Функциональное моделирование бизнес-процессов
РОССИЯ, Иркутск Быстрицкий А.А., Никитин В.Н.
Оглавление
Модернизация технологий и АВИЗ-АРИП. 1
Технический объект, бизнес-процессы и STS. 2
Анализ социотехнической системы. 4
Модернизация технологий и АВИЗ-АРИП.
В алгоритмах АВИЗ/АРИП (Алгоритм выбора инженерных задач/Алгоритм решения инженерных проблем) ключевым объектом анализа является технологический процесс, рассматриваемый в явном виде [1]. Процесс модернизации данного объекта воспринимается как модификация имеющейся технологии за счёт изменения способов её реализации. Так как объектом анализа в данных алгоритмах является технологический процесс, возникает вопрос его корректного описания, желательно с использованием нотаций[1], не привязанных к тому или иному национальному языку.
Нотация должна описывать не только структуру технологического процесса, то есть набор компонентов, оборудования, которое обслуживает данный технологический процесс, но и процесс его функционирования, приводящий к возникновению желаемого, целевого результата. Кроме того, нотация должна позволять эксперту, «читающему» описанный технологический процесс, выявлять проблемные зоны, разрабатывать и формулировать изменения, направленные на совершенствование процесса.
Наличие такой формы описания позволит, используя эту нотацию, выполнить цепочку когнитивных и креативных преобразований:
- Понимание технологического процесса;
- Описание объекта анализа, т.е. технологического процесса;
- Анализ выполненного описания: функциональный, функционально-стоимостный и т.д.;
- Постановка задачи на модернизацию технологического процесса;
- Разработка варианта решения по модернизации тех. процесса;
- Сравнение и оценка разработанных вариантов;
- Разработка проекта реализации выбранного варианта;
В связи с этим целесообразно рассмотреть, оценить и переосмыслить практику, наработанную экспертами, специализирующимися в области описания и анализа бизнес-процессов.
Технический объект, бизнес-процессы и STS.
При анализе и решении технической проблемы объектами анализа, как правило, являются технический объект, техническая система и бизнес-процесс.
Под техническим объектом здесь понимается искусственно созданное, физически существующее изделие[2], предназначенное для удовлетворения человеческих потребностей, возможно состоящее из элементов, которые можно рассматривать в отдельности. Элементами могут быть технические изделия, программные средства или их сочетания [2].
Бизнес-процесс определяется в различных источниках следующим образом:
- систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат [3].
- операция, включённая в систему операций, целью которой является производство и поставка услуг/товаров операциям, входящим в систему, а также другим системам [4].
- совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата [5].
Таким образом, ключевыми признаками бизнес-процесса являются:
- достижение результата в итоге функционирования, деятельности;
- итоги функционирования являются целевыми, и выполняется в интересах внешнего стейкхолдера;
- на вход бизнес-процесса поступает сырьё (материалы, энергия и т.д.), которые затем преобразуются в выходной поток за счёт взаимодействия в ходе деятельности с какими-то компонентами, системами, вовлечёнными в процесс;
- существует окружение бизнес-процесса, которое не вовлекается в преобразования и, таким образом, лежит за границами бизнес-процесса.
Эти признаки корреспондируют с определением системы, используемым в учебных курсах BS The Open University [6].
«Системой является совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом. Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из ее компонентов. Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность. Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта».
Это определение позволяет сформировать алгоритм определения системы по отношению к техническому объекту и процессу, в котором он участвует (рис. 1)
Рисунок 1. Алгоритм выявления социотехнической системы (СТС).
- Выявляется «Позиция наблюдателя». Какой кризис видит или хочет видеть наблюдатель. В чём он проявляется и с чем он взаимосвязан.
- Формулируется «Деятельность». При каких процессах наблюдаются указанные взаимосвязи, взаимовлияния, кризисы.
- Вычленяются «Компоненты». Кто и что участвует в формировании данных процессов, кризисов.
