Размещено на сайте 13.08.2009.
Построение моделей технической геронтологии.
(первые подходы)
Вводные рассуждения.
Человек – сложная энергоинформационная сущность, которую можно представить себе как замысловатую интерференционную картину какого –то волнового явления.
Для простоты сравним его с роялем.
Откройте крышку и громко крикните туда, где находятся струны. Рояль откликнется вам некоторым музыкальным гулом. Если это сделает другой человек, стоящий рядом, гул будет немного другим.
Так и у людей…
Каждого человека можно воспринимать как некий рояль, от которого может исходить некая «музыка», вызванная или внешним воздействием, которое я описывал в случае с человеком, крикнувшим в сторону струн, или внутренним позывом.
Мы же не раз убеждались в том, что к некоторым людям нас «тянет» (приятная музыка), а от некоторых хочется бегом бежать (отвратительная какофония).
Произнося формулу управления* будущими событиями ( * скорее всё- таки «влияния») - МОЙ МИР ЗАБОТИТСЯ ОБО МНЕ включаются и или инициируются те струны, которые создают специфический музыкальный рисунок, заставляющий других людей или «события» как-то реагировать на вас.
Бандюки - гаишники не захотят вас останавливать, потому что не почувствуют в вас «жертву», колесо не лопнет, а парковочное место в тенёчке в забитом автомобилями городе найдётся через 20 метров.
Надо сказать, что эта «модель рояля» может быть распространена и на технику и на искусство.
В силу своей профессии я уже давно на любую вещь смотрю через «специальные очки».
Вижу сигарету, а на самом деле вижу целое генеалогическое дерево, где у основания сидит табак, жевательный, нюхательный, чуть выше – кальяны, боковая ветка описывает все курительные трубки, ещё одна ветка – сигары, сигариллы, овальные сигареты, сигареты с фильтром,
Отдельная ветка в другую сторону - папиросы и так далее.
Смотрю на ножик и вижу не то дерево, не то какую-то паутиноподобную структуру. В основании каменные скребки, потом топоры, мечи, сабли, потом вырастает отдельная ветвь – копья, алебарды, бердыши. Потом рождаются арбалеты и стрелы, арбалеты однозарядные и много зарядные и так далее. Тут же и азиатские метательные ножи в форме звёздочек – секуррены. На верхних ярусах нож для разрезания пиццы, в виде острого колёсика. И так далее…эта паутина красива и напоминает реальную паутинку ( очень красиво, надави http://crazy.werd.ru/uploads/posts/2008-11-04/1225776738_02.jpg),
у которой в узлах сидят крохотные водяные бусинки.
То, что я описал это увлекательнейшая игра, интереснее которой может быть только какой – нибудь захватывающий детектив.
Каждое такое «дерево- паутина» на самом деле создаёт какой-то музыкальный фон.
Но вот ты видишь какую-то новую вещицу, она тут же должна найти своё место в этой системе музыки. Она тоже создаёт какую-то музыку, но будет ли она в гармонии с тем, что уже звучит несколько тысяч лет?
Иногда мне кажется, что это «фальшивые ноты». Такое чувство я испытываю, когда вижу люк на крыше автомобиля. Через 5-7 лет его механизмы обязательно «закиснут» и ты получишь неприятные мелкие проблемы в обмен на то, чтобы несколько раз проехать с дыркой в крыше. Кондиционер дороже, но он «звучит» вполне гармонично.
Не знаю как описать, какую удивительно красивую мелодию я слышу, когда смотрю на «Москвич 400». Я могу смотреть на него не отрываясь…Такие же чувства у меня вызывает и старенький жук 36 ого года и автомобиль «Победа», 1943 год( авторы Липгарт и Кириллов)
http://gaz20.spb.ru/history_1943-1945.htm
То же относится и к образцам искусства.
Некоторые картины, книги и кинофильмы хочется перечитывать, ибо та «музыка», которую они рождают - приятны многим и их хочется время от времени снова слышать.
Так «модель рояля», распространённая на технику, рождает идею создания науки об изучения возможной «продолжительности жизни» овощерезки, кофеварки, нового мобильника, стихотворения, кинофильма, романса или мюзикла.
Конечно, изучать их надо «по частям»: техническая геронтология конечно, должна быть устроена не так как геронтология песенного творчества.
На этом закончу своё странное вступление.
Перейдём к вопросам существования «технической геронтологии». Это отдельная вполне доброкачественная наука, если делать в ней исследования добросовестно.
История науки нас учит тому, что волновые модели возникают после механистических.
Я пробовал когда-то воспринимать любую ТС как «спектр», в котором раскладывается не сама Машина, а «феномен её существования».
Можно посмотреть на эти опыты 7 летней давности здесь. Короткий отчёт для самого себя о моделях «алгебры эволюции техники» http://foto.mail.ru/mail/zrts7/EJura
В истории науки о развитии техники ЗРТС, которую родил ГСА (+10 человек, как минимум) давно замечено, что надо строить модель «Изделие – Инструмент».
Уверен, что надо изучать модель «Изделие↔ Инструмент↔ Результат»
Как треугольник, потому что все эти элементы друг на друга влияют.
Рассмотрим простейшую исследовательскую матрицу. Для простоты модели выделим 3 участника феномена удовлетворения потребности в фиксировании Информации : Грифель (кончик), Бумага ( поверхность) и Буква (оптический сигнал, вообще говоря)
грифель | бумага | буква | |
грифель | 1.1. Пока не будем рассматривать |
1.2. Грифель влияет на бумагу, он может её поцарапать и если он твёрдый, то оставит след и на подложенном листе |
1.3. Грифель влияет на букву: он может сделать её яркой, НО ПРИ ЭТОМ ОН МОЖЕТ СЛОМАТЬСЯ |
бумага | 2.1. Бумага влияет на грифель: она может быть сильно шершавой и буква будет размытой, а грифель будет быстро стачиваться, и ДАЖЕ СЛОМАТЬСЯ |
2.2. Пока не будем рассматривать |
2.3. Бумага влияет на букву: она может «крепко держать букву», а может быть жирной и тогда буква будет с пропусками |
буква | 3.1. Буква влияет на грифель: некоторые буквы так сложны, что грифель нужно прикладывать несколько раз, поэтому и существуют «печатные» и «письменные» |
3.2. Буква влияет на бумагу, она изменяет её цвет. |
3.3. Пока не будем рассматривать |
Мы очень поверхностно РАССМОТРЕЛИ 6 СИТУАЦИЙ возникновения НЭ. В двух местах встретили одинаковый НЭ: ухудшение свойств и даже разрушение грифеля.
Отклик в эволюции этого семейства техники мы знаем: возникли авторучки, а спустя ещё 300 лет, когда появились сегодняшние технологии обработки металлов, то и цанговые карандаши, сначала толстые, а потом тонкие, в котором НЭ разрушение грифеля ещё больше усилился. Тут надо заметить, что НЭ «разрушение грифеля» мы не только не устранили, мы его УСИЛИЛИ, в обмен на красивую линию.
И вся эволюция карандаша показывает, что НЭ ( Вредную Машину) мы не устраняли, а ОБХОДИЛИ или ОБМЕНИВАЛИ на более мелкие:
У толстого цангового карандаша мы эту ВМ обменяли на возможность спрятать точилку в кнопку.
У тонкого цангового карандаша на возможность выдвинуть кнопкой за одно движение новую порцию грифеля.
У сегментного карандаша – возможность переставить сегмент, который затупился на новый - остренький.
Вот какие неожиданные наблюдения приходят в голову, если отвлечённо взглянуть на предмет.
Ниже я привожу несколько текстов об истории возникновения карандашей, которые немного отвечают на вопрос: почему карандаш в деревянной оболочке ЖИВЁТ ПОЧТИ 300 ЛЕТ???
Несмотря на свой недостаток ломаться и необходимость его точить?
Люди писали и на глине и на папирусах и на тканях, но на бумаге оказалось дешевле…
история письма утверждает, что фломастеры были первыми пишущими машинами. Они вернутся к нам только в 20-ом веке.
Потом были свинцовые ( итальянские) карандаши.
Потом графитовые, которые мы и будем изучать.
Потом механические цанговые
Потом цанговые с тонким грифелем
Потом сегментные
Параллельно развивались ручки, которые тоже не исчезли, но перешли в область «дорогих подарков». При этом, выпуск карандашей по некоторым сведениям за минувшие 50 лет – УВЕЛИЧИЛСЯ !!!
