Должно ли в ТРИЗ остаться хоть немного творчества?

Размещено на сайте 29.06.2009.

 

Я прочитал сообщение Андрея Ефимова про АРИЗ и решил высказать свое мнение по той же проблеме. Мне очень понравилась мысль, высказанная М.С.Гельфандом, и я ее привожу ниже. Но мне понравился и сам автор, который очень разносторонне работает в науке - он кандидат физ.мат науки и доктор биологических наук. Последнее время мне часто попадались молодые люди, которые даже не хотят разговаривать на тему о защите диссертации, приводя в пример своего начальника доктора наук, говоря, что он получает всего то на 5тыс. больше, и для чего надо кучу денег на защиту, банкет и т.д. А здесь такое серьезное отношение к науке. Итак, вот отловленная мною фраза.

«При, том, что сейчас, время, совершенно удивительное, это как эпоха великих географических открытий. Если у тебя есть каравелла - материк не материк, а остров ты себе точно откроешь». Михаил Сергеевич Гельфанд.

Переведу, как я понимаю. Если у тебя есть идея, которую ты хочешь реализовать, вперед!

Что может быть двигателем? И мне хочется привести слова американского писателя Рекса Стаута, который прошел большой путь, прежде чем стал писателем.

«Вы, наверное, слышали, я. все время это повторяю, что мой организм приводится в движение с помощью любопытства. До сих пор все, что я вижу и слышу, вызывает мое любопытство. То, что движется, интереснее, того, что пребывает в состоянии покоя, а самыми интересными из всех движущихся объектов, которые мне доводилось встречать, являются люди». Рекс Стаут

И, конечно, жизненный путь автора ТРИЗ тоже не был усыпан розами. Но ведь он все преодолел и сделал блестящую работу - он нашел свою каравеллу и открыл страну творчества! Он дал желающим ключи от этой страны.

Страна творчества чрезвычайно разнообразна, она одновременно познаваема и непознаваема. Недавно канал «Культура» показывал выступление великих пианистов. Я небольшой знаток музыки, но, прослушав выступление одного маэстро, сочинил такую фразу. Я написал, что сочинил , но на самом деле я ничего не сочинял, она пришла ко мне в готовом виде. Вот как она звучит.

В.Горовиц так неистово играл «Полонез» и «Грезы» Шопена, что казалось, госпожа смерть отступит от него, и он будет бессмертным!

Как - то утром принимая ложку меда, и памятуя о том, что все дорожает, мне точно таким же образом пришла на ум фраза- мед подорожает так как для пчел горючее тоже дорожает.

Приводя эти фразы, я хочу показать, что творчество работает само по себе, а потом мы можем начать объяснять, как нам удалось что-то сочинить. По поводу понятия творчества известно много противоречивых суждений, но я думаю, что можно сказать кратко – все , что создано нового, то и творчество. Новое может быть новым для себя, и для общества. Оно может быть полезным и вредным, законным и криминальным, художественным и безвкусным и т.д. Главное в творчестве нахождение идеи и способа ее реализации. Вопросу поиска идеи посвящено много книг и предложено много методов, но естественно мы до конца не понимаем, как же они к нам приходят. Композиторы утверждают, что им кто- то подсказывает мотив, поэты, что кто- то водит их рукой и стихи сами оказываются на бумаге и т.д. Но каждый сам может вспомнить, как он решал задачи, и как возникали идеи. Несомненно, каждый вспомнит, как он сам себе задавал вопросы и на них отвечал (алгоритм), а затем критиковал полученный ответ. Но кроме вопросов были и подсказки, которые приходят из бесед, книг, интернета, прошлого опыта и различных случайностей. Таким образом мы можем применить метод объединения альтернативных систем и взять за первую систему алгоритм (вопросы) и вторую систему -творчество, которое нас посещает и которое зависит от громадного количества факторов, начиная от генотипа, воспитания, образования и до черт характера - умения думать, доводить решение до конца, смелости в мыслях, делах и т. д. Поэтому когда задают вопрос - должно ли в ТРИЗ остаться хоть немного творчества? – можно ответить как говорят некоторые политики - однозначно, да оно есть!

Приведу два примера. Я, в начале месяца, попал в больницу, и не взял с собой книг. В холле я увидел книжицу - из серии любовных романов для женщин, и прочитал ее. Сюжет тривиален - простой парень влюбляется в архи красивую девушку, а она оказывается воровкой-карманником. Нет человека, у которого хотя бы раз, что ни будь, да не украли. Так эта девушка была обучена и была профессионалом. Ее поймали, она отсидела, а затем стала выступать перед публикой, забирая у нее деньги и драгоценности, и никто не видел, как она это делает. Похищенные ценности она публике возвращала. И это творчество. Каждый акт сопровождался придумыванием, как изъять то или иное из кармана, с руки и т.д. И ее учили, как это делать. А вот наших поисковиков брака никто не учит. Складывается впечатление, что криминальный мир творчески подходит к своим задачам - добывания денег без длительного труда. Что стоят одни «пирамиды»! Этот мир и в области психологии прорабатывает творческий подход, народ стоит в очереди, что бы отдать свои кровные и получить высокий процент из воздуха. Когда я был молодым, в 45-47году я знал двоих парней, которые уходили на увольнение без копейки денег, и тем не менее, славно проводили время. В то время мне казалось, что это были люди необыкновенные. Один из них попал служить на флот, и решил удрать зимой с Соловков из Учебного отряда. Его поймали и заставили служить.

Лежа под капельницей каждый день в течение часа, я стал вспоминать, когда они появились у врачей, и как они будут развиваться дальше, в соответствии с законами развития техники. Я обратил внимание, что сейчас используются новые приемы, методы. Например, чтобы не делать каждый раз укол, фельдшер со скорой помощи сразу в вену вставляет небольшую вставку, и несколько дней иглу капельницы подключают к этой вставке. Поле деятельниости ТРИЗ для медицины огромное. Я сделал попытку заразить вирусом ТРИЗ нескольких врачей, но безуспешно. Мы должны лечить, а не изобретать - был их ответ.

Завтра праздник медицинского работника, а сегодня вручают премии. Лучшим, из лучших

Наши врачи изобрели метод лечения детской лейкемии. Вначале, применяется химио терапия, которая убивает слабые клетки, а затем применяется лекарство, которое убивает наиболее живучие клетки. Вот такой прием – для каждой раковой клетки свое лекарство!.

Награду получила Лариса Фечина, которая применила впервые этот свой метод. Вот где творчество, и вот где истинная награда после внедрения!

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Должно ли в ТРИЗ остаться хоть немного творчества?"