О том, как развивалось преподавание курса "Основы технического творчества" в вузах Украины, начиная с 1980 года.

Изображение пользователя Владимир Богатырев.

Мои комментарии к тому, что сказал Александр Владимирович Кудрявцев: «самая ранняя история с ВУЗами – она была на Украине. На Украине в Днепропетровске действовали жили такие ребята, как Александр Владимирович Чус и Валентин Николаевич Данченко. Там еще был такой и ныне действующий тризовец Пигоров. И вот они все вместе (при поддержке академика по фамилии Таран) пробили в Минвузе Украины приказ об обязательном внедрении в технических ВУЗах Украины такого предмета, как методы технического творчества. И Чус и Данченко написали где-то в году 80-м учебник «Методы технического творчества». У них был учебник, у них был официальный предмет на Украине. Вот такие дела. Так что вот так это внедрялось».

Все началось с того, что доценты Днепропетровского металлургического института (ДМетИ) Александр Чус и Валентин Данченко прошли обучение в Днепропетровской школе ТРИЗ. Будучи и до этого людьми творческими, имеющими в своем арсенале много собственных изобретений в сфере трубопрокатного производства, они инициировали новый курс «Основы технического творчества» сначала только при подготовке инженеров по специальности «Обработка металлов давлением». Инициативу поддержал ректор ДМетИ Юрий Николаевич Таран-Жовнир, заслуженный деятель науки Украины, выдающийся ученый в области физического металловедения. Он-то и предложил тогдашнему министру высшего образования Украины Г.Г.Ефименко распространить курс «основы технического творчества» для всех технических специальностей в вузах Украинской ССР. Скорее всего, этому помог тот факт, что Георгий Григорьевич Ефименко был в 1970—1973 годах ректором в Днепропетровском металлургическом институте. Можно считать, что в вузах Украины обучение техническому творчеству появилось по инициативе и при поддержке ученых-металлургов. Так в Минвузе Украины возник в 1980 году приказ об обязательном внедрении в технических ВУЗах Украины такой дисциплины – «Основы технического творчества».
В 1980 г. меня, преподавателя кафедры «обработка металлов давлением» металлургического факультета Донецкого политехнического института, командировали в Днепропетровский металлургический институт (ДМетИ) на семинар для освоения курса ОТТ. С этого началось мое увлечение методологией творчества. На тот момент я уже был кандидатом технических наук, автором двух десятков изобретений, а также имел диплом об окончании Донецкого общественного института патентоведения. Но самое главное, я уже читал книгу Г.С.Альтшуллера «Алгоритм изобретения», которую так же, как Геннадий Иванов (судя по его рассказу), купил, будучи в командировке в Москве в 1973 году.
На недельном семинаре, куда были собраны преподаватели из всех украинских вузов технического профиля, Чус и Данченко оснастили нас программой курса, методичкой с кратким изложением лекционного материала и провели с нами занятия по ключевым темам. Новизна была еще и в том, что они рекомендовали проводить занятия вдвоем, что выходило за рамки привычного вузовского способа планирования и выполнения учебной нагрузки. А в ДМетИ им разрешалось и такая педагогическая инновация!
Участие в семинаре для меня стало еще более ценным, поскольку мы стали с Александром Чусом и Валентином Данченко друзьями, отныне вместе ездили на конференции по творчеству, часто встречались, дискутировали. Более того, когда ими было подготовлено учебное пособие «Основы технического творчества» мне довелось писать на него рецензию от своей кафедры. Подписывал эту рецензию, естественно наш заведующий кафедрой Валентин Митрофанович Клименко.

В период 1980-1991 гг. вузовские энтузиасты преподавания технического творчества (а именно благодаря таким людям, как всегда это бывает, развивалось студенческое изобретательство) активно общались с коллегами по всей нашей большой стране, обеспечивали победы на всесоюзных межвузовских олимпиадах по техническому творчеству. С развитием процессов распада Союза стал ощутимым отрыв украинских вузов от активного взаимодействия с вузами России по проблеме творчества студентов. Не только командировки, обмен материалами, но и переписка стали проблематичными. Да и безденежье стало душить, хоздоговорная тематика постепенно вовсе исчезла из деятельности вузовских ученых. А ведь именно на творческом решении практических задач формировались наши вузовские научные команды, в которых, конечно же, участвовали студенты, особенно на этапе выполнения дипломных работ.
Печально, но из учебных планов подготовки инженеров по многим специальностям в ходе корректировки учебных планов постепенно стала исчезать дисциплина о техническом творчестве. Преподаватели перестали периодически встречаться на конференциях по творчеству, где в кругу единомышленников подпитывались энтузиазмом и надеждой на востребованность своего подвижничества. Падение престижности инженерного труда, спад изобретательской активности в Украине практически завершили процесс. Декларации о необходимости творческого поиска выходов из кризиса никак не связываются с необходимостью обучать методам творческого мышления.

