Функциональное моделирование бизнес-процессов

Функциональное моделирование бизнес-процессов

РОССИЯ, Иркутск                                                                                                          Быстрицкий А.А., Никитин В.Н.

Оглавление

Модернизация технологий и АВИЗ-АРИП. 1

Технический объект, бизнес-процессы и STS. 2

Анализ социотехнической системы. 4

Выводы.. 6

Литература. 7

 

Модернизация технологий и АВИЗ-АРИП.

В алгоритмах АВИЗ/АРИП (Алгоритм выбора инженерных задач/Алгоритм решения инженерных проблем) ключевым объектом анализа является технологический процесс, рассматриваемый в явном виде [1]. Процесс модернизации данного объекта воспринимается как модификация имеющейся технологии за счёт изменения способов её реализации. Так как объектом анализа в данных алгоритмах является технологический процесс, возникает вопрос его корректного описания, желательно с использованием нотаций[1], не привязанных к тому или иному национальному языку.

Нотация должна описывать не только структуру технологического процесса, то есть набор компонентов, оборудования, которое обслуживает данный технологический процесс, но и процесс его функционирования, приводящий к возникновению желаемого, целевого результата. Кроме того, нотация должна позволять эксперту, «читающему» описанный технологический процесс, выявлять проблемные зоны, разрабатывать и формулировать изменения, направленные на совершенствование процесса.

Наличие такой формы описания позволит, используя эту нотацию, выполнить цепочку когнитивных и креативных преобразований:

  1. Понимание технологического процесса;
  2. Описание объекта анализа, т.е. технологического процесса;
  3. Анализ выполненного описания: функциональный, функционально-стоимостный и т.д.;
  4. Постановка задачи на модернизацию технологического процесса;
  5. Разработка варианта решения по модернизации тех. процесса;
  6. Сравнение и оценка разработанных вариантов;
  7. Разработка проекта реализации выбранного варианта;

В связи с этим целесообразно рассмотреть, оценить и переосмыслить практику, наработанную экспертами, специализирующимися в области описания и анализа бизнес-процессов.

Технический объект, бизнес-процессы и STS.

При анализе и решении технической проблемы объектами анализа, как правило, являются технический объект, техническая система и бизнес-процесс.

Под техническим объектом здесь понимается искусственно созданное, физически существующее изделие[2], предназначенное для удовлетворения человеческих потребностей, возможно состоящее из элементов, которые можно рассматривать в отдельности. Элементами могут быть технические изделия, программные средства или их сочетания [2].

Бизнес-процесс определяется в различных источниках следующим образом:

  • систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат [3].
  • операция, включённая в систему операций, целью которой является производство и поставка услуг/товаров операциям, входящим в систему, а также другим системам [4].
  • совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата [5].

Таким образом, ключевыми признаками бизнес-процесса являются:

  • достижение результата в итоге функционирования, деятельности;
  • итоги функционирования являются целевыми, и выполняется в интересах внешнего стейкхолдера;
  • на вход бизнес-процесса поступает сырьё (материалы, энергия и т.д.), которые затем преобразуются в выходной поток за счёт взаимодействия в ходе деятельности с какими-то компонентами, системами, вовлечёнными в процесс;
  • существует окружение бизнес-процесса, которое не вовлекается в преобразования и, таким образом, лежит за границами бизнес-процесса.

Эти признаки корреспондируют с определением системы, используемым в учебных курсах BS The Open University [6].

«Системой является совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом. Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из ее компонентов. Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность. Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта».

Это определение позволяет сформировать алгоритм определения системы по отношению к техническому объекту и процессу, в котором он участвует (рис. 1)

Рисунок 1. Алгоритм выявления социотехнической системы (СТС).

