Обзор научно - технической информации - февраль 2010

Уважаемые коллеги, читатели «Методолога»!
 
 
Предлагаю Вашему вниманию одиннадцатый обзор новостей науки и техники. Юбилеи приходят и уходят, а будни всегда с нами. Но новинки науки и техники скучать не дают, ведь мы живем в особое, переломное время. Будущее не задано, и видится оно разным людям по-разному.  
Начнем обзор с сообщения, смысл которого шире, чем смысл сообщений отдельных  разделов. Это сообщение «Плюсы и минусы появления электромобилей»(//popnano.ru, 5 февраля). «Распространение автомобилей с электродвигателем – это вопрос времени, а не один из вариантов развития событий. Поэтому давайте посмотрим на различные взаимодействия и цепочки, которые пострадают (или выиграют) от появления электромобилей. С точки зрения покупателей, цена покупки и обслуживания такого автомобиля скоро станет сопоставима с ценой на традиционные авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Технологии производства и проектирования электрических авто будут совершенствоваться, стоимость – уменьшаться. Со снижением цены придет спрос на электрокары. По данным различных консалтинговых компаний, от 10 до 20% всех новых проданных автомобилей к 2020 году будут либо электрическими, либо гибридами с возможностью подзарядки от сети. Распространение электрических автомобилей (ЭА) окажет серьезное влияние на автопроизводителей. В течение следующих десятилетий появится множество новых финансовых цепочек, звенья которой будут рассчитаны на получение прибыли не от природных нефтяных запасов, но от высокотехнологичных компонентов ЭА, таких как литий-ионные батареи. Разработки в этой области создадут около 1 млн рабочих мест по всему миру, потенциальный денежный оборот превысит $300 млрд. Новое направление автоиндустрии окажет двоякий эффект на производителей. Компании, которые включают в свои бизнес-планы электроавтомобили, должны будут учесть нужды всех звеньев новой цепи производства - необходимо будет разработать новые стратегии развития. В свою очередь, компании, бизнес которых ориентирован на получение прибыли в нефтяной индустрии серьезно пострадают, если не адаптируются к ожидаемому падению прибылей и уменьшению нагрузки на производственное оборудование. Это все общая теория и рассуждения, поэтому давайте перейдем к более конкретным вещам.Энергетическая промышленность. С увеличением потребностей потребителей в электроэнергии, нагрузка серьезно возрастет. Службы, занимающиеся продажей электроэнергии конечным потребителям, получат огромный дополнительный финансовый поток. Поддержка электромобиля сравнима с подключением к электросети дополнительной квартиры, что означает $5000 прибыли на протяжении всего «жизненного цикла» автомобиля. При этом нефтяные компании теряют около $14000 за тот же период. Главное – суметь адаптировать сеть к повышенным нагрузкам. Нефтяные компании. Тут все зависит от выбранной линии развития. Нефтяные гиганты могут сами включиться в денежную «электрическую цепочку», переориентироваться на увеличенные объемы производства не топливной продукции (масла, смазочные материалы и т.д.). Потеря значительной части топливного рынка немного сгладиться за счет общих продаж автомобилей (все равно бензиновые машины будут покупать, хоть и в меньшем количестве). Производители двигателей и станции обслуживания. Компании, поставляющие ДВС и трансмиссии автопроизводителям, понесут потери в связи с уменьшением объема заказов. Те, кто смогут предложить литий-ионные батареи по конкурентоспособным ценам, смогут смягчить удар по своей прибыли. По прогнозам, в этой сфере «бензинщики» потеряют около $5000 на автомобиль, производители электрических силовых установок получат $6000. Электромобили требуют меньшего объема обслуживания, поэтому сервисным станциям придется предоставлять дополнительные услуги: зарядку батарей, программы скидок. Грамотная реклама также сыграет не последнюю роль, внеся общий вклад в развитие «электрического» автомобильного сектора. Одним словом, перспективы и варианты развития безграничны. Даже IT-индустрия может включиться в новую эру автомобилей – Nissan и Apple работают над программой для смартфонов, которая будет отображать статистику по электромобилю: уровень заряда батарей, расстояние до ближайшей станции зарядки и т.д. Как и с любой «прорывной» технологией, потерь одних направлений и развитий других не избежать, и каждый будет адаптироваться к новым условиям…».  Понятно, что в статье перечислены только ближайшие, видимые последствия перехода на электротягу. Об отдаленных последствиях мы можем только догадываться. А если еще учесть переход от металлов в автомобилестроении к композитам…
Для раздела ЭКОЛОГИЯ в феврале не нашлось ничего примечательного. Может быть, плохо искал? Тем не менее, систематическую часть моего обзора начну с раздела ЭНЕРГИЯ. В который уже раз много новостей из мира солнечных батарей. Что делать, отрасль бурно развивается. 18 февраля www.membrana.ru сообщает, что «Испытана солнечная батарея с рекордным захватом фотонов». «Опытный прототип эффективной солнечной батареи, содержащей примерно в 50-100 раз меньше кремния, чем классическая, да к тому же батареи гибкой — удалось получить благодаря "свежему" сочетанию известных материалов и хитроумному структурированию ячейки. Несколько таких образцов построены в Калифорнийском технологическом институте. Новый массив поглощает до 96% солнечных лучей на одной из длин волн и солидные 85% от всего падающего солнечного света. Это рекорд для материалов, созданных специально для повышения доли света, "съедаемого" фотоэлектрическим преобразователем. Как отмечает один из авторов разработки Гарри Этвотер (Harry Atwater), многие материалы хорошо поглощают свет (чёрная краска хотя бы), но они не генерируют ток. В данном случае за великолепным захватом падающих лучей следует и генерация носителей заряда. Опыт также показал очень высокую внешнюю и внутреннюю квантовую эффективность использованного полупроводника при поглощении им фотонов, иными словами — прототип батареи обладает всеми задатками, чтобы при должной доводке показать очень высокий суммарный КПД. Но что удивительнее всего, в ряде построенных образцов такое эффективное поглощение работало при том, что собственно кремниевое покрытие занимало лишь от 2% до 10% общей площади батареи (а в основном — менее 5%), равно как и менее 5% от объёма рабочего слоя. Практически всё остальное в новой системе занимает простой прозрачный полимер. Секрет такого "чуда" — в целой армии микроскопических колонн (или проводков) из кремния, установленных перпендикулярно основанию панели. Сама идея структурирования поверхности солнечной ячейки на микро- и даже наноуровне для радикального роста усвоения света — не нова. В 2007 году с этой целью учёные построили «Наноманхэттен» из углеродных нанотрубок, а в 2008-м многослойное покрытие из "лесов", "деревья" в которых представляли собой наностержни из диоксида титана. Однако авторы новой работы довели проект такого рода до совершенства. Они поставили множество опытов с разными параметрами "колонн" (остановились на диаметре 1 микрометр при длине 30-100 мкм) и расстоянием между отдельными ними. Учёные выяснили, что выгодно не сближать микропроводки слишком тесно — прозрачное пространство между ними хорошо работает на многократную трансляцию лучей — те фотоны, что не поглощаются кремниевыми стержнями, отражаются не вверх, а в стороны — на многочисленные соседние "колонны". Кроме того, оказалось, что новая батарея лучше воспринимает свет, падающий под самыми разными углами, нежели батарея классическая, чувствительная к точному нацеливанию на Солнце. Пока технология апробирована только на совсем крошечных образцах (поперечником в десяток миллиметров). Следующим шагом исследователей будет построение аналогичных преобразователей более крупного размера и их тестирование». «Солнечный элемент от IBM оказался эффективнее аналогов», пишет 17 февраля //popnano.ru. «Компания IBM объявила, что силами одной из ее исследовательских лабораторий был создан достаточно эффективный элемент солнечной батареи, состоящий из широко распространенных на планете и легкодоступных материалов. Ожидается, что такая разработка может привести к значительному снижению стоимости электроэнергии, получаемой из солнечного света. Основной слой нового модуля солнечной батареи IBM, поглощающий большую часть света для преобразования в электрический ток, полностью состоит из соединения таких элементов, как медь (Cu), олово (Sn), цинк (Zn), сера (S) и/или селен (Se). При этом его коэффициент полезного действия составляет 9,6%, что на 40% превышает лучшие показатели, полученные для преобразователей на основе подобного набора компонентов. Разработанный исследователями солнечный элемент также отличает от его предшественников то, что он был создан с использованием комбинации решений и подходов, основанных на наночастицах – в отличие от популярного, но дорогостоящего вакуумного метода. Технологические изменения позволят, как ожидается, значительно уменьшить производственные затраты, поскольку эти изменения согласуются с передовыми методами нанесения светопоглощающих слоев – такими как печать, покрытие, наносимое окунанием (погружением) и распылением, литье пленки – которые характеризуются высокой производительностью и высоким коэффициентом использования материалов…Существующие в настоящее время тонкопленочные панели солнечных элементов, основанные на сложных полупроводниках, демонстрируют коэффициент полезного действия на уровне 9-11%. В этих элементах наиболее часто применяются два дорогостоящих химических соединения – селенид меди индия и галлия (copper indium gallium