Социальные задачи

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

Вот вы снимаете свое чадо с горшка и торопитесь в детский сад. По дороге объясняете ему, что «вот этот дядя – офицер, он одет в специальную одежду – армейскую форму».  Потом садитесь в машину и, соблюдая правила дорожного движения, мчитесь на завод. Кстати, сегодня заседание профсоюзного комитета.

Горшок, одежда, машина – технические изобретения.

Детский сад, армия, правила дорожного движения, завод, профсоюзный комитет – изобретения социальные. Изобретения способов организации взаимодействия людей.

Социальные задачи имеют столь же древнюю историю, что и технические. И опыт их решения в истории также накоплен не малый.

Как спасти людей?

Японский царь  Суйнин,  правивший  в начале нашей эры, был возмущен жестоким обычаем:    вместе  с членами царского рода хоронили живых людей.  Он сказал своим советникам: "Хоть это и старый обычай, но зачем соблюдать его, если он плохой?  Подумайте, как приостановить следование за умершим."[1]

            Нетрудно сформулировать ИКР: минимальными усилиями, с полным удовлетворением ревнителей древних обычаев, слуги представителей царского рода остаются живыми.

Специалисты по ТРИЗ сформулируют «физическое» противоречие и найдут несколько решений, соответствующих исторически заданному контексту. Нашли решение и советники царя: вместо людей стали класть в могилы их глиняные изображения. Это решение оказалось удачным – ведь люди верили, что в изображениях есть часть души изображаемого человека.

Нетрудно понять, что за нежелательным эффектом – «потерей трудового ресурса» - стояли еще и противоположные интересы людей.

На правах гипотезы: социальная задача всегда скрывает в себе столкновение интересов социальных групп, и ее решение сводится, в конечном счете, к управлению социальным поведением людей.

 

РЕСУРСЫ И ДОМИНАТОРЫ

Наш опыт показывает[2], что решение социальных задач тризовскими инструментами возможно. Во всяком случае, понятия идеальности, противоречия и ресурсов, а также связанный с ними инструментарий выводил нас на сильные решения. Конечно, есть и определенная специфика, о которой мы скажем ниже.

Рассмотрим два примера.

Пекинский метод

Впервые этот метод был опробован в 2003 году в Пекине. Сейчас его успешно применяют в нескольких европейских столицах. Изобретение состоит в том, что телефоны, указанные в незаконно размещенных объявлениях, ставятся на принудительный дозвон с интервалом в несколько минут. Как только абонент на другом конце провода поднимает трубку, он слышит наговоренное автоответчиком требование прекратить размещение нелегальных объявлений. Если нарушители прекратили портить внешний вид города, телефон может быть снят с автодозвона. Однако при отсутствии подобной реакции частота звонков может быть увеличена до такой степени, что телефон нарушителя будет просто заблокирован.[3]

Меченый хулиган

Вьетнамские полисмены нашли радикальный способ борьбы с хулиганами на мотоциклах. Так называемые стритрейсеры, устраивающие безумные гонки по ночному Ханою, доставляют большие неприятности властям и автомобилистам. «Самоубийцы в шлемах» подрезают водителей и пугают пешеходов. Полиция же до сих пор ничего не могла поделать с нарушителями по причине того, что все они разъезжают на одних и тех же моделях мотоциклов, одеваясь в одинаковые кожаные наряды. Но теперь полицейские получили право открывать огонь по безумцам... из ружья для пейнтбола. Снаряд с краской, попав в стритрейсера, оставляет на нем метку, и меченого гонщика можно будет опознать по характерному яркому пятну на одежде и обезвредить.[4]

Пока ничего необычного – не так ли? Для решения социальных задач найдены технические ресурсы. Но давайте рассмотрим еще два примера.

Пушкин – это не только стихи

Пушкин проездом вынужден был задержаться в Болдино, ибо в округе свирепствовала холера. В любой момент эпидемия могла вспыхнуть в деревне, и тогда сотни смертей...

