Неформальный отзыв на учебник
Э.А. Соснина и В.Ф. Канера «Патентоведение: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры» М. : Издательство Юрайт, 2019. (Серия : Бакалавр. Специалист. Магистр).
Когда беру в руки какой-то учебник, мне важно понять: чем он отличается от других по тому же предмету ‒ по любым параметрам.
За долгие годы работы в библиотеке я видела разные учебники по патентоведению. Их было не очень много. Издавались они не часто. Видимо, тогда, когда нужно было привести текст в соответствие с изменениями в законодательстве. Последний, который мы получили ‒ учебник под редакцией И.Н. Кравченко для магистратуры (2017 г.). Сведения об изобретательстве – 2 страницы. А далее ‒ все, что нужно знать об охранных документах и их оформлении. Глава о методике проведения патентных исследований ‒ об организации патентного поиска.
Все эти учебники были до боли похожи друг на друга, хотя вряд ли стоит упрекать авторов в том, что они сделали что-то не так. Ведь содержание их учебников точно соответствует тем официальным определениям:
Патентоведение ‒ наука, занимающаяся регистрацией, хранением патентов.
Патентовед ‒ специалист по оформлению заявок на регистрацию изобретений. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и право.
Хотя, это определение из академических словарей. В Большой Российской энциклопедии (общепринято, что государственная энциклопедия отражает понимание реальности на том уровне науки и идеологии, которые есть в данном обществе) есть только слово «Патент» и «Патентное право». А вот понятия патентоведение там нет. Т.е. науки такой нет, хотя есть раздел права?! Недаром появилась 4-я часть ГК РФ.
Тогда я решила найти сведения о профессии. Это оказалось не так просто. Просмотрела много списков профессий. На сайт – «Поступи онлайн» - https://postupi.online/professii/ нашла описание профессии:
Основными целями профессиональной деятельности патентоведа являются правовое сопровождение охраны интеллектуальной собственности и защиты прав на нее, информационно-аналитическое сопровождение процесса создания результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательская деятельность в сфере интеллектуальной собственности.
Патентовед оформляет заявки на регистрацию изобретений, проводит исследовательскую работу, сопровождает весь процесс регистрации изобретений. Он проводит регистрацию не только изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, но и торговых марок, товарных знаков.
Патентный поверенный – специалист по интеллектуальной собственности, который обеспечивает юридически разработчикам, изобретателям и владельцам торговых марок права на их разработки.
Потом я вспомнила, что есть общероссийский классификатор по видам деятельности: справочник кодов общероссийских классификаторов (https://classinform.ru/). На этом сайте нашла профессиональные стандарты на те профессии, по которым учат в наших вузах, в частности:
Профессиональный стандарт 40.001
Специалист по патентоведению
https://classinform.ru/profstandarty/40.001-spetcialist-po-patentovedeniiu.html
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 ноября 2013 года, регистрационный N 30435
Основная цель вида профессиональной деятельности: Информационно-аналитическое сопровождение процесса создания результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и средств индивидуализации (далее - СИ), правовое сопровождение охраны интеллектуальной собственности (далее - ИС) и защиты прав на нее, организация и управление процессами введения в оборот прав на ИС и материальные носители, в которых выражена ИС, научно-исследовательская деятельность в области ИС в соответствующей отрасли экономики (далее - НИР)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
3.1.1. Трудовая функция
Трудовые действия
3.5. Обобщенная трудовая функция
3.5.1. Трудовая функция
Получается, что все учебники, которые были раньше, по сути, учили ремеслу (что тоже очень важно!), т.е. тому, как правильно оформить документ, закрепляющий ИС. Поэтому мне безумно нравится рецезируемый учебник, основная цель которого «показать, как сделать изобретательскую деятельность целенаправленной».
Я выделила из этого профессионального стандарта то, чему не учат учебники патентоведения. Чаще всего на практике патентовед – это уже вторая специальность, второе образование. Возможно предполагается, что человек, получая первую профессию, получает все необходимые знания.
Очень правильно, что в новом учебнике авторами предлагаются разные уровни сложности при изучении курса.
И ещё важный момент: по существу, все предыдущие учебники патентоведения не имели фундамента. Они сразу начинали строить крышу у несуществующего дома. Потому что, сначала «Информационно-аналитическое сопровождение процесса создания результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и средств индивидуализации (далее – СИ)», а потом правовое сопровождение.
Когда я начинаю рассказывать о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и изобретательстве, то всегда говорю, что в новой Российской энциклопедии (РЭ) нет слова «Изобретение». Я растерялась, когда с этим столкнулась в первый раз. Изобретения делаются. Патенты на изобретения выдаются, есть праздник «День изобретателя», вернули даже нагрудный знак «Изобретатель России», а слова «Изобретение» ‒ нет.