selenide) и теллурид кадмия (cadmium telluride). В результате предпринимавшихся попыток создания дешевых солнечных панелей на основе соединений, включающих широко распространенные на Земле химические элементы и не содержащих индия, галлия или кадмия, не удавалось превысить барьер КПД в 6,7% – в сравнении с новым, рекордным показателем эффективности в 9,6%, полученным специалистами IBM Research. Компания заявила, что не намерена самостоятельно заниматься выпуском солнечных батарей, но готова к сотрудничеству с их производителями». Развитие другого направления альтернативной энергетики – водородной – сдерживают две главные проблемы: простое и дешевое получение водорода и его хранение.12 февраля на //rcc.ru появилось сообщение «Разработана новая система фотокаталитического получения водорода из воды». «Ученые из Университета Восточной Англии (Великобритания) разработали фотоэлектрокаталитическую систему, с помощью которой из воды можно получить водород под действием солнечного света. Система состоит из золотого электрода, который покрывают слой за слоем наночастицами фосфида индия (InP). Затем в слоевую структуру добавляют железосерный комплекс [Fe2S2(CO)6]. Систему погружают в воду, освещают и подают на нее относительно малое электрическое напряжение. В результате образуется водород с эффективностью 60 %. Механизм реакций таков: частицы света, попадающие на нанокристаллы фосфида индия, возбуждают в них электроны. В этом возбужденном состоянии они переносятся на железосерный комплекс. В процессе каталитической реакции железосерный комплекс отдает электроны дальше ионам водорода (H+) из окружающей систему воды, которые затем высвобождаются в виде водорода (H2). А золотой электрод тем временем поставляет необходимые электроны нанокристаллам фосфида индия. В отличие от других современных систем получения водорода из воды, данный метод обходится без органических молекул, которые нужно постоянно поддерживать в возбужденном состоянии, при этом они деградируют, и это ограничивает срок службы систем с органическими компонентами. Новая система полностью неорганическая и, соответственно, существенно более долговечная. Авторы разработки считают ее альтернативой существующим методам промышленного производства водорода». Не надо думать, что хранение энергии в виде водорода – самый эффективный способ решения этой задачи. 9 февраля //popnano.ru сообщает, что «Американцы решили проблему с хранением электроэнергии». «Американская компания Magnum Energy LLC планирует построить подземные пещеры на глубине около 1,5 километров для хранения в них сжиженного воздуха, который будет использоваться для получения электроэнергии…Строить подземные хранилища планируется недалеко от города Дельта в штате Юта. В этом регионе располагаются подземные соляные запасы, которые будут вымываться специальной техникой. На первом этапе планируется построить хранилища для природного газа, добываемого в Скалистых горах, в относительной близости от хранилища. После того как технология будет опробована, Magnum Energy LLC займется строительством хранилища для воздуха. Авторы проекта подчеркивают, что сжатый воздух может считаться одним из самых дешевых способов хранения электроэнергии. Так, например, в ясный день солнечная электростанция будет производить избыток электроэнергии. Его будут направлять на сжатие и закачку воздуха. Когда электричество снова понадобится, воздух заставят крутить турбины. Таким образом авторы проекта планируют решить основную трудность в повсеместном внедрении экологически чистых электростанций - трудности с хранением электроэнергии». Мне лично это решение кажется гораздо красивее, чем возня с водородом. Еще одно весьма актуальное направление энергетики – биохимическая переработка отходов. 24 февраля на //popnano.ru помещена заметка «Биотопливо из ферментных "коктейлей"».  «Ученые разработали специальные "коктейли" из природных ферментов, с помощью которых предлагают перерабатывать в топливо различные виды пищевых и бумажных отходов - от апельсиновой кожуры до газет. Группа ученых по руководством профессора Генри Даниэля (Henry Daniell) из Университета Центральной Флориды заявляет, что разработанные ими смеси ферментов пригодны для переработки сложных трудно разлагаемых растительных углеводов, в том числе и целлюлозы, в простые сахара, которые затем бактериями перерабатываются в этанол. Полученный таким образом биоэтанол намного дешевле, чем производимый по существующим на данный момент биотопливным технологиям. Он может быть использован в двигателях различных транспортных средств, при этом выбросы углекислого газа, даже с учетом цикла производства топлива, будут существенно ниже, чем выбросы от сжигания традиционного углеводородного топлива. Кроме отходов в предлагаемой технологии могут использоваться некоторые виды сельскохозяйственных культур, в частности, сахарный тростник, просо…Наиболее важным преимуществом технологии Даниэля над существующими технологиями переработки растительной биомассы в этанол является возможность перерабатывать целлюлозу - основную составляющую всех растений, в том числе и древесины, из которой производится бумага. Целлюлоза является очень прочным природным полимером, разрушить который до простых фрагментов - молекул глюкозы - современные технологии переработки биомассы в топливо не позволяют. Именно поэтому основным сырьем для производства биоэтанола в настоящее время служит кукуруза, содержащая большое количество более простых сахаров. Для того чтобы добиться такого результата, команда ученого использовала гены грибков, вызывающих гниение древесины, и внедрила их в ДНК табака. Получение таких ферментов путем переработки растений табака, а не путем химического синтеза, намного выгоднее с экономической точки зрения, что позволяет сделать получающееся в итоге биотопливо дешевле. Кроме того, табак не является продовольственным продуктом, поэтому его производство в энергетических целях не будет вызывать роста цен на продукты питания. Даниэль надеется, что использование табака для производства биотоплива в итоге станет более выгодным, чем производство сигарет, что будет способствовать отказу людей от курения. Другие ферменты, используемые в "коктейлях" Даниэля, также могут быть получены с помощью грибов и бактерий. После ферментного разложения до простых сахаров растительная биомасса перерабатывается бактериями, производящими этанол. В настоящее время ученые работают над тем, чтобы довести свои разработки до коммерческого применения». Замечу, что российские ученые также имеют что предложить  в области переработки целлюлозы в биотопливо.
Раздел ЭЛЕКТРОНИКА в этом обзоре включает всего две заметки. Под 18 февраля на //popnano.ru размещена заметка «Плазма вместо мытья рук». «Врачам и работникам больниц приходится десятки раз в день мыть руки, а это занимает драгоценное время. Новое устройство, разработанное усилиями нескольких лабораторий, позволит избавиться от мытья рук. Вместо того,чтобы мыть руки, человеку нужно просто засунуть их в маленькую коробочку. Руки будут очищены плазмой – газом, которым заправляют неоновые знаки, флуоресцентные трубки и дисплеи телевизоров. Ученый Грегор Морфилл (Gregor Morfill) утверждает, что кроме бактерий, плазма уничтожает вирусы и грибки. Морфилл с коллегами протестировали устройство на руках и ногах: «Это работает. К примеру, ноги атлетов будут идеально чистыми всего за 25 секунд. При этом не потребуется даже снимать носки». Использование плазмы для уничтожения микроорганизмов само по себе не ново. Плазму уже применяют для стерилизации медицинских инструментов. А вот использование плазмы на человеческой ткани – совсем другое дело, говорит Марк Кушнер (Mark Kushner) – руководитель Университета Мичигана по исследованию плазмы: «Десятки тысяч вольт будут проходить во время этого процесса и для человека это крайне опасно». Однако устройство разработано таким образом, что человеку ничего не угрожает и во время очищения плазмой никаких неприятных ощущений не возникает. Устройство занимает совсем мало места и может быть размещено где угодно. Ориентировочная стоимость «плазмаочистителя» составляет всего $100». Еще Еще Никола Тесла показал, что дело здесь не в напряжении. Опасность определяется силой тока. Вспомним знаменитые фотографии типа «Тесла с молнией в руках». Главное - иметь холодную голову и горячее сердце. А уж руки-то сделать чистыми нетрудно. 9 февраля www.membrana.ru сообщает, что «Разработано сенсорное покрытие с квантовой начинкой». «Британская компания Peratech  совместно с Samsung Electronics объявили о скором появлении сенсорного экрана нового типа. Его поверхность, созданная из уникального композитного материала, сверхчувствительна к силе нажатия — для надёжной фиксации прикосновения достаточно её смещения всего лишь на 2 микрометра. Несмотря на то что сенсорные экраны существуют довольно давно, пока не появилось массовой и доступной технологии, позволяющей регистрировать не только факт нажатия, но и его силу. Инженеры из Peratech, созданной в 1996 году на базе одной из исследовательских лабораторий Даремского университета, предлагают решить эту проблему, сделав покрытие экрана из специального токопроводящего композитного материала –QTC. Quantum Tunneling Composite - композитный материал с эффектом квантового туннелирования", так расшифровывается название новинки, призванное подчёркнуть её главный козырь. Суть туннельного эффекта состоит в "перепрыгивании электронов" между двумя проводниками, когда те находятся на близком расстоянии, но всё ещё разделены изолирующим слоем. Багодаря туннельному эффекту у QTC-поверхности при нажатии сопротивление падает по экспоненте, причём разница в проводимости между свободным и сжатым состоянием достигает 1012 раз. В QTC-поверхности туннельный эффект достигается благодаря использованию металлических частиц диаметром около 10 нанометров, по форме напоминающих утыканные шипами шары. Не касаясь друг друга, они при надавливании чуть-чуть сближаются и начинают эффективно проводить ток. Такой подход экономит довольно много энергии по сравнению с поверхностью из проводящих полимеров с линейно падающим по мере нажатия сопротивлением. Помимо более удобного интерфейса "прокрутки" технология QTC, что гораздо более интересно, сможет привнести в сенсорные экраны дополнительное "третье измерение" вдобавок к координатным осям X и Y. Первые образцы устройств с измерением силы нажатия на экран от Samsung могут появиться уже в апреле нынешнего года…»