Источник http://topprnews.ru/press_release/8172
Спрос Поднебесной на карандаши составляет примерно 3 млрд штук в год. 180 китайских предприятий произвели в прошлом году 13,2 млрд такой продукции на общую сумму $345,6 млн.
«Индустрия производства карандашей Китая уверенно стоит на ногах и прекрасно сможет противостоять кризису», - отмечает Евгений Колесов, генеральный директор Optim Consult, компании-члена 12 профессиональных китайских ассоциаций производителей товаров и оборудования. «На сегодняшний день в Китае одних только школьников насчитывается 201 млн. Число учащихся, особенно в ВУЗах, благодаря правительственной политике увеличивается с каждым годом. Так что спрос на карандаши обеспечен во все времена. Что касается экспорта – показатели непременно должны вырасти, потому что китайский продукт остается самым конкурентоспособным по цене и качеству», - сообщил эксперт по Китаю. Стоит отметить, что на сегодняшний день КНР прочно укрепился на лидирующих позициях, занимая первое место в мире по выпуску карандашей (это треть мирового производства) и, несмотря на трудности связанные с кризисом, по экспорту (12 млрд этого товара потребляется в мире ежегодно, и 66% его сделано в Китае), причем китайской продукцией пользуются более чем в 100 странах. С 1985 число производителей карандашей в Китае увеличилось более чем в восемь раз.
Как сообщили в Обществе китайских предприятий по производству письменных приборов, в 2002 году стоимость экспорта письменных принадлежностей из Китая достигла 449,7 млн ам. долл, увеличившись на 8,67 раза против 1987 года. Среднегодовые темпы этого показателя составили 51,46 процента. Объем экспорта составил свыше 50 процентов от валовой продукции китайской отрасли по производству письменных принадлежностей.
Источник: http://ru.ruschina.net/news/ekon/handl/pens/
Сначала были кисточки, потом и авторучки
ниже многоцветная кисточка с вращательным движением
Попутно заметим, что в промышленных кисточках тоже было вращательное движение
В параллель с кисточками развивались авторучки
Авиация очень помогла появиться шариковым ручкам, устройство которых заимствовано сегодня в роликовых дезодорантах
Теперь карандаши пишут «электростатическим способом». Вещество заменилось ПОЛЕМ
НО ДАЖЕ ЭТО НЕ ПОВЛИЯЛО НА ТО, ЧТОБЫ КАРАНДАШИ ИСЧЕЗЛИ – ПОЧЕМУ ????
Замечу, что это тоже «карандаши и авторучки», которые давно используют люди. источник
Карандаш
http://www.reputation-mag.ru/archive/a871
– простая и привычная вещь, которая обязательно присутствует в каждом офисе и доме. Однако она имеет богатую историю.
Рождение чернографитного карандаша приходится на 1565 год, когда в Англии была обнаружена неизвестная до тех пор серо-черная порода. Для использования в качестве пишущей принадлежности эту породу разрезали на тонкие прямоугольные палочки. А чтобы они не пачкали пальцы, их помещали в деревянный «рукав». Так родился всем известный простой карандаш.
Составными частями простого чернографитного карандаша являются корпус и грифель. Для изготовления корпуса идеально подходит кедр – уникальное сочетание прочности и однородности его структуры обеспечивает легкое плавное затачивание карандаша. В производстве также используются сосна и липа. Корпус карандаша может быть оснащен заглушкой, которая улучшает внешний вид изделия и защищает любителей погрызть карандаш от опасности испачкаться грифелем. Для удобства корпус может быть снабжен ластиком.
Качество грифеля определяется множеством факторов – это и используемые материалы, и технология производства. В состав чернографитного грифеля обязательно входят следующие компоненты: графит, глина, вода, жиры и воски.
Основные производители простых деревянных карандашей – китайская фирма Josef Otten, московская фабрика им. Красина, выпускающая известные всем серии «Конструктор», «Россия», «Журналист»; ТМ Cullinan, принадлежащая санкт-петербургской компании «Форум», германская компания Stabilo и французский производитель карандашей из синтетической резины Conte. Огромный ассортимент качественной продукции предлагает чешская фирма Koh-i-Noor. Ведущий мировой производитель деревянных карандашей – всемирно известная немецкая компания Faber Castell.
И все-таки старый добрый простой карандаш имеет массу недостатков, на смену ему пришли сегментные, цанговые и автоматические карандаши, которые не требуют заточки, удобны в эксплуатации и имеют различную толщину линии письма.
Сегментные карандаши состоят из одиннадцати тонко заточенных сегментов, такой карандаш не нужно точить – достаточно лишь заменить исписанный сегмент. Цанговые карандаши имеют следующий механизм: грифель удерживается при помощи металлической пружины с тремя зажимами, которая в свою очередь крепится кольцом-фиксатором. Нажатием кнопки можно устанавливать необходимую длину грифеля. Автоматические карандаши были изобретены в 1968 году, они снабжены механизмом подачи грифеля, позволяющим не отвлекаться при письме.
Несмотря на огромный ассортимент сегментных, цанговых и автоматических карандашей, многие покупатели отдают предпочтение деревянному карандашу, который максимально прост в использовании и… приятен на вкус.
00000000000000000000
Надеждин Н.Я. История науки и техники
Издательство "Феникс", г. Ростов-на-Дону, 2006 г.
КАРАНДАШ
http://www.planet-of-people.org/htmls/rus/nadezhdin/karandash.htm
Очень простой пишущий инструмент карандаш – графитовый стержень, вставленный в деревянную оправу. Но карандаш не всегда был таким. И появился относительно недавно, всего лишь 200 лет назад.
В XIII веке появились новые инструменты для письма и рисования на бумаге – свинцовые и серебряные палочки-штифты. Для удобства использования штифты помещались в продолговатые деревянные футляры. По-немецки карандаш до сих пор называется Bleistift, то есть «свинцовый гвоздик» или «свинцовый штифт». С конца XIV века появляется так называемый «итальянский» карандаш, в котором вместо свинца используется сланцевый стерженек.
Прототипом современного карандаша можно считать английские графитовые палочки. Графит добывали в Англии, в Уэльсе, и продавали на улицах городов в виде выточенных вручную стерженьков. Для письма эти стерженьки из-за их дороговизны не годились, а для рисования графит заворачивали в бумагу, обвязывали бечевкой или зажимали между кусочками дерева. В Германии, где залежей высококачественного природного графита не было, похожие стерженьки изготовляли из смеси графитового порошка, серы и клея. Но их качество было намного хуже английских графитовых палочек.
Описание первого в истории человечества карандаша принадлежит перу некоего Конрада Геснера, жителя города Цюриха. В 1565 году он опубликовал «Трактат об ископаемых». В этой книге карандаш впервые представлен в виде деревянной трубочки со вставленным вовнутрь нее графитовым стерженьком.
Настоящая же история карандаша началась в 1794 году, когда француз Николя-Жак Конте изобрел технологию изготовления искусственного графитового стрежня из смеси порошкообразного графита, сажи, глины и воды. После перемешивания смесь заливали в деревянную форму и воду выпаривали. В зависимости от количества глины карандашные стержни имели различную степень мягкости – Т (твердый), М (мягкий), ТМ (твердо-мягкий). Производились карандаши вручную. На изготовление одного экземпляра уходило до пяти дней, поэтому стоимость графитовых карандашей была немалой.
Что касается самого Николя-Жака Конте, то он был настоящим универсалом. Он начинал как художник, но потом увлекся изобретательством. В числе его изобретений – приспособление для чеканки монет, раствор для отбеливания хлопка, водонепроницаемый лак для пропитки ткани воздушных шаров и много других полезных вещей.
Основанная Николя-Жаком Конте компания Conte производит карандаши и сегодня. Карандашами этой фирмы рисовали Делакруа, Милле, Коро, Тулуз-Лотрек, Пикассо. Этими (и, надо полагать, не только этими) карандашами создавали свои книги Эрнест Хемингуэй и Джон Стейнбек. Причем и Хемингуэй, и Стейнбек работали только деревянными карандашами, не признавая никаких других пишущих инструментов. Говорят, Стейнбек исписывал ежедневно по 60 карандашей.
