесс поддерживается соответствующим программным обеспечением для детальной проработки.
Для построения ТИК использовалось Функциональное Моделирование, применяемое в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)[12]. В его основе лежит построение цепочек причин и следствий для формирования карты отношений между полезными и вредными функциями. Функции соединяются обеспечивающими и противодействующими связями. Построение такой карты поддерживает анализ, а её развитие (эволюция) – синтез.
В нашей модели используется следующий синтаксис:
- Под Функцией понимается действие, взаимодействие, активность или процесс. Функцию рекомендуется описывать в следующем виде: Действие (глагол) + Объект действия (существительное) + Контекст.
- Функции могут быть Полезные (выделены зелёным цветом) и Вредные (красным).
- Связи между функциями могут быть 2-х типов: производит (стрелка) и препятствует (линия с кружком), использующие зеленый или красный цвет в зависимости от полезности или вредности этой связи.
Рис 2. Функции и связи
Данный синтаксис позволяет моделировать причинно-следственные связи и выявлять противоречивые функции, выделяемые желтым цветом, содержащие полезные и вредные связи.
Здесь и далее использованы диаграммы, построенные с помощью программного обеспечения Guided Innovation Toolkit 2.0 (русская версия Инноватор 2.0)
ТИК: Правила и Стратегии
ТИК имеет 3 фазы. Первая, построения причинно-следственной функциональной карты. Вторая, добавление рыночного контекста. И третья, увязывание карты с процессом коммерциализации.
Первый шаг создания ТИК состоит в описании выбранной технологии в терминах функций и их связей. Специалист должен рассмотреть и добавить в карту все вредные функции и связи между ними. Далее, он перестраивает карту, располагая рыночные функции или функции продукта в верхней части карты, а технологические, обеспечивающие подфункции в нижней части карты. Затем карта уточняется путем добавления рыночного контекста. Рыночный контекст существенно влияет на структуру и эволюцию карты. Рыночные изменения или их переосмысление отражается в виде изменений на карте.
Предлагаемый ниже пример иллюстрирует эффект применения ТИК для преодоления инновационной пропасти в случае отсутствия для новой лабораторной технологии как такового продукта и, соответственно, рынка.
Пример преодоления инновационной пропасти: Технология «Нано-Такси»
Приводимый пример показывает, как построение функциональной карты позволяет ускорить процесс понимания свойств новой технологии, её специфических потребностей и возможностей, и характеристик рынка.
В University of Texas at Austin (UT) двум группам студентов было предложено в качестве курсового проекта провести коммерциализацию технологии «Нано-Такси». В первой группе использовался традиционный подход, а во второй был дополнительно предложен метод ТИК.
Cristal Glangchai, аспирантка кафедры биомедицинского инжиниринга и соавтор технологии доставки нано-продуктов на клеточном уровне, предложила обеим группам провести коммерциализацию её новой технологии «Нано-Такси».
В обеих группах Cristal Glangchai была единственным экспертом в нано-технологии. Её исследования показали широкий спектр возможностей использования предлагаемой ею технологии в самых разных областях медицины (онкология, терапия, использование в МРТ и т.д.). В тоже время у неё не было представления о рисках, стоимости и потенциальной коммерческой ценности её технологии. Технология была подтверждена в лабораторных исследованиях, но не была проверена на живых организмах. Студентам обеих групп предлагалось провести экспертизу новой технологии и оценить её рыночный потенциал.
Группа, использующая ТИК в течение первых двух недель построила несколько карт, отражающих процесс доставки нано-продуктов в клетки живых организмов. Это помогло им изложить возможности новой технологии в одной фразе: «Наша технология использует технику нано-импринтинга для создания в стерильных условиях инъекций, содержащих нано-контейнеры со специальным колпачком, реагирующим на физиологические стимулы, с последующим дозированным выделением терапевтических агентов в целевых тканях организма». Эта формулировка содержит большое количество специальной терминологии, но отражает суть технологии. И, тем не менее, такая формулировка значительно короче и проще изначального описания, изложенного Cristal Glangchai.
После формулирования задачи в одной фразе студенты начали лучше понимать базовые функции предложенной технологии. На рис. 3 приведен фрагмент большой карты, иллюстрирующий технологию «Нано-Такси». Это важная часть карты, содержащая исключительно физические составляющие технологии. Группа заменила специальные термины, что позволило в дальнейшем использовать данную карту как базовую модель для коммерциализации в разных рыночных направлениях.
Рис 3. Главные функции технологии нано-такси
Далее группа переключилась на понимание базовых вопросов рынка и интеллектуальной собственности данной технологии. Студенты сфокусировались на клеточной доставке препаратов и выстроили четкое понимание процесса через эволюцию карты. На рис. 4 показаны основные функции клеточной доставки, непосредственно обеспечиваемые «Нано-Такси» технологией.
Рис 4. Функции клеточной доставки
На базе усовершенствованной карты группа провела маркетинговые исследования и выявила потенциал использования технологии для различных терапевтических целей: обезболивания, лечения рака и улучшения изображений в МРТ. Группа смогла проанализировать и показать преимущества, которые дает новая технология, и добавила рыночные функции на карту. На рис. 5 пример таких рыночно-специфичных функций.