  1. Выявляется «Позиция наблюдателя». Какой кризис видит или хочет видеть наблюдатель. В чём он проявляется и с чем он взаимосвязан.
  2. Формулируется «Деятельность». При каких процессах наблюдаются указанные взаимосвязи, взаимовлияния, кризисы.
  3. Вычленяются «Компоненты». Кто и что участвует в формировании данных процессов, кризисов.
  4. Определяются «Связи». Каким образом (структура, интенсивность) объединены данные элементы.
  5. Выстраиваются «Границы». Какие элементы рассматриваются нами как принадлежащие к внешней среде.

Наличие «наблюдателя», который является «носителем цели» и «получателем  результата» будучи одним из компонентов системы, позволяет определять техническую систему именно как «социотехническую систему (СТС)» (Sociotechnical systems (STS)). При этом, рассматривая технику как «то, что человек поставил между собой и природой» (Карл Маркс), мы фиксируем деятельность человека, как целевую, целесообразную.

Для эксперта социотехнические системы являются способом понимания техники, моделью «технических объектов». Социотехническая система проявляет себя «наблюдателю» через деятельность (процесс). А описание бизнес-процесса информирует наблюдателя о том, какая именно система, через реализуемые цели, проявляется при использовании данного технического объекта.

Выполняя анализ СТС через процедуру описания процесса функционирования, эксперт сталкивается с задачей выбора позиции наблюдателя. Выбранная позиция должна позволить ТРИЗ-эксперту увидеть многообразие систем, проявляющихся при работе технического объекта. Такой «точкой зрения» является позиция «предпринимателя» (рис. 2), интегрирующая «точки зрения» маркетолога, то есть интересы рынка, и технолога, то есть процессов производства внутри фирмы.

Рисунок 2. Верхний уровень бизнес-процесса А-0

(на примере функционирования кулера для получения газированной воды)

Использование нотации IDEF0 позволяет выполнять декомпозицию бизнес-процессов от верхнего уровня к подсистемам и глубже. Это позволяет обеспечить требуемый уровень детализации функций, ресурсов, управления и механизмов [7].

Анализ социотехнической системы.

К основным бизнес-процессам относятся все процессы, добавляющие ценность в ходе создания основного продукта (услуги). Например, производство, хранение, закупка, поставка, маркетинг, сервисное обслуживание.

Вспомогательные процессы напрямую не добавляют ценности, но обеспечивают выполнение основных процессов, увеличивая при этом себестоимость изделия. К ним относятся: управление персоналом, документацией, бюджетами, техническое обслуживание оборудования и т.д.

Каждый этап жизненного цикла технического объекта можно описать как бизнес процесс. В практике работы ТРИЗ-экспертов возможны описание и анализ нескольких типов бизнес-процессов:

  • процесс «Эксплуатация технического объекта», то есть процесс превращения сырья в продукт (товар/услугу) в результате деятельности и износа технического объекта, описываемого через STS;
  • процесс «Изготовление технического объекта», то есть создания изделия за счет конвертации сырья и комплектующих в конструкцию;
  • процесс «Утилизация», в ходе которого технический объект превращается во вторичное сырьё;
  • процесс «Проектирование», предполагающий ревизию опыта, полученного по разработке и эксплуатации прототипа, и создания на базе переосмысленной практики нового технического объекта.

Задачи совершенствования управляющих и инвестиционных процессов практически не встречаются в работе ТРИЗ-экспертов.

Выбор модифицируемого бизнес-процесса определяется требованиями стейкхолдеров (заинтересованными сторонами). Так, при эксплуатации технического объекта владелец бизнес-процесса может быть заинтересован в улучшении качества продукта, в снижении себестоимости или в устранении каких-либо проблем при его получении. В этом случае, первым для анализа выбирается бизнес-процесс «эксплуатация», входом которого будет являться сырьё для получения продукта, а выходом – продукт.

Предприниматель (заинтересованное лицо) является изготовителем кулеров для получения газированной воды. Им получена информация о претензиях пользователей к нестабильности вкуса газированной воды, производимой аппаратом. Так, в процессе изготовления кулером порций газировки, её вкус может быть более насыщенным или менее насыщенным. Была поставлена задача, установить и устранить причину возникновения нестабильности качества.

