Читая Конфуция и Рэя Бредбери

 «Конфуций сказал: «Есть ли у меня Знание?
 Нет, я не имею его. Но если простой человек спрашивает
 меня о чем – ни будь, то, как бы ни был пуст вопрос,
 я беру его с двух противоположных сторон и
 объясняю человеку во всей его полноте».
 Конфуций «Суждения и беседы» 551-479до н.э.
 
Со мною вот что приключилось. Первое. Я слегка озабочен тем, что рекомендуемый мной инструмент для решения технологических и научных задач - противоположный эксперимент, некоторые читатели нашего сайта не приемлют. По каким причинам я не знаю. И знаю, что в моих работах он срабатывал прекрасно. Вчера мне подарили небольшую книжечку «Суждения и беседы» Конфуция. Я стал ее просматривать и наткнулся на одно суждение, которое меня покорило, удивило, обрадовало и я его немедленно вставил в эпиграф. Это же надо – до нашей эры человек понял, что с двух противоположных сторон можно объяснить вопрос во всей полноте, а я с трудом догадался об этом в 20 веке!
Второе. Я, когда прочитываю книгу, которая мне очень понравилась, по каким то причинам, очень хочу, чтобы мои близкие знакомые тоже прочли эту книгу. Я прочел том Р.Бредбери, который мне подарили, и дал почитать одной супружеской паре. Они прочли и вернули книгу. Я стал повторно читать и увидел, что на некоторых страницах, на полях поставлены еле видимые черные точки, места, где бы я тоже поставил отметину. И, вдруг, ко мне пришла мысль – а, что если взять и выписать отмеченные места и их прокомментировать. Посоветовался со своим человеком - ресурсом - он одобрил идею, и я приступил. Итак, начнем.
«Когда школы стали выпускать все больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, летчиков, автогонщиков, вместо исследователей, критиков, ученых и людей искусства, слово « интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Человек не терпит, того что выходит за рамки обычного. Вспомните-ка, в школе в одном классе с вами был, наверное, какой– ни будь особо одаренный малыш? Он лучше всех читал вслух и чаще всех отвечал на уроках, а другие сидели как истуканы и ненавидели его от всего сердца. И кого же вы колотили и всячески истязали после уроков, как не этого мальчишку? Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть, люди, станут, похожи друг на друга, как две капли воды; тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество. Вот!
А книга-это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь ее! Разрядите ружье!...»
Вспомните цензуру у нас в стране - это ли не разряженные ружья?
И то, о чем говорит Бредбери словами героя Биттли, происходит и в школах, и в других учреждениях, причем не только с хорошим учеником, но и с новичком, с иногородним, с инвалидом и т.д. Я, помню, когда мы приехали из Москвы в г. Воткинск, в 1939 г., я впервые почувствовал, как там «любят» москвичей. Это проявлялось и в школе, и на улице… Я просто не придавал этому значение, но иногда было обидно. Хотя встречались ребята и без предубеждения.
Почему – то, мне представляется, что коллективы не всегда добродушно принимают новичков. Я помню единственный случай, когда ко мне в лабораторию пришла молодой специалист, и, буквально, через несколько дней вся лаборатория полагала, что она у нас работает давно.
 Мне неудобно проводить такую аналогию, но чем - то недружественный прием чужаков напоминает, если вы вспомните, животный мир.
«Время от времени случается – то там, то тут. Это Кларисса Маклеллан, да? Ее семья нам известна. Мы держим их под надзором. Наследственность и среда-это, я вам скажу, любопытная штука. Не так- то просто избавиться от всех чудаков, за несколько лет этого не сделаешь. Домашняя среда может свести на нет многое из того, что пытается привить школа. Вот почему мы все время снижали возраст для поступления в детские сады. Теперь выхватываем ребятишек, чуть ли не из колыбели. К нам уже поступали сигналы о Миклелланах, еще, когда они жили в Чикаго, но сигналы все оказались ложными. Книг у них мы не нашли. У дядюшки репутация неважная – не общителен. А что касается девушки, то это была бомба замедленного действия. Семья влияла на ее подсознание, в этом я убедился, просмотрев ее школьную характеристику. Ее интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна».
Буквально на днях промелькнуло сообщение о том, что у нас военные хотят брать на учет мальчишек чуть ли не с рождения. Это уже не фантастика, а реальность. Во времена А.Суворова детей дворян с рождения приписывали к полкам, и они служили - жили дома, а служба шла, и повышались звания.
«Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше - ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война. Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами - это все таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит,- ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хотя на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы ибо «факты», которыми они напичканы,- это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай Бог, если они начнут делать выводы и обобщения. Ибо это ведет к меланхолии! Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стенку, - а в наши дни большинство это умеет,- куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок. Я знаю, я пробовал. Нет, к черту! Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие, автоматические рефлексы!...» Тут комментировать нечего - включите телевизор, и вы сами увидите то, о чем писал фантаст Брэдбери много лет назад – сразу после войны. Подумать только – у нас в стране всего этого еще не было, а текст о наших будущих хворях уже был написан! Вот она –сила философов.
«Этого вам никто не может гарантировать. Ведь когда книг у нас было сколько угодно, а мы все- таки только и делали, что искали самый крутой утес, чтобы с него прыгнуть. Тут достоверно только одно: да, нам необходимо дышать полной грудью. Да, нам нужны знания. И может быть, лет этак через тысячу мы научимся выбирать для прыжков менее крутые утесы. Ведь книги существуют для того, чтобы напоминать нам, какие мы дураки и упрямые ослы. Они как преторианская стража кесаря, которая нашептывала ему во время триумфа: «Помни, кесарь, что и ты смертен». Большинство из нас не может всюду побывать, со всеми поговорить, посетить все города мира. У нас нет ни времени, ни денег, ни такого количества друзей. Все, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного - человека, машины, библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир,- и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу…..
Но, что же дальше? Помогут ли нам книги?
-Только при условии, что у нас будет третья необходимая нам вещь. Первая, как я уже сказал, - это качество наших знаний. Вторая-досуг, чтобы продумать, усвоить эти знания. А третья - право действовать на основе того, что почерпнули из взаимодействия двух первых. Но сомнительно, чтобы один глубокий старик и один разочаровавшийся пожарник, могли что-то изменить теперь, когда дело зашло уже так далеко…
Старик кивнул:
Кто не создает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников.
-Так вот , значит, кто я такой!
-В каждом из нас это есть».
Про книги я узнал для себя много нового. Многие не представляют жизни без книги, но есть и такие кто в своей жизни не прочел ни одной книги. Как такое может случиться в 21 веке! Как сказал один поэт, стихи почти не издают и за них не платят. Но мы-то помним, какое число слушателей собиралось на площади Пушкина и в Политехническом музее, где выступали Евтушенко, Вознесенский. Ахмадулина и другие поэты.
«Мой дед говорил: «Каждый должен, что – то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то чего при жизни касались, твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив». Мой дед говорил: «Не важно, что именно ты, делаешь, важно чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущего траву на лужайке, и настоящим садовником, - говорил мне дед- Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение».
Конечно, мы знаем много высказываний по поводу того, что желательно оставить после себя, но мне представляется, что Рэй Брэдбери вложил в уста своих героев очень изящные и благородные слова, которые призывают нас не только подумать над ними, но и постараться выполнить этот призыв.
Когда я писал «Читая Рэя Брэдбери», моя жизнь вдруг круто изменилась. Живу я на пятом этаже, и у меня в доме потекла крыша, а это привело к протечке потолка. Я сидел с тряпками и выжимал воду. ЖЭК кое- что сделал, и вода с потолка почти не капала. Мне позвонила Г. Хотянова и спросила, как я буду отмечать свой день рождения. Я рассказал, что мне не до праздника – я слежу за влагой, которая почему-то меня полюбила. Галина Борисовна, которая знает меня много лет, внезапно мне предложила - а давайте мы вам подарим натяжной потолок. Я как пожилой человек не сразу принимаю новшества, но она меня убедила, что это здорово и потолок будет чистый, а если туда попадет вода ее можно легко откачать. Не буду больше отвлекать, а сразу перейду к делу. Потолок поставили, все были рады, но через неделю ночью я проснулся от звука падающих капель. Стал искать и увидел, что вода капает с люстры. Опять просьбы к ЖЕКу и процесс каплевыделения прекратился, но на натяжном потолке появился пузырь. Вызвал мастера и он откачал примерно 3 малых ведра воды, затем прогрел место, где был пузырь и потолок стал опять девственно бел и красив. И тут ко мне пришла мысль - а может придумать такой потолок, что если появляется вода, то она сама стекает и никаких пузырей не будет. Виктор, работник фирмы мне рассказал, что домов с такими потолками много, и он ходит целые дни откачивать воду. Может быть эта задача решена, но давайте ребята, решим эту задачу с помощью ТРИЗ, и она может мгновенно быть реализована. Уф, наконец- то все написал, что хотел. Нет не все. Может надо избрать руководителя группы - координатора, вдохновителя и организатора? А может при ее решении применить П.Э.?
Третье.
«- Дуглас, прошептала она,- Никогда не позволяй никому крыть крышу, если это не доставляет ему удовлетворения» Это сказала прабабушка, уходя из жизни, и я думаю, автор «Вина из одуванчиков», нес этот завет всю жизнь.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Читая Конфуция и Рэя Бредбери"