"Приём Губермана" и прочие стихотворные ТРИЗ "заморочки"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Мне очень нравится Игорь Губерман - люблю его гарики. Поэтому я решил выявить основной приём, которым он пользуется (сознательно или нет - я не знаю).
Почему его четверостишия всем нравятся?
Да, слог хорош, но ведь не только и не столько в этом дело.
Каждый гарик - это афоризм, анекдот или философская мысль. И у Губермана очень много таких гариков - "чемпион", можно сказать.
Я решил "не поверить", что это только вдохновение и попробовать поискать "прототипы", которые "лежат" внутри его четверостиший (благо, что Интернет это позволяет без проблем) и нашёл. Даже для губермановского гарика о гении и таланте нашёл "мысль-прототип"...
Конечно, губермановские четверостишия и их "прототипы" - это не совсем одно и то же - поэт ведь всё таки Я даже не уверен, что он именно так работает.

Я попробовал этим приёмом воспользоваться - записывал взявшие "за живое" анекдоты, афоризмы и изречения великих философов, фразы из фильмов, мультфильмов, передач и т.д. - то есть "стал на плечи гигантов" и... плёл рифмы.
Должен заметить, что есть нюансы использования этого приёма. Не стоит использовать афоризны из всем известных источников, например, из двенадцати стульев, или фразу Раневской типа "Пионэры..." А вот её же фразы о глистах, или о работе на сытый/голодный желудок подходят. Подходят также фраза из Аладдина, где он кричит злому волшебнику: "Хочешь вселенскую силу? Получи лампу (тюрьму) и кандалы в придачу!", или фраза про состояние "недоперепития" - из неё получилось такое вот четверостишие:

Дни юности прошелестели,
На печень бременем легли,
Мы пили меньше, чем хотели,
Но всё же больше, чем могли...

Конечно, этим приёмом может воспользоваться далеко не каждый, но он позволяет писать добротные четверостишия "квалифицированному рифмоплёту".

В следующих постах буду приводить "прототипы" (анекдоты-афоризмы-мысли) и гарики на их основе.

Комментарии

заинтриговали

Григорий, очень интересно что за прием Вы нашли! Думаю многие будут ждать продолжения :)

Re: заинтриговали

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр, я ведь приём (гарики на основе анекдотов, афоризмов или философских и просто мыслей, причём не обязательно и чаще всего не своих) вроде привёл и даже один из своих гариков о состоянии недоперепития привёл в качестве примера.

Вот ещё один на базе анекдота о гармонии в браке:

Брак пронесли через года,
И им ГАРМОНИЯ награда!
Она не хочет никогда,
Ему же никогда не надо...

А вот на базе фразы Раневской:

Известно, что бездельничать не модно
Пусть мне любое дело по плечу
Работать не могу пока голодный,
А сытый я работать не хочу...

А вот этот на базе анекдота о рассказе колхозного агронома о поездке в Париж:

Я словно зачарованный стою,
Как от красы такой не зарыдать!
Направо повернёшься: - Мать твою!
Налево глянешь - плачешь: - Твою мать!

 

Re: заинтриговали

Григорий, я думал, что прием заключается в особой стихотворной форме афоризмов - что Вы выявили как афоризмы "переводятся" в гарики. А то получается, что Губерман "воспользовался" приемом а ля Хайям или Вийона...Для меня приемом в стихах может быть только способ работы с формой, а не содержанием

С уважением, Александр

Re: заинтриговали

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Так этот приём уже до меня "выявили" - "какой удар от классиков"!:)
С формой я по методе К.Чуковского "работал". Он её в "От двух до пяти" описал.
Вот результат:

Познакомился я с кошкой -
В полисадник каждый день
Приходила, чтоб немножко
Подремать, пока есть тень

Разговаривал я с киской,
Молоко ей наливал
И смотрел, как пьёт из миски -
Думал другом кошке стал.

Я чесал её за ушком,
Но когда за лапку взял
Меня новая подружка,
Укусила, чтоб отстал

Я бегом к врачу пустился -
Срочно делайте укол,
Чтоб случайно не всбесился
И из дома не ушёл.