Раздел  НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ я стараюсь делать разнообразным, помещая описания нетрадиционных и остроумных решений. Добиться этого нетрудно, информации всегда больше, чем позволяют габариты обзора. 26 февраля www.membrana.ru сообщает, что «Китайцы разработали звукоизоляционный материал из латекса». «Новый вид дешёвой и эффективной звукозащиты придумала команда инженеров под руководством Чжиюя Яна(Zhiyu Yang) из Гонконгского университета наук и технологии. Тонкие плитки могут "останавливать" звук в широком диапазоне частот. Низкочастотные звуки часто не дают покоя жильцам крупных домов. И неважно, что становится источником шума (буйные соседи или взлетающий неподалёку самолёт). Длина звуковых волн низкой частоты позволяет им легко преодолевать стены любой толщины. К примеру, длина волны 100-герцового звука в воздухе составляет три метра, а уж в твёрдом материале и того больше. Ни один подрядчик не возьмётся возводить стены толщиной в несколько метров. Но решение проблемы всё же существует: на строительном рынке присутствует масса звукоизоляционных материалов, отфильтровывающих хотя бы часть приходящего шума. Изобретение китайских специалистов на их фоне выделяется относительной простотой и дешевизной. Ян и его коллеги создали панели из латекса и пластмассовых накладок. На 3-миллиметровую пластиковую сетку, состоящую из квадратов с длиной стороны один сантиметр, наносится латексная мембрана. В центре каждого квадрата располагается небольшая утяжелённая пластиковая пластина. Новинка чем-то напоминает керамическую плитку, только легче (3 килограмма на квадратный метр) и толще – около 15 миллиметров. Когда звуковые волны падают на изоляционные панели, мембрана и пластины начинают резонировать на разных частотах. "Внутренняя часть мембраны колеблется в обратной фазе к внешней части", — поясняет Ян. В результате звуковые волны гасят друг друга, и шум сквозь преграду не проходит. Каждая пластина "поглощает" звук определённого небольшого диапазона частот (какого именно зависит от веса пластины). Чтобы создать стену, защищающую от звука в пределах 70-550 герц, достаточно составить друг с другом пять панелей (мембран с пластинами), каждая из которых будет настроена на свою частоту. Общий вес конструкции в таком случае вырастет до 15 килограммов на квадратный метр (при толщине около 60 миллиметров)». «Учёные создали суперклей многократного использования», пишет 19 февраля www.membrana.ru. «Суперклей, или своеобразную "химическую велькро" (ленту-липучку), придумали специалисты компании General Motors. Новинка имеет ряд преимуществ перед похожими разработками, но при этом обладает и некоторыми ограничениями в применении. На создание необычного материала группу исследователей под руководством Тао Се(Tao Xie) вдохновили липкие ленты, имитирующие крепление лап геккона к различным поверхностям. Новый материал состоит из полимера с памятью формы, твёрдого пластика, который становится эластичным при нагревании до 68 °C, и слоя полимера с разветвлённой структурой. В составе второго присутствуют молекулы, которые могут создавать прочные водородные связи друг с другом. Однако созданию связей между двумя кусками таких "бутербродов" необходимо немного поспособствовать (твёрдые полимеры образуют плохой контакт). Для этого специалисты GM нагревают и сжимают составляющие между собой. В результате формируются миллионы водородных связей, которые "схватывают" место соединения поверхностей. Затем по мере охлаждения полимеры затвердевают. Сила адгезии (прилипания) нового материала составляет семь ньютонов на квадратный миллиметр. По заверениям Technology Review, лучший из созданных ранее "гекконовских" клеев может выдержать в семь раз меньшую нагрузку. Отметим, что современные суперклеи обладают гораздо более впечатляющими характеристиками. Однако новинка от GM имеет одно неоспоримое преимущество: будучи крепко соединёнными в охлаждённом состоянии, куски материала легко расклеиваются при нагревании. Исследователи установили, что после двух циклов прилипания-отлипания "химическая велькро" теряет около одной трети прочности сцепления (этот показатель, мягко говоря, не самый лучший — эффективный материал должен показывать хотя бы сотню циклов при сохранении той же силы адгезии). Учёные уже придумали необычное применение своей новинке. Например, Се предлагает использовать своё детище для создания автомобилей по индивидуальному заказу. Другие исследователи уверены, что полимер хорошо подошёл бы для скрепления деталей компьютеров и прочей электроники, что, по их мнению, облегчило бы процесс переработки таких устройств. Впрочем, здесь не стоит забывать, что "химическая велькро" работает только до определённой температуры, а потому её применение весьма ограничено. Другие варианты использования: скрепление деталей мебели, игрушек и даже составляющих комнат (под нужды офиса или отеля)». 1 февраля //popnano.ru пишет, что «Электрохромные окна сэкономят электричество». «...Американская Национальная лаборатория по возобновляемой энергии (National Renewable Energy Laboratory, NREL) предлагает высокотехнологичный эквивалент "солнечных очков" для зданий – электрохромные окна, меняющие свои оптические свойства для регулирования внутренней температуры помещений и освещения. Обычные окна с прозрачными стёклами слабо препятствуют проникновению нагревающих помещение до неприемлемого уровня солнечных лучей. Кроме решения этой проблемы, по словам исследователя NREL Дейна Джиллеспи (Dane Gillaspie), динамические окна могут сэкономить некоторое количество электричества, которое уходит на обеспечение работы осветительных приборов. В частности, в США повсеместная установка новой разработки потенциально сэкономит восьмую часть всей расходуемой зданиями энергии в течение года. Непосредственно технология изменяющих цвет (и соответственно уровень прозрачности) окон появилась более двух десятилетий назад, но до сих пор коммерческий успех достигнут не был. Квадратный метр стекла стоит до $1000, и приемлемыми такие цифры не назвать…Компания обещает, что в течение следующих пяти лет вместе с усовершенствованием технологии и налаживанием производства стоимость снизится на 70%. Изолирующие свет окна изготавливаются из нескольких слоёв стекла, а пространство между ними заполняется газом. В электрохромных окнах очень тонкий ряд динамических материалов расположен на внешней панели. Это три слоя: активный электрод и противоэлектрод (никель и оксиды вольфрама), разделённые ионным проводником (литий). Цвет меняется, когда прикладывается небольшое электрическое поле и ионы лития перемещаются в рабочие слои электродов. Процесс может быть инициирован сенсорами или ручным переключателем. Способность такого окна блокировать свет доходит до 98% прямых лучей. Изменение полярности напряжения вызывает миграцию ионов обратно в "свой" слой, и стекло вновь становится прозрачным. По словам Джиллеспи, оксиды металлов применяются из-за отсутствия эффекта деградации под воздействием света. Гарантия на разработку даётся 10-летняя, что для зданий более чем немного, но NREL намерена довести параметр до 20 лет и выше. Хотя электрохромные окна сами потребляют энергию, сэкономить они могут существенно больше. Стекло площадью 140 м2 нуждается менее чем в 75 Вт. Благодаря регулированию микроклимата через окна внутренние системы нагрева, охлаждения и освещения могут быть менее мощными. Как показало компьютерное моделирование, энергопотребление на охлаждение снижается на 49%, пиковый расход мощности падает на 16%. Подробные условия не приводятся, поэтому в зависимости от конкретного здания цифры могут различаться, и существенно. Динамические слои электрохромных окон напоминают солнечную ячейку. Они изготавливаются при помощи процесса вакуумного напыления, используемого при производстве фотоэлектрических преобразователей и полупроводников. Для сверхтонких покрытий это эффективный вариант, но он медленен и энергозатратен. Исследователи NREL рассчитывают осуществить переход на недорогие технологии печати и металлическую печатную краску. Сейчас рассматривается возможность получения электрохромных плёнок на гибких пластиковых подложках вместо стекла, а значит и производство "рулонным" методом, как в случае газет. Такие покрытия будут пригодны для установки на уже существующие окна. Стоимость при этом, очевидно, также снизится. Подключаемая обычно к электросети здания система может быть абсолютно автономной и получать питание от встроенных в то же окно небольших солнечных панелей». 