В 1993 году благодаря инициативе научного сотрудника экономической кафедры того же ДМетИ Георгия Семеновича Пигорова делается попытка вдохнуть новый импульс в развитие обучения творчеству, в подготовку необходимых кадров профессиональных преподавателей творчества (приказ Минобразования Украины №27 от 15.03.93 г.). Но поскольку тогдашний зам.министра В.П.Гондюл, являвшийся и сам преподавателем технического творчества в Киевском политехническом институте, курировавший и выход приказа, и его выполнение, в 1994 году покинул свой пост, то уже в 1995 году никто в министерстве ничего не предпринимает для осуществления намеченных в приказе целей. Но Г.С.Пигоров не сдается, он создает в ДМетИ Головной Центр «Творчество», побуждает меня создавать Региональный Центр «Творчество» при Донецком политехническом институте, ищет единомышленников и в других городах.
Руководство Донецкого технического университета (тогда так стал называться политехнический институт) выделило созданной мною инновационной фирме «Валео» в аренду помещение для деятельности Регионального центра «Творчество», создав условия для попытки проверить, способно ли творчество само себя прокормить. В тот период Л.Г.Мельцер, принимавшая участие в деятельности нашего Центра и работавшая над диссертацией по социологии инновационной деятельности, провела социологическое исследование, пытаясь оценить, как живется изобретателям Донецка. Ответ печальный – трудно живется. Перспективы – безрадостные.
Провели со студентами серию мыследеятельностных игр (поучившись этому на ОДИ у Г.П.Щедровицкого) для мобилизации интереса к изобретательству. Студенты выразили надежду что изобретательность непременно понадобится. Пусть не властным структурам, скорее всего она будет востребована предпринимателями.
Разработали курс «Методы генерирования бизнес-идей» и внедрили его в созданном нами негосударственном вузе - Донецком институте предпринимательства (с 1991 года я являюсь учредителем этого вуза и проректором по научной работе). Главной целью экономической, менеджерской и финансовой специальностей этого института является подготовка «внедренческих команд», необходимых для формирования структур малого инновационного бизнеса. Поэтому мы попытались учить студентов-будущих предпринимателей использованию всего ассортимента известных методов творчества для поиска идей своего бизнеса.

Конечно, мне не удалось нарисовать полную картину сегодняшнего состояния обучения творчеству во всех вузах Украины. Ближе все-таки то, к чему сам имею отношение. Но по-прежнему хочется верить в появление спроса на педагогику творчества. Тем более, что мы все чаще слышим декларации властей на всех уровнях, что стратегия развития страны и региона непременно должна быть инновационной.

На этом настаивали и участники Стратегической сессии «Innовационная стратегия Донецкого региона», проходившей с 16 по 18 марта 2010 г.

Форумы: 

Re: О том, как развивалось преподавание курса "Основы ...

Владимир Михайлович, большое спасибо за рассказ!
Было бы весьма интересно познакомиться с конкретными работами по совершенствованию техники, ведущимися сегодня специалистами Вашего региона и отрасли.
Я разговаривал по этому поводу с Рудольфом Михайловичем Голубчиком (МЭИ), он много и активно работал по решению задач и обучению студентов в области металлообработки, трубного производства. Он говорил, что с Днепропетровским институтом у него активные связи. К сожалению сейчас он вынужден бороться с тяжелой болезнью и уже не может быть столько активным, как ранее.
Несколько раз читал небольшие курсы в KMBS, там очень тепло приняли методы, но конечно же с уклоном в управленческую тематику.
Недавно разговаривал по телефону с Евгеном Голибардовым, главным организатором и автором старинной книжки "Инженеру о ФСА". Он весь в журналистике, в общественных делах.
Конечно же на виду и Украинские педагоги, работающие над совершенствованием технологий обучения и воспитывающие креативно мыслящих ребят и новых педагогов.
То есть видно, что жизнь свое берет, несмотря на все препоны. Складывается ощущение, что несмотря на трудности методики сегодня достаточно закрепились как востребованные инструменты в разных областях деятельности.
Давайте подумаем и в следующем году проведем совместную конференцию - одновременно на двух площадках - в Москве и в Украине, посвященную практике применения методов.
Или жду Ваших идей по активизации работы в интересующей нас области. Может быть чем-то сможем помочь Вам и друг другу.

Subscribe to Comments for "О том, как развивалось преподавание курса "Основы технического творчества" в вузах Украины, начиная с 1980 года."