Хоть от дружбы безответной
У меня болит рука,
Всё равно я киске этой
Наливаю молочка

Re: заинтриговали

В данном случае не понял о каком котячем методе идет речь, но все забываю Вам написать, что про упоминаемый Вами приоритет глагола над существительным, а их обоих над определениями и т.п. писали многие, кто исследовал развитие детской речи (начиная с Бюлера и Выготского), да и в теории Хомского вроде есть про это (поскольку глубинные структуры прежде всего задаются сказуемым, потом подлежащим и т.п). Но простота не синоним глубины понимания :)

Re: Метафорично

Это просто Григорий Маршака еще не постил :) 

в смысле из "детского нечетверостишья")

Re: заинтриговали

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

В данном случае не понял о каком котячем методе идет речь, но все забываю Вам написать, что про упоминаемый Вами приоритет глагола над существительным, а их обоих над определениями и т.п. писали многие, кто исследовал развитие детской речи (начиная с Бюлера и Выготского), да и в теории Хомского вроде есть про это (поскольку глубинные структуры прежде всего задаются сказуемым, потом подлежащим и т.п). Но простота не синоним глубины понимания :)

 

Не "котячем" - Вам же форма нужна была. Вот о ней К.Чуковский и писал. И о том, что меньше определений и больше глаголов. И о том, чтобы стшок можно было "пропрыгать".

Re: Метафорично

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Четверостишья круче...  :-)

Тогда вот ещё несколько, написанных с использованием того же приёма:

Это на базе анекдота:

Мой друг к психологу ходил
От энуреза излечиться
И пусть болезнь не победил,
Но ею он теперь ГОРДИТСЯ...

Это на базе афоризма:

Сдержать не мог счастливых слёз -
С болезнью справиться несложно!
Пусть излечить нельзя склероз,
Но позабыть о нём возможно!

А это на базе фразы из мультика:

Стоять над всеми - много ль счастья?
Игривы боги, или злы -
В придачу к абсолютной власти 
Дают тюрьму и кандалы

Приемы

         Еще один прием - усложнение задачи. Есть много распространенных фраз, из которых вроде бы нечего взять. Но, если поднапрячь мозги, то можно что-нибудь и найти. Например:

Гонимые вечной борьбой,
в нелепых поступках своих
мы грабли считаем судьбой,
когда наступаем на них.
*
В гурманах есть и вкус и нрав;
и нам не помешают, кстати...
Мне намекнули, что не прав,
когда уснул не в том салате.
*

Можно кое-что позаимствовать и у классиков:

Убрав гитарных струн обрывы
и от мечты - налет обманный,
мы превращаем в миф туманный
души прекрасные порывы.
*
...идут по трое - песнь заводят...
*
     Афоризмы - это, конечно, основа. Зашел как-то на сайт aphorism.ru, а там - клад новых мыслей. Уже в диалоге с авторами появились свои:

Жить - хорошо, но как, козлы, мешают!
*
Как много истин избивают у пивных...
*
Не суетись мгновенье, ты накрылось!
*
Открыл валютный коридор, но не прошел с мешком "капусты"...
*
Ваш здравый смысл для этой жизни не подходит.

    Именно, чтение афоризма и диалог с автором дает новые мысли. Особенно благодарен Михаилу Мамчичу. Как он успевает со всеми общаться, ума не приложу...
    Спасибо, Григорий, что открыли эту тему!

Re: Приемы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

За усложнение спасибо! Думал и об этом и вот результат:

Можете меня стыдить
Можете смеяться
Вам меня не утопить
Не тону я, братцы!

Как нам с тобою не встречаться?
Куда ни плюнешь - ты везде!
Пока я не готов общаться
По малой и большой нужде...

В себе за много-много лет
Талантов тьму похоронил
И вот гуляет меж могил
А сам-то жив он или нет...

Любить и человека сложно,
Но что любовь настолько зла,
Что и в козла влюбиться можно,
Всего лишь мнение козла...

Но согласитесь, что "папа. конечно мог, но бык лучше"

Вот гарик на базе афоризма:

Явился муж, букет в руках...
Когда без видимой причины
Так появляется мужчина -
Причина есть наверняка!

И этот тоже:

Финал семейного досуга -
Шампанским шутники зовут
Муж водку кушает - супруга
Шипит аж пузыри идут

А этот на базе анекдота:

Ну просто не хватает зла!
Она не поддавалась
Ни мне ни другу НЕ ДАЛА -
Такая б... попалась!