1 февраля //popnano.ru поместил заметку «Бронеавтомобиль из композитных материалов». «Закончились испытания первый армейский бронеавтомобиль, корпус которого вообще лишен железных компонентов – только на композитных материалах. Весит он почти на полтонны легче, а значит – способен взять на столько же больше полезного груза. «Полностью композитный военный автомобиль» (All Composite Military Vehicle, ACMV) – детище компании TPI Composites, которая на днях объявила об успешном завершении его полевых испытаний. Разработчики обещают, что появление этого автомобиля в армии станет большим прорывом, ведь ACMV обеспечит транспортировку по пересеченной местности грузов и солдат, высокую степень их защиты, повышенную грузоподъемность, устойчивость к коррозии и снижение некоторых других издержек по ремонту, меньшее потребление топлива. Полевые испытания ACMV начались еще в октябре прошлого года, в ходе них он преодолел более 80 тыс. км по дорогам и бездорожью. Тесты проводились в двух конфигурациях – с нагрузкой балластом и пустым. На стендах и полигонах проводились тесты и других важных параметров – статической и динамической устойчивости, скорости ускорения и т.д. В первой половине 2010 г. автомобиль должен пройти следующую важную фазу испытаний. Базовая платформа для ACMV выбрана стандартная – классический американский армейский «хамви» HMMWV, жителям Москвы знакомый в гражданской версии Hummer. Однако это лишь платформа: на ACMV весь каркас и вся защита, от рамы до воздухозаборника, не содержат ни единого грамма железа. Все эти элементы выполнены по форме совершенно такими же, но по содержанию – композитными. И судя по всему, композит не подкачал: глава TPI Стив Локард (Steve Lockard) официально выразил радость успехами, которые продемонстрировал ACMV на испытаниях. «Существенное снижение веса, - добавил он, - позволит в будущем усилить и бронезащиту, повышая безопасность солдат внутри автомобиля». Общая экономия составит более 400 кг, а как распорядиться этим весом – уже следующий вопрос». Хочется, чтобы так же успешно композиты осваивал и гражданский транспорт. 10 февраля www.strf.ru пишет, что «Пленка плексигласа стала более гладкой». «В Институте физических проблем им. Ф. В. Лукина разработали и опробовали методику сглаживания неровностей поверхности полиметилметакрилата в нанометровом и субнанометровом диапазонах. Методика основана на облучении вакуумным ультрафиолетом с длиной волны около 124 нм. В настоящее время полимер, называемый полиметилметакрилатом (ПММА), больше известный в быту как органическое стекло или плексиглас, находит широкое применение в различных областях науки и техники…Важно так модифицировать поверхность полиметилметакрилата, чтобы ее параметры точно соответствовали конкретным нуждам того или иного устройства. Одним из параметров полимера, оказывающим существенное влияние на рабочие характеристики устройства, является шероховатость поверхности в нанометровом диапазоне. При использовании пленки полиметилметакрилата в качестве резиста, толщина и неровности поверхности определяют минимальный размер элемента, который можно получить в ходе проведения нанолитографического процесса. При использовании полиметилметакрилата в качестве конструкционного материала в микро- и наноэлектромеханических системах рельеф трущихся поверхностей будет определять действующую силу трения, а, следовательно, связанные с трением потери энергии и термодеформации миниатюрного механизма. Для изготовления микрожидкостных устройств, качество поверхности микро- и наноканалов задает характер и скорость течения по ним используемых в устройстве жидкостей. В медицине, изменяя шероховатость поверхности трансплантанта, можно избирательным образом влиять на адсорбцию определенных белков, что позволяет повысить биосовместимость искусственного органа…Одно из основных преимуществ описанного процесса обработки — он практически не вызывает нагрева образца. Кроме того, модификация происходит только в тонком поверхностном слое полимера, не затрагивая материал в объеме...До недавнего времени в лабораторной практике отсутствовал удобный и простой в изготовлении тест-объект, с помощью которого можно было бы надежно фиксировать нанометрового масштаба изменения рельефа, происходящие в процессе обработки вакуумным ультрафиолетом. В ходе проведения данного исследования такой тест-объект был найден. Найденный тест-объект представляет собой пленку полиметилметакрилата субмикронной толщины, нанесенную с помощью центрифуги на полированную поверхность кремниевой пластины и обработанную в кислородной высокочастотной плазме. В ходе обработки в кислородной ВЧ-плазме поверхность пленки претерпевает наноструктурирование — вместо гладкой поверхности со среднеквадратичной шероховатостью 0.3 нм образуются четко выраженные нанозерна со средним латеральным размером 66 нм и средней высотой 1.8 нм…Помимо эффекта сглаживания ученые института, анализируя фурье-спектры поверхности, обнаружили интересный феномен. Оказалось, что наноструктурированная в кислородной ВЧ-плазме поверхность полиметилметакрилата частично упорядочена…» Серьезной проблемой последнего времени является проблема экспресс-анализа токсичности искусственно создаваемых наноматериалов. 4 февраля www.strf.ru сообщает, что «Токсичность наноматериалов помогут определить люминисцентные бактерии». «Специалисты биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова предложили простой и удобный тест для предварительной оценки токсичности наноматериалов. В качестве тест-объекта они использовали генетически модифицированую кишечную палочку…Исследователи использовали штамм кишечной палочки со встроенным геном из светящихся морских бактерий. Суспензию клеток смешивали с одностенными углеродными нанотрубками (это частицы диаметром от 0,7 до 2 нм и длиной до нескольких мкм) таким образом, чтобы в 1 мл водной суспензии присутствовали 1 млрд. клеток и 0,2 мг частиц, и выдерживали разное время при комнатной температуре. (Частицы синтезировали методом дугового разряда в лаборатории спектроскопии наноматериалов ЦЕНИ ИОФ РАН им. А. М,Прохорова.) Затем клетки отмывали от нанотрубок и рассматривали с помощью атомно-силового микроскопа. Клетки кишечной палочки, проведшие несколько дней в воде, выглядят как настоящие палочки. Однако после 4-х суток инкубации с углеродными нанотрубками поверхность бактерий была деформирована. Клетка частично утрачивает содержимое, из-за чего ее изображение имеет провал в средней части. На 7-8-е сутки содержимое клеток вытекает полностью, и от бактерий остается только сплющенная клеточная оболочка. Исследователи отмечают, что материал, из которого изготовлены нанотрубки, не оказывает на клетки такого действия. Бактерицидными свойствами обладают именно нанотрубки. Через двое суток инкубации с ними количество живых бактерий в суспензии сократилось вдвое, через 3 суток — более чем на порядок. Очевидно, эти структуры механически разрушают бактериальную клеточную стенку и мембрану под ней. Углеродные нанотрубки не только вызывают внешние изменения бактерий и снижают их жизнеспособность, но и влияют на клеточный метаболизм. Уже через час совместной инкубации бактерии в два раза увеличивают потребление кислорода, но к третьему часу оно приходит в норму. Уровень метаболизма удобно также определять по свечению клетки: после инкубации с нанотрубками кишечная палочка с геном морской фотобактерии светится далеко не так ярко, как должна. Уже через сутки биолюминесценция снижается на 45—50%. Ученые установили, что между жизнеспособностью клеток и их биолюминисценцией существует прямая связь. Измерять бактериальную биолюминесценцию просто, а экспресс анализ образца занимает не более получаса. Биохимические нарушения в клетках кишечной палочки происходят значительно раньше, чем становятся заметными внешние изменения. Особым образом высушенные люминенсцентные бактерии можно хранить месяцами. Поэтому исследователи предлагают использовать люминесцентные бактерии в качестве биотестера при определении токсичности наноматериалов». Лично я сомневаюсь, что нанотрубки только механически разрушают клеточные мембраны. Все-таки острия нанотрубок содержат активные центры, которые запускают всевозможные каталитические процессы, в том числе в клеточной мембране.
Проблема здорового питания приобретает такие масштабы, что пришла пора и нам на нее окликнуться. 24 февраля //popnano.ruсообщает, что «Британцы обещают разработать продукты здорового питания». «Специалисты из Бирмингемского университета (Великобритания) создали шоколад с низким содержанием жира. Новинка почти на две трети состоит из воды, но по вкусу и запаху ничем не отличается от обычного шоколада. Чтобы получить такой продукт, ученые заменили жир на простую воду, частицы которой соединили с кристаллами какао-масла. Тает «здоровый» шоколад при температуре 32–34 градуса Цельсия. По словам исследователей, технологию замены жира такими субстанциями, как вода, воздух или гель, можно применять и в других продуктах. К примеру, они планируют изготовить майонез всего 5-процентной жирности, который по вкусовым качествам не будет уступать традиционному жирному соусу. Кроме того, станет возможным создание овсяной каши, после употребления которой чувство сытости сохранится на протяжении шести часов. «Суперкаша», как называют ее разработчики, содержит жидкость, которая при взаимодействии с кислотой в желудке превращается в гель, за счет чего дольше переваривается. Кроме того, новая технология также позволит снизить количество соли в продуктах на 80%.Таким образом, считается, что «продукты нового поколения» улучшат здоровье нации и помогут справиться с проблемой ожирения. По последним данным, от него страдают 17% британских детей и каждый четвертый совершеннолетний житель страны». Мне кажется, что все эти изыски в области лайт-продуктов, хоть и довольно остроумны, но малоэффективны. Дело в мозгах. Пока у человека есть достаток, но нет в жизни дела, ради которого он готов забыть о еде, он будет жиреть.  
