Вдохновение и автоматизация творчества

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Вдохновение и автоматизация творчества

Оликевич А.А.   руководитель Молодежного научно-технического центра

 

    «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»  А. С. Пушкин

В 2011-2012 годах наш коллектив продолжал работу над крупным проектом автоматической сборочно-покрасочной линии для мелких изделий, а также совершенствовал конструкцию производимых нами с 2006 г. настольных станков с ЧПУ. Это междисциплинарные задачи, лежащие на стыке механики, электроники, оптики, пневматики, сопромата, электростатики, магнетизма и много еще чего. Работая над ними, мы использовали ряд традиционных методов технического творчества (в порядке убывания популярности):

  1. Приемы устранения технических противоречий (К сожалению, а может и не к сожалению, люди навыкли применению 6-8 приемов (1,2,5,6,13,14,17,22,23,) на уровне рефлекторном и не дают себе времени и внимания попробовать решить задачу другими приемами в поисках более идеальных вариантов. Впрочем, возможно существует объективная выгодность конкретных приемов для конкретных задач. И наверняка существует разная степень владения разными приемами у разных людей, по аналогии с единоборствами.)
  2. Морфологический анализ (Великолепно показал себя на задачах компоновки узлов, например выбора порядка расположения каких-либо конструктивных элементов на общем валу.).
  3. АРИЗ. Как правило не доводился на конца, а использовался чтобы понять в чем собственно состоит задача и техническое противоречие в ней.
  4. ММЧ. Этот метод освоен нами плохо, так как получаемые решения уходят в область футуристических нанотехнологий, то есть не научились пока находить те же эффекты в обычных сегодняшних материалах. Смелость отвлеченной технической  мысли может сочетаться с неохотой к  экспериментальной проверке рискованных  идей, реализуемых подручными средствами.
  5. Элементы ФСА (применялись редко и несистемно, но эффективно. В частности, удалось снизить стоимость составной конвейерной ленты из сложных элементов приблизительно в 6 раз путем рудиментарного ФСА – рисования на чертеже только рабочих граней элемента и соединения их кратчайшими стандартными профилями.)

В целом, наша практика еще раз подтвердила, что основным ограничением в использовании методов технического творчества выступает сам человек, даже самый добросовестный (не рассматриваем сейчас несомненно интересные случаи сознательного саботажа и нежелания работать), который делает следующее:

  1. Ленится знакомиться с новыми методами технического творчества
  2. Ленится их осваивать
  3. Ленится их применять. особенно применять их как следует

Причем лень здесь рассматривается не как абстрактное понятие а как объективное психологическое явление неосознаваемого человеком нежелания решать конкретную задачу конкретным методом, а может быть решать данную задачу вообще в силу личных, часто неосознаваемых самим человеком причин (Леви, 2011). Здесь мы имеем дело с подсознанием, причем трактуемым не в каком-либо мистическом смысле, а как совокупность логических суждений, которые объективно существуют у человека, но отрицаются им (Лукина, 2012).

Примером может быть часто встречающееся явление, которое на Западе приняло эпидемический характер и стало известно как «прокрастинация», что переводится на русский язык как «откладывание» и по сути является синонимом лени в рассматриваемом нами смысле. Распространены сотрудники, которые навязчиво откладывают конкретные дела на как можно более поздний срок, причем они не в состоянии объяснить, чем им не угодили эти дела. Как правило, они искренне пытаются что-то изменить но не могут, потому что например отрицают наличие у себя мотивации причинить себе неприятности, хотя она у них есть. Такие люди нуждаются в профессиональной помощи психотерапевта, что в нашей стране, к сожалению, сопряжено с такими проблемами как недостаток и высокая стоимость услуг компетентных специалистов, отсутствие культуры заботы о человеке как сотруднике организации, и, возможно, главное – необходимость собственной инициативы сотрудника в этом вопросе, так как рекомендация обратиться к психотерапевту в нашей культуре может быть расценена как оскорбление. Есть и многие другие (зачастую гораздо боле тонкие) мешающие эффективной работе явления того же порядка, связанные с нарушениями социальных и психологических механизмов. В этом плане наличие алгоритмических методов технического творчества не дает списать низкую эффективность работы на внешние обстоятельства и вскрывает перед человеком его немощь и внутренние ограничения, зачастую лежащие не в познавательной, а в мотивационно-смысловой сфере человека.

Однако, являясь слабым звеном методов технического творчества, человек же, очевидно, является и самым сильным их звеном. Возник вопрос: от чего зависит эффективность взаимодействия человека и метода (даже шире: человека и техники)? Беседы с творческими людьми как технического так и гуманитарного профиля привели автора к выводу что темп научно-технического прогресса хотя и зависит напрямую от наших усилий, но имеет некоторый «потолок», определенный (по гипотезе автора) такими феноменами как вдохновение и интерес.