А этот на базе фразы Раневской

Он о признании мечтает
Увы! Напрасные мечты!
В одних идеи прорастают,
А в нём растут одни глисты...

А этот на базе фразы из фильма "Мнимый больной"

Тяжёлый случай! Но сказать
Могу наверняка:
На камне тяжело писать.
Но надпись - на века.

Иногда, конечно, и сам пишу, но тема ведь не о творчестве, а о "творческом" заимствовании:)

Re: Приемы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Продолжим...

Есть очень красивая фраза А.Дюма о том, что женщина вдохновляет мужчину на великие дела и мешает ему их совершить. Ну как было не написать гарик - вот два из многих вариантов:

Порой в любви такая скрыта сила
Добиться одновременно всего -
Любимая на подвиг вдохновила,
Не дав при этом совершить его...

или так:

Порой в семейных узах скрыта сила
Добиться одновременно всего -
Жена на подвиг мужа вдохновила,
Не дав при этом совершить его...

Кроме того есть просто великолепные не совсем "перевёртыши", например, такой: "я не мил тебе"

От мысли "я не мил тебе" сначала я расстроился,
Но произнёс наоборот и... сразу успокоился…

Приемы

Постоянно перечитываю Игоря Губермана. Чтение вызывает новые ассоциации. Может что и передираю, но пока никто замечаний не делал:

И. Губерман:
Еврейское счастье превратно,
и горек желудочный сок,
судьба из нас тянет обратно
проглоченный фарта кусок.

Свое:
Судьба метелит без конца...
Друг, не пойми меня превратно:
как фарт заглотишь на живца,
так жизнь все вытащит обратно.

И. Губерман:
Ленив, лукав и невынослив,
я предан выпивке и блуду,
перенося дела на после
того, как я о них забуду.

Свое:
Под прикрытием харизмы
Мы в борьбе за каждый день;
От глобальных катаклизмов
Мир спасает наша лень.
*
Слепо давят от будней заботы,
наплывая в полуденной тени.
Я сегодня устал от работы,
а вчера был уставшим от лени.

И. Губерман:
Моя душа передо мной
была душою ясновидца -
я мигом чувствую спиной,
что сзади выпивка струится.

Свое:
Бутыли исчезают не спеша,
не пьешь, тебе же будет хуже...
Загадочная русская душа
всухую переходит через лужи.

И. Губерман:
Сейчас такая знаний бездна
доступна всякому уму,
что стало спорить бесполезно
и глупо думать самому.

Свое:
Стирая пот пустых стараний,
как вол, нагруженный всегда,
тащу багаж ненужных знаний
через сегодня - в никуда...

Чтение классиков считаю совершенно необходимым.  В голове должна быть база знаний, подключение которой помогает в жизни (не только в поэзии).У Анненского мне понравилось:

...Хочу, не грезя, не моля,
Пускай безмерно виноватый,
Глядеть на белые поля
Через стекло с налипшей ватой...

Свое:

...Пробей, дальнобойщик, к весне колею,
стряхнув со стекла набежавшую вату.
Негромкую песню моторы поют,
жуя километры до точки возврата.
 

Re: Приемы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Один из приёмов написания пародий - это смена контекста (для изобретательских задач это замена внешней среды или "окружения" с целью создания нового продукта/товара/услуги)  "виршей", написанных с кем-нибудь из "великих"
Представьте себе, что Михаила Юрьевича ссылают не на Кавказ, а скажем... высылают из Израиля в Россию:)
Его знаменитый стих "Прощай немытая Россия..." мог бы звучать и так:

Прощай, Израиль! Ну вас в ж...!
Вы не евреи, а жиды!
От вас уеду в Азиопу,
Туда, где в доме нет воды.

Там может душу успокою.
Прочь из Израиля скорей!
Евреи здесь дерьмо такое,
Что я горжусь, что не еврей...

 

Приемы

Надо взять на вооружение. Пока не смог написать ни одной пародии. А вот вывернуть событие наизнанку получалось (Прости меня, Господи):

Струной натянутого нерва
Судьба сыграет ложь на ушко.
Ты под венец ведешь царевну
-Потом всю жизнь е@@@ь лягушку... :

 

Re: Приемы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Действительно хороший  приём - этакая инверсия результата:

Женился на лягушке -> получил царевну <> женился на царевне -> получил лягушку
Прыгнул Иван в кипящий котёл дураком -> выпрыгнул царевичем <> прыгнул Иван в "котёл" царевичем -> выпрыгнул дураком (а под котлом можно понимать, что хочется) и т.д.