Потерь можно избежать, если научить крестьян правилам гигиены. Однако вспомним, что общества «Знание» в те времена не было, собрать крестьян на лекцию Пушкин не мог – не было тогда такого обычая, крестьяне бы восприняли это как «придурь барскую». Как быть?

Пушкин эту задачу решил. Он попросил деревенского попа собрать крестьян.

- Я хочу прочесть им проповедь" - сказал он.

- Помилуйте, Александр Сергеевич - возразил священнослужитель - у Вас же никакого сана нет!

- Ну и что, твоя деревня или моя? - прервал споры Поэт.

И когда деревня собралась, Пушкин прочел им проповедь о пользе мытья рук. Чем, похоже, спас немало людей.[5]

 

Штраф-рекорд

Финский миллиардер Юсси Салонойя был оштрафован полицией на рекордную сумму - 217 тысяч долларов.

Молодой человек ехал по улице Хельсинки со скоростью 80 км в час, вдвое превысив допустимую норму. Согласно финским законам полиция определяет сумму штрафа, исходя из доходов нарушителя, а задекларированный доход Юсси составил 9 миллионов долларов. Предыдущий рекорд принадлежит магнату Яакко Рыстоле, лишившемуся за превышение скорости 101 тысячи долларов. А президенту компании "Нокиа" Пеке Ала-Пьетиле, проехавшему на красный свет, пришлось расстаться с 44 тысячами долларов.[6]

 

Как видим, здесь использованы ресурсы нетехнические – традиционный способ донесения информации в первом случае и закон во втором.

Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.

Чудо рукотворное

1427 г. Вьетнам. Восстание под предводительством богатого крестьянина Ле Лоя против китайских захватчиков Вьетнама. Помимо чисто военной подготовки, советники Ле Лоя понимали: нужно Чудо, знамение свыше, воодушевляющее вьетнамских крестьян на восстанние... За неимением настоящего Чуда пришлось изготовить его рукотворно. На многочисленных листьях деревьев было тончайшими штрихами написано пророчество: "Ле Лой станет царем !". (Для этого было достаточно несколько простых иероглифов). Они были, однако, написаны не тушью, а свиным салом.

Муравьи выели жирные места, так что надпись оказалась "выгравированной" на листьях, которые ветер и потоки воды разнесли повсюду. Вьетнамцы - как и было задумано - восприняли листочки как знамение свыше и с удвоенной энергией сражались против оккупантов... В 1428 г. Вьетнам был освобожден.

 

Советники Ле Лоя смогли противопоставить страху крестьян веру в победу, которую вселило в них «знамение свыше».

Таким образом, решение социальной задачи часто сводится к тому, чтобы найти доминаторы, стимулирующие людей совершать необходимые действия и при этом более сильные, чем те доминаторы, которые препятствуют осуществлению действия.

Решать социальные задачи нам помогает «матрица доминаторов».

 

 

 

ПРИЕМЫ И СТАНДАРТЫ

Когда битье стекол в вагонах поездов, следующих через территорию Узбекистана, стало обычным явлением, пассажиры сами нашли средство защиты.  В окнах вагонов стали вывешивать портреты Ислама Каримова. Националистически настроенные местные хулиганы не смели бросать камни в портрет любимого народом президента.

Придумка не новая – достаточно вспомнить, например, как российские дипломаты защищали окна посольства от камней хунвейбинов, вывешивая в них портреты великого вождя Мао.

Идеальный конечный результат: хулиганы (хунвейбины) сами…

Приемы: «посредник», или «замена объекта копией».

Вот несколько известных из истории социальных задач.

 

Екатерина против лорнетов

Во времена Екатерины II молодые столичные щеголи приняли моду разгуливать по Петербургу в белых перчатках и с лорнетами,  что не нравилось царице. Запрещать моду указом, как потом неоднократно делали ее преемники от Павла до большевиков, Екатерина не захотела - она гордилась своим демократизмом. Как быть?[7]

Ответ: царским указом будочников снабдили белыми перчатками и лорнетами.