Раздел ТРАНСПОРТ  в этом обзоре можно с полным основанием назвать «На земле, в небесах и на море». Начнем с дел земных. 4 февраля //popnano.ru публикует заметку «Революционно новое колесо велосипеда». «15 декабря, на Копенгагенской конференции по изменению климата (Copenhagen Conference on Climate Change) исследователи Senseable City Laboratory Массачусетского технологического института(MIT) дебютировали со своей последней разработкой – Copenhagen Wheel. «Копенгагенское колесо» - революционно новое колесо велосипеда, которое не только увеличивает его мощность, но и может отследить друзей, пробки в городе или погоду. При его изготовлении использовали технологию KERS (Kinetic Energy Recovery System), которая в свое время радикально изменила Формулу-1. Когда велосипедист тормозит и преодолевает крутой спуск, его кинетическая энергия восстанавливается двигателем и затем сохраняется батареями в колесе. А когда наездник нуждается в помощи, например, при езде в гору или сильном встречном ветре, двигатель автоматически добавляет тяги. Для этого специальный сенсор отслеживает давление с цепи колеса на вилку. И если давление выше обычного, то велосипедист получает помощь. Все дополнительные функции – направление движения, скорость, погода, маршруты и прочее – доступны при помощи iPhone-приложения, которое устанавливает через наушники прямую связь с велосипедом по Bluetooth. Лаборатория пытается устранить неуклюжие версии других электрических велосипедов с тяжелыми батареями и громоздкими проводами, помещая всю технологию в колесо. Первые опытные образцы были развиты при сотрудничестве с компанией Ducati Energia и итальянским министерством охраны окружающей среды. Ожидается, что колесо выйдет в производство в следующем году, с ценой конкурентоспособной стандартному электрическому велосипед у(500-1000$)...» Мне кажется, революционность этого колеса – преувеличение журналистов, но как пример комбинирования разных устройств в одном – годится. 3 февраля www.membrana.ru сообщает, что «Hitachi построит самый быстрый в мире лифт». «Японская компания объявила, что в апреле нынешнего года завершит строительство башни G1TOWER – самого высокого в мире центра для разработки и экспериментов с быстрейшими лифтами на Земле. Здание, чьё название означает Global №1, вознеслось на высоту 213,5 метра, но насчитывает всего девять этажей. Под землю G1TOWER уходит на 15 м. В новом центре Hitachi будет проводить тесты лифтов, способных двигаться со скоростью 1080 м/мин (64,8 км/ч) – так быстро пока не ездит ни одна кабина на Земле. Нынешние рекордсмены, построенные корпорацией Toshiba Elevator and Building Systems, работают в 509-метровом тайваньском небоскрёбе Taipei 101 и развивают максималку 1010 м/мин. Что же касается самого высокого здания в мире, потрясающегоBurj Khalifa, то все 57 лифтов и 8 эскалаторов для него изготовила компания Otis. У неё в бывшем "Бурдж Дубае" свои достижения: отисовский лифт проходит наибольшую дистанцию в 504 метра, другой экземпляр доставляет пассажиров на самую высокую точку в 638 м, также в небоскрёбе ходят самые быстрые двухэтажные лифты на планете (их скорость 600 м/мин) и 25 "зелёных" энергоэффективных подъёмников серии Gen2. Возвращаясь к новому центру Hitachi, следует отметить, что пока компания пользуется 90-метровой исследовательской башней, построенной ещё в 1967 году, и параллельно с G1TOWER строит 172-метровую испытательную базу в Шанхае, намереваясь поспеть к лету. Японцы ожидают, что рынок лифтового хозяйства будет расти, особенно в Китае, и стремятся отхватить кусок пирога побольше». Теперь переходим к новому виду транспорта – летающим ранцам, двоюродным племянникам Карлсона. «Реактивный ранец позволит летать над водой», сообщает //popnano.ru 3 февраля. «Удача сопутствует изобретателю Раймонду Ли из Ньюфаундленда уже который год. Только он получил патент на изобретение реактивного рюкзака летом 2007, как и сам рюкзак уже на подходе. Идея персонального средства передвижения, находящегося за плечами, не нова, но этот образец, пожалуй, самый жизнеспособный. Все предыдущие устройства были оснащены небезопасными воздушными винтами, работа которых поддерживалась тяжелым мотором, да и легко воспламеняющееся топливо в рюкзаке не добавляло спокойствия. Опасность для жизни и здоровья человека, использующего ранец, вкупе с немалой массой оборудования, обесценивала все плюсы новаторских летающих устройств. В JetLev-Flyer, так назвал свое детище Раймонд Ли, безопасность человека учтена в первую очередь. Все более-менее опасные устройства максимально удалены от любителя полетов, за его спиной лишь управляемые сопла. Мощная струя воды поднимает в воздух устройство вместе с человеком. Заборный шланг, водяной насос и мотор для его привода, объемный бак с горючим, все это размещено на поплавке округлой формы, соединенном с рюкзаком длинным шлангом. Шланг также является ограничителем высоты подъема. С января нынешнего года Раймонд начинает приём заказов на JetLev-Flyer. Основная целевая категория, на которую рассчитывает предприимчивый канадец, это компании, занимающиеся досугом туристов на морских курортах или приключенческих турах. Как пишет Newfoundland and Labrador Independent, давление внутри труб ранца развивается не очень большое, около 7 атмосфер, так что риска взрыва или ожога тут нет. Полёты проходят над водоемами, в случае аварии человек падает воду, и ранец удерживает владельца на поверхности. Аппарат способен достичь предельной высоты полёта в 15 метров, и разогнаться до скорости 75 км/ч. Запас же хода обещан в 300 километров. Стоимость реализации JetLev-Flyer пока неизвестна». А вот еще один ранец, уже с пропеллерами: «Martin Aircraft начинает серийный выпуск летающих ранцев», пишет 26 февраля www.membrana.ru. «Представители новозеландской фирмыMartin Aircraft объявили о подписании соглашения с неназванной международной авиастроительной компанией о начале выпуска первых 500 серийных персональных летательных аппаратов. Наконец-то желающие полетать на дорогостоящей игрушке смогут заполучить её в свободное пользование…До сих пор речи о массовом распространении новинки не было. На сайте компании потенциальным покупателям лишь предлагалось «заполнить форму». Впрочем, любители со стороны всё же могли полетать на "джетпаке", но только воспользовавшись услугами новозеландской компании Total Experience…Теперь же новинку начнут продавать всем желающим. Когда это произойдёт, пока точно не известно. Но старт дан: $12-миллионный контракт подписан. И Martin Aircraft уже сейчас объявила цену будущего агрегата – £50 тысяч (или $76 000). Подъёмную силу персональному летательному аппарату обеспечивает бензиновый двигатель, раскручивающий пару винтов. Тангаж и крен управляются одной рукой пилота, смена курса и тяга двигателей — второй. Кстати, Jetpack не слишком экономичен и лоялен к природе: он "поедает" около 40 литров топлива в час (что в несколько раз больше, чем у средней легковушки). Напомним другие характеристики: ширина и высота агрегата около полутора метров, мощность движка 200 л.с., одного бака горючего хватает на 48 километров безостановочного полёта (на скорости до 100 километров в час). В тестовых рейсах аппарат достигал высоты в 2400 метров. Отметим, что система оснащена множеством "предохранителей", обеспечивающих высокую безопасность полётов. Так как летающий ранец (к слову сказать, на ранец не очень-то и похожий) без пилота весит "всего" 113 кило, для полётов на нём нет необходимости получать специальную лицензию пилота, по крайней мере в Великобритании и США. Единственное, что нужно будет пройти потенциальному покупателю, – это курс подготовки от Martin Jetpack. Кстати, пока вес пилота ограничен верхней планкой в 90 килограммов. Идея реактивных/ракетных  ранцев появилась ещё в 20-х годах прошлого века. В 1960-х военные США взялись за её разработку. Чуть позже появились разнообразные "вариации на тему": аппараты Springtail,Skywalker Jets, Libelula, Jet Pack International и другие. Реальный коммерческий продукт обещали также выпустить создатели ракетного ранца Rocket Belt(обещанная цена – $250 тысяч) и его водного собрата  Jetlev-Flyer ($150-175 тысяч, см. предыдущую заметку), но и те и другие массовыми продажами пока похвастаться не могут». Кому ближе ранцы, а кому - самолеты-шпионы. 5 февраля www.strf.ru пишет, что «В США испытывают сверхлегкий беспилотник на солнечных батареях». «Новый сверхлегкий БЛА «Зефир» (Zephyr) с солнечными батареями создан английской компанией «Кинетик» и ее американским филиалом «Кинетик Норт Америка» (Qinetiq North America). В настоящее время смешанная группа американских и английских специалистов проводит летные испытания БЛА на полигоне Юма (шт. Аризона)…Аппарат предназначен для длительных высотных полетов с целью ведения наблюдения, обеспечения связи, мониторинга целей и границ, борьбы с пиратством. Корпус БЛА выполнен из углепластика, крыло размахом 22,8 м покрыто сверхтонкой пленкой из аморфного кремния и фактически представляет собой кремниевую солнечную батарею, аккумулирующую энергию в светлое время суток. Преобразованная солнечная энергия аккумулируется на борту в перезаряжаемой серно-литиевой батарее и питает двигатель с двумя воздушными винтами. Масса БЛА, который может запускаться с руки, менее 43 кг. Продолжительность нахождения в воздухе — до трех месяцев. Проводимые в США испытания являются частью второй фазы контракта стоимостью 44,8 млн дол, который выдан управлением морских операций ВМС США и министерством обороны Великобритании. Контракт на создание БЛА «Зефир» рассчитан до 2014 г. и его реализация может привести к ускоренной разработке, проведению войсковых испытаний и запуску в серийное производство высотной беспилотной платформы для длительных полетов». 26 февраля www.membrana.ru пишет, что «Построено самое крупное в мире солнечное судно». «На верфи HDW в германском Киле завершено строительство катамарана PlanetSolar – крупнейшей на планете "лодки", питающейся исключительно солнечной энергией. На этом аппарате швейцарско-французская команда энтузиастов намерена в 2011 году обогнуть земной шар. 25 февраля корпорация SunPower, изготовившая для PlanetSolar всю "солнечную технику", сообщила: судно готово к ходовым испытаниям, намеченным на март. Длина и ширина судна варьируются в пределах 31-35 и 15-23 метра: в зависимости от того, откинуты или сложены дополнительные батареи. Высота PlanetSolar – 6 метров, водоизмещение – 60 тонн. Максимальная скорость – 14 узлов (25 км/ч). Экипаж из двух человек может принять на борт до двухсот пассажиров, впрочем, пока речь идёт лишь о пятидесяти. Батареи катамарана занимают площадь в 500 квадратных метров и насчитывают 38 тысяч ячеек. КПД каждой составляет 22%, что означает 103,4 киловатта мощности – это самая высокая эффективность среди имеющихся в продаже массовых батарей, гордятся участники проекта (к слову, "лабораторный" рекорд КПД –43%). Команда PlanetSolar рассчитывает, что её "лодка", обошедшаяся в 18 миллионов евро, станет самым быстрым солнечным судном, пересёкшим Атлантический океан, и первым, что переплывёт Тихий и Индийский. Вояж запланирован на апрель 2011-го. Предполагается, что путешествие на расстояние около 40 тысяч километров продлится примерно 140 суток».  Большому кораблю – семь футов под килем!