Приоритет Конте в изобретении карандаша мог бы оспорить чех Йозеф Гартмут. Он имел на это полное право, поскольку в то же время и совершенно независимо от Конте изобрел тот же способ производства искусственного графитового стержня. Впрочем, история воздала Гартмуту по заслугам. Основанная им карандашная фабрика существует до сих пор, выпуская карандаши под известнейшей маркой Koh-i-Noor.
У каждого производителя свои секреты, но чаще всего современный карандаш – это деревянная палочка, составленная из двух склеенных половинок, с графитовым стержнем внутри. Из какой древесины производятся карандаши? Из самых разных пород, вплоть до таких редких, как красное дерево. Лучше всего для карандашного производства подходит осина. Она же используется в производстве деревянных спичек – из-за пластичной структуры древесины и отсутствия большого количества смол. Но иногда карандаши делают из нетрадиционных материалов. Например, карандаш Conte Evolution изготовлен из синтетической резины. Он имеет цельный корпус, который затачивается точно так же, как и деревянный.
Автоматический, или, точнее, механический карандаш появился в 20-е годы прошлого века. Одним из первых был механический карандаш Parker Mechanical Pencil, выпущенный в 1920 году.
Идея, побудившая конструкторов разработать механический карандаш, заключалась в следующем. Обычный деревянный карандаш приходится время от времени затачивать. При этом вместе с грифелем укорачивается и корпус карандаша. И без того не слишком эргономичная тонкая деревянная палочка карандаша становится еще и короткой. Поэтому конструкторы инструментов для письма решили поместить сменный грифель в корпус авторучки. При стачивании грифеля его выдвигают из корпуса, при полном износе – заменяют.
Автоматические или механические карандаши бывают цанговыми и винтовыми. В первом случае грифель располагается в полом корпусе-трубке и крепится круговым зажимом. Зажим этот установлен в самом кончике карандаша и представляет собой трубочку из пружинной стали, разрезанную на лепестки. Подпружиненная втулка, соединенная специальной трубкой с кнопкой на тыльной части корпуса карандаша, надвигается на лепестки зажима (цанги) и плотно их сдвигает. Лепестки, в свою очередь, удерживают грифель механического карандаша.
Цанговый механизм плотно обхватывает грифель, поэтому цанговый карандаш удобен для использования толстых грифелей (диаметром от 2 мм). Другое полезное качество цангового карандаша – возможность использовать грифели разного (но близкого к стандартному) диаметра. Например в 2-миллиметровый карандаш можно вставить грифель диаметром 1,8 мм. Чаще всего цанговые карандаши применяются в чертежном деле.
Механические карандаши с тонким грифелем устроены иначе. Графитовый стерженек в таких карандашах очень непрочный, цанга может запросто его пережать и переломить. Поэтому в подобных карандашах используется винтовой механизм. Как правило, это две металлические или пластиковые трубочки, вставленные одна в другую и соединенные пологой резьбой – внешней для внутренней трубочки и внутренней для внешней трубочки. Внешняя трубочка может быть одновременно и корпусом механического карандаша, что упрощает конструкцию. Но обычно внешняя трубочка выполнена отдельной от корпуса и соединена с колечком наконечника карандаша или с колпачком. Вращаем колпачок – внутренняя трубка из корпуса выдвигается, вращаем в другую сторону – вдвигается.
Грифель винтового карандаша крепится в канале внутренней трубочки и удерживается силой трения, то есть грифель вставляется в карандаш с небольшим усилием. Кончик внутренней трубки, куда вставляется грифель, имеет продольные надрезы, придающие трубке свойства пружины. Половинки надрезанной трубки стремятся к центру отверстия трубки и удерживают вставленный в карандаш грифель. Винтовой механический карандаш обеспечивает тонкий штрих, поэтому такие карандаши используют для письма.
Кстати, вопрос – зачем нужен механический карандаш, если есть удобные перьевые и универсальные шариковые авторучки? Ответ достаточно прост. Карандашом можно писать на любой поверхности, например на перевернутой (то есть, держа карандаш грифелем вверх). Попробуйте написать что-нибудь в таком положении авторучкой. Перо, скорее всего, работать вообще не будет, а шариковая ручка перестанет писать спустя некоторое время. Чернила или паста должны поступать к пишущему узлу, а сила тяжести в перевернутом положении препятствует этому.
Другая причина неувядающей популярности карандаша – в удобстве письма. Жесткость пера чернильной авторучки изменить невозможно, а к шариковой ручке понятие жесткости и вовсе неприменимо. В автоматический карандаш можно вставить грифель любой степени твердости. В результате одним и тем же карандашом можно писать мягким комфортным или острым «царапающим» штрихом, легко приспосабливаясь к фактуре бумаги.
А вам разве не хочется иногда отложить в сторону авторучку и поработать карандашом? Уверены, хочется. Да вот беда – грифельный след на бумаге легко стирается и для работ, предназначенных для длительного хранения, не годится.
В таком случае воспользуемся одним любопытным секретом, позаимствовав его у художников. Почему карандашный рисунок быстро стареет и становится плохо различимым? Потому что частички графита со временем осыпаются с поверхности бумаги. Значит, карандашный штрих надо чем-то зафиксировать – покрыть рисунок каким-либо прозрачным слоем. Для этой цели художники прошлого использовали сырой белок куриного яйца. Они кистью наносили белок на рисунок, а затем просушивали бумагу.
Благодаря этому нехитрому способу защиты до нас дошли рисунки средневековых мастеров графики. Причем, заметьте, вовсе не карандашные рисунки. Грифеля художники эпохи Возрождения не знали. Они рисовали свинцовыми и серебряными палочками.
00000000000000000000000
Черным по белому
http://www.kanclermen.ru/?s=205755
При всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни человека вещь. Начиная с детского садика, он сопровождает нас в школе, университете, в офисе и дома, и, наконец, просто незаменим при разгадывании кроссвордов в дачном кресле-качалке.
Общемировые тенденции говорят о том, что в эпоху развития компьютерных технологий, производство карандашей не только не снижается, но наоборот растет. Равно как шариковая ручка не смогла уничтожить перьевую, так и карандаш – очень простой и приятный в использовании пишущий инструмент – не сдаст своих позиций новым технологиям.
Российский рынок чернографитовых карандашей заполнен довольно большим количеством разнообразных торговых марок, хотя, разумеется, их не так много, как марок шариковых ручек. Явных лидеров в группе механических карандашей не наблюдается. Совершенно другая ситуация в сегменте простых (в деревянном корпусе) карандашей. Несомненным лидером является карандаш Koh-i-Noor. Довольно популярны на российском рынке карандаши Adel, «Конструктор», Stabilo, Astra, Pilot, Bic, Beifa, Universal и др.
Производство и технические характеристики
Простые карандаши
Хоть карандаш и называется простым, но это довольно-таки технологичный продукт. Для изготовления одного карандаша проводится свыше 80 производственных операций в течение 11 дней. Качество и цена конечного изделия во многом зависят от того, из какого материала и как оно производится. Сразу стоит оговориться о всем известном стереотипе, все еще не выветрившемся из головы российского потребителя: страна-производитель Германия – это хорошо, а Китай – это плохо. Специалистам отрасли уже давно известно, что Китай многолик, и в Азии размещают заказы на производство своей продукции многие известнейшие европейские брэнды. Производства в ЮВА обладают самыми современными технологиями и могут выпускать продукцию очень разного качества. При этом цены будут гораздо ниже, чем в Европе. Но не стоит забывать, что ЮВА есть ЮВА, и чтобы получить именно то, что заказывал, необходимо контролировать процесс производства на каждом этапе. Подавляющее большинство российских компаний, производящих карандаши под своими марками, размещают заказы именно на азиатских производствах, при этом качество их продукции на порядок выше, чем у товаров no name, поставляемых из того же региона.
