СКАЗКИ – ЭТО СЕРЬЕЗНО.
Глава 5.6. из книги "Диагноз ТРИЗ"
5.6.1. Сказка - ложь, да в ней намек...
Сказки существуют у всех народов, у всех народов они существовали ранее, и с уверенностью можно сказать – будут существовать и дальше. Очевидно, что сказка – обязательный составной элемент культуры общества. На протяжении многих веков дошедшие до нас из древности мифы и сказки выполняли важнейшую функцию передачи информации от поколенья к поколенью.
Поэмы Гомера, Басни Эзопа, мифы Древней Греции, легенды, эпические поэмы, новеллы, басни, притчи и волшебные сказки разных народов напоминали людям о различных сторонах общественной жизни, учили, предупреждали, показывали примеры разрешения конфликтов. Если рассматривать обобщенный сюжетный смысл, то становится очевидным, что мифические и сказочные персонажи сталкивались с теми же проблемами, с какими приходится сталкиваться и нам в современной жизни:
- Жизненные соблазны - и пение сирен;
- Ахилесова пята и слабое место в характере каждого человека;
- Камень на распутье – и проблема выбора.
Так или иначе очень часто мы идентифицируем себя с героями сказок, переживая подобные конфликтные ситуации. Подлинный же опыт в этот момент по себе недоступен никому, кроме нас.
Именно сказки мы предлагаем в качестве предмета рассмотрения, психологического анализа с целью их правильного методического использования и т.д.
Я не отношусь к числу тех, кто видит во всех сказках однозначно положительный педагогический ресурс. Только потому, что сказка – это «народное творчество», играющее огромную роль в культуре человечества и т.д. Я не разделяю подобного пафоса и считаю, что сказка – это серьезно. К сказкам нужно относиться избирательно, если речь идет об использовании их в учебном процессе, особенно при работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Что заставляет меня так думать?
Прежде всего то, что сказка оказывает очень сильное психологическое воздействие на ребенка. Язык сказки изначально близок и понятен ребенку. Это язык детства, язык мамы, бабушки, язык добра, т.е. язык, которому ребенок сразу и безоговорочно верит.
Может ли ребенок объяснить окружающий его мир с естественно-научных позиций, с позиций формальной логики? Конечно же – нет. Для понимания и для объяснения мира ребенок выбирает модель, которая более всего подходит ему. Модель сказочную, хорошо усвоенную с детства.
Каждый из нас, взрослых, понимает, осознает, что сказка – это вымысел. Дети же воспринимают мир не рационально, а посредством чувств, т.е. эмоционально. Эмоция в переводе с латинского значит «потрясаю», «волную». Именно чувственное восприятие и образное мышление являются характерными для детей, начиная примерно с четырех лет. На подсознательном уровне дети усваивают схемы взаимоотношений сказочных персонажей, а также обобщенные способы решения этими персонажами своих проблем.
Сказки не могут не оказывать влияние на впечатлительную, формирующуюся психику ребенка. Более того, по утверждению Э. Берна, именно они лежат в основе формирования всего жизненного сценария. Приведем отрывок из книги «Игры, в которые играют люди» почти без осокращений в виду важности для понимания обсуждаемой здесь проблемы.
* * * * *
Сказка про Красную Шапочку
Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка. Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя - волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно, не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями...
Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения «марсианина», эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»
Сказка о Красной Шапочке с точки зрения марсианина
...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка.
Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками?
Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время, едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями!
В любом случае, всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.
* * * * *
Читателю может показаться, что я намеренно сгущаю краски. Но я действительно считаю, что сказка – это инструмент воздействия на подсознание. Это – прямое внушение. Что дает нам основание судить о сказке подобным образом?
Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума. Cвязь, которая устанавливается между внушаемым и внушающим во время сеанса гипноза называют рапортом. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности, т.е. сверхвосприимчивостью к воздействиям внушающего (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью к другим внешним воздействиям (например, посторонним звукам). Еще одно замечание касается того, что слова, обращенные к человеку, находящемуся в состоянии транса, оказывают особое воздействие. Позже человек, возможно, никогда не осознает, откуда у него взялись определенные идеи, мысли или переживания.
А теперь отметим факторы, способствующие формированию транса, т.е. наведению гипнотического состояния, во время которого возможны воздействия на подсознательную сферу пациента.
Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна: достижение расслабленного состояния, снимающего психологическое напряжение, тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), т.е. уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Кроме того играют большую роль следующие факторы:
- личностная значимость (авторитет) рассказывающего (внушающего) для слушающего (пациента);
- контакт (раппорт) с пациентом, основанный на абсолютном доверии к внушающему;
- повторяющиеся и малопонятные формулы, воздействующие на подсознание;
- вполне реальные эмоциональные переживания, закрепляющиеся в памяти.
Вспомните атмосферу, при которой , с одной стороны, происходит рассказывание сказки и, с другой стороны, ее восприятие ребенком. Вечер... ребенок устал... ему хочется спать... добрая бабушка, мягким голосом начинающая рассказывать сказку, поглаживая внука по голове... запутанность сюжета... присказки... волшебные заклинания... таинственность волшебных превращений... полусонное состояние ... и сквозь него тихий бабушкин голос... сон.
Похоже, не правда ли? Берусь утверждать, что не просто похоже. Дети действительно находятся в состоянии транса и испытывают гипнотическое воздействие. Со стороны внушающего (взрослый, рассказывающий сказку) существует возможность передачи информации, со стороны внушаемого (ребенка) нет никаких механизмов, осуществляющих ее критическую оценку, тем самым блокирующих внушение.
Впрочем, существуют и отличия. Обоснованность применения гипноза зависит от ряда психологических и этических аспектов, в частности:
- право на проведение гипнотерапии имеют только квалифицированные и этически безупречные лица;
- введение в гипнотический транс и проведение гипнотических сеансов происходит только при согласии пациента;
- не может быть никаких оправданий для вмешательства в процессе гипнотерапии в личную жизнь пациентов или их моральные принципы.
У ребенка согласия на внушение никто не спрашивает. Родители (или бабушки с дедушками), сами того не подозревая, проводят систематические сеансы гипноза, внушая детям определенные способы поведения, ценности, убеждения, формируя в результате жизненные сценарии, т.е. своеобразную психологическую коллею, из которой в будущем будет не так просто выбраться. Внушение без сознательного внушения.
Сказка может быть использована и как способ решения конкретной проблемы ребенка. Об этом будет говориться ниже, а сейчас попытаюсь пояснить, что мне не нравится в сказках в содержательном плане.
Какие моменты в сказках (особенно в волшебных), по моему личному мнению, имеют, мягко скажем, спорное значение с точки зрения выполнения воспитательной функции? Почему, например, в сказках с такой навязчивой настойчивостью повторяются сюжеты нелюбви, мести и предательства? Или это обязательный и вечный атрибут общественных отношений, о которых сказка хочет предупредить нас? Так что же мы часто видим в сказках?
- Очень часто сказки начинаются с описания благополучной жизненной ситуации, а потом ситуация меняется к худшему. Это порождает чувство тревоги, ощущение неминуемой опасности, которая рано или поздно, но все равно придет. Ожидание неотвратимого несчастья... Грустно и страшно для ребенка.
- Неполноценная (несчастливая) семья и родительская нелюбовь (обязательные персонажи – злая мачеха и добрый отец и редко – наоборот. Заботливая, добрая мать очень редко присутствует в сказках. Сказка словно предупреждает об опасности эмоциональной депривации (лишения), ведь все проблемы в сказке (а значит – и в жизни) начинаются с описания этой семейной ситуации. Очень часто в сказке описывается либо смерть родителей, либо их отъезд. Беззащитный герой остается в одиночестве. Как вы считаете, кто из детей окажется особенно чувствителен к такой сказке? И может быть, именно поэтому в начальной школе среди школьников так распространен страх смерти?
- В сказках обязательно происходит нарушение какого-либо запрета. Чтобы добиться желаемой цели в конце сказки, главный герой обязательно проходит через запреты и их нарушения. Запреты в сказках часто накладываются или родителями или другими значимыми персонажами. Что вынесет ребенок из такой сказки? Сказка словно нашептывает ребенку: «Не страшно, что тебе что-то запрещается. Будь героем – не бойся нарушать запреты.» Отсюда, очевидно, закрепившееся в народе выражение: «Запретный плод сладок».
- Соперничество братьев и сестер. Например, два старших брата могут даже жестоко расправиться с третьим, поскольку он оказался более удачлив. Значит, ради собственного благополучия можно не остановливаться перед родственными чувствами – так получается?
- Как происходит в сказках выбор жизненного пути? Главный герой либо как-будто специально из предложенных ему вариантов выбирает наихудший (не «богатому быть», не «женатому быть», а «убитому быть»), либо пользуется знакомым нам методом проб и ошибок (в поисках решения свое проблемы идет «куда глаза глядят»).