Хороша также иверсия за счёт "перемены слагаемых" - в жизни то сумма меняется.в отличие от арифметики:.

Например, проехал поезд -> человек положил голову на рельсы <> человек положил голову на рельсы -> проехал поезд

Вообще я думаю, что на исходные даже затасканные до банальности афоризмы или мысли можно провести атаку с помощью практически всех изобретательских приёмов и на базе изменённых афоризмов и мыслей писать неплохие гарики.

Например такой вот "пируэт" с принципом копирования - для противопоставления "бездонного" неба мелкой луже.

Я думал в луже глубина
Бездонной мне казалась
То была видимость одна
В ней небо отражалось...

 

Приемы

Расшевелил, немного, Григорий. А то от жары совсем отупел, хоть она прошла неделю назад. По ходу обсуждения выдаю четверостишие, ни на что не претендующее, но построенное на взаимоисключающих событиях. В качестве основы взят сегодняшний афоризм Ильи Родионова: "Всё живое тянется к свету, ... к тому свету."

Проходит суета сует,
Приелись жизни пироги...
Не жди дороги на тот свет,
Который выключит мозги...

Лирическое отступление на тему методов написания стихов.

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Например Вы решили построить метод написания (хороших) стихов.
В этом случае цепочка так называемых "объектов изменения" будет:
Метод -> человек реализующий метод -> искусственная системa -> человек читающий (воспринимающий) стихи.
Определяющее (первичное) звено в данном случае последнее - Вы хотите изменить его из состояния А в состояние Б.
И если это против закономерностей такого изменения Ваши самые великолепно отрифмованные и выверенные стихи будут "дерьмом в блестящей обёртке"
Т.е. Вам нужно сначала определиться с сильными приёмами изменения последнего звена.
Вторичное звено - это собственно стихи (Ваша искусственная система) и работать они (стихи) будут в рамках определённых Вами правил (это, кстати может быть и не полный набор - потом дополните) для первичного звена
Теперь Вам придётся определиться с преобразованиями Вашей искусственной системы (стихов) из состояния А в состояние Б
Но это ещё не всё - если Ваш метод будет включать только первичное и вторичное звенья - с ним никто не будет работать.
Следовательно Вам надо построить метод в соответствии с правилами изменения пользователя ("поэта-рифмоплёта")- метод должен переводить его (пользователя) из состояния А в состояние Б, чтобы он (пользователь - "поэт-рифмоплёт"), реализуя правила перевода стихов из состояния А в состояние Б, написал стихи, которые воздействуют на конечное звено в соответствии с правилами его (конечного звена - человека воспринимающего стихи) перевода из состояния А в состояние Б.
Всё?
Нет!
Вы ведь хотите метод совершенствовать. Следовательно Вы должны определиться с сильными преобразованиями методов (из состояния А в состояние Б)
Ну и последнее...
Когда Вы покажете такую методику "поэту-рифмоплёту" он (или она) скорее всего пошлют Вас по всенародно известному адресу и продолжат искать (редких) свиданий с Музой в надежде на взаимность:)

Теперь слегка "залезам в дебри" читатель стихов, который переводится из состояния А в состояние Б - это последнее звено и есть.
И он ("читатель") переходит из состояния А в состояние Б в соответствии с закономерностями - ну совсем, как искусственная система, но только закономерности эти другие.
Сами стихи в первую очередь должны переводить "читателя" из состояния А в состояние Б - т.е. работать на реализацию закономерностей такого перевода в первую очередь.
Тогда, например, и не очень отшлифованная рифма (как в Гренаде, например) может пройти
Но, чтобы стихи как система были на хорошем уровне нужно учитывать также закономерности самого второго зваена - стихов, как системы.
Т.е. нужно их переводить из состояния А в состояние Б, а тут уже свои закономерности, которые идут в форватере (первичных) закономерностей последнего звена - "читателя".
Далее все выше указанные закономерности должен реализовать "поэт-рифмоплёт", а для этого процедуры методики должны перевести его ("поэт-рифмоплёта") из состояния А в сотояние Б, а это осуществляется в соответствии со своими закономерностями, но с учётом определяющей роли закономерностей посленего и предпослендего звеньев - "читателя" и стихов.
Можно, конечно сказать, что третье (пред-предпоследнее звено) это тоже человек, но это всё таки другая система.
Последнее звено - это "читатель", а пред-предпоследнее - "поэт-рифмоплёт"
И наконец первое звено в (в нашем случае) - это метод.
А методы развиваются в соответствии со своими закономерностями, но в каждом конкретном случае с учётом первичных, вторичных, "третичных" и т.д. закономерностей.