- Определяются «Связи». Каким образом (структура, интенсивность) объединены данные элементы.
- Выстраиваются «Границы». Какие элементы рассматриваются нами как принадлежащие к внешней среде.
Наличие «наблюдателя», который является «носителем цели» и «получателем результата» будучи одним из компонентов системы, позволяет определять техническую систему именно как «социотехническую систему (СТС)» (Sociotechnical systems (STS)). При этом, рассматривая технику как «то, что человек поставил между собой и природой» (Карл Маркс), мы фиксируем деятельность человека, как целевую, целесообразную.
Для эксперта социотехнические системы являются способом понимания техники, моделью «технических объектов». Социотехническая система проявляет себя «наблюдателю» через деятельность (процесс). А описание бизнес-процесса информирует наблюдателя о том, какая именно система, через реализуемые цели, проявляется при использовании данного технического объекта.
Выполняя анализ СТС через процедуру описания процесса функционирования, эксперт сталкивается с задачей выбора позиции наблюдателя. Выбранная позиция должна позволить ТРИЗ-эксперту увидеть многообразие систем, проявляющихся при работе технического объекта. Такой «точкой зрения» является позиция «предпринимателя» (рис. 2), интегрирующая «точки зрения» маркетолога, то есть интересы рынка, и технолога, то есть процессов производства внутри фирмы.
Рисунок 2. Верхний уровень бизнес-процесса А-0
(на примере функционирования кулера для получения газированной воды)
Использование нотации IDEF0 позволяет выполнять декомпозицию бизнес-процессов от верхнего уровня к подсистемам и глубже. Это позволяет обеспечить требуемый уровень детализации функций, ресурсов, управления и механизмов [7].
Анализ социотехнической системы.
К основным бизнес-процессам относятся все процессы, добавляющие ценность в ходе создания основного продукта (услуги). Например, производство, хранение, закупка, поставка, маркетинг, сервисное обслуживание.
Вспомогательные процессы напрямую не добавляют ценности, но обеспечивают выполнение основных процессов, увеличивая при этом себестоимость изделия. К ним относятся: управление персоналом, документацией, бюджетами, техническое обслуживание оборудования и т.д.
Каждый этап жизненного цикла технического объекта можно описать как бизнес процесс. В практике работы ТРИЗ-экспертов возможны описание и анализ нескольких типов бизнес-процессов:
- процесс «Эксплуатация технического объекта», то есть процесс превращения сырья в продукт (товар/услугу) в результате деятельности и износа технического объекта, описываемого через STS;
- процесс «Изготовление технического объекта», то есть создания изделия за счет конвертации сырья и комплектующих в конструкцию;
- процесс «Утилизация», в ходе которого технический объект превращается во вторичное сырьё;
- процесс «Проектирование», предполагающий ревизию опыта, полученного по разработке и эксплуатации прототипа, и создания на базе переосмысленной практики нового технического объекта.
Задачи совершенствования управляющих и инвестиционных процессов практически не встречаются в работе ТРИЗ-экспертов.
Выбор модифицируемого бизнес-процесса определяется требованиями стейкхолдеров (заинтересованными сторонами). Так, при эксплуатации технического объекта владелец бизнес-процесса может быть заинтересован в улучшении качества продукта, в снижении себестоимости или в устранении каких-либо проблем при его получении. В этом случае, первым для анализа выбирается бизнес-процесс «эксплуатация», входом которого будет являться сырьё для получения продукта, а выходом – продукт.
Предприниматель (заинтересованное лицо) является изготовителем кулеров для получения газированной воды. Им получена информация о претензиях пользователей к нестабильности вкуса газированной воды, производимой аппаратом. Так, в процессе изготовления кулером порций газировки, её вкус может быть более насыщенным или менее насыщенным. Была поставлена задача, установить и устранить причину возникновения нестабильности качества.