Материал
Качество древесины, из которой изготовлен корпус карандаша, влияет на то, как будут выглядеть готовые изделия и насколько легко карандаши будут затачиваться. Самые дешевые карандаши для невзыскательных к качеству покупателей производятся из ольхи. Древесина у этих карандашей неприглядна на вид, серого цвета, не очень хорошо держит грифель. Следующий по качеству материал – липа, самое распространенное дерево, которое вполне удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к сырью недорогих карандашей. Липа растет практически везде, это хорошо знакомый всем материал, достаточно вязкий, чтобы плотно удерживать грифель. Древесина липы в зависимости от вида обработки делится на несколько видов: linden (с англ. – «липа»; половинки карандаша, выполненного из такой древесины, могут немного отличаться по цвету), white linden (более тщательно отобранный материал, дерево белое, цвет карандаша ровный), rose wood (липа, подкрашенная в розовый цвет для придания большего благородства) и chemical wood (также подкрашенная в розовый цвет липа, но более качественно, древесина выглядит однородно). В зависимости от качества обработки дерева варьируется и цена. Более качественные и соответственно более дорогие карандаши производятся из сосны (тропической и европейской), кедра, тропического дерева под названием джелутонг (в ботанике – диера тонкоребристая; производственные характеристики этого дерева очень высоки, к тому же в тропических странах оно вырастает очень быстро). И наконец, наиболее ценным и подходящим для производства карандашей считается калифорнийский кедр. Но произведенные из этого дерева пишущие принадлежности стоят гораздо дороже липовых.
Каждый вид древесины имеет свой характерный вид и цвет. Например, калифорнийский кедр имеет еле заметную розоватую окраску, а липа белый цвет. Многие производители тонируют светлую древесину липы, чтобы добиться небольшого сходства с калифорнийским кедром. Но это только незначительно меняет внешний вид карандаша и никак не влияет на потребительские свойства. Немаловажно и то, как обработана древесина, насколько качественно высушена. Если дерево пересушено или некачественно обработано, то в месте заточки дерево разгибается, грифель ломается и выпадает. Если дерево просушено хорошо, то даже если впоследствии карандаш попадает во влажную среду, оно становится только плотнее.
Грифель и центровка
Грифель карандаша состоит из графита, глины и связующих веществ. От соотношения глины и графита, а также от технологии производства зависит чернота и твердость грифеля. Современные технологии позволяют производить стержни и без использования графита, из специальных химических веществ, но графитовые стрежни пользуются большей популярностью. Соблюдение технологий производства также влияет на прочность стержня и его потребительские характеристики. Грифель должен иметь высокую степень прочности, не должен крошиться. Также при производстве особо тщательно должна соблюдаться технология замешивания смеси для грифеля, ее неоднородность и содержание посторонних примесей может привести к царапанию бумаги при работе карандашом.
Для карандаша очень важно, как он точится. Качество древесины обеспечивает ровную аккуратную стружку. В то же время стержень должен располагаться точно по центру корпуса. Если это требование нарушается, при заточке грифель будет срезаться неравномерно. Кроме того, чтобы предотвратить грифель от поломки в случае падения карандаша, многие производители используют так называемую SV-технологию проклейки грифеля. Если карандаш уронят, то грифель может сломаться только на заточенном кончике, а не внутри корпуса.
Прокраска
Это третий важный элемент в производстве карандашей. Общеизвестно, что менее семи слоев при прокраске карандашей не допускается, иначе дерево покроется заусенцами. Более серьезно подходящие к качеству своей продукции компании начинают обычно с 12 слоев. Очень дорогие изделия прокрашиваются до 18 раз, иногда до 20. Тогда карандаш приобретает непревзойденную глянцевость и прямо-таки зеркальную поверхность. Впрочем, многие считают, что более 18 слоев – это уже излишество.
Большое значение для экологичности конечного продукта имеет состав лака, которым покрывается корпус карандаша. Все знают, что дети, а иногда и взрослые, любят поточить зубы о свои пишущие принадлежности. Использование лака на водной основе становится все более актуальным для многих, особенно европейских производителей.
Степени твердости
Еще один важный параметр карандаша – твердость грифеля. В России степень твёрдости грифеля обозначается буквами М (мягкий), Т (твёрдый) и МТ (средней твёрдости), а также цифрами перед буквами. Большая цифра означает большую степень твёрдости или мягкости. За рубежом вместо буквы М употребляют букву В (bold), а вместо Т – Н (hard). Профессиональные наборы могут включать чернографитовые карандаши до 20 степеней твердости. На массовом рынке наиболее востребованы пять – HB, B, 2B, H, 2H. Но самой ходовой, разумеется, является средняя степень – HB (ТМ). Если на самом карандаше степень твердости не промаркирована, значит это HB.
Параметры
Оптимальный диаметр простого карандаша – не меньше 7 мм, европейским стандартом считается диаметр 7,1 мм, российские производители выпускают и карандаши экономкласса диаметром 6,4 мм. Азиатские производители в качестве модных новинок поставляют на наш рынок еще более тонкие карандаши, но, как показывает практика, они не пользуются сколько-нибудь серьезным спросом. Впрочем, как и утолщенные карандаши с более толстым грифелем, хотя он является более экономным.
Форма
Отдельного разговора заслуживает форма карандаша. Современные технологии позволяют сделать пишущие принадлежности совершенно любой формы: от круга до сердечка или цветочка в сечении. К слову, карандаши трехгранной формы особенно рекомендуют для детей. По сути, мы пишем тремя пальцами, поэтому увеличенные грани карандаша облегчают нагрузку при письме, и вообще, считается, что трехгранные карандаши препятствуют возникновению сколиоза.
Большинство специалистов согласны с тем, что круглая форма карандаша постепенно выходит из употребления, а самой востребованной является шестигранная как наиболее оптимальная. Впрочем, по мнению Андрея Юрова, карандаши круглой формы выпускаются преимущественно для детей, так как на такие карандаши чаще всего наносятся яркие, интересные рисунки, которые особенно привлекают малышей.
Цвет карандаша
Существует миф, что наиболее распространенным и покупаемым сегодня является желтый карандаш с черным кончиком или розовым ластиком. Якобы две трети карандашей продаваемых в мире именно такие. Возникновением этот миф обязан компании Koh-i-Noor Hardtmuth, в начале XX века выпустившей свой знаменитый желтый карандаш 1500, который впоследствии, как известно, пользовался невероятной популярностью в Советском Союзе.
Сегодня специалисты считают, что привязанность к желтому цвету ослабевает. Дети не помнят предпочтений родителей, а взрослые постепенно пробуют что-то другое. Простые карандаши сегодня бывают совершенно разных цветов и даже форм. Чем больше предложение, тем больше вероятность, что продавец сможет угодить своему покупателю. Но в то же время расхожа точка зрения, что в плане дизайна карандашей действует правило французского вина: чем ярче и крикливее дизайн, тем хуже начинка. Чем наляпистее выглядит карандаш, тем меньше у потребителя доверия к его качеству.
Примочки
Многие карандаши сегодня снабжаются ластиком на конце, точилкой на колпачке, колпачком из ластика, колпачком с игрушкой и т.д. Но, как известно, все дополнительные элементы удорожают товар, а значит, делают его менее популярным. Кроме того, стоит оговориться, что ластиками снабжаются только карандаши массового потребления, как правило, степени твердости HB. Поскольку для разных степеней твердости ластики должны быть различны. Кроме того, ластиком на конце карандаша особенно долго не постираешь: он заканчивается гораздо быстрее, чем карандаш, иногда выпадает. В наши цели не входит описывать всевозможные вариации в форме и внешнем виде карандашей, но современные производители способны сделать даже из простого карандаша игрушку, сувенир и вообще все, что угодно.
Маркировка
Корпус каждого карандаша должен быть промаркирован. На него наносится информация о производителе, название серии, градация твердости грифеля. Отдельно стоит вопрос необходимости нанесения на карандаш штрих-кода. К сожалению, практика показывает, что то оборудование, которое стоит в наших торговых залах, очень часто эти штрих-коды не считывает, и поэтому карандаши все равно приходится облепливать бумажками. Есть компании, которые наносят штрих-код таким образом, что он будет считан в 80% случаев. Но это очень немногие производители.
Пластиковые карандаши
Технологию производства пластиковых карандашей уже давно освоили многие европейские и азиатские производители. Эти карандаши производятся без использования дерева методом экструдирования. Одно из основных преимуществ таких карандашей в том, что при поломке они не образуют острых краев и ими невозможно порезаться. По мнению ряда специалистов, материал корпуса не влияет на продажи. Другие считают, что использование пластика все-таки сказывается на потребительских свойствах карандаша, и поэтому деревянный корпус все-таки пользуется большей популярностью. Также стоит отметить, что пластиковые карандаши на нашем рынке представлены все-таки менее значительно, чем деревянные.
