Переписывая Бетховена

Размещено на сайте 02.03.2009.

 

 

«Здесь и кроется тайна способности видеть «целое раньше частей»,

«силы интуиции», воображения.»

Э.Ф. Ильенков « Об эстетической природе фантазии»

Я ничего с собой поделать не могу. Если вижу, чтони будь про великого человека, не важно какой профессии - художник, композитор, музыкант, инженер, ученый, и т.д., хочу про него узнать побольше, а вдруг узнаю его тайну творчества? Ну хотя бы не всю тайну, ну хотя бы осколочек тайны, ну хотя бы мысль, афоризмы например такие; «музыка - это язык Бога»! «когда я оглох, Бог заговорил в моей голове в полный голос». Вы уже наверно догадались,- это афоризмы Людвига ван Бетховена. Продолжу.

»Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.

Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше...

Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...

Музыка - народная потребность.

Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. - я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот.

Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы, могут, шутя, внушить ему великие творения».

22 февраля к вечеру я так устал, что валился с ног, и хотел уже ложиться спать, но прежде посмотрел программку ТV и увидел, что в 23.30. будет фильм «Переписывая Бетховена». Я когда –то, давным давно, видел портрет Бетховена и был поражен его красотой и мрачностью

.

Я посмотрел этот фильм, а потом когда зашел в ИНТЕРНЕТ увидел, как всегда – фильм одним нравится, другим нет. Ниже я привожу краткое содержание картины.

«Фильм раскрывает несколько эпизодов бурной, противоречивой и трагической жизни Бетховена. Студентка Венской консерватории Анна Хольц, став ассистенткой великого композитора Людвига ван Бетховена, помогает ему в работе над Девятой симфонией. Перенося на нотную бумагу музыку Бетховена, Анна попадает в сложный и удивительный мир композитора, в котором вдохновению сопутствуют мучительные страдания.

Сотрудничество с Бетховеном Анна воспринимает, как ниспосланный Богом шанс убедиться в том, что и она обладает талантом композитора. Бетховен же черпает в чистой душе Анны вдохновение, необходимое ему для сочинения шести струнных квартетов. Когда же она показывает Бетховену своё собственное произведение, он высмеивает его, после чего Анна покидает гения. Бетховен является в монастырь, где Анна живёт под присмотром настоятельницы - родственницы, и просит вернуться к нему, чтобы продолжить совместную работу над новой музыкой. Она решает продолжить работать у Бетховена. Он рассказывает ей о том, что музыка - это язык Бога, и что когда он оглох, Бог заговорил в его голове в полный голос. После премьеры нового, революционного произведения, на которой обескураженные зрители демонстративно покидают зал, с Бетховеном случается удар. Анна выхаживает его, и, придя в себя, Бетховен диктует новую музыку. Анна учится слышать музыку так, как слышит её он.

Кульминационный момент фильма - премьера 9-й симфонии в Большой Опере Вены, когда Анна помогает Бетховену дирижировать, показывая ритм».

Последняя фраза в двух строчках говорит, как Анна помогает оглохшему Бетховену дирижировать оркестром и хором премьеры симфонии. Если это было на самом деле, то эпизод очень сильный. Представьте себе, молодая женщина обеими руками дирижирует, и ее видит только Бетховен, который повторяет все ее движения, но еще и поет с хором. Я смотрел и слушал как зачарованный! И теперь стоит сказать и повторить за Бетховеном, что он -« Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы, могут, шутя, внушить ему великие творения». А проще он получает великое творение сразу все, целиком. Он слышит его, он видит его, а потом слегка дорабатывает.

Второй эпизод, который произвел на меня впечатление и был совершенно неожиданным. У Анны был любимый парень, который занимался проектированием мостов. Он участвовал в конкурсе и его макет моста был выставлен на выставке, и он пригласил Анну посмотреть на его мост. Неожиданно там появляется Бетховен и говорит автору проекта, что это не творчество, это какая то железка, и разве мост можно сравнивать с божественной музыкой и мощными ударами трости разбивает, разрушает модель моста, чем приводит в ужас всех окружающих и, естественно, Анну и автора моста. Конечно, я понимаю, что это был жест ревности, но я впервые увидел как художник, артист, музыкант, композитор с громадной ненавистью смотрит на железо и возмущается, что это тоже называют творчеством! По – моему, архитектор моста, тоже, как и Бетховен увидел свой мост сразу в конечном, целом виде.

Вы дорогой читатель сайта, знаете, что многие приходят к целому только после решения ряда задач в течение многих лет. А, есть люди, которые сперва сами видят, слышат целое, например, оперу, симфонию, мост, ракету, коммунизм, электродвигатель переменного тока и т.д., а затем, рассматривают, части целого.

Я не обладаю такой способностью, и обычно копаюсь в отдельных приемах, опытах, понятиях и к целому практически не подхожу. Пару раз на эту тему мы спорили с Генрихом Скворцовым. Дело в том, что по ранжиру видеть целое – это как бы удел гениев, и он под это определение попадает - он видит всю систему физических законов и т.д. А я, конечно, занимаю позицию объединения этих обоих походов. Помню, давно прочитал такую фразу о том, что только человек, что бы он ни делал, всегда видит конечную цель и имеет чертеж в руке. И вот на днях, мне Евгений Веселов, прислал фотографию улья, который он нашел на чердаке деревенского дома. Я попросил его дать мне разрешение опубликовать этот снимок. На фотографии отлично видна структура улья. Несомненно, шершни строя и создавая улей, не имеют представления о конечной цели и не имеют в лапках чертежей улья. Но когда смотришь на фотографию ощущение такое, что в их работе принимает участие главный архитектор и главный конструктор. А может в этих сомнениях есть доля правды?

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Переписывая Бетховена"