- В ходе сказки происходит трансформация героя. Слабый обретает силу, дурак оказывается умнее всех, живой водой побеждается даже смерть. Это модель изменения. Для ребенка – модель превращения его во взрослого. Но ведь для этого нужно поступать так же, как в сказке... Подсознание ребенка получает первые предписания, представления о допустимых для достижения цели средствах.
- В сказках, как правило, герою без всякого усилия удается добиться успеха, победить своего врага, получив в свои руки то или иное волшебное средство. А как по ТРИЗу? Желательно бы, чтобы герой без всяких волшебных средств это сделал САМ, изобретя свой способ достижения цели.
- В сказках положительный герой в конце побеждает. А что нужно сделать с отрицательным? Убить, конечно – отрубить голову дракону или медузе Горгоне; распороть живот волку, выпустив оттуда Красную шапочку, а потом (видимо для полного удовлетворения) набить волку живот камнями; в кипятке должен свариться глупый король.... Просто фильмы ужасов....
Давайте обобщим сказанное. Что получается? Логика сказок: не жди хорошей оценки и любви в семье – терпи; ожидай беды – она придет; перед лицом опасности останешься один; не слушайся старших, не учись, относись ко всему спустя рукава, не имей цели, в своих поисках руководствуйся случаем, ничего не планируй, ничего сам не предпринимай, относись ко всему, как к испытанию и жди... твои ожидания и бездействия будут вознаграждены.
Чем заканчиваются сказки? Герой становится богатым, красивым, молодым... Но преобразования, происходящие с ним по воле волшебных сил, оказывающих ему содействие, не распространяются на личность самого героя. Что изменилось в нем самом? Не известно. В сказке доминирует мир черно-белых красок. Очень просто можно разделить героев по принципу «хороший – плохой». Подсознательно ребенок может усвоить, что мир тоже состоит либо из хороших людей, либо из плохих. Никаких оттенков. И эти люди не меняются.
Многие волшебные сказки строятся по подобной логике.
Сказки не говорят, что в жизни нужно поступать точно так же, как поступает тот или иной герой, но ребенок, усваивая сказочные образы, усваивает и сказочную мораль, модель поведения.
Однажды в процессе курсового исследования одна из студенток предложила написать детям, живущим в интернате, свои сказки. И что же вы думаете? Испугалась не только сама студентка, испугались все преподаватели кафедры... Фантазия детей рисовала страшные, кровавые картины. И что характерно, многие сказки не были закончены...
* * * * *
Какая существует связь между образами, полученными ребенком из сказок, рассказанных в детстве и его будущим? Сказочный образ, в том числе и пугающий, вызывает у ребенка определенное эмоциональное переживание. Если это переживание достаточно сильно, то оно закрепляет в подсознании вызвавший его образ. Ребенок, подрастая, может забыть конкреную ситуацию, которая вызвала у него, например, чувство страха. Но вытесненный в подсознание образ может в последствие служить источником не только страхов, но и часто возникающей тревоги в ситуациях, ассоциативно напоминающих этот образ. Лохматое чудище - собака – мех – неясное очертание предметов в сумерках – темнота и т.д. В связи с выше сказанным мы рекомендуем внимательно относиться к отбору сказок для занятий. Необходимо самому попытаться понять обобщенный смысл сказки и решить вопрос о целесообразности ее использования.
Именно поэтому одна из задач использования упражнений, направленных на развитие воображения, заключается в том, чтобы вывести из подсознания отрицательные образы и преобразовать в образы положительные. Здоровье ребенка во многом зависит от состояния его нервной системы. Каким образом это достигается? Что значит «вывести из подсознания» какую-либо информацию, дать ей выход?
Прежде всего необходимо постараться понять, с какими образами мы имеем дело. Из практики психоаналитического подхода известно, что если ситуация, связанная с психологической проблемой проговаривается словами или получает свое выражение в символической форме, например, в виде рисунка, то подсознательные малоосознаваемые образы, вызывающие проблему также могут получить выход. При этом психологическая проблема в ряде случаев снимается. На этом основано лечение многих видов неврозов.
Дети любят сочинять и рассказывать, а также слушать различные «страшилки». Это общеизвестный факт. При этом они буквально переполнены такими сильными эмоциями, словно они воспринимают реальные события и реальных героев. Но это касается в основном воспринимающих эти истории детей. Словесный же образ, которым пользуется рассказывающий, наоборот, снижает его эмоциональное напряжение, способствует выходу из подсознания подавленных эмоций.