Механические карандаши
Автоматические карандаши по конструкции делят на:
- винтовые (с подачей пишущего стержня вращением одной из деталей);
- цанговые (с зажимом пишущего стержня разрезной втулкой-цангой и подачей стержня нажимом кнопки);
- карандаши с комбинированным механизмом «shake or press» («встряхни или нажми») – расположенный в корпусе противовес позволяет, помимо традиционного способа, осуществлять подачу грифеля путем встряхивания карандаша, а для того, чтобы выдвинуть грифель, даже не нужно менять положение пальцев (отдельные модели снабжены фиксатором кнопки для блокирования шейкерного механизма во избежание случайной подачи грифеля);
- с механизмом подачи грифеля нажатием кнопки, расположенной на боку корпуса карандаша недалеко от зоны захвата (этот вид механических карандашей носит название clicker, в народе их иногда называют «карандашами для ленивых»; вместо традиционной кнопки, у clicker имеется ластик большого размера).
Цанговые карандаши, как и механические, имеют многоцелевое назначение. Ими пользуются все - от школьника-первоклашки до бородатого инженера. И поэтому выбор самый разнообразный, но особо стоит отметить, что главным критерием качества является количество лепестков в механизме зажима грифеля. В цанговых карандашах, например, Koh-i-Noor и Rotring таких лепестков пять, что является максимальным. На дешёвых азиатских моделях в основном используется всего 3 лепестка, что не даёт полной уверенности в надёжности фиксации грифеля.
Корпус механических карандашей может быть металлический, пластиковый, комбинированный или с покрытием из микропористого каучука. Более дорогие карандаши обычно имеют металлический наконечник и клип. Кроме того, в дорогих моделях все детали механизма металлические, в то время как у недорогих механических карандашей они могут быть выполнены из пластика. При этом многие карандаши снабжены прорезиненной областью захвата, которая предотвращает скольжение пальцев и позволяет существенно снизить напряжение кисти при работе с карандашом. Помимо материала на цену карандашей влияет дизайн. Сейчас появились карандаши с трехгранной формой корпуса, которая позволяет пальцам принять максимально удобное положение при письме, практически полностью устраняя напряжение кисти.
Одним из основных требований предъявляемым к качеству механических карандашей является качественно изготовленный направляющий механизм грифеля, выполненный из металла. Некачественные карандаши с пластиковым механизмом зачастую очень быстро приходят в негодность из-за неплотного захвата грифеля, вследствие чего при нажиме грифель начинает проваливаться в корпус карандаша. Еще одним немаловажным потребительским свойством механического карандаша является эргономично разработанная конструкция корпуса, позволяющая пользоваться карандашом долгое время без усталости.
Сегментные карандаши
Нечто среднее между простыми и механическими карандашами представляют из себя так называемые сегментные карандаши. Можно сказать, карандаши с ручным приводом. В пластиковом корпусе таких пишущих инструментов находится определенное количество (как правило 11) пластиковых держателей с заточенным грифелем. Особая форма заточки грифеля такого карандаша позволяет пользоваться им достаточно долго. Вставленные один в другой эти сегменты представляют собой внутренний «стержень», который удерживает используемый в данный момент сегмент. Как только грифель исписался, достаточно вытащить его и переставить в нижнюю часть карандаша. Все довольно просто и даже удобно, но если вдруг один сегмент потеряется – начинается совсем другая игра… Сегментные карандаши очень любят школьники. На пластиковый корпус таких пишущих инструментов легко наносить разноцветные красочные рисунки. В ассортименте оптовых компаний можно найти и такие сегментные карандаши, каждый сегмент которых сделан в форме какой-либо резиновой игрушки. Тогда карандаш становится одновременно и ластиком.
Упаковка
В международной практике сложилось, что карандаши всегда подсчитываются гроссами – по 144 штуки. В любой упаковке, в любом масштабе карандаши оцениваются за гросс. Как и для любого товара, для продажи карандашей упаковка имеет огромное значение. Она защищает карандаши от внешних факторов воздействия, помогает сохранять товарный вид при транспортировке и хранении и более выгодно представлять товар в местах продаж, поскольку каждый карандаш сам по себе невелик и может легко затеряться на фоне более объемных товаров.
Дизайн упаковки карандашей также имеет немаловажное значение. Уже давно сложилась некая тенденция, что дизайн упаковки чернографитовых карандашей в большинстве своем выполняется в достаточно консервативном, классическом стиле и особо не выделяется в общей массе представленного ассортимента. Но, например, товары марки Silwerhof, в том числе и чернографитовые карандаши, представляемые нашей компанией на российском рынке, отличает оригинальный современный дизайн: красивые люди на упаковках радуют красивых людей, передавая им положительный заряд через свои добрые эмоции, а завершает композицию комбинация ярких стильных цветов на упаковках. Также важна и информативность упаковки. Благодаря описанию товара, каждый покупатель может получить основную необходимую информацию о продукте.
Упаковка из поливинилхлорида является самой недорогой в производстве и рассчитана на покупателей экономичной категории. Наиболее распространенная – это картонная упаковка, содержащая от 6 до 12 штук карандашей одной серии, которые могут различаться либо цветами корпуса, либо градациями твердости. Блистерная упаковка лучше всего сохраняет товар при транспортировке и хранении, а благодаря прозрачной поверхности покупатель может рассмотреть карандаш, не вынимая его из упаковки. Так обычно упаковываются карандаши для специальных работ, либо обычные карандаши, но с дополнительными аксессуарами, например, карандаш с точилкой или ластиком, либо механический карандаш с набором запасных стержней. Карандаши в таких упаковках обычно представлены в более дорогой ценовой категории.
За свою историю конструкция карандаша достигла классического совершенства. Все инновации, которые сейчас представлены на рынке, существенно ее не меняют. Предпринимаются попытки добавить эргономичные элементы, создать комплекты (карандаш+игрушка, карандаш+точилка и т.п.), изменяется дизайн (форма, окраска), но основные характеристики карандаша остаются неизменными.
по материалам «Канцелярского обозрения»
00000000000000000000
история карандаша.
http://www.kanclermen.ru/?s=205739
В настоящее время выпускаются карандаши трех основных групп: чернографитные карандаши, копировальные (химические) и цветные карандаши. Они дифференцируются по степени твердости, обозначаемой буквами Т, МТ, М (за рубежом –Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется около 17 групп. По целевому назначению различают карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные, по «форме» – деревянными, механическими, цанговыми. Качественный карандаш обладает следующими свойствами:- карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании (это относится и к грифелю, и к корпусу); - грифель не должен царапать бумагу; - след, оставленный чернографитным карандашом, должен быть четким вне зависимости от степени твердости, не должен выцветать и терять со временем густоту окраски и должен легко стираться ластиком.
Не исключено, что в скором времени человечество разучится писать, что называется - от руки, потеряет многовековой навык водить пером по бумаге, ведь куда удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Стремительное развитие коммуникационных технологий подтверждает эту, где-то грустную, мысль. Уроки чистописания канут в Лету как латынь, плетение лаптей и деревенское веретено. Что тут поделаешь? Жизнь продолжается.
Но невозможно представить, чтобы человечество перестало рисовать. Писать – это общаться с другими, рисовать – это только с собой. Ребенок начинает рисовать куда раньше, чем писать. «Каля-маля» на бумажных обоях отчего дома - первое милое творчество, имеющее единый корень с наскальной живописью первобытного человека. Как вечно рисование, так, получается, вечен инструмент для рисования.
Эволюция карандаша
Карандаш был изобретен в 1775 году французом Николя Жак Конте. Идея заковать в футляр легко оставляющий след на бумаге, но пачкающий руки, графит, сохранила имя изобретателя и бизнесмена в веках. Фирма «Конте» до сих пор является одним из лидеров производства карандашей.
Первоначально графит заправлялся в металлическую трубочку, часто золотую и карандаш кроме своей основной функции - письма на бумаге, нёс и некоторую статусную нагрузку, как предмет роскоши.
Сейчас, благодаря поистине универсальному характеру своего применения, привычности и удобству пользования, карандаш в нашем сознании предстает таким же привычным и извечным благом, как колесо или спички, но история карандаша весьма непроста.