 

Пехлеви против паранджи

Шах Ирана Пехлеви поставил цель - открыть лица женщин в своей стране.  Сделать это силовым приемом невозможно. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины – значит, обесчестить ее, часто после этого происходит самоубийство. Как быть?

Ответ: Пехлеви издал закон о том, что любая честная женщина может носить или не носить паранджу по собственному усмотрению, но проститутки носить паранджу обязаны![8]

Канн Си за косички

В 1641 году маньчжуры установили своё господство в Китае / династия Цин/. В знак верности китайцы должны были брить головы и оставлять на макушке косу. Приведение императорского указа в исполнение было поручено поначалу цирюльникам.

С бритвой в одной руке и мечом - в другой, они обходили свои участки, предлагая каждому китайцу на выбор - поступиться головой или причёской. Большинство шло на операцию, хоть и позорную; не обошлось и без возмущений, даже бунтов.

Однако, второй император маньчжурской династии Кан Си прибег к мере остроумной и действенной, в результате чего китайцы сами, без всякого на то принуждения, стали брить головы и носить на макушке косу. В чём состояла мудрость указа Кан Си?

Ответ: Кан Си строжайшим образом воспретил носить косы монахам и преступникам, а также тем, кто принадлежал к подлым сословиям.

И вот ненавистная прежде коса сделалась, как бы, знаком отличия каждого честного, уважаемого человека. Сопротивление тотчас прекратилось, и теперь уже нельзя было представить себе бескосого китайца. Напротив, не было отныне для китайца большего позора, чем лишиться косы.[9]

Разное историческое время, разное социальное устройство общества, но в этих задачах, а точнее в решениях, легко заметить нечто общее. На языке ТРИЗ мы скажем: все эти задачи решаются по одному стандарту, который очень напоминает «разрушение вредного веполя».

Вывод: социальные задачи также могут решаться типовыми (для социальных задач!) приемами и стандартами.

 

Цена ошибки

В недавнем прошлом в Румынии из самых «благих» намерений запретили аборты. Первые 2 -3 года после запрета наблюдалось резкое увеличение рождаемости. Однако вскоре общество приспособилось, и никакие демографические проблемы решены не были. Но в результате пошла страшная "волна" - для этого поколения нужно больше яслей-садиков, школ, учебников... А производить все это нет смысла! - ведь волна пройдет и все потом останется незадействованным.

Цена ошибки при решении социальной задачи исключительно велика. При этом последствия ошибки могут сказаться только через годы – что значительно затрудняет оценку решения. А это, в свою очередь, позволяет демагогам из политической среды доказывать и продвигать в жизнь вредные для общества решения.

В 1958 году Хрущев провел реформу высшего образования, изменив условия приема в вузы. В частности, появился так называемый "двухлетний трудовой стаж", дававший преимущества при поступлении. В результате академический уровень студентов стал неуклонно снижаться, особенно если они шли в вуз через армию: этой категории студентов достаточно было сдать экзамены хотя бы на тройки.

Декларировалась красивая цель: установление справедливости, уравнивание шансов детей рабочих и интеллегенции. А в результате - резкое падение уровня образования.

Когда в 1932 году в США обсуждались вопросы денежного и кредитного регулирования, инженер и экономист А. Дуглас, построил диаграмму, которую представил Комиссии Макмиллана. На ней были изображены две кривые - динамика процентных ставок со времени разгрома Наполеона в 1812 году и динамика количества самоубийств за эти же сто двадцать лет.

Эти две кривые практически совпадали. Уровень самоубийств рос каждый раз, когда повышался уровень процентных ставок, и наоборот. Это вряд ли можно назвать "совпадением". Когда процентные ставки растут, определенное число бизнесменов становится банкротами, определенное число рабочих оказывается на улице…[10].