Но есть слово «Инновация» и «Инновационная деятельность». Когда меняется государственный строй, государство издает новую энциклопедию. Сейчас понятно, что изобретение, имеющее охранный документ, который можно с гордостью показывать детям, друзьям и знакомым для социума не имеет большого смысла. Идею нужно растиражировать и сделать доступной всем. Я многократно сталкиваюсь с тем, что даже инженеры не всегда понимают суть инновационной деятельности. Патентоведы патентуют и такие изобретения, которые в принципе никогда не будут внедрены. И возможно, сами этого не понимают.
В РЭ немного по-другому, более общо объясняется, что такое инновация – «конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящий к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы». Зато про критерии качества новаций я ни в одном учебнике сведений не встречала. А в новом учебнике Соснина-Канера они есть. И все обоснованы.
Очень красиво и естественно встроена в текст, при разговоре о новациях и инновациях, концепция максимального движения вверх из жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ) Альтшуллера-Верткина. Мне всегда неприятно слышать расхожие рассуждения о том, что ЖСТЛ – мертворожденная теория, созданная одним человеком для одного человека. А здесь ЖСТЛ работает как образовательный инструмент.
То, что в учебнике есть алгоритмы – это вообще здорово (это и алгоритм выявления результатов интеллектуальной деятельности, алгоритм формирования патентного портфеля, алгоритм обхода патента и многие другие). Такого я тоже ни в одном учебнике не встречала.
Глава про патентный троллинг – это очень интересно. Главное, что компактно и информативно. Для меня это «чужая» область, но очень интересно.
Мне понравилось, как в учебник встроена информация о ТРИЗ. Это можно показывать, как пример использования знаний по ТРИЗ в разных областях деятельности. Люди, которые начинают изучать ТРИЗ обычно не понимают, как это работает.
Ни в одном учебнике никогда не было, чтобы работа патентоведа была завязана на цель изобретения. И опять красивый выход на уровни творчества. Кстати, основатель ТРИЗ ‒ Г.С. Альтшуллер ‒ всегда говорил, что ему более важно не научить решать задачи, а вывести человека на творческий уровень жизни. Фактически ТРИЗ – это не про создание новых изобретений и решение практических задач, это прежде всего о цели человеческой жизни. Соответственно, патентоведы при оформлении охранных документов будут понимать о каком уровне новаций идет речь.
Наверное, важно, что инженеры знания в области ТРИЗ и ЦСД могут получить опосредованно через патентоведов. По крайней мере, не будет сопротивления восприятию нового. Патент же нужно получить.
И еще об одном, что давно меня интересует.
У покойного И.В. Иловайского (это один из лучших учеников Альтшуллера 1980-х годов, человек преклонных лет, работал в СО АН СССР) в рукописном методическом пособии по ТРИЗ для инженеров я впервые встретила понятие «фактор расплаты» применительно к изобретениям. Когда говорят об изобретательской деятельности практически никогда не говорят о работе с отходами. О факторе расплаты вообще речи нет. В прошлом году был год экологии. Я посетила большую лекцию, которая называлась «Остров в Тихом океане – глобальная проблема человечества». Это о мусорных островах в Тихом, индийском и атлантическом океанах. О международных свалках компьютеров и о мусоре в космосе. Мусорные острова в океане на 90% состоят из пластиковых отходов. Я мечтаю о том, что когда-нибудь в патентах на изобретение будет обязательный раздел, говорящий об утилизации данного изобретения. Я не имею в виду организационные мероприятия – раздельный сбор мусора, правильно сделанные полигоны для свалок, мусороперерабатывающие заводы и т.п.). Когда изобрели разовую пластиковую посуду, сразу же было понятно, что ее будут выбрасывать после кратковременного использования. Эту посуду даже сжигать проблемно, а природа ее самостоятельно не перерабатывает.
Когда Альтшуллер патентовал свое первое изобретение ‒ аппарат для подводного дыхания, который работал на перекиси водорода, ему несколько лет не выдавали патент, потому что тогда не было материала, из которого можно было сделать емкость для хранения перекиси водорода. И патент выдали только тогда, когда такой материал появился. Когда создавали компьютеры никто не думал: куда они будут «уходить умирать». А свалки старых машин или другой техники? Это же все факторы расплаты, помимо того, что изымается из природы для производства тех же компьютеров и всего остального. О факторе расплаты не говорили, и сейчас проблема мусора превращается в глобальную.
Я бы ещё вставила в заявку на патент графу – что и сколько мы изымаем из природы и оправданно ли такое изобретение, если для природы это губительно. И во что выльются природоохранные мероприятия, связанные с уменьшением всех этих рисков?
Это, конечно, все мои фантазии. Очень хорошо, что в учебнике говорится о работе с отходами, как неизбежной составляющей любой новации.
Учебник действительно хороший, а списки литературы – предмет моего особого восхищения!
Любовь Анатольевна Кожевникова
Челябинская областная универсальная научная библиотека
Хранитель Фонда материалов по ТРИЗ