Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Быть может, Вам будет интересна и полезна эта информация. В сентября 2018 года мы с Анатолием Вассерманом по приглашению Факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти газа (НИУ) имени И.М. Губкина дали старт экспериментальному межфакультетскому курсу "Начала сильного мышления". Обучение студентов и работников вуза вёл наш коллега и соавтор по ряду книг (я уже писал о них на этом форуме прежде), член Союза писателей России Дмитрий Гаврилов. Мы выступали консультантами.
Курс по сильному мышлению состоял из 4-х модулей. РТВ, Эвристика, начала классической ТРИЗ, универсальный язык-транслятор Диал. Для студентов курс был бесплатным. Из 38 исходных участников учебной группы, отобранных на основе предварительного тестирования из доброй сотни добровольцев, в итоге осталось 8 самых сильных, то есть по ходу курса постепенно отчислялись неуспевающие. С 21 октября 2018 года по 23 мая 2019 года общее число решённых ими изобретательских (эвристических, логических ипрочих творческих) задач составило 316 штук (из которых 169 были вынесены на «домашнюю работу», а остальные - на аудиторную).
7 октября 2019 года мы с Анатолием снова выступили в Губкинском университете с презентацией и собственных книг, а также для подтверждения прежнего начинания упомянутого Факультета комплексной безопасности. Набраны новые группы. Также подоспела и научно-популярная книга Дмитрия Гаврилова из серии "Эврика XXI века" от издательства "Вече" (она должна была носить специальное название "Занимательная эвристика", но с мнением автора - по его словам - не посчитались и в итоге книга стала называться с претензией "Искусство сильного мышления") и "Реестр фантастических идей" от Фонда технологий.
Вот учебно-методические пособия и издания, по которым ведётся обучение:
Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1 / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьев А.В., 2017. — 88 с. ISBN 978-5-93883-358-6;
Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Программа курса «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. — 52 с. ISBN 978-5-93883-364-7;
Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. — 188 с. ISBN 978-5-93883-363-0;
Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». Часть 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач / Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. — 228 с. ISBN 978–5–93883–384–5;
Гаврилов Д.А. Искусство сильного мышления. Эвристика — наука будущего. — М.: Вече, 2019. —320 c. ISBN:978-5-4484-1348-3;
Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв и С.Н. Гриняев; вступ. ст. С.Н. Гриняев и Ю.А. Никитин; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. 200 с. ISBN 978-5-93883-395-1.
Re: В Губкинском Университете 2 год преподаётся курс "Начала...
Поскольку один из модулей полного курса "Начала сильного мышления" - третий - непосредственно касается элементов классической ТРИЗ, а на форуме обсуждался некогда вопрос о праве кого-либо преподавать в том или ином объёме сей предмет, я уточнил у одного из двух разработчиков курса "Начала сильного мышления", проходили ли они сами какие-то обучающие программы по ТРИЗ. Дмитрий Анатольевич Гаврилов ответил мне, что сам знаком с ТРИЗ с середины 1980-х, и что второй разработчик курса - ныне, увы, усопший, Сергей Владимирович Ёлкин (1958-2018), кандидат физико-математических наук, физик-ядерщик, долгие годы работавший в МИФИ, в те же годы заканчивал школу ТРИЗ у Георгия Валентиновича Бородастова в Протвино. Затем Георгий Валентинович помог обоим авторам выступить с докладом об их собственной разработке - языку Диал - на Ильенсковских чтениях. Но это случилось позднее. Модуль носит обзорный характер - 4 занятия - из 24-х, составляющих весь курс "Начала сильного мышления" и все необходимые библиографические ссылки на автора и соразработчкиов ТРИЗ ими сделаны. Пишу это отдельно, чтобы не было какого-то недопонимания и раздражения в адрес моих коллег.
Re: В Губкинском Университете 2 год преподаётся курс "Начала...
Вопрос по поводу трехсот с лишним заданий - здесь видимо учтены все тренировочные упражнения, которые давались преподавателями? А были ли среди них реальные творческие задачки, и если да, то откуда и как их брали, сколько их доставалось каждому, как долго решали и чем все завершилось?
Re: В Губкинском Университете 2 год преподаётся курс "Начала...
Здравствуйте, Александр Владимирович!
Фонд задач был сформирован в предыдущие годы в социальной группе, открытой авторами курса в сети - "Интеллектуальная атака". В формировании фонда задач приняли участие специалисты с советским и глубоко советским образованием, как гуманитарии, так и "физики". Каждый мог предложить условия задачи, такие, чтобы ответ нельзя было найти с помощью поисковиков. Затем задача решалась внутри этой группы и само решение, как и условия задачи, удалялись из сети, оставаясь лишь в распоряжении авторов курса. Конечно, был некоторый задел ещё с тех времён, когда мы тренировали с этими авторами молодых работников в "ЛУКОЙЛ", вчерашних выпускников, в сущности, и тогда только где-то сотню творческих задач Ёлкин и Гаврилов сформировали на основе анализа патентного фонда этой группы компаний и "БашНефти". То есть, например, ставилась вполне практическая задача морфологического анализа проблемы утилизации попутного газа на морской платформе на Каспии, вынесенной далеко в море. Знаю, что из более чем 300 задач половина приходилась на коллективное обсуждение в аудитории, на 16-18 занятий пришлось около 150 задач. После каждого аудиторного занятия каждый участник курса получал на дом ещё по 10 задач, которые мог решать в индивидуальном порядке неделю и ответы высылал ведущим накануне новой встречи в аудитории. В ответ все получали разбор домашних задач и обзор наиболее сильных ответов.
Гаврилов и Елкин использовали мою математическую модель, учитывающую коэффициент уникальности ответа, задача, получившая наименьшее число красивых и сильных решений весила больше, чем так, которую решило большинство. Поэтому удалось при шкале от 0 до 3 баллов и при шаге в 0,5 балла с большой точностью получить распределение участников курса. Оно менялось на каждом этапе, после каждой сдачи домашних эвристических задач. Оценки суммировались.
Поскольку студенты имеют обыкновение "сливать" ответы, сейчас, насколько знаю, отличники, завершившие в 2018-2019 гг. полный курс, сами составляют новый сборник эвристических задач (условий, разумеется) для последующих курсов, приняв за образец то, что решали сами.