Однако правомерны и следующие выводы: во-первых, рост процентных ставок сам по себе является следствием нерешенных задач, а во-вторых, не процентные ставки являются причиной человеческого горя и самоубийств, а возникшие в связи со стагнацией экономики и нерешенные обществом социальные проблемы.

Характерно, что и сегодня у нашей «интеллектуальной элиты» нет привычки решать или для начала хотя бы формулировать социальные проблемы в задачной постановке. Известные академики[11] в прямом эфире долго рассуждают о гибельных последствиях для России в случае вливания в экономику денег из стабфонда, и в то же время «как жаль, что их нельзя потратить на благие цели». И это вместо того, чтобы начать с формулирования противоречия: как потратить деньги стабилизационного фонда так, чтобы не вызвать инфляции и принести максимальную пользу сегодня и будущим поколениям.

Не самая сложная проблема... А какова цена ее решения?

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Теория решения социальных задач на основе ТРИЗ делает первые шаги. Впереди – объемные исследования и разработки. Цели: разработка решательного инструмента;  построение модели социума, позволяющей решать настоящие и прогнозировать будущие проблемы. Актуальность – очевидна.

 

Автор благодарит Сергея Алексеевича Фаера – наша совместная работа по футуропрогнозу летом 2004 года закономерно вывела на разработку темы «Социальные задачи», которую мы также продолжаем обсуждать совместно.

Автор благодарит также Виктора Николаевича Батурина, остроумные рассуждения которого стимулируют мышление автора и способствуют решению самых актуальных проблем.

Гин А.А., Мастер ТРИЗ, сотрудник группы ТРИЗ-Профи, Москва.

ПРАКТИКУМ

Спасти виноградники

Более двух тысячелетий на пологих холмах, окружающих австрийский поселок Гринцинг, выращивают виноградную лозу и делают вино. Однако настало время, когда поселок вошел в черту австрийской столицы. Срок аренды истекает и земля выставлена на продажу. Цены на городскую землю таковы, что виноградари выкупить ее не могут. Землю скупают строительные спекулянты, выкорчевывают лозу и строят виллы. Жаловаться бесполезно, все совершается по закону. Что бы вы посоветовали жителям Гринцинга, чтобы спасти виноградники?[12]

Перепроизводство рыцарей

XI век. Междоусобных войн становится все меньше. А рыцарей – все больше. Сын рыцаря должен быть рыцарем – это впитывалось с молоком матери. Появляется и растет большая масса людей, у которых нет за душой ничего, кроме боевого коня, доспехов, оружия и умения воевать. Именно это время подарило нам такие рыцарские прозвища, как Робер Неимущий или Вальтер Голяк. Некоторые из них стали заниматься грабежом. Возникла социальная проблема – «перепроизводство рыцарей». Предложите различные способы ее решения.

Смысл?

Гитлеровская Германия, концлагерь. Группа заключенных загружает вагоны песком. Вдруг эсэсовец ни с того ни с сего приказывает им бросить лопаты и грузить песок руками. Почему? Или хрестоматийное выкапывание и закапывание канав, перетаскивание камней из одной кучи в другую и назад. Зачем? Экономического смысла – никакого. Конечно, среди эсэсовцев попадались и такие, которым страдание узников доставляло особое наслаждение, но это не объяснение, поскольку в большинстве случаев это были самые обычные немцы…

 

Анекдот по теме:

Социальное изобретение: дуэль на фоторужьях. Секунданты отмеряют дистанцию, противники сходятся, поднимая фоторужья и наводя резкость, по команде щелкают затворами. Потом смотрят изображения. У кого вышло лучше, тот и победил.

- Как, и это все?!

- Нет. Потом победитель получает право врезать побежденному.

 

[1] Энциклопедия для  детей.  Том 1.  Всемирная история. М.,

[2] Здесь имеется в виду опыт автора и Сергея Фаера.

[3] Газета «ТВР-панорама», 25.08.2004, Петрозаводск. - С. 9.

