Слушая М.Жванецкого

Размещено на сайте 16.03.2009.

 

 

«Нужно делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать».

Чарльз Уоррен

«Добру и злу внимая равнодушно,

и в жертвах побывал я, и в героях,

обоим поперек и непослушно

я жил и натерпелся от обоих.

Я должен признаться, стыдясь и робея,

что с римским плебеем я мыслю, похоже,

что я всей душой понимаю плебея,

что хлеба и зрелищ мне хочется тоже

Внезапное точное слово

случайно прочтешь у поэта -

и мир озаряется снова

потоками теплого света ».

Игорь Губерман.

Жизнь не просто сложная штука, а архисложная. Когда доживаешь до определенного возраста, почему-то начинаешь вспоминать прошлое, и оказывается, что в прошлом не учитывал целый спектр важных вопросов. На днях М.Жванецкий, отмечал свое 75-летие, и журналисты сняли фильм о его жизни. Не то чтобы я очень удивился, но обратил внимание на их взаимоотношения с Аркадием Райкиным. Некоторое время поначалу М.Жванецкий работал на А.Райкина бесплатно. Миниатюры его принимали, но денег не платили. Чтобы как-то выжить, М.Жванецкий стал выступать самостоятельно по клубам, НИИ, и т.д. Потом ему стали платить и в театре у Райкина, но Жванецкий продолжил свои самостоятельные выступления – и деньги дополнительные и такой важный фактор, как контакт с аудиторией. А.Райкин, узнав об этом, уволил его из своего театра. Можно искать разные объяснения этому факту, но я думаю, что это была обыкновенная ревность мэтра к молодому парню, который стал как бы конкурентом.

И этот пример напомнил мне случаи, которые были и в моей практике. Дело в том, что не обязательно быть большими артистами, чтобы проявлялась ревность. Но суть в том, что вы можете ревновать, но не предпринимать никаких внешних действий, не увольнять с работы, не создавать условия, чтобы человек сам уволился, и т.д. Причем интересно, что ревность происходит и в мужском сообществе, хотя я не исключаю, что женщины могут и в этом случае посодействовать разжиганию ревности. Можно предположить, что так как А.Райкин помог М.Жванецкому - стал использовать его рассказы в своих выступлениях, не дал ему умереть с голоду, то он, возможно, считал что этот парень из-за благодарности к нему никуда не денется. А Миша, тоже хотел быть известным, и делся, нашел себе самостоятельную нишу для работы с публикой.

Правда, после изгнания из театра он очень сильно переживал, даже запил. Но эта история закончилась хорошо - через какое-то время за ним приехали, А.Райкин призвал его принять участие в новой программе и М.Жванецкий согласился. На этом примере мы можем рассмотреть число участников этого события и как могли бы они развиваться дальше. Это два героя Р. и Ж. Однако должен был быть и третий – некий Х, посредник, активатор или по простому - провокатор. Возможно, он доложил Р. о выступлениях Ж, может, давал советы Р, и т.д.

И.Губерман в одном стихотворении показал, что откуда бы его не выгоняли, он всегда находил работу лучше прежней. Но это, естественно, было не в период кризиса.

Тот, который удалил, уволил, прогнал, остается с душевным беспокойством, а удаленный находит новое место, но тоже с рубцами на сердце. Гражданин Х остается при своих интересах, возможно что-то и выигрывает.

Со мной случались несколько раз аналогичные случаи по взаимоотношению с мэтрами, и они засели в сердце как занозы. Обычно, это бывает после какой-то радости, когда просто не ожидаешь ничего плохого. Занозы эти сидят потом всю оставшуюся жизнь, не вылезают, не размягчаются.

Я работал в одном институте, и сам институт и мой шеф много сделали для меня - дали мне комнату, а по тем временам это был выход из безвыходного положения, так как никаких возможностей для жизни у меня не было – ни квартиры, ни денег, ни наследства. На новой работе (Радиевый институт) у меня был шестичасовой рабочий день, бесплатный обед, длительный отпуск и т.д. Я в ответ, несмотря на то что вечерами учился в институте, работал там как вол. Мы сделали интересную установку, получили отличные результаты, которые были хороши сами по себе, но и дали возможность подготовить напарнику диссертацию, и у меня не было причин для беспокойства. Впереди все было хорошо. Но как - то мой напарник – Х, приходит в нашу комнатушку, в которой стоял наш прибор, и на котором мы работали не выключая его сутками, и сообщает мне, что по нашим результатам работы шеф написал доклад, авторами которого стали он и Х, а тебя он не включил в авторы, как я ему не доказывал, что ты принимал прямое участие в этой работе.

