IV конференция "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
Опыт использования ТРИЗ в открытых инновациях
Манчулянцев О.А., Федеральная сеть бизнес-инкубаторов Open Innovation Inc.
Тел. +7.926.530.6089 E-mail: o.manchuliantsev@gmail.com
Мы всегда с симпатией относились к тому как ТРИЗ превратила искусство создания изобретений в технологизированный процесс. Нам всегда хотелось сотворить подобное в бизнесе.
В 2009 году мы разработали методику «Клуб мышления». В основе методики лежали: постановка задачи в формате противоречия (что давало уже половину решения), последовательность вопросов на основе приемов и стандартов ТРИЗ и вовлечение в процесс решения как можно большего количества участников, дабы воспользоваться их опытом и неявными знаниями. Для верификации методики «Клуб мышления» мы провели ряд мероприятий.
Клуб мышления для ОАО «Татнефть»
Дата: 24 февраля 2011
Участники: представители венчурного фонда СОЛИД, специалисты, студенты, всего 45 человек.
Ведущие: А.В.Кудрявцев, А.А.Гин, О.А.Манчулянцев
Дано: существует проблема рентабельной разработки низкопроницаемых неоднородных пластов с вязкой нефтью. Горячая вода или пар в пласте нужны для снижения вязкости нефти, что дает возможность получить более высокие дебиты, а значит и хорошую экономику. Пар или вода, нагретые на поверхности, по пути в пласт остывают.
Задача: Необходимо предложить новые варианты нагрева и подачи воды.
Результаты: подано 15 решений, из которых голосованием выбрали победителя - разжижение нефти с помощью ультразвука и стоячих волн.
Клуб мышления для Marussia Virgin Racing
Дата: 6 апреля 2011
Участники: студенты Открытого Университета Сколково, КубГУ, всего более 200 человек.
Ведущий: О.А.Манчулянцев
Дано: Marussia Motors купила команду Формулы 1. Годовой бюджет команды $50-60 млн. Команда себя окупает на рекламных контрактах. Владельцы решили сделать команду народной. Для финансирования «надписи» решили использовать механизм краудфандинга.
Задача: необходимо создать модель социальной сети, участники которой объединены вокруг команды и для финансирования ее побед ежемесячно делают взносы 1-10-100 долларов.
Результаты: подано 20 решений. Победил проект «12 Апостолов» с предложением организовать регулярные конкурсы, победители которых смогут поехать на очередной этап Формулы 1 вместе с командой. Стать одним из 12 «апостолов» - может каждый. Для этого нужно подняться на вершину, пройдя испытания в одной из 12 номинаций на сайте социальной сети. Чтобы участвовать в соревнованиях - нужны игровые баллы, которые можно купить (как в игровых автоматах) или найди под крышкой у партнеров-производителей товаров массового потребления.
Клуб мышления для ГМК Норильский Никель
Дата: 6 апреля 2011
Участники: студенты МИСиС, более 50 человек
Ведущий: О.А.Манчулянцев
Дано: Печь Ванюко́ва (плавка в жидкой ванне) — автогенная плавильная печь для переработки медных, медно-никелевых и медно-цинковых концентратов. Плавка происходит в шлако-штейновой ванне печи, куда интенсивно подается кислородно-воздушная смесь. Сульфидная шихта подается в ванну расплава печи сверху через загрузочные течки. Кусочки холодной шихты, при загрузке в печь, погружаются в горячий жидкий шлак с температурой 1250-1600 °C. Жидкий шлак смачивает поверхность твердых частиц шихты и нагревает их до температуры, при которой между ними начинается интенсивные физические и химические взаимодействия, в результате чего формируются конечные продукты плавки. Одновременно, на глубине около 0,5 м от поверхности, на плавку в шлаковый расплав подается кислородсодержащее дутье.
Задача: В процессе плавки часть шихты (до 2% от веса загрузки) и мелкие брызги шлака уносятся отходящими газами в газоходный тракт, не достигая ванны расплава. Необходимо разработать метод борьбы с пылью.
Результаты: Подано 15 решений. Победителем выбрано - создание слоя вспененного шлака на поверхности расплава для ликвидации брызг и для уменьшения выбросов пыли.
Нарабатывая статистику, мы начали проводить Клубы мышления при поддержке Российской венчурной компании. В ходе более 20-ти мероприятий технология Клуба мышления: задача в формате противоречия + вопросы на основе методов мышления + диверсифицированный опыт участников = неизменно показывала высокие результаты. В частности, компания LinguaLeo (разработчик программы изучения английского языка) с помощью найденных решений смогла увеличить долю пользователей с 50 тыс. до 1 млн. человек, привлечь инвестиции в размере $200 тыс., а позже и $3 млн. для выхода на зарубежные страны.