 Раздел ИНФОРМАЦИЯ  начнем с сообщений о новых технологиях, а потом перейдем к деяниям хакеров. Что делать, таковы приметы современности. 12 февраля //popnano.ru пишет, что создана «Технология, уменьшающая размеры твердотельных накопителей на 90%». «Научная группа, состоящая из специалистов Toshiba и сотрудников токийского университета Кейо (Keio University) разработала новую технологию, позволяющую уменьшить размеры твердотельных накопителей на 90 процентов. Исследователям, во главе с профессором Тадахиро Курода (Tadahiro Kuroda), также удалось добиться снижения потребления энергии на 70 процентов по сравнению с современными моделями. Использование новой технологии позволит изготовить твердотельный накопитель (Solid State Drive, SSD-диск) объемом 1 терабайт, размеры которого не будут превышать величину почтовой марки. Именно такие размеры имеют прототипы, разработанные научной группой. Новые SSD-диски состоят из 128 чипов NAND флеш-памяти и чипа-контроллера. Они способны передавать данные со скоростью 2 гигабита в секунду и основаны на принципе ближних магнитных сигналов (short-range magnetic signal). По словам исследователей, этот способ передачи данных приводит к существенному снижению производственных затрат по сравнению с традиционными способами соединения NAND-чипов. SSD-диски применяются в ноутбуках, нетбуках, интернет- и игровых консолях. Для сравнения, размеры SSD-диска Toshiba THNS512GG8BB объемом 512 гигабайт, анонсированного в декабре 2008 года, ненамного превышают размеры пачки сигарет. Ученые ожидают, что готовые решения на базе новой технологии появятся на рынке в 2012 году». 3 февраля //popnano.ru помещает заметку «Беспроводные технологии: свет вместо радиоволн». «Прием и передача информации по беспроводным сетям обычно осуществлялась посредством радиоволн. Но это не единственный метод. Использование оптической области спектра предоставляет такие преимущества, как большую безопасность и более высокую скорость передачи данных. Ученые из университета Пенсильвании успешно преодолели существовавшее ограничение по скорости в один гигабит в секунду. Разработчики создали систему, в которой лазер высокой мощности передает данные, превращая электричество в инфракрасный свет, который затем отражается ото всех стен и поверхностей и достигает фотодиода. Там данные конвертируются обратно в электросигналы и становятся пригодными для использования. Выпускник университета Пенсильвании Джарир Фадлуллах сказал, представляя свое открытее на конференции в Сан-Франциско: «Пока стены покрашены в абсолютно черный цвет, о передаче данных в пределах комнаты можно не волноваться. Оптическая система, которую мы предлагаем, предоставляет очень широкую полосу пропускания, а значит, и очень большую скорость». О какой именно «большой скорости» говорят ученые? «Мы можем переслать один гигабит в секунду или больше через гигагерцовую полосу», - сказал Фадлуллах. Это по меньшей мере в два раза быстрее, чем рекорд, недавно поставленный «Сименсом» при помощи светодиодов. По результатам исследования, проведенного при поддержке Национального научного фонда, считается, что данное решение стало первым среди оптических технологий передачи данных, не требующих прямой видимости для быстрой передачи информации. Использование оптической части спектра в закрытой комнате без окон даст гарантию, что все переданные сигналы не покинут помещения и не могут быть перехвачены. Другие комнаты, изолированные подобным образом, могут использовать ту же частоту без риска создания помех, но для скоростной передачи данных между разными комнатами или этажами потребуется установка специального сенсора. Беспроводная передача данных при помощи света обещает гораздо больше, чем очевидное повышение скорости работы по сравнению с со старыми добрыми тихоходными радиоволнами. Оптические системы не испытывают проблем с загруженными полосами частот. Отсутствуют и потенциальный риск перехвата волн в процессе их прохождения через определенные материалы. Кроме того, в некоторых местах использование радиочастот может быть неразумным, например, больницы или конструкции, содержащие навигационное оборудование. Свет не требует такого количества ограничений. Еще одним местом приложения новой технологии может быть «беспроводная трансляция» передач телевидения высокой четкости. В настоящее время ученые ищут способы использования ультрафиолетовой и видимой частей спектра также как уже использована инфракрасная часть. Можно предположить, что новая технология поможет в создании экологически безопасных сетей будущего». И снова о хакерах. «Банда хакеров взламывала базы данных корпораций по всему миру», пишет www.strf.ru 19 февраля.«Настоящую кибервойну вела последние полтора года группа китайских и европейских хакеров против корпораций и госучреждений по всему миру. В рамках хорошо скоординированной кибератаки были взломаны компьютерные системы почти 2,5 тыс. компаний и государственных организаций. Злоумышленникам удалось получить доступ к огромным объемам секретных личных и корпоративных данных. По данным компании NetWitness, анализирующей безопасность компьютерных сетей и обнаружившей нарушения безопасности, хакеры похитили данные из компьютерных систем 2411 компаний и организаций — от информации об операциях по кредитным картам до ценной интеллектуальной собственности. Данная кибератака является последней из обнаруженных на сегодняшний день глобальных хакерских операций, и она еще не завершена, поэтому масштабы ущерба пока не установлены до конца. Кроме того, до сих пор не ясно, как хакеры планируют использовать полученную информацию. С конца 2008 года хакеры проникали в корпоративные сети, обманом заставляя работников компаний-жертв переходить по ссылкам на сайты, содержащие вредоносные программы. По словам исполнительного директора NetWitness Эмита Йорана, используемое хакерами шпионское ПО позволяет им удаленно управлять компьютерами и быстро похищать нужные им данные. Более чем в 100 случаях злоумышленники взломали корпоративные серверы, на которых хранятся гигантские объемы информации. В том числе пострадали две крупные фармацевтические компании — Merck & Co и Cardinal Health. Хакеры, командная группа которых, похоже, базируется в Германии, также получили доступ к компьютерам 10 госучреждений США, однако официальных комментариев пока не поступало. В частности, представитель Пентагона заявил, что военное ведомство США не комментирует подобную информацию…». А вот «В Китае прикрыли центр подготовки хакеров», пишет www.strf.ru 8 февраля. «Полиция Китая в ходе спецоперации пресекла деятельность крупнейшего в стране веб-сайта по подготовке хакеров. Онлайн портал под названием «Сеть безопасности черного ястреба» в центральной провинции Хубэй занимался распространением в интернете среди зарегистрированных на сайте пользователей незаконных программ, которые применяются для осуществления кибератак на компьютерные сети. Кроме того, на сайте проводились тренинги и работал хакерский форум. Правоохранительным органом удалось арестовать троих организаторов преступного бизнеса и заморозить активы организации на сумму 1,7 млн юаней (249 тыс долл). По заявлению полиции, члены этого хакерского клуба неоднократно принимали участие в кибератаках на компьютерные сети и счета различных организации». Что же касается нашего «черного ястреба», устроившего порно-показ в Москве, то он был задержан и повинился. Об этом сообщил, в частности, Интерфакс в заметке от 16 февраля «Порно в центре города – конец истории». Весьма интересна техника этого проникновения. «Несмотря на то, что злоумышленник искусно заметал следы в Интернете, сыщикам управления "К" удалось обнаружить его реальное местонахождение в Новороссийске и задержать…Подозреваемый - 40-летний временно неработающий житель этого города с высшим техническим образованием, ранее судимый за подделку документов, неоднократно взламывал компьютеры пользователей сети из любопытства, оттачивая свое "мастерство". Используя вредоносную программу, киберхулиган взломал ресурс организации, находящейся на территории Чечни, и через него проник на сервер, отвечающий за работу светодиодного экрана в Москве. Затем хакер подменил на плэйлисте видеоролик на видео непристойного содержания». Получается, что путь из Новороссийска через Чечню к экрану в Москве не так и труден. Что радости нам всем не добавляет.
Раздел НАУКА. ЖИЗНЬ. ЧЕЛОВЕК сегодня представлен одной, но очень важной темой биороботов. «BioDesign "перепишет" законы эволюции», сообщает //popnano.ru 8 февраля. «В течение последних нескольких лет инженеры DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency, Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) не раз шокировали общественность смелыми, инновационными проектами и идеями. Вспомним хотя бы программу "Кибергеном", или историю про жуков-киборгов. Недавно Агентство DARPA представило очередную программу, цель которой, по мнению некоторых ученых, противоречит законам природы и этики. Эта инициатива, в рамках реализации которой биоинженеры имеют все шансы «переписать» законы эволюции, носит название «BioDesign». Программа «BioDesign», на которую планируется выделить 6 миллионов долларов, предусматривает создание искусственных биологических существ, способных жить вечно. Организмы эти будут программироваться на генетическом уровне и смогут выполнять любые команды «создателей». Для того чтобы эти существа не переметнулись на сторону противника и не начали воевать против хозяев, ученые планируют научить их «подчиняться» на уровне ДНК. То есть образование нежелательных клеток, эмоций, мыслей «пресекут». Кроме того, за этими существами можно будет постоянно следить. В случае, если что-то пойдет не так, ученые смогут задействовать так называемый молекулярный выключатель, который приведет к самоуничтожению организма. По мнению экспертов, жить вечно создаваемые биологические существа смогут посредством молекул, обеспечивающих сопротивление механизмам «старения» и смерти. Инициатива DARPA уже активно обсуждается в кругах ученых и специалистов. По словам некоторых из них, вмешательство синтетической биологии в создание жизни противоречит законам природы и этики. Можно предположить, что сейчас мы имеем дело с воплощением в жизнь стандартного сюжета фантастического боевика. Хотя, кто знает, может к войне между людьми и созданными ими чудовищами эти все эксперименты и не приведут». Фантазия ученых в погонах понятна, надо же как-то «осваивать» бюджет Пентагона. Но все эти разговоры о «подчинении на уровне ДНК», выполнении команд «правильных» командиров рождают ассоциации не с XXI веком, а мечтами вождей Третьего рейха. Какая-то тухлая под всем этим идейная основа.  
