Что делать, чтобы признали

«Бог шел путем простых решений,

и, как мы что ни назови,

все виды наших отношений

- лишь разновидности любви».

Игорь Губерман

(конечно, и ее противоположности. В.М.) .

Каждый, кто занимается творчеством знает, что после того как, что то сделаешь новое, оказывается трудно доказать окружающим, свою правоту. Я много раз сталкивался с такой ситуацией и обычно говорил себе – сам и виноват, не так объяснил, не смог представить и т.д. Потом, анализируя ситуацию, я узнавал, что кому - то это было не выгодно, кто - то удивлялся, почему я, а не он и т.д. Сейчас, когда голова не занята рабочими мыслями, вдруг не с того ни с сего в памяти всплывают воспоминания о моем уходе с одной работы, с другой работы, как писались статьи и т.д. И начинаешь понимать, что было не все так просто - были скрытые причины, недоброжелатели и т.д.

Буквально на днях, после того как было сообщение о создании искусственной ДНК, которая заработала в клетке, я наткнулся в ИНТЕРНЕТЕ на интересную статью против дарвинизма и о многом таком, о чем не знал, но меня поразили слова Ламарка, которыми эта статья заканчивалась. Как говорил Жан Батист Ламарк: «Как бы велики ни были трудности, сопряжённые с открытием новых истин при изучении природы, ещё большие трудности стоят на пути их признания». Я думаю, это относится не только к новым истинам при изучении природы, но и к другим областям деятельности людей.

Вдумайтесь еще раз, что сказал Ламарк – трудно открыть, но еще труднее сделать , чтобы ее признали! Но конечно не всегда так! «Пионер геномики - Крейг Вентер создал "искусственную жизнь" - живую клетку с синтезированным геномом, сообщают СМИ». По - моему, все, даже папа Римский признали, но не все согласились, что надо это делать. Но ведь науку остановить нельзя, даже если ее не финансировать. Пример создания «искусственнуой жизни» показывает, что эту истину приняли. Почему? Мне представляется, что общество давно готово и ожидало это открытие – многим интересно, как из не живого возникает, живое. Несомненно, эта работа не закончена. Несомненно, можно обдумать и наметить ряд противоположных экспериментов, в том числе как происходит деление клетки с ручной ДНК, как влияет окружающая среда на начало деления и т.д.

А теперь посмотрим на работу Г.Альтшуллера, которую кратко можно назвать – каждый человек может и должен быть изобретателем! Независимо от образования - и рабочий, и инженер, и ученый! Посмотрите, сколько появилось отзывов на работу Певзнера «Почему ТРИЗ не получил большого успеха»? Ну, во - первых, по определению Ламарка - так и должно быть. Во-вторых, многие из нас простых людей верили, что нашему социалистическому государству такие люди не просто нужны, но и необходимы. Мы видели, что слова расходятся с делами, но продолжали верить, что кто - то не понимает и поэтому не помогает. На самом деле руководству страны до творчества не было дела, а иногда оно – творчество может даже вредить. Но можно встать и на точку зрения, что мы САМИ виноваты, что ТРИЗ не признана, и не преподается в школе, институте, университете.

Несомненно, есть и скрытые причины, о которых мы не говорим. Давайте посмотрим, например, на работу Крейга Вентера. Он имеет группу, которая с ним работает, и трудно представить, что он сам собирал ДНК. Они все трудились в поте лица и знали, что они делают великое открытие. Первый враг изобретателя – он сам. Г.Альтшуллер создал лабораторию, но не смог по разным причинам заинтересовать, заставить всех сотрудников работать на общую идею. Кроме того - это была общественная лаборатория. А ведь Вентер трудился, имея прекрасную оплату труда. Очень много зависит от сотрудников и их самомнения о себе. Если почти каждый сотрудник хочет работать самостоятельно и делать то, что он хочет –то, конечно, добиться признания трудно.

Я знаю несколько тризовских фирм, которые и разбогатели уже при капитализме, но удержаться на плаву не смогли. Правда есть как минимум одна фирма, которая достигла многого, но ведь ей нельзя разглашать коммерческие тайны, а результаты у них блестящие.

Автор ТРИЗ провел громадную работу по пропаганде этого инструмента. Он изъездил всю страну и был определенный успех, но он оказался кратковременным. На примере южной Кореи мы видим, что если есть заинтересованность у хозяина фирмы, то дело идет. Но как только хозяин уходит, приходят другие люди и все усилия пропадают. А бывает и так, что хозяин понимает для чего ТРИЗ, и дает возможность работать, но громкого открытия, которое сделано с помощью ТРИЗ не получилось.

Другой пример. Один школьный класс изучал ТРИЗ все десять лет учебы, и результаты обязаны быть, но чем дело кончилось, страна не знает. Мы не умеем или не хотим найти пути для показа успехов применения ТРИЗ. Я знаю, и об этом писал, как Марат Гафитулин работал на заводе - провел несколько циклов обучения и получил блистательные результаты - я у него выпытал показать мне документы о результатах работы. А что дальше? Пришел новый директор, и занятия прекратились. А отличные результаты легли в домашний архив.

Конечно, я многого не знаю, но и то, что знаю, позволяет мне сделать выводы о том, что надо было бы сделать:

1. Собрать весь материал об успешном применении ТРИЗ в школах, на заводах и фирмах. Он должен быть таким, чтобы он читался с интересом, но кратким и с реальными предложениями.

2. Издать этот материал и передать его в правительство, в думу, губернаторам.

3. Убедить руководство страны создать лабораторию по совершенствованию и внедрению ТРИЗ на частных и госпредприятиях.

4. Необходимо составить учебник и софт по ТРИЗ, и продавать их в магазинах «Не по карману».