Приведем цитату из книги психотерапевта Горина С.А. («А гипноз вы пробовали?»): «Ребенок, который боится темноты, очень охотно расскажет вам о тех чудовищах, которые ходят в темноте и которых он боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже погружается в транс... Мне остается только присоединиться к этому трансу и в течение одного сеанса избавить ребенка от страхов.»
В связи с этим мы считаем работу с отрицательными образами, с такими эмоциями, как страх не только возможной, но и необходимой. Полезными мы считаем упражнения типа «Пересочини сказку», в которых, используя приемы фантазирования, можно сознательно изменять образы героев, делая страшные образы абсолютно не страшными или даже смешными.
Об использовании метафор или что такое «Сказкотерапия».
Очень часто возникающие психологические проблемы ребенка могут быть разрешены также применением сказки, этого надежного тайного ключика к детской психике. Сказанное подтверждается многочисленными исследованиями в этой области и успешным опытом лечения детских расстройств психики средствами психологической сказки, психологической метафоры. Это направление получило даже специальное название – сказкотерапия.
Почему в психотерапии выбран путь использования сказок, метафорических аналогий?
Если Вы слушаете объяснение какого-либо научного факта или логику доказательства теоремы, Вы максимально напряжены. Достаточно пропустить лишь малую часть информации, и Вы рискуете потерять контроль над общей логикой, перестать понимать изложение дальнейшего. Это происходит потому, что восприятие информации в данном случае контролируется левым полушарием мозга, отвечающим за логику.
Совсем другое дело, когда Вы слушаете притчу или сказку. Вам не нужно напрягаться, Вы легко улавливаете общий смысл, даже пропустив несколько фраз. В метафорах слова и выражения употребляются в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве, она выражает аналоговые отношения. Для того, чтобы понять смысл метафоры, человек активизирует своё правое полушарие, а это значит, что улавливает нужный смысл бессознательно. «Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же в большей мере, чем левое отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления, — пишут известные американские психологи Д.Милле и Р.Кроулин в своей книге «Терапевтические метафоры для внутреннего мира ребенка».
Использование метафор позволяет не только общаться с правым полушарием на «понятном» ему языке, но и способствует его развитию.
Все виды метафор (сказки, притчи, анекдоты, шутки, эпизоды из кинофильмов) имеют одно общее свойство: в них содержатся важные информация относительно какой-либо проблемы, способ ее решения. Содержание сказки, не имея отношения к настоящей жизни ребенка, вполне может являться отражением его внутреннего конфликта, который кажется ребенку непонятным, а потому является для него неразрешимым.
Описанная в сказке (притче) ситуация или персонажи, идентифицируемые со знакомыми людьми, могут напомнить ребенку проблему из его собственной жизни. В этом случае повествование становится более значимым для ребенка, поскольку он, ожидая, чем закончится сказка, подсознательно ищет ответа на свои нерешенные вопросы.
Слушая такую сказку, ребенок, ассоциируя происходящее в сказке с своими внутренними конфликтами, может найти решение своей проблемы по аналогии со сказкой. В этом состоит терапевтическое значение сказок.
Целью использования метафорического подхода является активизация подсознательного поиска ребенком личных ресурсов для осознания проблемной ситуации и тем самым – для обогащения его личностной модели мира.
Что такое модель мира, которую имеет ребенок? Это совокупность всех ощущений, которые испытал ребенок, и обобщений, которые он о них сделал. Индивидуальная модель мира имеет огромную власть над поведением ребенка.
Для решения каких задач можно использовать метафорический подход?
- Психологические исследования показывают, что наиболее прочной является эмоциональная память. На этом может быть основано применение сказок для передачи необходимой для запоминания информации. Если просто сформулировать какой-либо факт, он удерживается в памяти хуже, чем в случае, когда этот же факт будет преподнесен в контексте интересной истории или сказки.
- Мотивация учебной деятельности. Если в текст сказки включить, например, математическую задачу, то решаться детьми она будет с гораздо большим интересом. В дидактике давно известен принцип связи обучения с жизнью. Если проанализировать задачники по математике для учеников младших классов, можно обнаружить эту самую связь, но только не с жизнью ребенка, а с жизнью взрослого. Ребенок живет в мире совсем других образов. Нами был разработан маленький экспериментальный задачник, в котором тексты задач представляли собой маленькие рассказы или сказки с участием известных каждому ребенку сказочных героев. Практика работы показала, что такие задачи не просто решаются с интересом, но и побуждают детей к сочинению подобных историй-задач. Задание по составлению математических задач выполняется с удовольствием.