Прототипы современного карандаша известны уже в средние века. Так, вставлявшиеся в металлические зажимы свинцовые, серебряные стержни дававшие темно-серые или коричневые тона употреблялись в 12-16 веках. В 14 веке появился так называемый итальянский карандаш из глинистого сланца, который дает матовый оттенок и слабую черноту. С 17-го века получили распространение графитные карандаши, которые отличались малой интенсивностью и лёгким блеском. К этому же периоду относится и широкое использование карандашей из порошка жженой кости, скреплённого растительным клеем, они давали сильный черный матовый штрих.
С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово карандыш – крошка, карапуз , маленький человек, указывая на близость его значения с немецким словом «stift» - карандаш карапуз.
Первые месторождения графита открыты 1654 году, что не так-то и давно. И сам графит и без золотых трубок был недёшев. А найден он был в Англии в графстве Кемберли в небольшом количестве и королева, не уверенная в скором изобретении шариковых и гелиевых ручек и тем более лазерных принтеров, дозволяла добывать графит не дольше шести недель в году, чтобы сохранить этот минерал и для потомков.
В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.
Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».
Механический карандаш
15 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний.
Казалось бы, изобретать карандаш - это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое. Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. "Механический карандаш Хаякавы" - под таким названием он запатентовал изобретение - был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.
В 1915 году Хаякава выпустил свои карандаши в продажу. Расходились они плохо: металлический футляр холодил пальцы и плохо смотрелся с кимоно. Хаякава упорно продолжал работать на склад, пока не дождался крупного заказа от одной торговой фирмы из портового города Иокогама. Оказалось, что в Европе и США "карандаш Хаякавы" завоевал популярность. Крупные японские торговцы быстро оценили экспортный потенциал нового товара и принялись скупать карандаши прямо на фабрике. Она была загружена до предела, а торговцы требовали все больше и больше. Тогда для производства карандашей Хаякава создал еще одну фирму, а сам продолжал работать над их конструкцией. В 1916 году он разработал головку для грифеля, и механический карандаш принял тот облик, который сохраняет и по сей день. Изделие получило новое имя - "вечно острый карандаш", Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда и ведет свое происхождение название корпорации Sharp.
По материалам www.karandashi.ru, www.monitor.nnov.ru и www.capr.ru
000000000000000000
История ручки.
http://www.kanclermen.ru/?s=205741
История ручки начинается с историей человечества. Первобытные люди рисовали на стенах пещер заостренным камнем. Еще до нашей эры вавилоняне камушком выдавливали клинопись - первое письмо на сырой глине. В Древней Греции писали на натертых воском табличках, используя стило - заостренную медную или костяную палочку.
Предшественницей всех типов ручки стала кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла.
А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из солей железа и чернильных орешков - болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых. Чернилами стали пользоваться еще в Древнем Риме. Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали - и все! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать.
Только в 8 веке нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше. Но подготовить его для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если ты возьмешь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное). Потом перо надо обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Потом заострить кончик перочинным ножом. Перьев требовалось уйма! В 18 веке из России только в Англию отправляли в год 27 миллионов перьев!
Весь 19 век изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу. В 1884 году появилась авторучка. В футляре для держания находился резервуар с чернилами. Из него чернила по трем желобкам стекали к наконечнику под пером. В стальном пере вырезали круглое отверстие для воздуха, чтобы чернила затекали туда и ручка писала без клякс.
В 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро заметил, что чернила, которыми печатают газеты,быстро сохнут, не текут. “Почему бы не писать такими чернилами?” - подумал он. Но из обычной авторучки густые чернила не вытекали!
И тогда Биро придумал ручку-трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Такая ручка может оставить след длиной в 6 километров! Через несколько лет англичане выкупили у Биро патент и стали выпускать шариковые ручки специально для летчиков - они, в отличие от чернильных, не текли и на высоте работали отлично.
Но миру гораздо известнее имя Джорджа Стэффорда Паркера. Будь у нас побольше места, мы бы поподробнее рассказали удивительную историю о том, как скромный сотрудник телеграфной школы, чтобы получить прибавку к жалованию, стал агентом по продаже перьевых ручек. Товар был никудышный - ручки протекали и часто ломались, Паркер их чинил, а однажды это ему надоело. "Сделай что-то лучше, и люди это купят", - сказал он себе и придумал собственную уникальную ручку. Уже через год Паркер основал свою компанию по производству шариковых ручек.
В нашей стране интерес к шариковым ручкам проснулся после второй мировой войны. Понятно, что с предложением наладить у нас их выпуск Советский Союз обратился именно к Паркеру - ведь именно "паркерами", принадлежащими генералу Эйзенхауэру, подписывался акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Однако американский бизнесмен в просьбе отказал. Пришлось выкручиваться своими силами. Это было нелегко. Вначале шарики, выпускаемые на Куйбышевском заводе шарикоподшипников, никак не принимали нужную форму, потом не получалось вывести формулу пасты. Не писали ею советские ручки, и все тут. И тут один умный человек предложил сделать пасту из смеси касторки с канифолью. Воообще-то этой убойной смесью боролись с мухами. Представьте себе, получилось! Рождение первой советской шариковой ручки в СССР датировано 1949 годом.
Шариковую ручку изобрели в 1938 году два брата венгра. А в 1958 году француз Марсель Бик создал дешевую ручку под названием BIC, захватившую рынок практически всей планеты.На разработку пишущего узла ручки у Бика ушло почти четыре года. Зато результат превзошел все ожидания - эта одноразовая ручка была дешевой, удобной, одинаково хорошо писала на любой бумаге, ее хватало, чтобы прочертить линию длиной 6 км.
Самый популярный в мире цвет чернил - черный. Потом идут синий, красный и зеленый. А гелевая ручка может писать чернилами самых разных цветов - даже серебряными и золотыми!
По материалам сайтов triz.minsk.by и www.promo-pen.ru
000000000000000000000
Рецепты древних чернил.
http://www.kanclermen.ru/?s=205737
Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.
В Европе чернила появились значительно позже, когда - точно неизвестно, но в 111 веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.
Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали ... всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.
Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.
Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древестного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.
Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". Хv век дал новый рецепт -"вареные чернила". Их рецепт такой: "часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши".
В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.
"Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило".
В ХVI веке россияне знали еще один рецепт - на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.
В ХVIII веке вместо "железин" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".
В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".
Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.
Здесь уместно вспомнить строки из романа Д. Дефо "Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка": "... Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли , мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить". Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в "чернильном вопросе". Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать.
Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1млн. флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов!
В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат ( по специальности химик ) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией - чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.
Владимир Георгиевич Васильев, доцент кафедры Автоматизации технологических процессов ТГТУ, 05.08.03
0000000000000000
Требования, предъявляемые к фломастерам.
http://www.kanclermen.ru/?s=205740
Согласно художественной энциклопедии, фломастер (от англ. flowmaster) - это инструмент в виде ручки для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т.п.
Фломастеры бывают разнообразной формы, толщины и назначения. Тонкими фломастерами можно писать и рисовать на небольших листах, а толстые фломастеры (маркеры) хороши для оформительских работ, заполнения больших плоскостей. Пишущим узлом фломастера является волокнистый стержень из фетра, лавсана или другого пористого материала, вставленный в пластмассовый корпус. Стержень пропитывается специальными красителями (спиртовыми чернилами) разнообразных цветовых оттенков.
Требования, предъявляемые к фломастерам
Фломастеры, как и все товары для детей, продаваемые на территории Российской Федерации, должны иметь гигиенический сертификат. Гигиенический стандарт указывает максимально допустимое содержание тяжелых металлов и других химических элементов в материалах, из которых изготовлен товар.
Также необходимой является информация на упаковке на русском языке или хотя бы специальные наклейки с информацией.
Фломастеры являются товаром, который по истечении срока годности считается непригодным для использования по назначению.
Колпачок. Он должен быть вентилируемым, что позволит ребенку дышать при случайном заглатывании. Стандарт обозначает необходимую степень вентилируемости - восемь литров воздуха в минуту.
Заглушка. Эта деталь, будучи приваренной к корпусу, препятствует вытеканию из него чернил и заглатыванию их или самой заглушки ребенком.
Корпус. Может быть изготовлен из полипропилена или полистирола. Полипропилен предпочтительнее по ряду факторов, основным из которых является прочность корпуса, изготовленного из этого материала. От материала, из которого изготовлен корпус, часто зависит и срок годности фломастера. В полипропиленовом корпусе чернила не высыхают существенно дольше.