Кстати, возможно я ошибся и правильнее будет чуть-чуть подправить цепочку.
Дело в том, что мы всё таки имеем дело скорее не цепочками, а с деревьями или даже "сетями" объектов изменения и поэтому я не могу со 100% уверенностью сказать, что есть последнее звено цепочки - метод или человек, его реализующий.

Re: Приемы

Изображение пользователя blandux.

Вставлю свои "пять копеек". Как-то услышал стихотворение из одних существительных. Кто первый написал не знаю, но используя этот метод написали уже не мало.

 

Мама, сказка, кашка, кошка.
Книжка, яркая обложка.
Буратино, Карабас.
Ранец, школа, первый класс.
Грязь в тетрадке, тройка, двойка.
Папа, крик, головомойка.
Лето, труд, колхоз, солома.
Осень, сбор металлолома.
Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом.
Ганнибал, Наполеон.
Менделеев, Герострат.
Бал прощальный, аттестат.
Институт, экзамен, нервы.
Конкурс, лекция, курс первый.
Тренировка, семинары.
Песни, танцы, тары-бары.
Прочность знаний, чет-нечет.
Радость, сессия, зачет.
Целина, жара, работа.
Волейбол, газеты, фото.
Общежитие, взятка – мизер.
Кинотеатр, телевизор.
Карандаш, лопата, лом.
Пятый курс, проект, диплом.
Отпуск, море, турпоход.
Кульман, шеф, конец квартала.
Цех, участок, план по валу.
ЖСК, гараж, квартира.
Теща, юмор и сатира.
Детский сад, велосипед.
Карты, шахматы, сосед.
Шашлыки, рыбалка, лодка.
Раки, пиво, вобла, водка.
Сердце, печень, лишний вес,
Возраст, пенсия, собес.
Юбилей, часы, награда,
Речи, памятник, ограда.

 

А вот нечто аналогичное, но другое:

Колыбель. Пеленки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат .
Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.

Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом .

Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Теща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.

Дом. Работа.
Дом. Семья.
Солнце. Лето.
Снег. Зима.

Сын. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.

Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.

Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.
 

 

Re: Приемы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Да. Я тоже этим "побаловался" - написал два стишка. Один - это продолжение одного из тех стихов, что Вы упомянули.

...Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

Свет. Свобода. Странный звук.
Боль. Страдание. Новый круг
.

...Колыбель. Пеленки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат .
Двор. Качели. Детский сад.

...Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.

...Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом .

...Дом. Работа.
Дом. Семья.
Солнце. Лето.
Снег. Зима.

Ветер. Небо. Облака.
Ночь. Бессоница. Тоска.

Поиск смысла. Пропасть. Мгла.
Книги. Зоhар. Каббала?

Интерес. Вопрос. Ответ.
Раздражение. Вечность. Свет.

Группа. Рав. Учёба. Друг.
КАББАЛА!
Разорван круг!

 

******

Стадо, пастбище, трава.
Рожки, ножки, голова.
Хвост, жарища, куча мух.
Случка, солнце, кнут пастух.
Луг, копыта, водопой.
Вечер хлев, большой удой

Re: "Приём Губермана" и прочие стихотворные ТРИЗ "заморочки"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Продолжим...

Жили-были три брата. Ах, Ох и Ого-го. Ах был оптимистом, Ох - пессимистом, а Ого-го наравился женщинам.

Мужчины первых двух носили на руках,
А третий брат нажил себе врагов.
Был пессимистом Ох, был оптимистом Ах,
Но женщины любили Ого-го...

- Вы страдаете от извращений?
- Чти Вы - я ими наслаждаюсь

Пусть слегка с годами сдал -
Душой таким, как был остался,
От извращений не старадал -
Скорее ими наслаждался...

Subscribe to Comments for "&quot;Приём Губермана&quot; и прочие стихотворные ТРИЗ &quot;заморочки&quot;"