Лидеры

«В эту жизнь я пришел не затем,

Чтобы въехать в сенат на коне.

Я доволен сполна уже тем,

Что никто не завидует мне».Игорь Губерман

 

Сразу скажу, что побудило меня начать писать эту заметку. На сайте уже давно появилась информация, про «Мокрый апрель» и там было про Пензу. Суть - там было показано, что ТРИЗ начала снова слегка шевелиться в Пензе, после давнишних занятий, которые несколько раз проводил Г. Альтшуллер и после активной жизни и потом долгого застоя, там снова прошли семинары и появились новые заинтересованные в развитии люди. Эта заметка была в начале мая. И вот сейчас из Пензы пришло сообщение о том, что работа не пропала зря и в Пензе ТРИЗ начали внедрять широко в систему образования. Оказалось, что можно изменить ситуацию застоя, пусть и на небольшом участке. Наши коллеги смогли показать пользу от ТРИЗ для воспитания человека, а лидеры, которые есть в Пензе, увидели возможности, которые открывает ТРИЗ и как и на Самсунге, решили сделать на него ставку. В Пензе за последние два года активно работали А.Кудрявцев и А.Гин, они готовили людей и тем самым готовили почву для принятия такого решения. Это были работы по их инициативе, а так могут работать лидеры.

Как возникают лидеры? И вот об этом я хотел рассказать. Цель - может эта заметка кого- то сделает смелее и он  из обычного наблюдателя, ждущего когда что-то изменится, перейдет в лидеры! Хотелось бы утверждать уж если вы родились, то Вы уже лидер - Вы победили всё  и вся, начиная от соревнования по скоростному плаванию сперматозоидов, выстраивая собственный организм,  рождаясь и перейдя из водной среды в воздушную. То есть  я хочу сказать, что весь длительный срок вплоть до рождения -это тоже не прогулка,  а борьба и в ней надо быть лидером! А сложнейшая задача, которую вы решали ребенком - учась и осваивая огромный объем информации…  А если так, то почему мы имеем не все население,  состоящее из лидеров, а имеем много наблюдателей,  исполнителей, разрушителей и т. д.

Да и лидеры четко делятся на группы, там есть и уголовники, ЧК, есть Сталин и Гитлер и братья Вавиловы и т.д. Но самое главное – это стать лидером своей жизни, не отдавать ее никому.

Никто не хочет, чтобы его судьбу придумал и назначил кто-то другой, чтобы им помыкали. И тем не менее в реальной жизни мы сами видим и встречаемся с людьми - наблюдателями ,исполнителями и лидерами. Лидеры могут назначаться, выдвигаться или самовыдвигаться. Они могут быть лидерами короткое время, или длительное.

Так, как я про себя считаю, что иногда я в какой то степени был лидером, то несколько слов расскажу о себе. Я не буду рассказывать про детство и службу, а начну с вечерней школы. Я окончил седьмой класс в 42 году, потом много раз уговаривал себя пойти учиться, но все как то не получалось. Но все же я самостоятельно много занимался математикой, решал задачи и научился немного  преподавать, когда готовил Володю Шадрина  в Мореходку…

Когда я пришел на гражданке в девятый класс вечерней школы, у меня по математике было 5. И школьники иногда меня просили, чтобы я им после уроков рассказал бином Ньютона, какую то теорему или решил с ними задачу, На одном классном собрании присутствовали  все учителя– это уже было в10 классе, староста класса выступила и рассказала, что нам математику объясняет Митрофанов понятнее,  чем Николай Карлович, учитель. Учитель был очень расстроен, а я получил аттестат зрелости, в котором были все пятерки и одна тройка! И тогда я понял  некое смешное правило - ни одно благородное дело  не останется безнаказанным. Это была тоже школа, меня учили не высовываться. Это было обидно, но я подумал, что если бы снова попросили помочь, то стал бы помогать.

Когда я работал в Радиевом институте в нем рабочий день был шесть часов. Я же не вылезал из лаборатории по 12-18 часов. Шеф не захотел меня поставить в статью, на Парижскую конференцию, хотя сам признавал мой вклад в эту работу. Но оказался молод и должен был знать свое место в общей очереди за благами, а это тогда считалось благом – работа на международной конференции. Честно говоря, мне не нужна была эта статья и доклад, но почему - то было очень обидно, и я ушел из этого института. Очередной урок от людей, воспитывающих послушных опять пропал даром. Хотя зарубки оставались.

Начав работать на «Светлане» в СКТБ  на заре развития полупроводниковых приборов увидел, что для проведения  диффузий примесей в кремний нет  высокотемпературной печи. Я никогда печей не делал, но подумал и решил сделать эту печь. Мне не дали помещения и предложили ее делать в коридоре, так как надо было пилить шамотовый кирпич и от него была пыль. Печь была изготовлена, а включать ее нельзя. Если мы что то делали в институте, то наши установки сразу подключали, но на заводе не так - надо было вначале утвердить планировку и т.д. И не мог даже начальник КБ заставить подписать документы начальника по оборудованию. Совсем ситуация плохая – начальство не может решить вопрос. Пришлось с начальником по оборудованию самостоятельно поговорить где он служил и как ,и мы нашли общий язык и он подключил печь и через пару дней в ней начали проводить диффузию примесей в кварцевых ампулах. Вот это высовывание молодого человека и есть будущее лидерство. Не уступать ситуации, идти  до конца, включать все резервы и ресурсы.