5. Необходимо создать шоу – ТРИЗ. Некоторые тренеры по теннису считают, что корт – это сцена, а теннисисты – это артисты, Почему нам не посчитать, что тризовцы, артисты, которые ведут программу по нахождению задач и их решений.

Естественно я понимаю, что эти предложения –воздушный замок, но все же…. Конечно, можно оставить все как есть и ждать, что будет дальше. Тогда и не стоит задавать вопросы, почему ТРИЗ не имеет успеха! Как мысль Ламарка мы можем применить для принятия обществом ТРИЗ? Не рассчитывая на легкое признание, а зная, что оно будет очень тяжелым следует использовать все доступные Вам методы воздействия - психологический, графический, исторический, художественный и т.д.

Хочу привести пример из собственной практики. Через год, после прихода на работу в СКТБ «Светлана» я вопреки своему желанию, был назначен главным конструктором полупроводникового высокочастотного и мощного германиевого транзистора. Сотрудников, которые за меня болели, было немного. По правилам через некоторое время я должен был защищать эскизный проект, и мне пришлось попыхтеть, чтобы были прекрасные графики, фотографии и т.д. Я был молодой и подготовился так, что сам был доволен. Защита, проходила в присутствии сотрудников лампового ОКБ. Мы же шли на смену радиоламп, и они понимали, что скоро им придется со своими изделиями прощаться, но не думали, что так скоро как оказалось на самом деле. Когда я сделал доклад и ответил на вопросы и поблагодарил присутствующих, ведущий защиту главный конструктор особо подчеркнул, что он услышал настоящую защиту кандидатской диссертации. Я такую похвалу запомнил на всю жизнь. Но я действительно очень старался, чтобы донести смысл разработки.

И вот наступила пятница, для меня это «день политинформации». Ко мне по пятницам заезжает мой хороший собеседник и мы беседуем. В этот раз я его спросил - куда он едет в отпуск? На Борнео - ответил он. Как же ты дошел до жизни такой? - спросил я. И вот, что он рассказал. После службы на флоте он поступил работать на фирму, в которой дела шли прекрасно. Он занимался айкидо и ТРИЗ. Через какое-то время он понял, что у фирмы нет будущего. Он пошел поговорить с хозяином и попытался ему объяснить, что его не устраивает только проблема будущего. Разговор не получился и он уволился. Каждый человек – специалист хотя бы в одной профессии. И он ее знает очень хорошо и видит все достоинства и недостатки, и кроме этого знает, или думает, что знает, что надо потребителю. Я вспомнил, что и Ю.Даниловский был в такой же ситуации, и он создал успешную фирму, производящую новые товары. Мой гость тоже понял, что нужно потребителю и решил создать фирму. Я спросил - А где ты взял деньги? И тут я понял, что не каждый тризовец настолько смел и верит в себя, что сможет решиться на такой шаг. Мой собеседник смог и ему друзья дали в долг, по тем временам крупную сумму, которую он давно уже выплатил. Он применяет ТРИЗ в своей работе и ратует за нее. Но он считает, что тот, кто хочет, что бы ТРИЗ работала, должен создать свою фирму и выпускать продукцию и участвовать в управлении фирмой, в конкурентной борьбе и т.д. Мне было интересно услышать, как он управляет фирмой. Сейчас он фирму разделил на две, но обе выполняют одну главную функцию. Мне представляется, что занятия почти 20 лет айкидо позволило ему выработать целый ряд свойств характера, которые полезны и тризовцам и предпринимателю – это и смелость в мыслях, и в принятии решении и их исполнении, доведение начатого дела до успешного окончания, если можешь помочь - помоги и т.д. Может эта привычка с флота, а может, не разучился, и помнит что не все богатые, но очень хочет, чтобы ТРИЗ помогла тем, кто хочет вырваться из нищеты.

Теперь обратимся ко второй противоположности мысли о признании. Нам представляется, что мы живем в такое время, когда даже ученые могут обмануть как своих коллег, так и общество. Но и в прежне времена такие случаи, были. Когда узнаешь о новом открытии, то закрадывается мысль –это правда? Недавно сознался в своем подлоге южнокорейский ученый. Поэтому открытие Крейга Вентера тоже вызывает у некоторых людей осторожное восприятие. Ну, будем надеяться что это открытие правда!

И последнее. Слушая по программе «Культура» выступление академиков я вдруг обнаружил, что одни лекции я слушаю с интересом, боясь пропустить хоть одно слово, за другие – без интереса. Совершенно случайно я узнаю, что недалеко от меня проживает женщина, которая посвятила последние годы жизни обучению риторики детей и желающих взрослых. Тот, кто слышал их выступление, был приятно удивлен. «Понятие риторика означает науку об ораторском искусстве, возникшую еще в античные времена в школах софистов. В этих школах обучали красноречию, построению выразительной, как письменной, так и устной речи». Так вот академики выступали как обычные люди.

Интересно, что я хорошо вижу чужие, нежелательные эффекты, но как - то не вижу свои. Когда я начал преподавать технологию полупроводников в Радиополитехникуме, то внутренне гордился собой - мне представлялось, что я выступаю хорошо. Поэтому, когда я стал преподавать в школе молодого изобретателя, у меня не было сомнения в своем ораторском искусстве. Однако, в действительности это не так. Ораторское искусство – это все время удаляющийся горизонт, оно может совершенствоваться всю жизнь. Ну, естественно, «если все идет хорошо, очевидно, ты что-то недосмотрел».

И вот если бы на занятиях по ТРИЗ был бы хотя бы небольшой курс «РИТОРИКИ», то это помогло бы нам не только представлять и защищать ТРИЗ, но и достойно ее преподносить людям.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Что делать, чтобы признали"