[4] ТВ-передача «Итоги», 18 ноября 2003 г.

[5] Устойчивый слух.

[6] Газета «ТВР-панорама», 5.05.2004, Петрозаводск. - С. 9.

[7] Задача из картотеки Мастера ТРИЗ С. Литвина.

[8] Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.

[9] Из картотеки В. Марченко, учителя СШ № 4 г. Краснокаменска.

[10] Уилсон Роберт А. "Психология эволюции". - Киев: "София",1998. - С. 53 - 55

[11] Удержусь от перечисления фамилий – они не виноваты, просто не умеют…

[12] Из картотеки специалиста по ТРИЗ В. Ильинского.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Социальные задачи

Возникает большой вопрос, надо ли в ТРИЗ отдельно выделять методы решения социальных задач. В течение нескольких десятков лет подобные задачи решались традиционными инструментами, входили в многочисленные курсы, и как-то не возникало проблем, и необходимости выделения решения именно социальных задач в отдельную группу. Если строго подходить к этому вопросу, то любоая задача, касающаяся как техники, так и людей, является социальной, поскольку её решение затрагивает прямо или косвенно социум. Ведь техническое усовершенствование так или иначе производится по запросу социума и затрагивает его. Тем более что многие из приведенных в статье "социальных" задач решены техническими средствами.

Интересен один из выводов статьи:

Гин А.А. wrote:
Разное историческое время, разное социальное устройство общества, но в этих задачах, а точнее в решениях, легко заметить нечто общее. На языке ТРИЗ мы скажем: все эти задачи решаются по одному стандарту, который очень напоминает «разрушение вредного веполя».

Вывод: социальные задачи также могут решаться типовыми (для социальных задач!) приемами и стандартами

Вообще то, что во всех задачах во всех областях человеческой деятельности,  и деятельности живой природы вообще, есть нечто общее,  - это общее место учебников природоведения, так как всё живое подчиняется общим природным законам. Кроме того, не надо создавать нового направления в ТРИЗ,Ю чтобы заметить,  что вепольная схема, в которой есть два объекта и взаимодействие между ними, является моделью универсальной, которой можно описать любые два взаимодействующие объекта в прроде, неважно, это касается техники, людей или танцующей над цветком пчелы. Это всё уже было  - как и приведенный в цитате достаточно банальный вывод - ещё в ранних тризовских книгах, А в работах тризовцев -учеников ГСА встречались целые исследования, например у Злотина по поводу рабочих коллективов. 

Много вопросов вызывает приведенная "матрица доминаторов".  Вообще непонятна необходимость самого введения нового термина: 

Гин А.А. wrote:
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.

О введении новой терминологии также в свое время Злотин много чего написал (в частности, назови давно известное новыми словами, разработай терминологию и название  - и ты уже аозглавляешь новое направление науки:)). Для ресурсов, которые обозваны термином "доминаторы" - кстати, очень ёмкое по своей психологической инерции слово - давно существует своя терминология. Например, регуляторы общественных отношений.

Матрица вызывает много вопросов. Во-первых своей неполнотой. Во втиорых, совершенно непонятным основанием для классификации. Так, хотелось бы обратить внимание автора, что такие понятия, как "убеждения", " стереотипы" и "привычки",  - это понятия во многом смешивающиеся, имеющие часто пересекающиеся объёмы. Так же как, например,  понятия "идеологемы" и "верования". Почему-то в таблице не нашлось места, например, "мораль", "эстетические нормы", "культурные нормы", и многое другое.  Приведенные "доминаторы" также очень разноплановы - одни относятся к уровню неосознанного, к физиологии отдельного биологического организма. Другие - к сфере сознания. Третьи - к взаимодействию людей и социальных групп. То есть перемешаны подсистемы, системы и надсистемы. Ряд этоих "доминаторов" входит составными частями в другие, приведендные в таблице, что создаёт не систеу, а хаос. 