Для выполнения данной задачи проводился анализ и оценка бизнес-процессов, реализуемых пользователем и кулером, то есть социотехническую систему, которая функционирует для изготовления газированной воды. Описание процессов, с использованием нотации IDEF0, позволяет сделать прозрачными исполняемые процессы и выявить «узкие места» технологии по различным критериям.
Так, на рисунках 2-4 отображено получение порции газированной воды в кулере, то есть, с точки зрения жизненного цикла технического объекта, это есть процесс «эксплуатация технического объекта».
Рис. 2 отображает модель верхнего уровня, в которой зафиксированы: операционный блок, продукт, ресурсы, механизмы, управляющие сигналы. Отображаемая модель процесса получения порции газированной воды учитывает:
- точку зрения стейкхолдера (заинтересованного лица);
- ресурсы, необходимые для получения продукта;
- продукт, производимый в ходе бизнес-процесса;
- операционный блок, т.е. «чёрный ящик», который «в тёмную» обеспечивает выполнение технологического процесса;
- комплекс механизмов, которые обеспечивают «целевую» работу операционного блока;
- управляющие сигналы, то есть набор требований и ограничений, исполнение которых обеспечивает реализацию целевого процесса.
Рисунок 3. Второй уровень бизнес-процесс (А0) - функционирование кулера
В ходе дальнейшего анализ процесса выполняется декомпозиция моделей «вход-выход», то есть переход, сдвиг на уровень подсистемы, с выявлением содержания «чёрных ящиков». Таким образом, на рисунке 3 показано декомпозиция блока «Выдать порцию газированной воды» с выявлением пяти взаимосвязанных функций на уровне подсистемы.
Рисунок 4. Третий уровень бизнес-процесс (А3) - функционирование газового регулятора
В свою очередь, на рисунке 4 описан процесс движения в подсистему третьего уровня. Показано, как одна из выявленных функций подсистемы (блок «подготовить газ к растворению» на рисунке 3) подвергается декомпозиции на три подсистемные функции, что обеспечивает прозрачность протекающих бизнес-процессов.
Такая иерархическая запись функционирования технического объекта позволяет сформировать понимание того:
- как с точки зрения стейкхолдера пошагово протекает бизнес-процесс;
- каким набором операций он реализуется;
- какие промежуточные результаты и продукты генерируются;
- какие входные и промежуточные ресурсы потребляются;
- какие механизмы реализуются, и на каком этапе;
- какие управляющие действия выполняются пользователем и система управления техническим объектом для достижения результатов.
Опираясь на такое описание можно выполнять анализ действующей системы по параметрам стоимости, длительности процессов, их устойчивости, взаимовлияния и так далее.
Выводы:
- Использование методологии описания и анализа бизнес-процессов даёт возможность сформировать работоспособную технологию ТРИЗ-экспертизы для решения производственных проблем.
- Использование нотации IDEF0 позволяет формировать иерархическое описание функционирования социотехнической системы.
- Совокупность описаний социотехнической системы, выполненных на всех требуемых уровнях детализации, даёт возможность выполнения интегрального функционального анализа используемого технического объекта.
Литература
- Иванов Г.И. Быстрицкий А.А. Формулирование творческих задач. Челябинск ИИЦ «ТРИЗ- инфо» 2000год.
- ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения
- TeleManagement Forum. Telekom Operation Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ:TMForum,2000a - 82
- Уточнение понятия «бизнес-процесс». Менеджмент в России и за рубежом. №6, 20001.
- ГОСТ Р ИСО 9000—2015 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основные положения и словарь.
- R820 «Стратегия» Жуковский, МИМ Линк, 2010
- Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн Методология структурного анализа и проектирования SADT https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/marka.pdf
[1] Нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности. Нотация включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее алфавит нотации, а также правила их применения.
[2] Изделие - изготовленный, выработанный кем-л. предмет, вещь; продукт труда.