Пока я строил печь, мимо меня по коридору проходила масса людей, и каждый спрашивал, что я делаю. Несколько раз   проходил Александр Иванович Боровской, начальник участка, а впоследствии главный инженер «Светланы». Он тоже спросил, что я делаю и попросил показать как печьа будет работать. С тех пор он взял меня под свое крыло и вел до пенсии, и перед пенсией вручил знак «Заслуженный технолог России». Не буду рассказывать, как в этом случае сработало правило. Но он тоже был лидер, да еще какой!

Наверно через год появилась планарная технология и  нам поручили провести ОКР по первому планарному высокочастотному транзистору КТ306. Руководство же поехало в Англию закупать оборудование и материалы.  Мой начальник перед отъездом вызвал меня и рассказал мне ситуацию. Осталось 3 месяца до предъявления разработки, а прибора ни одного нет. Нет ни результатов испытании, ни партии предъявления. «Если я через три месяца приеду, меня снимут с работы, если прибора не будет. Я тебя назначаю ответственным исполнителем и начальником планарной лаборатории, Я думаю, что кроме тебя никто с этим прибором не справится. Говори, что тебе надо! Завтра я тебя представлю лаборатории.»

Честно, я отпирался, не хотел, не то чтобы я боялся, но они всегда рассказывали какое они получили полупроводниковое образование и т.д., «…а вы кончили институт ЛИТМО». Не всегда приятно быть лидером, вот что.

Я попросил дать мне две ставки ведущих конструкторов и это было принято мгновенно. На следующий день во время представления одна женщина упала от расстройства в обморок, а так все прошло спокойно. У меня в подчинении стало две лаборатории - мехобработки кремния и планарной технологии. Не буду рассказывать детально о наших битвах, а только отмечу, что пришлось сражаться не только с техническими трудностями, но в первую очередь с инерцией специалистов. Зато очень быстро нашли причину и каждый инженер сам провел партии пластин и получили тысячи годных транзисторов. Провели все испытания на соответствие ТУ и предъявили приборы Госкомиссии. Была найдена и устранена причина и те кто не хотел помогать поняли, что стоит потрудиться и приборы пойдут.

Нам тогда повезло. Мы еще не знали, что американцы запустили спутник на планарных транзисторах и потеряли с ним связь. Спутник посадили и анализ транзисторов  показал, что их поверхность должна быть стабилизирована фосфоросиликатным  стеклом. Шеф вернулся из Англии и тут же был назначен Гл.инженером в институт в Зеленограде. Приглашал и меня., но я не поехал.

Можно сказать, я бывал лидером временно. Но работая с инженерами КБ и цехов я всегда был не удовлетворен тем, что они находят причины брака очень долго и всегда хотел разработать план, программу, дорожную карту как искать брак. И вдруг мне однажды вечером попадает «Комсомолка» в которой Дм.Биленкин - писатель фантаст пишет про Азербайджанский институт, где обучают на  Эдисонов. И тут я уже не стал никого спрашивать, а сам пошел на контакт с Альтшуллером. Не получилось с первого раза.

Через полгода получилось, но я уже сам проводил занятия  и был захвачен этой идеей. Итак, на моем примере Вы видите какой широкий круг возможностей есть у каждого - могут вызвать и назначить быть лидером, можете САМИ себя назначить и начать что-то делать, например открыть сайт и обучать на нем желающих.

Честное слово, даже если после этого срабатывает известное правило, все равно - доброе то дело совершили!

Много лет тому назад жил один замечательный человек, и он был адмирал. И он увидел ,что в войну образовалось много мальчишек никому не нужных и он решил, хоть немного, но собрать их под морской флаг. И собрал .И дал этим мальчикам командира - капитана первого ранга Аврамова, своего бывшего учителя, назначив его начальником школы. Лидер назначил лидера.

«В августе 1942 года на Соловецких островах открылась знаменитая школа юнг Северного флота. Приказ о ее создании был подписан в мае главкомом ВМФ СССР Николаем КУЗНЕЦОВЫМ. В нее принимались подростки 15-16 лет (многие приписывали себе года, встречались даже такие, кому было лет 12). В школе готовились  боцманы, рулевые, радисты, электрики и мотористы. Она просуществовала до 1945 года, через нее прошли 4111 человек, все воспитанники приняли участие в Великой Отечественной войне, почти тысяча их них погибла, 15 человек стали потом адмиралами, пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза, всем известны и имена народного артиста СССР певца Бориса ШТОКОЛОВА и писателя Валентина ПИКУЛЯ. 5-6 августа каждый год происходят встречи выпускников Соловецкой  школы  юнг.»

А вот в наше время не нашлось ни одного адмирала, чтобы собрать беспризорников – одеть их, накормить. и чему то дельному научить. Может быть заняты больше, чем Николай Кузнецов во время войны? Может быть, но решать нам. И нам решать про себя – чем мы сами заняты и что важное упускаем.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Лидеры"