Кстати,  приведенные задачи не все являются яркими примерами в подтверждение мыслей автора - хотя обычно подборки такого материала как раз нацелены на подчеркивание тезисов. Так, задача про японского царя и захоронения. Приведенное "решение" не является ни оригинальным, ни даже "решением". Во-первых, понятие заместительной жертвы известно по всему миру ещё с палеолита. Использование заместительной жертвы было развитой практикой не только в Японии, но в большинстве древних культур. Во-вторых, в описываемый в задаче период времени Япония уже находится под влиянием китайской культуры. А мы все хорошо знаем о могиле Хуанди в Китае, где была захоронена целая армия теракотовых воинов. Так что максимум приходится говорить о решении задачи по аналогии - если задача вообще была. А скорее всего был известный обычай, и в силу каких-то причин был смещен акцент. Каких - можно только гадать, Хотя испльзование кукол (ханива) в похоронном обряде не обязательно именно замещает людей, они выполняли и иные функции. Кстати, не  царь, а император Суйнин большинство историков считает вымышленной фигурой - хроники называют разные годы его правления - от 69 года до нашей эры до 295 года нашей эры, то есть захватывают два перпода истории Японии - Яёй и Кофун.  А идею замены людей фигурками в разных источниках приписывают то главе гончаров, то великому борцу сумо, то лично самому императору.

В целом, если гооврить о цмысле и целях написания данной статьи, приходится констатировать, что в ней не удалось сколько-нибудь убедительно показать необходимость выделения социальных задач в какую-то отдельную область со своим специфическим, резко  отличающимся от ттращиционного триховского, инструментарием. Как раз удалось показать обратное - что приемы и стандарты работают в этой области "ка кони есть".  Введение новой терминологии не обосновано.  Представленный инструментарий - матрица - не проработан, не показаны способы его применения, ведущие к каким-либо результатам. Скорее надо было бы привлечь и переработать с позиций ТРИЗ многообразный инструментарий,, используемый в конфликтологии, этнографии и прочих "социальных" науках.

 

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Лет пять назад я писал А.Гину, что его матрица доминаторов - это не матрица доминаторов, как таковых, а скорее их характеристик. Правда, я тогда думал, что Анатолий называет доминаторами этакие системы, которые мы преобразуем при решении социальных задач, как технические системы при решении технических.
И название мне не показалось таким уж неудачным - не в названии суть, а в том, что за ним стоит.

Тогда (пять лет назад в своём ответе) Анатолий определил доминаторы, как способы воздействия, доминирующие поведение человека, заметив, что в других контекстах этому слову могут придаваться другие смыслы.
В статье Анатолий определил доминаторы по-другому:
Ресурсы, регулирующие поведение людей, назовем доминаторами. Мы уже говорили, что за социальной задачей кроется столкновение интересов людей. А интересы определяются доминаторами.

А я до сих пор ( точки зрения многоуровневого анализа) продолжаю считать доминатары системами, связанными с так называемыми социальными задачами - что-то вроде ТС в ТРИЗ.

Re: Социальные задачи

Удачное ли название "доминаторы", или нет - как Вы правильно заметили, не суть важно. Важно то, что уже есть разработанные понятия, являющиеся практически синонимами к предлагаемому понятию. И не совсем понятно, зачем плодить сущности? Тем более что никакой методики, для которойнужно это понятие и эта таблица, не представлено, и как это используется, в авторском варианте, неясно.

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Согласен, что методики решения социальных задач (даже "пунктирной") либо не существует, либо не она представлена.

Поскольку решение социальной задачи - это изменение социальной системы, этакой её (системы) перевод из состояния А  (задача) в состояние Б(решение), хотелось бы знать, что такое есть эта самая социальная система.

И по мне - пусть называются хоть доминаторами, хоть регуляторами, хоть стимуляторами - не играет роли.