Рис 5. Функции лечения рака
Карта на первый взгляд выглядит сложной, но она описывает технологию через призму её рыночной ценности и позволяет найти правильный путь к коммерциализации. По сравнению с первой картой, построенной несколькими неделями ранее, организационный контекст и терминология изменились радикально, и позволили описать будущие технологии в терминах рыночной потребности.
Карты на Рис. 3,4,5 не содержат вредных, нежелательных функций. На Рис. 6 показана связь полезных функций с нежелательными эффектами. Эта часть позволяет разработать план дальнейших действий по усовершенствованию технологии.
Рис 6. Карта нано-такси с вредными функциями
Вредные функции на карте связаны с полезными функциями и показывают, что необходимы значительные дополнительные исследования для решения ряда проблем. Так, например группа выяснила, что использование известной технологии производства полупроводников является одним из основных достоинств «Нано-Такси», но она не была включена в исходное предложение.
Группа студентов, использовавшая ТИК, продемонстрировала значительный прогресс в процессе изучения технологии и предложении обоснованных выводов для дальнейшей коммерциализации проекта. В следующем шаге в построении карты они показали необходимость дополнительных исследований, клинических испытаний, производства и других задач по доставке лекарств в организм пациента. Эти дополнительные функции помогли оценить риски и стоимость проекта в процессе коммерциализации данной технологии и подсчитать экономический эффект от внедрения.
В процессе обучения группа, использовавшая ТИК, смогла не только детально и быстро разобраться в технологии «Нано-Такси», но и определить, как использовать её в производстве и коммерциализации нового продукта. Определить стоимость и риск новой технологии. Другими словами группа показала, как лабораторные технологии могут быть трансформированы в коммерческий продукт. Простота финального описания технологии это лишь один пример ценности использования ТИК: «Наша технология – это производство нано-устройств доставки и селективного дозирования токсичных препаратов в пораженные ткани организма». В результате группой были внесены предложения, которые позволили выиграть грант на коммерциализацию «Нано-Такси».
Для сравнения – вторая группа студентов, не использовавшая ТИК, потратила несколько дополнительных недель на понимание технологии и её главных функций, и, как следствие, не смогла детально в ней разобраться и проработать необходимые предложения к установленному сроку.
Заключение
В данной публикации мы описали использование ТИК-инструментария для преодоления инновационной пропасти, которая присутствует на ранних стадиях коммерциализации новых технологий и продуктов. ТИК-инструменты, ранее использовавшиеся только для решения инженерных задач, могут быть успешно использованы для поддержки процессов коммерциализации.
Ссылки
- R. S. Evans, J. P. Parks, S. P. Nichols, "The Idea to Product® Program: An Educational Model Uniting Emerging Technologies, Student Leadership and Societal Applications," International Journal of Engineering Education, Vol. 22, No.1, 2006.
- D. Francis, J. Bessant, "Targeting Innovation and Implications for Capability Development," Technovation, Vol. 25, 2005, pp. 171-183.
- V. K. Jolly, 1997. Commercializing New Technologies: Getting from Mind to Market, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts, 1997.
- R.S. Evans D.C. Bonner, S.Y. Malkin and S.P. Nichols, “Addressing the "Innovation Gap" for Engineering Education: A Mapping Tool” INNOVATIONS 2008 - World Innovations in Engineering Education and Research, iNEER, Arlington, VA, 2008.
- А. Schupak, “The Mind's Cartographer: Functional Brain Mapping of Fruit Flies," Forbes, Vol. 176, No. 10, 2005.
- B. Marr, G. Schiuma, A. Neely, "The Dynamics of Value Creation: Mapping your Intellectual Performance Drivers," Journal of Intellectual Capital, Vol. 5, No.2, 2004.
- S. Wantanabe, T. Noda, Y. Kawoaka, "Functional Mapping of the Nucleoprotein of Ebola Virus," Journal of Virology, Vol. 80, No.8, 2006.
- K. Otto, K. Wood, Product Design: Techniques in Reverse Engineering and New Product Development, Prentice Hall, Upper Saddle River, NJ, 2001.
- Holmes, B. 1999. "Beyond Words," New Scientist, July 10, 1999.
- K. Liu, L. Sun, S. Tan, "Modelling Complex Systems for Project Planning: A Semiotics Motivated Method," International Journal of General Systems, Vol. 35, No.3, pp. 313-327, 2006.
- G. Pahl, W. Beitz, Engineering Design: A Systematic Approach, Springer-Verlag, London, 1996
- S. Malkin, D. Coates, G. Malkin, “An Improved Method for Teaching the Theory of Inventive Problem Solving to Students”, Conference Proceedings TRIZCON2007, Louisville, KY
Комментарии
Re: Использование Функциональной Модели для преодоления ...
Прошу прощения. В самой статье Рис 2 был правильный, а в высланые картинки вкралась ошибка. Правильный Рис 2. Функции и связи.