Длина следа. Следует рассматривать сочетание различных характеристик, определяющих продолжительность письма. Нарисованный фломастером след характеризуется длиной и яркостью. Яркость следа определяется расходом чернил на 100 м. По европейским стандартам непрерывная линия, которую может нарисовать фломастер (длина следа), должна быть не менее полукилометра. При этом расход чернил на 100 м не должен быть менее 190 мг.
Чернила. Современные чернила, используемые во фломастерах, должны смываться с тканей и с рук (или других частей тела).
Крупнейшие российские производители фломастеров - саратовский СТАММ и санкт-петербургский СОЮЗ. Импортируются фломастеры в Россию со всех концов света. Самые дешевые - из Китая и Индии. В среднем ценовом диапазоне - из Чехии, Болгарии, Польши, Италии и того же Китая. Дорогие в основном из Германии.
По материалам www.officemart.ru
000000000000000000000
Перья и суета
http://www.kanclermen.ru/?s=400007
Похоже, что сегодня перьевые ручки уже очень редко используются в качестве утилитарных пишущих инструментов и практически не применяются для выработки каллиграфического почерка. Чем дальше, тем все больше они становятся элементом имиджа владельца, человека, желающего выделяться в своей среде, и «переквалифицируются» в приятный, милый, престижный и пока еще небесполезный подарок. «Можно ли их все еще относить к канцелярии?» — вопрос более чем актуальный, ведь все, что сегодня происходит с перьевыми ручками, начиная с производства и заканчивая продвижением на рынке, — это попытки производителей и продавцов усилить эмоциональные преимущества этого продукта и «сохранить ему жизнь». Так это или нет? Давайте внимательнее посмотрим на перьевые ручки (в обзор мы не включили рассмотрение эксклюзивных образцов, относящихся к VIP-сегменту) и на их позиции в ассортименте канцелярских компаний.
Известно, что писать перьями люди стали очень давно, и история авторучки — это история поисков новых технологий, материалов, конструкций. Прототип современных перьевых ручек появился в конце XIX века. По легенде мысль взяться за создание нормального пишущего инструмента пришла в голову страховому маклеру Льюису Эдсону Ватерману после того, как из-за жирной кляксы было сорвано подписание важного контракта. Впоследствии перьевые ручки многократно совершенствовались, и их современные образцы уже никогда не оставят на деловых бумагах чернильного пятна, не протекут в кармане, не поцарапают бумагу.
Материалы и производство
Наиболее важными конструктивными элементами перьевых ручек с технической точки зрения являются перо и система подачи чернил. Хотя чисто визуально покупатель в первую очередь обращает внимание на перо и корпус изделия. Тем не менее, одно немыслимо без другого. Так из чего же делаются перо и корпус?
Перо
Перо — не только сердце ручки, но и ее лицо, причем главное действующее. Перья современных авторучек изготавливаются из металлов. Но чистые металлы из-за своих механических свойств для производства непригодны, поэтому в большинстве случаев используются сплавы на основе латуни, стали, никеля, серебра и золота. Если перья изготовлены из неблагородных металлов, таких как нержавеющая сталь или латунь, то гальваническое покрытие из золота или серебра помогает повысить их устойчивость к коррозии и улучшить внешний вид.
Если мы говорим о пишущих инструментах представительского класса, то, как правило, их перья изготавливаются из серебра или золота. Перо выполняет одну из главных имиджевых функций подарочной перьевой ручки, поэтому иногда перья делают преднамеренно более крупными, на них наносится художественная гравировка и позолота. Золотое или серебряное перо особенно повышает престиж изделия.
Впрочем, по мнению ряда специалистов, выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера, его форма и конструкция, тщательность шлифовки, обработка острия. Если перо сделано не из золота, а из нержавеющей стали, то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое. Поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливают из более дорогого и твердого металла, как правило, платиновой группы — иридия или родия.
В сплавах серебра обычно используется стерлинговое серебро 925 пробы и упрочняющие элементы — медь, никель либо цинк. В чистом виде серебро используется лишь для посеребрения. Мягкость чистого золота делает этот металл совершенно непригодным для изготовления перьев, поэтому, чтобы придать ему твердость, в сплав также добавляют медь, никель, серебро или цинк. Изменения концентрации отдельных металлов в сплаве влияют на внешний вид и характеристики золота. Например, цвет золота 18 карат колеблется от светло-желтого до розового и красного в зависимости от добавок. Все сплавы золота обладают чрезвычайно высокой стойкостью к атмосферной и водной коррозии, отчего почти не тускнеют.
Существуют три основных типа промышленных сплавов золота, используемых при изготовлении авторучек:
Золото 9К (375 частей чистого золота на 1000 частей сплава). Самый твердый и самый дешевый сплав золота.
Золото 14К (585 частей чистого золота на 1000). Средний по стоимости сплав, из которого изготавливается большинство золотых перьев.
Золото 18К (750 частей на 1000). Более мягкий, чем предыдущие сплавы, но достаточно твердый, чтобы использоваться при изготовлении перьев.
Белое золото — сплав золота с серебром и палладием. Белое золото обычно изготавливается в варианте 18К, однако применяется в промышленности весьма экономно.
Также для производства перьев используются металлы группы, в которую входят платина, родий, иридий, осмий и палладий, обладающие одинаковыми физическими, механическими и химическими свойствами. Все они белого цвета и чрезвычайно устойчивы к коррозии. Платина — мягкий металл, но с добавлением незначительного количества других металлов быстро твердеет, и для производства изделий она используется в виде сплава с содержанием 950 частей на 1000. Осмий и палладий используют в основном для изготовления кончиков пера, прочность этих металлов делает перья исключительно прочными и долговечными.
Сколь древним пишущим инструментом не была бы перьевая ручка, на сегодняшний день она остается очень высокотехнологичным изделием. Многие операции при изготовлении ручек по-прежнему выполняются вручную. Так, производство только пера может включать до тридцати последовательных операций.
Известно, что металлы, используемые в производстве перьев, со временем «подсаживаются» под руку владельца, раз и навсегда запоминая особенности его почерка и наклона. Впрочем, это отнюдь не значит, что перо нельзя выбрать в соответствии со своей манерой письма. Производители, как правило, предлагают несколько степеней толщины пера, которые обозначаются латинским буквами F, M, B, их сочетания с U и E определяют промежуточные толщины. Традиционно приняты следующие обозначения:
UF — ультратонкое перо, предназначенное для художественной работы, но не для письма;
EF — экстратонкое — для письма тонкими линиями со слабым нажимом;
F — тонкое — идеально для обычного письма тонкими линиями со средним нажимом;
M — среднее — для среднего нажима и средней толщины линии, универсальное перо;
B — широкое — с массивным закругленным острием для толстых линий;
EB — экстраширокое — с большим закругленным наконечником для толстых линий и выразительных подписей;
EEB — экстра экстраширокое — для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно.
Перья первой и последней степеней на массовом рынке встречаются крайне редко. Также перья выпускаются для наклонной тонкой (OF) и толстой (OB), прямой и наклонной курсивных манер письма. Эффект курсива и каллиграфического почерка достигается за счет размещения на кончике пера специально приплюснутого маленького шарика из износостойкого иридия, который изменяет толщину линии при движении в разных направлениях. Кроме того, некоторые производители делают для левшей специальные наклонные перья с измененным углом.
Для классических ручек Pelikan перо, как правило, изготавливается из желтого золота и декорируется родием. Перо всегда изготавливается с особой тщательностью и для каждого вида почерка можно подобрать свое, ведь перо необходимо выбирать по руке. Маркировка на пере всегда означает толщину пера, пробу золота и логотип компании-производителя.
Подача чернил
В современных перьевых ручках существует несколько систем подачи чернил. Эти системы могут быть устроены по принципу конвертора или картриджа. В конвертор чернила закачиваются с помощью насосной или поршневой системы, тогда как картриджи представляют собой аналоги обычных стержней, которые нельзя заправлять, ими, как правило, снабжаются менее престижные модели. После использования картриджи выбрасываются.
Современная система подачи чернил в перьевых ручках достаточно сложна. Интенсивность, с которой чернила поступают на перо, зависит от нескольких факторов: температуры воздуха, атмосферного давления, а также от усилия, с которым перо прижимается к бумаге. Вот почему система подачи чернил в современных ручках помимо капилляров, выравнивающих внутреннее и внешнее давление и не позволяющих чернилам выливаться, дополнена коллектором и специальной камерой контроля нажатия пера. Все это сделано для того, чтобы обеспечить перо именно таким количеством чернил, которое требуется в настоящий момент.