Я бы не завелся, если бы не принимал решающего участие в работе, начиная от конструирования прибора, его изготовления, настройки магнита, до круглосуточных измерений, обсуждения результатов – это была моя жизнь! Я пошел к шефу, и он мне сказал, что это доклад на парижскую конференцию, а вы лаборант, а лаборант не может быть в авторах на таких конференциях. Это была правда жизни, но в какой-то своей неприглядной форме. Конечно, гнев ударил в голову. Я спросил шефа, что, лаборант может только работать, а результаты его труда будут использованы другими? Только так – сказал он. (Тоже, видимо не хотелось извиняться или как-то оправдываться перед человеком, для которого он так много сделал). Тогда я ему сказал, что больше не желаю с ним работать и подаю заявление об увольнении. И я ушел. Пошел работать на завод.

Конечно, мой напарник Х мог бы отказаться от авторства, он-то знал, что именно я делал, но он промолчал. И мы с ним расстались на всю жизнь. Через несколько лет шеф заболел, и мне передали, что он хотел меня увидеть. Но, я повел себя по-хамски, и на встречу не пошел. Но на похороны сходил. И до сих пор болею душой по этому случаю и по своему поведению в том числе.

Теперь, вспоминая прошлое, я не знаю, прав я был или нет, но для меня этот уход прошел удачней, чем я предполагал, а Х тоже не прогадал - стал доктором наук. Я очень сожалею, что за все доброе, что для меня сделал институт, я не совладал с собой, и из–за какого - то доклада, ушел. Но оправдываю себя молодостью, мне тогда было 33 года, и тем, что, работая в институте, я бы не узнал ТРИЗ. Когда я был в институте, у меня не было и мысли, что для решения научных задач неплохо бы иметь какую либо методологию решения. В институт подбирали только талантливых научных сотрудников, несомненно, считая, что они-то умеют решать задачи и решения свои претворять в жизнь.

Когда вы приходите на новое место работы, то там уже имеется свой коллектив, и влиться в него бывает не так просто. Вначале мне все удавалось, но затем в КБ, где я работал, мне опять не повезло. Прямо по поговорке - хотел как лучше, а получилось как всегда. Я дослужился, не будучи членом КПСС, до должности главного инженера КБ, на которой меня благополучно через месяц скушали, создав такие условия, что я сам подал заявление и ушел. С заявлением я зашел попрощаться с зам.главного инженера завода. Он, как только узнал, что я ухожу, взял мое заявление и сходил к генеральному директору, который тут же меня назначил зам. главного конструктора полупроводникового производства. Там я и проработал до пенсии.

Я начал с того, что жизнь архисложная штука. Конечно, на работе были сотни связей с самыми различными людьми. И каждый человек оставлял какой - то след в моей душе, как впрочем, и я на кого -то влиял, а на кого -то нет. Но то, что я сталкивался не просто с научными оппонентами, а с завистью, ревностью, предательством - это я понял, буквально в конце своей деятельности. Повзрослел наконец-то, наверное. А ведь есть вопросы, которые следовало бы молодежи, не знаю, как лучше сказать - преподавать, объяснять, вбивать в голову, чтобы они понимали и знали, что им от этого никуда не деться. Это вопросы общения, знание своих прав и прав начальника, знание того, что существуют первобытные черты в характере некоторых людей - зависть, ревность, эгоизм, корыстолюбие, и т.д. Знать и понимать, что для каждого человека важно уметь изобретать и верить в свои изобретательские способности, а они есть у всех, и после изобретения чего - либо, - прибора, метода, технологии и т.д. не воображать о себе невесть что, а оставаться нормальным человеком. Тот же, кто занимается наукой, должен отчетливо понимать, что и до него было ученых тьма, и они в процесс своей деятельности выработали некие правила, и приемы, которые обязательно следует взять как богатейший бесплатный ресурс и реализовать этот ресурс, в своей работе, и сказать этим безвестным, и известным ученым – СПАСИБО!!

Рассмотрим еще один феномен, причем он наблюдается между людьми во всех областях деятельности. Приведу пример из области деятельности, к которой мало кто имеет отношение.

«Он доверял мне всегда и полностью и отстаивал меня перед критиками, что сделал бы не каждый тренер. У каждого жокея, рассудительно говорил он, бывает черная полоса, и, когда в такую полосу попадал я, он всегда давал мне работу. Он считал, что я со своей стороны буду полностью ПРЕДАН ему и его конюшне, и в последние три года ему легко было так думать».Дик Фрэнсис «Рефлекс змеи».

Преданность - вот ключевое слово. Вспомните А.Райкина, моего шефа, и т.д. Они все были уверены, что их подчиненные им преданы. Термин «предан» так же широк, как и любовь.