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Не более, чем гипотеза...
По-моему пирамида (иерархия) потребностей по Маслоу может быть преобразована в этакую пирамиду (иерархию) доминаторов (регуляторов, мотиваторов и т.д.)
Заметьте, что решения из примеров представляют собой задействование соответствующих уровней пирамиды:
Екатерина против лорнетов - указом был понижен социальный социальный статус носителей перчаток и лорнетов.
Пехлеви против паранджи - то же самое - указом понижен социальный статус носителей паранжи
Канн Си за косички  - то же самое - указом понижен социальный статус тех, кто не носит косу
Чудо рукотворное -  советники Ле Лоя устроили ему "признание свыше"
Правда, придётся "всего лишь" составить относительно полный список доминаторов  (мотоваторов, регуляторов) и расклассифицировать их по уровням пираниды потребностей.

разный тип решений

Как мне кажется в статье описаны разные типы решений социальных задач

В одних случаях это решение вполне "железных" задач, но которые влияют на социальные: Пекинский метод (с блокировкой рекламируемого телефона), помечание мотоциклистов-нарушителей, Вьетнамское чудо и т.п.. Тут социальность только в выборе задачи (борьба с нелегальной рекламой через блокировку телефона и т.п.). И этот момент - анализ социальной системы с целью выделения "железной" задачи - в статье не особо расписывается. Скорее уже как технически решалась выделенная. Можно показать этот зазор на примере красивой задачи с выеденным гусеницами иероглифами на листах. "Социальный этап" этой задачи составляет все вплоть до постановки технической задачи - как массово и внешне нерукотворно нанести на лист нужные иероглиф. Но очевидно, что от начальной ситуации (необходимость воодушевления своих сторонников) до постановки подобной задачи крайне неочевидный и непростой путь. Он связан с анализом и решением промежуточных задач, связанных с понятием "воодушевление" - переход к "чуду" и т.п.

В плане решения "железных задач" как встающих при решении социальных вопросов к ТРИЗ нет совсем - это ее хлеб

   

В других случаях это решение собственно социальных задач:  Екатерина, про паранджу и косички (кстати, это очень однородные примеры задач...). Тут уже анализ и специфика решения в социальной сфере, а в отношении использования соответствующих ТС нет особого креатива и акцента. Эти задачи требуют специального анализа социальных задач, специального решения "социального механизма". И тут уже требуется знание этого механизма - хотя бы для составления соответствующего ТП. Представленные в статье и коментариях рубрикаторы вызывают крайне противоречивые чувства 

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя AlexZ.

Quote:

Submitted by Gregory Frenklach on сб, 22/11/2014 - 11:33.

Заметьте, что решения из примеров представляют собой задействование соответствующих уровней пирамиды потребностей по Маслоу.

Примеры социальных задач и их решения, соответствующие уровням потребностей по Маслоу: А.Захаров. Запретить нельзя разрешить (1994), http://www.trizland.ru/trizba/articles/325 

В качестве источника аналогичных задач могу посоветовать книгу Р.Фрэнк. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо. Пер. с англ., Издательство института Гайдара, М., 2013. ISBN 978-5-93255-369-5 

Успехов,

AlexZ

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

AlexZ wrote:
Примеры социальных задач и их решения, соответствующие уровням потребностей по Маслоу: А.Захаров. Запретить нельзя разрешить (1994),  http://www.trizland.ru/trizba/articles/325 

Да, действительно та же идея, но раньше.:)
Но если сказали "А" - говорите "Б":

Поскольку доминаторы (мотиваторы, стимуляторы, регуляторы) - это систем(структуры) то при решении социальных задач имеем дело с построением структур, разрушением структур и развитием структур.
Типы связей и соответственно доминаторов (мотиваторов, стимуляторов, регуляторов) в этих структурах определяют те самые уровни пирамиды Маслоу. Осталось "только" определить, что является элементами, которые связывают между собой связи на разных уровнях, например социальный статус.