Для выполнения данной задачи проводился анализ и оценка бизнес-процессов, реализуемых пользователем и кулером, то есть социотехническую систему, которая функционирует для изготовления газированной воды. Описание процессов, с использованием нотации IDEF0, позволяет сделать прозрачными исполняемые процессы и выявить «узкие места» технологии по различным критериям.

Так, на рисунках 2-4 отображено получение порции газированной воды в кулере, то есть, с точки зрения жизненного цикла технического объекта, это есть процесс «эксплуатация технического объекта».

Рис. 2 отображает модель верхнего уровня, в которой зафиксированы: операционный блок, продукт, ресурсы, механизмы, управляющие сигналы. Отображаемая модель процесса получения порции газированной воды учитывает:

  • точку зрения стейкхолдера (заинтересованного лица);
  • ресурсы, необходимые для получения продукта;
  • продукт, производимый в ходе бизнес-процесса;
  • операционный блок, т.е. «чёрный ящик», который «в тёмную» обеспечивает выполнение технологического процесса;
  • комплекс механизмов, которые обеспечивают «целевую» работу операционного блока;
  • управляющие сигналы, то есть набор требований и ограничений, исполнение которых обеспечивает реализацию целевого процесса.

Рисунок 3. Второй уровень бизнес-процесс (А0) - функционирование  кулера

В ходе дальнейшего анализ процесса выполняется декомпозиция моделей «вход-выход», то есть переход, сдвиг на уровень подсистемы, с выявлением содержания «чёрных ящиков». Таким образом, на рисунке 3 показано декомпозиция блока «Выдать порцию газированной воды» с выявлением пяти взаимосвязанных функций на уровне подсистемы.

Рисунок 4. Третий уровень бизнес-процесс (А3) - функционирование газового регулятора

В свою очередь, на рисунке 4 описан процесс движения в подсистему третьего уровня. Показано, как одна из выявленных функций подсистемы  (блок «подготовить газ к растворению» на рисунке 3) подвергается декомпозиции на три подсистемные функции, что обеспечивает прозрачность протекающих бизнес-процессов.

Такая иерархическая запись функционирования технического объекта позволяет сформировать понимание того:

  • как с точки зрения стейкхолдера пошагово протекает бизнес-процесс;
  • каким набором операций он реализуется;
  • какие промежуточные результаты и продукты генерируются;
  • какие входные и промежуточные ресурсы потребляются;
  • какие механизмы реализуются, и на каком этапе;
  • какие управляющие действия выполняются пользователем и система управления техническим объектом для достижения результатов.

Опираясь на такое описание можно выполнять анализ действующей системы по параметрам стоимости, длительности процессов, их устойчивости, взаимовлияния и так далее.

Выводы:

  1. Использование методологии описания и анализа бизнес-процессов даёт возможность сформировать работоспособную технологию ТРИЗ-экспертизы для решения производственных проблем.
  2. Использование нотации IDEF0 позволяет формировать иерархическое описание функционирования социотехнической системы.
  3. Совокупность описаний социотехнической системы, выполненных на всех требуемых уровнях детализации, даёт возможность выполнения интегрального функционального анализа используемого технического объекта.

Литература

  1. Иванов Г.И. Быстрицкий А.А. Формулирование творческих задач. Челябинск ИИЦ «ТРИЗ- инфо» 2000год.
  2. ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения
  3. TeleManagement Forum. Telekom Operation Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ:TMForum,2000a - 82
  4. Уточнение понятия «бизнес-процесс». Менеджмент в России и за рубежом. №6, 20001.
  5. ГОСТ Р ИСО 9000—2015 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основные положения и словарь.
  6. R820 «Стратегия» Жуковский, МИМ Линк, 2010
  7. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн  Методология структурного анализа и проектирования SADT  https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/marka.pdf

[1] Нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности. Нотация включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее алфавит нотации, а также правила их применения.

[2] Изделие - изготовленный, выработанный кем-л. предмет, вещь; продукт труда.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Функциональное моделирование бизнес-процессов"