- Вариант решения проблемы. Очень важно, чтобы ребенок САМ находил решения личных проблем. Прямое указание на вариант решения может быть просто проигнорировано именно как «родителькое вмешательство». Прямым советам не всегда следуют не только дети, но и взрослые. Если же рассказать человеку случай, аналогичный его собственному, можно подсказать решение, не подсказывая его. Аналогия все равно будет замечена подсознанием. А ключевая фраза героя может в дальнейшем служить запусковым механизмом, сигналом для подсознания по активизации определенного поведения (см. ниже понятие «психологического якоря»).
- Формирование самосознания. Удачно подобранная метафора, в которой приведены некоторые эффективные (или наоборот – неэффективные) модели поведения, или образы мышления, могут способствовать их осознанию, формированию эмоциональной или нравственной сферы. Ребенок получает возможность как бы взглянуть на себя со стороны и понять, что нужно изменить в собственном поведении.
- Регуляция межличностных отношений. Моделирование различных форм межличностных отношений (включая конфликты) в сказках с описанием способов их разрешения помогают ребенку разобраться в своих (порою очень сложных) отношениях с близкими, переосмыслить проблему, найти способ разрешения существующего противоречия.
Эффективность использования метафоры зависит от соблюдения, по крайней мере, следующих условий:
- метафора должна обладать той же или подобной структурой, что и содержание проблемы;
- метафора должна предлагать замещающий опыт, в котором человек имеет возможность действовать с другой точки зрения, имея ранее не замечавшиеся возможности выбора;
- метафора должна предлагать разрешение (ряд разрешений), таким образом подводя человека к соответствующим выборам.
Заметим, что как описание основной сути проблемы, так и представление основных действующих сил (т.е. лиц, вовлеченных в ситуацию) должно осуществляться в обобщенной символической форме.
Еще раз подчеркнем основную суть психологической (и даже психотерапевтической) метафоры. Метафора - это иносказательное изложение проблемной ситуации того человека, которому она рассказывается. Иносказательное – значит описывающее ситуацию с использованием символов, исключая при этом прямые аналогии. Метафора помимо описания подсказывает человеку, что выход из ситуации, другими словами, решение проблемы существует. А внутреннее «Я» человека, получив подсказку, домыслит сказанное, опираясь на свой личностный опыт.
Вот почему разные люди по-разному объясняют основной смысл притч, метафор и т.д. У каждого человека существует внутренний личностный ресурс, который поможет ему справиться с проблемой. Это не значит, что ресурс один и тот же, поскольку одни и те же символы, содержащиеся в метафоре, наполняются воспринимающими их людьми различным смыслом.
Сочиненная сказка тоже может являться метафорой. Сочиняя сказку, описывая приключения сказочных героев, ребенок может переживать те эмоциональные переживания, недостаток которых испытывает в жизни. В этом состоит компенсаторная психологическая функция сказки.
В сочиненных сказках ребенок часто прибегает к использованию волшебной силы, чтобы решить сказочные проблемы. Практически любую сказочную проблему можно превратить в изобретательскую задачу и попытаться вместе с ребенком найти решение, опирающееся на реальность. Подобные примеры можно найти в книге З.Шустерман «Новые приключения колобка» (Москва, Педагогика-Пресс, 1993 г.).
Мы уже говорили о проблеме страхов и тревожности детей (особенно младшего школьного возраста). Преодоление тревожности у детей предполагает:
- выработку конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях;
- овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой и т.д.;
- укрепление уверенности и формирование положительного представления о себе.
Модели подобных сложных ситуаций (несправедливось по отношению к ребенку, наказание, невнимательность, а также пугающие ситуации) могут быть рассмотрены в сочиненных сказках. Изменение же сказки вместе с ребенком позволит снизить влияние отрицательных факторов. Изменяя образ, вызывающий страх у ребенка (используя описанные приемы фантазирования), мы меняем отношение ребенка к этому образу.
Можно предложить детям сочинить «страшилку», а потом «пересочинить». Возможны варианты, когда детям зачитывается только начало подобной истории и дается задания, досочинить ее с условием, чтобы окончание было обязательно веселым.
Обратим внимание читателя на тот факт, что, как показывает практика использования групповых форм в работы со сказками, это положительным образом сказывается на психологическом климате в группе. Школьники становятся более доброжелательными, открытыми, готовыми к сопереживанию и помощи друг другу . В Приложении 28 нами приведены несколько сказок, взятых из психотерапевтической практики работы с детьми, а также афоризмы и притчи, которые мы использовали в работе со взрослыми. Предлагаем педагогу сначала самому подумать над смыслом, заложенным в приведенных текстах, а также над возможностью их использования.