При этом под интересом будем понимать не зависящее от желания человека стремление воспринять нечто из окружающей среды, а под вдохновением – опять же, не зависящее от желания человека стремление выразить в окружающей среде нечто свое. Единство природы этих процессов знаменитый писатель Дании Хармс описывал так: «Вдохновение и интерес - это то же самое - Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает все и остается только оно одно. Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В основе их лежит подлинный интерес. Подлинный интерес - это самое главное в нашей жизни. Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса. Если истинный Интерес человека совпадает с направлением этого его долга, то такой человек становится великим».

Получается, что интерес является более глубинным двигателем прогресса чем экономические и административные условия. Мы не властны над интересом, а он властен над нами. Мы можем, правда волевым усилием не давать ходу действиям к которым призывает нас интерес. Но мы практически не можем заинтересоваться тем, что нам неинтересно.

Однако, А. Ребер в «Словаре психологии»  честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «Интерес», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно (Ребер, 1995). Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с ним - от внимания до желания. Вообще в научном изучении вдохновения и интереса существуют явные пробелы, что парадоксально, поскольку эти факторы имеют несомненную техническую и экономическую важность. Получается, что с одной стороны все смирились с таинственностью этих процессов и невозможностью влияния на них, а с другой – в образовании и работе – стараются научиться работать без вдохновения и учиться без интереса. Это парадокс и проблема, заслуживающая поисков своего решения. Рассматривая ее как черный ящик, попытаемся найти зависимость между входными параметрами (какими угодно зависящими от человека действиями) и выходными – наличием, направлением и интенсивностью явлений вдохновения и интереса.

Весьма конструктивное определение вдохновения (очевидно, включающее в себя и  понятие интереса) дал А.С.Пушкин: «Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных». Более того, Известные творческих личности прошлого пытались выделить некоторые взаимосвязи между состояниями человека и его вдохновением:

  • Давление обстоятельств (А.Камю «Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадёжного положения»).
  • Поиски (С.Ронинград «Время, затраченное на поиски вдохновения, - прелюдия шедевра»)
  • Страдание (Ш.Руставели  «Лишь познавшего страданье осеняет вдохновенье»)
  • Труд (П. Чайковский «Вдохновение рождается только от труда».)
  • Доброта (А.Бестужев «Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума»)
  • Общение с вдохновленными людьми (Платон «Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю»)

 

В то же время на возможность практического управления вдохновением смотрели по разному – от ее отрицания («Вдохновение рождается прикосновением случая к страсти поэта». Г.Державин) до постулирования («Поэт - властитель вдохновенья. Он должен им повелевать». И.Гёте). Пока это выясняется, в практическом плане была поставлена задача построения эффективного творческого коллектива, состоящего  только из вдохновенных людей. Поскольку же вдохновение присуще не всем и, что особенно важно, не всегда и отнюдь не по каждому проекту, возникла концепция распределенного динамического творческого коллектива. На сегодня она нашла свое экспериментальное воплощение в инициативе «Открытая фабрика-лаборатория» (OpenFabLab).

В этом проекте предполагается задействовать вдохновение большого количества творческих людей, автоматически распределяя задачи и подзадачи по тем, кто с наибольшим вдохновением справится с данной задачей в данный момент. Все остальные процессы – от поиска информации до изготовления прототипов новой техники предполагается в высокой степени автоматизировать, чтобы использовать искру вдохновения в большей степени, без затрат времени творца на вспомогательные операции. Во многих областях деятельности человека алгоритмизация создавала почву для автоматизации.  Алгоритмы создания новой техники не могли не подтолкнуть многих на создание компьютерных  программ, призванных частично или полностью заменить человека-изобретателя, см. например (Хоменко & Цуриков, 1988). Это направление всегда было весьма приоритетным для нашего Центра, чем бы мы ни занимались в текущих ситуациях. Поэтому в инициативе «Открытая фабрика-лаборатория» предполагается создать автоматизированную систему научно-технического творчества, в которой человек участвовал бы не во всех этапах процесса создания новой техники, а в тех, по отношению к которым у него на данный момент есть вдохновение.

 

Литература

Леви В. (2011) «Лекарство от лени».

Лукина О. (2012) «Бизнес и/или свобода. Десять тысяч заповеденй лидера»

Ребер (1995) «Словарь психологии»

Хоменко Н. Цуриков В. (1988) «Разрешение противоречий в интеллектуальной САПР ранних стадий проектирования»

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Вдохновение и автоматизация творчества"