Коллектор отвечает за порционную подачу чернил на перо. Если используется широкое перо или ручкой пишут очень быстро, коллектор увеличивает количество подаваемых чернил на перо, и наоборот. Камера контроля предназначена для компенсации как повышенного атмосферного давления, так и непропорционально сильного нажатия пера. Она играет роль своеобразного компенсатора давления, чтобы при сильном нажатии чернила не выливались.
Корпус
Первые ручки в XIX веке производились из жесткого каучука. Чтобы улучшить их внешний вид, на стенки корпусов наносились различные орнаменты или накатывались пластины золота или серебра. Теперь за этими первыми образцами ручечного ювелирного искусства охотятся коллекционеры всего мира. Сегодня развитие технологий позволяет использовать в производстве корпусов ручек множество самых разнообразных материалов, в том числе титан, который еще в 1970-х годах из-за своей твердости считался крайне сложным в обработке и почти непригодным. Для изготовления подарочных ручек в основном используются металлы — латунь, алюминий, сталь, которые впоследствии отделываются лаком, красками, деревом, в редких случаях камнем, иногда производится позолота или серебрение. Корпуса перьевых ручек могут быть изготовлены целиком из драгоценных металлов или из дерева, а также из различных видов пластика, например, из акрила.
В любом случае материал корпуса всегда влияет и на цену, и на сферу применения ручки. Для выработки навыка письма у школьников европейские производители предлагают простые, но высококачественные материалы. Так, корпус перьевых ручек Centropen выполнен из крепкого высоковязкого пластика, который устойчив на излом, а если даже и ломается, то не образует острых краев. Корпус перьевых ручек Herlitz, рассчитанных на детей, сделан из яркого цветного пластика, часто с рисунком, зоной захвата, рассчитанной на детскую руку, наклейкой для имени ребенка. Качество главного элемента — пера — остается «взрослым» даже в детских моделях, ведь перья изготавливаются из нержавеющей стали и имеют иридиевый кончик, что обеспечивает чистое и комфортное письмо.
Часто для производства корпуса используется нержавеющая сталь, которая впоследствии дополнительно декорируется. Так, в ручках марки Index корпус из нержавеющей стали сверху покрывается лаком или цветным акрилом, что придает ручкам прочность и изящество одновременно.
Чистый алюминий — очень мягкий металл, который легко деформируется. Но в сплавах он приобретает необходимую твердость, одновременно сохраняя легкость и податливость в обработке. Поэтому сплавы алюминия нередко применяются в производстве ручек, например, марок Senator и OHTO. Помимо алюминия, Senator также применяет карбон и высокосортную сталь — полированную или матовую. А вот корпус самого дорогого из пишущих инструментов этой марки покрыт полированным черным оргстеклом Plexiglass, что делает ручку массивной и придает ей внушительность.
В некоторых моделях инструментов OHTO алюминиевый сплав дополняется прорезиненной зоной захвата. А вот в модели Asechi корпус изготавливается из ацетата целлюлозы, который благодаря старинной японской технологии Rokuro полностью воссоздает все нюансы текстуры черепахового панциря.
Очень популярно использование в ручках природных материалов. Так, подарочные ручки марки Expert Complete изготавливаются из дерева — клена, ореха или дуба, иногда сочетается древесина двух пород, которая дополняется металлической отделкой под золото, серебро или платину. А вот в отделке корпуса некоторых моделей марки Protege используется натуральная кожа.
Если обратиться к пишущим инструментам высокого ценового сегмента, то речь пойдет о драгоценных металлах, необычных и редких материалах, дорогой обработке. Так, например, корпус «Ручки года — 2005» из коллекции Graf von Faber-Castell выполнен из кожи хвостоколого ската, обитающего в Тихом океане. Обработанная кожа напоминает мелкий жемчуг, а поскольку каждый скат обладает индивидуальной мозаикой чешуек, этот материал делает любое изделие эксклюзивным. Именно кожей скатов самураи традиционно отделывали рукоятки своих мечей. Для производства ручек коллекции Classic от Faber-Castell используются ценные породы деревьев — рыже-коричневый пернамбук, матовое эбеновое дерево или темно-коричневое гренадилловое дерево в сочетании с платиной.
Корпуса ручек марки Aurora сочетают в себе серебро, золото, хром, драгоценные и полудрагоценные камни, смолу, авролид. А итальянская компания Marlen в производстве дорогих моделей любит использовать современные материалы, например, стекловолокно, для посеребрения которого специалистами компании была разработана эксклюзивная технология. Пишущие инструменты коллекции Konia марки Ferrari da Varese производятся из рога, а лимитированные серии того же производителя инкрустируются бриллиантами и кораллом.
Говоря о материалах, нельзя не упомянуть, что корпусы ручек всегда покрываются лаком, который может быть двух видов — синтетическим и растительного происхождения (его называют китайским или восточным). Китайский лак очень дорог, требует соблюдения сложнейших многовековых технологий нанесения и поэтому используется только для производства эксклюзивных пишущих инструментов. Авторучки, покрытые восточным лаком, обладают идеально глянцевой поверхностью и исключительной сопротивляемостью воздействиям внешней среды и даже огня.
Сегментация
Перьевые ручки, представленные на российском рынке, можно разделить на две группы: ручки на каждый день и инструменты подарочного ассортимента. На первых останавливаться подробно не стоит, поскольку они сделаны из обычных материалов, имеют традиционный дизайн и представлены примерно в одной ценовой категории. Ручки подарочного ассортимента привыкли классифицировать следующим образом: по ценовому предложению и по престижности товара.
Существуют очень дорогие эксклюзивные модели ручек от именитых производителей. Цена таких изделий более 1000 у. е. Эти ручки отличаются большими размерами, богатым декором и имеют роскошные упаковки.
Ручки стоимостью менее 1000 у. е., также поставляемые известными производителями, — это изделия с более строгим, классическим дизайном. Их престиж обеспечивается торговой маркой, иногда золотым пером, а также корпусом, который может быть позолоченным или серебряным.
Ручки от малоизвестных брендов стоимостью менее 100 у. е. имеют, как правило, яркие аляповатые дизайны, большие размеры и, соответственно, большие упаковки. Часто такая перьевая ручка продается в наборе с ручкой-роллером или шариковой ручкой, иногда даже с часами или брелоком.
Впрочем, стоит заметить, что, демократизируя линии престижных пишущих инструментов, многие солидные бренды все чаще выпускают на рынок серии недорогих перьевых ручек. На какого потребителя ориентироваться, разумеется, каждый поставщик, выбирает сам.
В целом спрос на перьевые ручки хоть и не является массовым, но достаточно стабилен. Перьевые ручки занимают свою нишу параллельно с шариковыми, капиллярными, гелевыми ручками и роллерами.
Упаковка и комплектующие
Поскольку перьевые ручки, как уже неоднократно отмечалось, часто покупаются именно в качестве подарка, очевидно, что каждый подарок, а тем более дорогой, должен быть соответствующим образом упакован. Упаковка — чуть ли не половина успеха в случае с перьевыми ручками, поэтому многие поставщики делают особенный упор именно на упаковку, часто предлагая клиенту самому выбрать подходящий футляр. Кроме того, в качестве подарка перьевые ручки нередко приобретаются в комплекте с шариковыми ручками или роллерами.
Упаковка перьевых ручек Rotring может быть картонной, в ходу также кожаные пеналы, боксы и тубы. При покупке перьевой ручки Rotring излишняя презентабельность упаковки не является определяющей. Конечный потребитель этого изделия покупает именно ручку. Однако самые дорогостоящие ручки из коллекций Parker, Waterman и Rotring, непременно, имеют эксклюзивные упаковки.
Для ручек марки Senator предусмотрено около девяти видов футляров классического дизайна, в которых используются искусственные и более дорогие натуральные материалы. Для наборов марки Index можно выбрать футляры из 11 оригинальных моделей современного дизайна из дерева или пластика.
Практически все модели перьевых ручек Index специально выполнены в едином стиле с роллерами и шариковыми ручками и рекомендованы в каталоге компании для подарочных наборов.
По материалам сайта www.kanzoboz.ru
В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.