Часто никто и не думает, предан тебе, какой то человек или нет, это как бы предполагается по сути дела, по тому, что взялись вместе что-то делать и значит надо довести это до конца. Когда мы организовали Общественный Университет научно технического творчества, то очень скоро двое моих, не буду говорить учеников, хотя они и учились у меня, ушли от меня и организовали свой Университет. Для меня это был гром среди ясного неба. Я бы мог сказать, что они меня предали, ведь были планы развития, для которого и так не хватало сил. Но для меня самое неприятное было то, что Г.Альтшуллер с радостью принял такой ход развития событий. Он мне написал письмо, в котором оправдывал их уход, ссылаясь на то, что дети уходят от родителей, ученики от учителей и т.д. И хотя я не был с ним согласен и послал ему довольно неприятное письмо, дело было сделано. Видите, как важно широко смотреть на суть вопроса. Однако вскоре один из его учеников переехал в Москву по приглашению руководства и поступил работать преподавателем на первую в стране кафедру методов инженерного творчества (это было в 81 году), которую затем возглавил человек Г.С. Альтшуллеру не приятный. И учитель этого ученика от себя отринул и всем сообщил, что это не наш человек, а предатель и с ним общаться не надо. Но этот «не наш» человек, когда пришла беда, приехал проститься со своим Учителем, в то время как многие «свои», находящиеся в это время в России, не приехали.

Это удивительное свойство людей - не понимать глубоко и всесторонне те вопросы, которые тебя конкретно не касаются. Р.Вуд говорил – все можно сделать, если только не ты будешь делать. Например, работая в КБ, я вроде бы хорошо понимал, что такое брак в цехах. Но работая в цехах я буквально ужаснулся браку, который увидел своими глазами – ящики кремниевых пластин, а каждая пластина стоила дорого, буквально горы транзисторов, которые имели брак по одному параметру... Это было уже совсем другое осознание брака, совсем другой мотив для его устранения.

Еще примеры. Ученые, по - моему не очень стремятся разработать теорию изобретательства, теорию решения научных задач и это несмотря на то, что задач огромное количество и в науке и в технике. Конечно, то, что я описал - это в основном относится к прошлому веку. Сейчас мне трудно сказать какие взаимоотношения на производстве, в институтах, и т.д. В первой половине прошлого века тоже была своя особенность - когда за лишнее слова, или анекдот могли посадить на приличный срок. И на каждом этапе развития общества есть такие препоны и преграды, из-за зависти и ревности окружающих. Поэтому я очень хочу привести несколько строк из биографии всем известного человека, судьбу которого, как мне представляется, мало, кто знает.

«Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование А. закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю».

Из приведенной краткой биографии, можно предположить, что А.Алябьеву многие завидовали - он был гусаром, героем войны с французами, был не беден, сочинял музыку, и т.д. Против него было сфальцифировано дело, по поводу убийства своего однополчанина. На самом деле, как показал современный анализ этого дела, он не совершал ничего подобного. Да и гений, и злодейство, не совместны. Но современники сочли иначе. Был там свой господин Х и в результате Алябьев сидел в Петропавловской крепости. Поскольку он был музыкант, ему в камеру поставили пианино, на котором он играл и сочинял музыку. Все же нравы всегда людоедские, но каждый раз это выражается по своему. Именно в крепости он сочинил «Соловья». Один иностранец на это сказал - что де русским и тюрьма помогает писать музыку. А.Алябьев попросил передать иностранцу, что рядом с ним есть свободные камеры, Пусть попробует.

Вы обратите внимание, что романсу «Соловей», можно сказать 150 лет, а его слушают до сих пор с восторгом. После крепости он был сослан в Тобольск, затем в Оренбург, потом освобожден, но царь не давал разрешения на возвращение в Москву. Может я не правильно понял, но когда Москву посетил Ф Лист, он давал концерт и стал исполнять вариации на тему А.Алябьева «Соловей», весь зал встал и все выступление люди простояли, слушая бесподобное исполнение бесподобной музыки. И царь наконец – то разрешил ему жить в Москве, но не вернув ему дворянства, ордена и т.д. Вот как зависть может ломать, переламывать жизни людей.

Если в области техники и науки человечество продвинулось далеко вперед, то, в области человеческих отношении, я бы не сказал, что мы далеко ушли от предыдущих веков. Стоит взглянуть в ИНТЕРНЕТ и вы ужаснетесь - в каждой стране воровство, растраты, мошенничество, убийства и т.д., а это значит что все те негативные свойства в характерах людей, о которых мы говорили, никуда не делись.

Чтобы не кончать на негативной ноте нашу повесть, выскажу надежду, что нынешний кризис станет очистительным для многих жителей Земли.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Слушая М.Жванецкого"