Накопив статистику для анализа - мы обнаружили низкий процент внедрения (менее 10%). Несмотря на высокую продуктивность мероприятий и коммерческую заинтересованность компаний в решении проблем - большинство найденных решений не было внедрено.
Стало очевидным, что компаниям необходимо не только найти решение, но и обеспечить его реализацию. Мы решили предложить компаниям создание активов под заказ по следующей модели: открытые конкурсы вовлекают широкую аудиторию в решение корпоративных задач, методы мышления на основе ТРИЗ выявляют опыт и неявные знания, венчурный капитал предоставляет финансирование под заказ компаний.
Первым шагом мы попытались увеличить число заказчиков для чего организовали конкурс на лучшую дорожную карту Roadmap-2011, на который было подано 29 дорожных карт от ведущих российских корпораций. Благодаря визуализации задач, некоторым корпорациям стало очевидно, что самим не справиться и нужно искать партнеров. Чтобы получить диверсификацию неявных знаний - мы организовали сеть бизнес-инкубаторов и обучили в рамках Зимней и Летней школ представителей более, чем из 20-ти городов. Для доступа к венчурному капиталу мы заключили соглашение с УК «Сбережения и Инвестиции» о финансировании проектов под заказ корпораций. Однако, в ходе переговоров с компаниями - наткнулись на трудности с получением обязательств на выкуп активов
Рис.1. Схема работы Open Innovation Inc. по проведению открытых конкурсов под заказ корпораций.
Хорошим решением мог бы быть шаг назад - создавать проекты под заказ компаний с венчурным фондом для получения операционной прибыли, но необходимость выхода из проекта по прежнему оставляла процесс незавершенным.
Мы выдвинули тезис, что если участники конкурсов сами смогут быть как исполнителями, так и заказчиками и смогут выкупать доли создателей из полученной прибыли, то цикл можно замкнуть.
Изучив материалы в области деятельностных сообществ, мы сделали три основных вывода, влияющие на расстановку сил:
- Средства производства становятся все более и более доступными
- Корпорации больше не обладают монополией на капитал и средства производства
- Сети позволяют профессионалам объединяться с меньшим количеством транзакционных издержек
В результате, в областях с высокой долей неопределенности (маркетинг, технологические разработки, вывод продукции на рынок), работы выполняемые сообществами обходятся дешевле, нежели стоимость разработок внутри корпорации:
|
Затраты корпораций |
Затраты сообществ |
|
Зарплата |
XXX |
0 |
Интересно! |
Оборудование |
XXX |
0 |
Амортизировано для персональных нужд |
Материалы |
XXX |
0 |
Вместо покупных - подручные. |
Провалы |
XXX |
0 |
Опыт - уже результат |
Вероятность |
<1 |
>0 |
|
В системе, где стоимость затрат равна нулю, а вероятность успеха больше нуля - деятельность по получению результатов становится чрезвычайно выгодной. Для проверки работоспособности нашей гипотезы мы провели конкурс для компании БИНАПРО.
Конкурс «Начинай свой бизнес с БИНАПРО»
Даты: 12 апреля - 20 июля 2012г.
Участники: студенты факультетов МВА ряда российских ВУЗов
Ведущие: бизнес-инкубаторы федеральной сети Open Innovation Inc.
Дано: Разработано устройство для обнаружения дефектов трубопровода и несанкционированных (криминальных) врезок бесконтактным методом. В основу прибора положен способ обнаружения участков трубопровода с аномальными магнитными напряжённостями. В приборе используются магнитометрические датчики, выполненные с использованием тонкоплёночных материалов нанокристаллической структуры, и электронные компоненты высокой интеграции, прибор также имеет встроенную систему ГЛОНАСС и GPS и мощный математико-аналитический аппарат. Прибор протестирован и сертифицирован.
Задача: Необходимо разработать концепцию и создать сбытовое подразделение ООО «УНТЦ «Бинапро» по оказанию сервисных услуг предприятиям нефтегазовой отрасли.
Вознаграждение: 20% прибыли созданного сбытового подразделения плюс опцион на 10% долей компании, которые Победитель может продать через 18 месяцев после начала реализации проекта. (Размер и стоимость опциона рассчитаны таким образом, чтобы полученной от сбытового подразделения прибыли было достаточно для его исполнения:
Цена опциона на 10% долей = (Годовая прибыль ООО «УНТЦ «Бинапро» * 5 * 10%)
Таким образом победитель получает и регулярную плату за операционную деятельность (20% от прибыли), и зарабатывает себе на выход.)
Результаты: Победителем конкурса стал проект К.Г.Гамбургера, вобравший в себя профессионалов в области сбыта услуг для нефтегазовых компаний и ЖКХ.
Отталкиваясь от полученного результата, мы начали формировать свой список приемов и стандартов, а также алгоритм их применения для создания инновационных компаний.