Re: разный тип решений

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Ромащук Александр wrote:
И этот момент - анализ социальной системы с целью выделения "железной" задачи - в статье не особо расписывается. Скорее уже как технически решалась выделенная. Можно показать этот зазор на примере красивой задачи с выеденным гусеницами иероглифами на листах. "Социальный этап" этой задачи составляет все вплоть до постановки технической задачи - как массово и внешне нерукотворно нанести на лист нужные иероглиф. Но очевидно, что от начальной ситуации (необходимость воодушевления своих сторонников) до постановки подобной задачи крайне неочевидный и непростой путь. Он связан с анализом и решением промежуточных задач, связанных с понятием "воодушевление" - переход к "чуду" и т.п. 

Я был уверен, что эта тема Вас равнодушным не оставит, Александр:)
Думаю, что надо просто собрать для начала по несколько групп однотипных задач, соответствующих тому или иному уровню (или даже подуровню) потребностей.
Кстати, Маслоу со своей иерархией потребностей тоже "опоздал" этак на три тысячелетия - если не больше:) Или, возможно, творчески заимствовал из иудаизма так называемые этапы развития желаний:
Первый этап (первичные желания) – секс, пища, любовь..(неживой уровень).;
Второй этап развития желания – стремление к богатству (растительный уровень);
Третий этап развития желания – стремление к власти и славе (животный уровень);
Четвертый этап развития желания – стремление к знаниям (человеческий уровень);
Пятый этап развития желания – стремление к постижению Высшей силы (духовный уровень).

 

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя AlexZ.

Quote:

Submitted by Gregory Frenklach on сб, 22/11/2014 - 23:12.

Да, действительно та же идея, но раньше.:)
Но если сказали "А" - говорите "Б":

Нет, не буду продолжать. Тем более, что трудно понять, что имеется в виду под "... элементами, которые связывают между собой связи...". Я сказал только то, что сказал, подвердив слова про решения социальных задач и их соответствие уровням пирамиды А.Маслоу.  

Quote:

Поскольку доминаторы (мотиваторы, стимуляторы, регуляторы) - это системы (структуры), то при решении социальных задач имеем дело с построением структур, разрушением структур и развитием структур.

Посылка "Поскольку доминаторы .., то при решении социальных задач..." сужает суть процесса решения. 

Построение/разрушение ОДНОЙ структуры, развитие ОДНОЙ структуры и, добавлю почему-то упущенную операцию - объединение 2-х структур для построения ОДНОЙ новой структуры - универсальные операции и они осуществляются всегда, а не только при решении социальных задач.

Успехов,

AlexZ

Re: разный тип решений

Григорий, это означает что какой уровень развития желания у меня преобладает? ;)

Если серьезно, то делить социальные задачи то ли пирамиде Маслоу (кстати, это его вторая из 5 теорий...), то ли по иудаистскому варианту не представляется мне... как минимум достаточным.  Но может быть просто не умею пользоваться этим инструментом

С уважением, Александр

Re: Социальные задачи

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

1. Не сужает, Алех:)
2. Объединение структур для создания новых структур - это развитие структур (в моей терминологии). Не используйте свою терминологию для представления моих мыслей:)
3. И, конечно, принципы созданий, развития и разрушения структур  действуют всегда, но для социальных задач будет своя специфика. Элементы и связи, в социальных задачах (?, ?) отличаются от элементов и связей  в технических задачах (вещества и поля).
4. Увидеть соответствие  уровням пирамиды Маслоу (которая, увы не отражает весь спектр потребностей) - это первый шаг. Без второго (шага), третьего и т.д. методики решения социальных задач не появится. Кроме УСЭ, конечно:)).

Re: разный тип решений

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вы правы, Александр.
Пирамида Маслоу - может быть первым (шагом) или даже половиной шага в направлении выявления типов связей между элементами социальной системы. А для решения задач слишком общО.  

Re: разный тип решений

Ромащук Александр wrote:

Представленные в статье и коментариях рубрикаторы вызывают крайне противоречивые чувства 

Вот и я об этом. О противоречивых чувствах...

Subscribe to Comments for "Социальные задачи"