Самое время перейти от идейно-биологических проблем к техническим – разделу ИЗОБРЕТЕНИЯ. Хочу остановиться в этот раз на истории создания воздушно-пузырчатой упаковочной пленки (гибкого прозрачного пластикового материала, поверхность которого равномерно покрыта небольшими выступами, заполненными воздухом, который так приятно щелкать). Этому материалу в 2010 году исполняется 50 лет. Я воспользуюсь для этого статьями с сайтов www.strf.ru и www.vtp.com.ua. Это Изобретение появилось в 1957 году, когда один нью-йоркский дизайнер обратился к Марку Чаваннесу (Marc Chavannes) и Алфреду Филдингу (Alfred Fielding) с просьбой придумать новый вид пластиковых обоев на бумажной основе, которые было бы легко и удобно чистить. Идея родилась таким образом, если верить одному из авторов. Однажды Филдинг подлетал к аэропорту Ньюарка в Нью-Джерси, и ему показалось, что пушистые облака как будто смягчают посадку самолета. Тогда ему и пришло в голову использовать пузырчатую пленку для упаковки. Однако идея с пузырьками водуха дизайнеру не понравилась, и об изобретении на время забыли. Но изобретатели решили использовать новый материал для упаковки. В январе 1960 года они основали небольшую компанию Sealed Air и запатентовали пленку под названием Bubble Wrap. Первая партия воздушно-пузырчатой пленки под брендом «Bubble Wrap» была изготовлена вручную в маленьком сарае. На тот момент продукт требовал серьезных доработок. Филдинг и Чаваннес взяли кредит в размере $9000 и уже через шесть месяцев технической работы создали опытный шестидюймовый образец станка, который мог непрерывно производить полиэтиленовые пузырьки. В самом начале производители столкнулись с проблемой: упаковке недоставало герметичности. Чтобы избежать утечки воздуха и повысить эффективность упаковочного материала, в середине 60-х корпорация провела исследование, результатом которого стала разработка станка, позволявшего наносить специальное покрытие на внешнюю сторону полиэтилена. Позже Sealed Air разработала технологию внедрения защитного покрытия внутри пузырьков, что обеспечивало их долговечность и возможность повторного использования. Таким образом, бренд Bubble Wrap получил двойную защиту, благодаря чему утечка воздуха была сведена к минимуму. Амортизирующие свойства воздушно-пузырьковой пленки помогают предохранять упакованный груз от вибрации, ударов и трения, теплоизолирующие свойства помогают предохранять груз от проникновения холода (тепла) в 80 раз лучше, чем стекло и в 120 раз лучше, чем обычная парниковая пленка (замкнутые полости, образованные между слоями полиэтилена, содержат сухой воздух, который является одним из лучших теплоизоляторов), проницаемость для ультрафиолетовых лучей (в отличие от стекла), дает большие преимущества в некоторых областях применения, защитные свойства помогают предохранять груз от влажности (высыхания), а также от загрязнения. Сейчас доход Sealed Air, специализирующейся на различных упаковочных материалах и работающей в 52 странах мира, составляет около 4 миллиардов долларов. Воздушно-пузырчатая пленка стала частью массовой культуры. Помимо упаковки у пузырчатой пленки может быть множество других применений. В частности, многие борются со стрессом, лопая пузырьки. Кроме того, из нее шьют одежду, создают произведения современного искусства, снимают в эпизодах кинофильмов. В смартфонах iPhone появилось специальное приложение, чтобы лопать пузырьки на экране, а в социальной сети Facebook зарегистрировано более 250 групп поклонников изобретения. В нескольких странах проходят конкурсы по скоростному уничтожению пузырьков.
Стать чемпионом по уничтожению пузырьков – вот дело, которому стоит посвятить жизнь! Между нами, слово «лопать» в русском языке имеет несколько другое значение, но как же назвать этот замечательный процесс? Перейдем теперь к сообщениям из серии «о самых больших и самых маленьких». 5 февраля //popnano.ru опубликовал заметку «Самый высокий небоскреб в мире». «Начало 2010 года ознаменовано поистине масштабным и ожидаемым событием – официальным открытием Бурдж Дубай(Burj Dubai), самого высокого небоскрёба в мире…Высота здания составила 828 метров и более 160 этажей. На отделку всего здания ушло в общей сложности 122 000 килограммов порошковых покрытий и 487 000 литров краски. Металлическим матовым порошком покрыли шпиль, чтобы он гармонировал с 28 тысячами алюминиевых панелей, которыми отделаны фасады башни. Инновационное порошковое покрытие специально разрабатывалось для Burj Dubai норвежской компанией Jotun. Считается, что он прослужит около 20 лет с минимальной потребностью в ремонте. Продукция Jotun использовалась и при отделке внутренних помещений. 26 цветных оттенков красок и эмалей из диапазона ‘Fenomastic’ Jotun’s использовались во всех интерьерах небоскреба, ею закрасили около 700 000 кв. метров. Эти краски и эмали не содержат свинца, обеспечивают глянцевое покрытие, и легко моются. Инновации коснулись как внешнего, так и внутреннего устройства башни. При помощи ветряной турбины и комплекса солнечных панелей здание обеспечивает себя энергией. Это совмещено с экономным ее использованием: необходимость в кондиционерах снижена за счет специальной защиты от солнца, покрывающей здание. Отдельного внимания заслуживают лифты небоскреба. Они двухэтажные, и самые быстрые в мире – 18 м/с». О лифтах мы уже говорили в разделе «Транспорт». 10 февраля //popnano.ru сообщил, что «Создан самый миниатюрный датчик в мире». «Ученые создали самый миниатюрный датчик в мире, способный в течение многих лет работать, подпитываясь от энергии света. Будучи имплантированным, он может быть использован для постоянного мониторинга здоровья пациентов или для слежения за изменениями в состоянии конструкций или окружающей среде. "Наша система может функционировать практически неограниченное по продолжительности время, если периодически будет подзаряжаться от освещения, естественного или искусственного. Единственным ограничивающим фактором является износ батареи, но он произойдет через много лет", - сказал профессор Дэвид Блааув (David Blaauw), один из авторов разработки, из Мичиганского университета.Сенсор имеет размеры всего лишь 2,5 на 3,5 на один миллиметр и, таким образом, является в тысячу раз более миниатюрным образцом, чем аналогичные коммерчески доступные устройства и потребляет в две тысячи раз меньше энергии. Большую часть времени сенсор находится в "спящем" режиме, проводя измерения один раз в несколько минут. Разработчики надеются найти применение своему сенсору в самых разных областях. Так, по мнению авторов доклада, их система, будучи имплантированной пациентам, может служить для мониторинга глазного давления, давления крови в мозге и опухолях у пациентов, страдающих глаукомой или раком, или перенесших травмы головы. Более того, ученые могут изменить конструкцию датчика таким образом, что он будет получать энергию от движений человеческого тела или тепла, вместо солнечной. Кроме того, разработка может использоваться в массивах датчиков, использующихся для мониторинга состояния крупных сооружений, таких как мосты, или отслеживания изменений в состоянии окружающей среды в городах или на удаленных территориях». 1 февраля www.strf.ru пишет, что «Белые крыши домов борются с глобальным потеплением». «Покрасив крыши домов во всем мире в белый цвет, можно значительно понизить температуру в городах и возможно даже уменьшить влияние глобального потепления. По словам руководителя группы исследователей Кейт Олсон, «в работах Американского государственного центра климатических исследований показано, что белые крыши, по крайней мере в теории, могут стать эффективным средством для уменьшения жары в городах». При этом г-жа Олсон отмечает, что «остается узнать, возможно ли действительно покрасить крыши домов в городах в белый цвет. И эта задумка требует дальнейшего изучения». Для оценки уровня поглощения солнечного излучения и, соответственно, нагрева ученые использовали компьютерную модель. Например, изменения климата ощущаются в городах существеннее, чем в сельских районах, так как многие поверхности, например асфальтовые дороги или покрытые гудроном крыши, поглощают солнечное тепло. Это создает так называемый «тепловой купол», где температура выше, чем в сельской местности на 1—3 градуса Цельсия. Белые крыши и светлые дороги могут отражать тепло, а не поглощать его. В результате если бы крыши по всему миру были покрашены в белый, то эффект «теплового купола» сократился на 33 процента. А это в свою очередь охладило бы города в среднем на 0,4 градуса Цельсия, что было бы особенно заметно в летнее время. Также белые крыши могли бы понизить температуру и внутри зданий». Что и говорить, простое и эффективное предложение. Остается только понять, а существует ли вообще глобальное потепление?