В основе будущих приемов и стандартов лежат следующие предпосылки:
Разнообразие важнее уровня участников (статистика свидетельствует - уровень знаний не влияет на точность прогноза, в то время как альтернативный опыт может содержать неограненные алмазы). Поэтому при организации проектов с помощью открытых инноваций нужно сохранить разнообразие, обеспечив при этом тесное взаимодействие и нацеленность на общий результат.
Внутреннее желание людей к внешнему само-представлению и победе в открытом соперничестве толкает на участие в играх, соревнованиях, конкурсах. Конкурсы позволяют проявить способности и индивидуальность большому количеству участников и выбрать из числа участников лидера (победителя) для достижения достижения общего результата.
Открытость и визуализация конкурсных процессов позволяет всем участникам увидеть свою роль, свою задачу, чтобы помочь, или научиться, а потом помочь. Когда каждый может дополнить любой проект - результат возрастает на порядки.
Чтобы каждый мог принять участие - необходимо обеспечить легкий доступ наличием средств производства у членов сообщества, постановкой четких инструкций, малым размером задач (по времени, требуемым ресурсам и компетенциям), ясным ролям в группах, помощью модератора, ведущего беседу (не монолог).
Ставить задачи можно с помощью сообщества, если позвать на этап планирования. Тогда каждый придет провести время интересно и с пользой, научиться, научить (чтобы заслужить репутацию в сообществе) или заработать денег.
Не все являются талантами (будут создавать), но все роли важны. В то время как 1% создает, 10% выбирают лучшее, ставя оценки - 89% потребляют создавая основу для циклического процесса.
Члены сообщества лучше внешних наблюдателей разбираются в талантах и оценке результатов их работы. Вознаграждение за правильные прогнозы провоцирует людей на раскрытие личной информации. Чтобы обеспечить качество выбора - выбирающий должен отвечать за выбор - деньгами, ставкой, репутацией и получать соответствующее вознаграждение в случае выигрыша.
Создавая коллективом, люди должны чувствовать себя собственниками созданного. Поэтому процессы управления должны быть прозрачны и автоматизированы, а плата должна взиматься лишь за их поддержку. Нельзя давать указания, можно лишь вносить предложения.
Зарабатывать можно только на том, что сообщество производит и продает вовне. Поэтому логичной является схема бизнеса, когда все члены имеют право пользования общим результатом, в то время как доходы от услуг на сторону разделяются пропорционально участию в создании, оцененному самим сообществом.
В основе будущего алгоритма создания стартапов сообществами лежат следующие этапы:
Этап №1. Выбор отрасли, публикация темы мероприятия «Как нам заработать в отрасли?»
Этап №2. Сбор целевой аудитории, инвентаризация компетенций, технологий, ресурсов при регистрации участников.
Этап №3. Разработка вариантов проектов-лидеров рынка: участники предлагают варианты проектов, собираются в рабочие группы, обсуждают проекты и формулируют проекты в заданном формате: проект, план действий в формате Pert-Chart, ожидаемые результаты.
Этап №4. Проекты накладываются на ось времени, формируя основу дорожной карты. Соединением лучших блоков представленных проектов (определяются голосованием участников) формируется критический путь.
Рис.2. Схема работы Open Innovation Inc. по проведению открытых конкурсов в сообществах.
Этап №5. Критический путь ложится в основу совместного проекта. По проекту составляется перечень и критерии требуемых ресурсов.
Этап №6. Проект, план реализации и требования к ресурсам выносятся на верификациию пользователями и сбора участников реализации проекта. Верификация пользователями осуществляется путем сбора предзаказов. Сбор ресурсов производится с помощью платформы, на которой каждый может проставить веса составляющим проекта, предложить свой ресурс для реализации проекта и оценить ресурсы других. На основе проставленных оценок система производит расчет, выбирает лучшие ресурсы и связывает в цепочку.
Этап №7. По итогам сбора участники подписывают соглашение по реализации проекта, где фиксируют свои обязательства, права на долю в результате и условия выхода из проекта.
Учитывая все возрастающую роль сообществ мы видим применение найденным нами решениям в следующих направлениях:
Развитие корпораций с помощью представителей и ресурсов экосистемы, заинтересованных в совместном развитии;
Создание консорциумов из специалистов, предпринимателей и владельцев ресурсов для развития новых рынков (превентивная медицина, частная космонавтика и т.д.);
Создание муниципальных сервисов коллективного пользования силами и ресурсами жителей и предприятий, живущих на территории муниципального образования.
Для автоматизации вышеописанных процессов Open Innovation Inc. разрабатывает программное обеспечение Thinking Club OiO.
Open Innovation Inc. будет рада сотрудничеству со специалистами в области автоматизации ТРИЗ, равно как будет рада оказать методологическую и практическую помощь всем заинтересованным в развитии открытых инноваций и адаптации алгоритмов ТРИЗ к созданию инновационных проектов.