Продолжим тему простоты и экономичности. 8 февраля www.membrana.ru пишет о том, что «Новый принтер обходится без чернил и бумаги». «Никаких чернил, тонера и любых типов сменных картриджей (барабанов и так далее) не требуется настольному принтеру PrePeat RP-3100 II от японской компании Sanwa Newtec. Также он не нуждается и в обычной офисной бумаге. Вместо бумаги PrePeat использует очень тонкие и гибкие листы специально разработанного пластика. Прецизионная печатающая головка нагревает пластиковый лист в нужных точках, что проявляется в изменении цвета. Самое интересное: когда отпечатанный документ становится ненужным, его можно снова заправить в лоток данного принтера. Простой нагрев пластика до другого значения температуры возвращает этой "бумаге" прежний вид, и потому на старом исписанном листике можно буквально в одно движение немедленно напечатать новое изображение. Нельзя сказать, что японский чудо-принтер сэкономит своим владельцам такие уж большие средства за счёт отказа от чернил и бумаги, поскольку сам по себе этот экоаппарат стоит более $5500, а каждый пластиковый листок формата A4 для него — $3,3 (и продаются они в пачке по тысяче штук). Но, с другой стороны, один этот лист может быть повторно использован примерно тысячу раз, уверяют японские инженеры! Нетрудно догадаться, что принтер, совершенно не нуждающийся в каких-либо расходных материалах, просто согреет душу менеджера компании, у которой имеется действительно мощный оборот "промежуточных" бумажных документов, живущих считанные дни, а то и часы. Тут уже высокая цена прибора не будет иметь особого значения». И последнее в этом разделе сообщение посвящено триумфу военно-космической мысли потомков инженера Гарина. 12 февраля www.membrana.ru сообщила, что «Летающий лазер впервые сбил жидкостную баллистическую ракету». «Успехом завершились испытания американского противоракетного лазера воздушного базирования Airborne Laser...Летящий недалеко от побережья Калифорнии самолёт обнаружил специально выпущенную баллистическую ракету и сжёг её лучом ещё на разгонном участке траектории. Такое произошло впервые в мире. Лазерную стратегическую противоракетную систему несколько лет разрабатывали, строили и тестировали (сперва на земле) несколько компаний, главные из которых Boeing (самолёт-носитель оружия — Boeing 747-400F, интеграция всех систем), Northrop Grumman (боевой лазер мегаваттного класса — самый мощный мобильный лазер на планете) и Lockheed Martin (системы определения цели и наведения установки. Теперь же настал момент истины: сложнейший комплекс, занимающий львиную долю фюзеляжа переделанного "Боинга", показал себя в деле — сбил настоящую ракету. Баллистическая ракета была выпущена с мобильной морской платформы. Всего через несколько секунд приборы экспериментального самолёта Airborne Laser Testbed (ALTB) зафиксировали ракету и начали сопровождение цели низкоэнергетическим лазером. Затем был включён второй маломощный лазер для замера атмосферных помех и коррекции боевого луча, и наконец по ракете был открыт огонь из мегаваттного лазера, который нагрел цель до появления "критических повреждений". На уничтожение ракеты системе потребовалось менее двух минут. Менее чем через час в небо была выпущена вторая ракета — уже на твёрдом топливе. ALTB поймал в перекрестие и её, приступив к обстрелу, однако лазер был намеренно выключен до уничтожения цели, поскольку были выполнены все задачи данного теста. Аналогичную твердотопливную баллистическую ракету ALTB успешно сжёг 3 февраля 2010 года. "С этого успешного эксперимента Airborne Laser проложил путь для нового поколения ультраточного высокоэнергетического оружия. Будущие платформы направленной энергии изменят путь, каким Соединённые Штаты смогут защищать себя и своих союзников. Возможность приложить точно размеренную силу со скоростью света спасёт жизни", — заявил после испытания Майкл Ринн (Michael Rinn), вице-президент Boeing и директор программы Airborne Laser». Летающий лазер - это вам не крыши белым красить. Тут понимать надо…
Последний раздел моего обзора - КУРЬЕЗНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.  12 февраля www.membrana.ru пишет о том, что «Пентагон заказал инженерам умного четырёхнога». «Устройство, вызывающее оторопь», назвал заметку об этом устройстве //popnano.ru. «"Ходячая система поддержки команды" (Legged Squad Support Systems —LS3) — так будет называться боевой робот, способный переносить крупный груз по пересечённой местности. $32 миллиона на его постройку получила от агентства по передовым оборонным исследованиям DARPA компания Boston Dynamics. Как нетрудно догадаться, LS3 является наследником нашумевшего во всех смыслах «Большого пса»(BigDog), поражающего умением не просто ходить, но держать равновесие даже при сильных ударах в бок. Однако LS3 должен быть крупнее, сильнее, выносливее и умнее предшественника. Так, если BigDog нёс 55 килограммов полезного груза, то LS3 рассчитан уже на 181 кг. Запас его хода на одной заправке должен превышать 32 километра. Робот будет способен оставаться на ходу до 24 часов кряду. Новичку не потребуется дистанционное управление — благодаря машинному зрению LS3 сможет следовать за человеком-лидером. Также машину оснастят GPS и научат путешествовать в одиночку к указанной точке. Бортовой генератор робота заодно сможет поставлять питание для зарядки батарей различных приборов и систем связи, переносимых солдатами или морскими пехотинцами.
"Пока LS3 существует только в виде эскиза (иллюстрация Boston Dynamics)."
Boston Dynamics сообщает, что для реализации проекта собрала достойную команду инженеров, включая специалистов из компании Bell Helicopter, университета Карнеги-Меллона и Лаборатории реактивного движения. Свои первые шаги LS3 должен сделать в 2012 году». Пожалуй, хватит уже о военной технике. Пора сказать и об изобретениях для развлечения. 8 февраля //popnano.ru задается вопросом: «К 2015 году "летающий отель" станет реальностью?» «Несмотря на то, что современные самолеты обладают повышенной комфортностью, полеты на них остаются все такой же утомительной и вынужденной необходимостью. Компания Seymourpowell, занимающаяся дизайном и инновациями, предлагает свой способ улучшения этой ситуации. Концепт Aircruise, разработанный специалистами Seymourpowell, представляет собой огромный вертикальный дирижабль, работающий на природной энергии и предназначенный для путешествий класса люкс. Для этого внутри Aircruise спроектированы роскошные апартаменты со спальнями и столовыми, есть бар и другие различные зоны для отдыха и расслабления. Четыре воздушных купола, заполненных водородом, должны держать Aircruise в воздухе. В случае разрыва любого из куполов, каждый из них способен самозаклеиться, чтобы свести к минимуму возможность катастрофы. Обеспечивать дирижабль энергией будут солнечные панели и система Polymer Electrolyte Membrane (PEM), которая использует водород, хранимый на борту и кислород из воздуха. При этом скорость Aircruise будет равняться 145 км в час. С такой скоростью поездка от Лондона до Нью-Йорка заняла бы 37 часов. Конечно, такой полет займет гораздо больше времени, чем обычный рейс, но если учесть возможность отдохнуть и расслабиться, то это совсем неплохо. К тому же, в отличие от реактивных самолетов, Aircruise не загрязняет атмосферу ядовитыми выхлопами, а в свете повсеместных экологических проблем это весомый аргумент в пользу «летающего отеля. Концепт привлек внимание известной корейской фирмы Samsung Construction & Trading. (которая, кстати, была ведущим подрядчиком для Burj Khalifa в Дубайи). Теперь Samsung ищет возможность воплощения смелых идей Seymourpowell, чтобы к 2015 Aircruise стал реальностью». А на борту летающего отеля можно будет поиграть в «CTRUS - инновационный мяч, который не нужно надувать». Об этом //popnano.ruпишет 27 февраля. «На выставке CeBIT в 2003 году был представлен футбольный мяч с небольшим чипом внутри. Уже тогда этот чип мог заставить камеры автоматически следить за полетом мяча, или разрешить спорные моменты на предмет голов, офсайдов. Проблема разработчиков заключалась только в креплении чипа внутри накачанного воздухом мяча. В 2005 компании Adidas и Cairos Technologies году проводили успешные совместные испытания своей версии электронного мяча, который с высокой точностью мог определять своё положение на поле и передавать координаты судьям. Тогда же были созданы подобные чипы для игроков. А в начале 2007 года на Международном стадионе в Йокогаме FIFA представила усовершенствованную версию электронного мяча под названием Teamgei2t совместного производства все тех же Adidas и Cairos Technologies. Мяч имел всего одну необычную функцию, он сигнализировал о пересечении линии ворот со 100-% точностью. Зашифрованный сигнал передавался на часы официальных судей матча. Эта версия мяча была опробована на Кубке Мира – FIFA Club World Cup Japan 2007, 7-16 декабря. Несмотря на значительные нагрузки во время игры, чипы, подвешенные в их центре на 12 растяжках, не получали никаких повреждений. Внешне мяч ничем не отличался от обычных мячей. Ну и, наконец, версия 2010 года, получившая название “CTRUS” , а именно прозрачный электронный футбольный мяч, который не нужно надувать. При этом его физические характеристики сопоставимы с обычным футбольным мячом. Внутри находится конструкция сложной формы, а снаружи “CTRUS” покрыт оболочкой из укрепленного эластомера, что делает его более гибким по сравнению с ранее используемыми мячами. В концепцию, также, заложены и такие «фишки», как преобразование кинетической энергии в электрическую и подсветка мяча разными цветами в зависимости от ситуации на поле».
 
Вот и готов очередной  обзор новостей науки и техники. Честно говоря, мне не очень нравится, что многие разработки сделаны для военных или бездумного времяпровождения. Но что есть, то есть. Будем надеяться, что и они так или иначе послужат на пользу человечеству.  Надеюсь, что уважаемые читатели «Методолога» согласны со мной.
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Обзор научно - технической ...

Изображение пользователя Дмитрий Гончаренко.

Спасибо за эти подборки, с удовольствием их читаю. Они позволяют мне экономить время и в то же время не пропустить что-то интересное, до чего руки обычно не доходят.

Subscribe to Comments for "Обзор научно - технической информации - февраль 2010"